Особенности истории, теории и методики преподавания академического пения
Заказать уникальный реферат- 21 21 страница
- 17 + 17 источников
- Добавлена 22.06.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Обучение академическому пению: исторический аспект 4
2. Характеристика русской классической вокальной школы XIX века 8
3. Особенности методики 11
4. Перспективы развития преподавания исполнительского искусства 16
Заключение 20
Список литературы 21
Образцы классической вокальной школы пения остаются за рамками внимания основной массы слушателей, это приводит к постепенному стиранию исполнительского эталона классического вокального искусства не только у рядовых слушателей, но и в представлении большей части начинающих певцов и преподавателей вокала [15].Так исторически сложилось, что в основном педагоги-вокалисты – практики и мало кто из них описывал в трудах свою методику преподавания. В основном каждый держал частную методику при себе и очень ревностно относился к тому, чтобы «посторонний» взгляд не присутствовал на уроке, мало говорили (или совсем не говорили) о том, как преподавать пение. Частная методика конкретного маэстро передавалась через его учеников. Так было на протяжении нескольких веков, начиная с конца XVI в. К сожалению, это практикуется и сейчас. От педагогов вокала часто можно услышать такие высказывания: «Вокал – это темная лошадка», «Кто поет, тот не пишет», «Пению учишься всю жизнь», «В консерваторию на вокальное отделение поступают с полей», «Пению научиться сложно, так как инструмент спрятан внутри тебя», «Если есть голос, то он распоется» и т. д., но тем, как именно преподавать пение, делятся очень мало.Большинство молодых педагогов-вокалистов, закончив вуз, преподают так, как их учили только в индивидуальном классе вокала, не обогащая своего педагогического багажа знаниями в области методики преподавания академического пения и «методического инструментария». Снова прослеживается эмпирический подход в обучении пению. Чаще всего на практике мы наблюдаем педагога уже в возрасте – это певец-исполнитель, ушедший со сцены, который всю свою творческую жизнь совершенствовал только свой голос. Многие не имеют педагогического опыта, поэтому в вокальную педагогику приходят опять лишь с эмпирикой. К нужному результату, хорошему, правильному пению своих подопечных приходят методом проб и ошибок (иногда так ничего и не получается). Поэтому, к сожалению, мы можем наблюдать испорченные и проблемные голоса либо использование не всех элементов обучения академическому пению, составляющих базу классического вокала [16]. Очень чревато такое вокальное «образование» в формировании и воспитании детского голоса, т. к. психофизиология и мышечная память голосового аппарата ребенка запоминают надолго, выйти далее на верный «вокальный путь» и исправиться – сложно. Критическая современная ситуация в области настоящей профессиональной вокально-педагогической и методической литературы (как К.М. Мазурин, Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, И.К. Назаренко, Л.Б. Дмитриев, Л.К. Ярославцева, М.С. Агин, Ю.И. Алиев и другие) тоже сказывается на педагогическом мастерстве молодого специалиста. Можно встретить «вокальную» литературу, авторы которой совершенно не имеют отношения к академическому вокалу (но пишут почему-то о нем), либо выходят в свет частные вокально-хоровые методики, претендующие на альтернативу (иногда даже и замену) классической методики пения. К таким «методикам» представители классической вокальной школы относятся очень настороженно, так как выдержка в плане исторического времени пока мала, да и результат (то есть голосовое развитие и формирование певческого эталона) желает быть лучшим.Критическая современная ситуация в области настоящей профессиональной вокально-педагогической и методической литературы (как К.М. Мазурин, Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, И.К. Назаренко, Л.Б. Дмитриев, Л.К. Ярославцева, М.С. Агин, Ю.