Фантастические жанры в современной детской литературе.
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 04.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей фантастического жанра в литературе 4
1.1 Особенности фантастических жанров в литературе 4
1.2 Классификация фантастических жанров литературы 9
Глава 2. Особенности изучения фантастической современной литературы в начальной школе 14
2.1 Обзор фантастических жанров в современной детской литературы, предлагаемых для изучения в 1-4 классах 14
2.2 Влияние фантастических жанров на развитие личностных качеств младших школьников 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24
по 8, с. 212]. Фантастическая литература несет в себе воспитательный смысл и в отношении воспитания семейных ценностей. В произведениях фэнтези значительное место уделяется вопросам нравственности, морали и пр. Так, важная тема произведений фэнтези - отношение детей к родителям (например,сквозной образ матери и отца в книгах о Гарри Потере; лейтмотив отеческого дома и преемственности поколений у Дж. Р. Р. Толкина) [3].В связи с этим главной герой литературного произведения является также одним из примеров личного поведения для младшего школьника. Ориентируясь на качества и личностный пример любимого героя в фантастическом произведении, ребенок воспитывает и в себе данные качества, стремится к их проявлению. Тем самым фантастическая литература влияет на формирование мировоззрения читателя, представлений о нравственно и эстетическом идеале [10]. Кроме того, пример победы над злом главных героев фантастических произведений, позволяет ребенку сформировать духовно-нравственные ориентиры. При чтении увлекательного фантастического сюжета, младший школьник усваивает основные нормы поведения, учится различать добро и зло. Также важным воспитательным аспектом фантастики ХХ-ХХI века является то, что побеждает зло не только могучий и сказочный богатырь или герой, наделенный волшебными предметами и знаниями, но и маленький хоббит или обычный ребенок. В статье А.М. Дымовой также приводится анализ детских творческих работ, в рамках которого делается вывод о том, что в первую очередь ребенок воспринимает в фэнтези интересную и доступную форму. Посредством фэнтези дети осознают естественность чуда, возможность невозможного, размытость границ между мирами, яркость неожиданных поворотов, привлекательность тайного и запретного, очарование избранности, неограниченность свободы [10]. Это ведет к тому, что у ребенка появляется желание и потребность к чтению, анализу книг, что приводит к пониманию ими в дальнейшем классической литературы.На основе изучения фантастической литературы также возможно развитие аналитических, жанровых и речевых умений у ребенка. Так, А.М. Дымова выделяет такие приемы изучения фантастических жанров на уроках, как: словесное рисование, выборочное чтение, анализ стилистических приемов, ответы на вопросы, анализ и сравнивание произведений и жанров, подбор ярких эпитетов (синонимов, антонимов) к предметам интерьера [10].Н.В. Помогалова в свою очередь отмечает, что фантастическая литература направлена на стимулирование творческого потенциала младших школьников, развитие их творческих способностей: воображения, творческого мышления, навыков творческой деятельности [18, с. 12]. Такое отличительный признак фантастической литературы как возможность чуда и неожиданных поворотов позволяет ребенку развить воображение. Также А.В. Казикин и А.В. Дымова отмечают не только влияние фантастических жанров на воображение и творческие способности ребенка, но и развитое у детей «чувства языка», его внимание к звучанию, ритмичности, смысловым оттенкам слов, новым «волшебным» словам, которые являются характерными для фантастических жанров [13, с. 89]. Изучение фантастики тем самым позволяет в дальнейшем ребенку лучше прочувствовать язык классических произведений, прослеживать их подтекст. Изучение фантастических жанров современной детской литературы позволяет развить у ребенка как личностные моральные качества (понимание истоков добра и зла, нравственность, развитие лучших качеств, умение дружить, вести себя правильно), так и качества, необходимые младшему школьнику для дальнейшей успешной деятельности:- читательский интерес;- воображение, гибкость и оригинальность мышления;- создание уникальных и оригинальных продуктов воображения;- самостоятельное установление причинно-следственных связей происходящих и возможных событий;- творческие способности;- познавательный интерес;- инициативность и самостоятельность. Таким образом, фантастические жанры современной детской литературы могут послужить средством воспитания и формирования познавательных умений у детей младшего школьного возраста, что позволит подготовить их к обучению в средних и старших классах, сформировать нравственные идеалы. Кроме того, изучение фантастических произведений позволит развить у ребенка мотивацию к чтению и самообразованию, воспитать разностороннюю и творчески развитую личность. ЗаключениеЦель данного исследования являлось определение и описание особенностей фантастических жанров в современной детской литературе, а также выявление их влияния на формировании личности младших школьников. Для достижения данной цели были решены следующие задачи:1) на основе теоретических источников рассмотрены особенности фантастических жанров литературы;2) рассмотрена классификация фантастических жанров в литературе;3) выявлены особенности изучения фантастической современной литературы в начальной школе.