Биография А.Р. Лурия и его вклад в развитие психологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История психологии
  • 15 15 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 12.06.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
1. Биография А.Р. Лурии…………………………………………….5
2. Вклад А.Р. Лурия в психологию………………………………….9
3. Школа нейропсихологии А.Р. Лурия…………………………….11
4. Наследие А.Р. Лурии. Психология дизонтогенеза …………………………………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………….18
Фрагмент для ознакомления

Существует четкая обработка понятий «нейропсихологический фактор» А.Р. Лурия (соответственно, задержка, разрыв и асинхронность развития) и «нейропсихологический синдром» (реальные виды дизонтогенеза и их комбинации). Современные исследования нарушений психического развития детей и подростков в эндогенной психической патологии основаны на методологических принципах А. Р. Лурия и В. В. Лебединского и посвящены, прежде всего, анализу структуры когнитивных нарушений. Анализ результатов психической деятельности с применением комплекса современных национальных и традиционных психометрических методов показал, что дети с эндогенными психическими заболеваниями с нарушениями аутистического спектра не образуют единой группы в плане когнитивного развития. При этой психической патологии различают различные варианты когнитивного развития: искаженные, неадекватные и дефектные с регрессией [4].В клинической психологии развития с начала 80-х гг. XX века в рамках национальной традиции начало формироваться новое направление нейропсихологии - нейрогеронтопсихология. Анализ и описание структурных и функциональных особенностей когнитивной сферы при нормальном и патологическом старении были эффективно проведены с использованием понятия А. Р. Лурия о трех структурных блоках мозга. Применение этого понятия позволяет рассматривать возрастные изменения в рамках единой методологии и связанного с ней клинико-экспериментального комплекса оценки состояния высших психических функций. Такой подход позволил выделить и описать структуры четырех вариантов нормального старения («энергетического», «пространственного», «регуляторного» и «смешанного»).За последние 20 лет были проведены клинические и психологические исследования и описаны нейропсихологические синдромы в различных вариантах патологического старения, а именно болезнь Альцгеймера, смешанная сосудистая атрофическая деменция, сосудистая деменция, синдром умеренной когнитивной редукции (MSI). Анализ индивидуальных возрастных типологических изменений, разработка дифференциально-диагностического подхода к мнестико-интеллектуальному снижению в позднем возрасте подтверждает современность и актуальность концепции А.Р. Лурия о трех блоков мозга для оценки изменений структуры умственной деятельности в консолидации органических заболеваний в конце жизни и нормальном старении. С помощью корректирующих программ (когнитивного тренинга), направленных на оптимизацию когнитивной функции в позднем онтогенезе, можно сформировать особенности нормальной и патологической стратегии старения для психологической поддержки стареющих людей в зависимости от варианта и структуры когнитивного статуса [1].Таким образом, плодотворное применение идей А. Р. Лурии и его школы в нейро - и патопсихологии в психологии клинического развития показывает их больную значимость для научной и практической деятельности психологов. Они продолжают эффективно использоваться в современной отечественной клинической психологии при изучении традиционных и новых вариантов психической патологии на разных стадиях онтогенеза.ЗаключениеОценивая научную ценность труда А. Р. Лурии, следует, конечно, признать, что его заслуги перед национальной и мировой психологической наукой заключаются не только в создании нейропсихологии-новой отрасли психологии, но и в ее продвижении в других областях психологической науки – в целом, истории, детской психологии, психофизиологии. В 1920 году, когда в официальном языке отечественной психологии преобладали субъективно-идеалистические представления о психике, он вместе с Л.С.Выготским и А.Н. Леонтьевым и др. встал на путь борьбы за материалистическую психологию, за создание ее согласованных методологических и теоретических основ. Это его главная заслуга для психологической науки. Лурия рассматривал каждую отрасль психологии как часть единой психологической науки. Необходимость изучения различных аспектов научного творчества А. Р. Лурии очевидна.В научной биографии А.Р. Лурия можно выделить 3 периода, которые во многом отражают особенности истории отечественного психоанализа.1.В первый период (в первой половине 20-го века) А. Р. Лурия оценивает психоанализ как новое современное направление, позволяющее преодолеть кризис в психологии.2.Второй период (2-я половина 20-30-х годов) характеризуется резкой критикой психоанализа А. Р. Лурье с марксистских позиций. Но по содержанию основные психоаналитические принципы и проблемы (целостный подход, изучение эмоциональных и мотивационных сфер личности, соотношение внешнего и внутреннего, биологического и социального, сознательного и бессознательного в личности и т.д.) по-прежнему остаются для А.Р. Лурия в числе приоритетных, работающих и актуальных.3. В третьем периоде (после 1940 года) упоминается отсутствие работ А. Р. Лурии, посвященных вопросам психоанализа. Но на самом деле принципы, постулаты и проблемы, которые А. Р. Лурия впервые сформулировал для себя, продолжали работать во время его научной работы.Список литературыЛурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Электронный ресурс: Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/19337. дата доступа: 07.05.2021.Источник: https://psychosearch.ru/masters/alexander-luria/552-alexander-luria-s-contribution-to-the-development-of-psychologyЛурия Александр Романович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В.Брушлинского. – М., 1997.Садовничий В. А. Александр Романович Лурия (1902—1977) // О людях Московского университета. — 3-е изд., дополненное. — М.: Издательство Московского университета, 2019. - С. 185-188. - 356 с. Хомская Е.Д. «Роль Л.С. Выготского в творчестве А.Р. Лурия». М.: Наука.- 2015. – 110 с.

