Изучение процесса адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к детскому саду.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 15.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Понятие адаптации и адаптированности как показатель 5
эффективности жизнедеятельности 5
1.1. Понятие адаптации в литературных источниках 5
1.2. Основные факторы социально-психологической адаптации ребёнка в детском саду 11
Глава 2. Опытно-эксперментальное исследование процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду 20
2.1. Выявление уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста в детском саду 20
2.2. Разработка и апробация программы, способствующей успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду 22
2.3. Проверка эффективности программы, способствующей успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду 24
Заключение 29
Список литературы 31
Приложения....................................................................................................................33
Но все же высок и уровень сложного уровня адаптации. Например, Сергей М., Цветкова С., проявляли тревогу, не играли с другими ребятами, плакали, долго и неохотно ели.
Результаты исследования по методике «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению» были отображены нами на рисунке 2.
Рис. 2. «Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению»
При наблюдении хотелось бы отметить Арину П. – девочка впервые пришла в детский сад, но вела себя очень дружелюбно, радостно, просьбы педагога выполняла с удовольствием, помогала другим ребятам. Жалела детей, которым было непросто привыкнуть к новой обстановке.
Как видно из рисунка у детей также преобладает высокий уровень адаптации 50%, а также много детей с низким уровнем – 20%
Большинство детей экспериментальной группы были радостны, наблюдалось устойчиво- спокойное эмоциональное состояние у Константина Х, Веры Ц.
По результатам беседы с воспитателями и родителями, высокий уровень адаптации можно связать с хорошими социальными условиями и положительной обстановкой в семье. Еще можно связать с тем, что родители заранее подготавливают своего ребенка к детскому саду.
У Алины И. преобладают агрессивно – разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), , пассивное подчинение, подавленность, напряженность.
2.2. Разработка и апробация программы, способствующей успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду
Следующим этапом нашего исследования стала разработка и апробация программы по развитию нормального уровня адаптации детей к детскому саду (Приложение 6).
Программа была рассчитана на детей 2-3-х лет и состоит из 15 занятий, которые проводятся 2-3 раза в неделю.
Для успешной адаптации была составлена и апробирована программа оказания психологической помощи детям и родителям, воспитателям по успешности адаптации детей к детскому саду. Методический материал программы включает следующее содержание. Занятия для детей, поступающих в детский сад. Рекомендации для родителей и воспитателей в группах. Занятия с детьми проводит практический психолог.
Целью данных занятий является: развитие установленных личностных качеств ребенка, использования его адаптационного потенциала для успешной адаптации к условиям детского сада.
План занятий отражает необходимое содержание для подготовки ребенка к детскому саду.
Программа
оказания психологической помощи детям, поступающим в детский сад.
№ занятия Тема Кол-во времени 1. «Божья коровка» 20-30 мин. «Листопад». 20-30 мин. «Мячик». 20-30 мин. «Прогулка в осенний лес». 20-30 мин. «Веселый петрушка». 20-30 мин. «Новый год». 20-30 мин. «Мячики». 20-30 мин. «Зайка» 20-30 мин. «Мыльные пузыри» 20-30 мин. «Музыканты». 20-30 мин. «Мамин день». 20-30 мин. «Мишка». 20-30 мин. «Непослушные мышата». 20-30 мин. «Колобок». 20-30 мин. «Котята». 20-30 мин.
Более подробно программа представлена в приложении 3.
В качестве определения методик, рекомендуемых для проведения занятий, следует оговорить следующие условия.
Групповые или индивидуальные формы занятий (нами занятия проводились в групповой форме).
Желание родителей и детей.
Занятия должны проводиться в игровой форме.
На занятии должно быть определенное количество детей.
Родители включаются в деятельность.
Наряду с необходимыми формами работ, которые проводятся с детьми, требуется и работа с родителями (рекомендации, памятки).
При работе с воспитателями в группах, работа с психологом заключается в рекомендациях, беседах, памятках.
