Образ Елены в драме Э.Верхарна «Елена Спартанская»
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 17.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ОБРАЗ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 5
1.1 Термин «образ» в литературе, его функционирование 5
1.2 Понятие архетипа 9
1.3 Образ Елены в литературе 11
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОБРАЗА ЕЛЕНЫ В ДРАМЕ Э. ВЕРХАРНА «ЕЛЕНА СПАРТАНСКАЯ» 16
2.1 Краткая информация об авторе и его произведении 16
2.2 Образ Елены в произведении Э. Верхарна 17
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
» [7, с.31].В тексте произведения «Елена Спартанская» прослеживается тема кровных связей и кровосмешения. Образ Елены настолько магически привлекательный, что в нее влюбляется ее родной брат Кастор: «Ее люблю, с безумием, с исступлением, любовью огненной, внезапной, властной. И рад я чувствовать, как это пламя меня палит» [7, с.48]. Дочь Агамемнона Электра тоже влюбляется в Елену. Электра следующим образом выражает свои чувства к Елене: «Я сердце чувствую в груди как пламя! Оно меня палит, и угрызает, и ужасает!..Я плачу, я кричу, я умираю, и я – люблю» [7, с. 47]. Образ Елены очень противоречив в произведении Э. Верхарна. С одной стороны ее красота – губительная сила, а с другой – преображающая. Люди, подвластные ее обаянию, не способны справиться со страстью и зачастую переступают собственные нравственные законы. Прослеживается в произведении «Елена Спартанская» и образ Елены как трофея. В классической литературе это явление достаточно распространено. Елена зачастую выступала наградой за победу в войне. В словах ее брата Кастора можно проследить данную тематику: «…Слава и красота ее даны как ставка, из-за которой…цари и люди подымают битвы» [7, с. 28]. Елена тут представлена как вдохновительница войн и сражений, но не как человек, вдохновляющий на сражение и победу, а как вещь: «Тому принадлежит она, кто смеет ее любить, и взять, и защитить» [7, с.28].Заметим, что Елена сама в определенный момент становится заложницей и жертвой собственной красоты. В научной статье Т.Г. Денисмана и Н.Д.Эфроса отмечено, что «сама того не желая, она все вокруг себя разрушает; вновь – и с неотвратимой силой – возбуждает она чудовищные страсти и становится причиной…невообразимых опустошений» [10, с.574].Отметим, что в произведении есть моменты, когда читатель осознает, что Елена и сама понимает разрушительное воздействие своей красоты: «Я жизнь свою безжалостно разбила…Я за собой влеку все преступления и взрыв убийств и медленность измен». Елена сравнивает себя со смертью, с гибелью, с разрушением: «Я - смерть», «для всех я - гибель», «Брожу, как ночь, как скорбь, как разрушение» [7, с.88]. Перед собственным влиянием Елена испытывает страх: «Все глаза, что смотрят на меня, желаньем возгораются» [7, с.50], «мне страшно произнести простое слово, чтоб в душах не зажечь глухих желаний» [7, с. 51]. Необычность образа Елены Э. Верхарна заключается в том, что поэт наделяет героиню способностью менять собственные взгляды и приобретать новые черты: «Возвратилась я к тебе иной и лучшей. Стало ясно душе прозревшей, счастьем каким она пренебрегла, твой дом покинув. Я снова здесь, но странно измененная. Я вновь с тобой, но я - другая» [7, с.40].Смерть Менелая является ключевым моментом изменения образа Елены, Она очень сильно переживает из-за смерти супруга, которая лишила Елену мужества, решительности и способности противостоять миру: «Слезы, последние слезы! Я их тебе отдаю, Царь Менелай»; «…эта смерть, в моей душе и в существе моем, убила все мечты, и все желания, и весь посев последних, поздних вздохов» [7, с.82]. После изменений старший брат покидает Елену со словами: «тебя уж нет, ты больше – не Елена!» [7, с.82].При помощи такого образа Елены Э. Верхан пытается показать проблемы нового, наступающего ХХ века. Тут и разрыв с природой, и нарушение гармонии между человеком и миром. С точки зрения простого народа в произведении Елена – это воплощение надежды на существование, смысл жизни. Ее красота помогает людям выживать в мире, который наполнен злобой. Корыстью и эгоизмом. После смерти Елена попадает к Зевсу, который обвиняет ее в том, что она не смогла возвыситься душой: «Сердце твое не сумело возвыситься в горе и скорби» [7, c.89]. Профессор И.