Особенности регулирования естественных монополий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 34 34 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 09.07.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения естественных монополий 5
1.1 Понятие, виды монополий и их характеристики 5
1.2 Особенности государственного регулирования естественных монополий в России 9
Глава 2. Анализ современного состояния естественных монополий в России 18
2.1 Деятельность естественных монополий России 18
2.2 Влияние естественных монополий на развитие экономики России 24
2.3 Анализ государственного регулирования естественных монополий в России 27
Заключение 32
Список литературы 34

Фрагмент для ознакомления

рублей и 1916,2 млрд. руб. соответственно.Газпром стал крупнейшим плательщиком дивидендов в федеральный бюджет по итогам 2019 года (65,4 млрд. рублей). В целом плановый показатель бюджета по дивидендам естественных монополий на 2019 год составил 198,3 млрд. рублей. По состоянию на 1 августа 2019г. план был перевыполнен: по итогам годового собрания акционеров по акциям, принадлежащим Российской Федерации, накоплены дивиденды в размере 237,7 млрд. рублей. Стоимость товаров и услуг естественных монополий составляет внушительную долю в структуре стоимости практически всех товаров. Однако использование устаревшего оборудования в производственном процессе отрицательно сказывается на затратах и ​​ценах.Неслучайно основная цель программы развития 2020 года - снижение энергоемкости ВВП. Так, по оценкам экспертов Минэкономразвития, в период 2008-2020 гг. планировалось увеличить потребность России в энергии с 79% до 84%, повысив энерго-эффективность экономики страны.Отрасли естественных монополий часто называют инфраструктурой. Главной особенностью производственной «инфраструктуры» является ее особая роль в экономическом цикле воспроизводства как «элемента потока товаров. Инфраструктура объединяет государственные предприятия, которые создают условия для функционирования экономики в целом.Еще одним важным фактором, определяющим высокую роль системы естественных монополий в общественно-политической жизни страны, является чрезвычайно высокое влияние тарифов на благосостояние и степень бедности населения. Так, например, в условиях быстрого роста цен на услуги ЖКХ и отсутствия эффективного механизма помощи малообеспеченным слоям населения происходит усугубление социального и экономического положения этих категорий граждан. Таким образом, можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны функционирования естественных монополий в современной российской экономике. Положительными сторонами функционирования естественных монополий в экономике России являются следующие:- создание условий, необходимых для нормального функционирования и развития различных сфер экономической системы и национальной экономики в целом;- снизить стоимость масштаб производства и канал сбыта товаров и услуг за счет снижения себестоимости единицы продукции;- доля государства в собственности естественных монополий, способствующая удовлетворению потребностей субъектов национальной экономики;- внедрение научно-технического прогресса в производственную деятельность; - внедрение стандартов качества в производственной деятельности; Однако следует отметить, что помимо положительного влияния на национальную экономику деятельности естественных монополий присущи и отрицательные стороны, такие как:- в некоторых случаях необоснованные цены; - низкое качество предоставляемых услуг; - лоббирование личных интересов;- перенос неоправданно высоких затрат на потребителя.Например, в 2006 г. Правительство РФ приняло решение ускорить повышение тарифов естественных монополий в 2007-2011 гг. За реализацию ряда инвестиционных программ естественных монополий, образовавшихся в результате нерациональной инвестиционной политики или неадекватной корпоративной реформы. В электроэнергетике тарифы были адаптированы к завышенным инвестиционным планам. В результате вся нагрузка легла на плечи отечественных потребителей. 2.3Анализ государственного регулирования естественных монополий в РоссииРегулирование естественных монополий - сложный процесс, в котором участвует большое количество участников со стороны государственных органов и различных типов некоммерческих организаций, действующих в интересах, как потребителей, так и самих монополий. Любой негативный момент в трансформации естественных монополий, проведении структурных реформ может повлиять на экономические показатели государства и благосостояние его граждан. Поэтому государство должно проводить взвешенную экономическую политику.Естественные монополии - это предприятия, которые требуют постоянного государственного контроля, поскольку невмешательство в их деятельность может привести к тому, что они станут настоящими монополиями, которые будут диктовать свои условия в рыночной системе. По статистике, нарушения антимонопольного законодательства на рынках в важнейших инфраструктурных секторах составляют около 85% от общего количества нарушений антимонопольного законодательства, таких как злоупотребление доминирующим положением, и почти половина от общего количества нарушений антимонопольного законодательства ».