Особенности реализации образовательной области
Заказать уникальный реферат- 28 28 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 27.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Речевое развитие» в программах дошкольного образования 5
1. Особенности формирования речевого аппарата у детей раннего возраста 5
2. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по направлению «Речевое развитие» 10
Приложение Комплексное планирование в средней группе по неделям на апрель месяц 14
Сетка – планирования на апрель 17
Дополнительные материалы для работы с детьми в дошкольном учреждении 19
Выводы 26
Список использованной литературы 27
Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление («Колечки»)
Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)
Выросла репка и, и сладка, и крепка.
Выросла репка, и сладка, и крепка. («Хлопки»)
При всем этом не забываем проводить артикуляционные упражнения для речевого развития и правильного произношения.
Упражнение 1 «блинчик» стимулирует умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время
Мы поможем нашей маме:
Блинчик испечем мы сами.
Гладкий, плоский язычок
Блинчиком на губку лег.
Для произношения [с], [з], [ш], [ж], [ч], [щ], [р].
Упражнение 2 «парус» вырабатывает умение поднимать язык к верхнему небу и способность удерживать кончик языка за верхними губами.
Для произношения [р], [р’], [ш], [ж], [л], [л’]
Чтоб в реке на лодке плавать,
Надо парус нам поставить.
Тянем вверх мы язычок
Прячем кончик за зубок.
Упражнение 3«чистюля» формирует способность поднимать язык вверх, разрабатывает подвижность языка в верхнем положении.
Чтоб был чистым ротик твой,
Небо язычком помой
Небо, словно потолок,
Чист омоет язычок.
Для произношения [р], [р’], [ш], [ж], [л], [л’], [ч], [щ]
Также не забываем проводить физкультминутки для расслабления детей и переключения их внимания.
Выросло из зернышка
Дерево высокое (показываем высоту, подпрыгивая)
Выросли на дереве
Веточки широкие (разводим руки в стороны, показывая ширину)
А на каждой ветке (делаем вид, что считаем ветки указательным пальчиком)
По одной конфетке (показываем один пальчик, сокрушаемся)
Поднимаем руки вверх (поднимаем руки, прыгаем, пытаясь достать ветку)
Наклоняем ветку (делаем вид, что тянем ветку)
И срываем по одной (срываем, собираем)
Каждую конфетку, пробуем конфетку (кладем в рот)
Ах, как вкусно, детки! (облизываемся)
К тому же стоит использовать звукоподражание:
- Как едет поезд?- чух –чух
- Как идут часы – тик-так;
- как делает уточка – кря –кря и т.д.
- развитие речевого дыхания:
Упражнение «Змейка» для правильного произношения на одном выдохе согласного звука Ш.
Предложите детям сыграть в змей. Игру проводят на ковре.
– Давайте-ка сыграем в змей! Выбрались змейки из нор и пригреваются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!» Напоминайте малышам, что необходимо втянуть как можно больше воздуха и длительно шипеть. В процессе продолжительного произношения звука Ш добрать воздуха нельзя.
«Свеча» (сглаженный сильный выдох). Необходимо взять неширокую полосу бумаги (длина 7–10 см, ширина 2–3 см) и, вообразив, что это свеча, дунуть на неё. Она отклонится от Вас, – это отклонится «пламя». Подобная свеча разрешает наглядно наблюдать за ровностью выдыхаемой воздушной струи; выдох сглаженный – бумага находится в одном положении – отклонившись (положили «пламя» свечи и держите его в данном положении). [12].Необходимо обратить внимание на слабое напряжение в области межреберных мышц и диафрагмы. Крепкий «дыхательный поясок» сберегает ровность выдыхаемой воздушной струи.