Д. Шкунаева в своем исследовании отмечает, что в этом моменте Э. Верхарн воплотил главный замысел своей работы – опасность разрыва между красотой, разумом и чувством, «превращения ее из великой созидательной в великую разрушительную силу» [21, с.221].ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2Проанализировав информацию о поэте Э. Верхарне, отметим, что своим произведением «Елена Спартанская» Э. Верхарн внес вклад в символическую драму. Эта книга была издана в 1909 году. В данном произведении Новейшего времени функционирует античный цикл мифов о Троянской войне и самый яркий из античных образов – образ Елены Прекрасной.Проанализировав образ Елены в произведении «Елена Спартанская», можем сказать, что многое в этом образе мы уже встречали в произведениях других поэтов и писателей, однако есть и некоторое новаторство Э. Верхарна в созданном им образе. Э. Верхарн наделяет образ Елены способностью анализировать собственные поступки и менять свое поведение. Елена эволюционирует в произведении, она осознает, что творит ее красота, а смерть ее супруга Менелая окончательно меняет ее поведение. Даже старший брат Елены признает, что она уже не та, которой была раньше, и уходит от нее. Главная идея произведения воплощена в моменте, когда Елена попадает к Зевсу. Главный замысел Э. Верхарна в «Елене Спартанской» – опасность разрыва между красотой, разумом и чувством.ЗАКЛЮЧЕНИЕ1.Проанализировав понятие образ, мы выяснили, что художественные образы – это художественно представленные картины реальной человеческой жизни, которые представляют собой эстетическую ценность. Для литературы понятия «художественный образ» и «образ» являются ключевыми.2.Для нашего исследования особенно важна трактовка понятия архетип. В мировом литературоведении сложились разные взгляды на понятие архетипа. Однако до сих пор единой трактовки архетипа в литературе не существует.3.Рассмотрев воплощение образа Елены в различных произведениях, нами было определено, что данный архетип очень популярен в художественной литературе. Он воплощался как в произведениях античной литературы, так и в более современных.4.Проанализировав информацию о поэте Э. Верхарне, отметим, что своим произведением «Елена Спартанская» Э. Верхарн внес вклад в символическую драму. Эта книга была издана в 1909 году. В данном произведении Новейшего времени функционирует античный цикл мифов о Троянской войне и самый яркий из античных образов – образ Елены Прекрасной.5. Проанализировав образ Елены в произведении «Елена Спартанская», можем сказать, что многое в этом образе мы уже встречали в произведениях других поэтов и писателей, однако есть и некоторое новаторство Э. Верхарна в созданном им образе. Э. Верхарн наделяет образ Елены способностью анализировать собственные поступки и менять свое поведение. Елена эволюционирует в произведении, она осознает, что творит ее красота, а смерть ее супруга Менелая окончательно меняет ее поведение. Даже старший брат Елены признает, что она уже не та, которой была раньше, и уходит от нее. Главная идея произведения воплощена в моменте, когда Елена попадает к Зевсу. Главный замысел Э. Верхарна в «Елене Спартанской» – опасность разрыва между красотой, разумом и чувством.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАшаева А.В., Чиглинцев Е.А. Рецепция Античности: актуальные исследовательские тенденции в современном зарубежном антиковедении (опыт историографического обзора) // Ученые записки Казанского государственного университета. 2012. № 3, т. 154. С. 162–171.Большакова, А. Ю. Архетип - миф - концепт (рубеж XX-XXI вв.). Теории архетипа [Текст] / А. Ю. Большакова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Ульяновский гос. технический ун-т, Каф. "Филология, изд. дело и ред.", Открытое междунар. науч. сообщество "Русская словесность: духовно-культурные контексты". - Препринт. - Ульяновск : УлГТУ, 2011.Борисова, Е. Б. Художественный образ в английской литературе XX века: типология-лингвопоэтика-перевод: диссертация ... доктора филологических наук: 10.02.04, 10.02.20 / Борисова Е. Б.; - Самара, 2010. - 383 с.Брюсов В.Я. В гостях у Верхарна. Из записной книжки // Дневники. Автобиографическая проза. Письма / сост., вступ. ст. Е.В. Ивановой. М.: ОЛМА – ПРЕСС Звездный мир, 2002. - С. 250–259.