Опека и попечительство по гражданскому законодательству
Заказать уникальную дипломную работу- 108 108 страниц
- 60 + 60 источников
- Добавлена 11.05.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА
1.1. Институт опеки и попечительства по римскому праву
1.2. История развития опеки и попечительства в России
ГЛАВА 2. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
2.1. Установление опеки и попечительства
2.2. Прекращение опеки и попечительства
2.3. Опекуны и попечители
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Теоретические и практические проблемы, связанные с установлением опеки и попечительства
3.2. Защита прав подопечных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Подобный подход обладает несомненным преимуществом: более четким механизмом ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей. Этот вопрос является весьма важным в практическом отношении, особенно применительно к встречающимся на практике злоупотреблениям со стороны опекунов и попечителей. Отечественные цивилисты в свое время предлагали «налагать запрещение на имение опекуна, не представившего отчетов, и подвергать его денежному штрафу. Если упущения опекуна столь важны, что не дают возможности оставить его опекуном, то следует предоставить опеке право удалить его от должности, подвергнув и имущественной ответственности в вознаграждение несовершеннолетнего». В советский период этот подход значительно смягчился и законодатель установил на случай выявления упущений опекунов или попечителей лишь отстранение их от исполнения опекунских обязанностей, хотя наряду с этим предусматривалась и возможность уголовной ответственности за использование опеки в корыстных целях по ст. 124 УК РСФСР.В современных условиях, по мнению Л.Ю. Михеевой, «все вопросы привлечения к ответственности допустивших нарушения опекунов (попечителей) могут быть сняты путем применения положений договорного права об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств стороной по договору». Данная теория, предусматривающая четкий механизм имущественной ответственности опекуна (попечителя) перед подопечным (третьим лицом по договору), может рассматриваться в качестве наиболее перспективного направления дальнейшего развития и совершенствования российского законодательства об опеке и попечительстве с целью создания наиболее благоприятных условий для обеспечения, охраны и защиты прав и интересов лиц, не обладающих дееспособностью в полном объеме.Выплаты на содержание подопечных детей, находящихся под опекой, и детей в приемной семье производятся ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов РФ (п. 3 ст. 148 Семейного кодекса РФ и п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса РФ). Поскольку выплаты на содержание финансируются через федеральные субвенции, их минимальный размер устанавливается Правительством РФ. Например, на 2008-2010 годы минимальный размер выплат опекунам\приемным родителям на содержание ребенка зафиксирован на уровне 4,000.00 рублей в месяц на ребенка. Опекунам выплаты на содержание не производятся, если опекун или попечитель был назначен по заявлениям родителей в порядке, определенном частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Субъекты РФ могут увеличивать размер выплат на содержание ребенка за счет регионального бюджета. Например, в г. Москве денежные средства, ежемесячно выплачиваемые на содержание подопечных детей ежегодно устанавливаются Правительством Москвы в размере не ниже прогнозируемой величины прожиточного минимума для детей в городе Москве, который на I квартал 2009 года составил 6,307.00 рублей (ст. 4 Закона г. Москвы № 87).Нередко возникаю правовые проблемы получения средств необходимых для обеспечения существования ребенка. Рассмотрим пример из судебной практики.М. обратилась в суд с иском к управлению образования г. Шахты, мэрии г. Шахты, министерству финансов Ростовской области, администрации Ростовской области о взыскании недополученного опекунского пособия с индексацией, сославшись на следующее. Она является опекуном несовершеннолетнего Ч. (1990 года рождения).Управлением образования г. Шахты Ростовской области выплата опекунского пособия в 2001 и 2002 годах производилась из расчета 1250 руб. в месяц на одного опекаемого на основании постановления главы администрации Ростовской области от 15 января 2001 г. N 15, в 2003 году — 1450 руб. (постановление от 21 января 2003 г. N 37), в 2004 году — 1605 руб. (постановление от 23 января 2004 г. N 30), в январе и феврале 2005 года — 1605 руб. (постановление от 31 декабря 2004 г.), с марта 2005 года — 3180 руб. (постановление от 28 апреля 2005 г. N 146).По мнению истицы, размер выплачиваемого опекунского пособия был значительно ниже, чем положено с учетом норм потребления и цен на продукты питания, одежду, обувь и мягкий инвентарь в Ростовской области. Расчет опекунского пособия должен был производиться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», т. е. в зависимости от фактического роста стоимости натурального набора продуктов и предметов обихода. М. просила суд взыскать с ответчиков задолженность по опекунскому пособию с учетом индексации в сумме 79 616 руб. 13 коп.Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 7 октября 2005 г. в удовлетворении иска отказано.В кассационном порядке дело не рассматривалось.Президиум Ростовского областного суда 19 июля 2007 г. решение суда первой инстанции оставил без изменения.В надзорной жалобе, направленной в Верховный Суд РФ, М. просила об отмене вынесенных судебных постановлений как незаконных и о направлении дела на новое рассмотрение.Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 25 июля 2008 г. надзорную жалобу удовлетворила, указав следующее.В соответствии со ст. 387 ГПК РФ (в редакции, действовавшей на день подачи надзорной жалобы) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований не имеется. Доказательств тому, что министерство финансов Ростовской области перечислило на выплату опекунского пособия М. в 2001-2005 гг. денежных средств меньше, чем поступило из федерального бюджета и из областного бюджета, истица не представила. Опекунское пособие ей выплачено в тех размерах, в каких оно определено областным законодательством.