Роль цифровых образовательных ресурсов в формировании фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка в СОШ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 31 31 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 11.07.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты формирования фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка 4
1.1 Понятие, структура и содержание фонетико-фонологической компетенции 4
1.2 Формирование фонетико-фонологической компетенции на занятиях по английскому языку 10
Выводы по Главе 1 16
Глава 2 Применение цифровых образовательных ресурсов в формировании фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка 17
2.1 Формирование фонетико-фонологической компетенции с применением цифровых образовательных ресурсов 17
2.2 Характеристика отдельных цифровых образовательных ресурсов, применяемых при обучении английскому языку 22
Выводы по Главе 2 28
Заключение 29
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Смотрите, слушайте и повторяйте звуки. Обращайте внимание на положение губ и языка. Ставьтепаузуиповторяйте. 2) Watch, listen and answer the questions. Makenoteswhilewatching.Смотрите, слушайте и отвечайте на вопросы. Создавайте заметки по мере прослушивания. 3) Watchandlisten, thenfillinthegaps. Смотрите и слушайте, затемзаполните пропуски в соответствии спрослушанным материалом.Помимо возможности создания упражнений, возможно использовать упражнения, уже подготовленные другими преподавателями. В этом плане особую значимость для нас имеет раздел Listeningcomprehension, где можно найти готовые аудио- и видео-материалы на различные тематики (семья, фильмы, путешествия, философские вопросы и многое другое. Ресурс Mentimetr [27] позволяет создавать интерактивные презентации с помощью простого в использовании онлайн-редактора. То есть, воспользовавшись этим ресурсом, можно создать интерактивную презентацию с аудио- и видеоэлементами, на основе которой потом проводить занятие с учащимися.Здесь можно добавлять вопросы, опросы, викторины и многое другое на основе прослушанного и увиденного, чтобы создавать привлекательные презентации. В условиях современного мира этот инструмент особенно полезен тем, что презентацию можно использовать в режиме онлайн. Учащиеся могут использовать свои гаджеты для подключения к презентации, где могут отвечать на вопросы и выполнять задания. У преподавателя, при этом, есть возможность визуализировать их ответы в режиме реального времени, тем самым добавляя привлекательности занятию.Для создания видеолекций лучше всего использовать ресурс EdPuzzle [23]. EdPuzzle – это онлайн-сервис, который позволяет редактировать видео, добавлять голосовые комментарии и вопросы о пройденном материале. Самое замечательное, что есть возможность использовать существующие базы образовательных видео YouTube, KhanAcademy, LearnZillion и другие; это значительно ускоряет поиск учебного материала. Также можно отследить, какие учащиеся уже просмотрели видео и как они справились с предложенными заданиями. Основные преимущества работы с ним это: простота использования, так как существуют четкие инструкции по созданию видео, в которых новый пользователь получает объяснение каждого шага и немедленно выполняет его для лучшего понимания действий;позволяет использовать видео со многих сайтов, таких как TED, Khan Academy, YouTube, National Geographic, Vimeo и т.д., а также загружать свои собственные видео;предлагает готовый банк с обработанными видео задач, поэтому можно сэкономить время на создании видео и найти готовое;есть возможность вставлять вопросы в любой момент видео, необходимый учителю;можно отслеживать активность учащихся и их прогресс просмотра видео и выполнения заданий.eduCanon.com – этот сервис также позволяет подготовить видеоурок и связанные с ним задачи за несколько минут. Чтобы создать урок, учителю нужно только определить тему и цель урока и ввести его в строку поиска, а платформа ищет видео, соответствующие запросу на YouTube и Vimeo.То есть, помимо того, что у учителя есть возможность создавать видео с готовыми образцами иностранной речи носителей, дополнительно вставляя комментарии по произношению и по моментам, на которые стоит обратить внимание, он также может создавать отдельные упражнения с записью своего голоса/изображения и при помощи этого организовывать, например, уроки при удалённом формате работы, что очень важно в современных реалиях.На этих примерах можно понять, что существует большое количество различных цифровых образовательных ресурсов для реализации обучения иностранному языку, будь то сервисы для создания видеоуроков или образовательные платформы, которые предлагают широкий спектр возможностей для организации учебных модулей и курсов онлайн. Учитель, который хотел бы увеличить мотивацию учащихся в изучении языка и улучшить их фонетико-фонологические навыки, всего лишь должен выбрать сервис, в котором ему было бы наиболее удобно организовать свою работу.Выводы по Главе 2В настоящее время глобальная компьютеризация охватила все сферы деятельности человека, в том числе науку и образование. Развитие Интернета и появление множества компьютерных программ, упрощающих процесс обучения, в значительной мере изменило изучение иностранных языков, ускорив и облегчив работу с аутентичными источниками.В рамках этой главы нами был рассмотрен вопрос формирования фонетико-фонологической компетенции учащихся при помощи различных цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка.В первой части главы мы рассмотрели само применение этих ресурсов, их влияние на формирование указанной компетенции. Применение их на занятиях позволяет учителю тренировать фонетико-фонологические навыки учащихся,помогает учащимся формировать лингвистические способности. При помощи цифровых образовательных ресурсов появляется возможность создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать языковые и речевые навыки, а также способствует повышению познавательной активности и мотивации обучаемых за счёт своего многообразия.Во второй части главы нами были рассмотрены отдельные цифровые ресурсы более подробно, с описание возможности их применения на уроках иностранно языка – это и источники для аудио- и видеофайлов, которыми можно воспользоваться для подбора материалов для занятия, и отдельные платформы, в рамках которых возможно создавать интерактивные уроки и отдельные задания для вовлечения учащихся в процесс формирования фонетико-фонологической компетенции.Действительно, в современном мире существует большое количество различных цифровых образовательных ресурсов для реализации обучения иностранному языку, которые предлагают широкий спектр возможностей для организации учебных занятий в классе и обучения он-лайн.ЗаключениеВ соответствии с концепцией модернизации российского образования и внедрением компетентностного подхода, становится необходимой разработка принципиально новых методов контроля сформированности компетенций, являющихся альтернативой традиционных знаний, умений и навыков. Процесс формирования фонетико-фонологической компетенции должен происходить учётом ориентации на достижение практического результата, образование, воспитание и развитие личности обучающихся.