Орнамент, виды и все, что о нем можно сказать.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 16 16 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 05.06.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Особенности формирования орнамента исторических периодов Древнего мира, Средневековья, Ренессанса. Основные характеристики и виды сюжетных композиций 4
Заключение 15
Литература 16

Фрагмент для ознакомления

Средневековый орнамент делится на два периода - романский и готический. Романскому периоду (XI — XIII века) характерна опора на римские традиции. Орнамент создаётся при помощи невероятной густоты, плотности, насыщенности и большого количества деталей. В Романский период в искусстве орнамента впервые появляется техника резьбы, которая делает орнамент более тонким и ажурным.Ещё один орнамент эпохи Средневековья, созданный по канонам искусства, это готический орнамент. В его сюжете доминируют линейное построение и использование мотива пальметты, соединенной с кругами. В эпоху готики широкое распространение получают изображения фигур людей в орнаментальных композициях. Так как в орнаменте получают интерпретацию фигуры рыцарей и дам, формы щитов, мечей, доспехов и элементов гербовой семантики, при помощи включения бытовых и понятных зрителям мотивов, орнамент приобретает светский вид.В искусстве периода готики (XI — XII по XV—XVI века) впервые широко распространяются витраж и витражная роспись, которая достигается путем применения орнаментально - декоративнойкомпозиции. В сюжетную канву витражного орнамента включаются растительные и анималистические мотивы, которые взаимодействуют друг с другом в композиции сюжета. Так как витражи более распространены в готических храмах, то в структуре их орнамента также встречаются и фигуры людей [3].Что же касается прогресса, который можно наблюдать между орнаментом Древнего мира и орнаментом Средневековья, здесь необходимо отметить, что романский и готический типы орнаментов приобретают более выраженную динамичность, они отрываются от плоскости стены, и становятся более натуралистичными. В Средневековье орнамент приобретает различные формы, при помощи разнообразия техник. Орнаменты данного периода воплощаются не только в пластическом искусстве барельефа и живописной росписи глиняных сосудов, но также приобретают распространение в дереве и витражах.Орнамент эпохи Ренессанса(XVI - XVIII вв.) также полностью повторяет направленность эпохи. Появляется художественное самостоятельность орнамента, которая порождает необычайное разнообразие решений и мотивов. Орнамент становится чрезвычайно насыщен, вбирая в себя сочность цветов римского, и интенсивность готического орнаментов.В содержательном смысле ренессансный орнамент соединил и образно переосмыслил три главных компонента: римский, арабо-мусульманский и готический, из которых римский был основным, стилистически определяющим для периода Ренессанса в искусстве. Орнамент эпохи Ренессанса также включает трактовку искусства архитектуры.Орнамент включается мотив архитектурной арки, а также основные композиционные ритмические параметры архитектуры и изобразительного искусства. В орнамент включается доминанта полукруга, а также симметрия. Орнамент получает тончайшую прорисовку и гармоническое прочтение в характер целостной композиции произведения,появляются также новые декоративные мотивы, например, герб в венке из цветов, в котором орнаментом выступает цветочный мотив, овивающий геральдический гербовый символ. В орнамент Ренессанса также широко вошли изображения «путти»- обнаженных, пухлых младенцев с крыльями, которые включаются в различные изобразительные мотивы [5]. В эпоху Ренессанса в орнаменте также получают широкое распространение гирлянды цветов и плодов, насыщенные и динамичные. Широко используется также мотивы античного римского декора: растительные побеги, рога изобилия львиные головы дельфины крылатые сфинкса и так далее. В XVIII веке широкое распространение в искусстве Ренессанса получает гротеск.Гротеск представляет собой изобразительный мотив, основанный на античном орнаменте. Он сочетает в себе фантастические и сюжетные мотивы Средневековья и Ренессанса с элементами растительного орнамента античного времени. Гротеск характеризуется изображением неординарных чудовищ, которые создаются по фантазиям авторов. В гротеске происходит отход от реальной формы и формы природного мира, художник может приделать лошади ноги в виде листьев, а человеку может пририсовать журавлиные ноги, считая это смешной забавой [3].В целом же орнамент эпохи Ренессанса очень отличается от орнамента Древнего мира и орнамента Средневековья. Свобода движений, легкость изобразительных мотивов, развитие изобразительного искусства архитектуры, всё это в целом повлияло на создание определённых категорий орнамента, который вобрал в себя все особенности эпохи Ренессанса.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены этапы развития орнамента, начиная от истории древнего мира (Древней Греции, Рима, Египта, Месопотамии, Персии, Византии) до формирования орнамента Средневековья, эпохи романского и готического стилей, и эпохи Ренессанса.Благодаря проведенному теоретическому и практическому анализу были выявлены основные типы орнаментов, которые были распространены в тот или иной рассматриваемый временной период. Каждый вид орнамента отражал характер и ценности той эпохи, в которую он был создан.В данной работе прослежено развитие орнамента от простейшей геометрической формы до изображения человеческих фигур, а также сочетания разных типов орнамента в одной сюжетной композиции.Данное исследование позволило затронуть широкий круг отечественных научных источников по рассматриваемой проблеме.В ходе исследования был структурирован широкий пласт теоретического материала.В целом же данное исследование позволило выявить характерные черты орнаментов, провести параллели между орнаментами тех или иных народов и культур, определить взаимовлияние в истории орнамента, а также заимствования тех или иных канонов. Проведенный анализ может стать информационным источником для культурологических, искусствоведческих и исторических исследований в дальнейшем. ЛитератураБесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента / Н.П. Бесчастнов. - М. : ВЛАДОС, 2010.- 335 с.Буронов И.Ф. Краткий исторический очерк развития орнамента / И.Ф. Буронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 876-878.Буткевич Л.М. История орнамента: учеб. пособие / Л.М. Буткевич. - М.: ВЛАДОС, 2012.- 367 с.Мусинова А.С. Орнамент — один из древних видов искусства / А.С. Мусинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 654-656.Расинэ О. Орнамент всех времен и стилей / О. Расинэ. Т 1-2. – М. : АРТРОДНИК, 2013, - 250 с.Степанова А.П. Теория орнамента: учеб. пособие / А.П. Степанова. – Ростов- на –Дону, Феникс, 2014.- 150 с. Тибенько Т.И. История возникновения орнамента / Т.И. Тибенько, Н. С. Кашенова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 13-15.Фокина Л.В. Орнамент: учеб. пособие для студентов вузов /Л.В. Фокина ; [Ростов. гос. акад. архитектуры и искусства]. Изд. 4-е, перераб. и доп. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.- 96 с.

