Бюджетно-налоговая политика России в современных условиях
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 10.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Теоретические аспекты бюджетно-налоговой политики 5
1.1. Понятие, виды бюджетно-налоговой политики 5
1.2. Цели и основные инструменты бюджетно-налоговой политики государства 7
1.3. Влияние бюджетной политики на формирование налоговой нагрузки 12
II. Практическое применение теории бюджетно-налоговой политики России 18
2.1. Основные результаты бюджетно-налоговой политики России 18
2.2. Анализ современной бюджетно-налоговой политики России 22
2.3. Разработка предложений по совершенствованию бюджетно-налоговой политики России 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Следует отметить, что отсутствие комплексной системы управления фискальными рисками негативно влияет на надёжность бюджетной политики, а также имеет негативныепоследствия для устойчивости государственного долга и эффективного распределения государственных ресурсов в соответствии с приоритетами государственной политики. Эффективной деятельности по управлению фискальными рисками, связанными с деятельностью субъектов хозяйствования, препятствует отсутствие в полном объёме информации об источниках и вероятности возникновения таких рисков, незавершённая работа по формированию базы данных всех активов и пассивов государственного сектора экономики, отсутствие исчерпывающей информации о земельных активах и коммерческой недвижимости, которая находится в распоряжении субъектов хозяйствования государственного сектора экономики и государственных организаций [5]. Основными задачами, способствующими выявлению, проведению оценки и мониторинга фискальных рисков являются: включение оценки фискальных рисков в среднесрочную бюджетную декларацию (необходимо определить перечень фискальных рисков, оценка которых будет включена в бюджетную декларацию, и утвердить соответствующий формат и методику, включая макроэкономические риски, риски, связанные с государственными предприятиями и управлением государственным имуществом, государственными гарантиями, государственными целевыми фондами, местными заимствованиями, государственно-частным партнёрством, внебюджетными фондами);повышение способности уполномоченных органов относительно оценки фискальных рисков, связанных с государственными предприятиями, и осуществление мер по их минимизации (по результатам проведения оценки вероятности возникновения риска необходимо определить перечень мероприятий по минимизации фискальных рисков, которые будут предусматривать усиление управления заимствованиями государственных предприятий и установление в достаточном размере комиссии за предоставление государственных гарантий, определённых с учётом рисков; постепенную отмену субсидий; раскрытие и установление лимитов на косвенное бюджетное субсидирование и налоговые расходы; создание в государственном бюджете резервов на покрытие непредвиденных убытков); улучшение межведомственной координации в управлении фискальным рисками (необходимо разработать и внедрить мероприятия по совершенствованию процедуры обмена информацией и взаимодействия между всеми заинтересованными уполномоченными органами относительно фискальных рисков, прежде всего тех, которые связаны с объектами государственной собственности). Следует отметить тот факт, что система стратегического планирования в Республике отсутствует. На законодательном уровне определена обязательность разработки отдельных прогнозных, программных и плановых документов средне- и краткосрочный периоды. Однако отдельные документы не являются взаимосогласованными и не ориентированы на достижение целей, которые определены на долгосрочный период и поддержаны обществом. Основными причинами такой ситуации являются отсутствие единой системы государственных стратегических документов – типов, иерархии, подчинённости, периода и степени детализации планирования, а также отсутствие консенсуса на политическом уровне относительно распределения полномочий как в части разработки и утверждения таких документов, так и в части ответственности за их выполнение. Основными направлениями по формированию стратегического планирования должны стать: законодательное определение системы документов государственного стратегического планирования (для реализации данной задачи необходимо принятие Закона «О государственном стратегическом планировании», который должен определить систему документов государственного стратегического планирования, установить требования относительно целеполагания и взаимосвязи между такими документами, закрепить основные требования к документам, полномочия и ответственность участников стратегического планирования, а также порядок образования и полномочия стратегического совета); разработка среднесрочных стратегических планов министерств как основного инструмента для согласования стратегического и бюджетного планирования (необходимо внесение изменений в бюджетное и налоговое законодательство, которые будут предусматривать установление чётких требований относительно разработки стратегических планов министерств и центральных органов исполнительной власти со специальным статусом, определение на законодательном уровне значения таких планов в процессе стратегического планирования и бюджетном и налоговом процессе, а также определять полномочия, ответственность и процедурные вопросы разработки, согласования, утверждения, проведения мониторинга и оценки выполнения (достижения целей) стратегических планов и отчётов о результатах).2.3. Разработка предложений по совершенствованию