Верования Рима и становление религии
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 02.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Языческие верования Древнего Рима 5
1.1.Источники религиозных представлений. Пантеон богов 5
1.2.Культ предков и представления о нуменах 7
Глава 2.Христианизация Римской империи 14
2.1.Появление христианства в Риме 14
2.2.Константин Великий 16
Глава 3.Второй Вселенский собор как инструмент унификации в процессе христианизации Римской империи 24
3.1.Первый Вселенский собор 24
2.2.Второй Вселенский собор и его роль в христианизации Римской империи 26
Заключение 35
Список литературы 37
Завершенность Божественного бытия исключает любые возможности для сообщения или уделения Своей сущности Богом кому-либо другому. Поэтому Слово, или Сын Божий, как ипостась, является действительно сущим, безусловным и неподобным Отцу. Бытие Он обретает согласно воле Отца. Ариане отрицали Троичность. Ариане считали, что ее ипостаси не могут быть подобными друг другу, поскольку они являются чуждыми и несовечными. Участниками Собора в числе прочих были Григорий Богослов (он был председатель Собора), Григорий Нисский, Мелетий Антиохийский, АмфилохийИконийский, Кирилл Иерусалимский и др. Значимость Собора состоит в том, что новую ересь отвергли и осудили, что, конечно же, положительно сказало на христианизации Римской империи.На Соборе произошло утверждение догмата о равенстве, единосущииБога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном – это также крайне важное событие в догматической истории Церкви, которое способствовало христианизации и преодолению ересей. Соответственно, Никейский Символ Веры был дополнен пятью членами. Рассмотрим также и другие важные решения Собора. Первые пять заседаний проходили под председательством святителя Антиохийского Мелетия. Открытие Собора также ознаменовалось присутствием императора Феодосия. Изначально Собор стал рассматривать дело, которое касалось рукоположения на Константинопольскую кафедру Максима Киника. В частности, данное рукоположение получилось статус незаконного. Поскольку Мелетий скончался, миссия председательства Собором перешла к святителю Григорию Богослову. Однако данное решение было принято не однозначно, поскольку епископы египетские и Тимофей Александрийский на тот момент уже прибыли в столицу, соответственно, это привело к постановке вопроса относительно замещения Антиохийской кафедры. Епископы Сирии посчитали, что в качестве преемника Мелетия должен выступать пресвитер Флавиан. Данный выбор не был признан египетскими отцами, которые выступали за кандидатуру Павлина. Но и эта кандидатура не удовлетворило большинство участников собора. Постепенно дискуссия становилась все более жесткой. Свт. Григорий Богослов в сложившейся ситуации понимал, что главное – это сохранить мир, соответственно, им было сделано следующее предложение: «Престол пусть будет предоставлен во власть тому, кто владеет им доселе… Пусть дело решит старость и общий для всего нашего рода необходимый и прекрасный предел». Поняв, что нет возможности достижения понимания и прежнего доверия, свт. Григорий Богослов попросил удалиться на покой, однако напоследок заявил о том, что главное – это добиться все же взаимного понимания, укрепления уз любви, что отцы Церкви не могут дышать ссорами. Соответственно, в июне 381 года святитель уезжает из Константинополя в родной Назианз. В качестве предстоятеля Константинопольской Церкви избрали сенатора Нектария, который после назначения принял Таинство Крещения. Как уже отмечалось ранее, важнейшее деяние собора, которое способствовало христианизации империи – это принятие нового Символа веры, который актуален и поныне, особенно для Православной Церкви. Значимость Символа веры в том, что там сформулированы все основные догматы, в нем заложена вся суть христианского учения, таким образом, Символ веры – это важнейший шаг на пути догматического очищения христианства в эпоху рождения все новых и новых ересей, мешающих тому, что Римская империя увидела незатуманенный ложными представлениями свет христианства. Символ веры базируется на Никейском символе, о котором мы уже упоминали ранее. Но все же, некоторые не слишком значительные правки были сделаны: в частности, речь идет об устранении выражения относительно рождения Сына «из сущности Отца», а с другой стороны, было сделано важное дополнение, касающееся учения о Святом Духе, Его исхождения от Отца и «спокланяемости» и «сславимости», иными словами – равночестности с двумя другими Божественными Ипостасями. Кроме