Исследование развития и эффективности маркетплейсов в КНР
Заказать уникальную дипломную работу- 90 90 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 18.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Определение, сущность, развитие маркетплейсов в мире 5
1.1. Определение, сущность, классификация, этапы исторического развития маркетплейсов 5
1.2 Обзор крупнейших онлайн маркетплейсов в мире 9
1.3 Направления измерения эффективности маркетплейсов 21
1.3.1 Эффективность маркетплейсов как организаций 21
1.3.2 Эффективность маркетплейсов для продавцов 25
1.3.3 Эффективность маркетплейсов для потребителей 29
1.3.4 Эффективность маркетплейсов для экономики в целом 31
1.4. Методы продвижения маркетплейсов 33
1.4.1 Привлечение продавцов и покупателей на маркетплейс 33
1.4.2. Подходы к рекламе маркетплейсов 35
1.5 Развитие и трансформация маркетплейсов в экосистемы 36
1.6 Критика маркетплейсов 43
2. Развитие и эффективность маркетплейсов в КНР 49
2.1. Процесс возникновения и развития маркетплейсов в КНР 49
2.2 Обзор маркетплейсов КНР 52
2.3 Международное развитие маркетплейсов КНР 57
2.4. Анализ эффективности маркетплейсов КНР по различным направлениям 61
3. Маркетплейсы в КНР в период экономических кризисов 68
3.1. Влияние азиатского кризиса 1998 года и мирового кризиса 2008 года 68
3.2. Маркетплейсы в период COVID-19 71
Заключение 82
Список использованных источников 87
Доля потребителей, которые недавно совершили трансграничную покупку через электронную коммерцию, достигла 67% в 2017 году по сравнению с 34% в 2015 году. Импортные товары нравятся китайским потребителям за их хорошее качество, здоровье и безопасность и даже дизайн упаковки.Благодаря различным онлайн-платформам, таким как Kaola.com, TmallGlobal и JD Global, китайские потребители теперь могут иметь широкий доступ к продуктам из-за границы.3. Онлайн и оффлайн интеграция, как фактор эффективностиПоскольку термин «новая розничная торговля» был использован Джеком Ма в 2016 году, он стал важной темой как для производителей, так и для розничных продавцов. Эта концепция включала интеграцию элементов розничной торговли онлайн и офлайн, включая продукты, услуги, логистику, большие данные, маркетинг, управление и т. д.В настоящее время в Китае онлайн-игроки берут на себя инициативу по продвижению этой интеграции. Например, крупнейшая платформа электронной коммерции в Китае, Alibaba недавно инвестировала 2,9 миллиарда долларов в крупнейшую в Китае группу офлайн-розничной торговли SunArt.Бизнес-модель OnlinetoOffline (O2O) трансформирует отрасль розничной торговли. И Alibaba, и JD.com также уделяют внимание миллионам других продуктовых магазинов в Китае, поскольку они считают, что эти магазины - это те места, где потребители могут быть нацелены на дальнейшее проникновение платежных платформ и электронной коммерции.Платежи Alipay и WechatPay - самые популярные онлайн-платежи в Китае, и они уже являются неотъемлемой частью платформ электронной коммерции, таких как Alibaba и JD.com.Финансовые онлайн-компании, такие как AntFinancial от Alibaba и Baitiao от JD.com, становятся очень известными среди китайских потребителей, особенно миллениалов, благодаря низкой комиссии и удобному пользовательскому интерфейсу. Рост располагаемого дохода и доверия потребителей побуждает их тратить еще больше в Интернете.Онлайн-кошельки являются основным способом оплаты, почти 33% китайских покупателей используют их для совершения транзакций. Примерно половина всех продаж электронной коммерции в Китае приходится на мобильные устройства. Существуют десятки платформ мобильной электронной коммерции, но в 2017 году у Taobao было 253,2 миллиона самых активных пользователей в месяц. Другие платформы, такие как Meituan, JingDong, WeiPin, Tmall, eLeme, BaiduNuoMi и DianPing, играют активную роль на рынке, но ни одна из них не так популярна, как Taobao, с точки зрения количества активных ежемесячных пользователей.Данные за 2019 год, опубликованные Alibaba: «Годовое количество активных потребителей на наших розничных торговых площадках в Китае достигло 601 миллиона, что на 25 миллионов больше, чем за 12-месячный период, закончившийся 30 июня 2018 года»Если никто еще не сравнится с Alibaba и Taobao, то есть платформа, которая растет в тени городов третьего и четвертого уровней и медленно поглощает часть рыночной доли Taobao.Это платформа Pinduoduo. Приложение, которое работает с конкурирующим гигантом Tencent и продвигает социальную электронную коммерцию. Мы поговорим об этом позже в этом посте, не пропустите.4. Интеграция социальных сетей и электронной коммерции, как фактор эффективностиСоциальные сети - это основная платформа, на которой люди взаимодействуют друг с другом, что делает их идеальным местом для обмена мнениями о продуктах и их комментариев. По мере роста числа мобильных пользователей значение социальных сетей возрастает.Высокая концентрация мобильной электронной коммерции ускорила переход рекламной экосистемы. Таким образом, социальные сети стали важным инструментом маркетинга, особенно когда они общаются и взаимодействуют с потенциальными потребителями.В последние несколько лет мы наблюдаем тенденцию перехода приложений для социальных сетей в сторону электронной коммерции. Три крупнейших игрока социальных сетей использовали WeChat, микроблогWeibo и социальную сеть QQ Zone. Они по-прежнему велики, но появился серьезный конкурент: приложение ShortVideos (например, Douyin / TikTok или Kuaishou).WeChat позволяет розничным продавцам показывать интернет-магазины и имеет удобную функцию оплаты сторонними организациями (WechatPay). Он также содержит push-сообщения для представления новых продуктовых линеек или проведения рекламных акций. Американским компаниям, заинтересованным в изучении возможностей социальных сетей и работе с такими игроками в социальных сетях, следует стремиться работать с местным маркетинговым партнером для разработки стратегии и поддержки ее реализации.Рисунок 6.