"Разработка лабораторного практикума для 9 класса по подготовке к ГИА по физике
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 35 + 35 источников
- Добавлена 29.05.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения лабораторного практикума для 9 класса по подготовке к ГИА по физике 5
1.1. Понятие лабораторного практикума по физике 5
1.2. Новая модель ОГЭ по физике и ее влияние на разработку лабораторного практикума 8
1.3. Виды лабораторных работ по физике с учетом ГИА 13
Глава 2. Экспериментальная работа по разработке лабораторного практикума для 9 класса по подготовке к ГИА по физике 22
2.1. Описание программы «Лаборатория экспериментальной физики» как средства подготовки к ОГЭ 22
2.1.1. Пояснительная записка 22
2.1.2. Содержание программы 29
2.2. Разработка лабораторного практикума в рамках программы «Лаборатория экспериментальной физики» в рамках подготовки к ГИА 33
2.2.1. Типология лабораторных занятий и комплекты для их выполнения 33
2.2.2. Разработка лабораторного практикума по типам заданий в рамках экспериментальной части ГИА 38
2.3. Результаты частичной апробации лабораторного практикума 41
Заключение 60
Список использованной литературы 61
Также к недостаткам использования матрицкомпетенцийследует отнести их субъективный характер (оценка формируется на основе впечатлений учителя от наблюдения за деятельностью учащихся), недостаточную мобильность (оценка может выполнить только человек, который в течение значительного промежутка времени осуществляла наблюдение за учебно-исследовательской деятельностью учащихся - учитель физики, руководитель специализированного кружка или, возможно, лаборант) и невозможность осуществления быстрого оценивания.Все эти недостатки существенно затрудняют использование матриц компетенций для осуществления входного оценивания уровня сформированности исследовательских компетенций обучающихся по физике.Поэтому возникает проблема разработки средства оценивания уровня сформированности исследовательскихкомпетенцийобучающихсясфизики,который позволял бы, в частности,осуществить входящее оценивания,оказывалбольшую мобильностьиминимизировал зависимость от личноститого, ктоосуществляет оценки.Средиисследовательскихкомпетенцийесть базовые, формирование которых происходит непрерывно в течение всего обучения физике, и ИКТ- ориентированы, формирование которых происходит только при условии использования при проведении учебных исследований соответствующих средств ИКТ.Причем, каждаяИКТ-ориентированная компетентность фактически является своеобразной надстройкой над определенной базовой компетентностью (способность пользоваться средствами ИКТ для проектирования исследовательской деятельности - над способностью к планированию исследования, способность пользоваться средствами ИКТ для моделирования - над способностью проводить вычислительные эксперименты, способность пользоваться средствами ИКТ для фиксирования ходе исследования - над способностью использовать измерительные приборы, способность пользоваться средствами ИКТ обработки результатов исследования и их презентации - над способностью использовать методы математической статистики).Поэтому, по нашему мнению, для осуществления оценки уровня сформированности исследовательских компетенций обучающихся по физике следует прежде всего провести анкетирование, которое бы показало уровень владения учащимися соответствующими средствами ИКТ.Поскольку в систему исследовательскихкомпетенцийобучающихсясфизикивходят четыреИКТ-ориентированные компетентности,то достаточно, чтобы анкетасодержалавопросы,приведенныениже.1.Назовите известные Вам программные средства, которые могут быть применены для проектирования (планирования) исследовательской деятельности по физике.Если такие средства вам неизвестны, оставьте поле для ответа пустым.2.Назовите известные Вам средства, которые могут быть применены для фиксирования (записи) ходе исследования.Если такие средства вам неизвестны, оставьте поле для ответа пустым.3.Назовите известные Вам программные средства, которые могут быть применены для моделирования физических явлений.Если такие средства вам неизвестны, оставьте поле для ответа пустым.4.Назовите известные Вам программные средства, которые могут быть применены для обработки результатов физического исследования и их презентации.Если такие средства вам неизвестны, оставьте поле для ответа пустым.Целью данной анкеты было выявление необходимости во входном диагностике уровня сформированности тех исследовательских компетенций, выступающие ИКТ-надстройками над другими исследовательскимикомпетенциями.В случае, когда ученик не знаком с определенным классом ПО, диагностики уровня сформированности соответствующей ему ИКТ- надстроенной исследовательской компетентности не выполнялось, а результаты анкетирования использовались для корректировки процесса обучения с целью начального ознакомления с соответствующими ПО.