История культуры

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Культурология
  • 5 5 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 13.07.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
КЕЙСЫ
по курсу ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
(2020–2021 учебный год)

Уважаемые студенты, в финальной части практического курса по Истории культу-ры вы можете выполнить некоторые из предложенных ниже заданий, сконструированных по принципу задач. И это – не обязательный, а факультативный элемент самостоятельной работы. В совокупности понятие «необязательный кейс» означает, что браться за него имеет смысл только в том случае, если вы готовы добровольно усложнить себе жизнь, размышляя над вопросами, которые потребуют от вас знания не только исследований, рекомендованных к этим вопросам, но более широкой эрудиции, а также готовности создать нетривиальный письменный текст в качестве ответа. Его жанр лучше всего описывается словом «эссе» (академическое, разумеется) .
Каждый из вас может – индивидуально либо в микрогруппе – «решить» не более двух кейсов. Ограничение на количество решаемых задач призвано побудить вас к интенсификации качества работы: брать нужно не количеством (заданий, слов и знаков), а качеством понимания, аргументации и формулировок.
Работу нужно сдать точно в срок; это связано (помимо тренировки профессиональ-ной дисциплины в части работы с собственным и чужим временем) с публичностью сда-чи/оценки всех ваших письменных работ и необходимостью вовремя их проверить.
Я не исключаю возможности задать вопрос автору/авторам по тексту, а также при-менить процедуру peer-review («горизонтальное» оценивание студенческих ра-бот/выступлений самими студентами). Но в любом случае – пускаем мы в ход эти инстру-менты или нет – критерии качества ответа одни и те же: оценивается не столько «полнота сведений», сколько понимание сути этих сведений, их контекстов, их связей синхронных и диахронных. Главное – не «изложение информации» и вообще не воспроизводство дан-ных, а их проблематизация, постановка содержательных вопросов, желание видеть и сме-лость фиксировать затруднения и возможности теоретических моделей, умение рекон-струировать основания этих моделей. Ну и источниковедческая репрезентативность (что означает: ваше понимание должно базироваться на более широком основании, чем пред-ложенная к кейсу литература).
Объём ответа – не более 7 000 знаков с пробелами: пишите кратко, но внятно и убедительно. Превышение объёма, небрежности в стилистике и оформлении печатного текста, а также грамматические ошибки понизят ваш балл. Цитирование должно быть уместным и кратким. Текст не может быть рефератом или конспектом прочитанных ра-бот. Удачи.


КЕЙС 1
«НЕ ЗАБУДУ МАТЬ РОДНУЮ» ПОСЛЕ ПЕРЕСТРОЙКИ


До 10 баллов
В сообществах, которые в социологической традиции относят к «криминальной субкультуре», принято татуирование. Эта практика была чрезвычайно распространена в СССР вплоть до 1980-х годов. Приведите аргументированные соображения, почему опи-санное явление широко практиковалось, последовательно отвечая на вопросы:
какие ещё сообщества в пределах советского мира характеризовались бытованием аналогичных техник изменения телесности?
Какое культурное значение имела практика татуирования в этих кругах, если при-нимать во внимание не поп-истории о «символике криминальных тату», а истори-ко-антропологические исследования татуирования в «традиционных» культурах? Почему выражение криминальные тату абсурдно?
Главный вопрос кейса: изложите вашу версию, почему советское криминальное татуирование пошло на убыль с начала 1990-х. Свяжите это с политико-экономической трансформацией страны.

ЛИТЕРАТУРА
1) Генон, Р. Заметки о посвящении (Aperçus sur l'initiation) : смысл, цели, перспективы / пер. с фр. Т. Б. Любимовой. – М.: Беловодье, 2010. – 400 с.
2) Ефимова, Е. С. Субкультура тюрьмы и криминальных кланов // Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ. – Режим доступа:
https://ruthenia.ru/folklore/efimova5.htm.
3) Элиаде, М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / пер. с франц. Г. А. Гельфанд ; науч. ред. А. Б. Никитин. – М.: Университетская книга, 1999. – 356 с.