Фонетико-фонологическая компетенция играет немаловажную роль в полноценном восприятии иностранной речи на слух и в процессе иноязычного речетворения, ведь для формирования навыков устной речи и аудирования учащиеся должны не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем как эти слова соединяются в предложения. Владение фонетико-фонологической компетенцией предполагает сформированность фонетико-фонологического навыка, под которым понимается способность и готовность воспринимать слушаемый звуковой материал, ассоциировать его со значением и воспроизводить соответственно.Результативность процесса формирования фонетико-фонологической компетенции напрямую зависит от применения эффективных методов и приемов.Использование с этой целью цифровых образовательных ресурсов является отличным решением в условиях современного мира. Неотъемлемые свойства новых технологий такие, как их интерактивность, полимодальность, мультимедийность, визуализация содержания, играют важную роль в обучении. Они позволяют расширить дидактические свойства занятий по формированию фонетико-фонологической компетенции, позволяют учителю добавлять разнообразия в учебный процесс, тем самым повышая привлекательность занятий для учащихся и повышая их мотивацию в овладении этой компетенцией.Существует множество цифровых образовательных ресурсов, при помощи которых возможно развитие фонетико-фонологической компетенции: образовательные ресурсы, цифровые программы, обучающие материалы, обучающие платформы и многое другое. В данной работе мы подробно рассмотрели некоторые из них, более всего подходящие для нашей целей. На их примере мы доказали, что применение этих ресурсов обосновано в процессе развития фонетико-фонологических навыков учащихся, роль их в этом процессе достаточно высока. С их помощью учитель может расширить коллекцию материалов с аутентичными звучаниями речи, может помочь учащимся скорректировать их собственное звучание за счет записи звука и последующего воспроизведения, показать учащимся многообразие диалектов английского языка и углубить их знания в части произношения и восприятия английской речи.Таким образом, считаем поставленную цель - изучение роли цифровых образовательных ресурсов в формировании фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка – выполненной, задачи, поставленными для достижения цели также считаем решенными. Результат работы можно использовать с целью организации работы на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе, а также для дальнейшего изучения вопроса.Список литературыАндреенко Т.Н. Интонационная составляющая как ключевой компонент фонетико-фонологической компетенции будущего учителяиностранного языка. // Т.Н. Андреенко, Ю.В. Маслова. Успехи гуманитарных наук, 2019. №9, 241 с.Антипова Е.Я. Пособие по английской речи.М.: Просвещение, 1974. 320 с.Вартанова К.Ю. Иноязычная фонетико-фонологическая компетенция лингвистов, переводчиков и специалистов по межкультурному общению // Вестн. Сев.-Кав. гос. техн. ун-та. 2006. №4. С. 8 – 12.Василина, В.Н. Формирование иноязычной фонетико-фонологической компетенции на занятиях по практической фонетике / В.Н. Василина // Традиции и инновации в исследовании и преподавании языков: материалы респ. науч. - практ. семинара с междунар. участием «Инновационные технологии в современной парадигме языкового образования», Минск, 26 окт. 2012 г.; под общ. ред. О.И. Уланович. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – С. 80–83.Веренинова Ж.Б. Фонетическая база английского языка в сопоставлении с фонетической базой русского языка. М., 1996. 172 с.Веренинова Ж.Б. Формирование фонетических компетенций на первом курсе языкового вуза: методические приемы и рекомендации // Вестник МГЛУ, 2011. Вып. 1. С. 64-75.Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез.Издание 3-е. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 336 с.Гончарова, Н.Л. Формирование иноязычной фонетико-фонологической компетенции у студентов-лингвистов (на материале английского языка): автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.Л. Гончарова; ГУО ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет». – Ставрополь, 2006. – 24 сЗаседателева, М.Г., Мишланова, С.Л., Филиппова, А.А., Вавилина, Т.Ю. Основы методики обучения второму иностранному языку: учебное пособие/М.Г. Заседателева, С.Л. Мишланова, Филиппова, А.А., Вавилина, Т.Ю.; ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ. – Челябинск: Цицеро, 2019. – 318 с.Лаврова О. А. Совершенствование фонологической компетенции в процессе подготовки лингвистов (английский язык, языковой вуз, старший этап обучения): автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2010. - 21 с.Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. – М.: МГЛУ, 2003. – 256 с.Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.Присная Л.Л. Фонетико-фонологическая компетенция и ее компонентный состав. /Л.Л. Присная. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2008.Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. - Воронеж: Истоки, 1996. ̶ 237 с.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: АСТ, Астрель, 2010. -238 с.Тараканова А.М. Формирование фонетико-фонологической компетенции у студентов языкового вуза / А.М. Тараканова // Наука, образование и культура, 2016.Тимофеев, С. Н. Профессиональные умения учителя иностранного языка в области обучения слухо-произносительным навыкам / С. Н. Тимофеев // Сборник научн. тр., вып. 325. ̶ М., 1989. ̶ 127 сХомутова, А. А. Компетентностный подход: формирование фонологической компетенции у студентов языковых специальностей: монография / А. А. Хомутова; под ред. М. Г. Федотовой. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 158 с.Хомутова А. А. Фонетическая компетенция: структура, содержание // Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2013. № 2. С. 71-76.Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель: ACT: Хранитель, 2007. С. 369.Интернет-источникиBBClearningEnglish[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/grammar/pron/Coursera[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.coursera.org/ EdPuzzle[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edpuzzle.com/EnglishLanguage[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.englishlanguage.ru/LearningApps [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://learningapps.org/ListeninEnglish[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://listeninenglish.com/Mentimeter [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mentimeter.com/Speaklanguages[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.speaklanguages.com/english/Vocalremover[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://vocalremover.org/ru/online-voice-recorderVocaroo[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.vocaroo.com/

