Конкуренция и сотрудничество в современной экономике
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 02.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Конкуренция в современной экономике: понятие и сущность 4
1.1 Конкуренция как рыночный фактор 4
1.2 Практика конкуренции в современной экономике 6
2. Сотрудничество в современной экономике: понятие и сущность 14
2.1 Понятие и виды бизнес-партнерства как формата сотрудничества в современной экономике 14
2.2 Тенденции развития бизнес-партнерства в современной экономике 22
Заключение 29
Список литературы 31
При этом скорость проведения изменений, улучшений во многом определяется возможностями анализа того или иного аспекта деятельности организации, будь то бизнес-процесс или организационная структура. Наличие навыков формирования, взаимодействия в рамках бизнес-партнерства, а также проведение внутренних изменений в компании, их системное применение являются необходимыми современными условиями развития и успешности компании. Бизнес-партнерство является тем инструментом, который позволяет облегчить проведение внутренних изменений, улучшений на уровне, соответствующем сложности этой задачи.Следующая тенденция развития заключается в постепенном формировании результативного партнерства. Данная тенденция выражается в противодействии негативного проявления бизнес-рисков в рамках кооперации, взаимодействия разных представителей бизнеса, которые стремятся к противодействию снижения эффективности бизнес-деятельности и уменьшению угроз для его роста и развития, например: отсутствие общих стратегических целей бизнес-партнеров и приоритетов в управлении,разногласия в видении будущего, отсутствие устойчивой организационной структуры и, соответственно, четкого разграничения полномочий в процессе деятельности. В отечественно практике развития можно выделить следующий парадокс, характерный для бизнес-партнерства. Парадокс заключается в следующем: наблюдается положительная тенденция развития - сотрудничество нескольких сторон в управлении бизнеса компании «выгодно», но одновременно реализуется и отрицательная тенденция развития - бизнес-партнерство имеет слабые стороны и может привести к потенциальным угрозам.К концу ХХ века консервативная бизнес-модель в отечественной практике в значительной степени девальвировалась. В частности, существенно выросли средние затраты на новые технологические разработки, и одновременно происходило быстрое укорачивание циклов жизни продуктов. Из-за этого окно рыночных возможностей субъектов экономики-разработчиков этих продуктов постоянно уменьшалось, что, в свою очередь, снижало вероятность получения ими хорошей отдачи от бизнеса. Кроме того, из-за растущей сложности и мультидисциплинарностисовременных инноваций постоянно повышается «цена доступа» ко всем необходимым внешним знаниям о новых технологиях и новых рыночных возможностях, и все большему числу субъектов экономики приходится отказываться от масштабных бизнес-проектов. Для того чтобы хоть как-то противодействовать этим негативным рыночным тенденциям, компании вынуждены были в массовом порядке сократить свои затраты за счет создания бизнес-партнерства с другими компаниями.В данный период стали активно использоваться проектные формы ведения бизнеса с привлечением в проекты различных специалистов и субъектов экономики на базе бизнес-партнерства.В данном случае выгода заключается в совокупности компетенций партнеров, имеющих разные стили поведения и выполняющих различные роли в команде бизнес-партнеров, реализующих проект (согласно модели И. Адизеса): предприниматель, администратор, производитель, интегратор (рис. 2).Рис. 2.1 Роли менеджмента по И. АдизесуИдеальных руководителей, включающих в себя все четыре роли, не существует. Наиболее вероятно, что эффективный управленец будет включать в себя одну роль, реже - две. Поэтому для комплементарной команды необходимы обладатели всех четырех стилей управления, то есть 2 - 4 партнера, в таком случае сотрудничество будет эффективным и компания достигнет хороших результатов по итогу деятельности.В случае отрицательной тенденции развития возможны трудности взаимопонимания и взаимодействия людей с разными стилями управления (см. И. Адизес), приводящее к расхождению взглядов и, как следствие, кризисное состояние бизнеса.Перечисленные тенденции могут затронуть не только совладельцев бизнеса, но и партнеров во внутренней и внешней среде компании (например, участники совместных проектов, топ-менеджеры). Данный парадокс можно считать не только спецификой России, он наблюдается и в мировой практике. Решение данного парадокса может заключаться в придерживании правил, регламентированных нормами деловой культуры и выделенных в корпоративных кодексах субъектов экономики. При этом следует уделять внимание в выборе партнеров, чтобы минимизировать риски и максимизировать выгоды. Следующая тенденция развития – бизнес-партнерство все чаще упирается на программы государственной поддержки развития (например, в рамках ГЧП).