Законами Ростовской области об областном бюджете на каждый год устанавливались предельные объемы субвенций из областного бюджета местным бюджетам, в том числе на выплату опекунских пособий. На основании этих Законов главой администрации Ростовской области издавались постановления, в которых определялся размер ежемесячного опекунского пособия на одного опекаемого. Постановления главы администрации незаконными не признаны. Фактов недоплаты опекунского пособия не выявлено.Президиум Ростовского областного суда с данными выводами согласился.Между тем их нельзя признать правильными, так как судами первой и надзорной инстанций допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права.В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.Из этого положения Конституции Российской Федерации следует, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются, кроме того, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно ст. 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием.Согласно ст. 5 данного Закона (в редакции от 10 января 2003 г., действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 г. N 122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.В соответствии с указанными предписаниями федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1, 2, 3.Эти нормы распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.Во исполнение п. 3 названного постановления Правительства Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации разработало Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) (утверждено приказом Минобразования России от 19 августа 1999 г. N 199).Пунктом 1 названного Положения определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.Следовательно, приведенными нормативными правовыми актами Правительство Российской Федерации установило размер и порядок выплаты опекунам таких пособий.Порядок выплаты данных пособий разработан по поручению Правительства Российской Федерации Министерством образования Российской Федерации, является действующим и не противоречит законодательству Российской Федерации.Ссылка суда на неотмененные постановления главы администрации Ростовской области, которыми установлены размеры ежемесячного опекунского пособия, сама по себе не является безусловным основанием, свидетельствующим о неправомерности требований заявителя.Как утверждала в суде М., размер опекунского пособия, определенный в постановлениях главы администрации Ростовской области от 15 января 2001 г., от 21 января 2003 г. и от 23 января 2004 г., не соответствует основным показателям качества жизни детей по стандартам, установленным федеральными органами государственной власти.Истицей суду были представлены справки территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области о стоимости приведенного в названном постановлении Правительства Российской Федерации набора продуктов питания, необходимой одежды, обуви, мягкого инвентаря, а также расчет, составленный ею на основании этих справок, о стоимости продуктов питания, одежды и обуви на каждый год с учетом норм обеспечения, предусмотренных данным постановлением.Суд указанный довод оставил без внимания, вопрос о том, обеспечена ли в Ростовской области в 2001-2005 годах реализация норм действующего законодательства при определении размеров пособия, подлежащего выплате опекунам, проживающим в регионе, не исследовал, расчеты истицы не проверил и оценку представленным ею доказательствам не дал.Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение Шахтинского городского суда Ростовской области и постановление президиума Ростовского областного суда, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции — Шахтинский городской суд Ростовской области.Таким образом, в настоящее время размер таких специальных пособий, установленных федеральным законодательством, не учитывает социально-экономические условия жизни в конкретных регионах и федеральное законодательство не обязывает органы опеки и попечительства конкретизировать размер выплачиваемого пособия исходя из местных условий. Поэтому данная норма нуждается в совершенствовании.3.2. Защита прав подопечныхРатификация Союзом ССР Конвенции ООН «О правах ребенка», принятой 20 ноября 1989 года, повлекла за собой установление для нашего государства определенных обязательств, в первую очередь приведение национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции. Государства - участники Конвенции несут за свои действия в отношении детей юридическую ответственность, а государства — нарушители Конвенции могут быть подвергнуты международным санкциям.В соответствии со ст. 18 Конвенции в целях гарантии и содействия осуществлению прав детей, закрепленных в Конвенции, государства — участники оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.Приняв, таким образом, определенные обязательства не только перед мировым сообществом, но и перед населением страны, Российская Федерация приступила к формированию политики в области защиты детства.Первым шагом на пути признания ребенка самостоятельным субъектом права, находящимся под защитой государства, было включение в Семейный кодекс Российской Федерации новой главы — «Права несовершеннолетних детей». И правовая, и социальная значимость этого новшества велика: «Тем самым государство как бы протягивает ребенку руку помощи, помогая ему выбраться из бесправного положения, встать с колен и в полную силу заявить о своем существовании, о своих правах, которые по своему значению не уступают правам совершеннолетних членов семьи».Следующим этапом явилось определение целей государственной политики в интересах детей и закрепление их в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998). Данный Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.