История становления методик развития речи детей дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 30 30 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 25.06.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы исторического становления и развития методик развития речи детей дошкольного возраста 5
1.1. История развития методик за рубежом 5
1.2. Основные периоды и этапы становления методик развития речи детей дошкольного возраста в России 12
Глава 2. Эмпирические аспект применения методики развития речи детей дошкольного возраста 16
2.1. Выявление уровня развития речи у детей дошкольного возраста 16
2.2. Применение методики развития речи детей дошкольного возраста 22
Заключение 29
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

После чтения сказки или небольшого рассказа проводится короткая беседа о прочитанном. Вопросы воспитателя направлены на выявление понимания детьми содержания произведения, последовательности событий, а также понимания некоторых средств художественной выразительности. Одним из приемов, который используется в работе со сказкой, является вопрос. Если ребенок затрудняется в пересказывании, то ему задаются вопросы. Постепенно требования к пересказу возрастают, воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания, выразительной передачи диалога персонажей. Вопросы должны быть разнообразными по своей направленности. Вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Задав вопрос ребенку, воспитатель может напомнить ему соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа. Вопросы также должны помочь детям почувствовать главную идею произведения;2) рассказывание по картинке. Рассказывание по картинке проводится по вопросам и образцу рассказа сказки воспитателя. Первое время дети подражают образцу полностью, а затем педагог подводит их к более самостоятельному рассказыванию сказки. С помощью этого приема детей пяти лет приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки. Детей среднего дошкольного возраста учат составлять главным образом описательные рассказы как по предметным (опиши героя сказки), так и по сюжетным иллюстрациям сказки. Необходимо стремиться, чтобы в этих рассказах дети шире использовали разные категории слов (в том числе прилагательные, наречия) и разные виды предложений;3) рассказывание по игрушке. Рассказывание по игрушке проводится сначала по образцу рассказа воспитателя, а затем дети переходят к составлению рассказа, но плану, который дается педагогом: «Расскажи, как называется этот герой сказки (игрушка), какая он по величине, по цвету, как с ним можно играть» и т. п. В дальнейшем детям предлагают рассказать, нравится ли данный герой сказки (игрушка) и чем, в какой игре можно ее использовать;4) словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, воспитатель задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?»). В свободное от занятий время детям среднего дошкольного возраста предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в группе;5) рассказывание из опыта. Рассказывание из опыта сначала выступает в форме разговора с детьми, в котором они сообщают о близких и понятных им событиях. Детям среднего дошкольного возраста предлагают такие темы из сказок для рассказывания, в которых ярко вырисовывается последовательность действий, например «Как мы: нашли волшебный сундук». Обучение рассказыванию на предложенную тему начинается с составления коллективного рассказа о событии, участниками которого были все дети. Начинает рассказ воспитатель, а дети продолжают, давая небольшие описания, вспоминая некоторые детали. Затем педагог объединяет все высказывания в один рассказ. Л.Б. Фесюкова придает важное значение рассказыванию сказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизводить последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя.Приведем примеры заданий, которые помогают решать задачу развития монологической речи посредством сказки.1) Упражнение на развитие содержательности речи «Игра со сказкой». Цель: формировать умения придумывать разные варианты концовок сказок, использовать разнообразные средства языка. Задание: прослушать сказку, придумать свою концовку сказки. 2) Упражнение «Что было бы, если…». Цель: учить отбирать интересный материал для сюжета (например: «что было бы, если бы царевна-лягушка не умела превращаться в красну-девицу…»). 