Анализ научной литературы позволил выявить такие основные черты фантастического жанра литературы, как генетическое родство с мифом, сказок и приключенческим эпосом, допущение фантастических событий, моделирование выдуманного мира, наличие противостояний в сюжете между добром и злом, наличие особого образного языка с новообразованиями в виде топонимов и антропонимов. В рамках исследования фантастических жанров выделяется множество классификация как в целом фантастики, так и отдельных ее направлений. Проблема классификации является особо актуальной для современного литературоведения, так как сопоставима с проблемой четкого определения жанра фантастики. Обзор представленных для изучения в начальной школе произведений фантастической современной детской литературы показал, что в школе предлагаются для изучения фантастические произведения, однако отсутствует систематический и целенаправленный характер их изучения. Также современных фантастических произведений для рассмотрения в младших классах практически не предлагается. Исследования показали, что жанр фэнтези обладает высокой популярностью у младших школьников. При чтении фантастических жанров дети обращают внимание на форму и яркость произведения, его занимательный сюжет, главных героев. Основываясь на примере качеств главных героев, дети стремятся к проявлению отваги, справедливости, учатся дружить и правильно вести себя, осознают духовно-нравственные основы. Также фантастическая литература формирует эстетические идеалы, правильное отношение к семье. Помимо личностных качеств, фантастическая литература формирует в младшем школьнике умения, предопределяющие успешность его дальнейшего обучения, такие как: творческие способности, аналитические и читательские умения, стремление к самостоятельности и инициативности. В процессе работы с фантастической литературой у детей формируются универсальные учебные действия, а именно, умение самостоятельно работать с книгой, умение анализировать прочитанный текст. Совершенствуются коммуникативные навыки общения в группах, парах. Поэтому работа с фантастическими произведениями, а также их первичный анализ играют важную роль в развитии ребенка. Теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы педагогами начальных классов для формирования и развития у детей читательских, аналитических и творческих способностей. Таким образом, в ходе работы достигнута цель настоящего исследования, решены поставленные задачи. Список использованной литературы1.Афанасьева Е. Жанр фэнтези: проблема классификации [текст] / Е. Афанасьева // Фантастика и технологии (памяти Станислава Лема): сб. материалов Международной научной конференции 29-31 марта 2007 г. - Самара, 2009. - С. 86-93.2.Балашова Т.А. Художественные особенности серьезно-смеховой фантастики: На материале научно-фантастического романа Великобритании: дисс. …канд. филол. наук / Т.А. Балашова. - Балашов, 2003. - 188 с.3.Белов В.А., Громова В.В. Современные читательские предпочтения подростков и юношества // Библиосфера. - 2014. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-chitatelskie-predpochteniya-podrostkov-i-yunoshestva (дата обращения: 04.06.2021).4.Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. - СПб.: Паритет, 2007. - 320 с.5.Белоусова Е.А. Окказиональное слово в произведениях современной научной фантастики: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Белоусова. -Майкоп, 2002. - 20 с.6.Бережной В. Фэнтези // Октябрь. – 2001. – № 6. – С. 185–188.7.Воздвиженская А. Продолжая споры о фантастике // Вопросы литературы. - 1981. - № 8. - С. 200-212.8.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Издательство АСТ, 2015. 352 с.9.Головачёва И. В. Фантастика и фантастическое. Поэтика и прагматика англо-американской фантастической литературы / И.В. Головачёва. - СПб.: Петрополис, 2013. - 420 с.10.Дымова А. М. Жанр фэнтези в младших классах (психологическая достоверность) // Международный научный журнал Школьная педагогика 2016. - № 3 (6). - С. 1–3. - Режим доступа: https:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/11/28/fentezikak-literaturnyy-zhanr-v-mladshih-klassah.11.Заярная В.В. Технологии личностно-ориентированного развивающего обучения на уроках русского языка и литературы // Вестник научных конференций. - 2018. - № 6-2 (34). - С. 69-73.12.Кабанова Н.Е. К вопросу о жанровых особенностях фантастической литературы // Гуманитарный научный вестник. – 2020. - №5. – С. 251-258. 13.Казикин А. В. Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках литературного и внеклассного чтения с использованием жанра фэнтези // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. Электронный сборник статей поматериалам XIII студенческой международной заочной научно-практической конференции - Москва: МЦНО, 2014. - № 6 (13). - С. 81–95.14.Ковтун Е. Н. Фантастика как объект научного исследования: проблемы и перспективы отечественного фантастоведения // Русская фантастика на перекрестье эпох и культур: материалы Международной научной конференции 21-23 марта 2006 г. - М.: Издательство Московского государственного университета, 2007. - С. 20-38.15.Королькова П. В. К вопросу о разграничении фэнтези и литературной волшебной сказки // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. - 2011. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razgranichenii-fentezi-i-literaturnoy-volshebnoy-skazki (дата обращения: 04.06.2021).16.Лемяскина Н.А. Жанр фэнтези в языковом сознании младшего школьника // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2020. - №1. – С. 51-53. 17.Луговая Е.А. Топоним виртуального пространства как культурно-историческая категория (на материале эпопеи Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин Колец»): дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Луговая. - Ставрополь, 2006. - 189 с.18.Помогалова Н.В. Фэнтези и социализация личности (социально-философский анализ): автореф. дис. … к.филос.н. / Н.В. Помогалова. – Омск, 2006. – 24 с. 19.Попова Г. В. Проблемы изучения фантастики (фантастического) в истории методической мысли (xx-ххi вв. ) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2011. - №3 (19). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-izucheniya-fantastiki-fantasticheskogo-v-istorii-metodicheskoy-mysli-xx-hhi-vv (дата обращения: 02.06.2021).20.Разова Е.Л. Fantasy: возвращение человеческого мира? // VitaCogitans: Альманах молодых философов. – СПб: СанктПетербургское философское общество, 2003. – Вып. 3. – С. 233–243.21.Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Перев.с франц. Б. Нарумова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 144 с.22.Трушникова Е.Л. Место и роль фантастического в историко-культурном контексте (от архаического мифотворчества до постмодернизма): автореф. дис. … кан. культурологии / Е.Л. Трушникова. – Челябинск, 2006. – 28 с. 23.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--/922.24.Фишман Л. Г. Фантастика и гражданское общество / Л.Г. Фишман. - Екатеринбург: Ин-т философии и права УрО РАН, 2002. - 166 с. 25.Clute J. Pardon this intrusion: fantastika in the world storm // Harold Wood. - Essex: Beccon Publications, 2011. - 369 p.
2. Балашова Т.А. Художественные особенности серьезно-смеховой фантастики: На материале научно-фантастического романа Великобритании: дисс. …канд. филол. наук / Т.А. Балашова. - Балашов, 2003. - 188 с.
3. Белов В.А., Громова В.В. Современные читательские предпочтения подростков и юношества // Библиосфера. - 2014. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-chitatelskie-predpochteniya-podrostkov-i-yunoshestva (дата обращения: 04.06.2021).
4. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. - СПб.: Паритет, 2007. - 320 с.
5. Белоусова Е.А. Окказиональное слово в произведениях современной научной фантастики: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Белоусова. -Майкоп, 2002. - 20 с.
6. Бережной В. Фэнтези // Октябрь. – 2001. – № 6. – С. 185–188.
7. Воздвиженская А. Продолжая споры о фантастике // Вопросы литературы. - 1981. - № 8. - С. 200-212.
8. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Издательство АСТ, 2015. 352 с.
9. Головачёва И. В. Фантастика и фантастическое. Поэтика и прагматика англо-американской фантастической литературы / И.В. Головачёва. - СПб.: Петрополис, 2013. - 420 с.
10. Дымова А. М. Жанр фэнтези в младших классах (психологическая достоверность) // Международный научный журнал Школьная педагогика 2016. - № 3 (6). - С. 1–3. - Режим доступа: https:// nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/11/28/fentezikak-literaturnyy-zhanr-v-mladshih-klassah.
11. Заярная В.В. Технологии личностно-ориентированного развивающего обучения на уроках русского языка и литературы // Вестник научных конференций. - 2018. - № 6-2 (34). - С. 69-73.
12. Кабанова Н.Е. К вопросу о жанровых особенностях фантастической литературы // Гуманитарный научный вестник. – 2020. - №5. – С. 251-258.
13. Казикин А. В. Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках литературного и внеклассного чтения с использованием жанра фэнтези // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. Электронный сборник статей поматериалам XIII студенческой международной заочной научно-практической конференции - Москва: МЦНО, 2014. - № 6 (13). - С. 81–95.
14. Ковтун Е. Н. Фантастика как объект научного исследования: проблемы и перспективы отечественного фантастоведения // Русская фантастика на перекрестье эпох и культур: материалы Международной научной конференции 21-23 марта 2006 г. - М.: Издательство Московского государственного университета, 2007. - С. 20-38.
