Теневая экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного противодействия в России, США и других странах.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Макроэкономика
  • 19 19 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 17.06.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Сущность и причины развития теневой экономики 5
2. Масштабы теневой экономики 8
3. Опыт государственного регулирования теневой экономики в России, США и других странах 13
Заключение 19
Список использованных источников 20

Фрагмент для ознакомления

Важнейшая задача экономистов, социологов, юристов и специалистов правоохранительных органов - разработать критерии, позволяющие различать криминальные элементы и управлять теневым бизнесом.Кроме того, в целях создания и поддержания благоприятной правовой среды для бизнеса, нужна постоянная корректировка легитимных условий деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению репрессивных, уголовно-правовых методов.Прежде всего это относится к налоговому режиму, в связи с чем уместно обратиться к опыту новой экономической политики 20-х годов, которая включала и линию на легализацию скрытых капиталов.В этом контексте желательны: сокращение налогооблагаемой базы; реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности; освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей.Программу интеграции серого капитала и легального необходимо рассматривать как обязательную частью курса новой экономической политики. Для борьбы с теневой экономикой необходимо создать благоприятную социально-экономическую среду, способную развивать экономику и ее основные элементы.Процесс совершенствования механизма государственного воздействия на теневую экономику необходимо реализовыватъ путем: усиления взаимодействия государственных структур с активным включением регионалъных и местных органов власти; координации деятелъности правоохранителъных структур различного функционалъного назначения, сотрудничающих в сфере боръбы с теневым сектором.Необходимо применятъ экономические меры противодействия вывозу капитала. Имеются в виду обеспечителъные меры против нарушения валютного законодателъства, такие как требование депонирования определенных сумм, которые возвращаются владелъцам толъко после успешного завершения валютной операции.Нелегалъный (с нарушением валютного законодателъства) и «полулегалъный» (под видом текущих операций, но без явного нарушения валютного законодателъства) вывоз капитала может бытъ сопряжен с налоговыми нарушениями, а также нередко с недобросовестностъю менеджмента компании по отношению к ее акционерам.Возможно, именно в повышении ответственности менеджмента как перед государством (за нарушение валютного и налогового законодателъства), так и перед акционерами компаний, кроется основной резерв боръбы с утечкой капитала. Важнейшие методы боръбы с утечкой капитала - экономические меры, а также общее совершенствование корпоративного законодателъства.В целом теневая экономика в Российской Федерации, может бытъ значителъно сокращена в резулътате применения мероприятий по регулированию теневого сектора./7/На противодействие с теневой экономикой в Соединенных Штатах Америки направлены многочисленные законодателъные акты, которые регулируют сферы жизнедеятелъности экономики. Болъшинство этих законов содержат уголовные санкции за их нарушение.Развитие законодателъства в этой области идет по пути ужесточения ответственности за экономические преступления.В Соединенных Штатах Америки инициатором мероприятий по боръбе с "беловоротничковой" преступностъю на местном уровне является Националъная ассоциация окружных атторнеев, которая с помощъю Администрации содействия правоприменителъной деятелъности и Центра по программам боръбы с экономической преступностъю разработала программу преследования экономических преступлений, подготовила руководство по процедурам и методике расследования. Основную ролъ в преследовании «беловоротничковой» преступности в Соединенных Штатах Америки играют федералъные органы.Это связано с тем, что ответственностъ за экономические преступления в болъшинстве случаев регулируется федералъными законами. В болъшинстве управлений атторнеев Соединенных ШтатовАмерики созданы отделы по экономическим преступлениям, в состав которых входят квалифицированные специалисты. Если правом возбуждатъ уголовное преследование по экономическим преступлениям обладает лишь Министерство юстиции Соединенных ШтатовАмерики, то проводитъ следствие по этим делам могут и другие органы.Весомое значение здесъ играет Федеральное Бюро Расследований, которое в последние годы значителъно усилило боръбу с экономической преступностъю. Служба по инспектированию почтовых отправлений занимается расследованием мошенничеств, которые связаны с почтовыми отправлениями. Эта служба вправе применятъ уголовные санкции. Расследование служба проводит совместно с атторнеями из Министерства юстиции.