Придворный театр в контексте истории материальной культуры: по материалам музейных собраний.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История культуры
  • 31 31 страница
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 19.05.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Создание театра в России 6
Глава 2. Открытие первого русского театра при дворе Алексея Михайловича 13
Глава 3. Репертуар придворного театра и анализ театральных пьес 23
Заключение 31
Фрагмент для ознакомления

Именно Бог через Есфирь защитил евреев от новой (на этот раз персидской) гибели. Но в спектакле, представленном на московских сценах, прозерковская идея никак не звучала. Ее вытеснила повседневная ситуация, история возвышения простой женщины, которая вдруг стала королевой и спасла свой народ от неминуемой гибели. В своем комментарии к тексту пьесы А. Демин совершенно справедливо подчеркивает, что она была написана и поставлена на сцену в разгар русско-персидских переговоров. Это было время, когда интерес к Персии в русском обществе был особенно высок. "Наблюдение, несомненно, важно и должно быть принято во внимание.Однако сугубо внутренний интерес к этому событию в придворных кругах России гораздо значительнее. Ведь не случайно события из библейской легенды о Сталине появились на стенах царского "постельного хора", а также в комнатах царского дворца в Коломенском и Измайловском царских дворцах. Нельзя считать совпадением, что этот сюжет проник в придворную поэзию конца XVII века. - в стихах МардарияХоникова и Симеона Полоцкого.Что касается отражения гендерных отношений, то следует отметить смещение центра повествования с образа Эстири на образ царя Артаксеркса. Вполне естественно, отсюда и название пьесы "Действие Артаксеркса": царица Есфирь в ней всего лишь посредник, простой вестник событий. Все в жизни решает король. Он - главный актер, он-главная пружина сценической постановки. Еще одно доказательство того, что этот сюжет ставит акцент: в живописных картинах на тему этой библейской истории наиболее распространенным образом являются Артаксеркс и Есфирь, сидящие на царском троне, преклонив колени и молитвенно простирая к нему руки. Король-это центр действия и центр вселенной!Значение драматических произведений для анализа отражения гендерных отношений в обществе просто невозможно переоценить. Ведь театр в России (да и в других странах тоже!) - это не только зрелищное развлечение, но и наиболее яркое воплощение господствующих в обществе идей и взглядов, образное и действенное отражение гендерных отношений, мощное средство идеологического воздействия на сознание зрителей. С момента своего создания театр всегда был важной культурной и идеологической составляющей общественной жизни.Вторая пьеса русского театра ("комедия из книги Юдифи "или" действие Олоферна") была поставлена при дворе Алексея Михайловича в 1673 году.Она дошла до нас в четырех списках и дважды была опубликована полностью. Кроме того, как и до начала пьесы, шла драматическая трактовка библейской легенды о благочестивой еврейской жене Юдифи, которая тайно проникла во вражеский лагерь ассирийского полководца О и нашла в себе силы и мужество отрезать об этом главу. Воодушевленные своим подвигом, евреи покинули осажденный город и разгромили захватчиков, которые остались без командира. Эта легенда, как известно, послужила сюжетом для многих картин, ее неоднократно обрабатывали поэты и драматурги.Как и в первой пьесе, главная актриса-женщина. Хотя в некоторых списках пьеса называется "Действие Олоферна" - сам Олоферн почти не участвует в развитии сюжета, и это очень показательно в гендерном плане. Признание активной роли женщины - новое явление в менталитете русского общества конца XVII века.Поэтому следует оценить выбор этих сюжетов из большого числа библейских легенд и преданий, издавна распространенных на Руси. В XIX веке только в предисловии к пьесе мы находим великий панегирик царю Алексею Михайловичу:Ты убо, ей, есиможнейший во вселенной,Зане царству славы ты дал есипрезельной:Весь христианской род скиферт твой почитает,Божиеюбомилостию он всех их защищаетОт врага христова, лютагобасурмана,Да христиан ему одолети несть дано.С точки зрения пола, необходимо обратить внимание на то развернул тему завоевания Олоферн по красоте Джудит. В то же время следует отметить, что сама Юдифь объясняет успех своего необычного поступка только волей Божьей, "которая укрепила меня в этом деле ... и кто поведет меня с великой радостью и победой."Еврейский пресвитер Иоаким, толкуя возможность поступка Иудифи, сказал, что Господь укрепил ее сердце:" Потому что ты любил чистоту и не взвешивал других людей (то есть не ведал), так что рука Господня укрепила тебя, и ты будешь благословлен во веки веков."Другими словами, решающим и решающим для достижения Джудит было то, что она безупречно сохранила супружеское ложе после смерти мужа.