Конкуренция и сотрудничество в современной экономике

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 31 31 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 02.07.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Конкуренция в современной экономике: понятие и сущность 4
1.1 Конкуренция как рыночный фактор 4
1.2 Практика конкуренции в современной экономике 6
2. Сотрудничество в современной экономике: понятие и сущность 14
2.1 Понятие и виды бизнес-партнерства как формата сотрудничества в современной экономике 14
2.2 Тенденции развития бизнес-партнерства в современной экономике 22
Заключение 29
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

При этом скорость проведения изменений, улучшений во многом определяется возможностями анализа того или иного аспекта деятельности организации, будь то бизнес-процесс или организационная структура. Наличие навыков формирования, взаимодействия в рамках бизнес-партнерства, а также проведение внутренних изменений в компании, их системное применение являются необходимыми современными условиями развития и успешности компании. Бизнес-партнерство является тем инструментом, который позволяет облегчить проведение внутренних изменений, улучшений на уровне, соответствующем сложности этой задачи.Следующая тенденция развития заключается в постепенном формировании результативного партнерства. Данная тенденция выражается в противодействии негативного проявления бизнес-рисков в рамках кооперации, взаимодействия разных представителей бизнеса, которые стремятся к противодействию снижения эффективности бизнес-деятельности и уменьшению угроз для его роста и развития, например: отсутствие общих стратегических целей бизнес-партнеров и приоритетов в управлении,разногласия в видении будущего, отсутствие устойчивой организационной структуры и, соответственно, четкого разграничения полномочий в процессе деятельности. В отечественно практике развития можно выделить следующий парадокс, характерный для бизнес-партнерства. Парадокс заключается в следующем: наблюдается положительная тенденция развития - сотрудничество нескольких сторон в управлении бизнеса компании «выгодно», но одновременно реализуется и отрицательная тенденция развития - бизнес-партнерство имеет слабые стороны и может привести к потенциальным угрозам.К концу ХХ века консервативная бизнес-модель в отечественной практике в значительной степени девальвировалась. В частности, существенно выросли средние затраты на новые технологические разработки, и одновременно происходило быстрое укорачивание циклов жизни продуктов. Из-за этого окно рыночных возможностей субъектов экономики-разработчиков этих продуктов постоянно уменьшалось, что, в свою очередь, снижало вероятность получения ими хорошей отдачи от бизнеса. Кроме того, из-за растущей сложности и мультидисциплинарностисовременных инноваций постоянно повышается «цена доступа» ко всем необходимым внешним знаниям о новых технологиях и новых рыночных возможностях, и все большему числу субъектов экономики приходится отказываться от масштабных бизнес-проектов. Для того чтобы хоть как-то противодействовать этим негативным рыночным тенденциям, компании вынуждены были в массовом порядке сократить свои затраты за счет создания бизнес-партнерства с другими компаниями.В данный период стали активно использоваться проектные формы ведения бизнеса с привлечением в проекты различных специалистов и субъектов экономики на базе бизнес-партнерства.В данном случае выгода заключается в совокупности компетенций партнеров, имеющих разные стили поведения и выполняющих различные роли в команде бизнес-партнеров, реализующих проект (согласно модели И. Адизеса): предприниматель, администратор, производитель, интегратор (рис. 2).Рис. 2.1 Роли менеджмента по И. АдизесуИдеальных руководителей, включающих в себя все четыре роли, не существует. Наиболее вероятно, что эффективный управленец будет включать в себя одну роль, реже - две. Поэтому для комплементарной команды необходимы обладатели всех четырех стилей управления, то есть 2 - 4 партнера, в таком случае сотрудничество будет эффективным и компания достигнет хороших результатов по итогу деятельности.В случае отрицательной тенденции развития возможны трудности взаимопонимания и взаимодействия людей с разными стилями управления (см. И. Адизес), приводящее к расхождению взглядов и, как следствие, кризисное состояние бизнеса.Перечисленные тенденции могут затронуть не только совладельцев бизнеса, но и партнеров во внутренней и внешней среде компании (например, участники совместных проектов, топ-менеджеры). Данный парадокс можно считать не только спецификой России, он наблюдается и в мировой практике. Решение данного парадокса может заключаться в придерживании правил, регламентированных нормами деловой культуры и выделенных в корпоративных кодексах субъектов экономики. При этом следует уделять внимание в выборе партнеров, чтобы минимизировать риски и максимизировать выгоды. Следующая тенденция развития – бизнес-партнерство все чаще упирается на программы государственной поддержки развития (например, в рамках ГЧП).Одним из примеров реализации бизнес-партнерства является государственно-частное сотрудничество.Существенное влияние на проекты бизнес-партнерства в рамках ГЧП оказал кризис, вызванный пандемией коронавируса COVID-19 (рис. 2.2). За первые восемь месяцев 2020 года объем инвестиций в новые проекты составил лишь 29% от соответствующего показателя за аналогичный период предыдущего года. Рис. 2.2. Факторы воздействия на экономику проекта, вызванные пандемией, и возможные негативные последствия для участников бизнес-партнерства в рамках ГЧПКаждый год в стране инициируются более сотни партнерских проектов с использованием механизмов ГЧП, более половины из них так и не реализовалось, а те, которые выходят на стадию реализации, имеют свои недостатки, что приводит к росту судебных разбирательств. Пандемия COVID-19 также повлияла на реализацию инфраструктурных проектов во многих отраслях, ориентированных на потребительский спрос - в первую очередь, на транспортную и коммунально-энергетическую инфраструктуру, медицину и образование. Несмотря на кризис, сегодня не отмечается случаев дефолтов, а условия соглашений пересматриваются сторонами в досудебном порядке – это можно рассматривать, как проявление партнерских взаимоотношений. ЗаключениеИз раздела «микроэкономики» можно вспомнить, что на любую компанию оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. В этой связи следует учитывать такие факторы как конкуренцию и сотрудничество в современной экономике.