КЕЙС 2
НЕ ВЫГЛЯДЕТЬ КАК СОБАКА


До 12 баллов
Считается, что все без исключения культуры включали в себя такие способы рабо-ты с телесностью, как нанесение ран и порезов, зубные модификации (в том числе заост-рение зубов, просверливание щелей между ними и т. д.), операции на половых органах и татуирование. В традиционных обществах такие манипуляции осуществлялись главным образом в пубертатный период. Важно, что все такие практики сопряжены с переживанием боли и – в целом – опасности: именно это придавало подобным телесным трансформациям какое-то особое значение в «нецивилизованных» обществах.
Объясните, почему такое обращение с телом – фундаментально важное в «архаиче-ских» культурах, продумав, в какой ритуал оно вписано, какие функции выполняет, на какую «целевую аудиторию» ориентировано. Можно ли утверждать, что определение такой практики в качестве «архаической» – более чем условно? Докажите.
Решить кейс вам поможет обдумывание следующего фрагмента:
«…В то же время функции «животности» и «демонизма» в представлениях ряда неевропейских народов связаны, напротив, с нечернёными и неподпиленными зуба-ми, что отмечали уже первые европейские путешественники в ЮВА. Британец Ральф Фитч писал в 1591 г. про чернение зубов у бирманцев, мужчин и женщин: «…Говорят, это у собаки белые зубы, поэтому они свои зубы чернят». У батаков Северной Суматры, Индонезия, большие белые зубы – признак злых духов бегу. Об-тачиванию и дедентации подвергаются чаще всего резцы и клыки, чтобы человек «не выглядел, как собака». При этом все зубы могут быть заострены, важно, чтобы клыки не выдавались вперед» // Станюкович М. В. Бетель, чернение и подпи-ливание зубов. – В кн.: Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира / отв. ред. и сост. М. В. Станюкович; ред. А. К. Касаткина. – СПб.: МАЭ РАН, 2015. – 347 с. – (Маклаевский сборник. Вып. 5).

ЛИТЕРАТУРА
1) Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов инициации / пер. с фр. Ю. В. Ивановой, Л. В. Покровской. – М.: Издательская фирма «Восточ-ная литература» РАН, 1999. – 198 с. – (Этнографическая библиотека). – Режим до-ступа:
https://vk.com/doc92088110_489694354?hash5ddf833c9e1e5c25aa&dl167b578a6ba58ac260.
2) Кайуа, Р. Миф и человек. – В кн.: Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / пер. с фр. С. Н. Зенкина. – М.: ОГИ, 2003. – С. 35–140.
3) Мосс, М. Техники тела. – В кн.: Мосс М. Общества. Обмен. Личность: труды по социальной антропологии. – М.: Восточная литература, 1996. – C. 242–250.
4) Тэрнер, В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура. – В кн.: Тэрнер В. Символ и ритуал. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. – С. 104–269.

КЕЙС 3
КРАСНЫЕ ПОХОРОНЫ


До 15 баллов
В дневнике К. И. Чуковского третьим января 1921 г. датирована запись, дискурсив-ная поверхность которой сама по себе представляет интересный исследовательский сю-жет:
В печи отверстие, затянутое слюдой, – там видно беловатое пламя – вернее, па-ры – напускаемого в печь газа. Мы смеемся, никакого пиетета. Торжественности ни малейшей. Все голо и откровенно. Ни религия, ни поэзия, ни даже простая учтивость не скрашивает места сожжения. Революция отняла прежние обряды и декорумы и не дала своих. Все в шапках, курят, говорят о трупах как о псах. ... Наконец, молодой строитель печи крикнул: «Накладывай», – похоронщики в белых балахонах схватились за огромные железные щипцы, висящие с потолка па цепи, и, неуклюже ворочая ими и чуть не съездив по физиономиям всех присут-ствующих, возложили на них вихляющийся гроб и сунули в печь, разобрав предва-рительно кирпичи у заслонки. Смеющийся Грачев очутился в огне. Сквозь отвер-стие было видно, как горит его гроб – медленно (печь совсем холодная), как весело и гостеприимно встретило его пламя. Пустили газу – и дело пошло еще веселее. Комиссар был вполне доволен: особенно понравилось всем, что из гроба вдруг высунулась рука мертвеца и поднялась вверх – "Рука! рука! смотрите, рука!" – ... Мы по очереди заглядывали в щелочку и с аппетитом говорили друг другу: "раскололся череп", "загорелись легкие", вежливо уступая дамам первое место.
Как вы поняли – что подразумевается под дискурсивной поверхностью? Почему оказалась возможной такая – очевидно новая – повседневная практика в первые годы со-ветской власти? Как вы можете определить её новизну? Какую интонацию(-и) вы рас-слышали в тексте? В какой драматургии решён эпизод? Пересечение каких культурных форм в этом фрагменте обеспечивает соответствующий эффект? Есть ли отличия в мо-дальности записи К. Чуковского от 3 января и контекстуальных записей в его дневнике? Имеются ли сопоставимые свидетельства в других дневниках эпохи?
Что вы можете усмотреть общего и различного в подаче темы кремации в дневнике К. Чуковского и в фильме «Ангелы революции» (реж. А. Федорченко, 2014)?