–Динамика роста количества продавцов из Китая на европейских маркетплейсах [10].Китай - сложный рынок для иностранных брендов, и китайским пользователям сети сложно угодить. У них уникальный язык, разные символические цвета и философия, они сталкиваются с другой экосистемой и онлайн-правилами. Этот рынок слишком велик, чтобы его игнорировать, поэтому важно использовать передовой опыт для создания дизайна электронной коммерции для Китая, что будет способствовать эффективности работы бренда.[20]3. Маркетплейсы в КНР в период экономических кризисов3.1. Влияние азиатского кризиса 1998 года и мирового кризиса 2008 годаВ середине 1997 года международные спекулянты в больших объемах продали тайские баты, что подорвало финансовую систему Таиланда. 2 июля того же года Таиланд решил изменить фиксированный обменный курс на плавающий, что вызвало значительную девальвацию тайских денег, что в свою очередь привело к раунду девальвации валюты в нескольких других странах Юго-Восточной Азии. После октября того же года финансовый кризис распространился на Республику Корея и Японию, вызвав девальвацию валюты, резкое падение фондового рынка и банкротства крупных компаний одно за другим. В 1998 году кризис продолжал распространяться и углубляться. Это коснулось даже России и некоторых стран, и регионов Латинской Америки, что привело к колебаниям на мировом валютном и фондовом рынках и даже вызвало политические потрясения в некоторых странах.Азиатский финансовый кризис помог нам увидеть скрытые структурные проблемы на фоне быстрого экономического роста некоторых стран Восточной Азии, ошибок в их макроэкономической политике и дефектов в их финансовых системах. В то же время это сделало насущной задачей для международного сообщества реформирование и улучшение международной финансовой системы и обеспечение безопасного и упорядоченного функционирования международного финансового рынка.При этом, Китай не пострадал напрямую от кризиса, и ему удалось сохранить свою финансовую и экономическую стабильность благодаря умеренной финансовой политике и ряду мер по снижению финансовых рисков.Чтобы ослабить финансовый кризис, правительство Китая приняло ряд активных мер. Оно активно участвовало в организованных МВФ проектах помощи некоторым азиатским странам. После финансового кризиса 1997 года правительство Китая предоставило Таиланду и другим азиатским странам помощь в размере более 4 миллиардов долларов США в рамках МВФ или по двусторонним каналам. Он предложил Индонезии и другим странам экспортные кредиты и бесплатную медицинскую помощь.Китайское правительство с большим чувством ответственности решило не девальвировать свой юань в общих интересах поддержания стабильности и развития в регионе. Это произошло под огромным давлением и дорогой ценой. Но он внес значительный вклад в финансовую и экономическую стабильность и развитие в Азии в частности и в мире в целом.Придерживаясь политики недопущения девальвации, китайское правительство приняло политику повышения внутреннего спроса и стимулирования экономического роста. Эта политика сыграла важную роль в обеспечении здорового и стабильного экономического роста у себя дома, ослабив давление на азиатскую экономику и приведя ее к восстановлению.Это называют первым моментом, давшим толчок развитию маркетплейсов в КНР.Китай активно участвовал в региональном и международном финансовом сотрудничестве и поощрял его вместе с соответствующими сторонами. Президент Цзян Цзэминь выдвинул предложение из трех пунктов на Шестой неформальной встрече руководителей АТЭС. Он предложил остановить распространение кризиса за счет расширения международного сотрудничества, реформирования и улучшения существующей международной финансовой системы и уважать выбор, сделанный соответствующими странами или регионами для преодоления финансового кризиса. Дальнейшее развитие регионального сотрудничества привело к тому, что для китайского капитала открылись многие двери и вскоре были заложены основы, которые в дальнейшем позволили китайской электронной коммерции занять лидирующие позиции в странах азиатского региона.В 1997/98 году Азия погрузилась в экономическую бездну из-за зависимости от притока иностранного капитала, который внезапно свернул в хвост.Десять лет спустя регион снова находится в состоянии экономического спада из-за своей зависимости от иностранцев, которые на этот раз больше не могут позволить себе покупать продукцию азиатской промышленности.Научится ли когда-нибудь регион стоять на собственных ногах?Вопрос немного несправедливый. Правительства действительно извлекли уроки из азиатского финансового кризиса. Они накопили профицит текущего счета и огромные запасы валютных резервов, которые стали буфером во время беспорядков: ни одна азиатская страна не пострадала от валютного и банковского кризиса, как Исландия.Более того, рост за счет экспорта - это испытанная модель экономического развития. Никто не говорит, что Азия должна прекратить экспорт.Но вместо того, чтобы оторваться от мировой экономики, Азия неуклонно увеличивала свою подверженность внешнему спросу.Согласно рабочему документу Европейского центрального банка, азиатский экспорт товаров и услуг вырос до 53,4 процента ВВП в 2006 году с 42,8 процента в 1998 году. Для сравнения, в 2006 году это соотношение составляло 11 процентов в США и 16 процентов в зоне евро.Следствием этого является подавление внутреннего спроса в Азии. Калифорния потребляет примерно столько же, сколько весь Китай, а Техас потребляет примерно столько же, как вся Индия.[3]3.2. Маркетплейсы в период COVID-19В 2020 году 36% ритейлеров заявили, что скорректировали свою рыночную стратегию в результате COVID-19. Трафик сайтов на 57 ведущих американских торговых площадках вырос в мае на 17% по сравнению с маем 2019 года. Вот как повлияли на рынки и продавцов рынка с тех пор, как начался COVID-19.Покупательское поведение американских потребителей изменилось по мере того, как пандемия коронавируса распространилась по всей стране в начале 2020 года, что заставило многих продавцов и операторов рынка быстро принять новые стратегии.