Особенности развития информационной компетентности у людей пожилого возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная работа
  • 20 20 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 02.07.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим одну из них, предназначенную для пожилых людей «с нулевым уровнем» владения Интернет-технологий: Занятие 1. Знакомство с компьютером (составные части ПК, периферийные устройства ПК, включение/выключение компьютера; работа с клавиатурой, мышью; знакомство с операционной системой и основными действиями с файлами/программами; работа с внешней памятью), обязательно выдается домашнее задание. Занятие 2. Текстовые редакторы (общие сведения, знакомство с MicrosoftWord, основные операции с документами). Например, предлагается слушателю под руководством преподавателя создать поздравительную открытку (текст, картинки), обязательно выдается домашнее задание. Занятие 3. Работа в сети Интернет (терминология, браузеры, основные операции, поисковые системы, загрузка файлов). Демонстрация возможности чтения газет, журналов, книг, просмотра новостных сайтов, обязательно выдается домашнее задание. Занятие 4. Почтовые сервисы (электронная почта, регистрация, отправка/получение писем, прикрепление файлов), регистрация и общение в социальных сетях, обязательно выдается домашнее задание. Занятие 5. Знакомство слушателей с правительственными порталами, электронными социальными службами (например, запись в поликлиники, оплата услуг ЖКХ и т. п.), обязательно выдается домашнее задание. Занятие 6. Знакомство с программой Skype (описание возможностей, установка, регистрация, отправка сообщений, голосовая и видеосвязь), обязательно выдается домашнее задание. Занятие 7. Зачет, консультация.Таким образом, компьютерные курсы для пенсионеров способствуют не только приобретению новых знаний в области информационных технологий, но сохранению активной жизненной позиции в условиях современного общества.Обучение пожилых людей должно способствовать успешной адаптации личности к новым условиям жизни, должно научить каждого в отдельности ликвидировать пробелы в новых областях познания, помогать справляться с любыми возникающими неразрешимыми ситуациями. Главным в организации образовательного процесса для людей пожилого возраста является личностный подход с учетом индивидуальных, психологических и социальных особенностей личности. Благодаря этому расширяется информационное поле, повышается социальная активность. Происходит выработка навыков активного и эффективного участия во всех сферах общественной жизни.Глава 2. Практические аспекты развития информационной компетентности у людей пожилого возраста2.1 Диагностика актуального уровня развития информационной компетентности у людей пожилого возрастаВ исследовании приминало участие 10 человек пожилого возраста. В целях выявления актуального уровня развития информационной компетентности у людей пожилого возраста использовались следующие анкеты:1. Анкета-опрос по выявлению потребностей обучения людей пожилого возраста компьютерной грамотности.2. Анкета для опроса пожилых людей на курсах компьютерной грамотности.По результатам опроса по первой анкете выяснилось, что 47% опрошенных пользуются интернетом в повседневной жизни. Цели использования:- поиск информации по темам, касающимся здоровья и медицины (64% опрошенных), кулинарии (46%), по жилищно-коммунальным вопросам (18%), садоводство и огородничество (19%), банковские услуги (17%), услуги ПФР (18%).- просмотр фильмов – 33% опрошенных;- чтение новостей – 29% всех респондентов;- поиск информации о товарах и услугах 2,2%- общение с друзьями и родственниками по WhatsApp и в социальных сетях - 23%.Однако, респондентам практически не знакомы портал «Госуслуги», сайты Сбербанка, ГИС «ЖКХ» и др. Этими информационными порталами, предоставляющими услуги по своему направлению, пользуются всего лишь 18% всех опрошенных. В ходе опросамы выяснили, что это объясняется кроме прочего и тем, что работа на портале «Госуслуги» для людей этого возраста представляет ряд отрицательных моментов, связанных со сложным процессом регистрации, многие отмечают страх перед указанием своих персональных данных в сети Интернет, что не позволяет им эффективно использовать отдельные услуги.Отметим, что также при опросе респондентов выяснилось, что 86 % из них, не знают, как записаться к врачу онлайн, создать электронную почту, ответить на сообщение в социальных сетях - манипуляции, которые многие без труда выполняют каждый день. Однако для людей старшего поколения эти простые действия превращаются в невыполнимую задачу.В ходе опроса установлено, что свой уровень владения информационными программами сами респонденты оценивают, как «низкий» - 74%, «ниже среднего» - 17%, «достаточный» - 9%. Из тех, кто не пользуется интернетом, обладают желанием научиться пользоваться и компьютерами, и смартфонами, иметь возможность выхода на порталы и сайты – 51%, а из тех, кто в настоящий момент использует Интернет, желают пополнить свои знания - 71% опрошенных, а 67% всех респондентов во время самоизоляции хотели бы воспользоваться онлайн-услугами, если бы умели.Источником знаний для многих пожилых людей (для 74% опрошенных) в овладении компьютерными технологиями выступили их внуки и дети. Часть пожилых людей (14%) посещали для этого специальные курсы; и лишь 12% самостоятельно освоили компьютерные технологии.В ходе опроса выяснилось, что многие респонденты (67%) также просят обратить особое внимание на организацию внеаудиторной работы. Процесс адаптации к новым интернет-технологиям пожилых людей протекаетдостаточно медленно, и использование дистанционных технологий в обучении будет важным этапом в организации обучения. Здесь они смогут выбрать собственный темп изучения материала, что для людей пожилого возраста имеет огромное значение.Стоит отметить, что из всех опрошенных половина людей, которые на вопрос "Чему должны быть посвящены занятия?" выбирали почти все варианты из имеющихся: знакомство с персональным компьютером, программами Word, PowerPoint, знакомство с возможностями сети Интернет (освоение электронной почты, поисковых систем, знакомство с электронными приемными государственных социальных учреждений, записи в поликлинику, поиска нужной информации и т. д.), и способами общения в Интернете (знакомство с программой "Skype", популярными социальными сетями, общение на форумах, блогах), использование современных смарт-программ, что может говорить о большой мотивированности к подобным курсам.Таким образом, был сделан вывод, что люди пожилого возраста в целом желают повысить свой уровень компьютерной грамотности.  Результаты опроса по анкете для опроса пожилых людей на курсах компьютерной грамотности демонстрируют, что для 49,4% опрошенных респондентов основными трудностями при обучении являются сложность в запоминании новой информации и трудности в ее восприятии. Это, вероятно, связано с тем, что с возрастом запоминать большой объем сложной информации становится сложнее. Анализируя результаты опроса, мв выяснили, что 25,6% опрошенных пожилых людей научились использовать основные возможности компьютера, 23,3% – пользоваться сетью Интернет, 21,1% – самостоятельно создавать и форматировать текстовые документы, 21,1% – сохранять их в памяти компьютера. Каждый десятый из опрошенных научился работать с электронной почтой и социальными сетями и делать покупки через Интернет. На вопрос достаточно ли респондентам тех знаний, которые они получили на курсах по обучению компьютерной грамотности и хотели бы они научиться большему. На этот вопрос были получены следующие ответы: «да, безусловно» – 53,3%, «скорее да, чем нет» – 41,1%, и только 5,6% опрошенным пожилым людям достаточно тех знаний, которые они имеют. В ходе исследования так же было выяснено, используют ли пожилые люди знания и навыки, которые они получили на курсах по обучению компьютерной грамотности в повседневной жизни. Как показал опрос, 47,8% респондентов часто используют знания о компьютере, полученные в результате прохождения курсов, 24,4% опрошенных респондентов иногда используют полученные знания, 17,8% – очень часто, и лишь 6,6% – редко. Главной перспективой использования полученных навыков, по мнению 89,5% участников опроса, является возможность общения с друзьями, семьей с помощью социальных сетей. Вторым по популярности стал вариант ответа «использование сервисов государственных услуг (жилищно-коммунальных, медицинских, образовательных, социальных)», на третьем месте оказался вариант «поиск новых знакомств, единомышленников с помощью Интернета» (так думают 40,7% опрошенных). 23,3% респондентов планируют, используя полученные знания, использовать их при заказе покупок и услуг через Интернет.Таким образом, результаты показывают эффективность курсов компьютерной грамотности.

