Развитие речи у детей раннего возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Развитие речи
  • 31 31 страница
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 01.07.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Речь как важнейшая психическая функция 6
2. Возрастные особенности речи в раннем возрасте 9
3. Педагогические условия развития активной речи у детей 2-3 лет 11
Заключение 29
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет содержание общения дошкольников. Оно выступает как способ познания норм поведения, своего собственного внутреннего мира, определения настроения и эмоционального состояния собеседников.Программа «Из детства в отрочество» рассматривает младший возраст дошкольника как период становления у ребенка произвольной речи, а также осознания им языковой действительности, проявляющиеся в активизирующих словарь языковых играх – словотворчество, «грамматические переговоры».Совершенствование связной речи, существующей в двух формах – диалоге и монологе – одна из основных целей программы [11, c. 93].Программа рекомендует приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным вопросом). А также закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях группы и детского сада.Кроме того, необходимым является и продолжение работы по языковому оформлению реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации: приветствие, обращение, просьба, извинение, благодарность, утешение, прощание, отказ. Для того чтобы вырабатывать у дошкольников активную диалогическую позицию в общении со сверстниками и взрослыми, программа предлагает использовать диалогические сказки, учиться составлять и проговаривать диалоги в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и др.), отрабатывать диалоги в театрально-игровой деятельности. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» направлена на формирование необходимого и достаточного уровня коммуникации, речевого развития дошкольника, как стержня личностного и умственного развития.Согласно данной программе, речевое развитие выступает в качестве средства общения и формирования культурных навыков, что подразумевает обогащение словарного запаса, восприятие на слух литературы, развитие коммуникативного творчества[11 ].В обучении развитию речи дошкольников младшей группы в числе основных целей и задач программа выделяет развитие диалогической формы при наличии развивающей речевой среды. Для ее создания целесообразно обсуждение с детьми информации о предметах, явлениях, событиях, как ближайшего привычного окружения, так и выходящих за его пределы. Также важно уметь выслушивать детей, уточнять их ответы, помогать понятно и логично строить высказывание, подсказывать слова для более точного отражения особенностей объекта высказывания. Совершенствовать речевое поведение детей: обучать общению со сверстниками, подсказывать каким образом поступать в конкретных ситуациях, учить поздравлять и радовать товарищей, извиняться, высказывать недовольство чьим-либо поступком и т.п.В младшем дошкольном возрасте речь выступает предметом активности детей. В общении со сверстниками речь дошкольников носит ситуативный характер, а при взаимодействии с взрослым – внеситуативный. Общаясь, дети с удовольствием занимаются словотворчеством. Необходимо поддержать данную активность, используя те или иные методы и приемы руководства речевым развитием детей. Авторы программы советуют соблюдать «педагогическую идею, направленную на развитие линий речевого развития детей» [11 ].В современных исследованиях под линией речевого развития понимается речевая компетенция, которая и формируется на этапе дошкольного детства. Под ней подразумевается умение ребенка пользоваться родным языком в практической действительности при конкретных обстоятельствах. Одним из ее компонентов является диалогическая составляющая, которая представляет собой сформированность у ребенка диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими. Диалогические умения рассматривают возможность выстраивания диалога между ребенком и взрослым, диалога ребенка со сверстником, непосредственно разговорной речи. Развитию диалогических умений у дошкольников способствует обучение детей описанию предмета (явления), организация игровой деятельности с ролевым взаимодействием, упражнение диалогической речи в беседах, использование на занятиях разнообразного дидактического материала.Программа развития речи дошкольников,разработанная в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН, предполагает использование принципиально нового подхода к развитию речи: комплексное решение различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития на одном занятии.Главный принцип данной программы заключается во взаимосвязи разных речевых задач и их усложнение при переходе на новый возрастной этап с сохранением программной основы (языка и речи): материал внутри каждой коммуникативной задачи становится более сложным и масштабным, сочетаемость упражнений и их сложность варьируются. Автор программы (Ушакова О.С.) подчеркивает важность роли диалога в жизни детей, считая, что именно в дошкольном возрасте «ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью» [37, c. 89]. Спонтанные реплики в детском диалоге предполагают простые предложения, фонетические сокращения, неожиданные слово- и формообразования, нарушения синтаксических норм. Однако именно в таких диалогах дошкольники обучаются произвольности и логичности своих высказываний. Поэтому так необходимо, используя разнообразные языковые средства развивать у детей умение строить диалог: спросить, ответить, подать или поддержать реплику.В программе прослеживается четкая взаимосвязь диалогической и монологической речи: «путь, по которому должно идти развитие речи в целях формирования у детей способности строить связное и развернутое высказывание, этот путь ведет от диалога между взрослым и ребенком к произвольной и осознанной монологической речи самого ребенка».Такой путь должен привести дошкольника к высокому уровню развития речи: знание литературных норм и правил родного языка, выражение своих мыслей и составление любого типа высказывания при свободном владении лексикой и грамматикой, умение легко вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, знание правил и норм речевого этикета и др.Характеризуя младший возраст с позиции развития речи, О.