При этом провозглашаются три цели государственной политики в интересах детей:осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;формирование правовых основ гарантий прав ребенка;содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.Далее законодатель от имени государства провозглашает, что политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти РФ и должна быть основана на следующих принципах:законодательное обеспечение прав ребенка;государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей жизни детей с учетом региональных различий данных показателей;ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.Для достижения поставленных целей органам государственной власти предоставляются значительные полномочия по реализации государственной политики в интересах детей. При этом устанавливаются предметы ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ при осуществлении гарантий прав ребенка (ст. ст. 5, 16 названного Закона).Прежде чем сказать о формах и способах охраны и защиты прав и законных интересов ребенка в семье, обратимся к понятиям, используемым законодателем, — «охрана» и «защита». Выявление общих признаков и отличий содержания данных категорий уже длительное время является предметом исследования в науке семейного права. Как отмечает Н.С. Шерстнева, «правовая охрана прав и интересов — понятие объемное, широкое. Она предполагает, прежде всего, регулирование нормального, обычного поведения участников семейных отношений по воспитанию и содержанию детей. Если же устанавливаемые законом объективные права детей нарушаются, а возложенные на родителей и других лиц обязанности не исполняются, возникает вопрос о необходимости защиты нарушенного права».Толкование вышеупомянутой статьи СК РФ дает основание согласиться и с мнением Н.С. Шерстневой о целесообразности внесения следующих изменений в п. 2 ст. 56 СК РФ: «Охрана интересов детей заключается и в контроле со стороны уполномоченных на то органов опеки и попечительства за деятельностью родителей, усыновителей, опекунов, попечителей».Присоединяясь к этой точке зрения, мы полагаем, что в тех ситуациях, когда нарушаются права детей, государство в лице органов опеки и попечительства обязано в случаях, предусмотренных законом, вмешиваться в родительские правоотношения, прибегая к методам, более свойственным публичному, чем частному праву.Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают федеральные целевые программы защиты прав и интересов детей, защиты детства и осуществляют мероприятия по созданию необходимых правовых, экономических и социальных условий для реализации этих программ.Органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и осуществляют региональные целевые программы, если это предусмотрено законодательством субъекта РФ.Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта РФ и правовыми актами органов МСУ разрабатывают и осуществляют соответствующие местные целевые программы.Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов несовершеннолетних, безусловно, характеризуется наличием публичного интереса.Полагаем, что можно выделить два направления деятельности органов опеки и попечительства в сфере семейных правоотношений с участием детей:защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;защита прав и интересов детей, находящихся под попечением родителей.Представляется возможной следующая классификация полномочий органов опеки и попечительства, установленных законодательством Российской Федерации (семейный кодекс) в области регулирования правоотношений между родителями и детьми:1. Разрешение разногласий, возникающих между родителями ребенка, между родителями и детьми, а также между родителями и другими родственниками:— разногласия между родителями относительно выбора имени и (или) фамилии ребенка (п. 4 ст. 58);— разногласия между родителями по вопросам, касающимся воспитания и образования детей (п. 2 ст. 65);— разногласия между несовершеннолетними родителями и опекуном, назначенным их ребенку (п. 2 ст. 62);— разногласия между близкими родственниками ребенка и родителями (одним из них) по поводу общения с ребенком (п. 2 ст. 67). При этом орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.Рассматриваемые функции органов опеки и попечительства являются практически нереализуемыми, разногласия подобного рода обычно тем или иным образом разрешаются в семье.Предоставление органам опеки и попечительства роли арбитра при разрешении разногласий свидетельствует о наличии в его действиях публичного интереса: государство вмешивается в семейно-правовой конфликт, а принимаемое органом опеки и попечительства решение имеет обязательную силу.2. Дача разрешения родителям ребенка на совершение определенных действий:— дача разрешения родителям на изменение имени ребенку либо присвоенной фамилии на фамилию другого родителя (п. 1 ст. 59);— дача разрешения родителю, с которым проживает ребенок, на присвоение ему своей фамилии (п. 2 ст. 59);— дача разрешения матери ребенка, отцовство в отношении которого не установлено, на изменение его фамилии на фамилию матери, которую она носит в момент обращения (п. 3 ст. 59);— дача согласия на разрешение контактов с ребенком родителям, родительские права которых в отношении этого ребенка ограничены (ст. 75 СК).Согласие органа опеки и попечительства на совершение названных действий зависит исключительно от учета интересов ребенка, а иногда и его согласия (п. 4 ст. 59); учета мнения обоих родителей.