История развития федерализма в России: опыт и уроки
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 02.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Российский федерализм: история и перспективы развития 4
Заключение 14
Список литературы 15
Соответствующие министерства были упразднены. За последние 10 лет не было принято ни одного закона, включая поправки к действующим законам. В результате сложившейся ситуации представителями федеральной политической элиты был принят комплекс мер, косвенно свидетельствующих о реанимации федеративная идея и ослабление вертикали власти. Таким образом, выборы на пост губернатора вернулись в политическую жизнь России. В декабре 2012 г. вступил в силу новый порядок формирования Совета Федерации.Особый интерес вызывает тот факт, что 16 января 2013 г. Министерством регионального развития РФ представил в Правительство Российской Федерации проект государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения», состоящий из 7 подпрограмм: «Совершенствование федеративных отношений и механизмов управления региональным развитием»; «Реализация инвестиционных проектов»; «Формирование системы стратегического и территориального планирования с использованием геоинформационных технологий»; «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»; «Создание условий для приграничного сотрудничества»; «Создание институциональных условий для комплексного экономического и социального развития Арктической зоны Российской Федерации»; «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».Таким образом, вышесказанное не свидетельствует об изменении отношения федеральной политической элиты России к федерализму. Возврат к прямым общенациональным выборам губернатора был одной из мер, предпринятых президентом Медведевым в ответ на массовые протесты зимой 2011–2012 годов. При этом накануне вступления в силу закона о прямых общенациональных выборах губернаторов 1 июня 2012 г. решением Кремля сменились главы многих субъектов Федерации - чаще всего в регионах, где политическая партия «Единая Россия» имела низкий рейтинг, что делало маловероятным избрание партийных лидеров регионов. Президент РФ Владимир Путин уже в апреле 2013 года спешно подписал закон, позволяющий регионам не проводить прямые выборы губернаторов.ЗаключениеТаким образом, можно сделать выводы: Во-первых, исторический генезис Российской Федерации можно разделить на два этапа. Первый связан с эпохой правления Бориса Ельцина и характеризовался децентрализацией, национально-сепаратистскими устремлениями региональных политических элит, правовым нигилизмом, отсутствием единого экономического пространства и др. Во-вторых, Россия является этнофедерацией по форме, институциональному дизайну. Федеральная элита не ставит под сомнение наличие в своем составе этнически обособленных образований. Однако настоящего содержания - федерализма - нет. При этом принципы федерализма не применялись на обоих этапах.В-третьих, в современной системе национальные республики и их элиты занимают вполне определенное место. Выборы в различные органы власти и управления дают результаты, приемлемые для федерального центра. В этом случае часто используется не только административный ресурс, но и мобилизация этничности.В-четвертых, не были представлены акторы политических процессов, характерных для зарубежных демократических этнических федераций - национальные движения и региональные политические партии, защищающие интересы своих этнических групп, а также отдельные политические институты в российской версии федерализма.В-пятых, изменение положения федерального центра в результате изменения социально-экономического и политического контекста, по мнению автора, может иметь непредвиденные последствия. Таким образом, очевидно, что именно представители русской нации осознают свою Родину и национальное состояние России в целом, как государственную систему.Список литературыНормативные правовые акты1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс2. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс3. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан"//Консультант Плюс4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании Р.В. Михайлов. Проблемы асимметрии федерализма в Федеративном договоре и Конституции Российской Федерации // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z2090_page_10.html (дата обращения 01.05.2021)Научная литература5. Анализ причин оттока русских с Северного Кавказа: описание проблемы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://evrazia.org/text/32#_ftn1 (дата обращения 01.05.2021)6. Гаврилова, М. И. Российский федерализм на современном этапе / М. И. Гаврилова. // Молодой ученый. - 2017. - № 2 (136). - С. 302-3047. Захаров. А.А. Российский федерализм как «спящий» институт: перспективы пробуждения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gorby.ru/ (дата обращения 01.05.2021)8. Лысенко В.Н. Увядающий федерализм [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n10/2 / (дата обращения 01.05.2021)9. Министерство регионального развития Российской Федерации внесло в Правительство Российской Федерации проект государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minregion.ru/press_office/news/2426.html (дата обращения 01.05.2021)10. Российский федерализм: история и перспективы развития [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-federalizm (дата обращения 01.05.2021)11. Салагаев, А.Л. . Конфликты всоциальной сфере: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) 22-23 марта 2012 г., Издательство Казанского 467 национального исследовательского-технологического университета, Казань, 2012. С. 41- 43 12. Сергеев С.А. Вестник Казанского технологического университета: Т.15. № 24; Казань: Изд-во КНИТУ, 2012. – С. 166-171. 13. Фарукшин, МитхатХабибович Федерализм: теоретические и прикладные аспекты [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002509392 (дата обращения 01.05.2021)14. Хакимов Р.С. Российский федерализм: теория и практика // Учебное пособие. – Казань: КЦФПП; Институт истории АН РТ, 2015, 107 с.