В начале пандемии ограничения на бизнес со стороны местных органов власти и операторов рынка изменились так быстро, что многим продавцам пришлось ежедневно менять бизнес-стратегии. В начале апреля 2020 года в ходе опроса DigitalCommerce 360 среди 107 ритейлеров 36% ритейлеров заявили, что скорректировали свою рыночную стратегию в результате COVID-19.Но эти корректировки были разными для каждого торговца. Например, почти четверть продавцов изменили рекламу, привлечение клиентов и маркетинговые стратегии на рынках с начала кризиса COVID-19, согласно опросу DigitalCommerce 360 среди 118 ритейлеров в мае 2020 года.С другой стороны, потребители столкнулись с более длительными сроками доставки, ограниченными запасами, более высокими ценами и ограниченным обслуживанием клиентов на рынках во время кризиса, согласно опросу DigitalCommerce 360 и BizrateInsights, проведенному среди 1000 потребителей в мае 2020 года. С положительной стороны для продавцов онлайн-покупатели также пробовали новые рынки и, что более важно, делали покупки непосредственно на сайтах продавцов.Некоторые рынки на самом деле жили лучше, чем традиционные розничные торговцы после того, как началась пандемия. Анализ американских онлайн-площадок, входящих в Топ-100, показывает, что общее количество посещений 57 сайтов снизилось на 2,9% в марте по сравнению с январем 2020 года и на 1,8% в марте 2019 года. В апреле трафик на сайты подскочил на 9,2% по сравнению с январем 2020 года и на 15,3% по сравнению с апрелем 2019 года. В мае трафик на 57 торговых площадок подскочил на 15,6% по сравнению с январем 2020 года и на 17,3% в годовом исчислении.Рынки обладают уникальными возможностями для быстрой адаптации, поскольку они не имеют таких же ограничений, как их розничные аналоги. Во-первых, они имеют устоявшееся присутствие в электронной коммерции и, следовательно, имеют опору на многих розничных продавцов магазинов, которым пришлось быстро построить цифровой канал в условиях кризиса. Во-вторых, модель рынка обеспечивает большую гибкость.Например, продажи электронной коммерции Walmart в США выросли на 74% в первом квартале 2020 года, закончившемся 1 мая, и ритейлер заявил, что его новые продавцы рынка были одной из причин роста. Это имеет смысл, потому что Walmart может быстрее увеличить количество SKU, доступных в Интернете, добавив продавцов marketplace.Etsy призвала своих хитрых продавцов делать и продавать маски для лица. В результате апрель стал самым высоким месяцем продаж Etsy с 2015 года. Он был в состоянии удовлетворить явный спрос, полагаясь на своих продавцов, чтобы справиться с созданием, хранением и отгрузкой масок.Точно так же продавцы на рынке одежды Джейн продали почти миллион масок в апреле и мае как от существующих, так и от новых продавцов. Однако, когда в середине марта начались блокировки по всему штату, продажи и трафик Джейн значительно снизились к концу месяца, говорит старший вице-президент по коммерческим операциям Марк Спенсер, не приводя конкретных цифр. В марте общее количество посещений Jane.com согласно анализу данных SimilarWeb по трафику, они снизились на 9,3% по сравнению с январем 2020 года и на 31,6% по сравнению с мартом 2019 года.Джейн внесла некоторые коррективы в меняющиеся модели потребительских покупок во время кризиса COVID-19. Рынок смягчил некоторые стандарты для своих продавцов, чтобы они не были наказаны за такие вещи, как задержки доставки. Он также настоятельно рекомендовал своим продавцам рассмотреть возможность предоставления бесплатной доставки и расширенных окон возврата, зная, что Amazon обусловила многих потребителей.Продажи выросли в начале апреля, и сейчас рынок растет двузначными и трехзначными цифрами в определенных категориях. Продажи женских топов (блузок и рубашек) выросли на 51% в годовом исчислении, домашнего декора-на 149%, а одежды для отдыха/сна-на 210%.По мере того как целые страны попадают под карантин, а потребители по всему миру начинают избегать контактов с людьми, розничные торговцы пытаются адаптироваться. Они признают, что глобальная реакция на новый вирус COVID-19 окажет значительное влияние на их бизнес. Они понимают, что ситуация меняется ежедневно. И они знают, что у них мало времени, чтобы ответить.В течение последних нескольких недель мы говорили со всеми нашими клиентами из розничного сектора о том, какое влияние эта пандемия может оказать на их бизнес. Что еще более важно, возможно, мы помогаем им продумать, как подготовиться к долгосрочным последствиям и устранить краткосрочные потрясения.Есть пять ключевых областей, на которых розничные менеджеры должны сосредоточить свое внимание в сегодняшней чрезвычайно изменчивой социальной, экономической и медицинской среде.На рынках "красной зоны", где распространяется вирус, практически все торговые точки - за исключением продуктовых магазинов и аптек - закрыли свои двери. Даже на тех рынках, где нет карантинных заказов, наблюдалось опасное снижение физического присутствия в торговых точках и торговых центрах.Тем не менее, в то время как некоторые ритейлеры видят, что спрос падает, а клиенты меняют каналы сбыта, другие сталкиваются с беспрецедентными всплесками спроса. Продуктовые ритейлеры, в частности, имеют дело со значительными ситуациями отсутствия на складе многих ключевых продуктов, поскольку потребители потребляют товары, которые считаются необходимыми. Способность прогнозировать спрос и управлять им никогда не была так важна.Розничные торговцы, особенно те, у кого есть физические следы, переосмысливают свои текущие денежные позиции и пытаются оценить, как они будут продолжать оплачивать счета, если спад спроса продолжится в течение длительного периода времени. В частности, розничные торговцы должны внимательно следить за своим текущим и прогнозируемым профилем ликвидности и оценивать любые изменения в динамике оборотного капитала или краткосрочных прогнозах денежных средств.