15. Королькова П. В. К вопросу о разграничении фэнтези и литературной волшебной сказки // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. - 2011. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razgranichenii-fentezi-i-literaturnoy-volshebnoy-skazki (дата обращения: 04.06.2021).
16. Лемяскина Н.А. Жанр фэнтези в языковом сознании младшего школьника // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2020. - №1. – С. 51-53.
17. Луговая Е.А. Топоним виртуального пространства как культурно-историческая категория (на материале эпопеи Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин Колец»): дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Луговая. - Ставрополь, 2006. - 189 с.
18. Помогалова Н.В. Фэнтези и социализация личности (социально-философский анализ): автореф. дис. … к.филос.н. / Н.В. Помогалова. – Омск, 2006. – 24 с.
19. Попова Г. В. Проблемы изучения фантастики (фантастического) в истории методической мысли (xx-ххi вв. ) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2011. - №3 (19). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-izucheniya-fantastiki-fantasticheskogo-v-istorii-metodicheskoy-mysli-xx-hhi-vv (дата обращения: 02.06.2021).
20. Разова Е.Л. Fantasy: возвращение человеческого мира? // VitaCogitans: Альманах молодых философов. – СПб: СанктПетербургское философское общество, 2003. – Вып. 3. – С. 233–243.
21. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Перев. с франц. Б. Нарумова. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. - 144 с.
22. Трушникова Е.Л. Место и роль фантастического в историко-культурном контексте (от архаического мифотворчества до постмодернизма): автореф. дис. … кан. культурологии / Е.Л. Трушникова. – Челябинск, 2006. – 28 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--/922.
24. Фишман Л. Г. Фантастика и гражданское общество / Л.Г. Фишман. - Екатеринбург: Ин-т философии и права УрО РАН, 2002. - 166 с.
25. Clute J. Pardon this intrusion: fantastika in the world storm // Harold Wood. - Essex: Beccon Publications, 2011. - 369 p.
Вопрос-ответ:
Что такое фантастические жанры в детской литературе?
Фантастические жанры в детской литературе относятся к категории литературы, где сюжет развивается внутри мира, который отличается от реального и содержит элементы фантастики, фэнтези, научной фантастики или магического реализма.
Какие особенности есть у фантастических жанров в детской литературе?
Фантастические жанры в детской литературе отличаются наличием необычных существ, магии, приключений, невозможных ситуаций или мира будущего. Они позволяют детям расширить свое воображение, учат логическому мышлению и развивают познавательные способности.
Как классифицируются фантастические жанры в детской литературе?
Фантастические жанры в детской литературе можно классифицировать на основе различных критериев. Например, они могут быть разделены на фэнтези (сказочное фэнтези, эпическое фэнтези), научную фантастику (космическая фантастика, альтернативная история) и магический реализм (пронизанный магическими элементами).
Какие фантастические жанры в детской литературе рекомендуются для изучения в начальной школе?
В начальной школе рекомендуется изучать такие фантастические жанры, как сказочное фэнтези, где герои оказываются в волшебном мире, и эпическое фэнтези, где развивается эпическая сюжетная линия. Такие жанры как научная фантастика или альтернативная история чаще всего изучают в старших классах.
Как влияют фантастические жанры на развитие личности детей?
Фантастические жанры влияют на развитие личности детей, так как помогают развить воображение, логическое мышление, творческие способности и критическое мышление. Они также могут помочь детям осознать и решить реальные проблемы, стимулировать интерес к научным исследованиям и проявлять смекалку в сложных ситуациях.
Какие особенности имеют фантастические жанры в детской литературе?
Фантастические жанры детской литературы отличаются наличием магии, волшебства, фантастических существ и событий, которые не соответствуют реальности. Они позволяют детям погрузиться в волшебный мир, развивать свою фантазию и представление о невозможном.
Какую классификацию можно выделить для фантастических жанров в детской литературе?
Фантастические жанры в детской литературе можно классифицировать по тематике, например, фантастические приключения, фэнтези, научная фантастика. Также можно выделить классификацию по взаимодействию с реальным миром, например, фантастика с реалистическими элементами или фантастические миры, существующие отдельно от реальности.
Как фантастические жанры влияют на развитие детей?
Фантастические жанры в детской литературе способствуют развитию воображения и творческого мышления у детей. Они помогают расширить представление о мире, развить аналитическое мышление и умение прогнозировать последствия. Кроме того, фантастика часто передает важные жизненные ценности и нравственные уроки.