Одним из примеров реализации бизнес-партнерства является государственно-частное сотрудничество.Существенное влияние на проекты бизнес-партнерства в рамках ГЧП оказал кризис, вызванный пандемией коронавируса COVID-19 (рис. 2.2). За первые восемь месяцев 2020 года объем инвестиций в новые проекты составил лишь 29% от соответствующего показателя за аналогичный период предыдущего года. Рис. 2.2. Факторы воздействия на экономику проекта, вызванные пандемией, и возможные негативные последствия для участников бизнес-партнерства в рамках ГЧПКаждый год в стране инициируются более сотни партнерских проектов с использованием механизмов ГЧП, более половины из них так и не реализовалось, а те, которые выходят на стадию реализации, имеют свои недостатки, что приводит к росту судебных разбирательств. Пандемия COVID-19 также повлияла на реализацию инфраструктурных проектов во многих отраслях, ориентированных на потребительский спрос - в первую очередь, на транспортную и коммунально-энергетическую инфраструктуру, медицину и образование. Несмотря на кризис, сегодня не отмечается случаев дефолтов, а условия соглашений пересматриваются сторонами в досудебном порядке – это можно рассматривать, как проявление партнерских взаимоотношений. ЗаключениеИз раздела «микроэкономики» можно вспомнить, что на любую компанию оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. В этой связи следует учитывать такие факторы как конкуренцию и сотрудничество в современной экономике.В рамках данного исследования конкурентоспособности компаний в условиях современной экономики следует рассматривать в качестве динамического процесса формирования конкурентных преимуществ, с помощью которых компании сможет обеспечить себе устойчивое положение на рынке, гарантируя потенциала для дальнейшего развития. Именно наличие конкурентных преимуществ вызывает повышение рыночной деятельности, а так же стимулирует к переходу на более эффективные способы деятельности. Одним из факторов формирования конкурентных преимуществ является активное использование интеллектуального капитала. Специфика бизнес-партнерства в современной экономике заключается в том, что сотрудничество - более широкое понятие, чем контрактные (договорные) отношения. Бизнес-партнерство, реализуемое в рамках рассмотренных выше видов, допускает большую степень индивидуальной свободы участников деловых отношений при относительно незначительном объеме обязательств. В качестве примера можно привестидоговорные отношения между дилером и дистрибьютором по реализации продукции. В этом случае, оба участника коммерческих отношений являются самостоятельными бизнес-единицами с индивидуальными целями и задачами. Но при этом их связывают взаимовыгодные отношения для успешной продажи товаров. А вот результаты и бизнес-цели для каждого их них будут индивидуальные.При сотрудничестве у обеих сторон сделки есть свои, индивидуальные выгоды и задачи. То есть цели у сторон могут быть разные, а сотрудничество основывается на тактической выгоде.В качестве основной проблемы реализации бизнес-партнерства следует выделить изменения инвестиционной активности и общее макроэкономическое снижение в связи с пандемией и ее последствиями для экономики РФ.Из вышеизложенного можно заключить, что:В истории развития бизнес-партнерства можно условно выделить четыре этапа.В современной практике развития бизнес-партнерств в России одним из основных путей является формат государственно-частного партнерства. Также можно констатировать тенденцию по использованию механизмов и инструментов, которые обеспечивают гармонизацию интересов государства, бизнеса и общества. Важно то, что модели бизнес-партнёрства следует рассматривать в динамике. По мере изменения состояния под воздействием внутренних и внешних факторов компании будут пересматривать существующие модели бизнес-партнёрства или внедрять новые, отвечающие новым требованиям.Список литературыАкиндинова, Н. В., Бессонов, В. А., Ясин, Е. Г. Российская экономика: от трансформации к развитию - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 55 с. Государственное антикризисное управление в нефтяной отрасли / под ред. А. З. Бобылевой, О. А. Львовой. — М. :Юрайт, 2018. — 326 с.Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России в I квартале 2019 года. -М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 37 с.Князев Ю. О конкуренции и сотрудничестве в современной экономике // Общество и экономика. - 2018. - N 4. - С.31-42.