Развитие школьного образования в Коми автономии в 1921-1941 гг.
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 60 + 60 источников
- Добавлена 02.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР 1921-1941 ГГ. 7
1.1 Факторы и условия развития 7
1.2 Основные направления и итоги развития советского школьного образования (1917-1941 гг.)" 10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОМИ АВТОНОМИИ 1921-1941 ГГ. 16
2.1 Отношения местного правительства к развитию народного образования в Коми 16
2.2 Новые образовательные технологии. Особенности развития Коми национальной школы 17
2.3 Материально-техническая база коми национальной школы 22
2.4 Подготовка педагогических кадров для Коми национальной школы 26
Заключение 33
Список литературы 35
Таким образом, за годы Советской власти в Сыктывкаре были проведены коренные социалистические преобразования, в ходе которых формировался новый человек, воспитанный партией в духе коммунистической идеологии, коллективизма и взаимопомощи, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Благодаря ленинской национальной политике партии, постоянной помощи со стороны Советского государства в Коми крае была создана национальная школа, литература, искусство, выросли кадры местной интеллигенции, получили развитие все стороны духовной и культурной жизни трудящихся. 2.4 Подготовка педагогических кадров для Коми национальной школыНеотъемлемой и наиболее важной фигурой в системе народного образования является школьный работник - учитель. Именно поэтому ситуация в учительской среде определяет положение школы, отражает то, насколько точно проводится на местах политика центра в образовательной сфере, а значит, и свидетельствует об успехе или неудаче этой политики.Педагогические кадры являются самыми видными и многочисленными представителями городской и сельской интеллигенции, играют в жизни страны огромную роль. Учитель всегда был важнейшей фигурой учебного и воспитательного процесса в школе. Без него нет школы, а без высококвалифицированного учителя нельзя решить ни одну из задач, которые стоят перед народным просвещением. Школьное дело всегда зависело в большей степени от учителя, нежели от материальных и иных проблем. Особенно заметно влияние педагогического работника в регионах, где учителя являются самым многочисленным и наиболее авторитетным отрядом интеллигенции. Тем более это заметно было на национальных окраинах, ведь учительство составляло базис формирования национальной интеллигенции. Однако, несмотря на подобную значимость личности школьного педагога, история учительства многих российских территорий до сих пор не создана. Более того, нет значительной обобщающей работы, которая была бы посвящена истории российского учительства в целом. Нет исследования, рассматривающего ход создания и развития учительства и в Коми крае. Чтобы убедиться в этом, достаточно небольшого историографического обзора. В отечественной дореволюционной историографии положение педагогического корпуса императорской России затрагивалось только в ряде обобщающих трудов по истории культуры и образования . Похожее положение наблюдалось и в Коми крае. Положение Коми учительства, его состав, роль Коми учителей в культурной и общественной жизни края рассматривались в некоторых сочинениях по истории народного образования на территории народа Коми. При этом особо отмечались слабая подготовка школьных работников и важность рекрутирования местного учительства из коми населения . После Октябрьской революции ситуация в отечественной исторической науке мало изменилась. Положение в учительской среде затрагивается только в ряде выступлений и статей политических деятелей , различного рода статистических отчетах, сборниках документов , обобщающих работах и небольших статьях . Упор в них делается на изменениях в политических взглядах школьных работников, процессе формирования советского учительства. Исследования этого периода носили во многом пропагандистский характер: в них больше говорилось о перспективах развития, нежели анализировались текущие проблемы народного образования и учительства. Однако именно по этим работам можно судить как о модели образовательной системы, которую пытались внедрить большевистские лидеры, о способах ее создания, так и о тех чертах и качествах, которые должны были быть присущи главной движущей силе этой модели – советскому учительству. Тенденции, характерные для общесоюзной литературы, прослеживаются и в работах о развитии просвещения, формировании нового учительства в Коми крае.