сестринская помощь при сахарном диабете
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 17.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Современное состояние изучаемой проблемы 5
1.1 Анатомо-физиологические особенности поджелудочной железы 5
1.2 Роль инсулина в организме 7
1.3 Классификация сахарного диабета 10
1.4 Этиология и патогенез сахарного диабета 12
1.5 Клиническая картина сахарного диабета 16
ГЛАВА 2. Сестринская помощь при сахарном диабете 17
2.1 Сестринский процесс работы с пациентами при сахарном диабете 17
2.2 Действия медицинской сестры при введении инсулина 18
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Создание режима отдыха.Контроль за приемом лекарств.Введение инсулина.Осмотр стоп на наличие трещин, незаживающих ран.Выполнение предписаний врача о физических нагрузках, даже минимальных.Создание комфортной среды в палате.Смена белья лежачим больным.Контроль за питанием, соблюдением диеты.Дезинфекция кожного покрова, при наличии ран на теле, ногах, руках пациента.Очистка ротовой полости диабетика, профилактика стоматита.Забота об эмоциональном спокойствии пациента.2.2 Действия медицинской сестры при введении инсулинаНепосредственное сестринское вмешательство при инсулинотерапии включает в себя следующие действия медицинской сестры:Мытье рук, использование стерильных перчаток;Подготовку стерильного материала и инструмента; Доставку всего необходимого в палату к пациенту или его приглашение в соответствующий кабинет для проведения инъекции;Получение разрешения пациента на проведение инъекции;Освобождение места для инъекции и его обеззараживание;Подкожное (под углом 30 – 40) градусов введение инсулина. Важно помнить, что массировать место укола категорически нельзя. Шприц необходимо держать в направлении вниз, чтобы обеспечить максимально точную дозу инсулина пациенту. Чтобы не навредить пациенту, необходимо соблюдать некоторые правила хранения и применения инсулина. Флаконы с инсулином следует хранить в холодильнике при температуре от + 1 ° до + 10 ° С. Замораживать инсулин запрещено.Перед употреблением флакон необходимо вынуть из холодильника, чтобы он находился при комнатной температуре в течение двух часов. Медсестра должна проверить срок годности, название и дозу препарата, а также оценить прозрачность инсулина [12]. Только инсулин длительного действия может быть мутным. Препараты пролонгированного действия вводят не чаще одного раза в сутки, но по назначению врача могут применяться дополнительные дозы инсулина.Бывают случаи, когда необходимо одновременно вводить как простой, так и пролонгированный инсулин. В этом случае набирается сначала пролонгированный и простой инсулин. Несмотря на это, рекомендуется вводить инсулин разными шприцами. При введении инсулина шприц и игла должны быть сухими. Инсулин набирается в шприц еще двумя делениями.Медицинская сестра должна помнить, что в 1 мл инсулинового шприца вмещается 40 ЕД инсулина. После набора инсулина игла обязательно меняется. Также для осуществления качественной инсулинотерапии медицинской сестре необходимо помнить, что: Инсулин нужно вводить за 15 минут до еды в назначенной врачом дозе; Необходимо применять специализированные одноразовые шприцы для введения инсулина;1 деление 1 мл шприца содержит 2 единицы.Перед введением инсулина необходимо определить величину перегородки шприца. Перед забором инсулина из флакона крышку обрабатывают спиртом, металлический диск отгибают, затем обрабатывают резиновую пробку. При проведении укола в отделении используется стерильный лоток со стерильной пеленкой. Чтобы инъекция инсулина не навредила здоровью пациента, страдающего сахарным диабетом, необходимо соблюдать все предписанные меры и избегать отклонений от правил. Инсулинотерапия проводится исключительно медсестрами, имеющими соответствующую квалификацию и практический опыт.ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬНаблюдение № 1.Пациент 34 года, находится на стационарном лечении в эндокринологическом отделении с диагнозом сахарный диабет I типа. Жалобы:сухость во рту;жажду;учащенное мочеиспускание;зуд кожных покровов;общую слабость.В окружающем пространстве ориентируется.Беспокойный,нарушен сон, вера в успех лечения отсутствует, боится за свое будущее.Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, сухие со следами расчесов, подкожно-жировая клетчатка выражена слабо. Язык сухой. Пульс 88 уд./мин., АД 140/90 мм рт. ст., ЧДД 16 в мин.