Список литературы
1. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Электронный ресурс: Режим доступа: http://knigosite.org/library/read/19337. дата доступа: 07.05.2021.Источник: https://psychosearch.ru/masters/alexander-luria/552-alexander-luria-s-contribution-to-the-development-of-psychology
2. Лурия Александр Романович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
3. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В.Брушлинского. – М., 1997.
4. Садовничий В. А. Александр Романович Лурия (1902—1977) // О людях Московского университета. — 3-е изд., дополненное. — М.: Издательство Московского университета, 2019. - С. 185-188. - 356 с.
5. Хомская Е.Д. «Роль Л.С. Выготского в творчестве А.Р. Лурия». М.: Наука.- 2015. – 110 с.

Вопрос-ответ:

Какие события отмечены в жизни А. Р. Лурии?

Александр Романович Лурия родился 16 июля 1902 года в Казани. В 1921 году поступил в Казанский университет на факультет философии. В 1924 году получил диплом инструктора-агронома. В 1927 году окончил медицинский факультет Казанского университета. В 1929 году защитил докторскую диссертацию, а в 1936 году стал профессором.

Какой вклад в психологию внес А. Р. Лурия?

А. Р. Лурия внес большой вклад в развитие психологии. Он разработал теорию функциональных систем, исследовал высшие психические функции, изучал дефектологию. Он также разработал методику исследования психических процессов и выполнил большое количество экспериментальных исследований.

Расскажите о школе нейропсихологии А. Р. Лурии.

Школа нейропсихологии А. Р. Лурии была создана им в 1948 году. В рамках этой школы проводились исследования высших психических функций, таких как память, внимание, мышление. Были разработаны специальные методики исследования нейропсихологических функций и проведены многочисленные эксперименты.

Чему посвящены исследования А. Р. Лурии в области психологии дизонтогенеза?

А. Р. Лурий проводил исследования в области психологии дизонтогенеза, которая изучает нарушения в развитии психики и поведения. Он исследовал детей с нарушениями психического развития и разработал методику ранней диагностики и коррекции этих нарушений. Его работы в этой области имели большое значение для психологии и дефектологии.

Какие понятия были внесены А. Р. Лурией в нейропсихологию?

В работах А. Р. Лурия можно найти понятия, такие как "нейропсихологический фактор", "задержка разрыва" и "асинхронно". Он использовал эти понятия для объяснения процессов формирования психических функций и исследования нарушений в их развитии.

Какие достижения в области психологии Александр Романович Лурия считается своими главными?

Александр Романович Лурия считается одним из ведущих психологов своего времени. Он внес значительный вклад в развитие психологии, прежде всего в области нейропсихологии и дефектологии. Его главные достижения включают разработку методов исследования функций мозга, теорию функциональных систем и активности мозга, а также дизонтогенез и его роль в развитии психических расстройств.

Как сформировалась школа нейропсихологии А. Р. Лурия и каковы ее основные принципы?

Школа нейропсихологии А. Р. Лурия сформировалась на основе его работы и исследований в области функций мозга и психического развития. Основными принципами школы являются интердисциплинарность, системный подход и использование экспериментальных методов исследования. Она стремится объяснить психологические процессы и расстройства через анализ функциональных систем мозга и их взаимодействие.

Какое наследие оставил А. Р. Лурия в области психологии?

А. Р. Лурия оставил значительное наследие в области психологии. Одно из самых важных его достижений - разработка теории дизонтогенеза и его роли в развитии психических расстройств. Он также внес вклад в методологию исследования психических функций, разработав инструментарий для изучения функциональных систем мозга. Его работы стали основой для дальнейшего развития нейропсихологии и помогли понять механизмы познания и когнитивных процессов у человека.