Легенды и мифы в чувашском балетном искусстве
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 19.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Особенности чувашского танца 4
2. Чувашский театр оперы и балета в Чебоксарах 9
3. Мифы и легенды в чувашском танце 12
4. Деятельность Чувашского государственного театра оперы и балета 22
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Ноги разведены и сведены вместе. Это характерное движение наводит на мысль, что оно имеет «магическое» значение культа Матери-Земли. В игре молодые мужчины и женщины прыгают в унисон с текстом «HoveleHiryo» - против часовой стрелки, держась руками за «корзины» через одного человека, обращенного к центру круга. Выполняются за счет «один раз» - удар или шаг правой ногой впереди левой, а за счет «двойки» - прыжок вперед на обеих ногах, слегка смягчая колени при приземлении. Движение дополняется постепенным ускорением ритма ударов и текстовых сообщений [6, c.51].В конце текста кружок - унко моментально распадается, мальчики со свистом, а девочки с криками идут друг к другу, пытаясь схватить выбранную девушку или мальчика, т.е. взять пару, чтобы продолжить игру. Не исключено, что карусель игры «И Юк» является одним из элементов ритуального действия сельскохозяйственной магии, а в играх и танцах ногами по земле круговыми движениями как бы стала символом желания не только пройти. Земля, но также принять оплодотворяющую силу Земли и людей, мотив плодородия Матери-Земли. Еще один пластический элемент чувашского танца - удары ладонью (ӑупӑ); характерный элемент чувашского танца, который показывает часть самцов и самок животных - лопатки крыльев. Аль Гуппи (хлопок на ладони) может иметь мифологическую защитную функцию, вытекающую из опыта примитивных человеческая практика, когда звук хлопка приравнивается к ударам инструментами,например, «Фула» (камень, палка) пугает и отгоняет животных и птиц. Далее замечается хлопка в ладони как мифического средства изгнания нечистой силы, зла, их часто используют в качестве тотема культовых изображений поклонения или чучела птиц.Вращательные движения придают чувашскому женскому танцу динамизм, легкость. Элемент вращательного движения в пространстве символизирует порывистое круговое движение ветра. Постоянное использование вращательных движений в том или ином направлении в танце придает определенный смысл космогоническому изображению человека, связанному с мифологией. В то же время вращательные вихревые движения танцоров вправо и влево символизируют стремление женщин показать человеческое мировоззрение верхнего и нижнего миров в космогоническом противостоянии. Для многих культур характерно противостояние верха и низа в «этическом плане»; верхняя часть считается доброй, чистой, святой, возвышенной, целомудренной и аскетической, а нижняя - плохой, «нечистой», мирской, плотской и т. д.». Верхний и нижний миры в мифологической модели мира - одно из главных контрастов (наряду с правым и левым, мужским и женским, днем и ночью, добром и злом и т. д.), которые соотносятся с основными элементами (стихиями) вселенной. Органическая связь мифа с ритуалом (танец как ритуал исполняется музыкально «ореофафическими средствами», имеет свою скрытую сознательную эстетику, демонстрируя мудрость предков, «путешествие» танцоров, их физический полет»с помощью духов. В основе этой концепции лежит вихрь – реальное «природное явление». Таким образом, динамические вращения могут символизировать «очищение»от нечистоты, неприятного, ненужного подобно тому, как змеи освобождаются от состарившейся кожи, как животные очищаются от фаз и воды[9, c.132].Дифференцируя фольклор по его структуре, логике хореографического построения, можно отметить, что такое разделение на жанры оправдано и исторически. Ведь в истории, как и в ее художественном отражении, развитие происходит от простого к сложному, от более примитивных форм к более развитым формам. Таким образом, жанр окружен категорией, также временной, с определенным периодом расцвета и упадка. Vӑyӑkartisem- karagody - один из древнейших видов хореографического творчества людей, в них просматривается неделимость составных частей, присущая начальному периоду развития чувашского искусства, тесная связь с языческим обрядом.