Формирование иноязычных рецептивных лексических навыков у учащихся старшей школы (лингвистический профиль)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 31 31 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 30.06.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект формирования иноязычного лексического навыка на старшем этапе обучения 5
1.1 Пути и возможности обучения лексическим умениям и навыкам 5
1.2 Основные этапы формирования лексических навыков в процессе обучения иностранному языку 8
Глава 2. Практический аспект формирования иноязычных рецептивных лексических навыков у учащихся 17
2.1 Объект и методы исследования 17
2.2 Экспериментальная часть и ее результаты 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Сначала учащиеся просматривают эпизод и решают - естественно, на английском языке, кем являются действующие лица, как они относятся друг к другу и т.д. Затем они пытаются угадать, что происходит и о чем говорят персонажи. Учащиеся высказывают как можно больше предположений о том, что происходит на экране, о чем говорят герои.2. «Озвучка»Эту технику можно применить как в начале фильма, так и во время любой из его частей. Необходимо заранее выбрать подходящий эпизод, соответствующий уровню подготовки учеников или пройденной теме. 3. ПредсказаниеЭто задание можно выполнять несколько раз на протяжении фильма: останавливается просмотр на «самом интересном месте» и задается вопрос ученикам: «Что же будет дальше?». Задание дополнялось своими условиями: ученики были ограничены использованием только будущего времени.4. Назад в прошлоеПосле просмотра всего фильма или его части учеников спрашивали, как они представляют себе прошлое главных героев, о котором не рассказано в фильме: их детство, семью, как они учились и т. п.5.Описание персонажейКаждого из учеников попросили выбрать одного персонажа и описать его со всеми подробностями: внешность, характер, привычки, расписание дня. Говорят ли персонажи то, что думают, или лгут? Какие эмоции ими руководят? Что они чувствуют в тот или иной момент фильма? Все эти вопросы помогут обратить внимание учеников на мимику, жестикуляцию, интонации персонажей. 6. По мотивамПосле просмотра фильма группа учеников должна разыграть между собой одну из его сцен или придумать и инсценировать продолжение фильма. Здесь важно распределить роли среди учащихся так, чтобы каждый мог проявить себя. Конечно, можно ставить сцены и без просмотра фильма, но в данном случае ученики будут ограничены конкретными персонажами, характеры которых им известны. Подражая героям фильма, они должны использовать их «любимые» слова и выражения, жесты и акценты.7. SplitViewingНекоторые учащиеся смотрят и слушают отрывок из фильма, другие только слушают. Затем предлагаются виды деятельности, основанные на процедуре заполнения пропусков. Например: учащиеся, которые смотрят и слушают - свидетели драматического события, те, которые слушают, - журналисты, обязанные провести интервью о данном событии. Ученики не уделяют внимание какому-либо определенному диалогу, они полагаются на полученный при просмотре опыт. Это упражнение хорошо для тренировки прошедшего времени. Уровень Intermediate.После проведения серии уроков, с использование данных технологий, нами была повторно проведена диагностика уровня мотивированности к изучению иностранного языка.На этот раз была использована иная методика. Ее описание представлено ниже.Инструкция: Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания соответствующий вам ответ, используя для этого предложенные обозначения:Верно - (++)Пожалуй, верно – (+)Пожалуй, неверно – (-)Неверно – (--)1.Изучение данного предмета дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить способности.2.Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.3.В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.4.Учебные занятия по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.5.Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.6.При изучении данного предмета, кроме учебников и рекомендованной литературы, самостоятельно читаю дополнительную литературу.7.Считаю, что трудные теоретические вопросы по этому предмету можно было бы не изучать.8.Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути дела.9.На занятиях по данному предмету у меня бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».10.Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.11.Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).12.Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают или помогают.13.По возможности стараюсь списать выполнение заданий у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.14.Считаю, что все знания по данному предмету ценными и по возможности, нужно знать по данному предмету как можно больше.15.Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.16.Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.17.Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.18.Данный предмет дается мне с трудом и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.19.Если по болезни (или по другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.20.Если бы это было возможно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно, пожалуй, верно), а «Нет» - отрицательные (пожалуй, неверно, неверно).КлючДа1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19Нет3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем меньше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие нормативные границы:0-5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации6-14 –средний уровень внутренней мотивации15-20 –высокий уровень внутренней мотивацииРезультаты диагностики в контрольной и экспериментальной группе представлены на рисунках 3 и 4.