Социологические и психологические объяснения девиации.
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 30.04.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1.Девиантное поведение
1.1. Понятие девиантного поведения с позиций социологии и психологии
1.2. Антипод девиантного поведения – социальная конформность
1.3. Теории происхождения девиации
1.4. Социологические и психологические объяснения девиации
2. Социологические и психологические объяснения девиации в различных публикациях
2.1. Аннотация на статью автора Тайбакова А.А.
«Лицо корыстного преступника»
2.2. Аннотация на статью Я. И. Гилинского «СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОСТИ (НОВЕЛЛЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ)»
2.3. Аннотация на статью Глушковой О.В. «Психологические особенности механизмов регуляции девиантного поведения подростков»
Заключение
Список использованной литературы
Цель социологического исследования – получить точные объективные данные об изучаемом явлении.
Для проведения исследования нужны профессиональные знания и навыки. Социологические исследования позволяют:
уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе планирования
позволяют принимать обоснованные решения
позволяют эффективно осуществлять контроль
позволяют давать информацию необходимую для решения проблем
Целью данного анализа послужила проблематика корыстной преступности, которая занимает в структуре общеуголовной преступности 50%. К тому же участники корыстных преступлений характеризуются высоким уровнем криминального профессионализма.
В связи с тем, что социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя — ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы.
Таким образом, объектом исследования стали лица корыстных посягательств и их участники, причем нужно отметить, что было опрошено 1300 человек мужского пола. Женщины в данном исследовании не принимали участие в связи с тем, что их удельный все по корыстной преступности составляет всего 13% (по данным МВД России).
Корыстная преступность относится к девиантному поведению.
Само слово "девиация" — это прямая русскоязычная "калька" позднелатинского deviatio, т.е. отклонение. Заглянув в энциклопедические словари общего характера, мы обнаружим, что этот термин является общепринятым прежде всего в таких науках, как физика и биология. В социологию он пришел сравнительно недавно и используется главным образом для обозначения различных типов поведения, отклоняющихся от нормального.
Девиантное, то есть отклоняющееся от норм, поведение охватывает огромный спектр человеческих поступков. В зависимости от амплитуды отклонения, а также от характера нарушаемых норм можно выделить три степени его.
1. Незначительные отступления от норм морали и этикета; мы будем называть такое поведение собственно девиантным.
2. Нарушения норм права, но также не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением.
3. Серьезные нарушения норм уголовного права, именуемые преступлениями, можно было бы назвать криминальным поведением.
Корыстные преступления относятся к криминальному поведению.
Один из общепринятых взглядов на преступление состоит в том, что преступники — это просто плохие люди; единственный способ отношения к ним состоит в том, чтобы их наказывать. И чем менее простительным представляется нам преступление, тем сильнее мы должны сломить его. Такой подход удерживался в течение многих веков, сохраняется он и сегодня. Беда только в том, что он реально никогда не работал. В Европе на протяжении 1600-х и 1700-х гг. наказания были настолько жестокими, насколько может позволить воображение. Людей вешали за кражу куска хлеба; другим выжигали клеймо или отрезали уши. Но жестокие наказания не срабатывали: преступления продолжали удерживаться на высоких уровнях на протяжении сотен лет, несмотря на повешения и увечья.
Таким образом, наказание преступлений столь насильственным образом, насколько возможно, — это в действительности, скорее, политическая позиция или, что, по сути, то же самое, моральная философия, которая объявляет, что наказание правонарушителей должно быть крутым и даже жестоким или злобным. Сторонники такой позиции, несомненно, считают ее рациональной, но такая рациональность имеет под собою нерациональное основание. Они не заботятся о том, чтобы тщательно изучить данные о том, какие реальные последствия влекут за собою жестокие сдерживающие средства, они уже заранее уверены, что их политика правильна.
Анализируя данную статью, можно сказать, что формирование личности преступника – это достаточно длительный и многофакторный процесс. Преступниками не рождаются, ими становятся. Хотя, по мнению автора, нельзя исключить влияние биологических, генетических факторов. По Э. Дюркгейму, преступление – это действие, запрещенное коллективным сознанием.
Социологическое исследование в данном случае преследовало практическую цель - собрать информацию по корыстной преступности для исследования причин корыстной мотивации.