Таким образом, начальном диагностированию подлежали только базовые исследовательские компетентности, а для ИКТ-надстроенных в случае неознайомлености ученика со средством избирался начальный уровень сформированности, в других случаях - повышенный уровень.Одним из самых удобных инструментов оценки является тестирование, поскольку его результаты легко поддаются формализации и дальнейшем обработке.Однако, поскольку система исследовательских компетенцийобучающихся по физике отражает готовность и способность к осуществлению соответствующей учебно-исследовательской деятельности, то и уровень сформированности этих компетенций можно оценить только в процессе этой деятельности.В рамках тестирования невозможно полностью имитировать учебно-исследовательскую деятельность, но для некоторых компетенций возможно подобрать задания разного уровня трудности, направленные на проверку владения определенными элементами деятельности, ведущей для данной компетентности.Для отбора задач использовались источники, прошедшие соответствующую апробацию (в частности, [216] и [298]);отдельные задачи были разработаны автором исследования.Следует также учитывать, что для удобства проведения тестирования время, отведенное на выполнение теста учениками, не должен превышать продолжительность урока.Тестирование, которое мы предлагаем использовать для определения уровня сформированности исследовательских компетенций обучающихся по физике, рассчитано на 30 минут и содержит задания, приведены ниже.1. Отметьте варианты правильного подключения приборов.2. Перед Вамистоитзадача смоделировать движение искусственного спутникаЗемли.Укажите, какие взаимодействияВыучтетевсвоей модели (действиякаких силявляется существенными при решении этой задачи).сила АрхимедаСила сопротивления воздухаСила притяжения со стороны Земли(F = mg)Сила притяжения со стороны ЛуныСила притяжения со стороны СолнцаГравитационная сила со стороны ЗемлиF=GM1M2Гравитационная сила со стороны ЛуныГравитационная сила со стороны СолнцаСила давления солнечного света3. На поверхности воды плавает деревянный шарик.Как изменится глубина погружения шарика, если плотность воздуха над ней увеличится?Укажите, каки сила (или несколько сил) стала причиной такого поведения шарики.Шарик погрузится глубжеШарик поднимется над поверхностью водыГлубина погружения шарика не изменится4. Измерение ускорения свободного падения разными способами дали следующие значения.Отметьте тот ряд значений, который, по Вашему мнению, соответствует наилучшему способу.Если можете, прокомментируйте свой выбор.10,26 м / с2;9,36 м / с210,00 м / с2;10,05 м / с2;9,97 м / с2;13,21 м / с2;9,95 м / с29,78 м / с2;9,62 м / с2;10,02 м / с2;9,99 м / с25. Ученик исследует движение тела.Полученные им данные представлены в таблице.Сделайте Ваши предположения о характере этого движения.Время, с0,511,523457Координатах,м17,535,453,070,7106,0141,4176,8247,5I координатаy,м116,5|30,4 |42,0 |51,0 |61,9 |63,0 |54,2 |7,1 |6. Ученикпровелэксперимент по определениюкоэффициента упругостипружины.При этомизвестно,что частьизмеренийученикпровел самом деле,а частьфальсифицировал.Отметьтетерезультаты,которые,на вашему мнению,были «поддельные» учеником.Масса грузиков(m),гУдлинение пружины (Ах), мм100620010300144001650024600297004080042900471000577.Припроведении лабораторной работы по исследованию ускорения свободного падения учащийся одной рукой бросает шарик с высоты 1,5 метра, а другой измеряет время с помощью секундомера.Он запускает секундомер, когда отпускает шарик и останавливает его в момент удара шарика о пол.Среднее значение ускорения свободного падения, расчетное по результатам такого исследования равнялось 11,2 м / с2.Предложите пути повышения точности такого эксперимента.8.В Вашем распоряжении есть весы (весы с коромыслом) и динамометр с набором грузиков, вес каждого из которых должно быть 1 Н. Опишите, каким образом Вы подготовите оборудование для проведения опыта.9.Почтовые голуби способны находить свой дом, несмотря на значительные расстояния и промежутки времени.Пока точно неизвестен механизм, с помощью которого им это удается.Предложите схему опыта, который позволял бы проверить, связано ли это явление со способностью птиц запоминать путь.Задания составлены таким образом, что каждое из них содержит в основном элементы ведущей деятельности, характерной для одной исследовательской компетентности.Таким образом, появляется возможность соотнести одно задание теста с одной исследовательской компетентностью.