Данную программу мы апробировали, но в силу недостаточности времени, проведение формирующего эксперимента было затруднено, но в целом следует описать, что предложенная нами программа с точки зрения родителей и воспитателей оказала необходимое позитивное влияние на адаптацию детей к детскому саду. Дети активно принимали участие в предложенных заданиях. Педагог смогла заинтересовать даже тех детей, которым приходилось трудно адаптироваться к новым условиям.
2.3. Проверка эффективности программы, способствующей успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду
После проведения развивающей программы нами была проведена повторная диагностика. Результаты повторной диагностики мы отобразили на рисунке 4.
Рис.4 - Результаты повторной диагностики «Успешной адаптации»
Как мы видим, по результатам повторной диагностики уровень успешной адаптации 80% (16 чел) - это говорит о том, что программа принесла свои результаты. Сергей М. и Цветкова С. – дети, чей уровень был на сложном, оказались на среднем. Они уже лучше чувствуют себя в коллективе и в группе сада. Восстановился сон, плачут уже реже, но кушают так же неохотно.
Затем нами был проведен сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики «Успешная адаптация». Обратимся к рисунку 5.
Рис.5 – Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики «Успешная адаптация»
Анализ показал, что сложный уровень адаптации снизился с 30% до 0%, а высокий возрос с 40% до 80%.
Далее мы провели повторную диагностику уровня адаптирванности ребенка к детскому саду.
Результаты представлены на рисунке 6.
Рис. 6. - Результаты повторной диагностики уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению
Как мы видим, по результатам повторной диагностики уровень адаптированности у детей 70%, дети стали более эмоционально устойчивые, менее капризными.
Что касается Алины И., то после проведения занятий девочка стала гораздо лучше спать, есть, играть. Слезы и капризы сменили увлечение интересными занятиями и дружными детьми вокруг.
Далее мы провели сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.
Результаты представлены на рисунке 7.
Рис.7 Результаты первичной и повторной диагностики уровня адаптирванности ребенка к детскому саду.
Как видно из рисунка высокий уровень адаптации возрос с 50% до 70%, средний снизился с 30% до 15%, низкий – с 20% до 15%.
Т.е. по результатам сравнительного анализа, можно сделать вывод, что после проведения развивающей программы низкий уровень адаптации снизился почти все дети успешно адаптировались к детскому саду.
Итак, поставленная нами в начале исследования гипотеза о том, что специально организованная деятельность педагога-психолога детского сада может способствовать успешной адаптации ребенка к нему, если будет иметь место учет адаптационных возможностей ребенка, использоваться программа оказания психологической помощи ребенку в адаптации к детскому саду, была полностью подтверждена.
Вывод.
По результатам анализа полученных экспериментальных данных, можно сделать следующие выводы:
Работа по адаптации ребенка к детскому саду будет наиболее успешной, если на помощь педагогу-психологу придут родители и воспитатели ребенка.
По результатам проведенного нами эксперимента было выявлено, что хотя и преобладает высокий уровень адаптации (40% и 50%), но также высок уровень низкой адаптации (по 20%).
Нами была разработана и апробирована программа по развитию нормального уровня адаптации детей к детскому саду, одной из целей которых было снижение низкого уровня адаптации.
В результате проведения повторной диагностики, после апробации программы низкий уровень адаптации снизился до 2%, а это позволяет говорить о том, что поставленная нами в начале исследования гипотеза, подтвердилась.
Заключение
Проанализировав научно-методическую литературу, а также данные проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Проблема адаптации человека к условиям социальной действительности, пройдя сквозь века все равно актуальна. Это говорит о том, что еще не до конца изучены средства, механизмы, особенности адаптации.
Понятие адаптации – одно из основных в научном исследовании организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные в процессе эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях внешней среды. Благодаря процессу адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма и сбалансированность в системе «человек-среда». Полная изоляция живого организма от внешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм, стремясь к достижению внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливаться к условиям среды, в которой он находится. Именно это явление и определяет содержание понятия «адаптация».