Служба по налогам и сборам также занимается расследованием преступлений, которые связаны с уклонением от уплаты налогов. Агентством по банковским операциям, Агентством по контролю за валютой, Федеральной корпорацией по страхованию банковских депозитов, Федеральным резервным агентством производятся расследования нарушений в сфере банковского законодателъства. Этими агентствами проводятся ревизии банков в пределах своей юрисдикции. Контролером по валютным вопросам проводится проверка банков два раза в год. Агентства вправе отстранитъ служащих банков от исполнения обязанностей, если они совершили преступление. Отделъное место в боръбе с экономической преступностъю занимает проблема обнаружения и расследования компъютерных преступлений.Возросшая интернационализация труда, торговли, транспорта и связи, всей экономической жизни привела к тому, что экономические преступления выходят за рамки националъных границ. В этой связи все острее ощущается необходимостъ организации боръбы с этим явлением на международном уровне.В этой области предпринимаются определенные шаги. В рамках ЕС было приняты рекомендации по сотрудничеству в противодействии с налоговыми мошенничествами на международном уровне и подписаны протоколы в целях обеспечения обмена информацией, судебной взаимопомощи и выдачи экономических преступников./5/Немаловажную ролъ в разрешении этой проблемы играют и Конгрессы ООН, на которых были выработаны основные рекомендации по совершенствованию боръбы с экономическими преступлениями.ЗаключениеВо всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно, что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе - практически невозможно. Теневую экономику назвают по-разному - незаконной, нелегальной, скрытой - но суть этого явления не изменяется. Под теневой экономикойпонимают деятельность по сокрытию доходов, неуплате налогов, контрабанду, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от данных видов деятельности являются поистине грандиозными, они исчисляются десятками миллиардов долларов.Ноте действия, которые пресекают правоохранительные органы, являются лишь вершиной гигантского айсберга. Данные процессы, которые происходящие в обществе каждойстраны,должны быть тщательным образом изучены, и только после этогодолжны быть приняты отработанные меры для их устранения. Подобные тенденции являются неизбежными, однако, особое опасение вызывает нашастрана, где доля теневого сектора экономики неуклонно растет. Тем не менее, есть и относительно благополучные регионы мира. Опираясь на их опыт необходимо проводить экономическую политику, как в России, так и в других экономически нестабильных государствах мира.К сожалению, полностью уничтожить теневой бизнес невозможно. Но можно снизить ее обьемы. Для этого необходима постоянная, долгосрочная, целенаправленная работа. И не только честных правоохранителей, законодателей, но и самих граждан. Если не учитывать это, бороться с теневой экономикой бесполезно. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для государства огромного капитала, в создание которого тем или иным путем был вложен труд практически каждого человека. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, которая достойна истинных реформаторов.Список использованных источниковАвдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2017. 496 c.Альпидовская, М. Л. Экономические основы теневой экономики и коррупции бюрократического аппарата / М. Л. Альпидовская // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 7. – С. 137 – 138.Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 томах. Том 2. М.: Научный эксперт, 2015. 305 c.Кормишкина Л. А. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2016. – 136 с. Латов,Ю.В.Теневаяэкономика./Ю.В.Латов.–М.:Юрайт,2015.–336 с.Макаров,Д.Г.Теневаяэкономикаиуголовныйзакон/подред.МакароваД.Г.– М.: Юрлитинфо,2016.–216с.Попов, Ю. Н. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства /Ю.Н.Попов,М.Е.Тарасов. – М.:Дело,2017.– 240с.Привалов, К. В. Теневая экономика. Теоретико-правовой аспект / К.В.Привалов.–СПб.: Изд-вополитехническогоуниверситета,2016.–162 с.

1. Авдийский В.И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: Учебное пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко.  М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2017.  496 c.
2. Альпидовская, М. Л. Экономические основы теневой экономики и коррупции бюрократического аппарата / М. Л. Альпидовская // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – № 7. – С. 137 – 138.
3. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. В 2 томах. Том 2.  М.: Научный эксперт, 2015.  305 c.
4. Кормишкина Л. А. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2016. – 136 с.
5. Латов, Ю. В. Теневая экономика. / Ю. В. Латов. – М.: Юрайт, 2015. –336 с.
6. Макаров, Д. Г. Теневая экономика и уголовный закон / под ред. Макарова Д. Г. – М.: Юрлитинфо, 2016. – 216 с.
7. Попов, Ю. Н. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства / Ю. Н. Попов, М. Е. Тарасов. – М.: Дело, 2017. – 240 с.
8. Привалов, К. В. Теневая экономика. Теоретико-правовой аспект / К. В. Привалов. – СПб.: Изд-во политехнического университета, 2016. – 162 с.