Учитывая высокую зависимость отрасли от наличных денег для оплаты акций, недвижимости и, что немаловажно, персонала, многие розничные торговцы теперь также обсуждают с политиками, как они могут повлиять на любые трудные фонды, пересмотр арендной платы и отпускные ставки и воспользоваться ими.Многие розничные торговцы также в настоящее время пересматривают свою общую финансовую стабильность в различных сценариях и, при необходимости, взаимодействуют с кредиторами для рефинансирования кредитов или внесения изменений в финансовые ковенанты, которые могут быть затронуты.Вирус COVID-19 уже привел к закрытию ряда рабочих мест и карантину. Розничные торговцы должны иметь план, который обеспечивает безопасность сотрудников, а также пытается поддерживать бизнес как обычную деятельность. Помимо простого создания плана антикризисных коммуникаций, ритейлеры должны думать о том, как они будут управлять своей рабочей силой в различных сценариях.Опыт Китая показывает, как инновационные компании могут справиться с этими проблемами; в разгар вспышки там продуктовые операторы временно наняли тысячи сотрудников ресторанов, которые простаивали из-за закрытия ресторанов, чтобы помочь удовлетворить всплески спроса. Другие компании перемещают сотрудников по всей организации, чтобы заполнить пробелы и освободить перегруженные работой отделы.В то время как продуктовые ритейлеры пытаются справиться со значительными проблемами предложения из-за панических покупок потребителей и вытекающих из этого запасов, большинство непродовольственных ритейлеров еще не ощущают полного воздействия перебоев в поставках; падение спроса в сочетании с длительными сроками выполнения заказа и складированием запасов означает, что краткосрочное предложение, как правило, не является проблемой.Но по мере развития ситуации ожидается увидеть значительные различия в масштабах и сроках сбоев в цепочках поставок в разных географических регионах и подсекторах. Розничные торговцы должны вести переговоры со своими ключевыми поставщиками, чтобы оценить их риски, выявить любые косвенные риски и разработать планы действий на случай непредвиденных обстоятельств.В этой среде укрепление отношений с клиентами так же важно, как и укрепление прибыли.В то время как паника распространяется по Европе и Северной Америке, Китай не только стал лидером в сдерживании вируса, но и воспользовался возможностью, чтобы наладить более тесные связи со своими союзниками, такими как Италия. 10 марта китайский лидер Си Цзиньпин посетил Ухань, столицу провинции Хубэй, где началась вспышка коронавируса. В день его визита в Китае было зарегистрировано только 19 подтвержденных новых случаев заражения - это заметный сдвиг по сравнению с тысячами на пике вспышки в феврале. Вопреки тенденциям в Европейском Союзе и Северной Америке, китайские фабрики и рестораны снова открывают свои двери. Местные органы власти в менее пострадавших районах Китая ослабляют запреты на поездки и поощряют людей вернуться к работе. Сообщается, что около трех четвертей из 80000 китайцев, пострадавших от COVID-19, вылечились от вируса. В марте китайским властям удалось одержать верх над эпидемией коронавируса, и ретейл начал постепенно возвращаться к жизни. Уже в середине марта более 5000 ритейлеров, опрошенных NielsenChina, смотрели в будущее с оптимизмом и ждали, что уставшие от самоизоляции горожане захотят порадовать себя покупками. [9]Экономисты называют это поведение revengespending, или траты из чувства мести — за время, проведенное в четырех стенах. В первые дни после снятия карантина во многих городах очереди выстроились не только перед бутиками, но и у дверей маленьких кафе-пекарен. Главным ньюсмейкером уикенда 10-11 апреля стал бутик Hermes в Гуанчжоу, заработавший $2,7 млн в первый же день после открытия.Для ретейлеров, занятых товарами первой необходимости, период карантина был похож на затяжную черную пятницу с непрерывным потоком покупателей, которые сметали с полок товары длительного пользования: консервы, санитайзеры и туалетную бумагу. Остальным пришлось намного тяжелее: необязательные покупки отошли на второй план, а закрытие торговых центров, магазинов и ресторанов фактически привело к остановке бизнеса. [11]Сейчас можно уверенно сказать, что с наименьшими потерями из кризиса вышли те, кто сделал ставку на цифровые каналы и дистанционные услуги. Наибольший рост показали инструменты для дистанционного обучения и удаленной работы, доставка из магазинов и ресторанов, онлайн-игры и wellness-приложения. Что еще важнее, для многих опрошенных McKinsey & Company карантин стал поводом впервые ими воспользоваться. Число новых клиентов по всему спектру онлайн-услуг выросло по меньшей мере на четверть, в образовании, видеосвязи и телемедицине — более чем на треть.Здесь интересен не столько опыт цифрового бизнеса, для которого карантин стал точкой роста, сколько меры, предпринятые традиционными ретейлерами в ответ на новые вызовы. Эти решения сработали в период вспышки коронавируса и помогают им вернуться к росту сейчас. Для IKEA, магазины которой в Китае были закрыты с января по март, кризис стал поводом для экспериментов. Компания, главным для которой всегда был покупательский опыт в офлайн-магазинах, в марте открыла свой интернет-магазин на площадке маркетплейсаTmall, входящего в AlibabaGroup. Компания не планирует сотрудничать с другими площадками, и опыт с Tmall, вероятно, будет иметь большое значение для ее цифровой стратегии.Пока 7000 магазинов Nike в Китае были закрыты, компания сосредоточилась на онлайн-инструментах — приложениях для тренировок NikeTrainingClub, интегрированных c ее интернет-магазином. Отмена платы за премиум-доступ обеспечила 80%-й прирост новых пользователей, который конвертировался в рост онлайн-продаж на 30% в первом квартале 2020 года. Опыт, полученный в Китае, компания применяет на других ключевых рынках, пострадавших от коронавируса — в Европе и США.