Информационное общество М. Кастельса.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Информационные технологии
  • 22 22 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 26.05.2021
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Вклад Мануэля Кастельса в информационное развитие общества 4
2 «Гиперреальность» как пространство симулякров по М. Кастельсу 11
Заключение 21
Список использованных источников 22
Фрагмент для ознакомления

Данные тенденции прогнозировались как в политологии, так и в медиаведении. Полученный в ходе таких процессов искусственный мир трансформируется в поле симулянтов социальной реальности, претендуя на истинность описания и систематизации действительности благодаря власти символического моделирования реальной картины мира. При этом информационное влияние на сознание не оставляет шансов реальности для воздействия, замещая часть социальных взаимоотношений на гиперреальное, которое состоит из симулякров - призраков реального. С точки зрения самого человечества такая тенденция грозит стать тупиковой ветвью, хотя бесспорно содержит большой потенциал для научного и технического развития.Автор считает, что виртуальное моделирование реальности является информационной технологией влияния на сознание. Информационное пространство активно развивается, перемещает социум из объективной реальности в виртуальную. Средства глобальной коммуникацииспособствуют данному процессу. Сама искусственно созданная среда явилась генератором новой «реальности», «гиперреальности», породив инновационные возможности информационного влияния на объективную и субъективную реальность, что, в свою очередь, поспособствовало стремительному развитию технологий манипуляции индивидуальным и массовым сознанием - разных акций, психологических атак, избирательных, пиар-кампаний с применением поразительно различныхметодов и приемов.На сегодняшний день символическое моделирование становится главной технологией формирования ценностных установок и мировоззрения социума. В этих условиях сознание погружается в искусственно созданное информационное поле мнений, суждений, идеологем, знаний, теорий, оценок и комментариев, где реализуются социально-культурный и социально-политический дискурсы символического конструирования. При этом следует иметь в виду:- способность восприятия символов формировалось у человечества на протяжении многих веков и на подсознательном, и на сознательном уровне;- символы по части эмоциональной сферы сознания, что проявляется путем высвобождения эмоции при встрече с символом;- при помощи символа транслируется определенная ценность бытия;- познание символа является субъект-субъектнойя формой знания, существующей внутри коммуникации.Известен тот факт, что символы существуют как виртуальные объекты в пространстве интерпретаций, где самоидентифицируется, отражается культура, придавая разным образам какое-то символическое значение. Например, массовая культура, которая занимает все большее место в информационно-коммуникативном пространстве, зачастую использует символические конструкции, обращаясь к бессознательному, к архетипам (К. Юнг). Архетипы содержат в себе эмоциональную энергию, в значительной мере воздействуя на поведение и мотивацию людей, привлекая их внимание, удерживая у экранов при восприятии рекламной информации. Уровень критичности в таком процессе падает. При конструировании такой коммуникации (реклама) интенсифицируются апелляции к культурным прообразам, предугадывая высокую эмоциональную реакцию; сообщения сжимаются максимально, при этом каждый элемент содержит большую информационную нагрузку. Поток рекламной информации, как специфическая форма информационного влияния на общественное сознание, несет в себе символы, которые осознаются:- без опознавания смысла такого символа - человек не может контролировать свои эмоции и даже поступки;- человек осознает, что находится под воздействием символов, в состоянии контролировать свои поведение и эмоции, осознает индивидуальную потребность в рекламируемом объекте при помощи символа;- человек, не находясь в символическом поле, понимает его смысл, но не может контролировать свое бессознательное и т.д.Таким образом работает не только телевизионная реклама, но и разные фильмы, шоу, компьютерные игры. Они полностью погружают сознание в символическую реальность при помощи чувственно-образной информации.Переход значительной части информационно-коммуникационных потоков осложняет контроль над деятельностью «информационных брокеров»; интенсивное размножение и децентрализация субъекта коммуникации «всемирной паутины» делает невозможным координирование, управление, контроль над ними со стороны социальных институтов.