Из других произведений русской драматургии последней четверти XVII в. и начала XVIII в. Можно выделить "маленькую классную комедию об Иосифе". Как и предыдущие пьесы, это драматическая интерпретация библейской (чрезвычайно популярная история Иосифа (Бытие, главы 37 и 39-45). Наше внимание, конечно, следует обратить на сцену обольщения благочестивого юноши Иосифа огненного, искушенного в любви и страстной жены Потифара (есть также транскрипция "Пентефрии") Ольги. Но сцены обольщения в пьесе, конечно, нет. Рассказывается только о преступной любви замужней женщины к молодому человеку. Эта неутолимая разрушительная страсть зрелой бездетной женщины, осужденной и церковью, и обычной человеческой моралью, раскрывается в пьесе как неудержимая ярость, не прекращающаяся даже перед преступлением, клеветой и желанием убить собственного, законного мужа. Стремясь победить" пылающее пламя "преступной любви, Йозеф Вильга убеждает так:" О женщина! Прошу тебя, стыдись Господа и бойся Бога, и не делай такого проклятого дела, принося себя в жертву дьяволу..."Если ты теперь не исполнишь мою волю, то и ты утонешь в колодце или будешь убит с высокой горы", - приходит Иосиф, и Вильга разыгрывает перед домочадцами сцену, как будто Иосиф хотел надругаться над ней: "Ах, горе! Насилие в семье! И я умру, аби". На этом заканчивается текст пьесы. Неизвестно, была ли показана вся история возвышения Иосифа в ноябре 1675 года царю Алексею Михайловичу.Два лежащих перед нами списка 17-го века неполны, но существующие тексты также дают основание утверждать, что перед нами снова пьеса с активной женской фигурой. Если в " Юдифе"это была женская героиня, совершившая поистине мужской поступок, приведший к освобождению еврейского народа от чужого ига, то в" Комедии Иосифа " мы видим женщину, одержимую страстью, которая делает все во имя удовлетворения своих чувств. Конечно, все их действия безоговорочно осуждены, и эпизод с искушением Иосифа служит одной цели — показать свою исключительную моральную и физическую чистоту и добродетель. Это, конечно, правда. Но тот факт, что образ поглощен страстью женщины к русской драматургии, очень показателен. Нет сомнения, что автор пьесы (видимо, это был все тот же пастор Грегори) верно и глубоко раскрывает чувства и переживания Иосифа и Вильги.Менее интересна в гендерном плане" плачевная комедия об Адаме и Еве", поставленная перед царем Алексеем Михайловичем в ноябре 1675 года и основанная на библейском предании и апокрифических легендах о жизни первых людей в раю и их падении. У нас есть все основания полагать, что из всех библейских легенд история падения первых людей на Земле была наиболее популярной не только в середине века, но и на протяжении всей истории человечества. Известно, что она вошла в русский фольклор. Так неоднократно был написан духовный стих" Плач Адама о рае", в котором поется о последствиях грехопадения.Не только в духовных стихах, но и в пословицах XVII в. Мы находим много тех, кто, по мнению народа, ценил "предков" человечества. Таких пословиц много. Мы можем назвать лишь некоторые из них: "Адам привык к трудностям", "Ай, ай, Ева, обманутая деревом и стоявшая в утробе матери!". "Ева курила-весь мир был уничтожен" История падения первых людей — одна из самых популярных в мире живописи, в том числе древнерусской.; известно много фресок и икон-этот факт давно изучен и не нуждается в объяснении.Два списка, сохранившихся для интересующего нас сюжета, к сожалению, оба неполны: пятый акт комедии заканчивается вторым явлением. Образы Адама и Евы очень близки к библейской легенде. Змея-соблазнительница, судя по пьесе, умело использует свои знания о женском характере (в том числе и чисто женское любопытство). Ева активнее и действеннее Адама: она пытается противостоять соблазнителю и колеблется, опасаясь нарушить запрет Божий. Однако Адам увидел Еву живой и здоровой, отведав запретного плода, не решаясь последовать ее примеру. Но потом он горько раскаивается в том, что сделал, и мучительно осознает райское блаженство и власть над природой, которую он потерял.Интересная деталь может быть упомянута в этой части: искуситель (известный в Библии как "змея") предстает здесь как "змея", то есть женское существо. Это не простая оговорка автора (или его писателя), а вполне сознательное отождествление всего интересного, греховного и соблазнительного с женским происхождением. Эта идея была характерна для всего средневекового мировоззрения, как на Западе, так и в России. Речь шла даже о том, что на некоторых иконах "змея-искусительница" изображалась наполовину женщиной, наполовину Мейером, а для большей ясности и большего впечатления — обнаженной женской грудью. Логика этой специфической трактовки грехопадения довольно проста: если перед нами "змей-искуситель", то каков наиболее очевидный способ "соблазнения" простого члена? Явно что-то вроде обнаженной женской груди!В конце XIX века (включая пьесы Симеона Полоцкого и Дмитрия Ростовского, что является важным новым этапом в развитии театра в России того времени), к сожалению, не очень информативны с точки зрения полов. Еще менее интересны труды школьной драматургии этого периода, предназначенные для содействия богословскому образованию учащихся. В них преобладали образы не реальных людей, а аллегорических персонажей. Последние, как правило, были либо абстрактными понятиями (например, справедливость, смирение, терпение, гордость и т.д..), либо пороками и добродетелями. Абстрактное изложение сюжета, однообразие смысла и абстрактная выразительность-характерные черты школьных пьес того времени, исключавшие — в силу своего предназначения-сценическое воплощение гендерных отношений. Можно, конечно, предположить, что, судя по названию, эти отношения как-то связаны с "комедией о Юдифе" (поставленной после Полтавской битвы в 1709 году), но пьеса эта известна нам только по названию, театру придавали особый, утонченный блеск развлечения высшей знати. Первые действия были еще в боярских хоромах. Княгиня Софья и тогдашние бояре, быстро переодетые в немецкое платье, стали поклонниками «комдива».