Шанхайский центр бутиков K11, получивший награду за инновации от FastCompany в 2019 году, запустил свою виртуальную трехмерную версию через сервис WeChatMiniProgram. Пользователи могут прогуливаться по ней в духе GoogleStreetView, заходить в магазины и совершать покупки через адаптированный интерфейс интернет-магазина. Компания сообщала, что за март виртуальный магазин посетили 200 000 человек.Пекинский торговый центр JoyCity сделал акцент на онлайн-стриминг. Его виртуальные посетители могут смотреть презентации новых коллекций из бутиков, советы визажистов из магазинов косметики, наблюдать за работой поваров на кухнях ресторанов, и делать заказы через площадку торгового центра. Это работает: магазин EsteeLauder за несколько часов стрима продал столько же товаров, сколько за одну не-кризисную неделю, а число зрителей их стрима примерно соответствовало трафику магазина более чем за полгода.Отдельного внимания заслуживает выбранная китайскими властями мера косвенной поддержки ретейлеров — цифровые купоны, выпускаемые через AliPay и WeChatPay. Пользователи могут обменять эти купоны на скидки в магазинах, кафе и других торговых точках. Только в Гуанчжоу на выпуск купонов было выделено 1,68 млрд юаней — более $237 млн. Купоны имеют срок действия, стимулируют покупки и позволяют вернуть эти деньги в экономику. Ситуация в китайском премиальном ретейле имеет свои особенности. Для многих брендов это крупнейший рынок сбыта: в 2018 году на Китай приходилось 33% мировых продаж премиальных товаров (BostonConsultingGroup), в 2018 году граждане Китая обеспечили 90%-й рост их потребления (Bain & Company), но при этом 70% дорогостоящих покупок обеспеченные китайцы делали за границей, чтобы не уплачивать высокий налог на роскошь. Таким образом, львиная доля продаж во вновь открывшихся бутиках — это покупки, которые не были сделаны в других странах. [16]Что это означает? Возможно, этот фактор компенсирует снижение интереса к премиальным товарам, которое фиксируют McKinsey & Company и MorganStanley. Кроме того, это позволит в долгосрочной перспективе выдержать многолетнее падение спроса на дорогие необязательные покупки, которое Ipsos прогнозирует по опыту кризиса 2008—2009 годов. Но для ретейлеров сектора премиум из других стран, которые полагались на покупателей из Китая, эта новость может быть только плохой.Выход в онлайн для МСП сейчас единственный способ выжить… Причем, начать работать на маркетплейсе быстрее и легче, чем форсировать создание собственного сайта.Если рассмотреть «прирост» продавцов на примере goods.ru, то в самоизоляцию эта цифра увеличилась примерно до тысячи заявок в месяц.Самым большим спросом пользуются игрушки для взрослых и детские развивающие игры: всевозможные конструкторы, настольные игры, машинки и железные дороги.При этом, самыми популярными товарами стали отнюдь не гречка и антисептики, цена которых в некоторых магазинах доходит до тысячи рублей, а товары из категории «развлечения».И третья популярная категория – электроника. Любопытно, что на дорогостоящие гаджеты спрос начался за несколько недель до самоизоляции. А с объявлением первой «выходной недели» за несколько дней раскупили ноутбуки для оборудования дома полноценных рабочих мест. Так что на некоторое время эти гаджеты и вовсе оказались в дефиците у некоторых продавцов!Надо радоваться, что в стране развит e-com! И даже на карантине жизнь не остановилась. В Китае курьеры стали национальными героями.В категории «спорт» спрос сместился внутри самой группы этих товаров. Если раньше люди покупали новые кроссовки и спортивные костюмы, то сейчас это гантели, коврики, спортивное питание – одним словом, то, что поможет оставаться красивыми дома.Предсказуемо и то, что выросли все товары в категории «Медицина». А это маски, перчатки, всевозможные дезинфицирующие гели. Чтобы удерживать адекватные цены, некоторые сервисы занялись серьезным регулированием стоимости товаров в этой категории. Ведь мерчанты все чаще пытаются спекулировать на ситуации.Вдобавок, из-за повышенного спроса на медпрепараты они начали работать по технологии «Click & collect» с аптеками. Теперь можно забронировать товар через сайт и забрать его в ближайшей аптеке.Не популярна разве что категория «Авто», которая в апреле раньше «выстреливала»: однако из-за самоизоляции традиционная апрельская перебортовка шин сдвинулась на май.[1]Если говорить о будущем маркетплейсов в кризис, то абсолютно у всех игроков рынка будет серьезный «прирост» как новых продавцов, так и покупателей.При этом, конкуренция не позволит завышать цены, и торговые площадки и дальше будут стремиться предоставлять наиболее выгодные условия…Но как бы ни был привлекателен этот бизнес сейчас, выход на рынок новых крупных игроков маловероятен.Во-первых, маркетплейс– это сложная технологичная компания, в которую вложены огромные средства. А найти в кризис инвестиционные деньги – задача не из легких.Во-вторых, это организация колоссальных оффлайновых процессов. Товар в кратчайшие сроки должен быть перемещен со склада поставщика в сортировочный центр, чтобы клиент получил одной доставкой все выбранные позиции.Осложняется ситуация и тем, что закрылось большинство пунктов самовывоза и постаматов на территории торговых центров. В 90% случаев доставка осуществляется курьерами, отчего ее срок увеличился на несколько дней по некоторым группам товаров.И, наконец, главная проблема, с которой сталкиваются маркетплейсы сейчас – это логистика. Большое количество городов, где затруднено передвижение. Невозможно въехать и выехать за границы города. И тут уже требуется грамотное государственное регулирование: достаточное количество законодательных актов, которые бы позволили функционировать интернет-магазинам в полном объеме, забирать товары и осуществлять доставку.[15]ЗаключениеКитай является самым крупным в мире цифровым рынком с объемом 1,94 трлн долларов в 2019 году, что составляет плюс 27% за год и четверть от общего объема розничных продаж в Китае. Таким образом, сектор электронной коммерции Китая более чем в три раза превышает размер рынка США, который занимает второе место.