С. Ушакова считает, что главным направлением должно стать освоение связной монологической речи, поскольку на четвёртом году жизни у ребенка наблюдается сдвиг в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования. Речь дошкольника становится более последовательной, совершенствуются звуковая и смысловая ее стороны, усложняется синтаксическая структура предложений. То есть активно развиваются умения, необходимые для развития связной речи [23, c. 94]. Однако, акцентируя внимание на монологическом типе речи у детей младшего дошкольного возраста, автор допускает и приветствует включать в занятия по ее развитию диалогические элементы. Так, выделяя повествование и описание (монологическая речь) как основные типы высказываний в данном возрасте, автор предлагает занятия по обучению связной речи с включением в повествование или описание прямой речи либо диалогов действующих лиц, с возможностью разнообразить действия персонажей контекстными репликами, с необходимостью предоставления оценки на основе собственного опыта.Так, например, дети младшего возраста учатся пересказывать короткие, знакомые и впервые услышанные, сказки, включая в них диалоги персонажей. Составлять рассказы по серии сюжетных картин или на предложенные самими темы, согласуя их с личным опытом и включая в них прямую речь.Обучение связной речи должно идти в параллели с обучением речевому поведению, представляющее собой «сложную совокупность умений и навыков, нуждающихся в систематическом формировании, закреплении определенных норм и правил, которые должны стать привычными». Правила речевого поведения в целом регулируются нормами литературного языка и речевым этикетом. Для ознакомления с ними целесообразно использовать: коллективные и индивидуальные беседы, различные виды игр, наглядные материалы, произведения художественной литературы, специальные ситуации с предоставлением выбора детьми речевой формы общения, организацию совместной деятельности ДОУ и семьи.– приветствуют творческую активность детей в процессе формирования диалогической речи.В целом авторы программ   обращают значительное внимание на то, что овладение различными аспектами речи, в том числе и диалогической, представляет собой стержень гармоничного становления личности дошкольника. Данный подход содержит в себе  масштабные  возможности для решения задач интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания.ЗаключениеВ данном исследовании мы проанализировали теоретические основы формирования речи детей 2-3 лет и пришли к следующим выводам.Диалог дошкольников младшего возраста – явление закономерное и жизненно-необходимое, поскольку обусловлено возрастными особенностями детей 2-3 лет. В этот период активизируется речь ребенка. Но она несовершенна, допуская нарушения в звуковом, грамматическом, смысловом значении. Поэтому желание вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми через построение с ними диалога – не всегда воплощается в действительность. В виду данного обстоятельства необходим процесс обучения дошкольников умениям и навыкам диалогической речи.В рамках ДОО педагоги направляют свои усилия на то, чтобы процесс общения дошкольников был содержательным и проходил в формах, отвечающих требованиям, предъявляемым к поведению человека в обществе. Этому способствуют требования Закона об образовании, ФГОС ДО, а также вариативные программы, по которым и осуществляется образовательно-воспитательный процесс в дошкольных учреждениях. Авторы многих из них признают важность обучения диалогической речи и предлагают сотрудникам ДОУ рекомендации по ее развитию с использованием различных методов и приемов.Совокупность последних в отношении формирования речи дошкольников младшего возраста представлена: непосредственным разговором педагога с детьми, чтением литературных произведений и стихотворений по ролям, словесными поручениями, созданием речевых ситуаций, играми (непосредственно игры, сюжетно-ролевые, словесные дидактические, речевые подвижные, игры-драматизации и игры-инсценировки, театрализованные, тризовские), беседой, совместным творчеством.Данные методы и приемы разнообразны как по своей сути, так и по назначению в плане постановки конкретных задач относительно формирования тех или иных умений речи. В соответствии с этим авторы программ акцентируют свое внимание на тех или иных методах и предоставляют конкретные разработки по их использованию.В настоящее время в детских садах используются такие вариативные программы развития дошкольников, как: «Развитие» «Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество», «От рождения до школы», «Программа развития речи детей дошкольников» и др. Каждая из программ имеет специфические особенности, при этом все они сходятся в следующем:– рассматривают формирование речевых умение не как самоцель, но как одно из средств развития базисных характеристик личности ребенка;– содержат указания на особенности развития речи детей в зависимости от возрастного этапа;– признают важность диалогической речи в младшем дошкольном возрасте, определяя важное и необходимое условие для ее развития – общение, основанное на установлении педагогом доверительных, партнерских форм сотрудничества.Список литературыАрушанова, А. Г. Речевое общение детей 3-7 лет. –М, 2004 – 288 с.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.Колодяжная, Т. П. Зарождение идей личностно-ориентированного образования в педагогических системах Ж-Ж. Руссо и Л. Н. Толстого. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Ростов н/д, 2004. – 28 с.Криницкая, О. И. Влияние зрительной депривации на развитие моторной сферы и речи детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 2. С. 229-232.Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка. Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Институт практической психологи, Воронеж: Модэк, 1997. — 384 с.Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателя.- 2-е изд., испр. – М, «Гном и Д», 2000Некрасова, Ю. В. Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе подготовки учебной деятельности // Педагогические традиции в развитии Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.Привалова, С. Е. Технологическая модель реализации коммуникативного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Екатеринбург, 2002Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.Соловьёва, О. И. Методика развития речи и обучения в детском саду. М, «Просвещение», 1966. Сомкова, О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2012. № 3. С. 6-17.Судакова, Е. Н. Развитие образности речи детей дошкольного возраста в разных типах высказываний. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2007Ушакова, О. С., Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.—288 с.Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 22.09.2019Черемных, Н. В. Игровые технологии в развитии речи детей младшего и среднего дошкольного возраста // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. 2013. № 1. С. 263-269.Эльконин, Б.Д., Островерх, О.С. и др. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника // «Завуч», №6, 2002.- с.23-30.Яшина, В. И., Алексеева, М. И. Теория и методика развития речи детей. - под общ. ред. В. И. Яшиной. —4-е изд., перераб. и доп. —М. : Издательский центр «Академия», 2013. —448 с. —(Сер. Бакалавриат).