Проблема квалифицированных кадров стояла столь остро для Автономии.Толчок развитию сети профобучения в Автономии дала индустриализация: к началу 30-х годов действовало уже 12 профучилищ и ФЗУ, в них обучалось около I тыс. человек, 7 техникумов (1,3 тыс. учащихся). Выпуск специалистов для Коми края постепенно налаживался. Большую помощь в этом трудном деле оказали коми народу институты и техникумы центральной России.В 1921 г. открылся педагогический техникум в селе Усть-Вымь и Институт народного образования для подготовки и переподготовки учителей для школ II ступени в Усть-Сысольске. IV cъезд Советов Коми АО в октябре 1924 г. принял решение «в пределах Коми автономной области государственными языками считать Коми и русский языки». Осенью 1925 г. по языку преподавания в Коми области имелось 203 Коми, 54 Русско-Коми и 14 русских школ.В 1930-е гг. в Коми автономии была развернута система подготовки квалифицированных педагогических кадров для коми национальной школы: три педучилища, Учительский двухгодичный институт и Коми государственный педагогический институт. В результате к 1938 г. по республике из 2218 педагогических работников 1911 (86,2 %) представляли коренную национальность. В 1938-39 учебном году из 475 школ в 341 (71,8 %) обучение осуществлялось на коми языке, в 35 (7,4 %) – на коми и русском, в 99 школах (20,8 %) – на русском. В послевоенные годы перед министерством просвещения Коми АССР остро стояла задача укрепления кадрами действующих школ. По языку обучения более половины школ оставались Коми язычными, хотя доля смешанных школ постоянно увеличивалась.Однако сохранялись и многочисленные трудности: слабо было материальное обеспечение, недостаточен уровень подготовки специалистов, не хватало квалифицированных преподавателей. Необходимо отметить, что на развитии профобразования сильно сказываюсь классовая позиция властей в сфере подготовки специалистов, враждебное отношение к интеллигенции порождало негативное отношение к учебе, к знаниям и это создавало трудности при наборе в учебные заведения и отрицательным образом сказывалось на качестве подготовки специалистов, основным считалась преданность новой власти, а качество профессиональной подготовки двигалось на второй план. Ситуация в некоторой мере изменилась лишь с началом индустриализации.И все же можно констатировать, что властям Автономии в сфере обеспечения квалифицированными кадрами удалось добиться определенных успехов и создать достаточно разветвленную сеть профессиональных учебных заведений к концу 30-х годов. К 1940 году в Коми Автономии расходы на образование выросли по сравнению с 1926 годом в 37 раз и составили треть всех бюджетных расходов Автономии. Но расходы на образовательные нужды, несмотря на их рост, не были достаточны для решения основных материальных проблем образовательных учреждений. Помимо этого, средства, выделяемые на культуру, использовались в условиях командно-административной системы порой неэффективно, часто из-за ошибок в планировании они не были подкреплены соответствующими материальными ресурсами.Так что, несмотря на явное улучшение к концу 30-х годов материальных условий функционирования образовательных учреждений и увеличение внимания властей к этой проблеме, трудности по-прежнему оставались. Это происходило потому, что для властей приоритетным оставалось финансирование развития промышленности, а не социально-культурного сектора.Другим моментом в условиях функционирования образовательной системы являлось положение в учительской среде. Большевики прекрасно осознавали центральную роль фигуры учителя в школе. Поэтому одним из важнейших моментов в школьной политике Коммунистической партии было идеологическое и административное давление на учительство, целью которого было изменение его политических взглядов в благоприятную для властей сторону, создание советского учительства. Процесс создания политически верного властям учительства шел по двум направлениям: во-первых, пытались привлечь на сторону властей старых специалистов и, во-вторых, была налажена подготовка новых кадров из рабочих и крестьян. Такая политика применялась по отношению не только к учительству, но и к специалистам других отраслей.В Коми Автономии к концу 20-х годов в школах были практически учительские кадры без энтузиазма относились к большевистской идеологии и к изменениям в школьной политике.