Разработка проекта программы стратегического развития экологического просвещения и экологического туризма на ООПТ

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Туризм
  • 31 31 страница
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 03.07.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Терминология и основные понятия экологического туризма на ООПТ 5
Глава 2. Информационная карта, анализ современного состоянияэкологического просвещения и экологического туризма на ООПТ. 9
2.1 Национальный парк «Красноярские столбы» 9
2.2 Национальный парк «Зюраткуль» 12
2.3 Национальный парк "Земля леопарда" 16
Глава 3. Предложения по совершенствованию менеджмента ООПТ. 21
Заключение 27
Список литературы 29


Фрагмент для ознакомления

Во многих государствах само понятие «экотуризм» стало уже синонимом «эковоспитания». В России же концепция «экотуризма» понятна лишь узкому кругу специалистов, мало кто среди обычных обывателей четко представляет, чем этот вид туризма отличается от обычного отдыха на природе.Важно заметить, что в России само понятие «экологического туризма» совсем не новое, для этого рассмотрим зарождение основ экотуризма в ретроспективе. Так, в 1918 году выдающийся деятель отечественного заповедного дела профессор Кожевников в своей записке в адрес ленинского правительства указывал, что в случае основания заповедников как памятников природы, необходимо командировать в Северную Америку несколько специалистов для подробного ознакомления с практикой американских заповедников, где заповедное дело заключается в том числе и в пропаганде идеи охраны природы среди простого народа. Он утверждал, что идеи охраны природы пока совершенно чужды русскому народу, и, следовательно, что чуждо народу, то никогда не будет иметь настоящего успеха. В 1929 г. отечественный эколог проф. Д.Н. Кашкаров, выступая по вопросам заповедного дела на 1 Всероссийском Съезде по охране природы, отмечал, что «необходимость охраны природы должна преподноситься массам в интересной для них форме, с использованием широкодоступных понятий» [3].К особо охраняемым природным территориям, где туризм возможен с разной степенью ограничений, относятся: биосферные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, природные парки, лечебно-оздоровительные местности и объекты культурного наследия. Все же основными объектами экотуризма в нашей стране, как и за рубежом, являются национальные парки. Национальные природные парки находятся в ведении субъектов Федерации России и представлены 42 территориями на 2013 год [4].Сегодня не только в научных источниках, но и на государственном уровне говорится о совершенно новом для России виде отдыха - экологический туризм. Так как мировой опыт доказывает, что экологический туризм имеет социально-экономическую эффективность. Направлением в реализации стратегии природопользования в отношении рекреационных ресурсов является: развитие сети национальных природных парков, формирование эффективной нормативной правовой базы использования и рекреационных ресурсов, совершенствование механизмов рационального использования и сохранения рекреационных ресурсов, в том числе изучение и использование климатических ресурсов для обеспечения потребностей экономики и населения.Экологический туризм может рассматриваться как важнейшая, носящая комплексный характер, точка роста местного населения. Среди них можно выделить:экономический аспект (как источник дохода для сельского населения в ситуации кризиса аграрного сектора и деградации сельских регионов);встраивание в новый динамично развивающийся сектор туриндустрии, предполагающий применение информационных технологий, современную организацию работы отрасли (производство и сбыт конкурентоспособного турпродукта);использование преимущественно неисчерпаемых ресурсов, прежде всего природного наследия.