1. Арушанова, А. Г. Речевое общение детей 3-7 лет. –М, 2004 – 288 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
4. Колодяжная, Т. П. Зарождение идей личностно-ориентированного образования в педагогических системах Ж-Ж. Руссо и Л. Н. Толстого. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Ростов н/д, 2004. – 28 с.
5. Криницкая, О. И. Влияние зрительной депривации на развитие моторной сферы и речи детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 2. С. 229-232.
6. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка. Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Институт практической психологи, Воронеж: Модэк, 1997. — 384 с.
7. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
8. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателя.- 2-е изд., испр. – М, «Гном и Д», 2000
9. Некрасова, Ю. В. Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе подготовки учебной деятельности // Педагогические традиции в развитии
10. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
11. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
12. Привалова, С. Е. Технологическая модель реализации коммуникативного подхода в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Екатеринбург, 2002
13. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
14. Соловьёва, О. И. Методика развития речи и обучения в детском саду. М, «Просвещение», 1966.
15. Сомкова, О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2012. № 3. С. 6-17.
16. Судакова, Е. Н. Развитие образности речи детей дошкольного возраста в разных типах высказываний. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2007
17. Ушакова, О. С., Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. —М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.—288 с.
18. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 22.09.2019
19. Черемных, Н. В. Игровые технологии в развитии речи детей младшего и среднего дошкольного возраста // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. 2013. № 1. С. 263-269.
20. Эльконин, Б.Д., Островерх, О.С. и др. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника // «Завуч», №6, 2002.- с.23-30.
21. Яшина, В. И., Алексеева, М. И. Теория и методика развития речи детей. - под общ. ред. В. И. Яшиной. —4-е изд., перераб. и доп. —М. : Издательский центр «Академия», 2013. —448 с. —(Сер. Бакалавриат).

