Философические письма Чаадаева
Заказать уникальное эссе- 7 7 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 07.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Философские письма Чаадаева
П.Я. Чаадаев в истории русской философской мысли известен своими неординарными суждениями по поводу возможного исторического пути развития России, изложенных в ряде своих произведений, особенно в «философских письмах». В годы затворничества - 1829-1831 гг., Чаадаев работает над своим главным произведением - «философских писем» и размышляет над причинами поражения декабристов и судьбой России. Первое и единственное при жизни «философское письмо» он опубликовал в 1836 г. в журнале «Телескоп». Письмо было напечатано анонимно. Реакция общественности на него была весьма бурной и неоднозначной, даже более отрицательной, хотя оно потрясло мыслящую Россию. В нем П. Чаадаев выражал свое отношение к отлучению России от «всемирного воспитания человеческого рода», возмущался по поводу национального самодовольства и духовного застоя, препятствующих, по его мнению, сознания и выполнению определенной более исторической миссии[2, 46].
Подобное мировоззрение, с нашей точки зрения, суть один из вариантов неоплатонизма, учение, которое содержит в себе пантеистический момент. Именно этот пантеиистичний момент позволяет говорить об определенной сходство онтологии Чаадаева с глубоко разработанной онтологичной системой В.С. Соловьева. Решающая роль в процессе обожания твари, с точки зрения Чаадаева, принадлежит Божественному провидению. Концепция провидение оказывается важной в историософии русского мыслителя. Однако онтологически она недостаточно разработана. Поэтому осмысление роли провидения в космологических и исторических процессах, с нашей точки зрения, может помочь метод сопоставления чаадаевских идей с гораздо более разработанной метафизической концепции В.С. Соловьева. Основанием для подобного сопоставления появляется обнаружена выше сходство онтологических построений обоих мыслителей.«Метафизика В.С. Соловьева выдержана в неоплатоническую духе и строится на идее о том, что мир становится абсолютным по своему содержанию тождественно с абсолютом (Богом), но определяется тем, что в мире элементы бытия, тождественные тем, что есть у Бога, находятся не в надлежащем порядке. Принадлежащий же порядок уравновешивающего Бога и тварь, который с точки зрения, может быть подобный чаадаевского «Царству Божьему на земле» обеспечивается, благодаря действия Софии одной из ипостасей Бога, мудрости Бога в мире ». [3, с.9] Онтологическая роль Софии раскрывается в двух близких друг-другу, но нетождественных концепциях. Если у Соловьева в смысле бытия Софии присутствует момент субъективный, точнее, творческий, потому что она - суть, душа света в ее единстве с Богом, она - замысел Бога о мире и человечество, активно влияющий на тварь, то общечеловеческая сознание у Чаадаева не является субъект, а есть только, по-справедливому замечанию В.В. Зеньковского «... совокупность идей, составляющих духовную сущность вселенной» [2, с.176]. Общечеловеческую сознание Чаадаев готов мыслить по аналогии с миром материи. Бог влияет на мировую общечеловеческую сознание. Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Касательно своих философских взглядов Чаадаев - объективный идеалист. Он называл себя «христианским философом», был захвачен идеями католицизма. Заслуга П.Я. Чаадаева состоит в том, что он первым в России начал мыслить систематически, научил русских людей «западному силлогизму». Он автор первой в истории русской мысли системы, которая синтезирует в себе религию, философию, историософию, социологию. Список использованной литературы 1.Абдрасулов С.М. Россия в философии истории П.Я.Чаадаева // Проблемы русской философии. - М. Наука 1993. - с. 83-104. 2.Зеньковский В.В. История русской философии - Л ЛГУ 1991 - т.1. часть I. - с.175-177. 3. Храмов В.Б Философия истории и культуры П. Я. Чаадаева и «старших» славянофилов – Краснодар. Советская Кубань 2002 - с.9. 4. Чаадаев П.Я. Философские письма // Сочинения - М. Книга 1989 - с.185. 5. Чаадаев П.Я. Письмо кн. Мищерской от 27 мая 1839 // Чаадаев П. Я. Сочинения - М. Книга 1989 - с. 414. 6. Чаадаев П.Я. Философские отрывки и афоризмы // Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма в 2-х томах - М. Наука 1991 - т.1 - с.71.7. Лосский Николай Онуфриевич. История русской философии. — М. : Академический Проект, 2007.
1.Абдрасулов С.М. Россия в философии истории П.Я.Чаадаева // Проблемы русской философии. - М. Наука 1993. - с. 83-104.
2.Зеньковский В.В. История русской философии - Л ЛГУ 1991 - т.1. часть I. - с.175-177.
3. Храмов В.Б Философия истории и культуры П. Я. Чаадаева и «старших» славянофилов – Краснодар. Советская Кубань 2002 - с.9.
4. Чаадаев П.Я. Философские письма // Сочинения - М. Книга 1989 - с.185.
5. Чаадаев П.Я. Письмо кн. Мищерской от 27 мая 1839 // Чаадаев П. Я. Сочинения - М. Книга 1989 - с. 414.
6. Чаадаев П.Я. Философские отрывки и афоризмы // Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма в 2-х томах - М. Наука 1991 - т.1 - с.71.
7. Лосский Николай Онуфриевич. История русской философии. — М. : Академический Проект, 2007.
Вопрос-ответ:
Какие суждения известны Чаадаеву в философских письмах?
В философских письмах Чаадаев выразил неординарные суждения по поводу возможного исторического пути развития России.
Над чем работал Чаадаев, находясь в затворничестве?
В годы затворничества 1829-1831 гг Чаадаев работал над своим главным произведением философских писем.
О чем размышлял Чаадаев в своих философских письмах?
Чаадаев размышлял над причинами поражения декабристов и судьбой России.
Какое было главное произведение Чаадаева?
Главным произведением Чаадаева стали его философские письма.
Когда Чаадаев начал писать философские письма?
Чаадаев начал писать философские письма в годы своего затворничества, в 1829-1831 гг.
Какие идеи высказывает Чаадаев в своих философских письмах?
В своих философских письмах Чаадаев высказывает идеи о безысходности исторического пути России, ее отсталости от Запада, о необходимости преодоления ментальной зависимости от Запада и создания своей философии и цивилизации.
Каким образом Чаадаев связывает поражение декабристов с судьбой России?
Чаадаев считает, что поражение декабристов является симптомом более глубоких проблем в России. Он считает, что декабристы были предвестниками новой эпохи, которая должна была наступить, но их поражение и последующая реакция правительства свидетельствуют о том, что Россия не готова к таким переменым и продолжает придерживаться старых, застарелых идей и структур.
Какие основные причины поражения декабристов Чаадаев называет в своих письмах?
Чаадаев считает, что одной из основных причин поражения декабристов была низкая интеллектуальная культура того времени, отсутствие критического мышления и политической осведомленности у большинства людей. Он также указывает на отсутствие единства среди декабристов и их недостаточный уровень организации и подготовки.
Какое влияние оказали философские письма Чаадаева на историю русской философской мысли?
Философские письма Чаадаева имели значительное влияние на историю русской философской мысли. Они вызвали оживленные дискуссии и стали отправной точкой для формирования новых философских направлений. Особенно важным было то, что Чаадаев предложил новую интерпретацию истории России и ее места в мировой культуре, что представляло собой вызов традиционным представлениям и способствовало появлению новых мыслителей и идей.