Значительно активизировался и процесс подготовки советского коми учителя с конца 20-х годов вследствие нехватки школьных работников из-за увеличения числа образовательных учреждений. В подготовке нового учительства большое внимание уделялось его идеологической обработке, а не профессиональным знаниям, в результате чего новое учительство не отличалось высокими профессиональными качествами, что вызывало потерю бесспорного ранее авторитета учителя, особенно на селе.Идеологическое воздействие властей на учительство нельзя признать полностью эффективным, хотя учительство и перестало быть враждебным. Советской власти, но оно не стало ее активным помощником в той мере, как на это надеялись коммунисты. Данный факт, наряду с враждебным отношением большевистской партии к интеллигенции вообще, привел к репрессиям в отношении педагогических работников в конце 30-х годов. В Коми крае многие учителя исключались из партии, комсомола, изгонялись с работы. Сильный удар был нанесен руководящему составу народного образования Автономии: только в 1939 году сменилось 85 заведующих школами и 7 из 16 заведующих роно. Что касается простых учителей, то в 1935-38 годы под различными предлогами из школ Автономии было уволено 130 учителей около 10% всего учительского контингента.Эти действия в еще большей степени обострили проблему нехватки школьных работников, что в значительной мере вызывалось и нерешенностью вопроса материальной поддержки учительства. Глава Наркомпроса А.В.Луначарский еще в 20-е годы указывал, что просвещенцы поставлены в невозможное материальное положениеВ Коми Автономии положение учителей было не лучше, чем в целом по стране. Властные структуры пытались решить материальные проблемы педагогических работников разными путями. Причем в определенные периоды второй аспект играл решающую роль.Говоря о материальном положении учительства в 20-30-е годы, можно выделить три этапа, связанные с изменениями в этом аспекте положения школьных работников. Это период 1918-20 годов, когда вследствие гражданской войны и снижения уровня жизни населения положение учительства значительно ухудшилось. В этот промежуток времени власти пытались решить материальные проблемы школьных работников путем снабжения продуктами, одеждой и т.п., что было оправданным, учитывая обесценивание денег. Однако вследствие ограниченности возможностей властей их действия проблемы не снимали.В период с начала и практически до конца 20-х годов по причине проводимой жесткой финансовой политики положение школьных работников оставалось весьма сложным. Власти пытались решить проблему через увеличение заработной платы учительства.И только с конца 20-х годов были предприняты решительные действия по изменению материального положения педагогов. Это произошло вследствие усиления внимания властей к проблемам образования к улучшения финансирования школы. В этот период была не только повышена зарплата учителей, но они были наделены целым рядом льгот материального характера. К хотя эти действия не сняли вопрос с повестки дня, но знаменовали собой значительное улучшение положения школьных работников.Наряду с материальным положением учительства, одной из основных проблем е обеспечении нормальной деятельности образовательных учреждений оставался вопрос нехватки учительских кадров.Так, в начале 20-х годов школы Коми края покинуло до 60%учителей. Учреждения образования пополнялись малограмотным персоналом. Власти признавали, что оказались не в состоянии поддерживать в более или менее доброкачественном виде учительскую массу. Действительно, в середине 20-х годов едва 12% учителей коми школ имели специальную педагогическую подготовку. Даже среднее образование имел далеко не каждый учитель. Развитие народного образования было невозможно без укомплектования школ квалифицированными преподавательскими кадрами. В их подготовке большую роль сыграли педагогическое училище, учительский и педагогический институты. В 1927 году в общеобразовательных школах города Сыктывкара работало 47 учителей, а в 1940 году — 149. Творческим трудом таких учителей, как Г. Д. Борисов, Е. С. Шишкина, С. И. Рочева и многие другие, с каждым годом совершенствовалась практика обучения и воспитания детей. Лучшие из педагогов были отмечены правительственными наградами. В 1939 году орден Ленина был вручён учительнице школы № 2 А. В. Друговой, орден Трудового Красного Знамени учительнице Кирульской семилетней школы А. А. Кайдаловой. В 1940 году звание заслуженного учителя Коми АССР было присвоено В. И. Блузман, А. А. Попову.