Рисунок 3. Результаты диагностики контрольной группыРисунок 4. Результаты диагностики экспериментальной группыКак мы видим, исходя из полученных результатов диагностики, уровень мотивации в контрольной группе остался на том же уровне. В то время, как экспериментальная группа выразила достаточно высокий уровень мотивации к обучению иностранному языку.Количество учеников с низкой мотивацией сократилось до 23%, а высокомотивированных учеников стало 45% от общего количества. Исходя из полученных результатов, считаем, что применение видеофильмов на уроках иностранного языка положительно сказывается на уровне мотивации учеников, развивает в них любовь к предмету и желание посещать занятия. Однако, следует отметить, что поддержание высокого уровня мотивации возможно лишь с постоянным использованием технологии видеофильмов в деятельности учителя.ЗаключениеВ системе упражнений, развивающих любой вид речевой деятельности, есть три вида упражнений - подготовительные, речевые и речевые.С помощью подготовительных упражнений усваиваются форма и значение языковых явлений (в данном случае лексических единиц), а также действия с ними как составляющие речевой деятельности.Речево-подготовительные упражнения для усвоения лексического материала могут носить более самостоятельный характер, чем простое дополнение преподавателя. Однако работа над лексическим материалом не ограничивается упражнениями, которые по своей форме имеют форму монолога. Закрепление слов и фраз можно проводить в виде упражнений, подготавливающих диалогическую речь. Учителю лучше давать задания устно, это желание сохранить гибкость и вариативность этих заданий. Если учитель видит, что данные им инструкции недостаточно стимулируют речь учеников, он должен расширить, продолжить или объяснить инструкции, и до тех пор, пока он не получит ответ от учеников. Наконец, устные инструкции по составлению диалога дают учителю возможность несколько раз включить новую лексику в свою речь, то есть дать ученикам возможность выучить новые слова с помощью слухового анализатора.Речевые упражнения следует проводить на текстах, имеющих значительный потенциал с точки зрения решения не только коммуникативных, но и познавательных задач. При выполнении этих упражнений актуализация новых слов должна осуществляться на уровне непроизвольного внимания к ним, поскольку мнемическая задача несовместима с одновременным выполнением логических и смысловых задач, то есть активной обработкой воспринимаемой информации или генерация собственной речи.Таким образом, система упражнений придерживается принципа «от простого к сложному», когда ученики постепенно переходят от механического повторения слов за учителем к учебному общению и начинают творчески использовать слова. Запоминание слова должно быть основано на логическом, осмысленном запоминании. Система упражнений должна обеспечивать материал для этих мыслительных процессов.Список используемой литературы1. «Английский в фокусе» («Spotlight») для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. / О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. М.: Просвещение; UK.: ExpressPublishing, 2009 —244 с.2. Аликина О.В. Обучение лексике французского языка как второго иностранного в процессе обучения чтению (8-9 классы). Москва, 2009.—214 с. Электронный ресурс. URL: http://www.dissercat.com/content/obuchenie-leksike-frantsuzskogo-yazyka-kak-vtorogo-inostrannogo-v-protsesse-obucheniya-chten(Дата обращения: 10.05.2021).3. Алина И.А. Обучение чтению транскрипции на начальном этапе овладения английским языком. —СПб.: Оракул, 2017. —192 с.4. Английский язык для 11 класса. Forward. / М.В. Вербицкая. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 —176 с. 5. Английский язык. Учебник для 10-11 классов / Под редакцией Кузовлева В.П. —М.: Просвещение, 2019. —361 с.6. Английский язык: Английский с удовольствием / EnjoyEnglish: Учебник для 11 кл. общеобраз. Учрежд. —2-е изд, испр. —Обнинск: Титул, 2018. —200 с.7. Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку. —М.: 1969. —279 с.8.Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 2004 —256 с.9. Венецианский купец (Spotlight): (по У. Шекспиру): кн. для чтения: 10 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/У. Шекспир; [пересказ О.В. Афанасьевой и др.]. —3-е изд. —М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2011. — 56 с.10. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак.ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д.Гальскова, Н. И. Гез. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.11.Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. —М.: Айрис-пресс, 2004. —239 с.12. Гамлет (Spotlight): (по У. Шекспиру). Книга для чтения. 11 класс: учеб, пособие для общеобразоват. организаций/У. Шекспир; [пересказ О.В. Афанасьевой и др.]. —4-е изд. —М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2017. —70 с.13.Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1999. —373 с.14.Гордеева, И. В. Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка / И. В. Гордеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 569-571. — Электронный ресурс. URL: https://moluch.ru/archive/99/22317/ (Дата обращения: 11.03.2021). 15. Звёздный английский. Starlight. Английский язык. 11 класс: учеб, для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением англ. яз. / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др. – М.: ExpressPublishing : Просвещение, 2019. —200 с.16. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению и чтению на иностранном языке. —М.: Просвещение, 1991. —169 с.17. Иванова О. Н. Обучение чтению на английском языке в старших классах (базовый уровень). Москва, 2009. —170 с. Электронный ресурс. URL.http://www.dissercat.com/content/obuchenie-chteniyu-na-angliiskom-yazyke-v-starshikh-klassakh-yakutskoi-shkoly-bazovyi-uroven (Дата обращения: 15.05.2021).