-

Вопрос-ответ:

Какие темы рассматриваются на занятиях для пожилых людей с нулевым уровнем владения Интернет технологий?

На занятиях для пожилых людей с нулевым уровнем владения Интернет технологий рассматриваются такие темы, как знакомство с компьютером (составные части ПК, периферийные устройства), включение и выключение компьютера, работа с клавиатурой и мышью, знакомство с операционной системой и основными действиями с файлами и программами, а также работа с внешней памятью. Каждое занятие заканчивается выдачей домашнего задания.

Что включает в себя составные части ПК?

Составные части ПК включают в себя системный блок (корпус), монитор, клавиатуру и мышь. Это основные компоненты, которые необходимы для работы компьютера.

Как включить и выключить компьютер?

Чтобы включить компьютер, необходимо подключить его к электрической сети, затем нажать кнопку питания на системном блоке. Чтобы выключить компьютер, нужно закрыть все программы и файлы, затем нажать кнопку "Пуск" в левом нижнем углу экрана, выбрать пункт "Выключить компьютер" и подтвердить выбор.

Какие действия можно выполнить с файлами и программами на компьютере?

С файлами и программами на компьютере можно выполнять различные действия, такие как открытие, сохранение, копирование, перемещение, удаление и печать. Открытие файла или программы осуществляется двойным кликом мыши, сохранение происходит через соответствующий пункт меню или комбинацию клавиш, копирование и перемещение файлов осуществляется путем выделения их и использования контекстного меню или соответствующих кнопок на панели инструментов, удаление происходит через корзину, а печать осуществляется через команду "Печать" в меню программы или сочетание клавиш.

Как работать с внешней памятью на компьютере?

Для работы с внешней памятью на компьютере необходимо подключить ее к соответствующему порту или разъему на компьютере. После подключения внешний носитель будет отображаться в проводнике или на рабочем столе. Чтобы скопировать файлы на внешнюю память, нужно выделить их и использовать команду "Копировать" или сочетание клавиш, затем открыть папку внешнего носителя и вставить файлы с помощью команды "Вставить" или сочетания клавиш. После завершения работы с внешней памятью ее следует отключить безопасно через системный трей.

Какие темы рассматриваются на занятии 1 по освоению компьютера для пожилых людей?

На занятии 1 пожилые люди знакомятся с компьютером, его составными частями (периферийными устройствами), учатся включать и выключать компьютер, работать с клавиатурой и мышью, знакомятся с операционной системой и основными действиями с файлами и программами, а также учатся работать с внешней памятью.

Что делают пожилые люди на занятии 2 по освоению компьютера?

На занятии 2 пожилые люди изучают работу с текстовыми документами, учатся создавать, открывать и сохранять файлы с помощью текстового редактора. Также они погружаются в учебную программу, чтобы углубить свои знания о компьютерной грамотности.

В чем заключается домашнее задание для пожилых людей после занятия 1 по освоению компьютера?

Домашнее задание после занятия 1 заключается в выполнении практических заданий, связанных с работой на компьютере. Возможно, пожилым людям предлагается набрать текст на клавиатуре, выполнить упражнения по работе с мышью или провести собственное исследование на компьютере.