ЗаключениеРазвитие советской школьной системы в Коми крае ограничивается 20-30-ми годами - тогда был заложен только ее фундамент. Именно период 1918-41 годов представляется эпохальным, завершающим определенный этап в развитии страны и советской образовательной системы. Он обозначил основные тенденции развития советского народного образования на примере Коми Автономии.При написании курсовой работы ставили цель -реконструировать основные направления и итоги развития коми национальной школы в период 1921-1941 годов. В соответствии с целью работы были решены следующие задачи:–Определили основные этапы развития школьного образования в Коми в 1921-1941 годах;–Исследовали формы подготовки педагогических кадров для школьного образования в Коми;–Проанализировали состояние материальной базы и учебно-методического обеспечения школьного образования в Коми.Изучили историю народного образования в Республике Коми показывает неравномерное развитие коми национальной школы. Поставленные цели, задачи курсовой работы выполнены в полном объёме.Список литературы1. Базанов А. Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. Л.: Уч.пед.гиз, 1939. 208 с.2. Безносиков Я. Н. Культурная революция в Коми АССР. М.: Наука, 1968. 234 с.3. Безносиков Я. Н. Развитие народного образования в Коми АССР. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1973. 175 с.4. Безносиков Я. Н. Рассвет над Коми. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1986. 183 с.5. Бубнов А. Всеобщее начальное обучение и культурная революция. М.: Наркомпрос РСФСР — ГИЗ, 1930. 47 с.6. Гальцева Р. Возрождение России и новый «орден» интеллигенции // Новый мир. 1992. № 7. С. 240—249.7. Давыдов В. Н. Культурное строительство в Коми автономной области в годы восстановительного периода (1921—1925 гг.) // Историко-филологический сборник. Сыктывкар: Коми филиал АН СССР, 1956. Вып. 3. С. 20—29.8. Журнал заседаний I съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Коми автономной области. Усть-Сысольск: Издание Коми обисполкома, 1922. 142 с.9. Зильберг А. Я. Первый вуз Коми республики. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1972. 107 с.10. Золотарев О.В. Народное образование в Коми Автономии в 1918-1940 годах. – Сыктывкар, 1993.11. Золотарев О.В. История народного образования в Республике Коми. – Сыктывкар, 2002.12. Золотарев О.В. Советская школьная политика и ее осуществление в Коми автономии (1918-1941 гг.) Сыктывкар, 1998.13. Золотарев О.В. Ликвидация неграмотности населения в Коми Автономии. – Сыктывкар, 2000.14. Золотарев О.В. «Политическая беспечность в учительской среде» (изменение политической позиции коми учительства в 1920-30-е годы) // Родники пармы. - Сыктывкар, 2000. – С. 102-108.15.Изменение политического сознания коми учительства в 1921-1929 гг. // Формирование личности учителя в системе непрерывного педагогического образования. Ч..1. Сыктывкар, 1991. - 0,1 п.л. 16. Изменение социального статуса учительства в 20-30-е годы /На материалах Коми Автономии/ // Социальная стратификация: история и современность. Сыктывкар, 1996. - 0,2 п.л.История Коми АССР. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1978. 559 с.История Сыктывкара. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1980. 287 с.Ким М. П. Коммунизм и культура. М.: Политиздат, 1961. 72 с.Коми пединститут перед Великой Отечественной войной // 50 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. /Республика Коми в годы Отечественной войны/. Сыктывкар,1995. - 0,25 п.л. Коми область в борьбе за социализм: сб. статей. Усть-Сысольск: Коми госиздат, 1931. 365 с.Коми область к 10-летию Октябрьской революции: Юбилейный сборник. Усть-Сысольск: Издательство Коми обисполкома, 1927. 145 с.Королев Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (1917—1920). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 551 с.Культурное строительство в Коми АССР. 1918—1937: сб. докум. / под ред. Я. Н. Безносикова. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1979. 255 с. Культурное строительство в Коми АССР. 1938—1960: сб. докум. / под ред. Я. Н. Безносикова. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1984. 295 с.Куманев В. А. Социализм и всенародная грамотность. Ликвидация массовой неграмотности в СССР. М.: Наука, 1967. 328 с.Кутькин И. Коми областная организация за 15 лет // Большевистская мысль. 1931. № 9—10. С. 25—34. Ликвидация неграмотности в Коми крае: традиции изучения и новые подхода // Актуальные проблемы археографии, источниковедения и историографии. Вологда, 1995. - 0,12 п.