Потенциальный рост обращения населения к услугам экологического туризма обуславливает подготовку квалифицированных кадров для этой сферы. Существенная роль в решении этой проблемы принадлежит образовательным учреждениям. В последнее время в системе подготовки профессиональных кадров наблюдаются противоречивые тенденции. Назовем некоторые из них:1) Разбалансированность спроса и предложения. С одной стороны, рост потребности высококвалифицированных специалистов, с другой - снижение спроса на образовательные услуги, связанные с демографическими проблемами в стране.2) Отсутствие должных взаимосвязей между потребителями и производителями образовательных услуг.3) Отдельная проблема, которую невозможно решить мгновенно, - качество туристского обслуживания. В частности, практически отсутствуют высшие учебные заведения, при которых существуют факультеты или курсы по подготовке специалистов в сфере экологического туризма.Все же, несмотря на все перечисленные проблемы, есть ряд положительных сдвигов, связанных с развитием экологического туризма. Так, с 1993 по 2010 г. государственное финансирование особо охраняемых природных территорий возросло в 2,5 раза, заработная плата работников ООПТ выросла на 80 %, размер особо охраняемых территорий возрос на 80 %, создано 28 новых заповедников, 26 национальных паров, 9 федеральных заказников, расширены территории 25 заповедника и одного национального парка.Заключение.Одним из тормозов развития экологического туризма на федеральных особо охраняемых природных территориях России является крайне неэффективно осуществляемое государственное управление этими территориями, его очевидная деградация на протяжении последних 4,5 лет, девальвация накопленного отечественного опыта и игнорирование международного, пренебрежительное отношение к профессионализму. В огромной России отсутствует специализированная государственная служба, предназначенная и способная осуществлять управление такими территориями (по аналогии со Службами национальных парков США, Канады или Южной Африки). Наиболее конструктивным выходом из сложившейся ситуации представляется создание специализированного Федерального агентства по особо охраняемым природным территориям, уполномоченного осуществлять государственное управление в этой сфере. Только с решением этого вопроса управление системой особо охраняемых природных территорий России может стать эффективной, а её потенциал в полной мере сможет быть задействован для развития экологического туризма.Что же необходимо делать для обеспечения развития познавательного туризма на особо охраняемых природных территориях?Необходимо следующее:создавать инфраструктуру для обеспечения сервисного обслуживания посетителей, в том числе путём привлечения сторонних инвесторов;создать систему материальных стимулов для руководителей и специалистов, эффективно работающих в области развития экотуризма;разработать комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей;обеспечить обустройство экологических троп и маршрутов, разработать и внедрить систему их сертификации;создавать новые и модернизировать существующие музеи природы и информационные центры на особо охраняемых природных территориях;разрабатывать и реализовывать, с учётом международного опыта, программы и проекты, направленные на обеспечение демонстрации посетителям диких животных в природных условиях, в том числе увеличивая их численность до естественной ёмкости угодий;содействовать развитию сопутствующего туризму малого бизнеса;развивать рекламно-информационное обеспечение, маркетинг и продвижение туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках;создать справочно-информационную систему по природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам, сервисному обеспечению туризма, а также единый базовый пакет соответствующих информационно- рекламных материалов;содействовать налаживанию партнёрских связей заповедников, национальных и природных парков с российскими и зарубежными экотуристическими компаниями и другими организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма.Список литературы и электронных источников1. Александрова А. Ю. Международный туризм. Учебное пособие. Москва, 2002. 470 с. 2. Алексеева Е.В. Экологический туризм: проблемы и перспективы: учебное пособие. Москва, 2015. 566 c. 3. Алексеевская Н.А. Страхование: особенности национального туризма: учебник. Орёл, 2015. 389 c. 4. Арпентьева М.Р. Геобрендинг в индустрии туризма: учебное пособие. Москва, 2015. 260 c. 5. Арпентьева М.