При рассмотрении проблемы адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный. При этом говорят о физиологической, психологической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию. Более того, существуют определенные физиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях. Выделенные наши три уровня адаптации взаимосвязаны между собой самым тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма.
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста является возникновение речи наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как связь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
показателями хорошего и быстрого привыкания ребенка можно считать: спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние, активные действия при ознакомлении с окружающими; умение войти в контакт со взрослыми и сверстниками; высказывания, не связанные с воспоминаниями о близких.
Дети 2-3-го года жизни труднее, чем старшие приспосабливаются к изменениям в укладе жизни, воспитательных мерах, связанных с поступлением в ясли, детский сад. Поэтому важно, чтобы взрослые по возможности смягчали этот переходный период. Причиной огорчения для малыша может стать несвоевременное удовлетворение его органических потребностей. Чем младше ребенок, тем больше влияют на его поведение потребности в пище, питье и другое. Однако уже на 2-3-м году жизни ребенок, заинтересованный сказочной инсценировкой может не почувствовать, например, наступление голода.
По результатам проведенного нами эксперимента было выявлено, что хотя преобладает высокий уровень адаптации (40% и 50%), но также высок уровень низкой адаптации (по 20%). Следующим этапом нашего исследования было проведение программы по развитию нормального уровня адаптации, а проведенная повторная диагностика показала, что низкий уровень адаптации снизился до 10%, а это позволяет говорить о том, что поставленная нами в начале исследования гипотеза подтвердилась.
Список литературы
Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям. - М.: Речь, 2020. - 128 c.
Адаптация ребенка к детскому саду. Ширмы с информацией для родителей и педагогов. ФГОС ДО. - М.: Учитель, 2018. -486 c.
Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление, диагностика, рекомендации. - Москва: Мир, 2016. - 804 c.
Алмазов Б. Н.Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних : монография / 2-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 180с.
Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопросы психологии, - № 1, - 1989. - С.119-122.
Гарбузов В. И. Неврозы и психотерапия - Санкт-Петербург : Сотис, 2001. - 242 с.
Грушецкая В. А. Додонов Борис Игнатьевич // Профессора Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского: В 3-х т. / Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского ; ред.-сост. : А. А. Непомнящий, Д. А. Ломакин, В. А. Грушецкая и др. — Белгород: КОНСТАНТА, 2018. — Т. 1. — С. 324. — 404 с.
Детский сад – окно в мир добра и радости. Методическое пособие для родителей по успешной адаптации детей к условиям детского сада / Коллектив авторов. - М.: БУК, 2017. - 982 c.
Жмыриков А. Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Автореф. канд. дисс. М., 2019
Лапина, И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа. Психолого-педагогическое сопровождение. Комплексные занятия / И.В. Лапина. - М.: Учитель, 2013. - 128 c.
Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. - М.: Учитель, 2015. - 733 c.
Лыкова, И.А. Адаптация к детскому саду детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». ФГОС ДО / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2018. - 136 c.
Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992.
Пиаже, Ж. Избранныепсихологическиетруды/ Ж. Пиаже. – М.: Междунар. Пед. Акад., 1994. – 680 с.
. Русаков, А. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / А. Русаков. - М.: Образовательные проекты, 2016. - 136 c.
24. Савушкин, Сергей Николаевич Адаптация к детскому саду.
Савушкин, Сергей Николаевич Адаптация к детскому саду. Методическое пособие. Информация для детей и родителей / Савушкин Сергей Николаевич. - М.: Сфера, 2016. - 862 c
Соколовская, Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. - М.: Учитель, 2017. - 537 c.
19
2. Адаптация ребенка к детскому саду. Ширмы с информацией для родителей и педагогов. ФГОС ДО. - М.: Учитель, 2018. -486 c.
3. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление, диагностика, рекомендации. - Москва: Мир, 2016. - 804 c.
4. Алмазов Б. Н.Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних : монография / 2-е изд. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 180с.
5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопросы психологии, - № 1, - 1989. - С.119-122.
6. Гарбузов В. И. Неврозы и психотерапия - Санкт-Петербург : Сотис, 2001. - 242 с.