л.Леднев В. П. Партийное руководство педагогическим образованием в РСФСР (1959—1970-е годы). Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1984. 142 с.Луначарский А. В. Просвещение и революция: сб. ст. М.: Работник просвещения, 1926.Материальное положение коми учительства в 1920-1930-е гг. // Духовная культура: история и тенденции развития. 4.1. Сыктывкар, 1992. - 0,1 п.л. Материальные трудности учреждений народного образования Коми Автономии в 20-е-30-е года // Ориентир. 1993 год. №6-7« -.0,2 п.лМедынский Е. Н. Народное образование в СССР. М.: Учпедгиз, 1947. 264 с.Михеев Н. А. Из истории коми начальной школы // Ученые записки Пятигорского пединститута. Вып. IX. (Кафедра педагогики). Пятигорск, 1955. С. 69—106.Мосин В. Начальное образование среди коми народа в прошлом // Коми просвещенец. 1927. № 1. С. 3—18.Народное образование в Северо-Двинской губернии. Великий Устюг: Великоустюжская губернская типография. 1922. 174 с.Народный комиссариат по просвещению. 1917 октябрь — 1920: Краткий отчет. М.: Государственное изд-во, 1920. 112 с.Некрасова Г.А. Создатель коми алфавита В.А. Молодцов. // Вестник культуры Коми АССР. 1990, № 1. – С. 20-22. 0 некоторых трудностях в начальный период становления коми советской национальной школы // Развитие советских финно-угорских народов: история и современность. Сыктывкар, 1991. - 0,1 п.л. Октябрьский переворот: первые оценки П.Сорокина // Социологичес кие идеи П.Сорокина и современное общество. Сыктывкар, 1992. -0,25 п.л.0тношение населения к новой советской школе в 20-30-е годы /По материалам Кош Автономии/ // Российская наука в конце XX столетия /Материалы международной научной конференции/. - Академия гуманитарных наук, Пермское отделение. Соликамск, 1996. - 0,12 п.лОтчет Коми областного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов рабочим и крестьянам области за 1923/24 год. Усть-Сысольск: Издательство Коми обисполкома, 1925. 67 с. Очерки истории Коми партийной организации. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1964. 428 с.Очерки истории Коми партийной организации. 2-е изд., перераб. и доп. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1987. 510 с. Очерки по истории Коми АССР: в 2 т. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1962. Т. 2. 543 с.Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в РСФСР. М.: Педагогика, 1979. 215 с.Попов А.А. Коми национальная школа в XX веке. Краткий исторический очерк // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. – Сыктывкар,1996.С.209-214.Первенец высшей школы. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1982. 107 с.Перунов Е. П. Из истории советской школы в Коми // Ученые записки КГПИ. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1953. Вып. 4. С. 34—40. Перунов Е. П. К истории всеобщего первоначального обучения в Коми АССР // Ученые записки КГПИ. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1959. Вып. 7. С. 272—292.Пинкевич А. П. Советская педагогика за десять лет (1917—1927). М.: Работник просвещения, 1927. 145 с.Плясовских В. С. Политика КПСС в области народного образования. Опыт разработки и реализации. М.: Мысль, 1987. 221 с.Подоров В. М. Очерки по истории коми (зырян и пермяков): в 2 т. Сыктывкар: Коми госиздат, 1933. Т. 2. 278 с.Постановления Коми областных партийных конференций (1—5). Усть-Сысольск: Издание Коми ОК ВКП(б), 1929. 55 с.Севастьянов А. И. У истоков. Ленин об интеллигенции // Радуга. 1990. № 2. С. 30—41; № 3. С. 34—40.Советская власть и коми учительство /1918-1941 гг./. М.:МПГУ, )96. - Деп. в ИНИОН РАН 8 октября 1996 г. №51942. - Библиографическийский указатель ИНИОН РАН "Депонированные научные работы"'. 1997. С.1.-5 Уровень профессиональной подготовки учительства /20-е-30-е года/ // Ориентир. 1994 год. №1-2. - 0,2 п.л.Ульянов Н. И. Очерки истории народа коми-зырян. М.; Л.: Госиздат, 1932. 182 с.Шахов Н. А. Коми в прошлом и настоящем. Архангельск: Партиздат, 1932. 51 с.Шахов Н. А. Народное просвещение среди коми // Коми просвещенец. 1926. № 1. С. 51—5
2. Безносиков Я. Н. Культурная революция в Коми АССР. М.: Наука, 1968. 234 с.
3. Безносиков Я. Н. Развитие народного образования в Коми АССР. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1973. 175 с.
4. Безносиков Я. Н. Рассвет над Коми. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1986. 183 с.
5. Бубнов А. Всеобщее начальное обучение и культурная революция. М.: Наркомпрос РСФСР — ГИЗ, 1930. 47 с.