Знание основных хореографических формул и способов организации строения, характерного для той или иной исторической эпохи, позволяет в ряде случаев с большей степенью уверенности определить возраст, национальную жанровую принадлежность экспериментального танца. Особенно ощутимые результаты в этом отношении дает структурный анализ, когда хореограф-этнограф сталкивается с ранее неизвестным танцевальным паттерном. Иногда в танце можно различить даже различные исторические пласты, пласты, которые, как кусок скалы для геолога, раскрывают судьбу танца. Все изменения в жизни людей - в экономическом, социальном, общественно-политическом плане - так или иначе влияют на его художественное творчество[9, c.132].Итак, в конце XIX - XX вв. чувашская культура танца и использование в народной танцевальной музыке ритмических тем русского фольклора, стало«музыкальным конвоем» многих традиционных чувашских танцев. Менялись мелодии и стили танцев, приобретая при этом ритмические свойства чувашской музыки.4. Деятельность Чувашского государственного театра оперы и балетаИстория Чувашского государственного театра оперы и балета насчитывает более четырех десятилетий. Открытый в 1960 году как Чувашский музыкальный театр, в 1993 году он получил более высокий статус и с тех пор называется Чувашским государственным театром оперы и балета. Первым руководителем и основателем музыкального театра был Борис Семенович Марков, народный артист России и Чувашии, лауреат Государственной премии. К.В.Иванова.Можно с уверенностью сказать, что первые три спектакля: «Шиварман» («Водяная мельница») Ф. Васильева, «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Прикосновение» Б. Мокроусова, поставленные в театре, стали сценическими постановками. молодого Чувашского музыкального театра.Премьера оперы Федора Васильева «Шиварман» состоялась 22 мая 1960 года в честь рождения национальной оперы, оперной труппы и самого театра.25 февраля 1961 года состоялась вторая премьера. Была поставлена опера Чайковского «Евгений Онегин». Коллектив театра с гордостью вышел из испытания на зрелость, опера была восторженно принята публикой.Самым значительным произведением первых лет существования театра стала постановка оперы Б. Мокроусова «Прикосновение», премьера которой состоялась 23 марта 1962 года. Как один из лучших спектаклей, поставленных на то время в театрах Российской Федерации, «Прикосновение» было показано на сцене Кремлевского театра. За успешные выступления Г. Данилов, Т. Серов, В. Елфимов, В. Ретюнский, Т. Соколова удостоены почетных званий Заслуженного артиста Чувашии, а исполнителю партии Фурманова Мефодию Денисову присвоено звание Народного артиста Чувашии. .Серьезный успех первых постановок послужил толчком к более интенсивной работе чувашских композиторов в оперном жанре. Они смогли увидеть свои работы воплощенными на сцене. В последующие годы были поставлены оперы А. Асламаса «Прерванный вальс», «Святой дуб», опера Ф. Васильева «Земляки», опера А. Орлова-Шузьмы «Звездный путь».Одной из лучших работ театра стала постановка оперы Дж. Хирби «Нарспи» на собственное либретто по одноименной поэме К. Иванова, премьера которой состоялась 6 ноября 1967 года. В 1969 году это произведение театра было удостоено Государственной премии Чувашской Республики. К.Иванова.На протяжении всей своей истории труппа театра последовательно и настойчиво осваивала произведения отечественной и зарубежной классики. За «Евгением Онегином» последовали оперы «Алек» С. Рахманинова и «Клоуны» Р. Леонкавалло, «Севильский цирюльник» Д. Россини и «Мадам Баттерфляй» Д. Пуччини, «Риголетто» и «Травиата». "Д. Верди и др.Май - счастливый месяц для Чувашского государственного театра оперы и балета. В мае родилась первая опера «Шиварман», первая оперетта «Сильва» и навсегда вошла в историю театра и в день 19 мая 1967 года, когда состоялась премьера «Жизели» А. Адана - первого балета. спектакль на чувашской сцене.Спектакль поставили известные ленинградские педагоги-хореографы К. Шатилов, Н. Румянцев и Н. Беликов. Главные партии исполнили тринадцать выпускников первой чувашской балетной студии Ленинградского хореографического училища имени А. Вагановой. В основных партиях исполнили Г.Васильева, Л.Ивановская, А.Федоров, К.Бирюков.28 июня 1970 года родился первый национальный чувашский балет - премьера балета «Сарпиге» Ф. Васильева. Спустя пять лет был поставлен еще один балет Ф. Васильева - «Арзюри». Позже национальный хореографический репертуар пополнился балетами «Чудная вышивка» В. Ходящева в постановке А. Андреева, «Потушенный» А. Лоцевой в постановке В. Бударина, детский балет «Пурнеске» А. Галкина в постановке В. Бударин.Репертуарную основу балетной труппы театра составлял и остается классический репертуар. Это балеты П. Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Золушка» С. Прокофьева, «Ромео и Джульетта».