На основе проведенного социологического исследования можно сказать, что на формирование корыстной мотивации самое серьезное влияние оказывает микросреда. Анализируя девиантное поведение респондентов, было установлено, что 46% респондентов злоупотребляли спиртным, 17% совершали хулиганство, 13% - замечены в мелких хищениях, 12% - присваивали чужие вещи.
Содержание данной статьи на основе проведенного социологического анализа дают представление о том, что корыстные преступления притягивают в первую очередь молодежь, что обусловлено трудностью социальной адаптации молодых в переходный период, отсутствием четких социально полезных ориентиров и стереотипов поведения, незначительным житейским опытом. Таким образом, современный среднестатистический преступник европейского Севера России – это мужчина в возрасте 18-40 лет, имеющий среднее образование, не состоящий в официальном браке, городской житель, злоупотребляющий спиртным, рано начавший преступную карьеру, сформированный по преимуществу микросредой, допускавшей девиантное поведение, неоднократно судимый, раскаивающийся и осуждающий содеянное. По мнению автора, представленная модель участника корыстных преступлений представляет лишь внешний контур, не отражающий всей противоречивости и сложности психологической специфики преступника, ее многомерности и неоднозначности.
Современные социальные исследования показывают, что «чем больше люди верят в ценности, принятые обществом, чем активнее они стремятся к успешной учебе, участию в социально одобряемой деятельности, тем меньше вероятность, что они совершат девиантные поступки».
В заключении можно сказать, что автор для предупреждения корыстной преступности предлагает определять группы индивидов, внутренне готовых к совершению корыстного посягательства и нуждающихся в мерах специального предупреждения. И в первую очередь - это лица, впервые совершившие корыстные преступления и осужденные за это. Также обращает внимание на то, что недопущение повторного совершения преступления во многом зависит от персонала пенитенциарных учреждений.
Автором проведено достаточно интересное социологическое исследование, результаты которого и проанализированы в данной статье.
2.2. Аннотация на статью Я. И. Гилинского «СОЦИОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОСТИ (НОВЕЛЛЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ)»
ГИЛИНСКИЙ Яков Ильин - доктор юридических наук, главный научный сотрудник Социологического института РАН, профессор Санкт-Петербургского юридического института (филиал) Академии генеральной прокуратуры РФ (E-mail: yakov.gilinsky(a)gmail.com).
Аннотация. Представлена авторская точка зрения на основные новации (новеллы) зарубежной и отечественной девиантности; рассмотрены новые подходы, самостоятельные направления, тенденции и перспективы развития социологии девиантности.
Ключевые слова: девиантность негативная/позитивная * диверсификация науки * новые направления: аддиктология, сексология, военная, экологическая и др. * глобализация девиантных проявлений * социальный контроль * социальный конструкт
Феномен девиации - интегральное будущее общества.
В статье автор делает акцент на то, что социология девиантности и социального контроля (девиантология) всегда находилась на окраине социологических знаний. Да, и действительно, есть теория социологии, ее методология, экономическая социология, социология науки, образования, города, семьи и т.п. - вполне респектабельные отрасли социологии. А объект девиантологии - преступность, наркотизм, пьянство, коррупция, терроризм, проституция, самоубийства и т.п.
Процессы глобализации в современном мире не могли не затронуть девиантность и социальный контроль. Мировые процессы глобализации сопровождаются глобализацией различных девиантных проявлений (прежде всего, организованной преступности, коррупции, торговли людьми, торговли наркотиками, терроризма) и социального контроля над ними (Интерпол, Европол, соответствующие международные соглашения и т.п.).
2.3. Аннотация на статью Глушковой О.В. «Психологические особенности механизмов регуляции девиантного поведения подростков»
С позиций современной психологической науки автор рассматривает психологические причины девиантного поведения несовершеннолетних. Отмечает наличие социального запроса на работу с несовершеннолетними, характеризующимися отклоняющимся поведением. Этот запрос был реализован в созданных в Москве специальных общеобразовательных школ для детей с девиантным поведением и сетью Центров психолого-медико-социального сопровождения.
Педагогическая практика в данных учреждениях далеко не в полной мере подтверждена положениями психологической теории в части регуляторов произвольного поведения несовершеннолетних правонарушителей.