И. Алиев и другие) тоже сказывается на педагогическом мастерстве молодого специалиста. Можно встретить «вокальную» литературу, авторы которой совершенно не имеют отношения к академическому вокалу (но пишут почему-то о нем), либо выходят в свет частные вокально-хоровые методики, претендующие на альтернативу (иногда даже и замену) классической методики пения. К таким «методикам» представители классической вокальной школы относятся очень настороженно, так как выдержка в плане исторического времени пока мала, да и результат (то есть голосовое развитие и формирование певческого эталона) желает быть лучшим. Существует художественная и мемуарная литература, где певец в конце своей яркой исполнительской деятельности описывает биографию и воспоминания. Хорошо, если он вспомнит вокально-технические упражнения, по которым обучался в классе академического вокала (на этом методика заканчивается)[17]. Обозначенные проблемы, на наш взгляд, препятствуют развитию вокально-педагогического мастерства, методики обучения студентов академическому пению. Хочется пожелать всем представителям современного вокального образования как можно меньше иметь профессиональных, в том числе и голосовых, проблем, уметь отличать истинное певческое наследие от бурной сегодняшней пены сиюминутных, эгоистичных «методик»; приобрести настоящую вокальную школу, т. е. пройти постепенное, поэтапное и системное развитие в вокальном (индивидуальном) плане, подкрепленное серьезной теоретической и вокально-методической базой.ЗаключениеСовременное музыкальное образование в целом, и вокальное образование в частности, в настоящее время переживают достаточно сложный этап своего развития. Отличительной его чертой является проведение на всех ступенях музыкально-образовательного процесса сложных, а порой и достаточно болезненных изменений (реформ).К академическому вокалу принято относить: литургическое, оперное, камерное пение и бельканто.Академический вокал появился на основе народного, фольклорного вокала и с течением времени приобретал собственные правила и рамки, за которые не принято выходить в профессиональном пении. Рамки профессионального вокала строились на понятии красоты и дошли до нас в виде правил классического пения. Обучение академическому пению имеет свою специфику, которая заключается, во-первых, в индивидуальной форме обучения; во-вторых, в особенностях музыкально-исполнительского инструмента вокалиста: голосовой аппарат, слух и весь организм певца. Индивидуальный голосовой инструмент певца «спрятан» внутри. Он контролируется слухом и субъективными внутренними вибрационно-мышечными ощущениями как со стороны обучающегося академическому пению, так и педагога-вокалиста. Именно поэтому для эффективного обучения академическому пению важным условием являются индивидуальные психолого-физиологические особенности певца. Список литературыАлександрова В.Г. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм / В.Г. Александрова М.В. Богуславский. – М.: МГПУ, 2007. – 311 с.Антонова Л.В. Становление вокального образования в России / Л.В. Антонова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. Ч. I. – 2008. – № 35 (76). – С. 29-34. Антонова Л.В. О содержании обучения академическому пению / Л.В. Антонова // Телескоп: научный альманах. – Вып. 23. – Самара: НТЦ, 2010. – С. 46-55. Антонова Л.В. Методика обучения студентов академическому пению: история и проблемы исследования / Л.В. Антонова // Поволжский педагогический вестник. – 2014. – № 3 (4). – С. 70-74. Богуславский М.В. История отечественной педагогики ХХ века: единство непрерывности и дискретности / М.В. Богуславский // Педагогика. – 2009. – № 6. – С. 84-96.Далецкий О.В. Обучение пению: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств. 2-e изд., перераб. М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 1999. –108 с.Диневич Ю. Класс сольного пения: Методика сознательного управления голосообразованием / Ю. Диневич. – Тула, 2005. – 60 с.ДмитриевЛ.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1996. – 368 с.Косовцов Н.Е. Истоки профессионального вокального образования в России XVIII века / Н.Е. Косовцов, Л.А. Рапацкая // Среднее профессиональное образование. − 2015. − №1. − С. 52-55.Косовцов Н.Е. Классическое вокальное образование в России в XIX веке. Теоретические основы и традиции / Н.Е. Косовцов // Ценности и смыслы. – 2018. − № 1 (53). – С. 45-64.Косовцов Н.Е. Вокально-педагогические традиции в творчестве педагогов-вокалистов XIX века / Н.Е. Косовцов // Проблемы современного образования. – 2018. − № 2. – С. 113-120.Куликова С.В. Совершенствование историко – педагогического образования: проблемы и перспективы // С.В. Куликова, М.В. Богуславский // Психолого-педагогический поиск. – 2013. – № 1(25). –С. 50-60.Львов М.Л. Из истории вокального искусства / М.Л. Львов. – М.: Музыка, 1964. – 228 с. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / А.Г. Менабени. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.Плужников К.И. Механика пения / К.И. Плужников. – СПб.: Композитор, 2004. – 88 с.Рудин Л.Б. Основы голосоведения / Л.Б. Рудин. – М.: Граница, 2009. – 104 с.Чернова Л.В. Обучение школьников вокально-хоровому искусству на основе традиций русской певческой школы // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 5. – С. 192-197.