В рамках данного исследования конкурентоспособности компаний в условиях современной экономики следует рассматривать в качестве динамического процесса формирования конкурентных преимуществ, с помощью которых компании сможет обеспечить себе устойчивое положение на рынке, гарантируя потенциала для дальнейшего развития. Именно наличие конкурентных преимуществ вызывает повышение рыночной деятельности, а так же стимулирует к переходу на более эффективные способы деятельности. Одним из факторов формирования конкурентных преимуществ является активное использование интеллектуального капитала. Специфика бизнес-партнерства в современной экономике заключается в том, что сотрудничество - более широкое понятие, чем контрактные (договорные) отношения. Бизнес-партнерство, реализуемое в рамках рассмотренных выше видов, допускает большую степень индивидуальной свободы участников деловых отношений при относительно незначительном объеме обязательств. В качестве примера можно привестидоговорные отношения между дилером и дистрибьютором по реализации продукции. В этом случае, оба участника коммерческих отношений являются самостоятельными бизнес-единицами с индивидуальными целями и задачами. Но при этом их связывают взаимовыгодные отношения для успешной продажи товаров. А вот результаты и бизнес-цели для каждого их них будут индивидуальные.При сотрудничестве у обеих сторон сделки есть свои, индивидуальные выгоды и задачи. То есть цели у сторон могут быть разные, а сотрудничество основывается на тактической выгоде.В качестве основной проблемы реализации бизнес-партнерства следует выделить изменения инвестиционной активности и общее макроэкономическое снижение в связи с пандемией и ее последствиями для экономики РФ.Из вышеизложенного можно заключить, что:В истории развития бизнес-партнерства можно условно выделить четыре этапа.В современной практике развития бизнес-партнерств в России одним из основных путей является формат государственно-частного партнерства. Также можно констатировать тенденцию по использованию механизмов и инструментов, которые обеспечивают гармонизацию интересов государства, бизнеса и общества. Важно то, что модели бизнес-партнёрства следует рассматривать в динамике. По мере изменения состояния под воздействием внутренних и внешних факторов компании будут пересматривать существующие модели бизнес-партнёрства или внедрять новые, отвечающие новым требованиям.Список литературыАкиндинова, Н. В., Бессонов, В. А., Ясин, Е. Г. Российская экономика: от трансформации к развитию - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 55 с. Государственное антикризисное управление в нефтяной отрасли / под ред. А. З. Бобылевой, О. А. Львовой. — М. :Юрайт, 2018. — 326 с.Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России в I квартале 2019 года. -М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 37 с.Князев Ю. О конкуренции и сотрудничестве в современной экономике // Общество и экономика. - 2018. - N 4. - С.31-42.Осейчук, В. И. Теория государственного управления / В. И. Осейчук. - М. :Юрайт, 2017. - 342 с Партнерское соглашение: Как построить совместный бизнес на надежной основе / Дэвид Гейдж; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012 — с. 235 Серяков, С.Г. Микроэкономика / С.Г. Серяков. - М.: Магистр, 2017. - 350 c.Социально - экономические и правовые основы развития экономики / И.В. Тропченко. – Уфа: Аэтерна, 2016. – 107 с.Скворцова, В.А. Микроэкономика/ В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская, А.О. Скворцов. - М.: КноРус, 2017. - 159 c.Шафранник Ю.К. Развитие нефтегазовой промышленности РФ: внешние и внутренние вызовы / Анализ и прогноз // Бурение и нефть. 2019. - № 5 - С. 9-12Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. - М. :Юрайт, 2017. - 23 с. Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень / Ю.Н. Черемных, В.А. Чахоян, А.Ю. Челноков и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность фирмы в условиях кризиса: экономика, маркетинг и менеджмент - М.: ИНФРА-М, 2016. -340 с. ЯшковаМ., Социальныйкапитал: эволюцияконцепта // Неприкосн. запас: дебатыополитикеикультуре. - 2018. - N 3 (119). - С.196-210.A.M. Reed, D. Reed, Partnerships for Development: Four Models of Business Involvement / A.M. Reed, D. Reed // Journal of Business Ethics. – 2010. - Vol. 24, No. 3.Fuschi D.L., Tvaronavičienė M., A network based business partnership model for SMEs management / Fuschi D. L., Tvaronavičienė M. // Entrepreneurship and Sustainability Issues. – vol. 3, no. 3, pp. 282-289. Официальный сайт Национального Центра ГЧП: https://pppcenter.ru/ (Дата обращения: 30.05.2021).Петрова В.Н., Блинов В.Н., Партнерство в бизнесе: мировой опыт и российский парадокс [Электронный ресурс] / В.Н. Петрова, В.Н. Блинов // Вестник Томского государственного университета. – 2015. - №392. – С. 179-182. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23162167 (Дата обращения: 30.05.2021).ПоляковаЕ.В., ПушинаН.Н., HRBP на производстве[Электронный ресурс] / Е.В. Полякова, Н.Н. Пушина // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2020. - №1 (40). – С. 59-61. – URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42581638 (Дата обращения: 30.05.2021).Сайт «Р-ТЕХНО» доклад « Недобросовестная конкуренция в России 2015-2020» [Электронный ресурс]. – 2020. – URL: https://r-techno.com/files/competititve2020.pdf.(Дата обращения: 30.05.2021).