Так, первая задача дает возможность оценить уровень сформированности способности использоватьизмерительные приборы (ДК22)второе - компетентности в разработке моделей (ДК11)третье - способности прогнозировать результаты исследования (ДК15)четвертое - способности использовать методы математической статистики (ДК31)пятое - способности делать выводы изполученныхрезультатов(ДК33)шестое -способности оценивать правдоподобность результатов исследования(ДК34)седьмое -способностик совершенствованиюкомпьютерной моделиили натурного эксперимента (ДК35)восьмое -способноститестировать и настраивать оборудование дляисследования(ДК14)девятый -способностик планированиюисследования(ДК12).Приоценкеученик получалоценку от0 до 1 взависимости от полноты выполненной работы.В шкале «1» соответствует полностью выполненной работе, «0» - работе, для выполнения которой ученик не приступил.Также проставляются промежуточные оценки, соответствующие доле проделанной работы.Далее оценка за каждое задание была умножена на процентный коэффициент, соответствующий взноса компетентности, ведущей для данной задачи (рис. 4.2).Сумма оценок нормируется на 100% с учетом того, что оценке подлежали 9 из 14 компетенций системы.Следует понимать, что такое тестирование позволяет оценить только когнитивную и праксеологическую составляющие компетенций.Кроме того, большинство заданий теста построены таким образом, что дают возможность выявить различия в уровне сформированности компетентностей для тех случаев, когда он является низким.Для того, чтобы более точно оценить уровень сформированности исследовательских компетенций обучающихся по физике на повышенном и углубленном уровне, целесообразно предложить учащимся учебное исследование, сформулированное в виде творческой задачи.Несколько творческих задач могут быть объединены в контрольную работу и предложены учащимся в дополнение к анкете и тестирования, например, в форме домашней контрольной работы.Ниже приведен пример такой контрольной работы.1.В Вашем распоряжении есть резистор неизвестного сопротивления, два школьных вольтметры и старая на вид батарейка «Крона».На первом вольтметру стоит маркировка «- 6 В, 6кОм»,на втором - «- 2 В, 200 Ом».Ваша задача - определить сопротивление резистора.Опишите последовательность своих действий.Выполните рисунки электрических схем.2.Определите экспериментально скорость пули, вылетевшей из пружинной пистолета.Придумайте наиболее подходящий эксперимент и опишите его.3.Один изобретатель предложил такой способ измерения скорости корабля.В каюте к потолку подвешено грузик на нитке.По замыслу изобретателя, в состоянии покоя отвес должен размещаться вертикально, а при движении корабля - под углом к горизонту.По углу наклона отвеса изобретатель предложил измерять скорость корабля.Прорецензуйте этот проект.4.Пешеход, идя по тротуару, проходит 1,5 м за 1 с, а по Ораном почвы - 0,9 м за 1 с.Он вышел из точкиA,находящейся на расстоянии 42 м от стены, и движется к точкеB,находящейся на 36 м южнее вдоль стены.Каким образом можно определить наименьшее время, необходимое пешеходу для того, чтобы добраться из точкиAв точкуB.Четвертая задача контрольной работы может быть решена только путем аналогового моделирования (с использованием законов преломления света), так и путем построения математической модели задачи оптимизации и проведения соответствующего вычислительного эксперимента (с использованием численных методов).Последнее дает возможность оценить уровень сформированности способности к проведению таких экспериментов, оценки которой средствами, отличными от матриц компетенций, не предвидится.Таким образом, для определения уровня сформированности исследовательских компетенций обучающихся по физике в ходе подготовки к ГИА предлагаем использовать трехкомпонентную систему оценивания, которая состоит изанкетирования,направленного на выяснение факта сформированности или несформированности у учащихся ИКТ-ориентированныхкомпетенций;тестирования,которое имеет целью выявления в первом приближении уровня сформированности базовых исследовательскихкомпетенцийидомашней контрольной работы,с помощью которой осуществляется уточнение уровня сформированности исследовательских компетенций обучающихся на повышенном и углубленном уровнях.Уровень сформированности исследовательскихкомпетенцийобучающихсясфизикипо трехкомпонентной системойоценивания определяетсяпо шкале, приведенной втаблице.Для определения уровня сформированности каждой исследовательской компетентности учащихся старших классов по физике и всей системы целесообразно использовать шкалу оценивания, минимальное значение которой (0) соответствует неспостереженню оцениваемой компетентности, а максимальное значение (12) - высокому уровню ее сформированности.