1. Александрова В.Г. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм / В.Г. Александрова М.В. Богуславский. – М.: МГПУ, 2007. – 311 с.
2. Антонова Л.В. Становление вокального образования в России / Л.В. Антонова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. Ч. I. – 2008. – № 35 (76). – С. 29-34.
3. Антонова Л.В. О содержании обучения академическому пению / Л.В. Антонова // Телескоп: научный альманах. – Вып. 23. – Самара: НТЦ, 2010. – С. 46-55.
4. Антонова Л.В. Методика обучения студентов академическому пению: история и проблемы исследования / Л.В. Антонова // Поволжский педагогический вестник. – 2014. – № 3 (4). – С. 70-74.
5. Богуславский М.В. История отечественной педагогики ХХ века: единство непрерывности и дискретности / М.В. Богуславский // Педагогика. – 2009. – № 6. – С. 84-96.
6. Далецкий О.В. Обучение пению: Учеб. пособие для вузов культуры и искусств. 2-e изд., перераб. М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 1999. – 108 с.
7. Диневич Ю. Класс сольного пения: Методика сознательного управления голосообразованием / Ю. Диневич. – Тула, 2005. – 60 с.
8. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – 2-е изд. – М.: Музыка, 1996. – 368 с.
9. Косовцов Н.Е. Истоки профессионального вокального образования в России XVIII века / Н.Е. Косовцов, Л.А. Рапацкая // Среднее профессиональное образование. − 2015. − №1. − С. 52-55.
10. Косовцов Н.Е. Классическое вокальное образование в России в XIX веке. Теоретические основы и традиции / Н.Е. Косовцов // Ценности и смыслы. – 2018. − № 1 (53). – С. 45-64.
11. Косовцов Н.Е. Вокально-педагогические традиции в творчестве педагогов-вокалистов XIX века / Н.Е. Косовцов // Проблемы современного образования. – 2018. − № 2. – С. 113-120.
12. Куликова С.В. Совершенствование историко – педагогического образования: проблемы и перспективы // С.В. Куликова, М.В. Богуславский // Психолого-педагогический поиск. – 2013. – № 1(25). – С. 50-60.
13. Львов М.Л. Из истории вокального искусства / М.Л. Львов. – М.: Музыка, 1964. – 228 с.
14. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / А.Г. Менабени. – М.: Просвещение, 1987. – 95 с.
15. Плужников К.И. Механика пения / К.И. Плужников. – СПб.: Композитор, 2004. – 88 с.
16. Рудин Л.Б. Основы голосоведения / Л.Б. Рудин. – М.: Граница, 2009. – 104 с.
17. Чернова Л.В. Обучение школьников вокально-хоровому искусству на основе традиций русской певческой школы // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 5. – С. 192-197.
Вопрос-ответ:
Каковы особенности истории теории и методики преподавания академического пения?