6. Гальцева Р. Возрождение России и новый «орден» интеллигенции // Новый мир. 1992. № 7. С. 240—249.
7. Давыдов В. Н. Культурное строительство в Коми автономной области в годы восстановительного периода (1921—1925 гг.) // Историко-филологический сборник. Сыктывкар: Коми филиал АН СССР, 1956. Вып. 3. С. 20—29.
8. Журнал заседаний I съезда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Коми автономной области. Усть-Сысольск: Издание Коми обисполкома, 1922. 142 с.
9. Зильберг А. Я. Первый вуз Коми республики. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1972. 107 с.
10. Золотарев О.В. Народное образование в Коми Автономии в 1918-1940 годах. – Сыктывкар, 1993.
11. Золотарев О.В. История народного образования в Республике Коми. – Сыктывкар, 2002.
12. Золотарев О.В. Советская школьная политика и ее осуществление в Коми автономии (1918-1941 гг.) Сыктывкар, 1998.
13. Золотарев О.В. Ликвидация неграмотности населения в Коми Автономии. – Сыктывкар, 2000.
14. Золотарев О.В. «Политическая беспечность в учительской среде» (изменение политической позиции коми учительства в 1920-30-е годы) // Родники пармы. - Сыктывкар, 2000. – С. 102-108.
15. Изменение политического сознания коми учительства в 1921-1929 гг. // Формирование личности учителя в системе непрерывного педагогического образования. Ч..1. Сыктывкар, 1991. - 0,1 п.л.
16. Изменение социального статуса учительства в 20-30-е годы /На материалах Коми Автономии/ // Социальная стратификация: история и современность. Сыктывкар, 1996. - 0,2 п.л.
17. История Коми АССР. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1978. 559 с.
18. История Сыктывкара. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1980. 287 с.
19. Ким М. П. Коммунизм и культура. М.: Политиздат, 1961. 72 с.
20. Коми пединститут перед Великой Отечественной войной // 50 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. /Республика Коми в годы Отечественной войны/. Сыктывкар,1995. - 0,25 п.л.
21. Коми область в борьбе за социализм: сб. статей. Усть-Сысольск: Коми госиздат, 1931. 365 с.
22. Коми область к 10-летию Октябрьской революции: Юбилейный сборник. Усть-Сысольск: Издательство Коми обисполкома, 1927. 145 с.
23. Королев Ф. Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (1917—1920). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 551 с.
24. Культурное строительство в Коми АССР. 1918—1937: сб. докум. / под ред. Я. Н. Безносикова. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1979. 255 с.
25. Культурное строительство в Коми АССР. 1938—1960: сб. докум. / под ред. Я. Н. Безносикова. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1984. 295 с.
26. Куманев В. А. Социализм и всенародная грамотность. Ликвидация массовой неграмотности в СССР. М.: Наука, 1967. 328 с.
27. Кутькин И. Коми областная организация за 15 лет // Большевистская мысль. 1931. № 9—10. С. 25—34.
28. Ликвидация неграмотности в Коми крае: традиции изучения и новые подхода // Актуальные проблемы археографии, источниковедения и историографии. Вологда, 1995. - 0,12 п.л.
29. Леднев В. П. Партийное руководство педагогическим образованием в РСФСР (1959—1970-е годы). Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1984. 142 с.
30. Луначарский А. В. Просвещение и революция: сб. ст. М.: Работник просвещения, 1926.
31. Материальное положение коми учительства в 1920-1930-е гг. // Духовная культура: история и тенденции развития. 4.1. Сыктывкар, 1992. - 0,1 п.л.
32. Материальные трудности учреждений народного образования Коми Автономии в 20-е-30-е года // Ориентир. 1993 год. №6-7« -.0,2 п.л
33. Медынский Е. Н. Народное образование в СССР. М.: Учпедгиз, 1947. 264 с.
34. Михеев Н. А. Из истории коми начальной школы // Ученые записки Пятигорского пединститута. Вып. IX. (Кафедра педагогики). Пятигорск, 1955. С. 69—106.
35. Мосин В. Начальное образование среди коми народа в прошлом // Коми просвещенец. 1927. № 1. С. 3—18.