ИСТОЧНИК И ЛИТЕРАТУРА
1) Ангелы революции / реж. А. Федорченко; кинокомпании «29 февраля», «Красная стрела», 2014 (113 мин.).
2) Егоров, А. Крематории России. Первый московский крематорий. Как это было // «Похоронный дом». –
Режим доступа: http://www.funeralportal.ru/magazine/1020/5422.html.
3) Мохов, С. Рождение и смерть похоронной индустрии: от средневековых погостов до цифрового бессмертия. – Режим доступа: https://snob.ru/entry/155064/.
4) Орлов, И. Марсово поле и траур в политике. – Режим доступа: http://openleft.ru/?p5683.
5) Соколова, А. «Нельзя, нельзя новых людей хоронить по-старому!». – Режим досту-па: http://www.strana-oz.ru/2013/5/nelzya-nelzya-novyh-lyudey-horonit-po-staromu.
6) Филатов, Н. Хоронить нельзя кремировать: из истории кремации в России. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/81316.html.


КЕЙС 4
«ПИЛ ЗА ПОБЕДУ И ПИЛ ЗА ГОРЕ»


До 15 баллов
В 1934 г. были опубликованы собранные на Кузнецкстрое воспоминания тех, кто принимал непосредственное участие в строительстве «гиганта». Как объяснить эту скоро-постижную историзацию совсем недавних событий – ведь сегодня нам сложно предста-вить, что о том, что произошло два–три года назад, мы могли бы собирать «воспомина-ния»?
Среди прочих текстов примечательна запись рассказа бригадира-огнеупорщика В. Шидека, которую вам предлагается рассмотреть в ракурсе истории эмоций. Какие аф-фективные регистры различимы в этом тексте? Каким образом их можно распознать, как идентифицировать соответствующие «словари», на пересечении которых сделан этот текст? Как в нём переплетаются идеологические и «человеческие» интонации? Что оказывается важным «слепым пятном» этого пропагандистского текста?

ИСТОЧНИК И ЛИТЕРАТУРА
1) Шидек, В. Я. [бригадир-огнеупорщик]. Начать «соревнование нужно». – В кн.: Кузнецкстрой в воспоминаниях / сост. Л. Тоом. – Новосибирск: Западно-Сибирское краевое издательство, 1934. – С. 93–97. – Режим доступа: http://nvkz.me/cards/events/799/.
2) Зорин, А. История эмоций: лекция в клубе Bilingua // Полит.ру. – Режим доступа: https://polit.ru/article/2004/06/18/zorin/.
3) Макарова, Н. Н. Эмоциональный режим эпохи форсированной индустриализации (по материалам Магнитогорска). – Режим доступа:
https://roii.ru/publications/dialogue/article/60_14/makarova_n.n./emotional-mode-of-the-age-of-the-forced-industrialization-on-the-materials-of-magnitogorsk.
4) Паперный, В. Культура Два. – М.: НЛО, 2016. – Глава 1. Растекание – затвердева-ние. С. 40–125.
5) Плампер, Я. История эмоций / пер. с англ. К. Левинсона. – М.: Новое литературное обозрение, 2018. – 568 с. – Режим доступа: https://vk.com/wall-76284785_10351.
6) Симонова, О. Изучение эмоций как область междисциплинарной интеграции: ис-тория и социология в поисках объяснения «эмоционального поворота» (к выходу книги Я. Плампера «История эмоций»). – Режим доступа: https://sociologica.hse.ru/data/2018/09/29/1156661103/SocOboz_17_3_358-378_Simonova.pdf.