бюджетно-налоговой политики РоссииРассмотрим основные приоритетные направления совершенствования бюджетно-налоговой политики на сегодняшний день. 1. Реализация мероприятий налоговой политики, направленных на обеспечение: стабильности налоговой системы, ее справедливости путем сокращения льгот асоциального характера; усиление защиты прав налогоплательщиков; доходчивости норм и процедур налогообложения для налогоплательщиков; освобождение от налогообложения доходов, ниже прожиточного минимума; применение упрощенных (альтернативных) систем налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Среди преимуществ упрощенной системы налогообложения можно назвать следующие: возможность самостоятельного выбора объекта налогообложения; операции не облагаются НДС, следовательно, не нужно оформлять счета-фактуры; упрощено ведение налогового учёта; сокращена налоговая нагрузка на налогоплательщика; предоставление налоговой декларации один раз в год; не требуется ведение журналов регистрации счетов-фактур [1]. 2. Повышение эффективности администрирования налогов, в том числе: формирование соответствующего отношения налогоплательщиков к исполнению налоговых обязательств; установление равноправных отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами; решение проблемы налогового мошенничества; сокращение расходов на администрирование налогов. 3. Снижение уровня налоговой нагрузки на бизнес и сокращение расхода времени плательщиков на начисление и уплату налогов. Для этого целесообразно: отменить ряд малоэффективных налогов и сборов, которые не приносят существенного дохода в государственный бюджет; усовершенствовать порядок амортизации основных средств и нематериальных активов с целью стимулирования их обновления, в частности внедрить ускоренную амортизацию производственного оборудования; ввести «налоговые каникулы» для малого и среднего бизнеса; отменить планы мобилизации налоговых платежей для налоговой службы. Также необходима поддержка инвестиционной активности малого бизнеса. Для решения данной задачи используются различные налоговые инструменты, но самый стимулирующий эффект обеспечит предоставление предпринимателям, работающим на общей системе налогообложения, возможности создавать специальные инвестиционные резервы. В таких резервах необходимо разрешить аккумулировать часть прибыли без налогообложения, можно использовать исключительно на инвестиционные цели. 4. Совершенствование информационных технологий коммуникации налогоплательщиков и контролирующих органов, а также расширение «онлайн» сервисов. Особенно важно развивать данное направление для коммуникации с субъектами малого бизнеса. Во-первых, последние смогут скорее и с меньшими затратами в режиме «онлайн» получать консультации, обращаться с просьбами, подавать налоговые декларации или получать информацию. Во-вторых, это значительно уменьшит нагрузку на контролирующие органы, поскольку уменьшит временные затраты на работу с многочисленной группой предпринимателей. 5. Повышение эффективности использования бюджетных средств. Необходима рационализация и совершенствование системы социальных расходов. Система льгот, субсидий и социальных выплат должна быть направлена только на поддержку категорий граждан с низкими доходами. Целесообразно выделение из финансирования государственного бюджета фонда привлеченных долговых ресурсов на финансирование потенциально прибыльных инвестиционных проектов и снижение налогового давления на предпринимательский сектор, а также внедрение фискальных инструментов активизации хозяйственной деятельности. Стабилизация дефицита и государственного долга усиления финансовой и фискальной дисциплины (оптимизация количества государственных целевых и бюджетных программ, усиление финансового контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств) также будет способствовать повышению эффективности фискальной политики. 6. Усиление социальной справедливости налоговой системы. Реформирование системы налогообложения в направлении усиления социальной справедливости должно быть обеспечено реализацией следующих мероприятий. повышение порога для получения налоговой социальной льготы и усовершенствование методики расчета прожиточного минимума. введение пониженной ставки НДС на товары первой необходимости (социальные товары). налогообложение товаров роскоши; повышение эффективности контроля за достоверностью и полнотой декларирования доходов гражданами страны. В целом, к современным целям налоговой политики целесообразно отнести: мобилизацию финансовых ресурсов в объемах необходимых для выполнения государством своих функций; влияние на общественное и экономическое развитие государства; развитие предпринимательской деятельности. Сегодня налоговая политика нуждается в совершенствовании и доработке системных реформ в части более обоснованного принятия решение по снижению или повышению уровня налоговой нагрузки субъектов хозяйствования, совершенствование и реализации регулятивной функции налогов, улучшение налогового климата. Группа экономических задач, которая призвана создать все необходимые условия для социально-экономического развития страны, оживление деловой и предпринимательской активности, создания соответствующих условий для инновационного и инвестиционного развития, стимулирования экономических связей предполагает: привлечение прямых иностранных инвестиций путем создания благоприятных условий налогообложения; обеспечение равномерного распределения налоговой нагрузки; создание условий для реализации принципа социальной справедливости в налогообложении; формирование правовых