Согласно рекомендациям И. В. Бургун разработан способ фиксации уровня развития исследовательскихкомпетенцийучащихся: электронный журнал мониторинга исследовательских компетенций учащихся, содержитперечень исследовательскихкомпетенций, описаниекомпонентов, критериевиуровней их сформированностиввидематриц компетенций,перечень учеников, страницыдляфиксирования уровня сформированности компонентов исследовательскихкомпетенцийТаблица Определение уровня сформированности исследовательскихкомпетенцийобучающихся по физике за трехкомпонентной системойоцениванияУровень сформированности исследовательскихкомпетенцийБалла (в процентах)начальный уровень[0%;10%)базовый уровень[10%;40%)повышенный уровень[40%;70%)углубленный уровень[70%;100%]Определение числового значения уровня сформированности исследовательских компетенций выполнялось в соответствии с вкладом каждого компетентности ДКХУи ее компонентов (КХУ, ПХУ,Axy,СХУ)в систему исследовательских компетенций обучающихся по физике (рис. 4.2, таблица 4.2).компонентШифр компетентности "^когни- ный(K)праксео- логический(П)аксиологич ний (А)социально поведенческой вой (С)ДК112,15%1,92%1,75%1,28%ДК122,29%2,04%1,87%1,37%ДК131,65%1,47%1,35%0,99%ДК141,70%1,52%1,39%1,02%ДК151,79%1,60%1,47%1,07%ДК212,45%2,18%2,00%1,46%ДК223,02%2,69%2,47%1,80%ДК232,38%2,12%1,94%1,42%ДК242,48%2,21%2,03%1,48%ДК312,10%1,87%1,71%1,25%ДК322,09%1,86%1,71%1,25%ДК332,31%2,06%1,89%1,38%ДК342,08%1,86%1,70%1,24%ДК351,75%1,56%1,43%1,05%Таблица 4.2Весовые коэффициенты для определения числового значения уровня сформированности исследовательскихкомпетенцийобучающихся в профильном обучении физикиСоответствие между оценкой по 12-балльной шкале и уровнем сформированности устанавливается следующим образом: 0-3 балла - начальный уровень, 4-6 баллов - базовый, 7-9 баллов - повышенный, 10-12 - углубленный.Числовая оценка уровня сформированности исследовательских компетенций (СДК) обучающихся в профильном обучении физикиИ(СДК) осуществлялась по формуле:7 (СДК) =Р (ДКХУ).XYРезультаты проектировочно-поискового этапа позволили перейти ктретьему этапуопытно-экспериментальной работы, на котором было проведено формовочный этап педагогического эксперимента по внедрению разработанной-методики использования облачных технологий как средства формирования исследовательских компетенций обучающихся в процессе профильногообучения физике.В контрольной группе (24 ученика) в процессе формирования исследовательских компетенций обучающихся по физике использовались традиционные средства ИКТ поддержки учебных физических исследований, в экспериментальной (15 учеников) - средства облачных технологий по разработанной методике.Входящее оценивания уровня сформированности исследовательских компетенций обучающихся по физике не показало существенных различий между контрольной и экспериментальной группами.Итоговое оценивание уровня сформированности исследовательских компетенций обучающихся по физике, проведенное на основе анализа журналов мониторинга исследовательских компетенций учащихся, показало наличие различий между контрольной и экспериментальной группами.Результаты формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах приведены в табл.4.3.Сравнительный распределение учащихся по уровню сформированностиисследовательскихкомпетенцийпо физике в контрольной иэкспериментальной группахШифр компе-тентно- стиПроцент учащихся с соответствующим уровнем в начале формирующего этапа педагогического экспериментаПроцент учащихся с соответствующим уровнем в конце формирующего этапа педагогического экспериментаНачала войбазовым иповы щенийуглубит ленийНачала овыйбазовым иповы щенийуглубит ленийКГЭГКГЭГКГЭГКГЭГКГЭГКГЭГКГЭГКГЭГДК1133,346,716,740,045,80,04,213,320,80,020,86,754,260,04,233,3ДК1270,840,08,333,38,320,012,56,720,80,029,253,337,533,312,513,3ДК1391,780,08,36,70,013,30,00,079,233,316,726,74,240,00,00,0ДК1454,213,329,240,012,540,04,26,70,00,062,520,029,253,38,326,7ДК1575,033,38,346,70,020,016,70,025,06,737,546,716,740,020,86,7ДК2195,880,04,26,70,013,30,00,075,020,08,340,016,733,30,06,7ДК2283,326,70,033,34,240,012,50,012,50,025,040,045,846,716,713,3ДК2379,226,74,233,34,220,012,520,029,20,050,06,78,346,712,546,7ДК2483,380,016,70,00,020,00,00,075,020,020,840,04,233,30,06,7ДК3129,226,70,033,30,013,370,826,712,50,08,313,312,560,066,726,7ДК3241,720,012,533,333,346,712,50,020,80,037,50,029,286,712,513,3ДК3366,720,020,833,30,033,312,513,312,56,745,813,320,860,020,820,0ДК3458,333,312,533,38,326,720,86,712,50,045,840,012,553,329,26,7ДК3562,553,312,520,012,513,312,513,350,013,325,013,316,746,78,326,7СДК41,733,354,246,74,213,30,06,716,70,070,840,08,346,74,213,3ЗаключениеС 2006 года в регионах Российской Федерации проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм итогового контроля с учётом принципа вариативности. Задача создания новой модели экзамена особенно актуальна в связи с введением в средней школе профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся и требующих объективных оснований для зачисления учащихся в различные по профилю классы. Лабораторные мероприятия являются разновидностью индивидуальной занятости школьников на практике, на которой они углубляют и закрепляют теоретические знания путем проведения экспериментов.