При осуществлении названных полномочий, тем не менее, орган опеки и попечительства выражает опять-таки публичный интерес, принимает властное решение. Выдаваемое разрешение имеет статус документа — акта, принятого органом власти и содержащего властные предписания.3. Обращение в суд с иском о защите прав и интересов ребенка:— требование о признании недействительным брака, заключенного с несовершеннолетним лицом, а также при наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака, если это привело к нарушению прав и интересов несовершеннолетних детей (ст. 28);— требование об устранении родителями (одним из них) препятствий в возможности близких родственников общаться с ребенком (п. 3 ст. 67);— заявление о лишении или ограничении родительских прав родителей (одного из них) (п. 1 ст. 70, п. 3 ст. 73). Следует отметить, что орган опеки и попечительства имеет не только право подачи такого заявления, но и обязанность. Так, если родители (один из них), ограниченные в родительских правах, не изменят своего поведения, то орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения соответствующего решения суда обязан предъявить иск о лишении родительских прав.Также в случае отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью орган опеки и попечительства в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родителей (одного из них) родительских прав (п. 2 ст. 73, п. 2 ст. 77);— заявление о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей с их родителей (одного из них) (п. 3 ст. 80);— заявление о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, если предусмотренные соглашением условия предоставления содержания несовершеннолетнему ребенку существенно нарушают его интересы (ст. 102).4. Обязательное участие органа опеки и попечительства предусматривается при рассмотрении судом следующих дел:— о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66);— о лишении родительских прав родителей (одного из них) (п. 2 ст. 70);— о восстановлении в родительских правах родителей (одного из них) (п. 2 ст. 72);— об ограничении родительских прав родителей (одного из них) (п. 4 ст. 73);— при рассмотрении всех споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка (п. 1 ст. 78). При этом орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.Данные категории судебных дел имеют публично-правовой характер. Возможность применения такой меры семейно-правовой ответственности, как лишение родительских прав, указывает на присутствие публично-правового элемента, призванного защитить интересы несовершеннолетних. Органы опеки и попечительства, будучи наделенными правом предъявления вышеназванных исков, а также признаваемыми обязательными участниками процесса, тем самым приобретают особый статус — через призму их полномочий преломляется публично-правовой интерес.5. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства обладает особым правом — немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится (п. 1 ст. 77).Особый интерес вызывает содержание ст. 64 СК РФ, а именно пункта второго: «Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей».Предполагается, что родители, являясь законными представителями своих детей, выступают в защиту своих прав и интересов последних в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. При этом родители должны руководствоваться принципом обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (п. 3 ст. 1 СК); соответствия предпринимаемых действий интересам ребенка (п. 1 ст. 65 СК).Ни в новом ФЗ «Об опеке и попечительстве», ни в обновленной редакции ряда статей ГК РФ вопрос о правах, которые граждане, лишенные дееспособности, могут осуществлять самостоятельно, не получил закрепления.Единственное и при этом косвенное упоминание о правах подопечного (а значит и недееспособного) на осуществление самостоятельных действий содержит ст. 37 ГК РФ. В ней указывается, что доходы подопечного расходуются его опекуном, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно. Однако где именно записано это право подопечного и о каких доходах идет речь ГК РФ умалчивает.Как и прежде, ГК РФ предусматривает специальные нормы (ст. 26 и 28), содержащие перечни прав (действий), которые могут самостоятельно (!) без согласия законных представителей осуществлять малолетние (т.е. фактически также не обладающие дееспособностью граждане) и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет (не полностью дееспособные граждане).Даже разработка нового Федерального закона не подтолкнула его авторов к мысли о необходимости введения в ГК РФ аналогичной статьи в отношении недееспособных. Неопределенность в этом вопросе развязывает руки и опекунам и органам опеки.Отношение к недееспособным в новом Законе можно охарактеризовать как отношение к неодушевленным предметам, которым можно, например, «переменить» место жительства (ст. 20) и т.п.Помимо содержательных, концептуальных проблем возникают и организационно-правовые. 1 сентября прошло. Закон вступил в силу. Однако до настоящего времени в его развитие не принято ни одного из 7 требуемых постановлений Правительства РФ. Механизмом реализации Закон, таким образом, не обеспечен.Да и будет ли обеспечен? Достаточно вспомнить, что постановление Правительства РФ о независимой военно-врачебной экспертизе, например, принято спустя 16 лет (!) с момента введения этого института Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, а постановление Правительства РФ о создании службы защиты прав пациентов во исполнение Закона о психиатрической помощи не принято и по сей день.Характеристика полномочий органов опеки и попечительства по защите прав и интересов несовершеннолетних детей, находящихся под попечением родителей, закрепленных Семейным кодексом РФ, позволяет обозначить ряд проблем.Во-первых, необходимо установить источники и способы получения информации о противоречии, возникшем между интересами родителей и детей. Применение по аналогии ст. 122 СК допускает возможность получения такой информации от должностных лиц образовательных, лечебных и иных учреждений, других граждан, располагающих сведениями подобного характера.Также согласно п. 2 ст. 56 СК РФ при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд. Таким образом, информация может поступать и непосредственно от ребенка.Противоречие между интересами родителей и ребенка может быть выявлено и при разрешении органом опеки и попечительства разногласий между родителями ребенка по вопросам, касающимся воспитания и образования ребенка (п. 2 ст. 65 СК).