того, Символ веры был представлен исповеданием веры в Святую Церковь, учением о единократности крещения и о грядущем всеобщем воскресении и вечной жизни. Таким образом, Символ веры должен был укрепить позиции христианской Церкви, продемонстрировать всем верующим, что Церковь помогает каждому христианину на пути к обретению спасения и жизни вечной. Кроме того, на II Вселенском соборе были приняты определенные важные правила. Рассмотрим данные правила. Что касается первого правила Собора, то оно базируется на подтверждении непреложности Символа веры, а это означает, что все ереси, которые будут расходиться с Символом веры, будут преданы анафеме. Это крайне важное правило, которое также было направлено как на унификацию христианского учения, так и его очищение от ересей. Отцы Собора своим авторитетом подтверждали верность и незыблемость Символа веры для последующих поколений христиан и ныне живущих.Благодаря Символу веры есть возможность понять и осознать ипостасные свойства.Ипостасные свойства являются свойствами несообщимыми, они вечно пребывают в неизменности, принадлежат одному из Божественных Лиц.Ипостасные свойства определяются, исходя из отношений, связанных с предвечным рождением и предвечным исхождением. Соответственно, начиная с конца IV века принята следующая терминология: у Отца — нерожденность, у Сына — рожденность, исхождение у Святого Духа. Посредством данных свойств мы познаем Лица в качестве особых Ипостасей. На это указывает, в частности, св. Иоанн Дамаскин: «Нерождаемость, рождение и исхождение — только этими ипостасными свойствами и различаются между собой три Святые Ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой ипостаси». «Нерожденность, рожденность, исхождение, отличают Отца, Сына и Того, Кого именуем мы Духом Святым», - говорит св. Григорий Богослов.Св. Писание открывает второе Лицо Пресвятой Троицы как Сына (Ин. 5, 20-21; Евр. 1, 5) Единородного, «сущего в недреОтчем» (Ин. 3, 16-18), «Бога истинного» (1Ин. 5, 20).«Сын от Отца Самого есть, не сотворен, не создан, но рожден» (Символ веры Афанасия Великого).В Евангелии от Иоанна тема имени Иисуса является лейтмотивом. Апостол Иоанн очень хорошо чувствует, что Иисус начал новую эпоху, порождающую ту реальность, которая предвосхищалась в ветхозаветном миропорядке. Иисус – это исполнение ветхозаветной мессианской надежды, и этот факт подтверждается тем, что Иоанн используют те же термины, что и синоптики (Мессия, Царь Израилев, Сын Человеческий, Сын Божий), даже если несколько иначе. Немаловажно, что Сам о Себе Иисус никогда не говорит как о Слове (Логосе) Божием. Так о Нем говорит лишь Апостол Иоанн.О Христе в Евангелии неоднократно говорится, что Он послан Отцом (Ин. 3. 34; 5. 36 и др.). Об этом свидетельствует и Сам Христос: «Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин. 3. 35). Евангельские слова о единстве Отца и Сына указывают прежде всего на Их единство в деле откровения и спасения человечества (8. 16; 10. 25-30; 14. 10-11; 17. 10). Ключ к ответу лежит в антиномии Отеческого-и-Сыновнего отношения: Отец, как Отец, всегда больше Сына, но Сын, как Сын, всегда равен Отцу. Когда Христос использовал имя «Сын человеческий» по отношению к Себе, Он придавал ему новый смысл. В то время как арамейское «barnasha» могло обозначать человеческое существо в обычном смысле, некоторая двусмысленность, свойственная этому выражению, позволяла Иисусу придать ему более широкое и глубокое значение; таким образом оно одновременно вызывало представление как о Его Божественном происхождении, так и о Его последующих страданиях (Ин 1:51; Мк 9:12).Именно на теологии Евангелия от Иоанна зиждется православная доктрина о взаимоотношениях Отца и Сына. Отличительное свойство Первой Ипостаси – нерожденность – состоит в том, что Отец: «ни от кого не получил бытия, ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит», «имеет жизнь в самом себе» (Ин. 5, 26),«сам от себя имеет бытие и из того, что имеет ничего не имеет от другого; напротив, Он Сам есть для всех начало». Рождение от безначального Отца является личным свойством Сына и это рождение: «безвременно и безначально, ибо не из чего сущего приведен в бытие Сын Божий, но Он был присно со Отцом из Которого родился вечно и безначально. Ибо Отец никогда не существовал, когда не было Сына», Он всегда пребывает «в недре Отчим» (Ин. 1, 18). Личное свойство Святого Духа состоит в том, что Он не рождается, а исходит от Отца: «так же непостижимо и недоведомо, как и рождение Сына». Ипостасные свойства указывают на то, как соотнесены между собой Лица, но то, как Они соотнесены с миром. Воплощенность Сына Божия хотя и представляет собой свойство несообщимое, тем не менее, не может быть признано ипостасным. По словам свт. Григория Богослова, «личное свойство непреложно, иначе как оставалось бы личным, если бы прелагалось и переносилось».