КЕЙС 5
ЭКЗОТИЗАЦИЯ ЧУЖОГО


До 12 баллов
В одной из серий современного мультсериала про Лунтика герои попадают на не-обитаемый остров, который всё же оказывается обитаемым, и в какой-то момент в панике покидают его с помощью Русалки (водоплавающее существо чёрного цвета, напоминаю-щее головастика), крича: «Это туземцы, здесь живут страшные дикие туземцы!». Эпизод не может рассматриваться как нейтральный в идеологическом (и педагогическом, здесь это одно и то же) отношении. Какая идеология встроена в мультфильм? Раскройте её во всей полноте месседжа, фиксируя внимание на сюжете, персонажном ряде, речи героев (обращая внимание на сети аллюзий и скрытых цитат), на образах и т. д. Докажите, что одной из идеологических стратегий мультфильма является экзотизация, фрагмент текста о техниках которой приведён ниже:
Фильм «Затерянный континент» проливает яркий свет на современную мифологию экзотизма. Это большая документальная лента о «Востоке», где сюжетом служит некая этнографическая экспедиция (впрочем, совершенно условная) на полуостров Индостан, предпринятая тремя или четырьмя борода-тыми итальянцами. Фильм приводит в состояние эйфории, его героям всё даётся легко, без видимых усилий. Наши путешественники – славные парни, предаю-щиеся на досуге невинным развлечениям: то они возятся с маленьким медвежон-ком, который служит им талисманом (без талисмана, заметим, не обходится ни одна экспедиция: не найдёшь такого фильма о Заполярье, где не фигурировал бы ручной тюлень, ни одного репортажа из тропиков – без какой-нибудь обезьянки), то смешно опрокидывают на палубу тарелку спагетти. Наши бравые этнологи не затрудняются историческими или социальными проблемами. Для них путешествие на Восток – всего лишь прогулка по лазурному морю под вечно сия-ющим солнцем. Этот Восток (кстати сказать, превратившийся ныне в полити-ческий центр мира) предстает в фильме совершенно банальным, прилизанным и раскрашенным, словно на старых почтовых открытках.
Приём, оправдывающий такую безответственность, вполне понятен: рас-красить мир всегда значит так или иначе заявить о его неприятии … Закра-шенный, выхолощенный, задавленный пышными «образами», Восток тем самым оказывается подготовлен к полному уничтожению, на которое его обрекает фильм. Поигрывая с медвежонком-талисманом и комически вываливая спагетти на палубу, наши киноэтнографы без труда сумеют изобразить такой Восток, который по видимости экзотичен, а по существу глубочайшим образом похож на Запад, по крайней мере в его спиритуалистической ипостаси. На Востоке особые религии? Ничего страшного, различия мало что значат перед лицом ко-ренного единства идеализма. Любой обряд, таким образом, обретает специфич-ность и в то же время приобщается к вечности, возводится в ранг пикантного зрелища и вместе с тем – в ранг парахристианского символа. Если всё же будди-сты не являются христианами в собственном смысле слова, то это неважно, коль скоро и у них есть монахини, бреющие головы (патетический мотив всякого пострижения), а также монахи, преклоняющие колени и исповедующиеся своим пастырям, коль скоро, наконец, и у них, словно в Севилье, верующие стекаются, дабы украсить золотом изваяние своего бога …
По сути, глубинной мотивировкой всей этой экзотики служит стремление отвергнуть Историю в любой её форме. Принарядив восточную действитель-ность десятком-другим красочных туземных примет, ей тем самым делают надежную прививку против любой разновидности социальной ответственности. … Перед лицом всего чужого наш Строй знает лишь два типа поведения, при-чем оба выполняют калечащую функцию: либо признать это чужое в качестве своеобразного гиньоля, либо обезвредить его, объявив простым отражением За-пада.
Что именно названо нашим Строем в этом фрагменте? В каком смысле здесь упо-минается История, чему она противоположна – в теоретической системе Р. Барта? Рас-кройте, опираясь на текст Р. Барта «Миф сегодня».

ИСТОЧНИК И ЛИТЕРАТУРА
1) Лунтик и его друзья. Сезон 8. Серия 484 «Туземцы» (длительность 4.37).
2) Барт, Р. Затерянный континент. – В кн.: Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика: пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с. – С. 69–71. – Режим доступа: https://vk.com/wall-68638203_2276.
3) Барт, Р. Миф сегодня. – В кн.: Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика: пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с. – С. 72–129. – Режим доступа: https://vk.com/wall-68638203_2276.
4) Дятлов, В. И. Экзотизация и «образ врага»: синдром «жёлтой опасности» в дорево-люционной России // Идеи и идеалы. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzotizatsiya-i-obraz-vraga-sindrom-zheltoy-opasnosti-v-dorevolyutsionnoy-rossii.



КЕЙС 6
СОВЕТСКОЕ В СОВРЕМЕННОМ ВИДЕОАРТЕ


До 15 баллов
Не только постсоветский кинематограф, но и вообще широкий круг аудиовизуаль-ной продукции 2000-х гг. (реклама, видеоролики музыкальных композиций и т. д.) актив-но эксплуатируют советские мотивы, образы, артефакты – в разных целях. В этой стили-стике сняты некоторые ролики российской группы Ice3Peak. Создайте полноценное вы-сказывание о том, какие техники работы с «советским материалом» предприняты в двух из них и какие смыслы эта работа вносит в видеоарт.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1) Смерти больше нет / Ice3Peak. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?vMBG3Gdt5OGs&featureemb_logo
2) Марш / Ice3Peak. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?vxqohApD6Ng8.
3) Ельшевская, Г. Русское искусство XX века // Арзамас. – Режим доступа: https://arzamas.academy/likbez/russian-art-xx. Лекции 5–8.
4) Концептуализм. Искусство художественного жеста. – Режим доступа: https://artchive.ru/encyclopedia/4312Conceptualism.
5) Фокин, А. А. СССР, созданный пользователями: интернет-рецепция советского прошлого. – В кн.: Фокин А. А. «Коммунизм не за горами». Образы будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950–1960-х годов. М.: Политическая энцик-лопедия, 2017. – (История сталинизма). – С. 207–222. – Режим доступа: https://www.academia.edu/41731803.