Во-вторых, какими критериями руководствуется орган опеки и попечительства, констатируя наличие противоречий между интересами родителей и детей. Следует признать, что в таких ситуациях главенствующую роль играет субъективизм сотрудника органа опеки и попечительства, поскольку установить какие-либо параметры соответствия просто невозможно.Придавая интересам детей приоритетное значение, законодатель возлагает в первую очередь на родителя обязанность выразить действительный интерес ребенка и обеспечить его удовлетворение, так как ребенок, не достигший совершеннолетия, иногда не способен правильно понять и оценить свои поступки. Интерес такого ребенка будет им самим не осознан. Поэтому «реализация конкретного интереса ребенка осуществляется в основном не носителями интересов, а другими лицами (родителями, усыновителями, опекунами, попечителями). Охраняемый законом интерес ребенка удовлетворяется непосредственно поведением этих лиц как таковых». Однако обязанные лица могут занижать значение интересов детей либо преувеличивать их в ущерб интересам общества и личности самого ребенка. В этом случае и возникает необходимость ограничительного воздействия на них.Осуществляя такое воздействие, органы опеки и попечительства следуют публичным интересам, сопоставляя их с интересами ребенка и его родителей (лиц, их замещающих). При этом принимается ответственное решение о применении в отношении родителей мер воздействия, выражающих разумное сочетание публичного и частного интересов.Определяя роль органов опеки и попечительства в обеспечении интересов детей, считаем необходимым также отметить следующее: действующее законодательство (ст. 56 СК РФ), как уже упоминалось, наделяет органы опеки и попечительства функцией защиты прав и законных интересов ребенка. Содержание защиты права предполагает определенную деятельность, выражающуюся, как правило, в принятии решения.Само нарушение права является тем признаком, который свидетельствует о необходимости вмешательства государственных органов с целью устранения нарушения силами принудительного воздействия. На органы опеки и попечительства в случаях, предусмотренных законом, возлагается обязанность принять специальные меры, направленные на создание управомоченному лицу (ребенку) обстоятельств, при которых возможно надлежащее осуществление им субъективных прав. Защита права — это реакция государства в лице его специальных органов на обращение управомоченного лица или в его интересах других лиц о невозможности осуществления права без вмешательства государства, его властной силы.В то же время представленная ранее классификация полномочий органов опеки и попечительства дает основание говорить о выражении в этих полномочиях функции охраны прав и законных интересов детей.Действительно, в большинстве случаев деятельность органов опеки и попечительства не находит своего выражения в принятии определенного решения. Заметим, что достаточно длительный период времени решение об усыновлении ребенка (детей) принимал орган опеки и попечительства, он же мог обязать родителей (одного из них) не препятствовать общению ребенка с родственниками. Эти и ряд других вопросов в соответствии с ныне действующим законодательством отнесены к компетенции суда.Орган же опеки и попечительства, направляя суду заключение по тому или иному вопросу, соглашаясь на изменение фамилии ребенка, разрешая разногласия между родителями ребенка и т.д., выполняет охранительную функцию. Это еще раз подтверждает необходимость редактирования ч. 2 п. 1 ст. 56 Семейного кодекса РФ путем указания на функцию не только защиты, но и охраны прав и интересов детей.Дополнение Семейного кодекса РФ положениями об охране прав и интересов несовершеннолетних как деятельности органов опеки и попечительства свидетельствовало бы о том, что государство устанавливает меры, обеспечивающие фактическую возможность совершать определенные действия для удовлетворения и обеспечения интересов ребенка.Необходимым является и определение на уровне закона понятия опеки и попечительства над малолетними и несовершеннолетними детьми. Хотя соответствующая структура называется в нормативно-правовых актах «органом опеки и попечительства», речь не должна идти только об установлении ими опеки и попечительства как приоритетного направления деятельности.Подводя итог, отметим: органы опеки и попечительства, осуществляя предоставленные им полномочия по охране и защите прав и интересов детей, реализуют публичный, общественный интерес, без осуществления которого невозможным является удовлетворение частных интересов ребенка и его родителей (лиц, их замещающих). Определение компетенции органов опеки и попечительства в нормативно-правовых актах свидетельствует о социальной значимости их деятельности, официальном признании, наличии поддержки государства и правовой защиты.ЗаключениеВ результате проделанной работы были проанализированы особенности института опеки и попечительства в Российской Федерации.В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 48-ФЗ под опекой понимается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия. Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими определенных действий.Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. При этом в акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства (ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона N 48-ФЗ).Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, а в отношении несовершеннолетних граждан - также в случаях, установленных Семейным кодексом РФ. Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства (при наличии заслуживающих внимания обстоятельств - по месту жительства опекуна или попечителя), в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (ч. ч. 1, 2, 6 ст. 11 Федерального закона N 48-ФЗ).