36. Народное образование в Северо-Двинской губернии. Великий Устюг: Великоустюжская губернская типография. 1922. 174 с.
37. Народный комиссариат по просвещению. 1917 октябрь — 1920: Краткий отчет. М.: Государственное изд-во, 1920. 112 с.
38. Некрасова Г.А. Создатель коми алфавита В.А. Молодцов. // Вестник культуры Коми АССР. 1990, № 1. – С. 20-22.
39. 0 некоторых трудностях в начальный период становления коми советской национальной школы // Развитие советских финно-угорских народов: история и современность. Сыктывкар, 1991. - 0,1 п.л.
40. Октябрьский переворот: первые оценки П.Сорокина // Социологичес кие идеи П.Сорокина и современное общество. Сыктывкар, 1992. -0,25 п.л.
41. 0тношение населения к новой советской школе в 20-30-е годы /По материалам Кош Автономии/ // Российская наука в конце XX столетия /Материалы международной научной конференции/. - Академия гуманитарных наук, Пермское отделение. Соликамск, 1996. - 0,12 п.л
42. Отчет Коми областного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов рабочим и крестьянам области за 1923/24 год. Усть-Сысольск: Издательство Коми обисполкома, 1925. 67 с.
43. Очерки истории Коми партийной организации. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1964. 428 с.
44. Очерки истории Коми партийной организации. 2-е изд., перераб. и доп. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1987. 510 с.
45. Очерки по истории Коми АССР: в 2 т. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1962. Т. 2. 543 с.
46. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в РСФСР. М.: Педагогика, 1979. 215 с.
47. Попов А.А. Коми национальная школа в XX веке. Краткий исторический очерк // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. – Сыктывкар,1996.С.209-214.
48. Первенец высшей школы. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1982. 107 с.
49. Перунов Е. П. Из истории советской школы в Коми // Ученые записки КГПИ. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1953. Вып. 4. С. 34—40.
50. Перунов Е. П. К истории всеобщего первоначального обучения в Коми АССР // Ученые записки КГПИ. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1959. Вып. 7. С. 272—292.
51. Пинкевич А. П. Советская педагогика за десять лет (1917—1927). М.: Работник просвещения, 1927. 145 с.
52. Плясовских В. С. Политика КПСС в области народного образования. Опыт разработки и реализации. М.: Мысль, 1987. 221 с.
53. Подоров В. М. Очерки по истории коми (зырян и пермяков): в 2 т. Сыктывкар: Коми госиздат, 1933. Т. 2. 278 с.
54. Постановления Коми областных партийных конференций (1—5). Усть-Сысольск: Издание Коми ОК ВКП(б), 1929. 55 с.
55. Севастьянов А. И. У истоков. Ленин об интеллигенции // Радуга. 1990. № 2. С. 30—41; № 3. С. 34—40.
56. Советская власть и коми учительство /1918-1941 гг./. М.:МПГУ, )96. - Деп. в ИНИОН РАН 8 октября 1996 г. №51942. - Библиографическийский указатель ИНИОН РАН "Депонированные научные работы"'. 1997. С.1.-5
57. Уровень профессиональной подготовки учительства /20-е-30-е года/ // Ориентир. 1994 год. №1-2. - 0,2 п.л.
58. Ульянов Н. И. Очерки истории народа коми-зырян. М.; Л.: Госиздат, 1932. 182 с.
59. Шахов Н. А. Коми в прошлом и настоящем. Архангельск: Партиздат, 1932. 51 с.
60. Шахов Н. А. Народное просвещение среди коми // Коми просвещенец. 1926. № 1. С. 51—5
Вопрос-ответ:
Какие факторы и условия способствовали развитию школьного образования в СССР в 1921-1941 годах?
Факторами и условиями развития школьного образования в СССР в указанный период были: политика правительства в сфере образования, включая отмену аналфабетизма, повышение уровня образования населения; создание системы всеобщего образования, включающей начальное и среднее общее образование; разработка новых образовательных программ и методик; модернизация школьной инфраструктуры и материально-технической базы.
Какие были основные направления и итоги развития советского школьного образования с 1917 по 1941 годы?