являются естественными монополиями.Важнейшими направлениями регулирования в современных условиях являются нормативное и организационное воздействие. Нормативное регулирование проявляется в установлении правил ведения хозяйственной деятельности в нормативных правовых актах, а также в контроле за их исполнением. Такое регулирование, по сути, воплощает в себе конкретные действия государства, направленные на создание форм экономического порядка. В свою очередь, организационное регулирование проявляется в создании государством и распределении соответствующего объема полномочий различных организационных структур, в частности, антимонопольных органов - Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и ее территориальных управлений, которые могут иметь реальное и положительное влияние.Федеральный орган исполнительной власти - Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС) - государственный орган, осуществляющий управление естественными монополиями. Этот орган подотчетен Правительству Российской Федерации и представляет ему годовой отчет о результатах своей деятельности. Органы регулирования естественных монополий в Российской Федерации применяют следующие методы регулирования деятельности естественных монополий:- регулирование цен, осуществляемое путем определения (фиксации) цен (тарифов) или их лимита;- идентификация потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их гарантии в случае невозможности полного удовлетворения потребности в товарах, производимых субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законные интересы граждан в целях обеспечения безопасности государства, защиты природы и культурных ценностей.Перечень товаров или услуг субъектов естественных монополий, цены или тарифы на которые регулируются государством, а также порядок регулирования государством цен или тарифов на такие товары или услуги, включая основы ценообразования и государственного регулирования. Правила утверждаются Правительством Российской Федерации. Государственное регулирование цен (тарифов) на товары или услуги естественных монополий в области водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем муниципальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».Российские законы, регулирующие деятельность естественных монополий, можно разделить на следующие группы: - законы, которые регулируются непосредственно естественными монополиями. Это Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. От 05.10.2015) «О естественных монополиях»;- отраслевые законы;- законы, регулирующие различные аспекты экономической области. Основным законом остается Федеральный закон № 147 «О естественных монополиях». Его несколько раз редактировали, но всегда есть мнение, что его нужно улучшать. К недостаткам можно отнести ряд наблюдений. Таким образом, ряд областей, определенных в регулировании, не всегда являются естественными монополиями, а некоторые области вообще исключены из регулирования.В законе не определены основные моменты обеспечения недискриминационного доступа к потребителям в пользу естественных монополий, а также правовой статус Реестра естественных монополий, что привело к неоднозначной национальной практике в отношении того, может ли он быть субъектом естественной монополии, субъект, не включенный в Реестр естественных монополий.Федеральная антимонопольная служба РФ неоднократно пыталась ввести новый закон о естественных монополиях, но ее инициатива до сих пор не реализована.Таким образом, причины отказа изменить закон. Во-первых, разработка проектов реструктуризации естественных монополий фактически была возложена на управление самих этих монополий.Реформу газового хозяйства, то есть самого себя, разрабатывается «Газпромом», железная дорога - МПС, электроэнергетика - менеджментом РАО ЕЭС. Если правила и условия реорганизации государственной компании, продажи ее активов и т. д. определяют ее наемные управляющие, получающих зарплату, даже при строжайшем государственном контроле, общественные интересы будут меньше приниматься во внимание при определении этих условий.Во-вторых, неодинакова позиция самой государственной власти, которая должна внести соответствующие изменения. В конечном итоге он хочет повысить производительность и повысить производительность.эффективность соответствующих сфер, но в краткосрочной перспективе есть неотложные потребности, которые легко могут быть профинансированы из непрозрачных бюджетов этих монополий.Наконец, в-третьих, есть объективные препятствия. Прежде чем извлечь выгоду из этой реформы, необходимо вложить много ресурсов и пойти на значительные политические риски. Более того, в случае естественных монополий социальные издержки даже успешной реформы могут быть очень высокими.ЗаключениеНа основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что монополия - это отрасль, в которой все ресурсы сосредоточены во власти одной фирмы, продукция которой уникальна, а входные барьеры, препятствующие появлению новых фирм, непреодолимы.