Итак, данным правилом были осуждены все те ереси, которые мешали распространению истинного христианского учения в Римской империи, искажающие понимание ипостасных свойств, а именно, евномиане, аномеи, ариане, савеллиане, маркеллиане, фотиниане и аполлиниариане. Второй правило II Вселенского собора также очень важно в контексте рассматриваемой темы, поскольку оно подтверждает незыблемость тех территориальные границ, которые существуют между Церквами: «Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви за пределами своея области и да не смешивают Церквей». Относительно Церквей за пределами империи, «у иноплеменных народов», собор постановил сохранить прежний порядок – «соблюдавшееся доныне обыкновение отцев». Это правило было направлено на административное упорядочение церковной деятельности. Эта задача также сохраняла свою актуальность в период христианизации Римской империи. И принятое решение должно было поспособствовать ее грамотному конструктивному решению, так как от упорядоченной деятельности Церкви во многом зависело распространение христианства. Относительно третьего правила следует сказать, что оно направлено на установление места в диптихе епископа Константинополя. То есть, епископ Константинопольский обладает преимуществом чести поРимском епископе, что связано с тем, что Константинополь является новым Римом. На протяжении длительного периода времени римские епископы стремились добиться того, чтобы столичная кафедра Константинополя не получила возвышения, но благодаря данному правилу предполагалось разрешить имеющиеся противоречия. Гражданское положение города определяло, согласно этому канону, его место в диптихе. Четвертое правило собора было направлено против признания действительности хиротонии Максима Киника на Константинопольскую кафедру, занятую святым Григорием Богословом. Это событие важно в аспекте канонического принципа. Дело в том, что, согласно данному правилу, одна и та же кафедра не может быть занята двумя или несколькими епископами. Возможность занять кафедру появляется только в том случае, если она освободилась законно, вследствие кончины, низложения в судебном порядке, увольнения, перевода предыдущего епископа. Что же касается остальных случаев, то они были признаны незаконными, ничтожными и недействительными.Здесь также важно сказать о большой актуальности и значимости принятия данного правила в той обстановке. Это правило было направленно на поддержание стройности и законности церковного управления, безусловно, это положительно сказалось на христианизации Римской империи в целом. Далее обратимся к пятому правилу II Вселенского собора, которое гласит: «Относительно свитка западных: приемлем и сущих в Антиохии, исповедующих едино Божество Отца, и Сына, и Святаго Духа».«Свиток (или томос) западных» – это один из догматических документов, но о каком именно документе идет в нем речь, по этому вопросу высказывались разные суждения. Как полагали Зонара, Вальсамон, это исповедание веры Сардикийского собора 343 года, куда вошли преимущественно труды западных отцов. Соответственно, материалы в оригинальном изложении давались на латинском языке. Но все же, эта позиция не разделяется многими современными учеными, так как определения Сардикийского собора не дают упоминаний Антиохийской Церкви, также Сардикийский и II Вселенский собор отделяло 38 лет. Это временной промежуток является слишком длительным. 6-е правило обладает важным значением для регламентации деятельности церковного суда. В частности, речь идет об установлении тех критериев, которым соответствует обвинитель епископа, истец, который обращается жалобой на епископа в церковный суд. 7-е правило затрагивает тему присоединения к Церкви бывших еретиков и раскольников. Согласно этому правилу, евномиане, монтанисты, названные «фригами», савеллиане и «все прочие еретики… приемлютсяякоже язычники» – чрез крещение; а ариане, македониане, новациане и савватиане (последователи Савватия, отделившегося от новациан), четыредесятники и аполинаристы – через анафематствование собственной ереси и миропомазание. 9 июля 381 года Вселенский собор направил императору Феодосию послание, в котором просил его об утверждении соборных постановлений. 