Нормативные правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Консультант Плюс
2. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан"//Консультант Плюс
4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 12-П «По делу о толковании Р.В. Михайлов. Проблемы асимметрии федерализма в Федеративном договоре и Конституции Российской Федерации // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravo.vuzlib.org/book_z2090_page_10.html (дата обращения 01.05.2021)
Научная литература
5. Анализ причин оттока русских с Северного Кавказа: описание проблемы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://evrazia.org/text/32#_ftn1 (дата обращения 01.05.2021)
6. Гаврилова, М. И. Российский федерализм на современном этапе / М. И. Гаврилова. // Молодой ученый. - 2017. - № 2 (136). - С. 302-304
7. Захаров. А.А. Российский федерализм как «спящий» институт: перспективы пробуждения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gorby.ru/ (дата обращения 01.05.2021)
8. Лысенко В.Н. Увядающий федерализм [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n10/2 / (дата обращения 01.05.2021)
9. Министерство регионального развития Российской Федерации внесло в Правительство Российской Федерации проект государственной программы «Региональная политика и федеративные отношения» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minregion.ru/press_office/news/2426.html (дата обращения 01.05.2021)
10. Российский федерализм: история и перспективы развития [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskiy-federalizm (дата обращения 01.05.2021)
11. Салагаев, А.Л. . Конфликты всоциальной сфере: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) 22-23 марта 2012 г., Издательство Казанского 467 национального исследовательского-технологического университета, Казань, 2012. С. 41- 43
12. Сергеев С.А. Вестник Казанского технологического университета: Т.15. № 24; Казань: Изд-во КНИТУ, 2012. – С. 166-171.
13. Фарукшин, Митхат Хабибович Федерализм: теоретические и прикладные аспекты [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002509392 (дата обращения 01.05.2021)
14. Хакимов Р.С. Российский федерализм: теория и практика // Учебное пособие. – Казань: КЦФПП; Институт истории АН РТ, 2015, 107 с.
Вопрос-ответ:
Как развивался федерализм в России?
Федерализм в России начал развиваться после реформ Александра II в 1860-х годах. В это время был создан Земский собор - первый орган местного самоуправления, который имел федеративный характер. Затем, в период с 1906 по 1917 год, были проведены реформы, которые предусматривали создание губернских и областных земств и придавали им больше политической и экономической автономии. Однако, после Октябрьской революции федерализм был подавлен и заменен централизованной властью.
Какие были уроки развития федерализма в России?
Основной урок развития федерализма в России заключается в необходимости учесть многообразие культур, национальностей и интересов, а также обеспечить правильное соотношение между центром и регионами. Еще одним важным уроком является необходимость соблюдения принципа подразделения властей, чтобы предотвращать концентрацию власти в одних руках. Кроме того, важно учитывать исторические, географические и культурные особенности регионов в процессе разработки федеративных отношений.
