Макроэкономическая политика в системе государственного регулирования экономики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное регулирование экономики
  • 36 36 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 15.07.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты макроэкономической политики государства 5
1.1 Сущность понятия макроэкономической политики 5
1.2 Структура и типы макроэкономической политики государства 8
Глава 2. Современные тенденции макроэкономической политики государства 17
2.1 Структурная динамика и макроэкономическая политика в России 17
2.2 Возможности макроэкономической политики в преодолении кризиса, вызванного пандемией и дальнейшие перспективы 21
Заключение 32
Список используемой литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Не хватает технологий, не хватает кадров, не хватает новых видов оборудования. Но деньги всегда есть, они доступны для тех, кто понимает, как ими распорядиться. Это не значит, что деньги нужно разбрасывать с вертолета, как нам говорят некоторые западные гуру. Деньги нужно создавать как инструмент экономического развития, как целевые деньги. Поэтому программа опережающего развития не может не предполагать восстановление кредита, причем, кредита для реального сектора экономики, а не для кого попало. Кредита, прежде всего, для наращивания инвестиций в новые технологии, для финансирования инновационной активности в передовых направлениях роста нового технологического уклада. А для этого нужен контроль за использованием денег. В рамках той программы, которую мы уже много лет предлагаем, все эти меры, общепринятые сегодня в политике экономического роста в условиях глобального структурного кризиса, сформированы. Это гибкая денежная политика с вектором процентных ставок от полупроцента до долгосрочных кредитов под приоритетные инвестиционные проекты. Полпроцента — это норма, которая есть в Германии, и в Китае, и где бы то ни было. Если государство ставит приоритетное направление структурной перестройки, под которые нужны долгосрочные кредиты, банки развития дают кредиты под 0,5% годовых, 2% для корпораций, которые имеют хорошую репутацию, у которых проекты оформлены через госинвестконтракты. 4% — это максимум для всех остальных потенциальных инвесторов, новаторов и так далее. И дело не в ключевой ставке. Потому что ключевая ставка нужна для рефинансирования банков. Речь идет о создании целевых механизмов кредитования экономики под задачи экономического роста. К сожалению, рассчитывать, что наши денежные власти воспримут эту программу, не приходится. Они выхолостили денежную политику до рефинансирования коммерческих банков на поддержание ликвидности. Сегодня даже эта политика уже изменена. Сегодня Центральный банк вообще перестал давать кредиты экономике, и не собирается давать. Наш ЦБ — единственный в мире, который занимает деньги в экономике, а не дает их экономике. За последние 4 года, когда все страны перешли к количественному смягчению и объем кредитов, скажем, на Западе вырос в 4–5 раз, а в Китае объем кредитов вырос в 15 раз за последние 20 лет, наш Центральный банк изъял из экономики за 5 лет 12 триллионов рублей, и еще 5 триллионов изымет, согласно денежной программе до 21-го года. Очевидно, что такая политика Центрального банка, которая является абсолютно архаичной, которая не понимает смысла денег как инструмента кредита, не понимает роли кредита как основы современного экономического роста и механизма авансирования экономического развития, абсолютно несовместима с целями, которые поставил президент, и вообще несовместима с современной экономической политикой развития. Потери, которые мы понесли от этой архаичной денежной политики, ошеломляют. Мы могли бы сегодня иметь на 25 триллионов рублей больше произведенной продукции, чем имеем. Бюджетно-налоговая политика РФ должна быть смягчена, чтобы в условиях макроэкономической нестабильности не войти в конфликт со стимулирующей денежно-кредитной политикой государства. Ключевые слова: макроэкономическая нестабильность, пандемия, денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, коррекция экономической политики. Сегодня ситуация как в мировой, так и в национальной экономике, в т.ч. под влиянием пандемии, очень быстро меняется: наблюдается спад темпов их роста. В связи с этим представляет актуальность изучение факторов, способствующих данным процессам, а также коррекция, которую необходимо провести в механизме экономической политики. Основные, в т.ч. и теоретические моменты, касающиеся приоритетов и механизма экономической политики (ЭП), можно отразить в следующем виде: 1. Стратегическими целями современной ЭП выступают устойчивые темпы экономического роста, уменьшение (в определенные периоды – стабилизация) безработицы и инфляции и достижение положительного (равновесного) платежного баланса страны. Основными видами ЭП выступают бюджетноналоговая (БНП) и денежно-кредитная (ДКП). Помимо стратегических, зачастую выделяются промежуточные и тактические цели этих видов ЭП. Цели ЭП достаточно стабильны, однако их соотношение, первоочередность, выбор механизма достижения меняются в зависимости от объективных и субъективных условий, от экономической и политической ситуации в стране. Решения на высших уровнях влияют на низшие, тактические и промежуточные цели обусловлены стратегическими целями. Стратегические цели с одной стороны взаимосвязаны, с другой – их достижение противоречиво. Очевидно, решения, принимаемые на уровне целей, механизма и инструментов, должны быть взаимоувязаны. Более того, желательно, чтобы количество инструментов было не менее количества поставленных целей. Также при проведении ЭП следует учитывать внешние и внутренние временные лаги. Промежуточными и тактическими целями ДКП являются денежная база, денежные агрегаты, объем денежной массы, уровень