Несмотря на вспышку коронавируса, ожидается, что эти цифры вырастут в 2021 году. Согласно прогнозам, в 2020 году темпы роста мировой электронной коммерции составили 16%, а общий объем превысит 4,2 триллиона долларов США.Конечно, Китай - не исключение: доля рынка электронной коммерции в общем объеме розничных продаж страны составляет 35%. Гигантские инвестиции в проект Китайской инициативы «Один пояс, один путь» (BRI) подпитывают эту тенденцию - за счет соединения Центральной Азии, Ближнего Востока и Европы офлайн, за ним последует больше онлайн-предприятий.Интернет-сети и социальная коммерция в таких популярных приложениях, как WeChat, TikTok и SinaWeibo, давно стали неотъемлемой частью повседневной жизни Китая. Фактически, китайские потребители проводят почти пять часов в день за своими мобильными устройствами (смартфонами, планшетами).С помощью этих популярных приложений они остаются на связи, платят, делают покупки, бронируют поездки и многое другое. Между прочим, в среднем в мире используется три часа в день на портативных устройствах.1. Трансграничная электронная торговля КитаяПредполагается, что в 2021 году этот быстроразвивающийся сектор достигнет объема в 164 миллиарда долларов, что почти вдвое больше по сравнению с предыдущим годом.Более того, приобретение Alibaba компании Kaola в сентябре 2019 года приведет к консолидации в этом сегменте. Kaola станет частью Tmall, отняв долю рынка у конкурента JD.com.Иностранные бренды могут сотрудничать с этими платформами в зависимости от их бизнес-модели для продажи своих услуг. Подробнее о торговле CBEC в Китае здесь.2. Омниканальная розницаЭта стратегия многоканального контента направлена на улучшение пользовательского опыта и улучшение отношений с целевой аудиторией во всех точках контакта. Совершаете ли вы покупки в Интернете или в реальном магазине, переход от одной точки к другой в любой момент вашего потребительского пути должен быть плавным и легким - онлайн и офлайн плавятся вместе (O2O).В частности, Китай лидирует в омниканальной розничной торговле благодаря высоким ожиданиям клиентов, умным продавцам, ориентированным на мобильные устройства, киоскам самообслуживания и виртуальной / дополненной реальности. Кроме того, тесная интеграция потребительских платежей создает пример передовой практики для всего мира.Примером из реальной жизни является продуктовая платформа Alibaba Freshippo, где клиенты могут делать покупки лично (нажимая и забирать), обедать и получать товары через онлайн-заказ.3. Нижние уровниЭту тенденцию продаж в города и районы более низкого уровня в Китае мы уже наблюдаем в китайских социальных сетях. Более низкие уровни имеют больше денег, доступных для покупок (из-за более низкой стоимости жизни), и с удовольствием тратят их на потребительские товары.4. ФинтехФинансовые технологии и инновации, направленные на то, чтобы конкурировать с традиционными методами предоставления финансовых услуг, находятся на подъеме. В частности, китайские онлайн-банки, такие как WeCash (не связанные с WeChat или Tencent), появляются как стартапы, предлагающие простые и несложные финансовые услуги отдельным лицам и организациям, часто с использованием машинного обучения и технологий искусственного интеллекта.Например, WeCash, насчитывающий 130 миллионов пользователей в 5 странах, позволяет физическим лицам напрямую получать свой кредитный рейтинг и подавать заявки на ссуды. И организации могут создавать свои прибыльные кредитные портфели на этой платформе, основанной на больших данных.5. КриптовалютаМайнеры и пользователи криптовалюты сталкиваются с жестким регулированием в Поднебесной. Как и в случае с платформами социальных сетей, специальной китайской поисковой системой (Baidu) и другими инструментами и правилами, специфичными для Китая, Китай ищет новые решения для своей страны и рынка с точки зрения криптовалюты.Впервые представленная как концепция 5 лет назад, Китай в настоящее время завершает подготовку к выпуску своей DCEP (Цифровая валюта / Электронные платежи). Однако, в отличие от биткойнов и связанных с ними валют, DCEP находится под санкциями правительства. Правительство, скорее всего, будет распространять новую валюту через традиционные банки, делая ее полностью централизованной и такой же, как традиционные бумажные деньги.По мере того как Китай расширяет свою мировую торговлю посредством инициативы «Пояс и дорога» (BRI) и других инициатив в области развития, DCEP может создать значительную финансовую автономию и уменьшить влияние США.6. От KOL к маркетингу KOCОсновные потребители (KOC) - это «нормальные» покупатели, которые создают видео и публикуют сообщения о собственных обзорах и рекомендациях продуктов. Конечные потребители жаждут советов и рекомендаций реальных потребителей, которым они доверяют. KOC также действуют как влиятельные лица, но более аутентичны. Маркетинг, основанный на отношениях, набирает обороты.Бренды, которые включают KOC в свою маркетинговую стратегию, могут получить выгоду от улучшения имиджа бренда и увеличения продаж. Обязательно определите подходящие KOC, поскольку у них обычно не так много подписчиков, что затрудняет их поиск. Об этом позаботится китайское маркетинговое агентство.Если вы учтете эти тенденции, ваш бизнес получит прочную основу в китайском маркетинге. Хотите узнать больше о китайской среде электронной коммерции? Продолжить чтение!7. Групповая покупкаЭта тенденция еще не пришла за пределы Китая. Западные покупатели могут подумать, что товары могут быть низкого качества. Или что эти платформы ненадежны и требуют скрытых затрат. Китайские потребители ценят значительно сниженные цены - особенно жители более низкого уровня пользуются моделью групповых покупок.Однако в Поднебесной ожидается рост групповых покупок, поскольку Pinduoduo, JD.com и Alibaba запускают свои собственные функции групповых покупок.8. Социальная коммерцияЭта горячая новая тенденция достигла объема более 300 миллиардов долларов в 2019 году. Рост использования мобильных устройств и социальных сетей привел к появлению социальных покупок, также известных как социальная электронная коммерция.