КЕЙС 7
ПОДСУДИМЫЕ АДАМ И ЕВА


До 15 баллов
Мифический сюжет грехопадения и изгнания из Эдема первых людей с точки зре-ния иудео-христианской традиции представляет собой первое «преступление». Одновре-менно это рассматривается и как ситуация первого «суда» в человеческой истории (кото-рая завершится судом последним – Страшным). Вам предлагается «прочесть» рассказ о грехопадении и изгнании из рая с современной уголовно-процессуальной точки зрения (используя УК РФ и УПК РФ) и ответить на любые 6 из вопросов.
1. Имелся ли повод для назначения уголовного судопроизводства? Не было ли основа-ний для отказа в возбуждении уголовного дела?
2. Был ли соблюден принцип презумпции невиновности?
3. Как в «первом уголовном процессе» обстояло дело с обеспечением требования состя-зательности сторон? Функции каких участников уголовного судопроизводства выполняет Бог?
4. Было ли надлежащим образом обеспечено доказывание? Какие именно доказательства использовались в процессе и как они оценивались? Не являются ли они недопустимыми?
5. Какие права «подозреваемых/обвиняемых/осужденных» были нарушены в ходе уго-ловного судопроизводства по первой инстанции? Возможно ли было производство в суде второй инстанции?
6. Как бы Вы квалифицировали действия Адама, «жены» и Змия как участников уголовного судопроизводства? Кто является потерпевшим по этому делу? В качестве кого проходил по делу Змий?
7. Оцените, насколько корректно были приобщены к делу показания «подозревае-мых/обвиняемых». На кого они указывают как на виновника свершившегося? Почему в ходе предварительного расследования не были взяты показания у Змия?
8. В чем заключалась вина «подозреваемых/обвиняемых/осужденных»? Имел ли место факт уголовно наказуемого деяния? Каковы мотивы преступления? Знали ли сами «подозреваемые/обвиняемые», в чем они подозреваются/обвиняются?
9. Имели ли осужденные право на реабилитацию? На каком основании?
10. Установите христианские корреляты для следующих юридических понятий (результа-ты представьте в виде таблицы из двух колонок): преступление, виновность, уголов-ный кодекс, явка с повинной, высшая мера наказания, уголовно-исполнительная си-стема, условно-досрочное освобождение, реабилитация.
11. Дайте развёрнутый комментарий к предложенному в этом задании ходу рассмотрения библейского текста. Обоснуйте, что, во-первых, формальное соответствие религиоз-ных (христианских) категорий юридическим не снимает их содержательного разли-чия, но, во-вторых, такой ход размышлений может быть интересен для историко-культурного исследования оснований европейской цивилизации.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Ветхий Завет. Книга Бытия. Глава 3.
2. Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996 63-ФЗ [с изменениями]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 174-ФЗ [с изменениями]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.
4. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 197-ФЗ [с изменениями]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683.
5. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / под. ред. С. А. Панина. – М.: МЦФЭР, 2002. – 1056 с. – Режим доступа: https://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid31.
6. Мифы народов мира: энциклопедия в 2-х томах / под ред. С. А. Токарева. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – Т. 1: Статьи: «Адам» (с. 39–43), «Грехопадение» (с. 318–321), «Голгофа» (с. 308), «Древо жизни» (с. 396–398), «Древо мировое» (с. 398–406), «Древо познания» (с. 406–407). Т. 2: «Сошествие во ад» (с. 465–466), «Рай» (с. 363–366).
7. Скляревская, Г. Н. Словарь православной церковной культуры. – СПб.: Наука, 2000. – 280 с. – (Мегапроект «Пушкинская библиотека». Институт «Открытое общество»). – Статьи: «Грех» (с. 72), «Первородный грех» (с. 180), «Искупление» (с. 111).
8. Новая философская энциклопедия: в 4-х томах / ИФ РАН; под ред. В. С. Степина, А. П. Огурцова. – М.: Мысль, 2000. – Т. 1: статья «Грех» (с. 554–556); т. 3: статья «Спасение» (с. 615–616).
9. Фрэзер, Дж. Грехопадение. В кн.: Фрэзер, Дж. Фольклор в Ветхом Завете / пер. с англ. Д. Вольпина; предисл. и коммент. С. А. Токарева. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – С. 30–51. – Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/folklore.txt.


КЕЙС 8
ВРАГ И ПАРТБИЛЕТ


До 15 баллов
На переходе к «большому сталинскому стилю» был снят важный для советского мира фильм – «Партийный билет» (реж. И. Пырьев, 1936). Раскройте социально-исторический контекст производства фильма (конкретные события, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к проблематике и сюжету фильма, а также общие социально-исторические процессы, определяющие «лицо» советских 1930-х годов). Тема документа в фильме – главная в этом кейсе. Рассмотрите партбилет как фетиш/сакральный предмет: религиозные обертоны сюжета, сюжетного конфликта и его разрешения. Сформулируйте идеологическое «послание» фильма зрителю второй половины 1930-х годов.