Новый ФЗ «Об опеке и попечительстве» недоработан, имеет неточности, несогласованность норм и даже правовые ошибки. В работе были выявлены некоторые проблемные моменты данного акта:1. В ч. 2 ст. 14 Закона содержится ссылка на часть 4 ст. 445 ГК РФ вместо пункта 4 данной статьи. Это правовая ошибка. В Федеральном законе от 24.04.2008 N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „Об опеке и попечительстве“ при внесении изменений в Семейный кодекс РФ и включении в него нормы, аналогичной ч. 2 ст. 14 Закона, такой ошибки нет.2. В части 1 ст. 14 Закона указано, что установление опеки и попечительства допускается по договору об осуществлении опеки и попечительства (в том числе по договору о приемной семье, а также в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, и по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании)). При такой диспозиции правовой нормы законодательная техника обязывает указать, в каких случаях (во всех или в конкретных либо в одном случае) допускается заключение данного договора. Однако таких указаний эта норма не содержит. Лишь в ч. 2 вышеуказанной статьи обозначено, что опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно. Из этого следует, что договор об осуществлении опеки и попечительства заключается в случае осуществления опеки на возмездных условиях. Допускается ли заключение такого же договора в случае безвозмездного осуществления опеки и попечительства, из Закона выяснить невозможно.3. Несогласованность ч. 2 ст. 14 и ч. 2 ст. 16 Закона. Частью 2 ст. 14 Закона установлено правило, согласно которому в случае издания органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя на возмездных условиях этот орган обязан заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки и попечительства. Если орган опеки и попечительства необоснованно уклоняется от заключения такого договора, то опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные ч. 4 ст. 445 ГК РФ (следует читать „п. 4 ст. 445 ГК РФ“).4. Правило, предусмотренное ч. 4 ст. 21 Закона, не согласуется с правилами ст. 168 ГК РФ и не в полной мере отвечает интересам подопечного. 5. Несогласованность ч. 6 ст. 19 и ч. 1 ст. 21 Закона. В соответствии с ч. 1 ст. 21 опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок, указанных в данной норме, в том числе сделок по передаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование. В то же время согласно ч. 6 ст. 19 опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет. 6. Глава 7 Закона «Государственная поддержка опеки и попечительства» содержит всего одну статью (ст. 31), которая недостаточно разработана, формы государственной поддержки не конкретизированы. Глава не содержит гарантий осуществления такой поддержки.Список литературыКонституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). – Справочная система Гарант.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.09.2008). – Справочная система Гарант.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 01.01.2010). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 18.07.2009). – Справочная система Гарант.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (ред. от 27.12.2009). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 27.12.2009). – Справочная система Гарант.Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 27.02.2009). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 24.07.2009). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.10.2009). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ(ред. от 17.12.2009). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2008). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 24.07.2009). – Справочная система Гарант.Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 01.01.2010). – Справочная система Гарант.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 N 288 (ред. от 10.03.2009). – Справочная система Гарант.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия» от 14.02.2000 N 124 (ред. от 05.06.2007). – Справочная система Гарант.Постановление Правительства РФ «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» от 19.5.2009 N 432. – Справочная система Гарант.Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» от 18.5.2009 N 423. – Справочная система Гарант.Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного", "Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей", "Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных") от 18.05.2009 N 423. – Справочная система Гарант.Определение Верховного Суда РФ «Об оставлении без изменения решения Ульяновского областного суда от 04.03.2009, которым было удовлетворено заявление о признании недействующей статьи 2 Закона Ульяновской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» от 19.12.2007 N 227-ЗО от 13.05.2009 N 80-Г09-5. – Справочная система Гарант.Определение Судебной коллегии по гражданским деламВерховного Суда РФ«По делам о взыскании недополученного пособия на содержание детей, находящихся под опекой, суду следует выяснять соблюдение установленного законом порядка возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам» от 25 июля 2008 г. N 41-В08-15.– Справочная система Гарант.Аксенчук Л.А. Правоспособность несовершеннолетнего в сфере предпринимательской деятельности // Законодательство. – 2008. – N 12 – с. 7 – 18.Бабаев А.Б. Институт опеки и попечительства в Российской Федерации // Государство и право. – 2009. - №5. – с.91-95.Банников И.А. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью в Российской Федерации. Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. - М., 2007.Веберс Я.Р. Основные проблемы правосубъектности граждан в гражданском и семейном праве: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М.: Юристъ, 2007. Грибанов В.П. Основные проблемы опеки и попечительства над несовершенноленими: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М.: СОЦИС, 2009.Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. - М.: Социс, 2008.Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. - М.: Спартак, 2009.Лебединец О.Н. Гражданская правосубъектность (сущность, значение, содержание и элементы) // Адвокатская практика. – 2003. - №4. – с.17-21.Малеина М.