Какие меры были приняты для развития федерализма в России?
Для развития федерализма в России был принят комплекс мер, направленных на ослабление вертикали власти и реанимацию федеративной идеи. Эти меры включают проведение выборов на пост губернатора, что дает возможность регионам большую автономию и право выбирать своего представителя. Также были приняты законы, предоставляющие регионам больше прав и полномочий в решении вопросов, касающихся их развития и самоуправления.
Какие последствия пережила федерация в России?
В результате сложившейся ситуации, в России произошло ослабление вертикали власти и реанимация федеративной идеи. Это привело к тому, что регионы получили больше автономии и прав на решение вопросов, касающихся их развития и самоуправления. Однако, такое ослабление вертикали власти может создать проблемы с единообразием законодательства и координацией действий между различными регионами. Также возможны споры о пределах самостоятельности регионов и распределении финансовых ресурсов.
Как развивался федерализм в России?
Федерализм в России начал свое развитие после принятия Конституции 1993 года. В этот период было создано множество субъектов федерации, которые получили большую автономию и права. Однако, в последующие годы, процесс федерализации начал замедляться, а некоторые субъекты начали терять свою автономию. Это вызывает обсуждение о необходимости совершенствования федеративной системы в России.
Какие меры были приняты российской федеральной политической элитой для реализации федеративной идеи и ослабления вертикали власти?
Для реализации федеративной идеи и ослабления вертикали власти, представители федеральной политической элиты приняли ряд мер. В частности, было упразднено несколько министерств, органы государственной власти были реорганизованы, а также были проведены выборы на посты региональных руководителей. Все эти меры были направлены на повышение автономии субъектов федерации и распределение полномочий между федеральным и региональным уровнем власти.
Какие законодательные изменения произошли в России в отношении федерализма?
За последние 10 лет в России не было принято ни одного закона, касающегося федерализма и изменениям в федеративной системе. Даже поправки к действующим законам не были внесены. Это вызывает обсуждение о необходимости актуализировать законодательство в этой области и совершенствовать федеральную систему.
Какие перспективы развития федерализма в России?
Перспективы развития федерализма в России включают в себя несколько направлений. Во-первых, необходимо провести реформы, направленные на укрепление вертикали власти и централизацию ресурсов. Во-вторых, следует разработать новые механизмы сотрудничества между федеральным центром и регионами, чтобы обеспечить баланс интересов и учитывать особенности каждого субъекта федерации. В-третьих, необходимо обеспечить большую автономию и права региональных органов власти, чтобы они могли эффективно решать свои задачи и потребности. Все эти меры помогут укрепить федерализм в России и создать стабильную систему управления.
Как развивался федерализм в России?
Федерализм в России начал развиваться в конце XIX - начале XX века. Сначала появились децентрализованные формы управления, такие как Земские управы. Затем, в 1990-е годы, в период провозглашения независимости республик, федерализм в России стал распространяться более широко. После принятия Конституции РФ в 1993 году, Россия стала федеративным государством с делигированной системой управления.
Какое будущее у федерализма в России?
Будущее федерализма в России неоднозначно. С одной стороны, федерализм является важной составляющей политической системы и гарантией сохранения территориальной целостности страны. С другой стороны, есть опасения, что федерализм может привести к разделению России на независимые регионы. Однако, с учетом исторического опыта и потребности в развитии регионов, можно предположить, что федерализм будет продолжать развиваться и адаптироваться к изменяющимся условиям.
Какие меры были предприняты для развития федерализма в России?
Для развития федерализма в России были предприняты несколько мер. Во-первых, были проведены выборы глав республик и субъектов РФ. Во-вторых, были приняты поправки к Конституции, расширяющие права региональных органов власти. В-третьих, были созданы межрегиональные объединения и соглашения, направленные на укрепление федеративных отношений. В-четвертых, проводились реформы в области государственного управления, направленные на установление баланса между федеральной и региональной властью.