ЛИТЕРАТУРА
1) Багдасарян, В. Э. Образ врага в советских исторических фильмах 1930–1940-х го-дов // Отечественная история. – 2003. – 6. – С. 31–46. – Режим доступа: https://propagandahistory.ru/2312/Obraz-vraga-v-sovetskikh-istoricheskikh-filmakh-1930-1940-kh-godov/.
2) Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / под ред. Е. Р. Яр-ской-Смирновой, П. Романова. – М., 2009. – С. 17–125 (три статьи).
1) Добренко, Е. Политэкономия соцреализма. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 592 с. – Режим доступа:
https://vk.com/doc5787984_437407057?hash9346a2b9263b53b7bb&dl6dd41d9c9ce72c7e10
3) Орлова, Г. Рождение вредителя: отрицательная политическая сакрализация в стране советов (1920-е). – Режим доступа: https://urokiistorii.ru/article/1146
4) Статус документа: окончательная бумажка или отчужденное свидетельство?: сб. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 408 с.
5) Усманова, А. Научение видению. – http://uverenniy.ru/alemira-usmanova-nauchenie-videniyu-k-voprosu-o-metodologii-an.html.



КЕЙС 9
ХРОНОТОП ДОРОГИ


До 10 баллов
Хронотоп дороги/пути – один из важнейших, архетипических в мировой культуре. Помимо прочего, путь связан с особым переживанием времени и пространства и тем са-мым оказывается лиминальным состоянием для путника. Это касается не только «аб-страктных» литературных и иных сюжетов, но и того, как переживается реальная дорога реальными людьми. Кейс предполагает, что вы рассмотрите путь как хронотоп на матери-але любого художественного или документального фильма – на ваш выбор.

ЛИТЕРАТУРА
1) Бахтин, М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэти-ке. – Режим доступа:
http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/bakhtin_hronotop/hronotop10.html.
2) Мифы народов мира: в 2 т. – Т. 1 / под ред. Е. М. Мелетинского. – Режим доступа: Мифы народов мира - Энциклопедия в двух томах (gumer.info). – Статья (ищите по оглавлению) Путь.
3) Симонова, В. Транссиб: путь в жизни, жизнь в пути // СоцИс. – 2007. – 5. – С. 103–113. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/414/634/1219/Simonova_14.pdf.
4) Щепанская, Т. Г. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–ХХ вв. – М., 2003. – Режим доступа: https://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/03/03_05/5-85759-176-7.



КЕЙС 10
РАЙСКИЕ ДЕРЕВЬЯ


До 10 баллов
В 3 главе книги Бытия Ветхого Завета описывается грехопадение первых людей. В этой истории важную роль играет запрет Бога, наложенный на одно из деревьев. Но текст не вполне чётко фиксирует детали нарушения запрета людьми – до такой степени, что не вполне ясно, что именно произошло в Эдеме. Найдите эту неясность и попробуйте реконструировать историю грехопадения, работая с параллельными библейскому мифологическими сюжетами, в которых фигурируют «важные» деревья.

ЛИТЕРАТУРА
1) Мифы народов мира: энциклопедия в 2-х томах / под ред. С. А. Токарева. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – Т. 1: Статьи «Грехопадение» (с. 318–321), «Древо жиз-ни» (с. 396–398), «Древо мировое» (с. 398–406), «Древо познания» (с. 406–407). – Режим доступа: Мифы народов мира - Энциклопедия в двух томах (gumer.info). – Статьи ищите по оглавлению.
2) Фрэзер, Дж. Грехопадение. В кн.: Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете / пер. с англ. Д. Вольпина; предисл. и коммент. С. А. Токарева. – М.: Издательство поли-тической литературы, 1990. – С. 30–51. – Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/folklore.txt.


КЕЙС 11
«КАРТИНА МИРА»: ОТ ПЛОСКОСТИ К ОБЪЁМУ


До 15 баллов
Способ видеть пространство и создавать в буквальном смысле слова картину мира – культурно обусловлены и воспитываются культурой. Наше видение мира, кажущееся нам естественным и единственно возможным, задано европейским классическим живописным каноном: старыми мастерами были разработаны художественные и теоретические «правила» изображения реальности на плоскости (предвосхитившие позднейшие принципы фотографии). Это произошло в эпоху Возрождения, когда усилиями математиков и геометров была обоснована так называемая прямая (линейнаяренессансная) перспектива в качестве единственно правильного способа изображения пространства. Ваша задача – доказать, что этот способ и не «единственный», и не «правильный».
Ход доказывания предполагает рассмотрение ряда вопросов: почему прямая пер-спектива была признана единственно правильной именно в эпоху Возрождения? Почему сами же авторы ренессансных трактатов о «божественной» прямой перспективе, «обяза-тельной» для художника, регулярно нарушали эти правила? Приведите конкретные при-меры, прокомментируйте конкретные репродукции. Какими аргументами – искусствоведческими и математическими – обосновывается «неестественность» прямой перспективы для человеческого зрения у П. Флоренского? В чём изъян логики П. Флоренского?