Предлагаемая методика и соответственно созданы ППС позволяют успешно выполнять физический практикум по курсу физики по профильным программам и одновременно являются перспективными, поскольку они могут использоваться в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся, поскольку они создают в комплексе такое учебная среда для организации и эффективной реализации индивидуальной самостоятельной работы вообще , и в частности во время выполнения экспериментально - ных задач и упражнений, решения физических задач и учебно научных проектов и совершенствования практикума по физике, которое отвечает современным требованиям принципа индивидуализации обучения и построения учебно-воспитательного процесса на основе синергетического подхода его организации.Таким образом, организация на уроках физики имеются широкие возможности организации исследовательской деятельности, в частности в ходе лабораторного практикума и реализации проектного метода с использованием цифровых образовательных ресурсов, что позволяет сделать обучение более эффективным, которое отвечает всем современным требованиям.Список использованной литературыАктуальные проблемы преподавания физики в школе и вузе [Электронный ресурс] : материалы Всероссийской научно-методической конференции, 5-6 апреля 2018 года / Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. – Электрон. текстовые дан. (1 файл : 2,73 МB). – Рязань, 2018.Анциферов, Л.И. Практикум по физике в средней школе / Л.И. Анциферов, В.А. Буров, Ю.И. Дик [и др.].-М.: Просвещение, - 1987. - 159 с.Буров В.А., Дик Ю.И., Зворыкин Б.С. и др. Практикум по физике в средней школе: Дидактический материал: пособие для учителя/ Л.И. Анциферов, В.А. Буров, Ю.И. Дик и др.: Под ред. В.А.Бурова, Ю.И. Дика. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 191 с.Вагнер Л.С., Елаховский Д.В. Движение тел при наличии гравитации и деформации: учебное пособие. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016. 40 с.Вишнякова, Е.А. Отличник ЕГЭ. Физика. Решение сложных задач / Е.А. Вишнякова, В.А. Макаров, М.В. Семенов [и др.]. - М.: Интеллект-Центр, 2015. -368 с.Власова А. А., Зеличенко В. М., Игна О. Н., Румбешта Е. А., Тюлюпо С. В., Червонный М. А., Швалёва Т. В. Система социального сопровождения при организации академической мобильности одаренных детей / под ред. Е. А. Румбешта, М. А. Червонного. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 116 с.Власова А.А.Подготовка учащихся 9-го класса к ГИА по физике (эксперимент) в системе дополнительного образования при педагогическом вузе // Вестник ТГПУ. 2014. №6 (147). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-uchaschihsya-9-go-klassa-k-gia-po-fizike-eksperiment-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-pri-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 25.04.2021).Гельфгат, И. М. Решения ключевых задач по физике для профильной школы. 10-11 классы / И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик. - М.: Илекса, 2016. - 288 с.Генденштейн, Л.Э. Как научить решать задачи по физике (основная школа). Подготовка и ГИА / Л.Э. Генденштейн,В.А. Орлов, Г.Г.Никифоров // Первое сентября. - 2010. - №16, С. 28-32.Грученко Г. И. Демонстрационный химический эксперимент. Функции. Содержание. Техника // Химия. 2006. № 24. С. 17-23.Гуревич А.Е., Исаев Д.С., Понтак А.С. Методическое пособие «Физика. Химия. 5-6 классы» с опорой на учебник «Физика. Химия. 5-6 класс», - Дрофа. - 2010 г.Деева, Е.П. Физический практикум в физико-математическом лицее в условиях введения ФГОС / Е.П. Деева, О.В. Лебедева // Вестник Нижегородского университета. - 2015. - №4, С. 175-181.Демидова М.Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по физике. М, 2019.[Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy (дата обращения: 15.01.2020).Журавлева Н.С., Краков А.В. Организация творческой работы учащихся как способ обучения и воспитания при изучении физики // European Research: сборник статей V Международной научно-практической конференции (Пенза, 07 октября 2016). Пенза: Наука и просвещение, 2016. С. 132-134.Кисленко Е.С. Проблема инженерной подготовки в вузе и пропедевтический курс физики в школе // Вестник ТГПУ. – 2017. №12 (189). – С. 56-62.Кисленко Елена Сергеевна Проблема инженерной подготовки в вузе и пропедевтический курс физики в школе // Вестник ТГПУ. 2017. №12 (189).Ларченкова, Л.А. Образовательный потенциал учебных физических задач в современной школе / Дисс. докт. пед. наук. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.Монастырский Л.М. Методические аспекты организации подготовки и самоподготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29526 (дата обращения: 25.04.2021).Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение. – 1983. – 608 с.Петросян, В.Г. Решение физических задач с помощью компьютера как составляющая физического образования/ Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М.: МГПУ, 2009. - 29 с.Покровский А.А., Буров В.А., Глазырин А.И., Дубов А.Г., Зворыкин Б.С., Румянцев И.М. Практикум по физике в средней школе. А.А. Покровский, В.А. Буров, А.И. Глазырин, А.Г. Дубов, Б.С. Зворыкин, И.М.Потапова М.В. Пропедевтический лабораторный практикум по физике: сборник лабораторных работ / Т.В. Никитина, М.В. Потапова. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. – 95 с.Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 января 2015 г. № 10 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174671 (дата обращения: 15.01.2020).Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». URL: http://www.edu.ru/db/ mo/Data/d_04/1089.html (дата обращения: 10.01.2014).Румянцев Пособие для учителя. — 4-е изд., перераб. — М.: Учпедгиз, 1963.— 224 с.Семёнов, М.В. Методические рекомендации по подготовке учащизхся к участию в олимпиадах высокого уровня по физике / М.В. Семёнов, Ю.В. Старокуров, А.А. Якута. - М.: МГУ, 2007. — 60 с.Сивухин Д.В. Общий курс физики. В 5-ти томах. Том 1. Механика. М.: Физматлит, 2019. 560 с.Тишкова, С.А. Применение метода построения физической модели ситуации задачи при подготовке школьников к ЕГЭ по физике / С.А. Тишкова, Г.П. Стефанова// Научное обозрение. Педагогические науки.- 2015. - № 3. - С. 126. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedagogy.science-review.ru/ru/article/ view?id=1327 (дата обращения: 15.05.2017).Тищенко Л.В. Экспериментальный практикум по физике как средство обучения обучающихся решению задач (углублённый уровень) // АНИ: педагогика и психология. 2018. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnyy-praktikum-po-fizike-kak-sredstvo-obucheniya-starsheklassnikov-resheniyu-zadach-uglublyonnyy-uroven (дата обращения: 25.04.2021).Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: 10-11 кл./Ю.И. Дик, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов и др.; Под ред. Ю.И. Дика, О.Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 2002.Физический практикум для классов с углубленным изучением физики:10-11кл./Ю.И.Дик, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов и др.; Под ред. Ю.И. Дика, О.Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 2002.Центр дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ. URL: http://fmcenter.tspu.edu.ru/ (дата обращения: 18.12.2013).Червонный М. А., Швалёва Т. В., Власова А. А., Цвенгер Е И. Модель социального сопровождения интеллектуально одаренных детей в области физики и математики, обеспечивающая им необходимую академическую мобильность // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 7 (122). С. 250-256.Шутов В.И., Сухов В.Г., Подлесный Д.В. Эксперимент в физике. Физический практикум. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 184 с. Нуждин, А.В.Практические работы как средство совершенствования обучения физике: Пропедевтический курс [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / А. В. Нуждин; - Самара, 2000. - 203 с.Эпштейн М.М., Юшков А.Н. Исследования и проекты детей и подростков: содержательные, дидактические, возрастные аспекты // Народное образование. 2014. №6. С.151-159.
2. Анциферов, Л.И. Практикум по физике в средней школе / Л.И. Анциферов, В.А. Буров, Ю.И. Дик [и др.].-М.: Просвещение, - 1987. - 159 с.
3. Буров В.А., Дик Ю.И., Зворыкин Б.С. и др. Практикум по физике в средней школе: Дидактический материал: пособие для учителя/ Л.И. Анциферов, В.А. Буров, Ю.И. Дик и др.: Под ред. В.А.Бурова, Ю.И. Дика. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 191 с.
4. Вагнер Л.С., Елаховский Д.В. Движение тел при наличии гравитации и деформации: учебное пособие. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2016. 40 с.
5. Вишнякова, Е.А. Отличник ЕГЭ. Физика. Решение сложных задач / Е.А. Вишнякова, В.А. Макаров, М.В. Семенов [и др.]. - М.: Интеллект-Центр, 2015. -368 с.
6. Власова А. А., Зеличенко В. М., Игна О. Н., Румбешта Е. А., Тюлюпо С. В., Червонный М. А., Швалёва Т. В. Система социального сопровождения при организации академической мобильности одаренных детей / под ред. Е. А. Румбешта, М. А. Червонного. Томск: Изд-во ТГПУ, 2012. 116 с.
7. Власова А.А.Подготовка учащихся 9-го класса к ГИА по физике (эксперимент) в системе дополнительного образования при педагогическом вузе // Вестник ТГПУ. 2014. №6 (147). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-uchaschihsya-9-go-klassa-k-gia-po-fizike-eksperiment-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-pri-pedagogicheskom-vuze (дата обращения: 25.04.2021).