Литература

1. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента / Н.П. Бесчастнов. - М. : ВЛАДОС, 2010.- 335 с.
2. Буронов И.Ф. Краткий исторический очерк развития орнамента / И.Ф. Буронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 876-878.
3. Буткевич Л.М. История орнамента: учеб. пособие / Л.М. Буткевич. - М.: ВЛАДОС, 2012.- 367 с.
4. Мусинова А.С. Орнамент — один из древних видов искусства / А.С. Мусинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 654-656.
5. Расинэ О. Орнамент всех времен и стилей / О. Расинэ. Т 1-2. – М. : АРТРОДНИК, 2013, - 250 с.
6. Степанова А.П. Теория орнамента: учеб. пособие / А.П. Степанова. – Ростов- на –Дону, Феникс, 2014.- 150 с.
7. Тибенько Т.И. История возникновения орнамента / Т.И. Тибенько, Н. С. Кашенова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 13-15.
8. Фокина Л.В. Орнамент: учеб. пособие для студентов вузов /Л.В. Фокина ; [Ростов. гос. акад. архитектуры и искусства]. Изд. 4-е, перераб. и доп. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.- 96 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности формирования орнамента в исторических периодах Древнего мира?

Орнамент в Древнем мире формировался с учетом культурных и религиозных особенностей каждого периода. В Древней Греции и Древнем Риме орнаменты были главным образом геометрические и абстрактные, включая ленты, узоры и гирлянды. В Египте орнаменты были символическими и представляли собой изображения животных, растений и богов.

Какие основные характеристики и виды сюжетных композиций существуют в орнаменте?

Орнаменты могут быть геометрическими, растительными, животными, абстрактными или сюжетными. Сюжетные композиции обычно включают изображения людей, сцены из жизни, мифологические существа или исторические события. Основные характеристики орнамента - симметрия, насыщенность деталями и гармоничная композиция.

Какие периоды средневекового орнамента выделяются?

Средневековый орнамент делится на два периода - романский и готический. Романский период (XI-XIII века) характеризуется использованием римских традиций в орнаменте. Орнаменты создавались с помощью высокой плотности, густоты и большого количества деталей. В готическом периоде (XIII-XV века) орнаменты стали более изящными и воздушными, с использованием деталей из природы и архитектуры.

Какие материалы использовались для создания орнамента в средневековье?

В средневековье для создания орнамента использовались различные материалы, включая камень, дерево, металл и стекло. В готическом периоде особенно популярными были витражи, которые позволяли создавать сложные и красивые орнаментальные композиции с использованием цветного стекла.

На какие исторические периоды можно разделить формирование орнамента?

Орнамент можно разделить на исторические периоды Древнего мира, Средневековья и Ренессанса.

Какие особенности присутствуют в формировании орнамента в Древнем мире?

В Древнем мире орнамент формировался с учетом традиций и культурных особенностей разных народов. Он был богатым и разнообразным.

Что характерно для орнамента в Средневековье?

Орнамент в Средневековье делится на два периода: романский и готический. Романскому периоду характерна опора на римские традиции и использование большого количества деталей.

Каким образом создается орнамент?

Орнамент создается при помощи невероятной густоты, плотности и насыщенности, а также большого количества деталей.

Какие виды сюжетных композиций присутствуют в орнаменте?

В орнаменте можно выделить различные виды сюжетных композиций, которые характеризуются определенными элементами и стилем исполнения.