История теории и методики преподавания академического пения объединяет в себе различные подходы и методы, которые развивались на протяжении времени. В разных эпохах были свои уникальные особенности, связанные с музыкальными трендами, технологиями и культурным контекстом.
Как можно характеризовать русскую классическую вокальную школу XIX века?
Русская классическая вокальная школа XIX века была отлична своими высокими требованиями к технике пения, эмоциональной экспрессии и музыкальности. Она имела свои уникальные особенности, такие как большое внимание к русскому языку, глубокому пониманию текста и разнообразным вокальным эффектам.
Какие особенности можно выделить в методике преподавания академического пения?
Методика преподавания академического пения включает в себя комплексный подход, который объединяет работу над техникой, музыкальностью, интерпретацией и артистическим исполнением. Одной из основных задач является развитие голосовых возможностей, расширение диапазона, улучшение резонанса и интонации, а также развитие музыкального слуха и вокальной выразительности.
Какие перспективы развития преподавания исполнительского искусства?
В современном мире существует множество новых технологий и подходов, которые могут быть использованы для улучшения преподавания исполнительского искусства. Это включает в себя развитие виртуальных тренажеров для тренировки голоса, использование видео-инструкций и онлайн-платформ для обучения, а также разработку новых методик и подходов, основанных на современных научных исследованиях в области вокала.
Почему классическая вокальная школа остается за рамками внимания основной массы слушателей?
Классическая вокальная школа остается за рамками внимания основной массы слушателей, поскольку она требует специального образования и понимания музыкальных традиций. Кроме того, современная музыкальная индустрия и массовая культура часто предпочитают более коммерчески успешные жанры и исполнителей, что может отвлекать внимание от классического вокала.
Каковы особенности истории теории и методики преподавания академического пения?
История теории и методики преподавания академического пения включает в себя развитие и эволюцию подходов к обучению вокалу. Сначала акцент был сделан на технических аспектах, таких как правильное дыхание и артикуляция. Позднее, вместе с развитием психологии и музыкальной интерпретации, в методиках преподавания стали уделять больше внимания выразительности и эмоциональной передаче музыкального материала.
Какие характеристики присущи русской классической вокальной школе XIX века?
Русская классическая вокальная школа XIX века отличается особым подходом к технике пения. Она привязывает воспроизведение звука к естественным физиологическим процессам человеческого голоса, основывается на правильном дыхании и развитии грудной клетки. Важным элементом этой школы является также музыкальное выражение и неподдельность исполнения.
Каковы особенности методики преподавания академического пения?
Методика преподавания академического пения включает в себя не только технические аспекты, но и воспитание музыкальности, выразительности и эмоциональности исполнения. Она также предполагает развитие музыкального слуха и способности к интонированию, а также понимание музыкальной формы и стиля.
Какие перспективы развития преподавания исполнительского искусства можно выделить?
Перспективы развития преподавания исполнительского искусства включают в себя применение новых технологий для анализа и улучшения вокальной техники, развитие интерактивных учебных материалов и онлайн-курсов, а также углубление исследований в области психологии музыкального исполнительства.
Каковы особенности истории теории и методики преподавания академического пения?
История теории и методики преподавания академического пения имеет свои особенности. В процессе развития музыкального искусства формировались различные школы и направления, которые оказывали влияние на методику обучения пению. Одним из наиболее известных направлений является русская классическая вокальная школа XIX века. Также существуют различные методические подходы, которые применяются в обучении академическому пению.
Какие особенности характерны для русской классической вокальной школы XIX века?
Русская классическая вокальная школа XIX века отличается своими особенностями. Она базируется на классических принципах и традициях, включает в себя различные методы обучения и придерживается высокого исполнительского эталона. Характерные черты этой школы включают глубокий эмоциональный контроль, гибкость вокального аппарата, техническую виртуозность и особое внимание к музыкальному выражению. Русская классическая вокальная школа XIX века оказывала значительное влияние на развитие музыкального искусства и методики преподавания пения.