Поскольку политическая информация транслируется массмедиа при помощи образов и символов, неосознанно или осознанно манипулируя ими, то для познания политического процесса следует соотнести объем символического поля с реальностью. Российский опыт политических кампаний свидетельствует о значительной дистанции в пользу «символической реальности». А обширное внедрение маркетинговых технологий в политический процесс при разработке, к примеру, электоральных стратегий, не всегда коррелируют с интересами государства. Политика для масс предстает в желаемом и ожидаемом виде для социума. Уже давно формируются имиджи будущих и поддерживаются настоящих государственных деятелей при помощи маркетинговых технологий. Настоящая политическая реальность и политическая борьба скрывается под искусственно созданной новой реальностью, эпатажной, яркой и драматичной. Данный процесс более интересен социуму, поскольку подмена одних понятий другими содержит в себе большое количество виртуальных образов. Так и происходит влияние СМИ на массовое сознание. Данные образы онтологизируются: индивид воспринимает их, заполняет все свое бытие и сознание, относится к ним как к реальным - если опираться на понятийно-терминологический аппарат, который восходит к М. Кастельсу, это единство определяется как реальная виртуальность. В искусстве происходит схожий процесс при создании художественной реальности, но, кроме иллюзорной реальности и погружения в нее, осознается условность духовно обогащенных художественных образов, формируется игровое отношение к символичной реальности, эстетическое отношение к языку искусства.Виртуальный политический процесс, который транслируется путем массмедиа, нужен власти для решения разного плана вопросов, а именно:- управлять поведением и настроением социума, делая акцент на определенных событиях, проталкивая одновременно далеко не всегда нашедшие общественную поддержку реформы и проекты;- скрывать реальные механизмы решения вопросов в экономической и политической сфере, не всегда этически допустимые, ставя в повестку дня на первый план второстепенные, незначимые события;- создавать видимость функционирования общественных и демократических институтов, реальной политической борьбы в период избирательной кампании и др.Все это доказывает, что массмедиа - мощное оружие внушения и убеждения. Власть всегда имеет в той или иной форме доступ к этому социальному институту для продвижения своих версий и определений задач и проблем. Современные СМИ имеют обширный арсенал средств влияния на эмоциональный, ценностно-ориентационный и поведенческий уровни сознания (предполагает критическое осмысление поступающей информации) и бессознательное. Данные методы комбинируются в зависимости от ситуации. При этом в дискурсе виртуального моделирования информационное влияние приобретает такие специфичные характеристики, как гипертекстуальность (многозначность информационного влияния), интерактивность (диалог между сознанием и субъектом информационного воздействия) и мозаичность (фрагментарность получаемой информации).Следовательно, «вторая реальность», виртуальная и символическая, замещает саму действительность, выдает себя за нее, целенаправленно влияя на сознание. В итоге человек воспринимает окружающую действительность через призму образов и символов, определяя направленность массового поведения и сознания. Бесконечный поток симулякров размывает границу между иллюзией и реальностью, навязанной властью (элитой). Сознание работает не с реальными образами, а с копиями реальности, происходит смещение реальностей. Общественному сознанию это грозит усилением ощущения краткосрочности бытия и хрупкости мироустройства.ЗаключениеТаким образом, тенденции развития современных массовых коммуникаций в рамках трансляции традиционного как разные информационные аспекты единого коммуникационного процесса определяют сингрессивность современной массовой культуры, ее системную целостность.СписокиспользованныхисточниковБелаяЕ.Н.Теорияипрактикамежкультурнойкоммуникации.—СПб.,Форум,2011.-208с.БелинскаяЕ.П.Психологияинтернет-коммуникации.—СПб.,НОУВПОМосковскийпсихо,2013.-192с.Бобова Л. Мануэль Кастельс: влияние сетевого общества на характер социальных коммуникаций. URL: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/28sociologiya_bobova.pdf (дата обращения 20.04.2021). ВирилиоП.Информационнаябомба.Стратегияобмана.М.,2002.КастельсМ.Информационнаяэпоха:экономика,обществоикультура.-М.:ГУ-ВШЭ,2001.КастельсМ.Становлениеобществасетевыхструктур//НоваяпостиндустриальнаяволнанаЗападе.Антология.М.,1999.ОреховскаяН.А.Социальныекоммуникации.Учебник:-СПб.,Инфра-М,Альфа-М,2014.-224с.ШарковФ.И.Интегрированныекоммуникации.Правовоерегулированиеврекламе,связяхсобщественностьюижурналистике.—СПб.,ДашковиКо,2011.-236с.Castells, M. The Informational City: Economic Restructuring and Urban Development. The Wiley-Blackwell, 1992.Castells, M. The Rise of the Network Society. Information Age, vol. 1; 2nd Edition with a New Preface edition. Wiley-Blackwell, 2009.