С 1991 года в театре ежегодно проводится Международный оперный фестиваль имени Народного артиста СССР М. Д. Михайлова. Имя нашего знаменитого земляка, выдающегося российского певца Максима Дормидонтовича Михайлова вписано в историю не только Большого театра, но и мировой оперы. Программа оперного фестиваля представляет большой интерес. Ежегодно сцена театра превращается в своеобразную театральную трибуну, на которую поднимаются «звезды» оперного искусства с мировыми именами и радуют своим ярким исполнением.Международный фестиваль балета проводится в Чебоксарах с 1997 года. Он сравнительно молод, но в разные годы его гостями были такие известные мастера, как народная артистка СССР Надежда Павлова, солисты Большого театра Илзе Лиепа, Марк Перетокин, МарихироИмата, Екатерина Шипулина, солисты Мариинского театра Вячеслав Самадуров, Юлия Махалина и многие другие российские звезды балета.ЗаключениеОдной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является их национальное самобытное танцевальное искусство, которое формируется на основе культурных и бытовых традиций. Народная хореография как одно из наименее изученных направлений фольклора сегодня требует особого внимания: необходимо сравнительно изучить народные танцевальные искусства, расширить рамки и создать единую систему записи танцев.Каждый народный танец имеет свои национальные особенности. У каждого народа свой национальный характер, язык, обычаи и ритуалы. Дыхание истории человечества скрыто в песнях, танцах, музыке. Народное искусство каждой страны отражает географическое положение, образ жизни и природные условия.Чтобы хорошо знать танцевальную культуру своего народа или других людей, вам необходимо знать обычаи, культуру и искусство - те, которые отражают танец.Многое зависит от образа жизни и основного занятия народа: чуваши - земледельцы, отсюда и сюжеты их танцев: земледельческий цикл, возделывание и сбор урожая. А калмыки - скотоводы, и картинки, лексику и танцевальные сюжеты будут строить совсем по-другому.Танцы чувашей уходят своими корнями в далекое прошлое, с которыми связаны быт и быт народа. Характерная черта народных танцев в их тесной связи с песней, с легендами и обычаями. В процессе жизненного вклада и работы песни, и танцы зарождались и развивались на основе национальных обрядов и традиций.Список использованной литературы1. Агимарин Н.И. Словарь чувашского языка / Агимарин Н.И. - Казань-Чебоксары, 1950. - 568 с.2. Власенко Г.Я. Танцы народов Поволжья / Г.Я. Власенка. - Самара: Изд-во Самара, ун-т, 1992. - 194 с.3. Гаскаров, Ф.А. Башкирские танцы / Ф.А. Гаскаров. - Уфа: баш. CN. Эд. 1960. - 240 с .: ил., Ноты.4. Герасимов О.М. Очерки народной хореографии: Опыт музыкально-этнографического анализа / О.М. Герасимов. - Йошкар-Ола: Город культуры Марий Эл, Центр народа. творчество, 2001. - 104 с.5. Журнал «Советский балет» / М., 1986. - 469 с.6. Захаров Р.В. Записки хореографа / Захаров Р.В. - М., 1976. - 500 с.7. Луцкая Е. Жизнь в танце / Луцкая Е. - М., 1967. - 341 с.8. Мар Н. Избранные произведения / Мар Н. - М., 1936. - 200 с.9. Машкова В. Ковры народов Средней Азии в конце XIX - начале XX веков. / Машкова В. - Ташкент, 1970. - 471 с.10. Муравей М. Формы русского танца. Книга 1. Танцы / Мурашко М. - М .: ID. «Один из лучших», 2006. - 242 с.11. Мурашка М.П. Марийские сюжетные танцы: учебник / М.П. Мурашка / Мурашка МП - Йошкар-Ола: Город культуры Марий Эл, Центр народа. творчество, 1997. - 240 с.12. Надежда Н. Чувашские танцы / Надежда Н. - М .:Госкултпросветиздат, 1951. - 356 с.13. Народно-сценический танец. Методические разработки / - М., 1987. - 99 с.14. Тагир, Г. 100 татарских народных танцев / Г.Х. Тагир. - Казань: татары. CN. Изд-во, 1988. - 158 с.15. Тагир, Г. Татарские танцы / Г.Х. Тагир. - Казань: Татры. кн. изд., 1984. - 256 с .: ил., примечания.16. Традиционное мировоззрение турок Южной Сибири. Пространство и время / - Новосибирск, 1988. - 588 с.
2. Власенко Г.Я. Танцы народов Поволжья / Г.Я. Власенка. - Самара: Изд-во Самара, ун-т, 1992. - 194 с.
3. Гаскаров, Ф.А. Башкирские танцы / Ф.А. Гаскаров. - Уфа: баш. CN. Эд. 1960. - 240 с .: ил., Ноты.
4. Герасимов О.М. Очерки народной хореографии: Опыт музыкально-этнографического анализа / О.М. Герасимов. - Йошкар-Ола: Город культуры Марий Эл, Центр народа. творчество, 2001. - 104 с.
5. Журнал «Советский балет» / М., 1986. - 469 с.
6. Захаров Р.В. Записки хореографа / Захаров Р.В. - М., 1976. - 500 с.
7. Луцкая Е. Жизнь в танце / Луцкая Е. - М., 1967. - 341 с.