7. Грушецкая В. А. Додонов Борис Игнатьевич // Профессора Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского: В 3-х т. / Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского ; ред.-сост. : А. А. Непомнящий, Д. А. Ломакин, В. А. Грушецкая и др. — Белгород: КОНСТАНТА, 2018. — Т. 1. — С. 324. — 404 с.
8. Детский сад – окно в мир добра и радости. Методическое пособие для родителей по успешной адаптации детей к условиям детского сада / Коллектив авторов. - М.: БУК, 2017. - 982 c.
9. Жмыриков А. Н. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения: Автореф. канд. дисс. М., 2019
10. Лапина, И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа. Психолого-педагогическое сопровождение. Комплексные занятия / И.В. Лапина. - М.: Учитель, 2013. - 128 c.
11. Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. - М.: Учитель, 2015. - 733 c.
12. Лыкова, И.А. Адаптация к детскому саду детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок». ФГОС ДО / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2018. - 136 c.
13. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992.
14. Пиаже, Ж. Избранныепсихологическиетруды/ Ж. Пиаже. – М.: Междунар. Пед. Акад., 1994. – 680 с.
15. . Русаков, А. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / А. Русаков. - М.: Образовательные проекты, 2016. - 136 c.
16. 24. Савушкин, Сергей Николаевич Адаптация к детскому саду.
17. Савушкин, Сергей Николаевич Адаптация к детскому саду. Методическое пособие. Информация для детей и родителей / Савушкин Сергей Николаевич. - М.: Сфера, 2016. - 862 c
18. Соколовская, Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н.В. Соколовская. - М.: Учитель, 2017. - 537 c.
Вопрос-ответ:
Какие основные факторы социально-психологической адаптации ребенка в детском саду?
Основными факторами социально-психологической адаптации ребенка в детском саду являются: отношение ребенка к себе, адаптация к новой группе и отношение к педагогам.
Какие факторы влияют на эффективность жизнедеятельности ребенка младшего дошкольного возраста?
Факторы, влияющие на эффективность жизнедеятельности ребенка младшего дошкольного возраста, включают в себя: физическое развитие, психическое развитие, социально-психологическую адаптированность и культурную готовность.
Что такое адаптация в литературных источниках?
В литературных источниках адаптацию определяют как процесс приспособления живого организма к определенным условиям среды для обеспечения выживания и успешного функционирования.
Какие методы использовались в опытно-экспериментальном исследовании процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду?
В опытно-экспериментальном исследовании процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду использовались методы наблюдения, беседы, тестирования и анкетирования.
Что было выявлено в исследовании уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста в детском саду?
В исследовании было выявлено, что уровень адаптации детей младшего дошкольного возраста в детском саду зависит от таких факторов, как реакция ребенка на новую среду, отношение к другим детям и отношение к педагогам.
Что такое адаптация в контексте детского сада?
Адаптация - это процесс приспособления ребенка младшего дошкольного возраста к новым условиям и требованиям детского сада.
Какие факторы влияют на процесс адаптации ребенка в детском саду?
Основные факторы социально-психологической адаптации включают отношение родителей, взаимодействие с педагогами, социальные нормы и общение с другими детьми.
Как можно измерить уровень адаптации детей в детском саду?
Уровень адаптации детей может быть выявлен путем проведения опытно-экспериментальных исследований, а также использованием различных психологических тестов и анкетированием родителей и педагогов.
Какое значение имеет адаптация ребенка в детском саду для его эффективности жизнедеятельности?
Адаптация ребенка к детскому саду является важным показателем его эффективности жизнедеятельности, так как успешная адаптация способствует развитию социальных навыков, коммуникативных умений и общей адаптированности в обществе.
Каков опытно-экспериментальный подход к изучению процесса адаптации ребенка в детском саду?
Опытно-экспериментальное исследование процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду может включать наблюдение за детьми, проведение интервью с родителями, анализ психологических тестов и сравнение результатов до и после адаптационного периода.