«Английский в фокусе» («Spotlight») для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. / О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. М.: Просвещение; UK.: Express Publishing, 2009 — 244 с.
2. Аликина О.В. Обучение лексике французского языка как второго иностранного в процессе обучения чтению (8-9 классы). Москва, 2009. — 214 с. Электронный ресурс. URL: http://www.dissercat.com/content/obuchenie-leksike-frantsuzskogo-yazyka-kak-vtorogo-inostrannogo-v-protsesse-obucheniya-chten (Дата обращения: 10.05.2021).
3. Алина И.А. Обучение чтению транскрипции на начальном этапе овладения английским языком. — СПб.: Оракул, 2017. — 192 с.
4. Английский язык для 11 класса. Forward. / М.В. Вербицкая. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019 — 176 с.
5. Английский язык. Учебник для 10-11 классов / Под редакцией Кузовлева В.П. — М.: Просвещение, 2019. — 361 с.
6. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 11 кл. общеобраз. Учрежд. — 2-е изд, испр. — Обнинск: Титул, 2018. — 200 с.
7. Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку. — М.: 1969. — 279 с.
8. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 2004 — 256 с.
9. Венецианский купец (Spotlight): (по У. Шекспиру): кн. для чтения: 10 кл.: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/У. Шекспир; [пересказ О.В. Афанасьевой и др.]. — 3-е изд. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2011. — 56 с.
10. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д.Гальскова, Н. И. Гез. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
11. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 239 с.
12. Гамлет (Spotlight): (по У. Шекспиру). Книга для чтения. 11 класс: учеб, пособие для общеобразоват. организаций/У. Шекспир; [пересказ О.В. Афанасьевой и др.]. — 4-е изд. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. — 70 с.
13. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Высшая школа, 1999. — 373 с.
14. Гордеева, И. В. Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка / И. В. Гордеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 569-571. — Электронный ресурс. URL: https://moluch.ru/archive/99/22317/ (Дата обращения: 11.03.2021).
15. Звёздный английский. Starlight. Английский язык. 11 класс: учеб, для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением англ. яз. / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др. – М.: Express Publishing : Просвещение, 2019. — 200 с.
16. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению и чтению на иностранном языке. — М.: Просвещение, 1991. — 169 с.
17. Иванова О. Н. Обучение чтению на английском языке в старших классах (базовый уровень). Москва, 2009. — 170 с. Электронный ресурс. URL. http://www.dissercat.com/content/obuchenie-chteniyu-na-angliiskom-yazyke-v-starshikh-klassakh-yakutskoi-shkoly-bazovyi-uroven (Дата обращения: 15.05.2021).