Список литературы
1. Андреенко Т.Н. Интонационная составляющая как ключевой компонент фонетико-фонологической компетенции будущего учителя иностранного языка. // Т.Н. Андреенко, Ю.В. Маслова. Успехи гуманитарных наук, 2019. №9, 241 с.
2. Антипова Е.Я. Пособие по английской речи. М.: Просвещение, 1974. 320 с.
3. Вартанова К.Ю. Иноязычная фонетико-фонологическая компетенция лингвистов, переводчиков и специалистов по межкультурному общению // Вестн. Сев.-Кав. гос. техн. ун-та. 2006. №4. С. 8 – 12.
4. Василина, В.Н. Формирование иноязычной фонетико-фонологической компетенции на занятиях по практической фонетике / В.Н. Василина // Традиции и инновации в исследовании и преподавании языков: материалы респ. науч. - практ. семинара с междунар. участием «Инновационные технологии в современной парадигме языкового образования», Минск, 26 окт. 2012 г.; под общ. ред. О.И. Уланович. – Минск: Изд. центр БГУ, 2013. – С. 80–83.
5. Веренинова Ж.Б. Фонетическая база английского языка в сопоставлении с фонетической базой русского языка. М., 1996. 172 с.
6. Веренинова Ж.Б. Формирование фонетических компетенций на первом курсе языкового вуза: методические приемы и рекомендации // Вестник МГЛУ, 2011. Вып. 1. С. 64-75.
7. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. Издание 3-е. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 336 с.
8. Гончарова, Н.Л. Формирование иноязычной фонетико-фонологической компетенции у студентов-лингвистов (на материале английского языка): автореф. дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / Н.Л. Гончарова; ГУО ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет». – Ставрополь, 2006. – 24 с
9. Заседателева, М.Г., Мишланова, С.Л., Филиппова, А.А., Вавилина, Т.Ю. Основы методики обучения второму иностранному языку: учебное пособие/М.Г. Заседателева, С.Л. Мишланова, Филиппова, А.А., Вавилина, Т.Ю.; ФГБОУ ВО ЮУрГГПУ. – Челябинск: Цицеро, 2019. – 318 с.
10. Лаврова О. А. Совершенствование фонологической компетенции в процессе подготовки лингвистов (английский язык, языковой вуз, старший этап обучения): автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2010. - 21 с.
11. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. – М.: МГЛУ, 2003. – 256 с.
12. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
13. Присная Л.Л. Фонетико-фонологическая компетенция и ее компонентный состав. /Л.Л. Присная. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2008.
14. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. - Воронеж: Истоки, 1996. ̶ 237 с.
15. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: АСТ, Астрель, 2010. -238 с.
16. Тараканова А.М. Формирование фонетико-фонологической компетенции у студентов языкового вуза / А.М. Тараканова // Наука, образование и культура, 2016.
17. Тимофеев, С. Н. Профессиональные умения учителя иностранного языка в области обучения слухо-произносительным навыкам / С. Н. Тимофеев // Сборник научн. тр., вып. 325. ̶ М., 1989. ̶ 127 с
18. Хомутова, А. А. Компетентностный подход: формирование фонологической компетенции у студентов языковых специальностей: монография / А. А. Хомутова; под ред. М. Г. Федотовой. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 158 с.
19. Хомутова А. А. Фонетическая компетенция: структура, содержание // Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2013. № 2. С. 71-76.
20. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. М.: Астрель: ACT: Хранитель, 2007. С. 369.