Валгина, Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. - М. : Логос, 2003. – 278 с.Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовская. - М.: Высш. шк.,1940. - 408 с.Верхарн Э. Елена Спартанская / пер. В. Брюсов. М., 1909. 92 с.Виноградов, В. В. О теории художественной речи : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по филол. специальностям / В. В. Виноградов. - Изд. 2-е, испр. - М. :Высш. шк. (ВШ), 2005. – 286 с.Выготский, Л. С. Психология искусства / Лев Выготский. - Москва: Эксмо, 2019. - 287 с.Денисман Т.Г., Эфрос Н.Д. Переписка с Эмилем Верхарном 1906–1914 // Литературное наследие. М., 1976. Т. 58. С. 546–621.Кирилина А. В. Гендер: Лингвистические аспекты / А.В. Кириллина М.: Издательство «Институт социологии РАН», 1999. 180 с.Коган М.А. и др. Мифологический словарь / М.А. Коган М.: Просвещение, 1965. 299 с.Крупчанов, Л. М. Теория литературы: учебник / Л. М. Крупчанов. - Москва : Флинта : Наука, 2012. – 358 с.Кушниренко, А. А. Семантика компонентов архетипического комплекса литературного произведения / А.А. Кушниренко // Наука и современность. Тверь, 2010. – с. 132-135.Кэмпбелл, Д. Тысячеликийгерой: [Пер. с англ.] / Джозеф Кэмпбелл; [Вступ. ст. Н. Калины]. - М.: РЕФЛ-бук ; Киев : АСТ, 1997. – 378 с.Лосев, А.Ф. Мифология греков и римлян / А.А. Тахо-Годи, Н.Н. Маханькова. – М.: «Мысль», 1996. – 489 с.Тимофеев, Л. И. Проблемы теории литературы / Л. И. Тимофеев. - Москва: Гос. учебно-пед. изд-во, 1955. – 301 с.Фрай, Н. «Архетипы литературы». Антология Нортона: теория и критика / Эд. Винсент Б. Лейтч. Нью-Йорк: Нортон, 2001. 1445–1457.Шарыпина Т. А. Проблема взаимодействия видов искусства в немецкой философско-эстетической мысли на рубеже ХIХ–ХХ вв. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. №4. С. 993–997.Шахбаз, С. А. С. Образ и его языковое воплощение (на материале английской и американской поэзии): диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.04 / Шахбаз С. А. С. - Москва, 2010. - 242 с.ШкунаеваИ. Д. Елена Спартанская / И.Д. Шкунаева // Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. Очерки. М.: Искусство, 1973. С. 219–222.Юнг К. Г. Архетип и символ: [Перевод / Карл Густав Юнг; Предисл. А. М. Руткевича, с. 5-22; Примеч. В. М. Бакусева и др.]. - Москва : Ренессанс, 1991. – 297 с.Литературный энциклопедический словарь / [подгот. Е. И. Бонч-Бруевич и др.]; под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - Москва: Сов. энцикл., 1987. - 750, с.Turquet-Milnes G. Verhaeren // Some Modern Belgian Writers. A Critical Study. New York, 1917. P. 68–73.
1. Ашаева А.В., Чиглинцев Е.А. Рецепция Античности: актуальные исследовательские тен денции в современном зарубежном антиковедении (опыт историографического обзора) // Ученые записки Казанского государственного университета. 2012. № 3, т. 154. С. 162–171.
2. Большакова, А. Ю. Архетип - миф - концепт (рубеж XX-XXI вв.). Теории архетипа [Текст] / А. Ю. Большакова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Ульяновский гос. технический ун-т, Каф. "Филология, изд. дело и ред.", Открытое междунар. науч. сообщество "Русская словесность: духовно-культурные контексты". - Препринт. - Ульяновск : УлГТУ, 2011.
3. Борисова, Е. Б. Художественный образ в английской литературе XX века: типология-лингвопоэтика-перевод: диссертация ... доктора филологических наук: 10.02.04, 10.02.20 / Борисова Е. Б.; - Самара, 2010. - 383 с.
4. Брюсов В.Я. В гостях у Верхарна. Из записной книжки // Дневники. Автобиографическая проза. Письма / сост., вступ. ст. Е.В. Ивановой. М.: ОЛМА – ПРЕСС Звездный мир, 2002. - С. 250–259.
5. Валгина, Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. - М. : Логос, 2003. – 278 с.
6. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовская. - М.: Высш. шк.,1940. - 408 с.
7. Верхарн Э. Елена Спартанская / пер. В. Брюсов. М., 1909. 92 с.
8. Виноградов, В. В. О теории художественной речи : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по филол. специальностям / В. В. Виноградов. - Изд. 2-е, испр. - М. : Высш. шк. (ВШ), 2005. – 286 с.
9. Выготский, Л. С. Психология искусства / Лев Выготский. - Москва: Эксмо, 2019. - 287 с.
10. Денисман Т.Г., Эфрос Н.Д. Переписка с Эмилем Верхарном 1906–1914 // Литературное наследие. М., 1976. Т. 58. С. 546–621.