Р. Экологические эссе: от экологической безопасности до экологического туризма. Эссе. Калуга: КГУ. 2017. 15 c. 6. Бабкин А. В. Специальные виды туризма: учебное пособие. Москва, 2008. 89 с. 7. Биленкина К.К. Система экологического туризма в России: учебное пособие. Москва, 2001. 299 c. 8. Васильев К.А. Методические подходы к оценке потенциала кластеризации аграрной сферы региона: учебное пособие / Шамин А.Е. // Вестник НГИЭИ. Серия 4: Экономика. Экология. 2016. № 5 180 c. 9. Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем: учебное пособие. Москва.: Наука, 2003. 197 c. 10. Говорова О.К. Проблемы и перспективы развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Приморского края: учебное пособие / В.Н. Завгорудько, В.А., Хабаровск: Туризм, 2009. 350 c. 11. Гусанов А.А. Управление экологическим туризмом в регионах России: Автореферат: Москва: Аграф, 2010. 192 c. 12. Демьяненко М.А. Туризм в России, перспективы: учебник. СанктПетербург: Скифия, 2006. 713 c. 13. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. Учебное пособие: Ростов-наДону: МарТ, 2005. 292 c.14. Дроздов А. В. Основы экологического туризма: учебное пособие для вузов: Москва: Гардарики, 2005. 286 c. 15. Желаннова М.С. Экологический туризм в России: учебное пособие: Волгоград, 2016. 89 c. 16. Завадская А.В. Определение рекреационной ёмкости территории: экологические и социальные аспекты: учебное пособие. Хабаровск: ДВГУПС. 2013. 580 c. 17. Зимина Ю.А. Управление туризмом в РФ: учебное пособие: Ростовна-Дону: Феникс. 2017. 330 c. 18. Зинченко Т.Н. Механизмы управления экологическим туризмом в РФ: учебник. Москва: Махаон, 2015. 112 c. 19. Зорин И. В. Энциклопедия туризма: справочник/ В. А. Квартальнов. Москва: Дрофа. 2003. 413 c. 20. Истомина И.М. Экологический туризм в отдельных регионах РФ.учебное пособие // Туризм в России. Москва: Дрофа. 2016. 219 c. 21. Калинина В.А., Мирошниченко О.В. Туристско-рекреационный потенциал региона: проблемы оценки. Вестник. Благовещенск: Типография Амурского ГУ. 2014. С. 93 c. 22. Колесникова Ю.А. Экономика региона на базе экологического туризма: учебное пособие. Москва, 2016. 398 c. 23. Колобовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учебник. Москва, 2014. 313 c. 24. Косолапов А.Б. Теория и практика экологического туризма: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2015. 287 c. 25. Котлер Ф. М. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник: Москва: Юнити, 2008. 915 c. 26. Кудакаева А. Г. География экологического туризма России: учебное пособие: Санкт- Петербург: Молодой ученый, 2014. 109 c.27. Курченков В.В. Основные приоритеты формирования стратегии развития регионального туристского комплекса: учебник: Санкт- Петербург: Амфора , 2015. 396 c. 28. Новопашин С. А. Особо охраняемые природные территории Свердловской области как объекты экологического туризма: учебное пособие/ Новопашин С. А. Москва: Баско, 2016, 176 c. 29. Орехова Г.Л. Государственное управление экологическим туризмом в РФ: учебное пособие: Москва, 2016. 103 c. 30. Потапов И.И. Некоторые проблемы развития экологического туризма в России на современном этапе: учебное пособие: Москва: Дрофа, 2015. 205 c. 31. Разинов С.И. История экологического туризма в РФ: учебник: Санкт- Петербург: Питер, 2016. 124 c. 32. Реймерс Н. Ф. Особо охраняемые природные территории: учебник: Москва 1978. 295 с. 33. Романов А. А. География туризма: учебное пособие: Москва. 2002. 500 c. 34. Степанов П.П. Управление экологическим туризмом в РФ: учебное пособие: Ростов- на – Дону: Феникс, 2015. 60 c. 35. Уайт П. Высокоэффективная очистка воздуха: учбеник: Москва. 1967. 301 с. 36. Храбовченко В. В. Экологический туризм: учебно- методическое пособие: Москва. 2003. 250 c. 37. Чижова В. П. Трансформация природно-культурных комплексов горных регионов в XX–XXI вв: Статья: Санкт- Петербург. 2012. 103 с. 38. Яковлев А. И. Формы существования искусственной природы в городской среде: диссертация: Москва. 2006. 164 с.39. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве РФ» [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.consultant.ru 40. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.consultant.ru