19 июля святой Феодосий утвердил соборные постановления, тем самым придав им силу государственных законов.Подводя итог вышесказанному, важно сказать о том, что Второй Вселенский собор имел исключительно важное значение для христианизации Римской империи, поскольку он подтвердил истинность Никейского Символа, дополнил его важнейшими догматическими положениями, которые были направлены на окончательное преодоление догматических разногласий. Римская империя в то время была охвачена различными ересями, которые грозили разрушить единство христианской Церкви, а также поставить под угрозу сам факт христианизации империи, однако решения Собора, безусловно, позволили успешно бороться со многими ересями и преодолеть догматические разночтения.Также многие решения Собора важны в аспекте административной организации и регламентации деятельности Церкви, церковного суда, епископских кафедр. Без грамотной и непротиворечивой организации Церковь никак бы не смогла способствовать христианизации империи, соответственно, Собором были приняты соответствующие актуальные правила. ЗаключениеТаким образом, религия Древнего Рима имеет многочисленные общие черты с древнегреческими религиозные представлениями, что возможно объяснить схожими историческими условиями и прямым культурным влиянием Греции на Рим.Кроме того, в качестве древнего источника обрядовости и верований римлян выступает семейно-родовая религия. Римляне верили в души умерших - маны, которые считались покровителями семьи и рода, в пенаты (от penus - провизия, запасы пищи) - домашних духов-оберегов, в ларов-духов-покровителей. Также считалось, что каждый член семьи имеет собственного гения. На становление религии Древнего Рима оказали влияние древневосточные представления и религиозные культы, этрусская религия.Специфическая особенность религии Древнего Рима – это вера в нуменов. Это так называемые божества момента, того или иного события.Религиозные представления римлян отличались обожествлением власти и развитым культом предков.Достаточно сильно религиозная ситуация в Риме меняется с приходом и распространением христианства. В Древнем Риме процесс распространения христианства был достаточно быстрым, однако приживалась новая религия весьма тяжело. Христианами тайно организовывались первые общины, им приходилось прятаться в катакомбах, где проводились первые богослужения. Причины гонений на христиан заключались в римском консерватизме, формализме, государственном статусе языческой римской религии обусловили гонения на христиан. Само возникновение христианства уже для римлян являлось источником своего рода беззакония. Согласно позиции римлян, христиане - это отступники от иудейской религии (действительно, эти религии были схожи), тогда как иудейская религия в качестве древней и национальной, воспринималась как более авторитетная. Время возникновения религии в Риме определялось как критерий её истинности. Христианами принципу давности был противопоставлен принцип истины, тогда как осознать данный принцип истины Рим оказался не готов. Список литературыАникин Д.А. История религии. – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/288502Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских соборов.// http://azbyka.ru/tserkov/istoriya/bolotov_lektsii_po_istorii_tserkvi_35-all.shtmlВерховской С. Об имени Божием. — Православная мысль. Вып. VI. Париж, 1948. Волкова И.Ю. Религиозное обоснование власти и политического лидерства в Риме (Царский и республиканский периоды) :Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Москва, 2005 222 c.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Церкви. 4-е изд. М., 2008. Дюшен Л. История древней церкви. Т.2. 5-е изд. М., 1914.Карташев А.В. Вселенские Соборы.// http://azbyka.ru/dictionary/03/kartashev_vselenskie_sobory_01-all.shtmlМалер А. Константин Великий. – М., 2011.Морескини К. История патристической философии. – М.: Греко-Латинский Кабинет Ю.А. Шичалина, 2011.Острогорский Г.А. История Византийского государства. М., 2011. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-vizantijskogo-gosudarstva/Полякова М.А. Быт и нравы поздневизантийского общества // Культура Византии: XIII - первая половина XV в. – М., 1991.Попов И.В. Идея обожения в древней восточной Церкви // Вопросы философии и психологии. 1909. Кн. 97.Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. //ТОДРЛ. 1968. Т. 23Святоотеческие тексты догматического содержания. – М., 2007.Цыпин В., прот. Второй Вселенский собор.// https://pravoslavie.ru/48228.htmlШтаерман Е.М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987.
2. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских соборов.// http://azbyka.ru/tserkov/istoriya/bolotov_lektsii_po_istorii_tserkvi_35-all.shtml
3. Верховской С. Об имени Божием. — Православная мысль. Вып. VI. Париж, 1948.
4. Волкова И.Ю. Религиозное обоснование власти и политического лидерства в Риме (Царский и республиканский периоды) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 : Москва, 2005 222 c.
5. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1997.
6. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Церкви. 4-е изд. М., 2008.
7. Дюшен Л. История древней церкви. Т.2. 5-е изд. М., 1914.
8. Карташев А.В. Вселенские Соборы.// http://azbyka.ru/dictionary/03/kartashev_vselenskie_sobory_01-all.shtml
9. Малер А. Константин Великий. – М., 2011.
10. Морескини К. История патристической философии. – М.: Греко-Латинский Кабинет Ю.А. Шичалина, 2011.
11. Острогорский Г.А. История Византийского государства. М., 2011. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-vizantijskogo-gosudarstva/
12. Полякова М.А. Быт и нравы поздневизантийского общества // Культура Византии: XIII - первая половина XV в. – М., 1991.
13. Попов И.В. Идея обожения в древней восточной Церкви // Вопросы философии и психологии. 1909. Кн. 97.
14. Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. //ТОДРЛ. 1968. Т. 23
15. Святоотеческие тексты догматического содержания. – М., 2007.
16. Цыпин В., прот. Второй Вселенский собор.// https://pravoslavie.ru/48228.html
17. Штаерман Е.М. Социальные основы религии древнего Рима. М., 1987.
Вопрос-ответ:
Какие были источники религиозных представлений в Древнем Риме?
Источниками религиозных представлений в Древнем Риме были мифология, обряды, пантеон богов, а также культ предков и представления о нуменах.
Какие боги входили в пантеон римской мифологии?
В пантеон римской мифологии входили такие боги как Юпитер, Юнона, Марс, Венера, Меркурий, Нептун и многие другие.
Как произошла христианизация Римской империи?
Христианизация Римской империи произошла постепенно, начиная с I века после Р.Х. Первоначально христиане были преследуемы, но после правления Константина Великого христианство было официально признано религией и получило поддержку государства.
Кто был Константин Великий и какое решение он принял относительно христианства?
Константин Великий был римским императором. Он принял решение о признании христианства как официальной религии Римской империи в 313 году после Р.Х. путем издания Миланского совета.
Какая роль играл Второй Вселенский собор в христианизации Римской империи?
Второй Вселенский собор был инструментом унификации в процессе христианизации Римской империи. На соборе было принято множество решений, касающихся христианской доктрины и христианской практики, которые впоследствии влияли на жизнь империи.
Какие были источники религиозных представлений у Древнего Рима?
Источниками религиозных представлений Древнего Рима были пантеон богов и культ предков. Верующие римляне верили в множество богов, каждый из которых отвечал за разные аспекты жизни. Они также почитали своих предков и считали их нуменами - духами, влияющими на семью и домохозяйство.
Как появилось христианство в Риме?
Христианство появилось в Риме в I веке. Вначале христиане были небольшой и закрытой общиной, но постепенно религия приобрела все большую популярность. Особенно важным событием для распространения христианства стало принятие его в качестве официальной религии Римской империи в IV веке.
Какую роль играл Второй Вселенский собор в процессе христианизации Римской империи?
Второй Вселенский собор, который состоялся в Константинополе в V веке, сыграл важную роль в процессе христианизации Римской империи. На соборе были приняты важные каноны и определения, которые уравнили христианство и запретили языческие ритуалы. Это помогло унифицировать веру и укрепить христианскую церковь в Римской империи.