ЗаключениеРусское искусство в полной мере отражает бурную историю, уникальную культуру и многовековые традиции России. Какое бы искусство мы ни рассматривали, будь то изобразительное искусство, литература, архитектура, музыка, везде мы найдем черты, которые не могли бы появиться нигде, кроме России. На протяжении всей своей истории русское искусство не раз переживало взлеты и падения, но никогда не падало, потому что одной из главных черт русского характера является творческое, поэтическое видение мира.Появление театров в России было вызвано ростом абсолютизма, развитием школьного дела, ростом аудитории и общественного мнения.В конце XVII-начале XVIII веков Москва занимала первое место в России по количеству крепостных театров: их было 53; московские дворяне проводили лето в усадьбах, а на зиму, как только устанавливался санный путь, приезжали в город вместе с многочисленными слугами и актерами. Для многих дворян крепостной театр служил своеобразной демонстрацией их богатства.Театр в России в XVIII веке приобрел большую популярность, стал достоянием широких масс, еще одной социальной сферой духовной деятельности народа.До нас дошли далеко не все пьесы, которые ставились в России на рубеже XVIII века, но все же имеющийся материал позволяет сделать определенные выводы. Уже в самом начале организации придворного театра возникает потребность в музыкантах. Состав музыкантов неоднократно дополнялся и обновлялся, как за счет зарубежных, так и российских исполнителей.Театр стал фактором национальной культуры. Русские художники и композиторы овладели опытом мирового оперного искусства, утвердили его ярко своеобразное национальное искусство.Список использованных источников1. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.В.Шишовой - М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999.2. «История театра в России» Ретинская Д.В. 2019.3. «ИСТОРИЯ РОССИИ XVII–XVIII ВВ.» Р.М.Введенский, В.В.Маландин, Е.А.Колесникова.эл. источник: https://redstory.ru/education/ history/index.html.4. Песочинский Н.В. Методы театроведения и театроведческие школы // Введение в театроведение: Уч. пособие. СПб., 2011.5. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1884; Сказания современников о Димитрии Самозванце: В 5 т. СПб., 1834. Т. 5; Олеарий А. Описание путешествия в Московию / Пер. A.M. Ловягина. Смоленск, 2003; Rinhuber L. Relation du voyage en Russie fait en 1684 par Laurent Rinhuber. Berlin, 1883; Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии. М., 1905; Флетчер Д. О государстве Русском, или Образ правления русскаго царя (обыкновенно называемым царем московским): С описанием нравов и обычаев жителей этой страны. СПб., 1906; Описание Московии при реляциях гр . Карлейля / Пер. с предисл. и примеч. И.Ф. Павловского // Русская историческая библиотека. Т. 5. СПб., 1879.6. Первое Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. 1649-1825 гг. / Под ред. М.М. Сперанского: В 45 т. СПб., 1830. T. I. 1649-1675, T. II. 1676-1688; Акты, собранные Археографической экспедицией: В 4 т. СПб., 1836. Т. 4; Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией: В 12 т. СПб., 1848.7. Богоявленский С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. М., 1914. С. 1-92; Богоявленский С.К. Московская Немецкая слобода // Известия Академии наук СССР. Сер.истории и философии. Т. IV. М., 1947. №3. С. 220-232; Богоявленский С.К. Научное наследие: О Москве XVII в. М., 1980; Забелин И.Е Преображенское или Преображенск - московская столица достославных преобразований Петра Великого. М., 1883; Забелин И.Е Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях: В 2 ч. М., 1869-1895.8. Тихонравов Н.С. Русские драматические произведения 1672-1725 годов. СПб., 1874; Берков H.H. Русская народная драма XVII-XX вв. М., 1953; Демин A.C. Русская литература второй половины XVII - начала XVIII века: Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977; Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1998.9. Веселовский А.Н. Немецкое влияние в старинном русском театре 1672-1756. М., 1875; Архангельский A.A. Театр допетровской Руси. Казань, 1884; Шляпкин И.А. Старинные действа и комедии конца XVII-начала XVIII в. // Сборник ОРЯС. М., 1907. Т. 97. № 1. С. 155; Варнеке Б.В. История русского театра. СПб., 1914.10. История русской литературы X-XVII веков: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Д.С. Лихачёва. М., 1985; Ранняя русская драматургия XVII - первая половина XVIII в.: В 5 т. М., 1972. Т. 1. Первые пьесы русского театра, Т. 2. Русская драматургия последней четверти XVII в.; История русской драматургии. XVII — первая половина XIX века. JL, 1982.11. Старинный театр в России XVII—XVIII вв. / Под ред. В.Н. Перетца. Пг., 1923; Старинный спектакль в России / Под ред. В.Н. Всеволодского-Гернгросса. Л., 1928.12. Екатерининская A.A. Труппа придворного русского театра XVII века // Феномен актера: профессия, философия, эстетика. Материалы четвертой научной конференции аспирантов 28 апреля 2010 года. СПб., 2010.