Н. Правовое регулирование отношений, возникающих при опеке // Правоведение. – 2007 - №5 – с. 71 - 75.Мизеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право.- 2008. - № 5. – с.53-59.Михеева Л.Ю. Опека и попечительство. - М.: Перспектива, 2008.Нечаева А.М. Об опеке и попечительстве несовершеннолетних // Государство и право. – 2008. - №7. – с.29-35.О положении детей в Томской области. Ежегодный доклад - 2007 год. Подготовлен департаментом социальной защиты населения администрации Томской области. Рукоп. Томск, 2008. Омельченко О. А. Римское право: учеб.— 2-е изд., испр. и доп. / О. А. Омельченко.— М.: ТОН-Остожье, 2002.Пергамент А.И. Опека и попечительство. - М.: Юридическая литература, 1966. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. - М.: Дело, 2007. Римское право: учеб. пособие для дистанционного обучения / В. К. Кузнецов, Е. Г. Никонова.— Новосибирск: СибАГС, 2005.Римское частное право. Учебник / Под ред. И.П. Новицкого и И.С. Перетерского. – М.: Новый Юрист, 2003.Серебровский В.И. Очерки ювенального права. - М.: Варгиус, 2009. Фетисова О.В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации. Автореф. дисс. …канд. юрид. наук, - М., 2008.Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Дрофа, 2009.Харитонов Е.О. Основы римского частного права. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2007. Цветков В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации. Автореф. дисc. …канд. юрид. наук. - Томск, 2009.Шукуров Р.А. Приемная семья по семейному праву России. Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. - Белгород, 2009.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). – Справочная система Гарант.
2.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.09.2008). – Справочная система Гарант.
3.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 01.01.2010). – Справочная система Гарант.
4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.12.2009). – Справочная система Гарант.
5.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2009). – Справочная система Гарант.
6.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009). – Справочная система Гарант.
7.Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 18.07.2009). – Справочная система Гарант.
8.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (ред. от 27.12.2009). – Справочная система Гарант.
9.Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 N 143-ФЗ (ред. от 27.12.2009). – Справочная система Гарант.
10.Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 27.02.2009). – Справочная система Гарант.
11.Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 24.07.2009). – Справочная система Гарант.
12.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.10.2009). – Справочная система Гарант.
13.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 17.12.2009). – Справочная система Гарант.
14.Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2008). – Справочная система Гарант.
15.Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 24.07.2009). – Справочная система Гарант.
16.Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 01.01.2010). – Справочная система Гарант.
17.Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от 12.05.2008 N 724 (ред. от 05.10.2009). – Справочная система Консультант Плюс.
18.Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2009). – Справочная система Консультант Плюс.
19.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» от 12.03.1997 N 288 (ред. от 10.03.2009). – Справочная система Гарант.
20.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия» от 14.02.2000 N 124 (ред. от 05.06.2007). – Справочная система Гарант.
21.Постановление Правительства РФ «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» от 19.5.2009 N 432. – Справочная система Гарант.
22.Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» от 18.5.2009 N 423. – Справочная система Гарант.
23.Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с "Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах", "Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного", "Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье", "Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей", "Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных") от 18.05.2009 N 423. – Справочная система Гарант.
24.Определение Верховного Суда РФ «Об оставлении без изменения решения Ульяновского областного суда от 04.03.2009, которым было удовлетворено заявление о признании недействующей статьи 2 Закона Ульяновской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» от 19.12.2007 N 227-ЗО от 13.05.2009 N 80-Г09-5. – Справочная система Гарант.
25.Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ «По делам о взыскании недополученного пособия на содержание детей, находящихся под опекой, суду следует выяснять соблюдение установленного законом порядка возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам» от 25 июля 2008 г. N 41-В08-15.– Справочная система Гарант.
26.Аксенчук Л.А. Правоспособность несовершеннолетнего в сфере предпринимательской деятельности // Законодательство. – 2008. – N 12 – с. 7 – 18.
27.Антимонов Б.С., Граве К.А. Семейное право. – М.: Юристъ, 2010.
28.Бабаев А.Б. Институт опеки и попечительства в Российской Федерации // Государство и право. – 2009. - №5. – с.91-95.
29.Банников И.А. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью в Российской Федерации. Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. - М., 2007.
30.Веберс Я.Р. Основные проблемы правосубъектности граждан в гражданском и семейном праве: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М.: Юристъ, 2007.
31.Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 2008.
32.Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Инфра-М, 2003.
33.Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. – 536 с.
34.Грибанов В.П. Основные проблемы опеки и попечительства над несовершенноленими: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М.: СОЦИС, 2009.