Список литературы

1. Акиндинова, Н. В., Бессонов, В. А., Ясин, Е. Г. Российская экономика: от трансформации к развитию - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. – 55 с.
2. Государственное антикризисное управление в нефтяной отрасли / под ред. А. З. Бобылевой, О. А. Львовой. — М. : Юрайт, 2018. — 326 с.
3. Деловой климат в реальном секторе и сфере услуг России в I квартале 2019 года. -М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 37 с.
4. Князев Ю. О конкуренции и сотрудничестве в современной экономике // Общество и экономика. - 2018. - N 4. - С.31-42.
5. Осейчук, В. И. Теория государственного управления / В. И. Осейчук. - М. : Юрайт, 2017. - 342 с
6. Партнерское соглашение: Как построить совместный бизнес на надежной основе / Дэвид Гейдж; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012 — с. 235
7. Серяков, С.Г. Микроэкономика / С.Г. Серяков. - М.: Магистр, 2017. - 350 c.
8. Социально - экономические и правовые основы развития экономики / И.В. Тропченко. – Уфа: Аэтерна, 2016. – 107 с.
9. Скворцова, В.А. Микроэкономика/ В.А. Скворцова, И.Е. Медушевская, А.О. Скворцов. - М.: КноРус, 2017. - 159 c.
10. Шафранник Ю.К. Развитие нефтегазовой промышленности РФ: внешние и внутренние вызовы / Анализ и прогноз // Бурение и нефть. 2019. - № 5 - С. 9-12
11. Шишкин, М. В. Антимонопольное регулирование / М. В. Шишкин, А. В. Смирнов. - М. : Юрайт, 2017. - 23 с.
12. Черемных, Ю.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень / Ю.Н. Черемных, В.А. Чахоян, А.Ю. Челноков и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 384 c.
13. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность фирмы в условиях кризиса: экономика, маркетинг и менеджмент - М.: ИНФРА-М, 2016. -340 с.
14. Яшкова М., Социальный капитал: эволюция концепта // Неприкосн. запас: дебаты о политике и культуре. - 2018. - N 3 (119). - С.196-210.
15. A.M. Reed, D. Reed, Partnerships for Development: Four Models of Business Involvement / A.M. Reed, D. Reed // Journal of Business Ethics. – 2010. - Vol. 24, No. 3.
16. Fuschi D.L., Tvaronavičienė M., A network based business partnership model for SMEs management / Fuschi D. L., Tvaronavičienė M. // Entrepreneurship and Sustainability Issues. – vol. 3, no. 3, pp. 282-289.
17. Официальный сайт Национального Центра ГЧП: https://pppcenter.ru/ (Дата обращения: 30.05.2021).
18. Петрова В.Н., Блинов В.Н., Партнерство в бизнесе: мировой опыт и российский парадокс [Электронный ресурс] / В.Н. Петрова, В.Н. Блинов // Вестник Томского государственного университета. – 2015. - №392. – С. 179-182. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23162167 (Дата обращения: 30.05.2021).
19. Полякова Е.В., Пушина Н.Н., HRBP на производстве [Электронный ресурс] / Е.В. Полякова, Н.Н. Пушина // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2020. - №1 (40). – С. 59-61. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42581638 (Дата обращения: 30.05.2021).
20. Сайт «Р-ТЕХНО» доклад « Недобросовестная конкуренция в России 2015-2020» [Электронный ресурс]. – 2020. – URL: https://r-techno.com/files/competititve2020.pdf. (Дата обращения: 30.05.2021).