Автор выдвигает гипотезу, что поведение несовершеннолетних регулируется не только сознанием, но и досознательными психическими механизмами. Сознание, в качестве механизма «оттормаживания» асоциальных форм поведения, играет в жизнедеятельности девиантных подростков менее заметную роль, чем у их сверстников просоциальной направленности, хотя досознательные механизмы регуляции развиты в одинаковой мере у тех и других.
При нарушении социальной адаптации удельный вес сознательного компонента снижен, поведение регулируется, в основном, именно за счёт досознательного (рассудочного) компонента психики, в том числе, посредством не всегда социально приемлемых эвристических реакций на новые (незнакомые) стимулы.
Автором полагается, что для формирования социально адекватных форм поведения необходим высокий уровень развития рефлексии, то есть способности наблюдать не только за внешними и внутренними стимулами, но и за собой, наблюдающим эти стимулы и реагирующим на них. Вероятно, подобный механизм способствует усвоению социальных и моральных норм.
Индивид с девиантными формами поведения может быть адаптирован к микрогрупповым нормам, как к нормам, отвечающим его индивидным потребностям, но нарушать нормы социальные, которые не усваиваются им. Нормы социальные предполагают отказ от определённых индивидуальных потребностей в пользу потребностей общественных. Общественные нормы призваны регулировать поведение индивида в социуме, то есть ограничивать его в удовлетворении собственных потребностей. Присвоенные нормы становятся ценностями. Согласно Д.А.Леонтьеву, «если ценности не занимают в структуре мотивации соответствующее им место..., то происходит нарушение процесса социализации, что приводит индивида к непринятию (или незнанию) социальных норм, а затем и к их нарушению».
Автор также считает, что нужно рассматривать девиантное поведение, как проявление социальной дезадаптации, как устойчивую неприспособленность индивида к влияниям его окружения, а также неспособность производить действия, доступные его возрастному уровню развития. В целом поведение подростков с девиантным поведением характеризуется:
1) ситуативностью, при которой отдельные актуально складывающиеся ситуации социального взаимодействия не обобщаются и не категоризируются;
2) преобладанием своих потребностей над социальными ценностями;
3) таким уровнем эмпатии, при котором другие люди воспринимаются не более, чем объекты, препятствующие или способствующие достижению актуальной цели;
4) преобладанием внешнего локуса контроля.
Заключение
Явления, не укладывающиеся в рамки норм - девиации. Это поступки, деятельность человека, социальные явления, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам. Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания...
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины».
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее – презрение к труду и отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?» [6]. Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому по сути выводу: «Вышла не свобода как в Германии или Франции, т.е. жизнь по закону, а воля – бандитам убивать, ворам – воровать, интеллигентам – свободно высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать».
Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Список использованной литературы
Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М·, 1996. С. 133.
Большой толковый социологический словарь (Collins). В 2 т./пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 1999.
Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.
Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб.,1993.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В3т. Т.2: Социальная структура и стратификация. М., 2000. С. 114.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. –М.: Инфра-М. 2001. –624с.
Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. – М.: Nota Bene, 2000.
Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.
Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2000. – Глава 8.
Мендра А. Основы социологии. – М.: Nota Bene, 1999.
Современная западная социология. Словарь, 1999.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М., 2000.
Радугин А.А, Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж. - М., 1995.
Смелзер Н. Указ. Соч. С.208.
Социология/ Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. М., 2001. С.199.
Социология. Учебник /Под ред. В.Н. Лавриенко. –М.: ЮНИТИ.ДАНА, 2002, 407с.
Социология: Учебник. Под ред. Проф. Н.Г. Скворцова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. – 539 с.
Учебный социологический словарь /Общ. ред. С.А. Кравченко. - М.: Экзамен, 1999.
Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2000.
Харчева В.С. Основы социологии. – М.: Логос, 2000.
Ядов В.А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности // Социс. – 1999. – № 6.
Ядов. Изд. 2-е. М., 1998. С. 587 - 609; Он же. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". Изд. 2-е. СПб., 2007; Он же. Российская социология девиаитности и социального контроля. В: Социология в Ленинграде - Санкт-Петербурге во второй половине XX века / Ред. А. О. Бороноев. СПб. 2007. С. 101 - 123.
Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.
Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.
Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.
Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб.,1993.
Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.
Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.
Социология/ Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. М., 2001. С.199.
Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.
Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.
Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 252-254.
Смелзер Н. Указ. Соч. С.208.
Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб.,1993.