Поэтому естественные монополии, как один из видов монополий, действуют там, где конкуренция практически невозможна, поэтому для защиты интересов потребителей государство проводит антимонопольную политику, цель которой - предотвращение любых злоупотреблений, то есть естественных монополий классифицируются как регулируемые монополии, поскольку они несут на себе все негативные последствия монополий.Естественные монополии в России играют огромную роль для национальной экономики, которая не могла бы эффективно функционировать без этих компаний. Многие российские естественные монополии находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по определенным критериям даже превосходят их. Реформы естественных монополий не должны ограничиваться их примитивной фрагментацией, а фактически их разрушением и деградацией. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика по-прежнему сталкивается с трудностями.Проблема регулирования естественных монополий всегда занимала особое место. Поддержание баланса между интересами потребителей и естественных монополий - непростая задача. Для этого должна быть создана справедливая и эффективная система ценообразования, учитывающая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать субъектов естественных монополий к снижению издержек производства и повышению качества услуг. Для решения всех этих проблем созданы органы регулирования деятельности естественных монополий. И перед принятием решений эти органы анализируют отрасль с учетом возможных аспектов деятельности естественных монополий. Существует большое количество способов регулирования естественных монополий, и каждый год разрабатываются государственные программы, в которых каждый новый законопроект исправляет неточности и ошибки предыдущего. Однако до сих пор нет единых законов и методов, обеспечивающих стабильность в отраслях естественных монополий. Приоритетом государства должно быть строгое регулирование деятельности существующих естественных монополий, в противном случае они будут стремиться злоупотреблять рыночной властью.Также необходимо установить ценовую политику для естественных монополий. Государство должно ввести в действие процесс установления цен и сдерживание повышения таможенных пошлин на товары или услуги. В кризисной ситуации может иметь смысл заморозить тарифы на какое-то время.Антимонопольное законодательство также нуждается в реформировании. Устаревание и недостатки действующего законодательства в основном содержатся в общих положениях законов. И необходимо продолжить обязательный аудит деятельности естественных монополий. Все это повысит эффективность функционирования естественных монополий.Список литературыНормативные правовые акты1. Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс2. Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"//Консультант Плюс4. Постановление Правительства РФ от 09.03.1994 N 191 (ред. от 04.09.1995) "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)" (вместе с "Положением о Межведомственной комиссии по конкурентной политике")//Консультант Плюс5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 13.05.2021) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"//Консультант Плюс6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития... //Консультант ПлюсНаучная литература7. Вертиховская, Е. К. Экономическая теория./ Вертиховская, Е. К. – М.: АСТ, Сова, ВКТ, 2016. – 464 с.8. Елецкий, О.В. Экономическая теория./ Елецкий, О.В. – М.: Издательский центр "МарТ", 2019. – 400 с.9. Занадворов, М. Г. Экономическая теория./ Занадворов, М. Г. – М.: ГУ ВШЭ, 2017. – 392 с.10. Кравчук Д. И., Кравчук В. И. Роль монополий в экономике России // Молодой ученый. - 2018. - №2. - С. 270-272. 11. Кураков, Г. Е. Курс экономической теории./ Кураков, Г. Е. – М.: Гелиос АРВ, 2017. – 516 с.12. Недведцкий В. М., Лукашенков Н. А. Монополии как объект государственного управления // Молодой ученый. - 2017. - №8. - С. 551-553. 13. Сидоров. И. П. Общая экономическая теория./ Сидоров. И. П. – М.: ЭЛИТ, 2019. – 528 с.14. Фуруботн, Р. А. Институты и экономическая теория. Достижения новой институциональной экономической теории./ Фуруботн, Р. А. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. – 702 с.15. Халяндра О. И. Уровень монополизации современной экономики России // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2018 г.). - Пермь: Меркурий, 2018. - С. 169-172.16. Ходжсон, А.К. Экономическая теория и институты./ Ходжсон, А.К. – М.: Дело, 2019. – 464 с.17. Челноков, В.А. Краткий курс фундаментальной академической науки о деньгах и кредите./ Челноков, В.А. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 172 с.18. Ястребов, К. Е. Экономическая теория. / Ястребов, К. Е. – М.: СПбГУЭФ, Питер, 2017. – 544 с.Электронные ресурсы19. Родионова Д.Н. Особенности государственного регулирования естественных монополий в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gosudarstvennogo (дата обращения 07.06.2021)20. Минфин РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения 07.06.2021)21. Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения 07.06.2021)