Осейчук, В. И. Теория государственного управления / В. И. Осейчук. - М. :Юрайт, 2017. - 342 с Партнерское соглашение: Как построить совместный бизнес на надежной основе / Дэвид Гейдж; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012 — с. 235 Серяков, С.Г. Микроэкономика / С.Г. Серяков. - М.: Магистр, 2017. - 350 c.Социально - экономические и правовые основы развития экономики / И.В. Тропченко. – Уфа: Аэтерна, 2016. – 107 с.Скворцова, В.А. Микроэкономика/ В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская, А.О. Скворцов. - М.: КноРус, 2017. - 159 c.Шафранник Ю.К. Развитие нефтегазовой промышленности РФ: внешние и внутренние вызовы / Анализ и прогноз // Бурение и нефть. 2019. - № 5 - С. 9-12Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. - М. :Юрайт, 2017. - 23 с. Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень / Ю.Н. Черемных, В.А. Чахоян, А.Ю. Челноков и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность фирмы в условиях кризиса: экономика, маркетинг и менеджмент - М.: ИНФРА-М, 2016. -340 с. ЯшковаМ., Социальныйкапитал: эволюцияконцепта // Неприкосн. запас: дебатыополитикеикультуре. - 2018. - N 3 (119). - С.196-210.A.M. Reed, D. Reed, Partnerships for Development: Four Models of Business Involvement / A.M. Reed, D. Reed // Journal of Business Ethics. – 2010. - Vol. 24, No. 3.Fuschi D.L., Tvaronavičienė M., A network based business partnership model for SMEs management / Fuschi D. L., Tvaronavičienė M. // Entrepreneurship and Sustainability Issues. – vol. 3, no. 3, pp. 282-289. Официальный сайт Национального Центра ГЧП: https://pppcenter.ru/ (Дата обращения: 30.05.2021).Петрова В.Н., Блинов В.Н., Партнерство в бизнесе: мировой опыт и российский парадокс [Электронный ресурс] / В.Н. Петрова, В.Н. Блинов // Вестник Томского государственного университета. – 2015. - №392. – С. 179-182. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23162167 (Дата обращения: 30.05.2021).ПоляковаЕ.В., ПушинаН.Н., HRBP на производстве[Электронный ресурс] / Е.В. Полякова, Н.Н. Пушина // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2020. - №1 (40). – С. 59-61. – URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42581638 (Дата обращения: 30.05.2021).Сайт «Р-ТЕХНО» доклад « Недобросовестная конкуренция в России 2015-2020» [Электронный ресурс]. – 2020. – URL: https://r-techno.com/files/competititve2020.pdf.(Дата обращения: 30.05.2021).
1. Акиндинова, Н. В., Бессонов, В. А., Ясин, Е. Г. Российская экономика: от трансформации к развитию - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 55 с.
2. Государственное антикризисное управление в нефтяной отрасли / под ред. А. З. Бобылевой, О. А. Львовой. — М. : Юрайт, 2018. — 326 с.
3. Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России в I квартале 2019 года. -М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 37 с.
4. Князев Ю. О конкуренции и сотрудничестве в современной экономике // Общество и экономика. - 2018. - N 4. - С.31-42.
5. Осейчук, В. И. Теория государственного управления / В. И. Осейчук. - М. : Юрайт, 2017. - 342 с
6. Партнерское соглашение: Как построить совместный бизнес на надежной основе / Дэвид Гейдж; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012 — с. 235
7. Серяков, С.Г. Микроэкономика / С.Г. Серяков. - М.: Магистр, 2017. - 350 c.
8. Социально - экономические и правовые основы развития экономики / И.В. Тропченко. – Уфа: Аэтерна, 2016. – 107 с.
9. Скворцова, В.А. Микроэкономика/ В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская, А.О. Скворцов. - М.: КноРус, 2017. - 159 c.
10. Шафранник Ю.К. Развитие нефтегазовой промышленности РФ: внешние и внутренние вызовы / Анализ и прогноз // Бурение и нефть. 2019. - № 5 - С. 9-12
11. Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. - М. : Юрайт, 2017. - 23 с.
12. Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень / Ю.Н. Черемных, В.А. Чахоян, А.Ю. Челноков и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.
13. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность фирмы в условиях кризиса: экономика, маркетинг и менеджмент - М.: ИНФРА-М, 2016. -340 с.
14. Яшкова М., Социальный капитал: эволюция концепта // Неприкосн. запас: дебаты о политике и культуре. - 2018. - N 3 (119). - С.196-210.
15. A.M. Reed, D. Reed, Partnerships for Development: Four Models of Business Involvement / A.M. Reed, D. Reed // Journal of Business Ethics. – 2010. - Vol. 24, No. 3.
16. Fuschi D.L., Tvaronavičienė M., A network based business partnership model for SMEs management / Fuschi D. L., Tvaronavičienė M. // Entrepreneurship and Sustainability Issues. – vol. 3, no. 3, pp. 282-289.
17. Официальный сайт Национального Центра ГЧП: https://pppcenter.ru/ (Дата обращения: 30.05.2021).