2
1.Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива. М•, 1996. С. 133.
2.Большой толковый социологический словарь (Collins). В 2 т./пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 1999.
3.Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 316с.
4.Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб.,1993.
5.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В3т. Т.2: Социальная структура и стратификация. М., 2000. С. 114.
6.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. Учебник. –М.: Инфра-М. 2001. –624с.
7.Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. – М.: Nota Bene, 2000.
8.Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.
9. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2000. – Глава 8.
10.Мендра А. Основы социологии. – М.: Nota Bene, 1999.
11.Современная западная социология. Словарь, 1999.
12.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М., 2000.
13.Радугин А.А, Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж. - М., 1995.
14.Смелзер Н. Указ. Соч. С.208.
15.Социология/ Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко, А.В. Попов. М., 2001. С.199.
16.Социология. Учебник /Под ред. В.Н. Лавриенко. –М.: ЮНИТИ.ДАНА, 2002, 407с.
17.Социология: Учебник. Под ред. Проф. Н.Г. Скворцова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006. – 539 с.
18.Учебный социологический словарь /Общ. ред. С.А. Кравченко. - М.: Экзамен, 1999.
19.Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2000.
20.Харчева В.С. Основы социологии. – М.: Логос, 2000.
21.Ядов В.А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности // Социс. – 1999. – № 6.
22.Ядов. Изд. 2-е. М., 1998. С. 587 - 609; Он же. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". Изд. 2-е. СПб., 2007; Он же. Российская социология девиаитности и социального контроля. В: Социология в Ленинграде - Санкт-Петербурге во второй половине XX века / Ред. А. О. Бороноев. СПб. 2007. С. 101 - 123.
Вопрос-ответ:
Какие понятия используются для объяснения девиантного поведения с позиций социологии и психологии?
В социологии для объяснения девиантного поведения используются понятия социальной конструкции реальности, статуса, нормы, социализации и социального контроля. В психологии используются понятия личности, психических процессов, психических состояний и мотивации.
Что представляет собой социальная конформность и как она связана с антиподом девиантного поведения?
Социальная конформность - это подчинение индивидом социальным нормам и правилам, признаваемым обществом. Антиподом девиантного поведения является именно социальная конформность, так как девиантное поведение нарушает установленные обществом нормы и правила.
Какие теории существуют о происхождении девиации?
Существует множество теорий о происхождении девиации. Например, социально-структурные теории считают, что девиация возникает из-за неравномерностей и конфликтов в обществе. Психологические теории предполагают, что девиация является результатом неприспособленности индивида к условиям общества.
Какие социологические и психологические объяснения девиации существуют?
Социологические объяснения девиации связаны с социальной структурой общества, нормами и ценностями, социализацией и социальным контролем. Психологические объяснения девиации связаны с личностью индивида, его мотивацией, психическими процессами и состояниями.
Какие публикации можно найти на тему социологических и психологических объяснений девиации?
Существует множество публикаций на эту тему. Например, статья автора Тайбакова А.А. "Лицо корыстного преступника" и статья Я.И. Гилинского.
Какие есть социологические и психологические объяснения девиации?
Социологические объяснения девиации связываются с социальными факторами, такими как нормы и ценности общества, социальные структуры и роли. Психологические объяснения девиации относятся к внутренним факторам, таким как личностные характеристики, мотивации и психические состояния.
Что такое девиантное поведение с позиций социологии и психологии?
Социология рассматривает девиантное поведение как нарушение социальных норм и правил, отклонение от установленных стандартов в обществе. Психология же исследует девиантное поведение как результат внутренних конфликтов и неадаптивных психических состояний.
Как социология объясняет происхождение девиации?
Социологические теории происхождения девиации связывают ее с неравенством общества, социальной дезорганизацией, культурным отчуждением и социальной контролем. Например, теория социальной дезорганизации утверждает, что высокий уровень преступности и девиации связан с разрушением социальных структур и отсутствием социального контроля.
Как психология объясняет происхождение девиации?
Психологические теории происхождения девиации сосредоточены на личностных факторах, мотивациях и психических состояниях. Например, теория социального научения утверждает, что девиантное поведение может быть изучено как результат обучения и моделирования, а теория стресса и копинга связывает девиацию с некоторыми стрессовыми ситуациями, в которых личность не способна справиться адаптивными стратегиями.