11. Кирилина А. В. Гендер: Лингвистические аспекты / А.В. Кириллина М.: Издательство «Институт социологии РАН», 1999. 180 с.
12. Коган М.А. и др. Мифологический словарь / М.А. Коган М.: Просвещение, 1965. 299 с.
13. Крупчанов, Л. М. Теория литературы: учебник / Л. М. Крупчанов. - Москва : Флинта : Наука, 2012. – 358 с.
14. Кушниренко, А. А. Семантика компонентов архетипического комплекса литературного произведения / А.А. Кушниренко // Наука и современность. Тверь, 2010. – с. 132-135.
15. Кэмпбелл, Д. Тысячеликий герой: [Пер. с англ.] / Джозеф Кэмпбелл; [Вступ. ст. Н. Калины]. - М.: РЕФЛ-бук ; Киев : АСТ, 1997. – 378 с.
16. Лосев, А.Ф. Мифология греков и римлян / А.А. Тахо-Годи, Н.Н. Маханькова. – М.: «Мысль», 1996. – 489 с.
17. Тимофеев, Л. И. Проблемы теории литературы / Л. И. Тимофеев. - Москва: Гос. учебно-пед. изд-во, 1955. – 301 с.
18. Фрай, Н. «Архетипы литературы». Антология Нортона: теория и критика / Эд. Винсент Б. Лейтч. Нью-Йорк: Нортон, 2001. 1445–1457.
19. Шарыпина Т. А. Проблема взаимодействия видов искусства в немецкой философско-эстетической мысли на рубеже ХIХ–ХХ вв. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. №4. С. 993–997.
20. Шахбаз, С. А. С. Образ и его языковое воплощение (на материале английской и американской поэзии): диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.04 / Шахбаз С. А. С. - Москва, 2010. - 242 с.
21. Шкунаева И. Д. Елена Спартанская / И.Д. Шкунаева // Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. Очерки. М.: Искусство, 1973. С. 219–222.
22. Юнг К. Г. Архетип и символ: [Перевод / Карл Густав Юнг; Предисл. А. М. Руткевича, с. 5-22; Примеч. В. М. Бакусева и др.]. - Москва : Ренессанс, 1991. – 297 с.
23. Литературный энциклопедический словарь / [подгот. Е. И. Бонч-Бруевич и др.]; под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - Москва: Сов. энцикл., 1987. - 750, с.
24. Turquet-Milnes G. Verhaeren // Some Modern Belgian Writers. A Critical Study. New York, 1917. P. 68–73.
Вопрос-ответ:
Какова тема статьи?
Тема статьи - образ Елены в драме "Елена Спартанская" Э. Верхарна.
Какие теоретические основы рассматриваются в первой главе?
В первой главе рассматриваются понятие образа в литературе и его функционирование, понятие архетипа и образ Елены в литературе.
Как автор кратко описывает произведение "Елена Спартанская" Э. Верхарна?
Автор кратко описывает произведение "Елена Спартанская" Э. Верхарна.
Какой образ Елены рассматривается в статье?
Статья рассматривает образ Елены в драме "Елена Спартанская" Э. Верхарна.
Какие выводы делаются по второй главе?
Во второй главе делаются выводы по анализу образа Елены в драме "Елена Спартанская" Э. Верхарна.
Какие термины связаны с понятием образ в литературе?
В литературоведении существует несколько терминов, связанных с понятием образ в литературе, таких как "образ-знак", "образ-символ", "образ-антитеза", "образ-метафора" и другие.
Что такое архетип и как он связан с образом Елены в литературе?
Архетип - это прототипный образ, который представляет собой нечто первоначальное и универсальное. Образ Елены в литературе также может быть рассмотрен как архетип, так как она является символом красоты, соблазна и силы.
Какова роль образа Елены в драме "Елена Спартанская" Э. Верхарна?
Образ Елены в драме "Елена Спартанская" выполняет роль ключевого персонажа, вокруг которого разворачивается сюжет. Она является объектом желания многих мужчин и источником конфликта между героями.
Как автор Э. Верхарн описывает образ Елены в своей драме?
Характеристика образа Елены в драме Э. Верхарна "Елена Спартанская" включает в себя описание ее внешности, красоты, силы притяжения и ее влияние на других персонажей. Она изображена как желанная женщина, способная влиять на судьбы мужчин.
Что можно сказать о функционировании образа Елены в литературе?
Образ Елены в литературе функционирует как символ красоты и соблазна. Она часто выступает в роли объекта вожделения и стремления для героев произведений. Ее образ может иметь различные трактовки и интерпретации в разных литературных произведениях.