процентной ставки, обменный курс национальной валюты и др.. Поставленная цель определяет соответствующие передаточный механизм и режим контроля (монетарного, валютного, инфляционного и др. таргетирования), а ее достижение осуществляется при помощи целого ряда инструментов (ставка рефинансирования (ключевая ставка), резервные нормы, операции на открытом рынке и др.). Суть инфляционного таргетирования (поставленного в основу современной ДКП РФ), состоит в установлении на основе прогнозирования планового уровня (целевых значений) инфляции и использования всех инструментов ДКП для его достиженияПередаточный механизм ДКП достаточно сложный, в частности, стимулирование экономического роста при режиме монетарного таргетирования представляет следующую цепочку принимаемых решений и происходящих вследствие этого процессов: изменение предложения денег результате => изменение ставки процента => реакция совокупных (в особенности инвестиционных) расходов на динамику ставки процента => изменение объема выпуска. Нестабильность спроса на деньги, изменение скорости их обращения делает неэффективным управление ликвидностью экономики посредством контроля денежных агрегатов. Управление процентной ставкой как первичного элемента передаточного механизма в этой связи представляется более предпочтительным. При режиме инфляционного таргетирования сокращается «цепочка» передаточного механизма ДКП (за счет устранения непосредственного воздействия на денежную массу). 4. Инструментами БНП выступают, прежде всего, налоги и госрасходы (включая трансфертные платежи). Трансфертные платежи, выплачиваемые гражданам стимулируют совокупный спрос, а выплачиваемые фирмам (судсидии, дотации) – положительно сказываются как на совокупном спросе, так и на совокупном предложении. В настоящее время в БНП происходят два противоречивых, на наш взгляд, процесса: с одной стороны, взят курс на стимулирующую БНП, о чем говорит принятие нацпроектов (рост госрасходов); с другой стороны, увеличиваются налоги и сборы, повышен пенсионный возраст. Итоговый результат воздействия данных и других факторов на экономику сложно определить. Обратим внимание лишь на то, что налоговый мультипликатор «сильнее» мультипликатора госрасходовПередаточный механизм БНП по сравнению с таким же механизмом денежнокредитной политики (ДКП) относительно проще, в частности, стимулирование экономического роста представляет следующую цепочку принимаемых решений и происходящих вследствие этого процессов: изменение налогов и/или госрасходов => реакция совокупных расходов => изменение объема выпуска [1]. Б. С учетом этих положений, проанализируем ситуацию в современной (первая половина 2020 года) экономике РФ, в ее бюджетно налоговой и денежно-кредитной сферах: 1. Замедлились темпы экономического роста (примерно с 2012 г.), и, мы считаем, что в настоящее время наблюдается рецессия. Резко упал совокупный спрос: снизились все его составляющие (личное потребление, инвестиции, экспорт) за исключением государственных расходов. Падает инвестиционная активность. Основными факторами замедления экономики послужили как долгосрочные факторы структурного характера («перекос» в сторону сырьевых отраслей, высокая загруженность и одновременно изношенность производственных мощностей, высокая занятость при низкой безработице), так и краткосрочные (спад в мировой экономике, снижение цен на нефть, резкое снижение экспорта и в целом сокращение внешней торговли, введение ограничительных мер в стране в связи с пандемией) [2, с. 7–11]. 2. Усиливается макроэкономическая нестабильность. Спад экономики, связанный на данном этапе с ограничительными мерами (пандемия), с одной стороны, последствия повышения пенсионного возраста, с другой, предопределяют существенный рост безработицы [3, с. 11–21]. Минтруд РФ еще в апреле допустил ее полуторное увеличение: «появление до 6 млн безработных в России после эпидемии» [4]. Инфляция в июне 2020 г. составила 3.2%, ключевая ставка с 22.06.2020 г. – 4.50%. Предполагаем, что рост цен, инфляция в ближайшее время будут «тормозиться» уменьшением личного потребления и инвестирования. 3. В денежно-кредитной сфере обращают на себя внимание: ослабление курса рубля и высокая закредитованность населения, а также уменьшение оттока капитала за рубеж. Произошли изменения в платежном балансе: «Профицит счета текущих операций платежного баланса России в январе – марте 2020 года, по предварительной оценке, регулятора, уменьшился более чем на треть и составил $21.7 млрд против $33.6 млрд за аналогичный период прошлого года.» [5]. Одновременно растет дистанционное обслуживание, развивается рынок электронных банковских услуг [6, с 27–31]. 4. Усложнилась ситуация в бюджетно-налоговой сфере. Несмотря на повышение НДС и пенсионного возраста («экономия на пенсиях»), бюджет в результате Доклады Башкирского университета. 2020. Том 5. №4 259 пандемии оказался в ситуации сокращения доходов (в соотношении с ВВП) и увеличения расходов. Дефицит бюджета – в целом негативное явление, однако возросшие трансферные выплаты населению, временное ослабление (перенос) ряда налоговых и иных платежей, безусловно, помогут стабилизировать экономику. 5. Прогнозы подтверждают, что российская экономика в ближайшем будущем будет находиться на фазе спада: «ВВП в III–IV кварталах будет ниже, чем в тех же кварталах прошлого года, в целом за 2020 год он снизится на 4–6%. Самый большой вклад в снижение ВВП внесет падение экспорта, которое может составить от 10 до 15%. Также существенно (на 6–10%) снизятся по сравнению с прошлым годом и инвестиции в основной капитал» [7]. В этих условиях важен экономический рост, основным фактором которого сегодня являются рост личного потребления и инвестиции. С этой целью в стране начала проводиться стимулирующая бюджетно-налоговая политика. В краткосрочном плане важны меры роста госрасходов, предпринятые в связи с пандемией. Однако для долгосрочного экономического роста в области БНП необходимы реализация национальных проектов, а в сфере ДКП – «длинные деньги». ЗаключениеМакроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики с целью поддержания ее экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основная цель макроэкономической политики - сбалансировать безработицу и инфляцию.