ЛИТЕРАТУРА
1. Флоренский, П. А. Обратная перспектива. – В кн.: Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. – М.: Изобразительное искусство, 1996. – С. 9–72.
2. Раушенбах, Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. – М., 1975.
3. Петерсон, В. Е. Перспектива. – М.: Искусство, 1970. – 183 с.
4. Хайдеггер, М. Искусство и пространство. – В кн.: Самосознание европейской культу-ры ХХ в. – М.: Политиздат, 1991. – С. 95–102.
5. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.
6. Макарова, М. Н. Перспектива: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2005. – 512 с.: ил.





Фрагмент для ознакомления

Эта работа вершина его творчества. Композиция картины математически строга и проста. В центре ее, на фоне светлого пятна окна, расположена фигура Христа. Таким образом, геометрический центр картины и ее смысловой центр строго совпадают, а лучи, сходящиеся в главной точке, еще более нацеливают зрителя в этот центр.
При этом П. Флоренский, анализируя ряд икон живописцев, находит нарушения в прямой перспективе, тем, что тела их ограничены кривыми поверхностями, изображены в таких ракурсах, которые исключают правила перспективного изображения. При анализе сводов стен и фасадов отмечает нарушения отображения законам прямой перспективы. Но при этом Флоренский отмечает, что данные нарушения перспективы воспринимаются зрителем положительно и по художественным оценкам иконы с нарушением перспективы признаны более ценными для художественного восприятия.
Флоренский отмечает, что данные нарушения прямой перспективы обусловлены специальными приемами: использованием раскрышек, дополнительными плоскостями, приемами подчеркивания. Данные приемы называют обращенной перспективой, для которой наиболее характерными является разноцентренность в изображениях.
Рассматривая акценты перспективы можно отметить ряд несоответствий:
- наличие трех пространств: абстрактное, физическое и физиологическое;
- ни один человек не может считать свою точку зрения единственной, не исключает, а утверждает другие аспекты;
- наличие второго глаза, помогает художнику владеть постоянным коррективом иллюзионизма;
- художник непрестанно двигается и точка зрения непрестанно меняется, формируя художественный образ как психический синтез разных зрительных восприятий;
- творческое начало художника помогает синтезировать, образовывать интегралы частных аспектов реальности;
- художественное зрение сложный психический процесс соединения психических составляющих.
Анализ работ эпохи Возрождения показывает нарушения прямой перспективы. Так работа Паоло Веронезе (1528 – 1588) «Брак в Кане имеет семь точек зрения и пять горизонтов. Так Фр. Боссюэ пытался сделать набросок архитектуры этой картины строго перспективным изображением, и нашел, что он сохраняет «в существенном тот же порядок и ту же красоту» .
В работе Рубенса «Фламандский пейзаж» из галереи Уффици: средняя часть его приблизительно перспективна, и пространство ее втягивает, тогда как боковые – обратно перспективны, и пространства их выбрасывают из себя апперцепирующее зрение. В результате получается два мощных зрительных водоворота, изумительно наполняющих прозаический сюжет

КЕЙСЫ
по курсу ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
(2020–2021 учебный год)

Уважаемые студенты, в финальной части практического курса по Истории культу-ры вы можете выполнить некоторые из предложенных ниже заданий, сконструированных по принципу задач. И это – не обязательный, а факультативный элемент самостоятельной работы. В совокупности понятие «необязательный кейс» означает, что браться за него имеет смысл только в том случае, если вы готовы добровольно усложнить себе жизнь, размышляя над вопросами, которые потребуют от вас знания не только исследований, рекомендованных к этим вопросам, но более широкой эрудиции, а также готовности создать нетривиальный письменный текст в качестве ответа. Его жанр лучше всего описывается словом «эссе» (академическое, разумеется) .
Каждый из вас может – индивидуально либо в микрогруппе – «решить» не более двух кейсов. Ограничение на количество решаемых задач призвано побудить вас к интенсификации качества работы: брать нужно не количеством (заданий, слов и знаков), а качеством понимания, аргументации и формулировок.
Работу нужно сдать точно в срок; это связано (помимо тренировки профессиональ-ной дисциплины в части работы с собственным и чужим временем) с публичностью сда-чи/оценки всех ваших письменных работ и необходимостью вовремя их проверить.
Я не исключаю возможности задать вопрос автору/авторам по тексту, а также при-менить процедуру peer-review («горизонтальное» оценивание студенческих ра-бот/выступлений самими студентами). Но в любом случае – пускаем мы в ход эти инстру-менты или нет – критерии качества ответа одни и те же: оценивается не столько «полнота сведений», сколько понимание сути этих сведений, их контекстов, их связей синхронных и диахронных. Главное – не «изложение информации» и вообще не воспроизводство дан-ных, а их проблематизация, постановка содержательных вопросов, желание видеть и сме-лость фиксировать затруднения и возможности теоретических моделей, умение рекон-струировать основания этих моделей. Ну и источниковедческая репрезентативность (что означает: ваше понимание должно базироваться на более широком основании, чем пред-ложенная к кейсу литература).
Объём ответа – не более 7 000 знаков с пробелами: пишите кратко, но внятно и убедительно. Превышение объёма, небрежности в стилистике и оформлении печатного текста, а также грамматические ошибки понизят ваш балл. Цитирование должно быть уместным и кратким. Текст не может быть рефератом или конспектом прочитанных ра-бот. Удачи.


