Социальная работа с молодежью
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 11.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Теоретические основы социальной работы с молодежью 5
1.1 Молодежь как объект социальной работы 5
1.2 Понятие и содержание социальной работы с молодежью 12
1.3 История развития социальной работы с молодежью 16
2. Правовое регулирование социальной работы с молодежью 21
2.1 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью 21
2.2 Органы уполномоченные на ведение социальной работы с молодежью 27
Заключение 32
Список использованных источников 34
Центры социальной реабилитации подростков и молодежи, центры социальной и психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и другие учреждения органов по делам молодежи в соответствии с уставами этих учреждений или положениями на них выполняют следующие функции:1) оказывать несовершеннолетним социальные, юридические и другие услуги;2) участвовать в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасной ситуации, в том числе путем организации их досуга и занятости, реализации информационно-просветительских и иных мероприятий;3) разрабатывают и реализуют в пределах своей компетенции программы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасной ситуации, защиты их социальных и правовых интересов.Должностные лица органов по делам молодежи и органов по делам молодежи пользуются следующими правами:1) посещать несовершеннолетних в установленном порядке, проводить собеседования с ними, их родителями или другими законными представителями и другими лицами;2) запрашивать информацию у государственных органов и других учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать несовершеннолетних, их родителей или других законных представителей и других лиц для разъяснения этих вопросов.Нормативно-правовая база, регулирующая это направление профилактической деятельности, очень обширна и включает федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты различных министерств и ведомств.В настоящее время российским государством, выстраивающим свою политику в отношении молодежи, в основном используются методы, относящиеся к институционально-правовому подходу. На протяжении всего постсоветского периода властями постоянно принимались политико-административные решения, направленные на создание специальных институтов и их кадровое обеспечение, регулирующих отношения государства с этой социальной группой. Например, еще в далеком 1991 г. была введена должность Полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи, а в 1993 г. создан Комитет РФ по делам молодежи (в 1997 г. получивший статус Государственного комитета РФ по делам молодежи). Не стремясь описать все институциональные меры в этой области, отметим лишь то, что наряду с созданием многочисленных структур, курирующих сегодня дела молодежи, государство не только регулярно осуществляет мероприятия в данной сфере (организует профессиональные конкурсы, молодежные форумы, спортивные мероприятия, оказывает направленную помощь молодым семьям и т.д.), но и разрабатывает различные программы и проекты, направленные на совершенствование различных аспектов жизнедеятельности этой социальной группы (к примеру, расширение доступности высшего образования для молодежи из регионов, развитие волонтерского движения и т.д.), совершенствуя соответствующие формы институционального дизайна. В этом смысле своеобразным венцом такой деятельности можно считать принятие поправок к Конституции РФ, отражающих принципиальную роль молодежи в развитии общества, а также внесение 22 июля 2020 г. в Государственную Думу проекта закона о молодежной политике. По мнению ряда ученых, отсутствие до сегодняшнего дня в Конституции РФ каких-либо упоминаний о молодежи и государственной молодежной политике относительно этой социальной группы является серьезным юридическим пробелом и главным источником противоречивости формирования законодательства в сфере государственной молодежной политики [9]. По мнению этих ученых, такие нововведения дадут дополнительный толчок упорядочиванию и выстраиванию единой иерархии законодательных и нормативно-правовых актов в сфере государственной молодежной политики. Другими словами, деятельность государственных институтов способна создать всего лишь общий контур взаимодействия властей с молодым поколением, способный наметить или скорректировать перспективы развития молодежи в российском обществе. В то же время содержание этих коммуникаций зависит от понимания властями особенностей гражданской социализации и идентификации молодого поколения, динамики его запросов и требований. Следует учитывать и то, что в настоящее время основные запросы и потоки молодежной активности в значительной мере формируются в информационной среде, размеры которой значительно превышают возможности государства контролировать или профилировать генерируемые ею сведения, особенно с учетом характера и интенсивности интернет-трафика. Такая безграничность информационного поля резко активизирует идентификационные последствия демонстрационного эффекта, предполагающего непрерывные сравнения собственных убеждений и накопленного социального опыта с внутри- и внешнеполитическими практиками, корректирующими различные (в том числе мировоззренческие) установки молодых людей и влияющими на их картину мира. Представляется, что для современного российского общества особенности гражданской идентификации молодого поколения имеют троякое значение. Прежде всего, это перцептивный экранВывод ко второй главе: Таким образом, различные интерпретации идей и паттернов разнообразных акторов (популяризирующих практики сторонников радикальных сообществ и настоящих патриотов Родины, индифферентных к политике личностей и горячих сторонников демократических преобразований и т.