Тактика медицинской сестры:Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.Объяснить пациенту правила сбора мочи на сахар.Покажите технику введения инсулина п/к.Проблемы пациентаПотенциальные: риск развития гипо- и гипергликемической ком, риск развития диабетической стопы, риск развития ретинопатии.Приоритетная проблема является – жажда.Цель краткосрочная: пациент отметит уменьшение жажды после введения инсулина.Долгосрочная цель: у пациента исчезнет жажда, полиурия, кожный зуд в результате коррекции дозы инсулина.Таблица 1. План действий медицинской сестрыПланМотивацияОбеспечить питание согласно диете № 9.Для нормализации углеводного обмена.Обеспечить пациенту лечебно- охранительный режим.Для снятия психоэмоционального напряжения, тревоги, своевременной самодиагностики прекомы.Провести беседу с пациентом о сути его болезни.Для активного участия пациента в лечении.Обеспечить контроль за уровнем сахара в крови и моче.Для коррекции дозы инсулина.Обеспечить гигиенический уход за кожными покровами.Для предупреждения присоединения инфекций.Провести обучение больного правилам выполнения инъекций инсулина.Для лечения заболевания и профилактики осложнений на амбулаторном этапе.Осуществлять наблюдение за состоянием и внешним видом пациента(пульс, АД, ЧДД, состояние сознания).Для своевременного выявления осложнений и оказания неотложной помощи при прекоматозном состоянии.Оценка эффективности: пациент замечает улучшения состояния; поделится знаниями о своей болезни, возможных осложнений и диете. Цель достигнута.2. Студент демонстрирует доступный уровень общения с пациентом, объясняет ему правила сбора мочи на сахар.3. Студент демонстрирует на фантоме технику подкожной инъекции инсулина в соответствии с алгоритмом действия.Оснащение: одноразовый инсулиновый шприц с иглой, одна дополнительная одноразовая игла, флакон с препаратами инсулина, стерильные лотки, лоток для использованного материала, стерильный пинцет, 70% спирт или другой кожный антисептик, стерильные ватные шарики(салфетки), пинцет, ёмкости с дезинфицирующими средствами для замачивания отработанного материала, перчатки.Подготовка к процедуреУточнить у пациента информированность о лекарственном средстве и его согласие на инъекцию.Объяснить цель и ход предстоящей процедуры.Уточнить наличие аллергической реакции на лекарственное средство.Вымыть и осушить руки.Приготовить оснащение.Проверить название, срок годности лекарственного средства.Извлечь стерильные лотки, пинцет из упаковки.Собрать одноразовый инсулиновый шприц.Приготовить 5-6 ватных шарика, смочить их кожным антисептиком в лотке, оставив 2 шарика сухими.Нестерильным пинцетом вскрыть крышку, прикрывающую резиновую пробку на флаконе с препаратами инсулина.Одним ватным шариком с антисептиком протереть крышку флакона и дать ей подсохнуть или протереть крышку флакона сухим стерильным ватным шариком (салфеткой).Сбросить использованный ватный шарик в лоток для использованных материалов.Вшприц набрать лекарственное средство в нужной дозе, при этоисменить иглу.Отложить шприц в стерильный лоток и транспортировать в палату.Помочь пациенту принять удобное для данной инъекции положение.Выполнение процедуры.Необходимо надеть перчатки.Обработать место инъекции последовательно 3-мя ватными тампонами (салфетками), 2 смоченными кожным антисептиком: вначале большую зону, затем – непосредственно место инъекции, 3 сухим.Обязательно убрать воздух из шприца в колпачок, оставив лекарственное средство в строго назначенной врачом дозе, снять колпачок, взять кожу вместе инъекции в складку.Ввести иглу под углом 45 градусов в основание кожной складки (2/3 длины иглы); указательным пальцем придерживайте канюлю иглы.Перенести левую руку на поршень и ввести лекарственное средство. Не нужно перекладывать шприц из рук в руки.Техника подсчёта пульса и дыхания. Частоту сердечных сокращений у ребёнка можно посчитать: -по пульсации родничка,-на височной артерии, -на сонной артерии, -на плечевой артерии, - на бедренной артерии.Извлечь иглу, продолжая придерживать ее за канюлю; к месту инъекции прижать сухую стерильную ватку.Окончание процедуры:Сделать легкий массаж места инъекции, не отнимая ваты (салфетки) от кожи.Поместить ватный шарик (салфетку) в лоток для использованных материалов.