Политико-правовые взгляды Маркса

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История государства и права
  • 17 17 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 19.05.2021
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Основная часть 5
Заключение 15
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Рассматривая развитие явлений через противоречия, Маркс уясняет сущность явлений, открывает экономические и иные законы.В «Капитале» говорится, что тот человек, который живет в капиталистическом обществе, вынужден быть в жестких условиях. Законы капитализма направлены на ограничение свободы человеческого выбора, здесь полностью отсутствует воля к личным предпочтениям. Также для полного анализа политико-правового учения Маркса важно учесть фактор значимости понятий капитала и общественной практики. Преодоление главных недочетов материализма Фейербаха и всего предшествующего материализма, необходимость нового объяснения действительности и принципов ее познания было связано с тем, что Маркс обосновал подлинную роль практики в развитии общества, всей истории человеческой цивилизации. Уже в работах раннего этапа Марксом была замечена преобразующая, а не просто объяснительная функция теоретической мысли, в том числе философии. В дальнейшем данная функция связывалась с принципом служения теории практике, тогда как практика играет определяющую роль в теории. Марксом были разработаны разные подходы к проблеме понимания практики, в частности, практика является предметной деятельностью, деятельностью людей, направленной на то, чтобы преобразовать природу и общество, кроме того, практика также является общественно-исторической деятельностью людей, характеристикой человеческой жизнедеятельности.Для Маркса как основные виды практики рассматривались: «обработка природы людьми», т. е. проведение материально-производственной деятельности, и «обработка людей людьми» – здесь речь идет о социально-преобразующей деятельности. К. Маркс характеризует общественную жизнь как практическую по существу, благодаря тому, что как основа всей общественной жизни выступает трудовая деятельность людей. Маркс отмечает, что история промышленности и возникшее предметное бытие промышленности – это есть «раскрытая книга человеческих сущностных сил». Своеобразие этих сил состоит в осуществлении их опредмечивания. В итоге как результат практики выступают изменения в материальных и других общественных отношениях, что основательно исследуется К. Марксом в его труде «Капитал».Категория «практики», которую вводит марксистская философия в анализ познавательного процесса (основа, цель познания и критерий истины), дала возможность преодоления агностицизма, связи воедино концепции материалистического понимания истории и гносеологии, что дало возможность более глубоко их разработать. К. Маркс характеризует общественную жизнь как практическую по существу, благодаря тому, что как основа всей общественной жизни выступает трудовая деятельность людей. Маркс отмечает, что история промышленности и возникшее предметное бытие промышленности – это есть «раскрытая книга человеческих сущностных сил». Своеобразие этих сил состоит в осуществлении их опредмечивания. В итоге как результат практики выступают изменения в материальных и других общественных отношениях, что основательно исследуется К. Марксом в его труде «Капитал».ЗаключениеТаким образом, одним из главных достижений марксизма выступает формационная теория государства. На основании вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что государство является территориально организованной публично-правовой общностью населения, построенной на началах власти и осуществляющей собственную деятельность на правовой основе через специальный государственный аппарат. Классовая сущность государства рассматривалась представителями материалистической теории. На основании данной теории был выработан формационный подход к типологии государства. Считалось, что перед классовым обществом существовало так называемое первобытно-коммунистическое общество. Капитализм К. Маркс рассматривал как последнюю антагонистическую общественно-экономическую формацию, за которой последует коммунистическая. Маркс, разработал собственный вариант периодизации всемирной истории. В соответствии с этой теорией история человечества является последовательной сменой общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства (речь идет о первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической формациях), для которых характерны разные типы материальной и духовной культуры. Формационный подход применим в ситуации конкретного исторического исследования развития государств. В этих пределах способ объяснения исторического процесса, который предложил К. Маркс, является вполне действенным и дает уникальные результаты. Теорию марксизма нельзя рассматривать как подлинно универсальный способ изучения истории государств во всем многообразии ее проявлений.Формационный подход основан на марксистской теории исторического процесса, он не лишен некоторой ограниченности, и все же, в сочетании с достижениями цивилизационного подхода есть возможность более комплексного и глубокого изучения проблемы типологии государств.Список литературыГадельшина А.И. Формационный подход как методология анализа социального развития.// Современные проблемы науки и образования. - № 5. – 2011. – С. 133Коряковцев А., Любутин К. Диалектика как проблема классического марксизма. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dialektika-kak-problema-klassicheskogo-marksizmaЛейст О.Э. История политических и правовых учений. – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/395177Мамут Л.С. "Философия права" Гегеля и марксистская общая теория государства и права // VI международный гегелевский философский конгресс. Доклады советских ученых. М.: Знание, 1968. С. 64-72Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., - М.: Политиздат, 1955—1961. т. 48, с. 157, т. 46/I, с. 462-469, 491 Муравьев А.Н., Осипов И.Д. Диалектический материализм Карла Маркса и философия в современном мире. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskiy-materializm-karla-marksa-i-filosofiya-v-sovremennom-mireПионтковский А.А. Философия права Гегеля и марксизм // Советское государство и право. М.: Наука, 1971, № 1. С. 27-37Ротенфельд Ю.А. Восхождение от рассудка к разуму.//Философия и общество. № 1, 2012. С. 37.Семенов Ю. Философия истории. URL: http://scepsis.net/library/id_1065.htmlСидоренко А.И., Ибрагимова Ю.Э. Право, закон и суд в трудах Карла Маркса. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-zakon-i-sud-v-trudah-karla-marksaТеория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015.Фетюков А.А. Эволюция представлений о сущности и содержании понятия «функции государства».//Вестник Пермского университета. 2014. № 3. С. 33-43