Интернет-источники
21. BBC learning English [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/grammar/pron/
22. Coursera [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.coursera.org/
23. EdPuzzle [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edpuzzle.com/
24. EnglishLanguage [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.englishlanguage.ru/
25. LearningApps [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://learningapps.org/
26. Listen in English [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://listeninenglish.com/
27. Mentimeter [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mentimeter.com/
28. Speak languages [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.speaklanguages.com/english/
29. Vocalremover [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vocalremover.org/ru/online-voice-recorder
30. Vocaroo [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vocaroo.com/

Вопрос-ответ:

Какие теоретические аспекты важны для формирования фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка?

Для формирования фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка важны такие теоретические аспекты, как понятие структуры и содержания фонетико-фонологической компетенции.

Какие цифровые образовательные ресурсы могут использоваться для формирования фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка?

Для формирования фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка можно использовать цифровые образовательные ресурсы, такие как программы и приложения для обучения произношению, аудио и видеоматериалы, онлайн-словари с аудиопроизношением и др.

Какие методы и подходы могут быть применены при использовании цифровых образовательных ресурсов для формирования фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка?

При использовании цифровых образовательных ресурсов для формирования фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка можно применять метод прослушивания и повторения звуков, метод сравнения и анализа произношения, метод контрастивного анализа с родным языком и др.

Какова роль цифровых образовательных ресурсов в формировании фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка?

Роль цифровых образовательных ресурсов в формировании фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка заключается в предоставлении учащимся доступа к аутентичным аудио и видеоматериалам, индивидуальной работе с программами и приложениями для обучения произношению, возможности прослушивания и повторения звуков, анализа и сравнения произношения с носителями языка.

Какие теоретические аспекты формирования фонетико-фонологической компетенции рассматриваются в статье?

Статья рассматривает понятие, структуру и содержание фонетико-фонологической компетенции при изучении английского языка.

Каким образом формируется фонетико-фонологическая компетенция на уроках английского языка?

Фонетико-фонологическая компетенция формируется на занятиях по английскому языку, где активно используются цифровые образовательные ресурсы.

В каких случаях можно применять цифровые образовательные ресурсы при формировании фонетико-фонологической компетенции?

Цифровые образовательные ресурсы можно применять на уроках английского языка для обучения правильному произношению звуков, различению тонкостей фонетики и фонологии, а также для тренировки восприятия на слух.

Какие преимущества имеют цифровые образовательные ресурсы в формировании фонетико-фонологической компетенции?

Преимущества цифровых образовательных ресурсов включают возможность индивидуальной работы, доступность к большому количеству аутентичных материалов, интерактивность и возможность мгновенной обратной связи.

Какие выводы можно сделать по данной статье?

Статья позволяет сделать вывод о важности использования цифровых образовательных ресурсов при формировании фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка в современной школе.

Какие теоретические аспекты формирования фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются понятие, структура и содержание фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка.

Каково значение цифровых образовательных ресурсов в формировании фонетико-фонологической компетенции на уроках английского языка?

Цифровые образовательные ресурсы играют важную роль в формировании фонетико-фонологической компетенции, так как они предоставляют учащимся доступ к автентичным аудио- и видеоматериалам, интерактивным заданиям, речевым тренажерам и другим средствам, которые могут помочь улучшить их произношение и понимание английской речи.

На каких занятиях по английскому языку можно использовать цифровые образовательные ресурсы для формирования фонетико-фонологической компетенции?

Цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы на различных занятиях по английскому языку, таких как занятия по аудированию, чтению, говорению и произношению. Они помогут учащимся развить навыки правильного произношения, лучше понимать английскую речь и применять фонетико-фонологические правила при общении на английском языке.