8. Гельфгат, И. М. Решения ключевых задач по физике для профильной школы. 10-11 классы / И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик. - М.: Илекса, 2016. - 288 с.
9. Генденштейн, Л.Э. Как научить решать задачи по физике (основная школа). Подготовка и ГИА / Л.Э. Генденштейн,В.А. Орлов, Г.Г.Никифоров // Первое сентября. - 2010. - №16, С. 28-32.
10. Грученко Г. И. Демонстрационный химический эксперимент. Функции. Содержание. Техника // Химия. 2006. № 24. С. 17-23.
11. Гуревич А.Е., Исаев Д.С., Понтак А.С. Методическое пособие «Физика. Химия. 5-6 классы» с опорой на учебник «Физика. Химия. 5-6 класс», - Дрофа. - 2010 г.
12. Деева, Е.П. Физический практикум в физико-математическом лицее в условиях введения ФГОС / Е.П. Деева, О.В. Лебедева // Вестник Нижегородского университета. - 2015. - №4, С. 175-181.
13. Демидова М.Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по физике. М, 2019.[Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy (дата обращения: 15.01.2020).
14. Журавлева Н.С., Краков А.В. Организация творческой работы учащихся как способ обучения и воспитания при изучении физики // European Research: сборник статей V Международной научно-практической конференции (Пенза, 07 октября 2016). Пенза: Наука и просвещение, 2016. С. 132-134.
15. Кисленко Е.С. Проблема инженерной подготовки в вузе и пропедевтический курс физики в школе // Вестник ТГПУ. – 2017. №12 (189). – С. 56-62.
16. Кисленко Елена Сергеевна Проблема инженерной подготовки в вузе и пропедевтический курс физики в школе // Вестник ТГПУ. 2017. №12 (189).
17. Ларченкова, Л.А. Образовательный потенциал учебных физических задач в современной школе / Дисс. докт. пед. наук. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
18. Монастырский Л.М. Методические аспекты организации подготовки и самоподготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29526 (дата обращения: 25.04.2021).
19. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение. – 1983. – 608 с.
20. Петросян, В.Г. Решение физических задач с помощью компьютера как составляющая физического образования/ Автореф. дисс. докт. пед. наук. - М.: МГПУ, 2009. - 29 с.
21. Покровский А.А., Буров В.А., Глазырин А.И., Дубов А.Г., Зворыкин Б.С., Румянцев И.М. Практикум по физике в средней школе. А.А. Покровский, В.А. Буров, А.И. Глазырин, А.Г. Дубов, Б.С. Зворыкин, И.М.
22. Потапова М.В. Пропедевтический лабораторный практикум по физике: сборник лабораторных работ / Т.В. Никитина, М.В. Потапова. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. – 95 с.
23. Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 января 2015 г. № 10 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174671 (дата обращения: 15.01.2020).
24. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». URL: http://www.edu.ru/db/ mo/Data/d_04/1089.html (дата обращения: 10.01.2014).
25. Румянцев Пособие для учителя. — 4-е изд., перераб. — М.: Учпедгиз, 1963.— 224 с.
26. Семёнов, М.В. Методические рекомендации по подготовке учащизхся к участию в олимпиадах высокого уровня по физике / М.В. Семёнов, Ю.В. Старокуров, А.А. Якута. - М.: МГУ, 2007. — 60 с.
27. Сивухин Д.В. Общий курс физики. В 5-ти томах. Том 1. Механика. М.: Физматлит, 2019. 560 с.
28. Тишкова, С.А. Применение метода построения физической модели ситуации задачи при подготовке школьников к ЕГЭ по физике / С.А. Тишкова, Г.П. Стефанова// Научное обозрение. Педагогические науки.- 2015. - № 3. - С. 126. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pedagogy.science-review.ru/ru/article/ view?id=1327 (дата обращения: 15.05.2017).
29. Тищенко Л.В. Экспериментальный практикум по физике как средство обучения обучающихся решению задач (углублённый уровень) // АНИ: педагогика и психология. 2018. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnyy-praktikum-po-fizike-kak-sredstvo-obucheniya-starsheklassnikov-resheniyu-zadach-uglublyonnyy-uroven (дата обращения: 25.04.2021).
30. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики: 10-11 кл./Ю.И. Дик, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов и др.; Под ред. Ю.И. Дика, О.Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 2002.
31. Физический практикум для классов с углубленным изучением физики:10-11кл./Ю.И.Дик, О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов и др.; Под ред. Ю.И. Дика, О.Ф. Кабардина. М.: Просвещение, 2002.
32. Центр дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ. URL: http://fmcenter.tspu.edu.ru/ (дата обращения: 18.12.2013).