Экономическая политика государства - это комплекс мер, направленных на регулирование хода экономических процессов, влияние на них или прямое предотвращение их результатов.В российской экономической литературе термин «субъект экономической политики» обычно относится к самому государству. Это упрощенная точка зрения. Экономическая теория использует более широкий подход. Есть много субъектов экономической политики государства. К ним относятся: входящие в его состав государственные, региональные и местные институциональные образования, а также негосударственные союзы и ассоциации.Современная рыночная экономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства. Влияние государства на экономику может существенно влиять на течение экономического цикла, изменяя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и взаимосвязь между ними. Под воздействием государственного воздействия меняется механизм циклического движения.Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Наиболее важными методами воздействия государства на экономический цикл являются денежные и налоговые рычаги. В период кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а в период восстановления - на его сдерживание. Таким образом, для уменьшения «перегрева» экономики государство на этапе восстановления способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги и поднимает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы для новых инвестиций. В условиях кризиса, наоборот, меры государства направлены на снижение стоимости кредита, снижение налогов, ускорение амортизации и налоговых скидок на новые вложения.Формирование циклической формы движения отечественной экономики связано с проблемой экономического роста. Для Российской Федерации есть два варианта экономического роста.Первое связано с ориентацией на внешний рынок сырья как наиболее стабильный, надежный и доступный для нашей отрасли.Второй вариант связан с оживлением внутреннего рынка.Государственное регулирование экономики направлено на уважение интересов государства, общества в целом и социально уязвимых слоев населения, не забывая при этом о правах и свободах личности. Государство гарантирует, что в условиях экономической свободы общественные интересы не ущемляются чаяниями отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей и отдельных лиц. Государственное регулирование также направлено на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения и разрушения природы.Институт государства призван выполнять ряд задач, совокупность которых в различных теоретических школах обычно называется функциями (неоклассицизм, институционализм) или целями (ордолиберализм). Содержание этих условий также меняется со временем. Коррекция связана с развитием экономической реальности, появлением новых взглядов. Например, активизация институционального направления в современной интерпретации экономической теории привела к тому, что понимание функций государства все больше ассоциируется с целью устранения недостатков рыночной системы. В первом, более традиционном теоретическом подходе задача государства в основном воспринималась как стремление придать дополнительный импульс развитию национальной экономики (в тех случаях, когда это не могло быть сделано самим рыночным механизмом).Функции государства охватывают различные области: экономическую, политическую, военную, социальную и международную.Список используемой литературыАгапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. — М.: Издательский дом Университета "Синергия". 2013. 560 с.Аносова А. В., Ким И. А., Касаткина А. А. Макроэкономика. Учебник. — М.: Юрайт. 2019. 528 с.Бойцова Е. Ю., Вощикова Н. К. Микроэкономика и макроэкономика. Актуальные проблемы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 250 с.Дэвид Ромер Высшая макроэкономика. Учебник. — М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет). 2015. 856 с.Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Макроэкономика. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 320 с.Макроэкономика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для СПО / ред. Серегина С. Ф. — М.: Юрайт. 2019. 184 с.Макроэкономика. Учебник для академического бакалавриата / под ред. Булатов А. С. — М.: Юрайт. 2019. 334 с.Матвеева Т. Ю. Макроэкономика. Учебник. В 2 частях (комплект из 2 книг). — М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет). 2017. 920 с.Антипина О. Н., Вереникин А. О. Микроэкономика продвинутого уровня. Учебное пособие. — М.: Проспект. 2020. 184 с.Бойцова Е. Ю., Вощикова Н. К. Микроэкономика и макроэкономика. Актуальные проблемы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 250 с.Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Микроэкономика. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 280 с.Левина Е. А., Покатович Е. В. Микроэкономика. Учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 674 с.Максимова В. Ф. Микроэкономика. Учебник. — М.: Издательский дом Университета "Синергия". 2020. 468 с.Маховикова Г. А. Микроэкономика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 282 с.Устюжанина Е. В., Бондаренко Н. Е., Сигарев А. В. Микроэкономика. Учебник. — М.: КноРус. 2020. 218 с.Чеканский А. Н., Фролова Н. Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебник. — М.: Проспект. 2020. 688 с.Швец Ю. Ю. Менеджерские аспекты микроэкономики и бизнес стратегии. Учебное пособие. — М.: Прометей. 2020. 160 с.

1. Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. — М.: Издательский дом Университета "Синергия". 2013. 560 с.
2. Аносова А. В., Ким И. А., Касаткина А. А. Макроэкономика. Учебник. — М.: Юрайт. 2019. 528 с.
3. Бойцова Е. Ю., Вощикова Н. К. Микроэкономика и макроэкономика. Актуальные проблемы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 250 с.
4. Дэвид Ромер Высшая макроэкономика. Учебник. — М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет). 2015. 856 с.
5. Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Макроэкономика. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 320 с.
6. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие для СПО / ред. Серегина С. Ф. — М.: Юрайт. 2019. 184 с.
7. Макроэкономика. Учебник для академического бакалавриата / под ред. Булатов А. С. — М.: Юрайт. 2019. 334 с.
8. Матвеева Т. Ю. Макроэкономика. Учебник. В 2 частях (комплект из 2 книг). — М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет). 2017. 920 с.
9. Антипина О. Н., Вереникин А. О. Микроэкономика продвинутого уровня. Учебное пособие. — М.: Проспект. 2020. 184 с.
10. Бойцова Е. Ю., Вощикова Н. К. Микроэкономика и макроэкономика. Актуальные проблемы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. 250 с.
11. Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Микроэкономика. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2020. 280 с.
12. Левина Е. А., Покатович Е. В. Микроэкономика. Учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 674 с.
13. Максимова В. Ф. Микроэкономика. Учебник. — М.: Издательский дом Университета "Синергия". 2020. 468 с.
14. Маховикова Г. А. Микроэкономика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 282 с.
15. Устюжанина Е. В., Бондаренко Н. Е., Сигарев А. В. Микроэкономика. Учебник. — М.: КноРус. 2020. 218 с.
16. Чеканский А. Н., Фролова Н. Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебник. — М.: Проспект. 2020. 688 с.
17. Швец Ю. Ю. Менеджерские аспекты микроэкономики и бизнес стратегии. Учебное пособие. — М.: Прометей. 2020. 160 с.