основ для легализации доходов граждан. Итак, в сфере бюджетно-налоговой политики необходимо, прежде всего, провести кардинальную реформу бюджетно-налоговой системы: уменьшить налоговое давление с учетом опыта передовых стран мира. Снижение налогового давления повлечет положительные сдвиги в поступлениях в бюджет, вывода экономики из тени, преодоление коррупции в сфере производства, занятости, цен, укрепление национальной валюты. Бюджетно-налоговая политика должна осуществляться в направлении скорейшего преодоления дефицита, поскольку хронический дефицит бюджета способствует вытеснению частных инвестиций. С помощью бюджетно-налоговых рычагов нужно осуществлять структурную перестройку экономики в направлении возрождения и развития отраслей экономики, деятельность которых будет обеспечивать потребности отечественных потребителей с целью вытеснения импорта; способствовать развитию инновационно-инвестиционных компаний и отраслей экономики; обеспечить развитие малого и среднего бизнеса.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦикличность развития экономики проявляется в периодических изменениях макроэкономических показателей. Высшая точка подъема деловой активности экономики страны сменяется спадом или депрессией, затем наступает дно – низшая точка спада экономического цикла, после которого начинается подъем. Государство использует различные инструменты бюджетно-налогового регулирования для снижения негативного влияния циклических колебаний в экономике. Регулирование в данных сферах позволяет поддерживать население и различные экономические отрасли. Эффективность налоговой и бюджетной системы государства можно оценить именно в периоды кризиса. Государство может поддерживать и стимулировать как бизнес, так и слои населения с низким уровнем доходов. Современная Россия – государство, которое на мировом рынке пока что в большей мере ориентировано на поставку сырья (нефтегазового сырья, в первую очередь). И именно энергоносители занимают почти 70% российского экспорта, а динамика цен на них определяет циклы российской экономики. Длительный цикл роста цен на нефть в 2003-2008 году определил существенное развитие экономики страны в этот период, создание резервов, что даже в условиях кризиса 2008-2009 позволило с минимальными потерями выйти российской экономике. Кризис 2014-2016 года стал вторым, связанным с существенным снижением цен на энергоносители, который в большей мере негативно повлиял на российскую экономику. Сейчас мы являемся свидетелями нового кризиса на этом рынке, начавшегося в марте 2020 года, последствия которого еще сложно предсказать. В периоды роста снижались ставки налогов, вводились новые льготы, а в периоды спада, для преодоления бюджетного дефицита, наоборот. В периоды роста накапливались резервы, которые расходовались в кризисные периоды. Однако, сейчас реализовать это становится всё более сложным. Российская экономика должна в большей мере изменить структуру, чтобы большая доля в ВВП и экспорте стала принадлежать не нефтегазовому сырью, а промышленным товарам, и это сделает ее менее подверженной цикличности, связанной с конъюнктурой рынка энергоносителей.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАнисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика: теория, практика, безопасность: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2015. 598 с. Аслаханова С.А., Цатиев Р.Н., Бачаев А.А. Экономические циклы и их разновидность // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2020. №4 (28). С. 170 – 175.Бюджетная политика и межбюджетные отношения в субъектах Российской Федерации / под ред. А.С. Колесова. – М. : Финансы, 2016. – 600 с. Вылкова, Е.С. Налоговое состояние субъекта РФ: теория, методология, методика диагностики: Монография / Е.С. Вылкова, И.А. Позов. – СПб.: Изд-во «КультИнформПресс, 2018. – 264 с. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 239 с. Сабитова, Н.М. Организационные принципы бюджетной системы Российской Федерации / Н.М. Сабитова // Финансы и кредит. – 2018. – № 2 (530). С. 2-7.Тагиев М.Р. О проблемах резонанса и цикличности в экономической динамике // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. №11-2. С. 175 – 179. Трушина Ю.В. Бюджетно-налоговая политика государства при смене фаз экономического цикла // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. №5. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/47evn513.pdfХамраева Х.Ш., Сюпова М.С. Экономический кризис: сущность, причины, последствия // Ученые заметки ТОГУ. 2018. №4. С. 58 – 62. Черчинцева М.П. Научные гипотезы о природе возникновения экономических кризисов // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. 2020. С. 155 – 158. Швец И.Ю., Швец Ю.Ю. Методологические проблемы исследования циклических колебаний: Монография. Москва: Перо, 2018. 486 с. Экономическая теория: учебник / под общ.ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2003. – 351 с.
1. Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика: теория, практика, безопасность: учебное пособие. М.: Юнити-Дана, 2015. 598 с.
2. Аслаханова С.А., Цатиев Р.Н., Бачаев А.А. Экономические циклы и их разновидность // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2020. №4 (28). С. 170 – 175.
3. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в субъектах Российской Федерации / под ред. А.С. Колесова. – М. : Финансы, 2016. – 600 с.
4. Вылкова, Е.С. Налоговое состояние субъекта РФ: теория, методология, методика диагностики: Монография / Е.С. Вылкова, И.А. Позов. – СПб.: Изд-во «КультИнформПресс, 2018. – 264 с.
5. Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 239 с.
6. Сабитова, Н.М. Организационные принципы бюджетной системы Российской Федерации / Н.М. Сабитова // Финансы и кредит. – 2018. – № 2 (530). С. 2-7.
7. Тагиев М.Р. О проблемах резонанса и цикличности в экономической динамике // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. №11-2. С. 175 – 179.
8. Трушина Ю.В. Бюджетно-налоговая политика государства при смене фаз экономического цикла // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. №5. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/47evn513.pdf
9. Хамраева Х.Ш., Сюпова М.С. Экономический кризис: сущность, причины, последствия // Ученые заметки ТОГУ. 2018. №4. С. 58 – 62.
10. Черчинцева М.П. Научные гипотезы о природе возникновения экономических кризисов // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. 2020. С. 155 – 158.
11. Швец И.Ю., Швец Ю.Ю. Методологические проблемы исследования циклических колебаний: Монография. Москва: Перо, 2018. 486 с.
12. Экономическая теория: учебник / под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2003. – 351 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные цели преследует бюджетно-налоговая политика государства?
Основные цели бюджетно-налоговой политики государства включают: обеспечение финансовой устойчивости государственного бюджета, обеспечение социальной справедливости в распределении доходов и формирование налоговой нагрузки, стимулирование экономического роста и развития, контроль за инфляцией и общее макроэкономическое равновесие.
Какие инструменты используются для осуществления бюджетно-налоговой политики государства?
Основные инструменты бюджетно-налоговой политики государства включают: налоговые ставки и льготы, налоговые льготы для определенных отраслей и регионов, систему налогообложения, а также использование бюджетного дефицита или сурплюса для регулирования экономики.
Как бюджетно-налоговая политика влияет на формирование налоговой нагрузки?
Бюджетно-налоговая политика напрямую влияет на формирование налоговой нагрузки. Например, изменение налоговых ставок или введение налоговых льгот может повлиять на то, сколько граждан или предприятий будут платить в качестве налогов. Кроме того, бюджетный дефицит или сурплюс также может влиять на налоговую нагрузку, поскольку он может потребовать дополнительного финансирования через налоги.
Какие основные результаты можно отметить в бюджетно-налоговой политике России?
В бюджетно-налоговой политике России можно отметить следующие основные результаты: снижение доли налогов в ВВП, упрощение налоговой системы и сокращение налоговых ставок, повышение эффективности сбора налогов и борьба с налоговыми злоупотреблениями, устойчивое повышение доходов государственного бюджета.
Каково понятие и виды бюджетно-налоговой политики?
Бюджетно-налоговая политика - это совокупность мер государства, направленных на формирование и использование бюджетных ресурсов, а также на регулирование налогообложения в интересах развития экономики. Виды бюджетно-налоговой политики могут различаться в зависимости от целей и задач, которые ставит перед собой государство. Основные виды бюджетно-налоговой политики включают фискальную, инвестиционную, структурную и регулирующую политику.
Какие цели ставит перед собой бюджетно-налоговая политика государства?
Цели бюджетно-налоговой политики могут быть разнообразными и зависят от текущей экономической ситуации и задач, которые ставит перед собой государство. Основные цели бюджетно-налоговой политики включают обеспечение стабильного экономического роста, снижение инфляции, повышение уровня жизни населения, поддержание равновесия в бюджете, привлечение инвестиций и развитие конкурентоспособности экономики страны.
Какие основные инструменты используются в бюджетно-налоговой политике?
Основные инструменты, используемые в бюджетно-налоговой политике, включают налоговые ставки и льготы, правила налогообложения, бюджетные расходы и доходы, государственные закупки, инвестиции, банковскую политику, денежно-кредитную политику и другие меры государственного регулирования. Эти инструменты позволяют государству влиять на экономические процессы, регулировать доходы и расходы, стимулировать или ограничивать определенные отрасли и виды деятельности.
Что такое бюджетно-налоговая политика России?
Бюджетно-налоговая политика России - это система мер и механизмов, применяемых государством для регулирования соотношения между доходами и расходами государственного бюджета, а также для формирования налоговой нагрузки на население и предприятия. Основная цель такой политики - обеспечение финансовой устойчивости государства и поддержание определенного уровня экономического развития.
Какие виды бюджетно-налоговой политики существуют?
Существует несколько видов бюджетно-налоговой политики. Одним из них является антициклическая политика, которая направлена на регулирование экономических циклов путем изменения налоговой нагрузки и уровня государственных расходов в различных периодах времени. Еще одним видом является стимулирующая политика, когда государство использует налоговые льготы и привилегии для определенных отраслей или групп населения с целью стимулирования их развития. Также существует регулярная политика, которая заключается в постоянном мониторинге и корректировке налоговой системы и государственных расходов с учетом текущей экономической ситуации.