33. Червонный М. А., Швалёва Т. В., Власова А. А., Цвенгер Е И. Модель социального сопровождения интеллектуально одаренных детей в области физики и математики, обеспечивающая им необходимую академическую мобильность // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 7 (122). С. 250-256.
34. Шутов В.И., Сухов В.Г., Подлесный Д.В. Эксперимент в физике. Физический практикум. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 184 с. Нуждин, А.В.Практические работы как средство совершенствования обучения физике: Пропедевтический курс [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.02 / А. В. Нуждин; - Самара, 2000. - 203 с.
35. Эпштейн М.М., Юшков А.Н. Исследования и проекты детей и подростков: содержательные, дидактические, возрастные аспекты // Народное образование. 2014. №6. С.151-159.
Вопрос-ответ:
Что такое лабораторный практикум по физике?
Лабораторный практикум по физике - это специально разработанная программа, которая помогает ученикам 9 класса подготовиться к ГИА по физике. Он включает в себя различные эксперименты и практические задания, которые позволяют ученикам лучше понять и освоить теоретический материал.
Как новая модель ОГЭ по физике влияет на разработку лабораторного практикума?
Новая модель ОГЭ по физике привела к изменениям в формате экзамена. Теперь важное место занимают практические навыки и умения учеников. Поэтому разработка лабораторного практикума стала еще актуальнее, так как он помогает ученикам развить навыки проведения экспериментов и анализа полученных данных.
Какие виды лабораторных работ по физике предусмотрены в лабораторном практикуме для 9 класса?
Лабораторный практикум для 9 класса включает различные виды лабораторных работ, учитывая ГИА. Некоторые из них включают проведение экспериментов по измерению физических величин, изучение законов физики, исследование явления дифракции и многие другие. Все лабораторные работы разработаны таким образом, чтобы помочь ученикам лучше понять и применять теоретический материал в практической деятельности.
Каковы основные цели лабораторного практикума для 9 класса по подготовке к ГИА по физике?
Основные цели лабораторного практикума для 9 класса по подготовке к ГИА по физике включают развитие практических навыков учеников, понимания экспериментальных методов и приемов, умения анализировать и обрабатывать полученные данные, а также применять полученные знания на практике. Целью является также подготовка учащихся к успешной сдаче ГИА по физике.
Какой возрастной группе предназначен лабораторный практикум для 9 класса по физике?
Лабораторный практикум для 9 класса предназначен для учащихся данной возрастной группы, то есть для детей примерно 15 лет. Он разработан с учетом возрастных особенностей и образовательных потребностей учеников 9 класса, чтобы помочь им лучше понять и освоить физику, а также успешно сдать ГИА по этому предмету.
Какой смысл имеет лабораторный практикум по физике?
Лабораторный практикум по физике важен для практического закрепления и применения учениками теоретических знаний. Он позволяет провести эксперименты и наблюдения, позволяя лучше понять и запомнить физические явления и законы.
Какие изменения внесла новая модель ОГЭ по физике?
Новая модель ОГЭ по физике, введенная в 2019 году, изменила требования к знаниям и умениям учеников. Теперь учащиеся должны не только знать теорию, но и уметь применять ее на практике. Это предполагает более глубокое изучение предмета и активное использование лабораторного практикума для закрепления материала.
Какие виды лабораторных работ по физике используются в подготовке к ГИА?
В подготовке к ГИА, в рамках лабораторного практикума по физике, используются разные виды лабораторных работ. Например, это может быть измерение физических величин, исследование зависимостей между величинами, проведение экспериментов по определению законов и принципов физики и т.д.
Какие теоретические основы используются при разработке лабораторного практикума?
При разработке лабораторного практикума используются теоретические основы физики, которые содержатся в учебной программе для 9 класса. Основная цель - применение и закрепление этих знаний на практике через проведение различных экспериментов и исследований.
Какие преимущества имеет лабораторный практикум по физике для подготовки к ГИА?
Лабораторный практикум по физике предоставляет учащимся возможность самостоятельно проводить эксперименты и анализировать результаты, что развивает их логическое мышление и навыки применения теоретических знаний. Это помогает лучше понять и запомнить физические законы и явления, а также подготовиться к выпускным экзаменам по физике в 9 классе.
Какие вопросы рассматриваются в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи рассматриваются следующие вопросы: понятие лабораторного практикума по физике, новая модель ОГЭ по физике и её влияние на разработку лабораторного практикума, а также виды лабораторных работ по физике с учётом ГИА.
Какая модель ОГЭ по физике оказывает влияние на разработку лабораторного практикума?
Новая модель ОГЭ по физике оказывает влияние на разработку лабораторного практикума для 9 класса. В статье рассматривается, как эта модель влияет на подготовку учащихся к ГИА по физике и какие изменения нужно внести в лабораторный практикум, чтобы он соответствовал требованиям новой модели ОГЭ.