д.) не только оказывают определенное воздействие на умонастроения молодежи, но и обусловливают появление в ее среде самых разнообразных умонастроений и алгоритмов социального поведения. Разные корпуса молодежи участвуют в движениях гражданского протеста против злоупотреблений чиновников и занимаются навязчивым высмеиванием (троллингом) несогласных, участвуют в группировках, ориентированных на применение силы в отношении своих оппонентов, или демонстративно сторонятся любых публичных политических акций и т.д. При этом официальные институты часто оказываются не в состоянии даже упорядочить такие формы активности. ЗаключениеМолодежь - одна из наиболее значимых групп общества, которая всегда находится в деятельности всей социальной жизни общества. Без молодежи невозможно развитие страны и общества. Молодежь - это группа людей от 14 до 30 лет. Это всегда была активная группа населения, наиболее подверженная влиянию различных факторов внешней социальной среды. Как часть общества, молодые люди подвергаются большинству социальных влияний и испытывают те же трудности, что и взрослое население, в самоопределении, профориентации, занятости, образовании, жилье, социальных гарантиях, медицинском обслуживании и страховании. Термин «социальная работа с молодежью» еще не вошел в систему социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости разработки технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Среди наиболее тревожных проблем общества они включают проблему распространения наркомании, СПИДа, проституции, а также рост преступной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются невольными клиентами социальных услуг. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем у российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе вынуждает уделять особое внимание построению социальной работы с молодежью. Изучение реальных потребностей молодых людей в социальных услугах является ключевым элементом в формировании системы их социальных услуг. Согласно исследованиям, молодым людям нужна, прежде всего, биржа труда, пункты правовой защиты и консультации юриста, телефон доверия, а затем - сексологическая консультация, центр помощи молодым семьям, общежитие - приют для подростков, оказавшихся самостоятельно. в конфликтной ситуации дома. При этом молодые работники отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридической консультации, молодежной бирже труда, центрам помощи молодым семьям; студентам - телефон доверия, сексологическая консультация, биржа труда. Социальная работа с молодежью должна носить общественно-государственный характер и быть направлена на активизацию действий и развитие партнерства ее основных субъектов: органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, молодежи. сами обеспечить эффективную реализацию государственных и общественных интересов в процессе социального становления и самореализации молодежи. При организации социальной работы с молодежью разного уровня важно активно использовать накопленный опыт социальной помощи различным группам населения. Любая социальная деятельность (в том числе социальная работа) имеет такие компоненты, как цель, средства и условия. Целью социальной работы с молодежью как деятельности является оптимизация механизмов реализации жизненных сил и социальной субъективности человека или социальной группы. Существуют разные причины появления разных видов и форм социальной работы. Одним из таких оснований является сфера социальной практики, и в этом случае можно говорить о социальной работе с молодежью в сфере образования, здравоохранения, досуга и т. д.Во всех случаях будет уточнена цель социальной работы (от профилактики до коррекции). То же касается и условий - для каждого вида социальной работы с молодежью, в том числе разного уровня (от федерального до местного), будут указаны политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные характеристики. Список использованных источников1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ 2. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений 170 Вестник университета № 1, 2021 несовершеннолетних» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_23509/ 3. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/. 4. Проект Федерального закона № 98059899-2 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» (ред. согласительной комиссии, принятая ГД ФС РФ 27.10.1999) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=1895#08789623023688882 5. Указ Президента РФ от 15.09.1994 № 1922 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Молодежь России» // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/6301433/ 6. Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 № 1015 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 годы)» // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/1584755/ 7. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/ 8. Велиханов, М.Т. Анализ результатов контроля за реализацией Посланий Президента РФ // Самоуправление. – 2020. – № 5 (122). – С. 183–187. 9. Волков, Ю.Г., Шаповалов, В.А., Добреньков, В.И., Кадария, Ф.Д., Савченко, И.П. Социология молодежи: учебное пособие / под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. – 576 с. 10. Гнездилова, П.А. Государственная молодежная политика // Sciences of Europe. – 2016. – № 5-4 (5). – C. 34–36. 11. Кон, И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 16 / глав. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд.– М.: Сов. Энциклопедия, 1974. – 615 с. – С. 478. 12. Прошин, М.С. Молодежь как особая социальная группа современного общества // Человеческий капитал. – 2012. – № 1 (37). – С. 31–34. 13. Доклад о глобальной борьбе с туберкулезом за 2017 год // Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/tb/publications/global_report/archive/en/14. Путин: Молодежь – это опора сегодняшнего дня и будущего // Федеральное агентство новостей // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://riafan.ru/1133791-putin-molodezh-eto-opora-segodnyashnego-dnya-i-budushego-rossii
2. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений 170 Вестник университета № 1, 2021 несовершеннолетних» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_23509/
3. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/.