Список литературы

1. Гадельшина А.И. Формационный подход как методология анализа социального развития.// Современные проблемы науки и образования. - № 5. – 2011. – С. 133
2. Коряковцев А., Любутин К. Диалектика как проблема классического марксизма. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dialektika-kak-problema-klassicheskogo-marksizma
3. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/395177
4. Мамут Л.С. "Философия права" Гегеля и марксистская общая теория государства и права // VI международный гегелевский философский конгресс. Доклады советских ученых. М.: Знание, 1968. С. 64-72
5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., - М.: Политиздат, 1955—1961. т. 48, с. 157, т. 46/I, с. 462-469, 491
6. Муравьев А.Н., Осипов И.Д. Диалектический материализм Карла Маркса и философия в современном мире. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dialekticheskiy-materializm-karla-marksa-i-filosofiya-v-sovremennom-mire
7. Пионтковский А.А. Философия права Гегеля и марксизм // Советское государство и право. М.: Наука, 1971, № 1. С. 27-37
8. Ротенфельд Ю.А. Восхождение от рассудка к разуму.//Философия и общество. № 1, 2012. С. 37.
9. Семенов Ю. Философия истории. URL: http://scepsis.net/library/id_1065.html
10. Сидоренко А.И., Ибрагимова Ю.Э. Право, закон и суд в трудах Карла Маркса. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-zakon-i-sud-v-trudah-karla-marksa
11. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
12. Фетюков А.А. Эволюция представлений о сущности и содержании понятия «функции государства».//Вестник Пермского университета. 2014. № 3. С. 33-43

Вопрос-ответ:

Какие взгляды на политику и право высказывает Маркс?

Маркс считал, что политика и право являются отражением экономических отношений в обществе. Он полагал, что политическая власть находится в руках экономического класса, обладающего средствами производства. Буржуазное государство служит интересам этого класса, поддерживая и закрепляя капиталистические отношения.

Какие законы капитализма ограничивают свободу выбора человека?

Маркс утверждал, что законы капитализма направлены на ограничение свободы выбора личности. В капиталистическом обществе люди вынуждены принимать решения в жестких условиях, определяемых экономическими и социальными отношениями. Воля к личным предпочтениям полностью отсутствует, а решения принимаются в соответствии с экономическими законами и интересами капиталистического класса.

Какое место в системе Маркса занимает политика и право?

В системе Маркса политика и право являются отражением экономических отношений. Политическая власть и правовая система выступают инструментами, которые используются для поддержания доминирования экономического класса и обеспечения его интересов. Они служат средством поддержания буржуазного строя и эксплуатации рабочего класса.

Каким образом Маркс связывает экономические законы с политикой и правом?

Маркс утверждал, что политика и право являются производными от экономических отношений. Он считал, что экономические законы определяют политическую систему и правовые нормы общества. Политическая власть находится в руках экономического класса, который использует правовую систему для проведения своих интересов и поддержания своего доминирования.

Каково значение политико-правовых взглядов Маркса для анализа общества?

Политико-правовые взгляды Маркса позволяют понять, что политика и право не являются независимыми от экономики явлениями, а являются отражением экономических отношений. Они помогают проанализировать способы поддержания и закрепления эксплуататорской системы и доминирования капиталистического класса. Такой анализ позволяет выявить противоречия и неравенство в обществе.

Какие основные политико-правовые взгляды высказывает Маркс?

Маркс высказывает основные политико-правовые взгляды, связанные с анализом и критикой капитализма. Он утверждает, что капитализм создает жесткие условия для людей, ограничивая их свободу и лишая их возможности делать личные предпочтения. Кроме того, он обнаруживает, что в капиталистическом обществе законы направлены на ограничение свободы выбора и отсутствует воля к личным предпочтениям.

Что Маркс уясняет, рассматривая развитие явлений через противоречия?

Маркс, рассматривая развитие явлений через противоречия, уясняет сущность явлений и открывает экономические и иные законы. Он понимает, что противоречия лежат в основе развития общества и экономики и определяют изменения в политической и правовой сфере. Это позволяет ему провести глубокий анализ капитализма и выявить противоречия, которые приводят к ограничению свободы и отсутствию воли в личных предпочтениях.

Какие законы направлены на ограничение свободы человеческого выбора, по мнению Маркса?

Маркс считает, что в капиталистическом обществе существуют законы, которые направлены на ограничение свободы человеческого выбора. Эти законы создают жесткие условия для людей, лишают их возможности делать личные предпочтения и отсутствует воля к свободному выбору. Таким образом, капитализм ограничивает свободу и автономию личности, подчиняя ее экономическим и социальным законам.