- Дикционные упражнения
1. Произнесите следующие звуковые сочетания:
датида – датидя
датидо – датидё
датиду – датидю
датиды – датиди
датидэ – датиде
тадита – тадитя
тадито – тадитё
тадиту – тадитю
тадиты – тадити
тадитэ – тадите
Рла – рля — рлё – рло — рлу — рлю — рлэ — рле — рлы – рли
Мфа – мфя – мфо — мфё – мфу – мфю – мфэ – мфе – мфы – мфи
Дрда – дрдя, дрдо – дрдё, дрду – дрдю, дрдэ – дрде, дрды – дрди
Взва – взра – фстра – встка – фкста
Упражнение на развитие голосового диапазона.
“Этажи” (развитие голосового диапазона). Представьте, что поднимаетесь по лестнице. Считайте этажи, поднимая голос (от 1 до 10): и первый этаж, и второй этаж, и третий этаж, и т. п. Далее опускайтесь с лестницы, понижая голос (от 10 этажа до подвала).
Предложим ряд игр, разработанных для активизации речевой коммуникации.
Игра 1. «Комплименты».
Предложить детям встать в круг, в центр которого поочередно выходят все дети. Оставшиеся дети благодаря подсказкам взрослого называют ребенка ласковыми словами, наделяют ребенка положительными качествами
(Ты- хороший, отзывчивый, добрый, сердечный, ласковый, веселыи и т.д.)
При этом взрослый обязательно хвалит детей и поощряет любые словесные действия, общение.
Очень полезно в данной игре учить детей новым словам, объяснять их значение.
Можно приготовить ряд стихов, поговорок, пословиц, помогающих детям лучше осознать ту или иную характеристику, при необходимости объяснить значение.
Так, например,
За доброго человека сто рук.
В поле пшеница годом родится, а добрый человек везде пригодится.
Гусь надеется на крылья, добрый человек - на разум.
Доброму человеку все хороши – плохому - все плохи.
У нас самый счастливый человек – трудолюбивый.
Землю солнце красит – а человека труд.
В труде – красота человека.
Игра 2. «Кто с нами хочет общаться?» помогает формировать самоуважение у детей, развивает доброжелательность по отношению к другим.
Сущность игры заключается в том, что несколько детей изображают животных, а остальные дети должны говорить с ними, задавать наводящие вопросы, чтобы угадать животное. При этом поощряется любой словесное выражение и контакт. Взрослый помогает детям отгадать животное.
Предлагаем загадки о животных.
Он мяукал у дверей?
Открывайте мне скорей,
Очень холодно зимой!
Кто же просится домой? (Ответ: кот)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Ответ: медведь)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Ответ: лисица)
К тому же уместно будет разучить с детьми несколько скороговорок про животных:
Бегемотику – ботинки,
Ботики – бурундуку.
Слон в салоне исполнял соло на ксилофоне.
Крот был нравом кроткий, а в длину короткий!
Спал в косоворотке да на сковородке.
Рассмотрим несколько игр, направленных на формирование навыков общения у детей:
Игра 3 «Паровозик» - хорошая коммуникативная игра для детей, помогает сблизиться и сплочить коллектив.
Дети становятся паровозиком, держась за пояс впереди того кто стоит. Под звуки музыки первый участник пытается поймать последнего.
Игра 4 . «Хоровод» помогает сплотить детей, сформировать базовые привязанности.
Все дети берутся за руки и водят хоровод под песню.
По малину в сад пойдем,в сад пойдем в сад пойдем
Мы малины наберем, наберем.
Солнышко на дворе, А в саду тропинка Сладкая
Ты моя! Ягодка-Малинка
Как малинки наберем, наберем, наберем.
Пирогов мы напечем, напечем, напечем.
Игра 5. «Пора года». Показываем яркие красочные картинки поры года, месяцы и читаем стихи. Дети воспринимают одновременно наглядные образы и сопоставляют с услышанным текстом.
Например.
Май
Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень
Игра 6. Игры на развитие мелкой моторики.
Применение различных видов мозаик — с шестигранными пластинками, круглые квадратные, лучше употреблять мозаики с выпуклыми деталями, затем плоские. Также можно подобрать наборы, различающиеся по габаритам деталей. Предлагаем детям вставлять детали мозаики сначала в любое отверстие («куда попадет»), затем показывать, как можно выложить из мозаики дорожки и столбики. Более сложным заданием считается выполнение изображений — цветы, травка, солнышко, зверушки и др.