Помочь пациенту занять удобное для него положение.Уточнить состояние пациента.Провести дезинфекцию использованного оборудования в отдельных ёмкостях на время экспозиции.Снять перчатки, замочить их в растворе дезсредства на время экспозиции.Вымыть и осушить руки.Наблюдение № 2Пациент 20 лет, доставлен в приемное отделение больницы в бессознательном состоянии. Со слов матери, страдает сахарным диабетом с 5 лет, получает 22 ЕД инсулина в сутки. Ходил в поход на два дня, инъекции инсулина не делал. По возвращении домой жаловался:на слабое состояние;желание спать;жажду;отсутствие аппетита ;вечером потерял сознание.Объективно: кожные покровы сухие, мускулатура вялая, зрачки сужены, реакция на свет отсутствует, тонус глазных яблок снижен, пульс 90 уд. в минуту, АД 90/60 мм рт.ст., ЧДД 24 в 1 минуту, в выдыхаемом воздухе запах ацетона.Тактика медицинской сестры:Определите и обоснуйте состояние пациента.Составьте алгоритм действий медицинской сестры.В результате неправильного поведения больного (отказ от выполнения инъекций инсулина) развилась потеря сознания, связанная с резким повышением сахара в крови, - кетоацидотическая кома.Информация, позволяющая м/с заподозрить неотложное состояние:- страдает сахарным диабетом с 5 лет; - два дня не делал инъекций инсулина;- до потери сознания беспокоили: слабость, сонливость, жажда, потеря аппетита;- кожные покровы сухие; - мышечный тонус снижен; - тахикардия, АД снижено; - запах ацетона в выдыхаемом воздухе.II. Алгоритм действий медицинской сестры:срочно вызвать врача с целью окончательной постановки диагноза и назначения лечения; срочно вызвать лаборанта для определения уровня глюкозы в крови;уложить пациента на бок, предупредив возможное западение языка и асфиксию рвотными массами;приготовить и ввести по назначению врача изотонический раствор хлорида натрия, инсулин с целью уменьшения ацидоза и глюкозы в крови;контроль пульса, ЧДД, температуры тела;обеспечить уход за кожей и слизистыми, путем обработки их антисептическими растворами во избежание присоединения вторичной инфекции;транспортировка пациента в реанимационное отделение для дальнейшего лечения и корректировки уровня сахара в крови.ЗАКЛЮЧЕНИЕСестринское вмешательство – это система оказания помощи больным с различными нарушениями здоровья, необходимая для восстановления и поддержания их здоровья.Сестринский процесс при сахарном диабете включает в себя профессиональную медицинскую помощь, особенности которой заключаются в осуществлении индивидуального подхода к каждому конкретному пациенту. Сестринский процесс и сестринское вмешательство при сахарном диабете позволяют осуществить качественный контроль над системой здоровья больного, отследить изменения его состояния, оказать психологическую поддержку, если возникнет подобная необходимость. Потенциальная проблема у пациента, страдающего сахарным диабетом, которая может быть решена грамотным сестринским уходом, заключается в необходимости обеспечения безопасности и комфорта. Для реализации профессионального сестринского присмотра за группой пациентов (или одним человеком) закрепляется медицинская сестра, которая тесно взаимодействует с ними и решает целый ряд задач: Изучение национальных, культурных, возрастных особенностей пациентов;Оказание помощи врачу в процессе разработки плана и диагностики лечения сахарного диабета. Как уже отмечалось ранее, сахарный диабет лечится инсулинотерапией, для реализации которой необходимо сестринское вмешательство. Показания и противопоказания к такому типу лечения определяются врачом. Перед осуществлением непосредственного сестринского вмешательства необходимо провести определенную подготовку. При этом медицинская сестра выполняет следующие действия:Предупреждает пациента о назначенной инсулинотерапии; Сообщает ему время и место инъекции (в случае общего режима пациента); Предупреждает пациента о необходимости приема пищи сразу после инъекции инсулином. Медицинская сестра не имеет права самостоятельно рассчитывать или корректировать дозу инсулина. Эти функции выполняются исключительно врачом. Инсулин вводится в переднюю брюшную стенку и передненаружную поверхность бедер, а также в подлопаточную область. Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что роль медицинской сестры в работе с пациентами с сахарным диабетом велика. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Анциферов, М. Б. Книга для пациентов с сахарным диабетом 2 типа / М.