35.Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. - М.: Социс, 2008.
36.Кабышев О.А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. - М.: Спартак, 2009.
37.Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный). Отв.ред. О.Н. Садиков. – М.: Инфра-М, 2005.
38.Коршунов Н.М., Мареев Ю.Л. Гражданский процесс: Учебник для вузов. - М.: Дело, 2006.
39.Лебединец О.Н. Гражданская правосубъектность (сущность, значение, содержание и элементы) // Адвокатская практика. – 2003. - №4. – с.17-21.
40.Малеина М.Н. Правовое регулирование отношений, возникающих при опеке // Правоведение. – 2007 - №5 – с. 71 - 75.
41.Матузов Н.И. Субъективные права граждан. – Екатеринбург.: Вега, 2003.
42.Мейер Д.И. Русское гражданское право. Часть 1 – М.: Статут, 2007.
43.Меркулов В.В. Гражданское правоотношение: лекция. – Рязань, 2009.
44.Мизеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право.- 2008. - № 5. – с.53-59.
45.Михеева Л.Ю. Опека и попечительство. - М.: Перспектива, 2008.
46.Нечаева А.М. Об опеке и попечительстве несовершеннолетних // Государство и право. – 2008. - №7. – с.29-35.
47.О положении детей в Томской области. Ежегодный доклад - 2007 год. Подготовлен департаментом социальной защиты населения администрации Томской области. Рукоп. Томск, 2008.
48.Пергамент А.И. Опека и попечительство. - М.: Юридическая литература, 1966.
49.Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. - М.: Юнити, 2008.
50.Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. - М.: Дело, 2007.
51.Серебровский В.И. Очерки ювенального права. - М.: Варгиус, 2009.
52.Синайский В.И. Русское гражданское право. - М.: Юнити, 2006.
53.Тотолин А.Г. Экспертиза в гражданском процессе. – М.: Перспектива, 2006.
54.Треушников М.К. Судебные доказательства. - М.: Дрофа, 2006.
55.Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. – СПб: изд. «Лань», 2008.
56.Фетисова О.В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации. Автореф. дисс. …канд. юрид. наук, - М., 2008.
57.Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Дрофа, 2009.
58.Цветков В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации. Автореф. дисc. …канд. юрид. наук. - Томск, 2009.
59.Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). - М.: Дело, 2007.
60.Шукуров Р.А. Приемная семья по семейному праву России. Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. - Белгород, 2009.
Вопрос-ответ:
В чем заключается история развития института опеки и попечительства в России?
История развития опеки и попечительства в России очень богата и включает периоды, связанные с правлением разных правителей и законоположений. В разные времена в России существовали различные формы опеки и попечительства, и вопросы этой тематики постоянно изменялись. Ответ на этот вопрос достаточно обширен, так как требует описания различных периодов и изменений в законодательстве и практике.
Какие проблемы связаны с установлением опеки и попечительства, как в теории, так и на практике?
Установление опеки и попечительства – это сложный и многогранный процесс, который связан с решением ряда теоретических и практических проблем. Некоторые из них включают определение правил и процедур установления опеки и попечительства, определение критериев, по которым принимается такое решение, а также обеспечение защиты интересов ребенка или другого лица, на которые падает опека или попечительство. Важно также учитывать различные факторы, влияющие на принятие решения, такие как возраст и здоровье опекаемого лица, его отношения с потенциальным опекуном, образование и финансовое положение опекуна и другие.
Как устанавливается опека и попечительство?
Установление опеки и попечительства требует соблюдения определенных процедур и правил. Обычно это начинается с обращения лица, заинтересованного в установлении опеки или попечительства, к компетентному органу или суду. Затем проводится расследование и сбор доказательств, чтобы определить, есть ли достаточные основания для установления опеки или попечительства. В случае положительного решения, устанавливается опекун или попечитель, которые будут осуществлять заботу о защищаемом лице и обеспечивать его интересы.
Какие исторические корни имеет институт опеки и попечительства?
Институт опеки и попечительства имеет свои истоки в римском праве, а в России он начал развиваться со времен Петра I.
Как устанавливается опека и попечительство?
Опека и попечительство могут быть установлены судом при наличии особых обстоятельств, когда ребенок лишен опекуна или попечителя.
Какие проблемы могут возникнуть при установлении опеки и попечительства?
При установлении опеки и попечительства могут возникнуть проблемы, связанные с определением самого понятия опеки, выбором опекуна, учетом интересов ребенка и др.
Какие требования предъявляются к опекунам и попечителям?
Опекуны и попечители должны быть дееспособными гражданами, не иметь лишения родительских прав, а также удовлетворять иным требованиям закона.
Каким образом прекращается опека и попечительство?
Опека и попечительство могут быть прекращены по решению суда либо автоматически при достижении опекаемым или попечителем определенного возраста.