1. Шишова Н.В., Акулич Т.В., Бойко М.И. История и культурология. Учебное пособие для вузов. /Под ред. Н.В.Шишовой - М.: Изд-во корпорация «Логос», 1999.
2. «История театра в России» Ретинская Д.В. 2019.
3. «ИСТОРИЯ РОССИИ XVII–XVIII ВВ.» Р.М.Введенский, В.В.Маландин, Е.А.Колесникова. эл. источник: https://redstory.ru/education/ history/index.html.
4. Песочинский Н.В. Методы театроведения и театроведческие школы // Введение в театроведение: Уч. пособие. СПб., 2011.
5. Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1884; Сказания современников о Димитрии Самозванце: В 5 т. СПб., 1834. Т. 5; Олеарий А. Описание путешествия в Московию / Пер. A.M. Ловягина. Смоленск, 2003; Rinhuber L. Relation du voyage en Russie fait en 1684 par Laurent Rinhuber. Berlin, 1883; Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии. М., 1905; Флетчер Д. О государстве Русском, или Образ правления русскаго царя (обыкновенно называемым царем московским): С описанием нравов и обычаев жителей этой страны. СПб., 1906; Описание Московии при реляциях гр . Карлейля / Пер. с предисл. и примеч. И.Ф. Павловского // Русская историческая библиотека. Т. 5. СПб., 1879.
6. Первое Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. 1649-1825 гг. / Под ред. М.М. Сперанского: В 45 т. СПб., 1830. T. I. 1649-1675, T. II. 1676-1688; Акты, собранные Археографической экспедицией: В 4 т. СПб., 1836. Т. 4; Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией: В 12 т. СПб., 1848.
7. Богоявленский С.К. Московский театр при царях Алексее и Петре // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. М., 1914. С. 1-92; Богоявленский С.К. Московская Немецкая слобода // Известия Академии наук СССР. Сер. истории и философии. Т. IV. М., 1947. №3. С. 220-232; Богоявленский С.К. Научное наследие: О Москве XVII в. М., 1980; Забелин И.Е Преображенское или Преображенск - московская столица достославных преобразований Петра Великого. М., 1883; Забелин И.Е Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях: В 2 ч. М., 1869-1895.
8. Тихонравов Н.С. Русские драматические произведения 1672-1725 годов. СПб., 1874; Берков H.H. Русская народная драма XVII-XX вв. М., 1953; Демин A.C. Русская литература второй половины XVII - начала XVIII века: Новые художественные представления о мире, природе, человеке. М., 1977; Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1998.
9. Веселовский А.Н. Немецкое влияние в старинном русском театре 1672-1756. М., 1875; Архангельский A.A. Театр допетровской Руси. Казань, 1884; Шляпкин И.А. Старинные действа и комедии конца XVII-начала XVIII в. // Сборник ОРЯС. М., 1907. Т. 97. № 1. С. 155; Варнеке Б.В. История русского театра. СПб., 1914.
10. История русской литературы X-XVII веков: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Д.С. Лихачёва. М., 1985; Ранняя русская драматургия XVII - первая половина XVIII в.: В 5 т. М., 1972. Т. 1. Первые пьесы русского театра, Т. 2. Русская драматургия последней четверти XVII в.; История русской драматургии. XVII — первая половина XIX века. JL, 1982.
11. Старинный театр в России XVII—XVIII вв. / Под ред. В.Н. Перетца. Пг., 1923; Старинный спектакль в России / Под ред. В.Н. Всеволодского-Гернгросса. Л., 1928.
12. Екатерининская A.A. Труппа придворного русского театра XVII века // Феномен актера: профессия, философия, эстетика. Материалы четвертой научной конференции аспирантов 28 апреля 2010 года. СПб., 2010.