4. Проект Федерального закона № 98059899-2 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» (ред. согласительной комиссии, принятая ГД ФС РФ 27.10.1999) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=1895#08789623023688882
5. Указ Президента РФ от 15.09.1994 № 1922 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Молодежь России» // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/6301433/
6. Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 № 1015 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001–2005 годы)» // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/1584755/
7. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/
8. Велиханов, М.Т. Анализ результатов контроля за реализацией Посланий Президента РФ // Самоуправление. – 2020. – № 5 (122). – С. 183–187.
9. Волков, Ю.Г., Шаповалов, В.А., Добреньков, В.И., Кадария, Ф.Д., Савченко, И.П. Социология молодежи: учебное пособие / под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. – 576 с.
10. Гнездилова, П.А. Государственная молодежная политика // Sciences of Europe. – 2016. – № 5-4 (5). – C. 34–36.
11. Кон, И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 16 / глав. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд.– М.: Сов. Энциклопедия, 1974. – 615 с. – С. 478.
12. Прошин, М.С. Молодежь как особая социальная группа современного общества // Человеческий капитал. – 2012. – № 1 (37). – С. 31–34.
13. Доклад о глобальной борьбе с туберкулезом за 2017 год // Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.who.int/tb/publications/global_report/archive/en/
14. Путин: Молодежь – это опора сегодняшнего дня и будущего // Федеральное агентство новостей // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://riafan.ru/1133791-putin-molodezh-eto-opora-segodnyashnego-dnya-i-budushego-rossii
Вопрос-ответ:
Что включает в себя социальная работа с молодежью?
Социальная работа с молодежью включает различные виды деятельности, направленные на поддержку и содействие развитию молодых людей. Она предполагает оказание помощи в решении социальных и психологических проблем, поддержку в социализации, профессиональной ориентации и трудоустройстве, а также обеспечение доступа к различным услугам и ресурсам.
Какие основные задачи ставит перед собой социальная работа с молодежью?
Основными задачами социальной работы с молодежью являются: помощь в формировании и развитии социальных компетенций, поддержка в самостоятельном принятии решений, оказание содействия в профессиональном становлении и трудоустройстве, предоставление информации и консультаций по социальным вопросам, а также создание условий для развития активной гражданской позиции и участия в общественной жизни.
Какова история развития социальной работы с молодежью?
История развития социальной работы с молодежью началась в конце XIX - начале XX века. В то время были созданы первые учреждения и организации, направленные на помощь и поддержку молодежи. В период Советского Союза социальная работа с молодежью была организована государством и включала широкий спектр деятельности. В настоящее время социальная работа с молодежью продолжает развиваться и включает в себя новые методы и подходы к работе с молодыми людьми.
Какое правовое регулирование существует в области социальной работы с молодежью?
Правовое регулирование социальной работы с молодежью осуществляется на основе нормативных актов, которые устанавливают права и обязанности социальных работников, а также определяют порядок оказания социальных услуг молодежи. Органы, уполномоченные на ведение социальной работы с молодежью, осуществляют контроль за соблюдением этих правил и норм.
Какие основные задачи решает социальная работа с молодежью?
Социальная работа с молодежью решает такие задачи, как помощь в социализации и адаптации молодых людей в обществе, предоставление консультационной и информационной поддержки, помощь в профориентации и трудоустройстве, преодоление социальных проблем и кризисных ситуаций, профилактика негативных явлений в среде молодежи и развитие их потенциала.
На основе каких принципов осуществляется социальная работа с молодежью?
Социальная работа с молодежью осуществляется на основе таких принципов, как целостность и системность подхода, учет индивидуальных особенностей и потребностей молодых людей, активное участие молодежи в процессе принятия решений, ориентация на сотрудничество и партнерство, учет социокультурного контекста и гендерной проблематики.
Какие центры занимаются социальной работой с молодежью?
Социальную работу с молодежью осуществляют различные центры: центры социальной реабилитации и адаптации для молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства, центры социальной поддержки и консультирования, центры развития и самореализации молодежи. Некоторые города также имеют молодежные центры, которые организуют различные мероприятия и программы для молодежи.
Какие органы уполномочены на ведение социальной работы с молодежью?
На ведение социальной работы с молодежью уполномочены различные органы: молодежные службы и отделы по делам молодежи, комитеты и управления по молодежной политике, социально-реабилитационные центры и другие учреждения, занимающиеся вопросами молодежи. Также существуют государственные и негосударственные организации, выполняющие функции социальной работы с молодежью.
Какие нормативно-правовые акты регулируют социальную работу с молодежью?
Социальную работу с молодежью регулируют такие нормативно-правовые акты, как законы о молодежи, о социальной работе, о социальной защите населения, о государственной поддержке молодежных проектов. Также в каждом регионе могут быть утверждены местные нормативно-правовые акты, определяющие порядок организации и проведения социальной работы с молодежью.