Познавательная деятельность учащихся в процессе изучения географии в основной школе.
Заказать уникальную дипломную работу- 90 90 страниц
- 44 + 44 источника
- Добавлена 23.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы развития познавательного интереса обучающихся на уроках географии……………………………………………............................................8
1.1. Отражение проблемы развития познавательного интереса школьников в психолого - педагогической и методической литературе…………………………………………………………………………8
1.2. Существующий опыт решения проблемы развития познавательного интереса в методике преподавания географии ………………………..…….14
1.3. Средства развития познавательного интереса современных школьников на уроках географии ………………….………………………………………....21
Выводы по Главе 1……………………………………………………………....30
Глава 2. Методика организации дидактических игр с целью развития познавательного интереса обучающихся…………………………………...31
2.1. Методические условия и особенности организации дидактических игр на уроках географии для развития познавательного интереса учащихся 7-9 классов……………...…………………………………………………………….31
2.2. Использование дидактических игр на уроках географии в 7 кл………………………………………………………………………………….41
2.3. Использованием дидактических игр на уроках географии в 9 кл………………………………………………………………………………….46
Выводы по Главе 2……………………………………………………………...51
Глава 3. Результаты педагогического эксперимента по выявлению эффективности дидактических игр как средства развития познавательного интереса обучающихся на уроках географии 7-9 класса………………………………………………………………………….....52
3.1. Организация и ход педагогического эксперимента…………….....……52
3.2. Анализ результатов экспериментальной работы…………..…………...62
Выводы по Главе 3……….……………………………………………………...75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...........................................76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….78
ПРИЛОЖНИЕ…………………………………………………………………..83
Данную игру можно использовать на одном из последних уроков учебного года. Тема урока «Повторение изученного».Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребенка в целом. СЛАЙД 19.Педагогический эксперимент проводился на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 1173». В эксперименте участвовали учащиеся 7 «Б», 8 «Г» и 9 «А» и 7 «А» классов.Ход педагогического эксперимента:Этап 1– Поисковый; На этом этапе изучены теоретические основы ис-пользования дидактических игр на уроках географииЭтап 2– Опытная работа; Были проведены по географии с использованием дидактических игр направленных на развитие познавательного интереса школьников, планы уроков представлены в приложении, после была проведена итоговая игра для всех трех классов. Этап 3 – Контрольно-обобщающий. Обработаны данные опытной работы, проведен обобщающий анализ, сформулированы выводы и оформлены результаты исследования.Стоит отметить, что для 7 «А» класса не проводились дидактические игры на уроках географии, данный класс был взят для того чтобы сравнить показатели развития познавательного интереса.СЛАЙД 20.С этапами игры можно познакомиться с помощью данного слайда.В игре принимают участие 3 команды. Команды выбирают капитана, придумывают девиз, эмблему и название команды. Вопросы разноуровневые, учащиеся готовили самостоятельно. За выполнение заданий игроки получают баллы победит та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Судьями являются учителя.СЛАЙДЫ 21 – 23.На следующих слайдах представлен ход игрыСЛАЙД 24.В начале и по завершению эксперимента были проведены тесты по выявлению познавательного интереса учащихся 7 «Б», 8 «Г» и 9 «А» классов. Учащиеся 7 «А» класса также проходили данный тест.Каждому школьнику предлагалось пройти тест по методике А. А. Горчинской, а также тест по методики диагностики направленности учебной мотивации по Дубовицкой Т.Д.СЛАЙД 25-26.С результатами эксперимента можно ознакомиться на следующих слайдахТаким образом, можно сделать вывод о том, что экспериментальным путем выявлена эффективность дидактических игр как средство развития познавательного интереса обучающихся на уроках географии 7-9 класса, гипотеза подтверждена.СЛАЙД 27.Спасибо за внимание!
1. Закон Российской Федерации “Об образовании” (с изменениями, вне-сенными Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ) – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 04.06.2021)
II.Книги
2. Абросимова Н. А. География рыб. Учебное пособие для ВО, 2-е изд., испр. и доп. — М.: Лань, 2020. — 120 c.
3. Андреева, В.Н. Предметная неделя географии в школе / В.Н. Андреева. - М.: Феникс, 2019. - 975 c.
4. Анучин Д. Н. Избранные географические работы / Д. Н. Анучин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 356 с.
5. Байбородова Л. В. Обучение географии в средней школе [Текст]: метод, пособие / Л.В. Байбородова, А.В. Матвеев. — М.: Владос, 2008.
6. Балоян Б. М. Геоурбанистика: учебник для академического бакалавриата / Б. М. Балоян, М. Л. Гитарский. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 155 с.
7. Баранов, А. С. Компьютерные технологии в школьной географии. Методическое пособие / А.С. Баранов, В.Г. Суслов, А.И. Шейнис. - М.: ГЕНЖЕР, 2018. - 989 c.
8. Баринова И.И. Внеурочная работа по географии [Текст] / И.И. Баринова, Л.И. Елховская, В.В. Николина. — М.: Просвещение, 1988. - 149 c.
9. Басов, Н.Ф. Социальная педагогика. Учебное пособие для ВУЗов / Н.Ф. Басов. - М.: КноРус, 2018. - 230 c.
10. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2018. – 144 с.
11. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2017. - 624 c.
12. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся: книга для учителя [Текст] / В.К. Буряк. — М.: Просвещение, 1984.-234 с.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк [Текст] / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение, 1967. – 221 с.
14. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства //Собр. соч. - М.: Педагогика, 2003. – 789с.
15. География. 8 класс. Контрольно-измерительные материалы. - М.: ВАКО, 2017. - 112 c.
16. Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2017. - 256 c.