«Сейчас» потребитель следует тенденциям и имеет незапланированные взаимодействия с брендом и опытом розничной торговли. Покупатели могут делать это дома, на работе или в дороге. Такое поведение вызывает потребность в новых подходах к созданию личного и готового к покупке опыта социальной коммерции.Выше мы подытожили основные тенденции развития маркетплейсов в КНР, что позволяет заключить следующее: рынок электронной коммерции в Китае является самым обширным в мире и далек ушел вперед в сравнении с конкурентами; маркетплейсы КНР зародились по итогам кризисов 1998 и 2008 годов, а кризис коронавируса лишь усилил и подпитал данный сегмент торговли.Список использованных источниковАлексеенко, А.П.Регулирование деятельности электронных платформ по закону КНР «Об электронной коммерции» [Текст] / А.П. Алексеенко // Юрист. – 2020. – № 7. – С. 62-68.Алексеенко, А.П.Регулирование использования поисковых алгоритмов в соответствии с законом КНР «Об электронной коммерции» [Текст] / А.П. Алексеенко // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2020. – Т. 12. – № 2. – С. 118-126.Артамонов Г. Т. О противоречиях перехода к информационному обществу // Вестник ВОИВТ. - 2016. - № 3. Бенеско Г. С электронным бизнесом в третье тысячелетие. CommerceWorld, 2014. Большаков А. Стратегия ломки границ // Эксперт. - 2016. - №11. Ван, Ц. Влияние развития интернета на международную торговлю и контрмеры Китая [Текст] / Ц. Ван // Экономика и социум. – 2020. – № 5-1 (72). – С. 432-436.Ван, Ю. Регулирование электронной коммерции в КНР [Текст] / Ю. Ван // Мировая наука. – 2020. – № 1 (34). – С. 144-147.Гаврилов Л.П. Электронная коммерция. - М.: Солон, 2016. - 112 с. Грачев Н.В. Деньги идут, но не во всякую зону //Дело. Восток+Запад. №4, 2019.Друзик Я.С. Свободные экономические зоны //Мн: 2019.Дэвид Козье Электронная коммерция. - М.: Издательство: Русская редакция, 2016. - 365 с. Игнатов В.И.Бутов. С.Г.Свободные экономические зоны // М:2018.Кашлев Ю. Б. Становление глобального информационного общества и место России // Информация. Дипломатия. Психология: Сборник материалов «круглого стола» и лекций преподавательской кафедры массовой коммуникации и связей с общественностью ДА МИД России. - М., 2017. Китай – Япония: конкуренция за лидерство. Отв. ред. В.Б. Амиров, чл.-корр. РАН В.В. Михеев. М.: ИМЭМО РАН, 2017.Китай в XXI веке. Глобализация интересов безопасности. / Под ред. чл.-корр. РАН Чуфрина Г.И. - М., Наука, 2017.КудревВ.М. Мир экономики-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.Ли, П. Китайский рынок онлайн-торговли [Текст] / П. Ли, ЦиЮн.Лю., Ци Тан // Образование и право. – 2020. – № 4. – С. 443-447.Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.Лю, Ж.Анализ основных тенденций развития рынка электронной коммерции на современном этапе [Текст] / Ж. Лю // Трансформация экономики и управления: новые вызовы и перспективы. Сборник статей и тезисов докладов Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов – Санкт-Петербург, 2021. – С. 131-136.Лян, М. Цифровая экономика способствует развитию экономики Китая [Текст] / М. Лян // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика : SmartNations: экономика цифрового равенства: материалы III Международного научного форума. Государственный университет управления. – 2020. – С. 49-53.Мировая экономика: прогноз до 2020 года. / Под редакцией академика А. А. Дынкина М.: Магистр, 2018.Назарова, Д.А. Перспективы и тенденции развития интернет-торговли Китая [Текст] / Д.А. Назарова // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам работы четвертого круглого стола с международным участием. – 2020. – С. 97-100.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М: Издательство НОРМА, 2016.Покровская Л. Л., Копачев А. А. Электронная коммерция в сфере информационных услуг: Монография. - СПб.: СПбГУСЭ, 2017. - 167 с.Рейнольдс М. Электронная коммерция. - М.: Лори, 2017. - 560 с. Се, С. Исследование финансовых рисков китайских и российских интернет-компаний [Текст] / С. Се // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т. 9. – № 4 (33). – С. 333-336.Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2016.Семенов К.А. Международные экономические отношения-М.: ГАРДАРИКА, 2017.Семин Н.Ф., Семин Р.Н. Основы мировой экономики-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.Смолян Г. Л. Черешкин Д. С. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России. - 2016. - №4. Соколова А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция. Мировой и российский опыт. - М.: Издательство: Открытые системы. 2017. - 318 с. Сурков В. А. Социально-психологические аспекты Интернет-маркетинга // Интернет-маркетинг. - 2019. - № 1.Чэнь, Ц.Проблемы доставки товаров из Китая в Россию в электронной коммерции [Текст] / Ц. Чэнь // Экономика и управление: теория, методика, практика. сборник статей. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. – Чебоксары, 2020. – С. 128-130.Ямпольская, Д.О. Проблемы и направления развития электронной коммерции в странах БРИКС [Текст] / Д.О. Ямпольская, Б.М. Де Конти, С.Н. Морозов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2021. – Т. 29. – № 1. – С. 21-38.Liu, M. E-COMMERCE LIVE BROADCAST MODEL OF AGRICULTURAL PRODUCTS IN CHINA [Текст] / M. Liu, S. Haoran // Russian Economic Online Journal. – 2020. – № 2. – С. 39-44Xi, Wu. Research of the profit model of the Chinese e-commerce platform on the example of Alibaba and Dhgate [Текст] / Xi Wu., V.G. Borkovskaya // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 3 (25). – С. 353-362
2. Алексеенко, А.П. Регулирование использования поисковых алгоритмов в соответствии с законом КНР «Об электронной коммерции» [Текст] / А.П. Алексеенко // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2020. – Т. 12. – № 2. – С. 118-126.