Основные направления развития советского школьного образования в указанный период включали: отмену аналфабетизма и всеобщее образование; разработку новых учебных программ, основанных на идеях коммунизма; внедрение новых методов обучения, включая систему политехнического образования; модернизацию школьной инфраструктуры и повышение качества образования. В результате этих мероприятий, к концу периода указанного одобрения, уровень образования в СССР значительно повысился.
Как относилось местное правительство Коми автономии к развитию народного образования в период с 1921 по 1941 годы?
Местное правительство Коми автономии в период с 1921 по 1941 годы положительно относилось к развитию народного образования. Были проведены мероприятия по строительству новых школ, обучению учителей и повышению их квалификации, разработке национальных учебных программ для Коми школ. Таким образом, были созданы условия для развития Коми национальной школы.
Какие были особенности развития Коми национальной школы в 1921-1941 годах?
Особенности развития Коми национальной школы в указанный период заключались в разработке и внедрении национальных учебных программ, привлечении к работе в школах национальных учителей, проведении культурно-просветительской работы среди населения. Это позволило сохранить и развить национальную идентичность Коми и обеспечить качественное образование для местного населения.
Какие факторы и условия способствовали развитию школьного образования в СССР в период с 1921 по 1941 годы?
Развитие школьного образования в СССР в указанный период было способствовано рядом факторов и условий, включая установление коммунистического режима, принятие новых образовательных законов и программ, массовое строительство школ, повышение уровня грамотности населения, создание профессиональных учебных заведений и т.д. В результате советского образования удалось значительно расширить доступность образования для всех слоев населения и снизить неграмотность в стране.
Какие были основные направления и итоги развития советского школьного образования с 1917 по 1941 годы?
Основными направлениями развития советского школьного образования в указанный период были укрепление позиций коммунистической идеологии, введение новых учебных программ и методов преподавания, расширение сети школ и учебных заведений, повышение уровня грамотности населения. Итоги развития советского школьного образования были существенными: уровень грамотности значительно повысился, образование стало доступным для всех слоев населения, образовательные программы были современными и соответствовали требованиям времени.
Как относилось местное правительство к развитию народного образования в Коми автономии в период с 1921 по 1941 годы?
Местное правительство в Коми автономии в указанный период относилось положительно к развитию народного образования. Были проведены значительные мероприятия по строительству новых школ, повышению уровня грамотности населения, улучшению учебных программ и методов преподавания. Правительство придавало важность развитию Коми национальной школы и ее особенностям.
В чем заключались особенности развития Коми национальной школы в период с 1921 по 1941 годы?
Особенности развития Коми национальной школы в указанный период заключались в усиленном внимании к развитию культуры и языка Коми, введении Коми языка в учебные программы и преподавании, создании специальных классов и групп для обучения на Коми языке. Были разработаны новые образовательные технологии, которые способствовали развитию и сохранению Коми культуры и языка в школах.
Какие факторы и условия способствовали развитию школьного образования в СССР в 1921-1941 гг?
Развитие школьного образования в СССР в 1921-1941 гг было подкреплено несколькими факторами и условиями. Во-первых, это была перемена политической системы, которая отразилась на подходе к образованию. Во-вторых, важную роль сыграла государственная программа по расширению доступности образования и борьбе с неграмотностью. Кроме того, значительные средства были выделены на развитие школ и завоевание новых территорий. Также стоит отметить профессиональное развитие педагогов и внедрение новых методов обучения.
Какие были основные направления и итоги развития советского школьного образования в 1917-1941 гг?
Основными направлениями развития советского школьного образования в период с 1917 по 1941 годы были борьба с неграмотностью, расширение доступности образования и построение новой системы воспитания молодежи, стоящей на коммунистических идеалах. Кроме того, значительное внимание уделялось подготовке и повышению квалификации педагогических кадров. Итоги развития включали сокращение неграмотности, рост числа выпускников школ и улучшение качества образования в целом.
Как относилось местное правительство к развитию народного образования в Коми автономии в 1921-1941 гг?
Местное правительство в Коми автономии в период с 1921 по 1941 годы относилось к развитию народного образования с большим вниманием и усилиями. Ведомство народного образования было создано с целью организации и координации образовательного процесса, а также контроля за реализацией новой образовательной политики. Были проведены значительные работы по открытию новых школ, обновлению учебных программ и развитию системы профессиональной подготовки педагогических кадров.