Список литературы и электронных источников
1. Александрова А. Ю. Международный туризм. Учебное пособие. Москва, 2002. 470 с.
2. Алексеева Е.В. Экологический туризм: проблемы и перспективы: учебное пособие. Москва, 2015. 566 c.
3. Алексеевская Н.А. Страхование: особенности национального туризма: учебник. Орёл, 2015. 389 c.
4. Арпентьева М.Р. Геобрендинг в индустрии туризма: учебное пособие. Москва, 2015. 260 c.
5. Арпентьева М.Р. Экологические эссе: от экологической безопасности до экологического туризма. Эссе. Калуга: КГУ. 2017. 15 c.
6. Бабкин А. В. Специальные виды туризма: учебное пособие. Москва, 2008. 89 с. 7. Биленкина К.К. Система экологического туризма в России: учебное пособие. Москва, 2001. 299 c.
8. Васильев К.А. Методические подходы к оценке потенциала кластеризации аграрной сферы региона: учебное пособие / Шамин А.Е. // Вестник НГИЭИ. Серия 4: Экономика. Экология. 2016. № 5 180 c.
9. Веденин Ю.А. Динамика территориальных рекреационных систем: учебное пособие. Москва.: Наука, 2003. 197 c.
10. Говорова О.К. Проблемы и перспективы развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях Приморского края: учебное пособие / В.Н. Завгорудько, В.А., Хабаровск: Туризм, 2009. 350 c.
11. Гусанов А.А. Управление экологическим туризмом в регионах России: Автореферат: Москва: Аграф, 2010. 192 c.
12. Демьяненко М.А. Туризм в России, перспективы: учебник. СанктПетербург: Скифия, 2006. 713 c.
13. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. Учебное пособие: Ростов-на Дону: МарТ, 2005. 292 c.
14. Дроздов А. В. Основы экологического туризма: учебное пособие для вузов: Москва: Гардарики, 2005. 286 c.
15. Желаннова М.С. Экологический туризм в России: учебное пособие: Волгоград, 2016. 89 c.
16. Завадская А.В. Определение рекреационной ёмкости территории: экологические и социальные аспекты: учебное пособие. Хабаровск: ДВГУПС. 2013. 580 c.
17. Зимина Ю.А. Управление туризмом в РФ: учебное пособие: Ростовна-Дону: Феникс. 2017. 330 c.
18. Зинченко Т.Н. Механизмы управления экологическим туризмом в РФ: учебник. Москва: Махаон, 2015. 112 c.
19. Зорин И. В. Энциклопедия туризма: справочник/ В. А. Квартальнов. Москва: Дрофа. 2003. 413 c.
20. Истомина И.М. Экологический туризм в отдельных регионах РФ. учебное пособие // Туризм в России. Москва: Дрофа. 2016. 219 c.
21. Калинина В.А., Мирошниченко О.В. Туристско-рекреационный потенциал региона: проблемы оценки. Вестник. Благовещенск: Типография Амурского ГУ. 2014. С. 93 c.
22. Колесникова Ю.А. Экономика региона на базе экологического туризма: учебное пособие. Москва, 2016. 398 c.
23. Колобовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учебник. Москва, 2014. 313 c.
24. Косолапов А.Б. Теория и практика экологического туризма: учебное пособие. Москва: КНОРУС, 2015. 287 c.
25. Котлер Ф. М. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник: Москва: Юнити, 2008. 915 c.
26. Кудакаева А. Г. География экологического туризма России: учебное пособие: Санкт- Петербург: Молодой ученый, 2014. 109 c.
27. Курченков В.В. Основные приоритеты формирования стратегии развития регионального туристского комплекса: учебник: Санкт- Петербург: Амфора , 2015. 396 c.
28. Новопашин С. А. Особо охраняемые природные территории Свердловской области как объекты экологического туризма: учебное пособие/ Новопашин С. А. Москва: Баско, 2016, 176 c.
29. Орехова Г.Л. Государственное управление экологическим туризмом в РФ: учебное пособие: Москва, 2016. 103 c.
30. Потапов И.И. Некоторые проблемы развития экологического туризма в России на современном этапе: учебное пособие: Москва: Дрофа, 2015. 205 c.
31. Разинов С.И. История экологического туризма в РФ: учебник: Санкт- Петербург: Питер, 2016. 124 c.
32. Реймерс Н. Ф. Особо охраняемые природные территории: учебник: Москва 1978. 295 с.
33. Романов А. А. География туризма: учебное пособие: Москва. 2002. 500 c.
34. Степанов П.П. Управление экологическим туризмом в РФ: учебное пособие: Ростов- на – Дону: Феникс, 2015. 60 c.
35. Уайт П. Высокоэффективная очистка воздуха: учбеник: Москва. 1967. 301 с. 36. Храбовченко В. В. Экологический туризм: учебно- методическое пособие: Москва. 2003. 250 c.
37. Чижова В. П. Трансформация природно-культурных комплексов горных регионов в XX–XXI вв: Статья: Санкт- Петербург. 2012. 103 с.
38. Яковлев А. И. Формы существования искусственной природы в городской среде: диссертация: Москва. 2006. 164 с.
39. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве РФ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru
40. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru

Вопрос-ответ:

Что такое ООПТ?

ООПТ – это Объект особой охраны природы и туризма, что подразумевает особый режим охраны природы и возможности для развития экологического туризма.

Какие парки входят в состав ООПТ?

К паркам ООПТ относятся такие национальные парки, как Красноярские столбы, Зюраткуль и Земля леопарда. В них проводится работа по развитию экологического просвещения и экологического туризма.

Какое современное состояние экологического просвещения на ООПТ?

Современное состояние экологического просвещения на ООПТ требует анализа. Проводится информационная карта анализа с целью выявления проблемных моментов и предложения по их решению.

Какие предложения по совершенствованию менеджмента ООПТ есть в проекте программы?

В проекте программы предлагается ряд мер по совершенствованию менеджмента ООПТ, включая разработку стратегии и действий по развитию экологического туризма, обучение кадров, создание информационной базы и сети взаимодействия с другими организациями.

Какие парки входят в ООПТ и какие работы проводятся в них?

В ООПТ входят такие национальные парки, как Красноярские столбы, Зюраткуль и Земля леопарда. В них проводятся работы по развитию экологического просвещения и экологического туризма, включая создание информационной карты анализа современного состояния, обучение кадров и совершенствование менеджмента.

Какие основные понятия связаны с экологическим туризмом на национальных парках?

Основные понятия, связанные с экологическим туризмом на национальных парках, включают в себя понятия ООПТ (особо охраняемая природная территория), экологическое просвещение, экологическая карта, анализ современного состояния эко-туризма, менеджмент ООПТ и другие.

Что такое экологическое просвещение на национальных парках?

Экологическое просвещение - это процесс информирования и обучения по вопросам экологии и сохранения природы с целью повышения экологической осведомленности и ответственности у туристов, посетителей и местных жителей национального парка.

Какие данные содержатся на информационной карте анализа современного состояния экологического просвещения и экологического туризма на ООПТ?

На информационной карте анализа современного состояния экологического просвещения и экологического туризма на ООПТ содержатся данные о количестве посетителей, их профиле, образовательных мероприятиях, экологических тропах, средствах коммуникации, а также оценка уровня удовлетворенности посетителей и местных жителей экотуристическими услугами и мероприятиями.

Какие предложения по совершенствованию менеджмента ООПТ представлены в статье?

В статье представлены предложения по совершенствованию менеджмента ООПТ, включающие в себя создание информационных центров, проведение экологического образования и обучения среди местных жителей и посетителей, разработку маршрутов экологического туризма, регулирование количества посетителей, улучшение инфраструктуры и т.д.

Какая особенность имеет Национальный парк Земля леопарда?

Особенностью Национального парка "Земля леопарда" является то, что он является одним из главных участков географического региона, где обитает самая крупная популяция амурского леопарда - вымирающего вида, федерально охраняемого вида животных.

Какую информацию содержит информационная карта анализа современного состояния экологического просвещения и экологического туризма на ООПТ?

Информационная карта анализа современного состояния экологического просвещения и экологического туризма на ООПТ содержит данные об основных достопримечательностях и природных объектах на территории ООПТ, а также информацию о развитии экологического туризма, уровне осведомленности населения о проблемах окружающей среды и действующих программах по экологическому просвещению.