3) Игра «По кругу». Ребята сидят по кругу стола. В руках педагога несколько карточек, картинкой в низ. Ребёнок берёт из этой стопки карточек одну картинку, например, «книга», и придумывает словосочетание, например, «книга интересная». Эта карточка передаётся следующему ребенку, который дополняет картинку определением и передаёт её дальше по кругу. Ребёнок, который скажет последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и имеет право взять следующую картинку. Игра продолжается вновь, победителем становится тот, у кого из детей накопиться наибольшее количество картинок. 4) Упражнение на развитие логической последовательности речи «Что пропущено?». Задание: предложены две картинки, где изображено начало и конец истории. Рассмотреть внимательно и придумать свой интересный сюжет, который мог быть на недостающем месте. 5) «Картинка». Инструктаж: досконально и последовательно описать всё то, что находится в определённом направлении. Например: ребёнок, осматривая иллюстрацию, должен перечислить и описать всё то, что находится справой стороны.6) «Подбери начало». Цель: ознакомить детей со структурой повествовательного рассказа, учить составлять рассказ из трёх частей. Например: взрослый читает сказку, опуская ее начало. Затем спрашивает детей: «Какой части сказки не хватает? Почему, вы так решили? Вспомните, как начинается сказка».7) Игра «Шкатулка со сказками». Для игры понадобится шкатулка или красивая коробочка, в которой будут находиться несколько любых игрушек (7-10). Инструктаж: воспитатель предлагает детям вынимать любую игрушку из «шкатулки» не подглядывая. Затем, нужно придумать, кем или чем будет эта игрушка в сказке. Далее, первый играющий сказал 2- 3 предложения, следующий ребёнок вынимает другую игрушку и продолжает сказку. Когда история подошла к концу, игрушки собирают вместе и начинается совсем другая история. Важно, чтобы каждое сочинение детей получалось законченным, и чтоб ребенок в различных ситуациях придумывал различные варианты действий, не повторяя предыдущий рассказ. 8) «Что-то – часть чего-то». Для игры понадобится разрезная предметная картинка, состоящая из 12 – 18 частей. Она находится на столе картинкой вниз. Ребёнок по желанию открывает одну картинку. Дети рассматривают её, размышляют, что изображено, на картинке, где ещё может встречаться увиденное. После того как версии закончились дети открывают следующую картинку. И так далее, пока не отгадают что изображено на картинке. 9) «Игра-инсценировка»: Сказка «Лиса и кувшин». Инструктаж: До начала игры дети вместе с педагогом вспоминают сказку «Лиса и кувшин», такой, какой ее знают все. Далее ведущий - педагог предлагает игрокам сыграть эту сказку по–другому. Каждый игрок получает один рисунок (карточку) и играет роль изображенного на нем предмета. Ведущий – педагог назначает одного игрока - лису, а журавль выбирается детьми. Чем больше у детей общих признаков с героями, даже самых невероятных, будет воспроизведено, тем игра будет интереснее. В заключение игры ведущий - воспитатель подводит итог всей игре, сообщая игрокам о том, что, оказывается, даже самые непохожие друг на друга предметы имеют определенное сходство или общий признак. В данной игре развивается умение отбирать необходимый материал для игры, развивается монологическая речь. 10) Игра «По кругу», где нужно было составить словосочетание (подобрать качество или действие предмета). В свободной деятельности или в индивидуальной деятельности с детьми велась работа над симптоматикой слова. Объяснялось детям, что одно слово может иметь разнообразное значение, в зависимости от текста или ситуации общения. Например: замок (дверной) – замок (постройка); ключ (родник) – ключ (от двери) и так далее. ЗаключениеВ рамках настоящего исследования нами теоретически и эмпирически изученыметодики развития речи у детей дошкольного возраста. В теоретическом аспекте нами представлены результаты изучения истории развития методик за рубежом, а так же выделены основные периоды и этапы становления методик развития речи детей дошкольного возраста в России.В эмпирическом аспекте работа проведена с детьми старшего дошкольного возраста на базе исследования. Уровень развития речи у детей выявлялся посредством авторской диагностической методики Т.А. Фотековой «Диагностика устной речи».По ходу констатирующего эксперимента вывялен недостаточный уровень развития речи у испытуемых. Работа по повышению уровня развития речи представлена в рамках формирующего эксперимента с апробацией методики развития речи Тихеевой Е.И. посредством сказки.Таким образом, считаем цель работы достигнутой, задачи выполненными.