17. Гордеева З. И. История географических открытий: учеб. пособие для вузов / З. И. Гордеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 145 с.
18. Григорьев А. А. Удивительная география: учеб. пособие / А. А. Григорьев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 364 с.
19. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задача педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. - М.: Просвещение, 2007. - 195 с.
20. Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задача педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. - М.: Просвещение, 2007. - 195 с.
21. Даринский А.В. Методика преподавания географии [Текст] / А. В. Да-ринский. — М.: Просвещение, 1966.
22. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. - М.: Просвещение, 2010. - С. 345.
23. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. - М.: Просвещение, 2010. - С. 345.
24. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: Учебник для магистров / А.Н. Джуринский. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 440 c.
25. Дубровская, Е.Н. Дидактические игры, турниры, конкурсы, праздники (5-11 классы) / Е.Н. Дубровская. - М.: Педагогическое общество России, 2018. - 275 c.
26. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.
27. Ковалев, В. В. Географи. 5-6 классы. 44 диагностических варианта / В.В. Ковалев. - М.: Национальное образование, 2017. - 908 c.
28. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А, О диагностических методах психологического исследования школьников // Хрестоматия по возрастной и педагогически психологии.--М.: Изд-во МГУ, 2001 - 470 с.
29. Лыкова, И.А. Дидактические игры и игрушки. №4 2009 / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2015. - 238 c.
30. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для школьников педагогических институтов.-М.: Образование, 2005. - 401 с.
31. Нищева, Н.В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 294 c.
32. Смирнова, М. С. География. 6-9 классы. Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации / М.С. Смирнова. - М.: Просвещение, 2018. - 128 c.
33. Таран, В.А. Играть на бирже просто?! / В.А. Таран. - М.: СПб: Питер; Издание 2-е, 2017. - 248 c.
34. Федорова, В. А. Раздаточные материалы по географии. 8-9 классы / В.А. Федорова. - М.: Дрофа, 2017. - 633 c.
35. Шамова, Т.А. Активизация учения школьников / Т.А. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 201 с.
36. Шмакова Г. В. Краеведение: учеб. пособие для академического бакалавриата / Г. В. Шмакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 116 с.
37. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1979. - 128 с.
III. Печатная переодика
38. Коржуев, А.В. Познавательные затруднения в учении школьников / А. В. Коржуев // Педагогика. - 2000. - № 1. – С.27-32.
39. Давлетмирзаева Ф. А. Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях современной школы // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). Самара: Асгард, 2015. - С. 71-74.
40. Камерилова, Г.С., Елховская, Л.И., Родыгина, О.А. География России в Образовательной системе «Школа - 2100»/ Г.С. Камерилова, Л.И. Елховская, О.А. Родыгина//»География в школе», 2011, №3. - М.: «Школьная Пресса», 2011. - с.58-60.
41. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и педагогика. - 2009. - №2. - С. 5-8.
42. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, С. 151-157.
43. Пологрудова, И.С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе / И.С. Пологрудова // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 366-367.
III. Источники на электронных носителях удаленного доступа
44. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина.– М.: Изд. центр "Академия", 2002. – 576 с. [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. – Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0075/index.shtml?from_page=196 (дата обращения 04.06.2021).
Вопрос-ответ:
Как влияет познавательная деятельность учащихся на процесс изучения географии?
Познавательная деятельность учащихся играет ключевую роль в процессе изучения географии. Она способствует углубленному и осмысленному усвоению материала, формированию интереса и мотивации к предмету.
Какие теоретические основы лежат в основе развития познавательного интереса обучающихся на уроках географии?
Основные теоретические основы включают концепции познавательного интереса, мотивации, деятельности, развития личности, а также принципы активности, осмысленности и системности в обучении.
Какие проблемы развития познавательного интереса школьников отражаются в психолого-педагогической и методической литературе?
В литературе отражаются проблемы низкой мотивации учащихся к изучению географии, отсутствие интереса к предмету, неэффективные методы обучения, недостаток активной познавательной деятельности и т.д.
Каким существующим опытом можно решить проблему развития познавательного интереса учащихся?
Для решения проблемы развития познавательного интереса учащихся можно использовать разнообразные методы и формы работы, активные и практические задания, привлечение учащихся к самостоятельному исследованию, использование интерактивных технологий и т.д.
Какие факторы могут повлиять на развитие познавательного интереса учащихся на уроках географии?
Факторы, которые могут повлиять на развитие познавательного интереса учащихся, включают интерактивность урока, возможность выбора темы для исследования, индивидуальный подход к каждому учащемуся, использование реальных примеров и прикладной значимости учебного материала.
Каким образом познавательная деятельность учащихся влияет на изучение географии?
Познавательная деятельность учащихся является важным компонентом процесса изучения географии. Она способствует активному усвоению материала, развитию критического мышления, самостоятельности и творчества. Благодаря познавательной деятельности обучающиеся могут углубленно изучать различные географические явления, проводить исследования, применять полученные знания на практике.
Какие методы развития познавательного интереса школьников в географии представлены в психолого-педагогической литературе?
В психолого-педагогической литературе представлены различные методы развития познавательного интереса школьников в географии. Некоторые из них включают активное использование интерактивных технологий на уроках, проведение практических занятий, внеклассных мероприятий, привлечение к изучению географии реальных примеров и проблем, а также использование индивидуального подхода к каждому ученику.
Каковы основные проблемы развития познавательного интереса учащихся в процессе изучения географии?
Основные проблемы развития познавательного интереса учащихся в процессе изучения географии заключаются в недостаточной мотивации и эмоциональной вовлеченности учеников, ограниченном доступе к информации, устаревших методиках преподавания, неадекватном использовании учебных материалов и ограниченных возможностях для самостоятельной исследовательской работы.