3. Артамонов Г. Т. О противоречиях перехода к информационному обществу // Вестник ВОИВТ. - 2016. - № 3.
4. Бенеско Г. С электронным бизнесом в третье тысячелетие. Commerce World, 2014.
5. Большаков А. Стратегия ломки границ // Эксперт. - 2016. - №11.
6. Ван, Ц. Влияние развития интернета на международную торговлю и контрмеры Китая [Текст] / Ц. Ван // Экономика и социум. – 2020. – № 5-1 (72). – С. 432-436.
7. Ван, Ю. Регулирование электронной коммерции в КНР [Текст] / Ю. Ван // Мировая наука. – 2020. – № 1 (34). – С. 144-147.
8. Гаврилов Л.П. Электронная коммерция. - М.: Солон, 2016. - 112 с.
9. Грачев Н.В. Деньги идут, но не во всякую зону //Дело. Восток+Запад. №4, 2019.
10. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны //Мн: 2019.
11. Дэвид Козье Электронная коммерция. - М.: Издательство: Русская редакция, 2016. - 365 с.
12. Игнатов В.И.Бутов. С.Г.Свободные экономические зоны // М:2018.
13. Кашлев Ю. Б. Становление глобального информационного общества и место России // Информация. Дипломатия. Психология: Сборник материалов «круглого стола» и лекций преподавательской кафедры массовой коммуникации и связей с общественностью ДА МИД России. - М., 2017.
14. Китай – Япония: конкуренция за лидерство. Отв. ред. В.Б. Амиров, чл.-корр. РАН В.В. Михеев. М.: ИМЭМО РАН, 2017.
15. Китай в XXI веке. Глобализация интересов безопасности. / Под ред. чл.-корр. РАН Чуфрина Г.И. - М., Наука, 2017.
16. КудревВ.М. Мир экономики-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
17. Ли, П. Китайский рынок онлайн-торговли [Текст] / П. Ли, Ци Юн.Лю., Ци Тан // Образование и право. – 2020. – № 4. – С. 443-447.
18. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.
19. Лю, Ж. Анализ основных тенденций развития рынка электронной коммерции на современном этапе [Текст] / Ж. Лю // Трансформация экономики и управления: новые вызовы и перспективы. Сборник статей и тезисов докладов Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов – Санкт-Петербург, 2021. – С. 131-136.
20. Лян, М. Цифровая экономика способствует развитию экономики Китая [Текст] / М. Лян // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика : Smart Nations: экономика цифрового равенства: материалы III Международного научного форума. Государственный университет управления. – 2020. – С. 49-53.
21. Мировая экономика: прогноз до 2020 года. / Под редакцией академика А. А. Дынкина М.: Магистр, 2018.
22. Назарова, Д.А. Перспективы и тенденции развития интернет-торговли Китая [Текст] / Д.А. Назарова // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам работы четвертого круглого стола с международным участием. – 2020. – С. 97-100.
23. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М: Издательство НОРМА, 2016.
24. Покровская Л. Л., Копачев А. А. Электронная коммерция в сфере информационных услуг: Монография. - СПб.: СПбГУСЭ, 2017. - 167 с.Рейнольдс М. Электронная коммерция. - М.: Лори, 2017. - 560 с.
25. Се, С. Исследование финансовых рисков китайских и российских интернет-компаний [Текст] / С. Се // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2020. – Т. 9. – № 4 (33). – С. 333-336.
26. Селищев А.С. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2016.
27. Семенов К.А. Международные экономические отношения-М.: ГАРДАРИКА, 2017.
28. Семин Н.Ф., Семин Р.Н. Основы мировой экономики-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.
29. Смолян Г. Л. Черешкин Д. С. Сетевая информационная революция // Информационные ресурсы России. - 2016. - №4.
30. Соколова А.Н., Геращенко Н.И. Электронная коммерция. Мировой и российский опыт. - М.: Издательство: Открытые системы. 2017. - 318 с.
31. Сурков В. А. Социально-психологические аспекты Интернет-маркетинга // Интернет-маркетинг. - 2019. - № 1.
32. Чэнь, Ц. Проблемы доставки товаров из Китая в Россию в электронной коммерции [Текст] / Ц. Чэнь // Экономика и управление: теория, методика, практика. сборник статей. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. – Чебоксары, 2020. – С. 128-130.
33. Ямпольская, Д.О. Проблемы и направления развития электронной коммерции в странах БРИКС [Текст] / Д.О. Ямпольская, Б.М. Де Конти, С.Н. Морозов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2021. – Т. 29. – № 1. – С. 21-38.
34. Liu, M. E-COMMERCE LIVE BROADCAST MODEL OF AGRICULTURAL PRODUCTS IN CHINA [Текст] / M. Liu, S. Haoran // Russian Economic Online Journal. – 2020. – № 2. – С. 39-44
35. Xi, Wu. Research of the profit model of the Chinese e-commerce platform on the example of Alibaba and Dhgate [Текст] / Xi Wu., V.G. Borkovskaya // ЦИТИСЭ. – 2020. – № 3 (25). – С. 353-362