8. Мар Н. Избранные произведения / Мар Н. - М., 1936. - 200 с.
9. Машкова В. Ковры народов Средней Азии в конце XIX - начале XX веков. / Машкова В. - Ташкент, 1970. - 471 с.
10. Муравей М. Формы русского танца. Книга 1. Танцы / Мурашко М. - М .: ID. «Один из лучших», 2006. - 242 с.
11. Мурашка М.П. Марийские сюжетные танцы: учебник / М.П. Мурашка / Мурашка МП - Йошкар-Ола: Город культуры Марий Эл, Центр народа. творчество, 1997. - 240 с.
12. Надежда Н. Чувашские танцы / Надежда Н. - М .: Госкултпросветиздат, 1951. - 356 с.
13. Народно-сценический танец. Методические разработки / - М., 1987. - 99 с.
14. Тагир, Г. 100 татарских народных танцев / Г.Х. Тагир. - Казань: татары. CN. Изд-во, 1988. - 158 с.
15. Тагир, Г. Татарские танцы / Г.Х. Тагир. - Казань: Татры. кн. изд., 1984. - 256 с .: ил., примечания.
16. Традиционное мировоззрение турок Южной Сибири. Пространство и время / - Новосибирск, 1988. - 588 с.
Вопрос-ответ:
Чем отличается чувашское балетное искусство от других национальных традиций?
Чувашское балетное искусство отличается своей уникальной спецификой и включает в себя элементы народного танца, музыку и костюмы. Оно сочетает в себе традиционные чувашские мотивы и современную балетную технику.
Какие особенности присутствуют в чувашском танце?
Чувашский танец отличается живостью, энергией и эмоциональностью исполнения. В нем присутствуют характерные движения, такие как резкие смены направления, прыжки, вращения. Также важным элементом является работа ног и рук, которые выполняют сложные и изящные движения.
Какие мифы и легенды воплощаются в чувашском танце?
В чувашском танце воплощаются различные мифы и легенды из народной культуры. Например, одним из таких мифов является культ Матери Земли. Он выражается через характерное движение ног, когда они разведены и сведены вместе. Это движение имеет магическое значение и символизирует связь с природой и землей.
Что интересного можете рассказать о Чувашском государственном театре оперы и балета?
Чувашский государственный театр оперы и балета является одним из самых известных и уважаемых театров в Чувашии. Он имеет богатую историю и продолжает представлять на сцене различные произведения классической и национальной музыки. Театр активно развивает чувашское балетное искусство и привлекает талантливых хореографов и композиторов.
Какие движения выполняются молодыми мужчинами и женщинами в чувашском танце?
Молодые мужчины и женщины в чувашском танце выполняют различные движения, такие как прыжки, вращения, резкие смены направления. Они держатся за руки и прыгают в унисон с текстом песни Hovele Hiryo. Эти движения передают радость, энергию и объединение во время танца.
Какие особенности есть в чувашском танце?
В чувашском танце есть ряд особенностей. Например, одно из характерных движений - разведение и сведение ног, которое символизирует культ Матери Земли. Также в танце молодые мужчины и женщины прыгают в унисон и держатся за руки.
Что можно сказать о Чувашском государственном театре оперы и балета в Чебоксарах?
Чувашский государственный театр оперы и балета в Чебоксарах является одним из основных центров развития чувашского балетного искусства. В театре проводятся различные спектакли, в которых присутствуют элементы чувашского танца. Это помогает сохранить и передать традиции и культуру чувашского народа.
Какой смысл имеет движение ног в чувашском танце?
Движение ног в чувашском танце, при котором они разведены и сведены вместе, имеет магическое значение культа Матери Земли. Это символизирует связь с природой и призывает её энергию.
Какие мифы и легенды используются в чувашском танце?
В чувашском танце используются различные мифы и легенды, которые передаются через движения и музыку. Например, в некоторых танцах рассказывается о героях чувашской мифологии и их подвигах. Таким образом, танец становится не только художественным выражением, но и средством передачи и сохранения народных преданий.
Что можно узнать о деятельности Чувашского государственного театра оперы и балета?
Чувашский государственный театр оперы и балета активно занимается сохранением и развитием чувашского балетного искусства. В театре проводятся различные спектакли, которые объединяют элементы традиционного чувашского танца с классическим балетом. Театр участвует в различных мероприятиях, фестивалях и конкурсах, направленных на продвижение и популяризацию чувашского искусства.
Какие особенности чувашского танца?
Чувашский танец отличается множеством особенностей. Одна из них - уникальная поза, когда ноги разведены и сведены вместе. Это движение имеет символическое значение, связанное с культом Матери Земли. В чувашском танце молодые мужчины и женщины прыгают в унисон с текстом HoveleHiryo против часовой стрелки, держась руками за.