18. Петрова В.Н., Блинов В.Н., Партнерство в бизнесе: мировой опыт и российский парадокс [Электронный ресурс] / В.Н. Петрова, В.Н. Блинов // Вестник Томского государственного университета. – 2015. - №392. – С. 179-182. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23162167 (Дата обращения: 30.05.2021).
19. Полякова Е.В., Пушина Н.Н., HRBP на производстве [Электронный ресурс] / Е.В. Полякова, Н.Н. Пушина // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2020. - №1 (40). – С. 59-61. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42581638 (Дата обращения: 30.05.2021).
20. Сайт «Р-ТЕХНО» доклад « Недобросовестная конкуренция в России 2015-2020» [Электронный ресурс]. – 2020. – URL: https://r-techno.com/files/competititve2020.pdf. (Дата обращения: 30.05.2021).
Вопрос-ответ:
Что такое конкуренция в современной экономике?
Конкуренция в современной экономике - это процесс соперничества различных экономических субъектов (компаний, фирм, предприятий) на рынке за достижение лидерства и получение максимальной прибыли. Она подразумевает борьбу за клиентов, снижение цен, повышение качества товаров и услуг, а также постоянное развитие и инновации.
Какую роль играет конкуренция как рыночный фактор в современной экономике?
Конкуренция является неотъемлемой частью современной экономики и играет важную роль в стимулировании развития бизнеса. Она способствует снижению цен и повышению качества товаров и услуг, поскольку компании в борьбе за клиентов вынуждены улучшать свои предложения. Конкуренция также стимулирует инновации и технологический прогресс, поскольку предприятия стремятся разработать новые продукты и улучшить свои производственные процессы, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.
Как практикуется конкуренция в современной экономике?
Конкуренция в современной экономике проявляется через различные методы и стратегии бизнеса. Это может быть снижение цен на товары и услуги для привлечения клиентов, проведение маркетинговых акций и рекламы, улучшение качества товаров, диверсификация предложений, активное освоение новых рынков, постоянное исследование конкуренции и применение различных инструментов маркетинга и управления, чтобы быть впереди своих конкурентов.
Что такое сотрудничество в современной экономике?
Сотрудничество в современной экономике - это форма взаимодействия между различными экономическими субъектами (компаниями, фирмами, предприятиями), которая предполагает объединение усилий и ресурсов для достижения общей цели или решения определенных задач. В отличие от конкуренции, сотрудничество предполагает взаимовыгодное сотрудничество и взаимодополняемость.
Какова роль конкуренции в современной экономике?
Конкуренция является важным рыночным фактором, стимулирующим развитие экономики. Она способствует появлению новых товаров и услуг, улучшению их качества и снижению цен. Конкуренция также побуждает предприятия к инновациям, снижению издержек и повышению эффективности производства.
Какую роль играет конкуренция в современной экономике?
Конкуренция играет огромную роль в современной экономике. Она стимулирует предприятия к постоянному совершенствованию и инновациями, что приводит к улучшению качества товаров и услуг, снижению цен и повышению уровня жизни. Конкуренция также способствует разделению ресурсов эффективным образом, стимулирует экономический рост и создает условия для развития свободного рынка.
Как применяется конкуренция на практике в современной экономике?
Конкуренция на практике проявляется в форме соревнования между предприятиями на рынке. Компании борются за клиентов, стремясь предложить лучший товар или услугу по более привлекательной цене. Они также могут предлагать различные скидки, акции и бонусы для привлечения потребителей. Конкуренция также влияет на процесс ценообразования и определение спроса на рынке.
Что такое сотрудничество в современной экономике?
Сотрудничество в современной экономике представляет собой форму взаимодействия между предприятиями и организациями, основанную на обмене ресурсами, знаниями и опытом. Сотрудничество позволяет создавать бизнес-партнерства, в рамках которых компании объединяют свои усилия и ресурсы для достижения общих целей и взаимной выгоды.
Что такое конкуренция в современной экономике?
Конкуренция в современной экономике - это состояние, при котором несколько фирм или предпринимателей соревнуются между собой на рынке с целью привлечения клиентов и повышения своей доходности. В результате конкуренции возникает необходимость улучшать качество товаров и услуг, снижать цены, разрабатывать новые технологии и инновации.
Какие виды бизнес партнерства существуют в современной экономике?
В современной экономике существуют различные виды бизнес партнерства. Одним из них является стратегическое партнерство, где две или более фирмы объединяются для достижения общих целей и совместного развития. Также распространены франшизы, когда одна компания предоставляет право использования своего бренда и бизнес-модели другим организациям. Еще одним форматом сотрудничества является аутсорсинг, когда компания передает выполнение определенных задач и функций внешнему партнеру.