Вопрос-ответ:

Что такое макроэкономическая политика?

Макроэкономическая политика - это совокупность мер и инструментов, используемых государством для регулирования экономики страны в целом. Она направлена на достижение устойчивого экономического роста, сокращение инфляции, поддержание равновесия внешней торговли и других макроэкономических целей.

Какова структура макроэкономической политики государства?

Макроэкономическая политика государства включает в себя несколько основных инструментов и мер. Они включают фискальную политику (регулирование доходов и расходов государства), денежно-кредитную политику (контроль за денежной массой и процентными ставками), внешнеэкономическую политику (регулирование обменного курса и международных торговых отношений) и структурную политику (поощрение развития определенных отраслей экономики).

Какие типы макроэкономической политики существуют?

Существует несколько типов макроэкономической политики государства. Одним из них является антициклическая политика, которая направлена на сглаживание экономических циклов и снижение волатильности. Другим типом является стабилизационная политика, которая ориентирована на достижение устойчивого экономического роста и сокращение инфляции. Также существует социально-ориентированная макроэкономическая политика, которая уделяет особое внимание социальным аспектам развития экономики.

Каковы современные тенденции в макроэкономической политике государства России?

В современной России можно выделить несколько ключевых тенденций в макроэкономической политике. Одной из них является ориентация на обеспечение устойчивого экономического роста и сокращение зависимости от нефтяных доходов. Также отмечается стремление к сокращению инфляции, поддержке малого и среднего бизнеса, развитию инвестиций и укреплению рубля.

Какая сущность у понятия макроэкономической политики?

Сущность макроэкономической политики заключается в управлении экономикой государства на макроуровне с целью достижения стабильности и роста.

Какова структура и типы макроэкономической политики государства?

Структура макроэкономической политики включает фискальную, монетарную и внешнеторговую политику. Фискальная политика связана с управлением государственными расходами и налогами, монетарная политика - с регулированием денежного обращения и кредитной политикой, а внешнеторговая политика направлена на регулирование внешней торговли. Типы макроэкономической политики могут включать антициклическую, стабилизационную, развития и др.

Каковы современные тенденции макроэкономической политики в России?

Структурная динамика и макроэкономическая политика в России включают ряд современных тенденций, таких как укрепление роли государства в экономике, развитие инфраструктуры, модернизация производства, поддержка инноваций и технологического развития, активная инвестиционная политика, стимулирование экспорта и др.

Какие возможности макроэкономической политики есть в преодолении кризиса, вызванного пандемией?

Возможности макроэкономической политики в преодолении кризиса, вызванного пандемией, включают в себя фискальные стимулы, такие как экономические пакеты поддержки, снижение налогов, увеличение государственных расходов; монетарную политику, направленную на снижение процентных ставок, расширение денежной базы и предоставление ликвидности финансовой системе; а также внешнюю торговлю, включая стимулирование экспорта и укрепление торговых партнерств.

Какими мерами государство может поддерживать стабильность и рост экономики?

Государство может поддерживать стабильность и рост экономики через регулирование государственных расходов и налогов, контроль инфляции и курса валюты, регулирование денежного обращения и кредитной политики, поддержку инноваций и развития, создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирование экспорта и торговли, обеспечение социальной защиты и др.