1. Белая Е.Н. Теория и практика межкультурной коммуникации. — СПб., Форум, 2011. - 208 с.
2. Белинская Е.П. Психология интернет-коммуникации. — СПб., НОУ ВПО Московский психо, 2013. - 192 с.
3. Бобова Л. Мануэль Кастельс: влияние сетевого общества на харак-тер социальных коммуникаций. URL: http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/28sociologiya_bobova.pdf (дата обращения 20.04.2021).
4. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и куль-тура. - М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
6. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
7. Ореховская Н.А. Социальные коммуникации. Учебник: - СПб., Инфра-М, Альфа-М, 2014. - 224 с.
8. Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации. Правовое регули-рование в рекламе, связях с общественностью и журналистике. — СПб., Дашков и Ко, 2011. - 236 с.
9. Castells, M. The Informational City: Economic Restructuring and Urban Development. The Wiley-Blackwell, 1992.
10. Castells, M. The Rise of the Network Society. Information Age, vol. 1; 2nd Edition with a New Preface edition. Wiley-Blackwell, 2009.

Вопрос-ответ:

Какой вклад Мануэль Кастельс внес в информационное развитие общества?

Мануэль Кастельс считается одним из ведущих ученых, исследующих информационное общество. Его работы оказали значительное влияние на развитие концепций информационных технологий, медиа и коммуникаций. Он внес большой вклад в понимание связи между информационными технологиями и социальными, экономическими и политическими изменениями. Кастельс разработал концепцию "информационного общества" и основал его теорию на организации информации в современном мире. Его работы стали основой для дальнейших исследований в области информационных технологий и их влияния на общество.

Что такое гиперреальность по Мануэлю Кастельсу?

Гиперреальность, по Мануэлю Кастельсу, - это пространство симулякров, где реальность переплетается с созданными символическими моделями. Кейслс описывает гиперреальность как результат процесса, в котором оригиналы и копии становятся неразличимыми и создается новая реальность, состоящая из симулякров. Это явление стало возможным благодаря власти символического моделрования в информационном обществе. Гиперреальность представляет собой новую форму социальной реальности, где искусственный мир претендует на истинность и действительность.

Какие тенденции прогнозировались в политологии и медиаведении и какой результат они принесли?

Тенденции, прогнозировавшиеся в политологии и медиаведении, связаны с созданием искусственного мира, который трансформируется в поле симулякров социальной реальности. Эти процессы приводят к тому, что симулякры претендуют на истинность и описание действительности. В результате общество оказывается в новом информационном пространстве, где символическое моделирование играет важную роль в создании и понимании социальной реальности.

Какой вклад Мануэль Кастельс внес в информационное развитие общества?

Мануэль Кастельс внес значительный вклад в информационное развитие общества, предложив концепцию информационного общества и проанализировав его структуру и динамику. Он исследовал роль информационных технологий в формировании новых форм общественной организации, акцентируя внимание на роли коммуникационных сетей и цифровых технологий.

Как Мануэль Кастельс определяет гиперреальность?

Мануэль Кастельс определяет гиперреальность как пространство симулякров, которые становятся основой социальной реальности. Он выделяет гиперреальность как результат процессов моделирования и симуляций, благодаря которым искусственный мир претендует на истинность описания и систематизации действительности.

Какие источники были использованы при написании статьи?

При написании статьи были использованы различные источники, включая работы Мануэля Кастельса, политологические и медиаведческие исследования, а также актуальные публикации по теме информационного общества и гиперреальности.

Какие тенденции прогнозировались в политологии и медиаведении?

В политологии и медиаведении прогнозировались тенденции развития информационного общества, связанные с ростом роли информационных технологий и цифровых коммуникаций, искусственной интеллектом и виртуальной реальностью. Эти тенденции предсказывали изменение структуры и функций общества.

Что происходит с искусственным миром в поле симулянтов социальной реальности?

В поле симулянтов социальной реальности искусственный мир трансформируется и становится основой социальной реальности. Он претендует на истинность описания и систематизации действительности, благодаря власти символического моделей и симуляций.

Какой вклад в информационное развитие общества внес Мануэль Кастельс?

Мануэль Кастельс внес огромный вклад в информационное развитие общества. Он предложил концепцию информационного общества, в котором информационные технологии и коммуникации играют ключевую роль в формировании экономики, политики и культуры. Кастельс выделил такие основные тенденции информационного общества, как распространение сетевых структур, децентрализация власти, глобализация экономики и образование новых форм коммуникации. Его работы в области социологии информационного общества стали основой для многих исследований и разработок в этой области.

Что такое гиперреальность по Мануэлю Кастельсу?

Гиперреальность, согласно Мануэлю Кастельсу, является пространством симулякров. В информационном обществе, которое он описывает, мир становится искусственным, трансформируется в поле симулянтов социальной реальности. Гиперреальность претендует на истинность описания и систематизации действительности благодаря власти символического моделрования и создания симулякров. Это приводит к искажению реальности и созданию иллюзорных образов.

Какие источники использовались при написании статьи?

В ходе написания статьи использовались различные источники, в том числе работы Мануэля Кастельса. Он является одним из главных источников информации по вопросам информационного общества и гиперреальности. Кроме того, были использованы работы других авторов, которые занимаются исследованиями в этих областях. Полный список использованных источников приведен в конце статьи.