Вопрос-ответ:

Какой исторический контекст сопровождал создание придворного театра в России?

Создание придворного театра в России было сопровождено сложным историческим периодом, включающим в себя формирование русского государства, культурного развития и революционные изменения в обществе.

Какие театральные пьесы были представлены на первом русском театре при дворе Алексея Михайловича?

На первом русском театре при дворе Алексея Михайловича были представлены различные театральные пьесы, включая исторические драмы, комедии, балеты и оперы.

Какой репертуар имел придворный театр и какие театральные пьесы были особенно популярны?

У придворного театра был разнообразный репертуар, включающий театральные пьесы разных жанров. Особенно популярными были исторические драмы и комедии, а также музыкальные спектакли.

Какая идея была представлена в спектакле, но не звучала на московских сценах?

В спектакле была представлена идея защиты евреев от гибели, но она не звучала на московских сценах из-за превалирующей повседневной ситуации и истории, затмевающей данную идею.

Какие материальные культурные артефакты сохранились в музейных собраниях, связанные с придворным театром в России?

В музейных собраниях сохранились различные материальные артефакты, связанные с придворным театром в России, включая костюмы, реквизит и афиши театральных спектаклей.

Какие исторические материалы рассматриваются в статье о придворном театре?

В статье рассматриваются исторические материалы, связанные с созданием и развитием придворного театра в России. Автор основывается на материалах музейных собраний.

Что изучается в главе 1 статьи?

В главе 1 статьи исследуется процесс создания театра в России. Автор рассказывает о том, как возник придворный театр и как он развивался в историческом контексте.

Какой театр был открыт при дворе Алексея Михайловича?

При дворе Алексея Михайловича был открыт первый русский театр. Он стал первым постоянно действующим театром в России и заложил основы развития театрального искусства в стране.

Какой репертуар был у придворного театра?

В статье рассматривается репертуар придворного театра и проводится анализ театральных пьес. Автор исследует, какие спектакли были популярны в то время и как они отражали повседневную ситуацию и историю.