Вопрос-ответ:

Какими путями и возможностями обучения лексическим умениям и навыкам можно воспользоваться?

Обучение лексическим умениям и навыкам можно осуществлять с помощью различных методик и подходов. Это может быть использование контекста при изучении новых слов, активное использование словарей и глоссариев, применение ассоциативных карт и схем, а также использование интерактивных и игровых форм работы.

Какие основные этапы формирования лексических навыков в процессе обучения иностранному языку существуют?

Основными этапами формирования лексических навыков в процессе обучения иностранному языку являются ознакомление с новыми словами и их значениями, закрепление полученных знаний через повторение и практику, а также использование новых слов в коммуникативных ситуациях и контекстных заданиях.

Какой объект и какие методы исследования можно использовать при формировании иноязычных рецептивных лексических навыков?

При формировании иноязычных рецептивных лексических навыков объектом исследования может быть процесс усвоения и понимания новых слов и лексических единиц текста. Методы исследования могут включать анализ текстов, выполнение заданий на понимание прочитанного, а также тестирование знаний и умений в области лексики.

Какие практические аспекты формирования иноязычных рецептивных лексических навыков учащихся могут быть использованы?

Для формирования иноязычных рецептивных лексических навыков учащихся можно использовать такие практические аспекты, как чтение и анализ текстов на иностранном языке, выполнение упражнений по пониманию прочитанного, использование аутентичных материалов и источников, а также проведение коммуникативных заданий и упражнений на слушание и понимание речи.

Как формируются иноязычные рецептивные лексические навыки у учащихся старшей школы?

Иноязычные рецептивные лексические навыки у учащихся старшей школы формируются через систематическое изучение и повторение новых слов и выражений, чтение и анализ аутентичных текстов, выполнение упражнений на понимание прочитанного и прослушанного материала, а также активное использование учебных источников и ресурсов для расширения словарного запаса.

Какие пути и возможности есть для обучения лексическим умениям у учащихся старшей школы?

Существуют различные пути и возможности для обучения лексическим умениям у учащихся старшей школы. Одним из них является использование разнообразных учебных материалов, таких как учебники, рабочие тетради, словари, аудио- и видеоматериалы. Другим путем является активное использование языка в повседневной жизни, общение с носителями языка, чтение и просмотр материалов на иностранном языке, а также выполнение специальных упражнений и заданий, направленных на развитие лексического навыка.

Какие основные этапы можно выделить в формировании лексических навыков у учащихся на старшем этапе обучения?

Основные этапы в формировании лексических навыков у учащихся на старшем этапе обучения включают в себя: изучение основных лексических единиц и словосочетаний, расширение словарного запаса и активное использование лексики в речи, систематическое повторение и закрепление усвоенного материала, а также тренировка в понимании иноязычного текста и работы с текстовыми материалами.

Какие методы исследования были использованы при изучении формирования иноязычных рецептивных лексических навыков у учащихся старшей школы?

Для изучения формирования иноязычных рецептивных лексических навыков у учащихся старшей школы были использованы следующие методы исследования: анализ учебных программ и методических материалов, наблюдение и анкетирование учащихся и преподавателей, анализ результатов тестирования и контрольных работ, а также сравнительный анализ данных.

Какие объекты и методы были использованы в исследовании формирования иноязычных рецептивных лексических навыков у учащихся старшей школы?

В исследовании формирования иноязычных рецептивных лексических навыков у учащихся старшей школы объектом исследования являлись учащиеся лингвистического профиля старшей школы. Методы исследования включали анализ учебных материалов, проведение экспериментальных занятий с учащимися, тестирование и анализ результатов, а также использование методов статистического анализа.

Каким образом можно формировать иноязычные рецептивные лексические навыки у учащихся старшей школы?

Формирование иноязычных рецептивных лексических навыков у учащихся старшей школы можно осуществлять различными способами. Например, это может быть чтение автентичных текстов на иностранном языке, прослушивание аудиоматериалов, смотрение фильмов и сериалов на иностранном языке, общение с носителями языка и прочее. Главное - создать максимально естественные и коммуникативные ситуации, чтобы учащиеся могли погрузиться в языковую среду и активно использовать свои рецептивные навыки.

Какие этапы формирования лексических навыков в процессе обучения иностранному языку можно выделить?

В процессе обучения иностранному языку можно выделить несколько основных этапов формирования лексических навыков. Первый этап - знакомство с новым лексическим материалом, который может происходить через чтение текстов, прослушивание аудиоматериалов и прочтение учебников. Затем следует этап закрепления полученных знаний через различные упражнения и практику. На третьем этапе происходит активное использование полученных навыков в речи и коммуникативных ситуациях. Важно давать учащимся возможность применять лексические навыки на практике, чтобы они стали надежными и автоматическими.