Физкультминутки
«Неделька»
В понедельник я купался, Изображаем плавание.
А во вторник – рисовал. Изображаем рисование.
В среду долго умывался, Умываемся.
А в четверг в футбол играл. Бег на месте.
В пятницу я прыгал, бегал. Прыгаем
Очень долго танцевал. Кружимся на месте.
А в субботу, воскресенье Хлопки в ладоши.
Целый день я отдыхал. Дети садятся на корточки,
Руки под щеку – засыпают
«Лесные ягоды»
Поднимаясь на носочки,
А в лесу растёт черника, руки тянуть вверх, затем плавно
Земляника, голубика. Опустить, встать на всю ступню.
Чтобы ягоду сорвать, Приседания.
Надо глубже приседать.
Нагулялся я в лесу,
Корзинку с ягодой несу. Ходьба на месте.
Выводы
Общение для детей раннего возраста становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет.
Коммуникация – это процесс взаимного обмена данными между участниками общения. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Нами были разработаны следующие специальные логопедические приемы и упражнения для речевого развития, наряду с этим мы предложили ряд коммуникативных игр, направленных на стимулирование коммуникативных способностей детей раннего возраста.
Для речевого стимулирования детей раннего возраста мы использовали следующие приемы : наглядные методы; дидактические игры, упражнения, хороводы, игры, чтение стихов, отгадывание загадок, использование малых форм фольклора. Применение народных форм фольклора позволяет вызывать искренний интерес со стороны детей.
В своей работе по развитию речи детей раннего возраста можно применять такие виды совместной деятельности: наблюдение в прирoде; сценарии активизирующего oобщения; игры-забавы и игры-хoроводы на стимулирование oбщения; прослушивание художественной литературы с применением ярких красочных картинок; инсценирование и простейшая постановка литературных произведений; игры на развитие мелкой мoтoрики рук; дидактические игры и упражнения; бытoвые и игровые ситуации; простейшее экспериментирование.
Список использованной литературы
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400с.//[Электронный ресурс]/Режим доступа: http://pedlib. ru/Books/4/0018/4_0018-107.shtml
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004.128 с.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада./ Бондаренко А. К. - 2_е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.
4. Брюховских Л.А. Психо-физиологические предпосылки речевого развития у детей раннего возраста. Серия «Гуманитарные науки», № 9-10 2015 Режим доступа: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn15-09/1606-a
5. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 301 с.
6. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений/ Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора. Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
7. Горохова И.А. Развитие речи: Динамика формирования речи в онтогенезе /И.А. Горохова [Электронный ресурс].Режим доступа:http://mosmama.ru.
8. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста/ О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.
9. Орлянская Р.Р. Речевая активность детей раннего возраста как фактор их социализации и развития // Семья в России. - 2009. - №1. - С. 54-61.
10. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2009– 240с.
11. Полякова М. А. Как правильно учить говорить ребёнка./М.А. Полякова. - Изд-во: Дмитриева Т., - 2014 – 192 с.
12. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/stati/10188-razvitie-kommunikativnykh-sposobnostej-u-doshkolnikov.html (Сайт для воспитателей Дошколенок)
28
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: Развитие диалогического общения / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2004.128 с.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада./ Бондаренко А. К. - 2_е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.
4. Брюховских Л.А. Психо-физиологические предпосылки речевого развития у детей раннего возраста. Серия «Гуманитарные науки», № 9-10 2015 Режим доступа: http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn15-09/1606-a
5. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 301 с.
6. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений/ Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора. Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
7. Горохова И.А. Развитие речи: Динамика формирования речи в онтогенезе /И.А. Горохова [Электронный ресурс].Режим доступа:http://mosmama.ru.
8. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста/ О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.
9. Орлянская Р.Р. Речевая активность детей раннего возраста как фактор их социализации и развития // Семья в России. - 2009. - №1. - С. 54-61.
10. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2009– 240с.
11. Полякова М. А. Как правильно учить говорить ребёнка./М.А. Полякова. - Изд-во: Дмитриева Т., - 2014 – 192 с.
12. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/stati/10188-razvitie-kommunikativnykh-sposobnostej-u-doshkolnikov.html (Сайт для воспитателей Дошколенок)
Вопрос-ответ:
Какие особенности речевого развития у детей раннего возраста?
Речевое развитие у детей раннего возраста происходит активно и быстро. В этом возрасте дети активно учатся говорить, обогащая свой словарный запас и улучшая свои навыки общения. Особенности речевого развития включают в себя начало формирования звуковой стороны речи, освоение грамматических образцов, попытки составления простых предложений и понимание речи взрослых.
Какие аспекты речевого развития учитывает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает аспекты речевого развития, такие как фонетический, лексический, грамматический и коммуникативный аспекты. Он также предусматривает ознакомление детей с культурой речи и обучение правилам общения.
Какие расширенные материалы могут использоваться для работы с детьми в дошкольном учреждении?
В дошкольных учреждениях можно использовать различные расширенные материалы для работы с детьми, например, картинки, книги, игрушки, аудиозаписи, видеоматериалы и компьютерные программы. Такие материалы помогут детям расширить свой словарный запас, развить навыки артикуляции и синтаксиса, а также совершенствовать навыки общения.
Какова структура комплексного планирования в средней группе на апрель?
Структура комплексного планирования в средней группе на апрель включает различные темы и задания, адаптированные под возрастные особенности детей. Например, в первую неделю планируется работа над развитием произношения звуков, во вторую неделю - развитие словарного запаса, в третью неделю - развитие грамматических навыков, в четвертую неделю - развитие коммуникативных навыков.
Какие основные направления программы дошкольного образования относятся к речевому развитию?
Основные направления программы дошкольного образования, относящиеся к речевому развитию, включают работу над развитием произношения, лексического и грамматического богатства речи, умениями слушать и понимать речь взрослых, а также формированием навыков связного и выразительного рассказа.
Какие особенности речевого развития у детей раннего возраста?
Особенности речевого развития у детей раннего возраста включают недостаточную лексическую базу, ограниченный грамматический и синтаксический уровень, а также недостаточную развитость фонетической стороны произношения слов. Дети в этом возрасте находятся в процессе формирования основы для развития речи.
Что гласит Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования по направлению "Речевое развитие"?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования уделяет особое внимание развитию речи у детей. Он определяет основные задачи, цели и содержание работы по развитию речи, а также принципы и методы организации данного процесса. Стандарт ставит перед собой задачу создать условия для развития коммуникативных и речевых умений детей в дошкольных учреждениях.
Как представляет сетка планирования на апрель в средней группе?
Сетка планирования на апрель в средней группе включает разнообразные мероприятия и занятия по развитию речи у детей. В ней представлены разные темы, которые будут затрагиваться в течение месяца, а также конкретные задачи, цели и ожидаемые результаты работы с детьми. Например, в первой неделе апреля запланировано занятие на тему "Звук и буква Р", где дети будут учиться образовывать слова с данным звуком.
Какие дополнительные материалы используются для работы с детьми в дошкольных учреждениях?
Для работы с детьми в дошкольных учреждениях используются различные дополнительные материалы, такие как картинки, карточки с изображениями предметов, книги с яркими иллюстрациями, мультимедийные материалы и прочее. Эти материалы помогают детям развивать словарный запас, понимание и правильное произношение слов, а также способствуют усвоению различных знаний и навыков.
Какие особенности есть у развития речи у детей раннего возраста?
У детей раннего возраста есть несколько особенностей в развитии речи. Во-первых, они только начинают учиться говорить и еще не могут точно произносить все звуки. Во-вторых, у них еще слабы моторика и координация, что может затруднять правильное произношение. Также, дети в этом возрасте активно изучают окружающий мир и могут начать понимать больше слов, чем могут сами произнести.