Вопрос-ответ:

Какая роль речи в развитии детей?

Речь является важнейшей психической функцией, которая влияет на все аспекты развития ребенка, включая познание, общение и самовыражение. Она позволяет ребенку осваивать язык, формировать мышление, развивать память и воображение. Кроме того, развитие речи у детей помогает им лучше понимать и выражать свои мысли и чувства, что способствует развитию социальных навыков и укреплению отношений с окружающими.

Какие особенности речи у детей раннего возраста?

У детей раннего возраста речь только начинает формироваться, поэтому они обычно используют простые предложения, активно употребляют слова-метки, такие как "это", "тут" и "там". В этом возрасте речь детей также характеризуется неполнотой, недостаточной логической связностью и неправильным строением предложений. Однако, они уже могут использовать активно слова и выражения, чтобы общаться с окружающими и выражать свои потребности и желания.

Какая роль речи в развитии детей раннего возраста?

Речь является важнейшей психической функцией у детей раннего возраста. Она позволяет ребенку выражать свои мысли, познавать окружающий мир и устанавливать взаимодействие с окружающими людьми.

Какие возрастные особенности характеризуют речь детей в раннем возрасте?

В раннем возрасте речь детей характеризуется ограниченным словарным запасом, недостаточной грамматической правильностью и уровнем развития речи, которая зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако, дети в этом возрасте активно экспериментируют со звуками и словами, что способствует дальнейшему развитию речи.

Какие педагогические условия способствуют развитию активной речи у детей 2-3 лет?

Для развития активной речи у детей 2-3 лет важно обеспечить стимулирующую и богатую речевую среду, где их окружает речь взрослого, доступная взаимодействие с ребенком и использование игровых ситуаций. Также необходимо помогать детям расширять свой словарный запас, развивать навыки правильного произношения и грамматической правильности.

Какой интерес привлекает внимание детей в раннем возрасте в общении?

Для детей раннего возраста важно общение, которое позволяет им понять нормы поведения, определить настроение и эмоциональное состояние собеседников, а также исследование внутреннего мира других людей и их взаимоотношений.

Можете ли порекомендовать литературу по данной теме?

К примеру, в качестве дополнительного чтения по данной теме рекомендуется ознакомиться с книгами "Развитие речи дошкольников" М.М. Бахтина и Н.Ф. Ивановой, "Развитие речи детей раннего возраста" Т.В. Алехович и др.

Какова роль речи в развитии детей раннего возраста?

Речь играет важную роль в развитии детей раннего возраста. Она является важнейшей психической функцией, которая помогает ребенку в общении, познании окружающего мира и выражении своих мыслей и чувств. Развитие речи способствует развитию мышления, воображения и социальных навыков у ребенка.

Какие есть возрастные особенности речи детей в раннем возрасте?

Дети в раннем возрасте имеют свои особенности в развитии речи. В этом возрасте, они только начинают формировать свою речь и в основном используют простые фразы и предложения. Ребенок активно усваивает новые слова и грамматические конструкции. Он начинает осознавать значение слов и учится описывать свои действия и восприятия.