Список литературы

1) Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2) Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – М.: Педагогика. – 1988. – 65 с.
3) Богданович М.А. Богданович, М. Голос из Белоруссии. К вопросу о белорусской и великорусской речи в местной школе / М. Богданович // Архивы Беларуси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archives.gov.by/index.php?id=680325. – Дата доступа: 25.02.2013.
4) Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
5) Булычева А.В. Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет. – Социальная сеть работников образования. – 2013. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/30/starshaya-gruppa-spisok-literatury-dlya-detey-5-6-let
6) Водовозова Е.Н. История одного детства.-Л., 1941.-244 с.
7) Даркулова К.Н. Вопросы развития речи етей дошкольного возраста. – Шымкент. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2018/03/05/sbornik_ontogenez.pdf
8) Деснова И.С. Использование сказки как средства развития связной речи у детей 4-5 лет / И.С. Деснова, О.С. Мухина. – 2017. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36383957
9) Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. – М.: Аквариум. – 1996. – 207 с.
10) Лупан С. Поверь в свое дитя. – М.: Аквариум. – 1997. – 104 с.
11) Павлов И.П. Условный рефлекс. – СПб.: Лениздат-классика. – 2014. – 314 с.
12) Рыбников Н.А. Язык ребенка. М.: Педагогика. – 1997. – 69 с.
13) Старжинская Н.С., Дубинина Д.Н., Горбатова Е.Н. История развития методик дошкольного образования в республике Беларусь. – Минск.: БГПУ. – 2011. – 184 с.
14) Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
15) Тихеева Е.И. Методика развития речи. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 161 с.
16) Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2015. – 306 с.
17) Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М.: ГЭОТАР-медиа. – 2010. – 417 с.
18) Ушинский К.Д. Педагогическая литература. – М.: Педагогика. – 2015. – 312 с.
19) Шимов В. Истоки билингвизма в Белоруссии и Украине. – 2013. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://zapadrus.su/rusmir/pubru/816-istoki-bilingvizma-v-belorussii-i-ukraine.html
20) Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко. – М., 1984. – 240 с.
21) Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – М.: Фолио, 2018. – 390 с.
22) Флерина Е.А., Шабад Е.Ю. Живое слово в дошкольных учреждениях. – 1939. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://sheba.spb.ru/za/slovo-detsad-1939.htm
23) Фотекова Т.А. Тестовая методика «Диагностика устной речи» (адаптированная для детей младшего школьного возраста). – 2016. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ulybkasalym.ru/wp-content/uploads/2016/03/test.pdf
24) Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. – М.: Академия. - 2013. – 448 с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты были изучены при историческом становлении и развитии методик развития речи детей дошкольного возраста?

При историческом становлении и развитии методик развития речи детей дошкольного возраста были изучены следующие теоретические аспекты: история развития методик за рубежом и основные периоды и этапы становления методик развития речи детей дошкольного возраста в России.

Какие основные периоды и этапы становления методик развития речи детей дошкольного возраста были выделены в России?

В России были выделены следующие основные периоды и этапы становления методик развития речи детей дошкольного возраста: история развития методик за рубежом и основные периоды и этапы становления методик развития речи детей дошкольного возраста в России.

Какие методики развития речи детей дошкольного возраста были разработаны за рубежом?

За рубежом были разработаны различные методики развития речи детей дошкольного возраста, однако стоит отметить, что статья не подробно описывает эти методики. Она лишь упоминает об истории развития методик за рубежом.

Каким образом определяется уровень развития речи у детей дошкольного возраста?

Определение уровня развития речи у детей дошкольного возраста осуществляется посредством применения эмпирических аспектов методики развития речи. Эти аспекты помогают выявить и оценить различные аспекты речи у детей, такие как грамматика, лексика, произношение и т. д.

Какие методики развития речи детей дошкольного возраста были применены в исследовании?

Исследование применяло методики развития речи детей дошкольного возраста для выявления и оценки уровня развития их речи. Конкретные методики, используемые в исследовании, не указаны в статье.

Какие есть методики развития речи детей дошкольного возраста?

Существует большое количество методик развития речи детей дошкольного возраста, как в России, так и за рубежом. В России одной из самых известных является методика "Развитие речи детей дошкольного возраста" разработанная В.В. Давыдовой и Л.Л. Захаровой. За рубежом популярны методики "Монтессори", "Фрейберга", "Петерсона" и другие.

Какие этапы становления методик развития речи детей дошкольного возраста в России?

В России методика развития речи детей дошкольного возраста прошла несколько этапов становления. Сначала были разработаны первые модели методик развития речи, затем появились более систематизированные методики и методические пособия. В последние годы активно развиваются компьютерные программы и интерактивные методики развития речи.

Почему методики развития речи детей дошкольного возраста так важны?

Методики развития речи детей дошкольного возраста имеют большое значение, так как помогают развивать коммуникативные навыки ребенка, его словарный запас, грамотность и позволяют ему выразить свои мысли и чувства. Кроме того, развитие речи влияет на развитие мышления, внимания и памяти.