Список литературы

Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
2. Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"//Консультант Плюс
4. Постановление Правительства РФ от 09.03.1994 N 191 (ред. от 04.09.1995) "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)" (вместе с "Положением о Межведомственной комиссии по конкурентной политике")//Консультант Плюс
5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (ред. от 13.05.2021) "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"//Консультант Плюс
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития... //Консультант Плюс
Научная литература
7. Вертиховская, Е. К. Экономическая теория./ Вертиховская, Е. К. – М.: АСТ, Сова, ВКТ, 2016. – 464 с.
8. Елецкий, О.В. Экономическая теория./ Елецкий, О.В. – М.: Издательский центр "МарТ", 2019. – 400 с.
9. Занадворов, М. Г. Экономическая теория./ Занадворов, М. Г. – М.: ГУ ВШЭ, 2017. – 392 с.
10. Кравчук Д. И., Кравчук В. И. Роль монополий в экономике России // Молодой ученый. - 2018. - №2. - С. 270-272.
11. Кураков, Г. Е. Курс экономической теории./ Кураков, Г. Е. – М.: Гелиос АРВ, 2017. – 516 с.
12. Недведцкий В. М., Лукашенков Н. А. Монополии как объект государственного управления // Молодой ученый. - 2017. - №8. - С. 551-553.
13. Сидоров. И. П. Общая экономическая теория./ Сидоров. И. П. – М.: ЭЛИТ, 2019. – 528 с.
14. Фуруботн, Р. А. Институты и экономическая теория. Достижения новой институциональной экономической теории./ Фуруботн, Р. А. – СпБ.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. – 702 с.
15. Халяндра О. И. Уровень монополизации современной экономики России // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2018 г.). - Пермь: Меркурий, 2018. - С. 169-172.
16. Ходжсон, А.К. Экономическая теория и институты./ Ходжсон, А.К. – М.: Дело, 2019. – 464 с.
17. Челноков, В.А. Краткий курс фундаментальной академической науки о деньгах и кредите./ Челноков, В.А. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 172 с.
18. Ястребов, К. Е. Экономическая теория. / Ястребов, К. Е. – М.: СПбГУЭФ, Питер, 2017. – 544 с.
Электронные ресурсы
19. Родионова Д.Н. Особенности государственного регулирования естественных монополий в России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-gosudarstvennogo (дата обращения 07.06.2021)
20. Минфин РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения 07.06.2021)
21. Минэкономразвития РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения 07.06.2021)

Вопрос-ответ:

Что такое естественные монополии?

Естественные монополии - это отрасли экономики, в которых из-за низких затрат на производство и высоких постоянных издержек эффективнее и экономически выгоднее допустимо иметь только одного поставщика товаров или услуг.

Какие характеристики имеют естественные монополии?

Естественные монополии характеризуются высокими постоянными издержками, низкими переменными издержками, невозможностью входа новых игроков на рынок без серьезных инвестиций, наличием сильного эффекта масштаба.

Какие особенности регулирования существуют для естественных монополий в России?

Основные особенности регулирования естественных монополий в России включают установление тарифов на услуги монополистов, проведение антимонопольного контроля, привлечение частного капитала и инвестиций в сектор монополий, а также установление механизмов государственного регулирования.

Какая роль естественных монополий в развитии экономики России?

Естественные монополии играют важную роль в развитии экономики России, так как предоставляют необходимые товары и услуги, осуществляют инвестиции в развитие инфраструктуры, создают рабочие места и способствуют росту экономической активности.

Каким образом государство регулирует деятельность естественных монополий в России?

В России государство регулирует деятельность естественных монополий путем установления тарифов на услуги, проведения антимонопольного контроля, участия в инвестиционных проектах, проведения периодических аудитов и контроля за соблюдением законодательства.

Какие виды монополий существуют?

Виды монополий могут быть различными в зависимости от характеристик и особенностей отрасли. Однако обычно выделяют естественные монополии, которые основываются на физических, технологических или экономических особенностях производства, и искусственные монополии, которые создаются правительством или другими организациями.

Каким образом осуществляется государственное регулирование естественных монополий в России?

В России государственное регулирование естественных монополий осуществляется через Федеральную антимонопольную службу (ФАС). ФАС контролирует хозяйственные субъекты, осуществляющие деятельность в сфере естественных монополий, и определяет правила и условия их функционирования.

Какие проблемы существуют в сфере государственного регулирования естественных монополий в России?

В сфере государственного регулирования естественных монополий в России существуют некоторые проблемы. Некомпетентность и коррупция в некоторых случаях приводят к неэффективности регулирования и снижению качества услуг, предоставляемых естественными монополиями. Также существует проблема определения и установления справедливых тарифов, которые соответствовали бы стоимости предоставляемых услуг.

Каково влияние естественных монополий на развитие экономики России?

Естественные монополии могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие экономики России. С одной стороны, они позволяют снизить издержки производства и предоставить услуги по более низкой цене. С другой стороны, они могут ограничивать конкуренцию и препятствовать развитию других предприятий, что в итоге может привести к снижению эффективности и инновационности экономики.