Вопрос-ответ:

Что такое конкуренция в современной экономике?

Конкуренция в современной экономике - это процесс соперничества различных экономических субъектов (компаний, фирм, предприятий) на рынке за достижение лидерства и получение максимальной прибыли. Она подразумевает борьбу за клиентов, снижение цен, повышение качества товаров и услуг, а также постоянное развитие и инновации.

Какую роль играет конкуренция как рыночный фактор в современной экономике?

Конкуренция является неотъемлемой частью современной экономики и играет важную роль в стимулировании развития бизнеса. Она способствует снижению цен и повышению качества товаров и услуг, поскольку компании в борьбе за клиентов вынуждены улучшать свои предложения. Конкуренция также стимулирует инновации и технологический прогресс, поскольку предприятия стремятся разработать новые продукты и улучшить свои производственные процессы, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.

Как практикуется конкуренция в современной экономике?

Конкуренция в современной экономике проявляется через различные методы и стратегии бизнеса. Это может быть снижение цен на товары и услуги для привлечения клиентов, проведение маркетинговых акций и рекламы, улучшение качества товаров, диверсификация предложений, активное освоение новых рынков, постоянное исследование конкуренции и применение различных инструментов маркетинга и управления, чтобы быть впереди своих конкурентов.

Что такое сотрудничество в современной экономике?

Сотрудничество в современной экономике - это форма взаимодействия между различными экономическими субъектами (компаниями, фирмами, предприятиями), которая предполагает объединение усилий и ресурсов для достижения общей цели или решения определенных задач. В отличие от конкуренции, сотрудничество предполагает взаимовыгодное сотрудничество и взаимодополняемость.

Какова роль конкуренции в современной экономике?

Конкуренция является важным рыночным фактором, стимулирующим развитие экономики. Она способствует появлению новых товаров и услуг, улучшению их качества и снижению цен. Конкуренция также побуждает предприятия к инновациям, снижению издержек и повышению эффективности производства.

Какую роль играет конкуренция в современной экономике?

Конкуренция играет огромную роль в современной экономике. Она стимулирует предприятия к постоянному совершенствованию и инновациями, что приводит к улучшению качества товаров и услуг, снижению цен и повышению уровня жизни. Конкуренция также способствует разделению ресурсов эффективным образом, стимулирует экономический рост и создает условия для развития свободного рынка.

Как применяется конкуренция на практике в современной экономике?

Конкуренция на практике проявляется в форме соревнования между предприятиями на рынке. Компании борются за клиентов, стремясь предложить лучший товар или услугу по более привлекательной цене. Они также могут предлагать различные скидки, акции и бонусы для привлечения потребителей. Конкуренция также влияет на процесс ценообразования и определение спроса на рынке.

Что такое сотрудничество в современной экономике?

Сотрудничество в современной экономике представляет собой форму взаимодействия между предприятиями и организациями, основанную на обмене ресурсами, знаниями и опытом. Сотрудничество позволяет создавать бизнес-партнерства, в рамках которых компании объединяют свои усилия и ресурсы для достижения общих целей и взаимной выгоды.

Что такое конкуренция в современной экономике?

Конкуренция в современной экономике - это состояние, при котором несколько фирм или предпринимателей соревнуются между собой на рынке с целью привлечения клиентов и повышения своей доходности. В результате конкуренции возникает необходимость улучшать качество товаров и услуг, снижать цены, разрабатывать новые технологии и инновации.

Какие виды бизнес партнерства существуют в современной экономике?

В современной экономике существуют различные виды бизнес партнерства. Одним из них является стратегическое партнерство, где две или более фирмы объединяются для достижения общих целей и совместного развития. Также распространены франшизы, когда одна компания предоставляет право использования своего бренда и бизнес-модели другим организациям. Еще одним форматом сотрудничества является аутсорсинг, когда компания передает выполнение определенных задач и функций внешнему партнеру.