Б. Анциферов. - Москва: Мир, 2010. - 196 c.Ахманов, М. Диабет. Стратегия жизни / М. Ахманов. - М.: Вектор, 2012. - 288 c.Бебнева, Ю. В. Диабет. Как облегчить себе жизнь / Ю.В. Бебнева. - М.: АСТ, ВКТ, 2008. - 128 c.Богданова, О. Большая книга диабетика. Все, что вам необходимо знать о диабете / О. Богданова, Н. Башкирова. - М.: АСТ, АСТ Москва, Прайм-Еврознак, 2008. - 352 c.Вебер В. Р., Чуваков Г. И., Лапотников В. А. Основы сестринского дела; Медицина - Москва, 2013. - 299 c. Виилма, Лууле Диабет / ЛуулеВиилма. - М.: "Издательство АСТ", 2011. - 160 c.Гордон, Н. Диабет и двигательная активность / Н. Гордон. - М.: Олимпийская литература, 1999. - 144 c.Давиденкова, Е. Ф. Генетика сахарного диабета / Е.Ф. Давиденкова, И.С. Либерман. - М.: Медицина, 1988. - 160 c.Данилова, Н. Диабет. Методы традиционной и альтернативной медицины / Н. Данилова. - М.: Вектор, 2009. - 224 c.Колядич, Мария Депрессивная симптоматика как предиктор осложнений сахарного диабета / Мария Колядич. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2011. - 168 c.Мазнев, Н. Диабет, панкреатит и другие заболевания эндокринной системы. 800 проверенных рецептов / Н. Мазнев. - М.: Рипол Классик, Дом. XXI век, 2010. - 448 c. Ослопов В. Н., Богоявленская О. В. Общий уход за больными в терапевтической клинике; ГЭОТАР-Медиа - Москва, 2009. - 222 c. Первушина, Е. В. Диабет и его профилактика. Эндокринная система / Е.В. Первушина. - М.: Амфора, 2013. - 913 c. Хюртер, П. Книга о сахарном диабете 1 типа. Для детей, подростков, родителей и других / П. Хюртер, Л. Трэвис. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 194 c.
Сахарный диабет является хронической болезнью, развивающейся в тех случаях, когда поджелудочная железа не вырабатывает достаточно инсулина или, когда организм не может эффективно использовать вырабатываемый им инсулин. Инсулин — это гормон, регулирующий уровень содержания сахара в крови. Распространенным результатом диабета неконтролируемого является гипергликемия или повышенный уровень сахара в крови, что со временем приводит к серьезным повреждениям многих систем организма, особенно нервов и кровеносных сосудов.
В настоящее время, согласно данным Международной федерации диабета (IDF), в мире зарегистрировано 415 млн человек, которые болеют сахарным диабетом. К 2040 г. прогнозируется рост числа людей больных диабетом до 642 млн чел. [1]. В связи с ростом количества больных СД является актуальной возможность получения точной информации о состоянии здоровья таких пациентов (развитие осложнений, продолжительность жизни, инвалидность и т.д.).
Преобразования в социальной сфере требуют постоянных изменений в сестринском деле, которое является важнейшим компонентом отрасли, обладающей значительными человеческими ресурсами и потенциалом для удовлетворения потребностей населения в доступной, качественной и эффективной медицины профилактики населения России. Медсестры - огромная общественная сила, и сегодня в динамичном мире, в век высоких медицинских технологий, пациентам как никогда необходимы хорошие и умелые руки, улыбка, сострадание, тепло.
Являясь самой многочисленной группой работников здравоохранения, именно медицинские сестры, действительно могут повлиять на развитие и внести ценный вклад в улучшение оказания медицинской помощи населению нашей страны. Механически выполняя его назначения, Современная медицинская сестра перестает быть просто помощником врача. Высококвалифицированная практикующая сестра должна иметь достаточно знаний и навыков. Помимо этого, она должна быть достаточно уверенна, чтобы планировать, осуществлять и оценивать уход, отвечающий потребностям отдельного пациента.
Объект работы: пациента с сахарным диабетом.
Предмет: принципы ухода медсестры за пациентами с сахарным диабетом.
Цель – изучить сестринский процесс при сахарном диабете и проанализировать два случая из практики.
Для достижения данной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить этиологию и предполагающие факторы сахарного диабета.
2. Выявить клиническую картину и особенности диагностики.
3. Ознакомиться с принципами лечения и профилактики данного заболевания.
4. Определить манипуляции, выполняемые медицинской сестрой.
5. Выявить особенности сестринского процесса при данной патологии.
6. Изучить два наблюдения из практики.