КЕЙС № 1
«НЕ ЗАБУДУ МАТЬ РОДНУЮ» ПОСЛЕ ПЕРЕСТРОЙКИ


До 10 баллов
В сообществах, которые в социологической традиции относят к «криминальной субкультуре», принято татуирование. Эта практика была чрезвычайно распространена в СССР вплоть до 1980-х годов. Приведите аргументированные соображения, почему опи-санное явление широко практиковалось, последовательно отвечая на вопросы:
 какие ещё сообщества в пределах советского мира характеризовались бытованием аналогичных техник изменения телесности?
 Какое культурное значение имела практика татуирования в этих кругах, если при-нимать во внимание не поп-истории о «символике криминальных тату», а истори-ко-антропологические исследования татуирования в «традиционных» культурах? Почему выражение криминальные тату абсурдно?
 Главный вопрос кейса: изложите вашу версию, почему советское криминальное татуирование пошло на убыль с начала 1990-х. Свяжите это с политико-экономической трансформацией страны.

ЛИТЕРАТУРА
1) Генон, Р. Заметки о посвящении (Aperçus sur l'initiation) : смысл, цели, перспективы / пер. с фр. Т. Б. Любимовой. – М.: Беловодье, 2010. – 400 с.
2) Ефимова, Е. С. Субкультура тюрьмы и криминальных кланов // Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ. – Режим доступа:
https://ruthenia.ru/folklore/efimova5.htm.
3) Элиаде, М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения / пер. с франц. Г. А. Гельфанд ; науч. ред. А. Б. Никитин. – М.: Университетская книга, 1999. – 356 с.


КЕЙС № 2
НЕ ВЫГЛЯДЕТЬ КАК СОБАКА


До 12 баллов
Считается, что все без исключения культуры включали в себя такие способы рабо-ты с телесностью, как нанесение ран и порезов, зубные модификации (в том числе заост-рение зубов, просверливание щелей между ними и т. д.), операции на половых органах и татуирование. В традиционных обществах такие манипуляции осуществлялись главным образом в пубертатный период. Важно, что все такие практики сопряжены с переживанием боли и – в целом – опасности: именно это придавало подобным телесным трансформациям какое-то особое значение в «нецивилизованных» обществах.
Объясните, почему такое обращение с телом – фундаментально важное в «архаиче-ских» культурах, продумав, в какой ритуал оно вписано, какие функции выполняет, на какую «целевую аудиторию» ориентировано. Можно ли утверждать, что определение такой практики в качестве «архаической» – более чем условно? Докажите.
Решить кейс вам поможет обдумывание следующего фрагмента:
«…В то же время функции «животности» и «демонизма» в представлениях ряда неевропейских народов связаны, напротив, с нечернёными и неподпиленными зуба-ми, что отмечали уже первые европейские путешественники в ЮВА. Британец Ральф Фитч писал в 1591 г. про чернение зубов у бирманцев, мужчин и женщин: «…Говорят, это у собаки белые зубы, поэтому они свои зубы чернят». У батаков Северной Суматры, Индонезия, большие белые зубы – признак злых духов бегу. Об-тачиванию и дедентации подвергаются чаще всего резцы и клыки, чтобы человек «не выглядел, как собака». При этом все зубы могут быть заострены, важно, чтобы клыки не выдавались вперед» // Станюкович М. В. Бетель, чернение и подпи-ливание зубов. – В кн.: Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира / отв. ред. и сост. М. В. Станюкович; ред. А. К. Касаткина. – СПб.: МАЭ РАН, 2015. – 347 с. – (Маклаевский сборник. Вып. 5).

ЛИТЕРАТУРА
1) Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов инициации / пер. с фр. Ю. В. Ивановой, Л. В. Покровской. – М.: Издательская фирма «Восточ-ная литература» РАН, 1999. – 198 с. – (Этнографическая библиотека). – Режим до-ступа:
https://vk.com/doc92088110_489694354?hash=5ddf833c9e1e5c25aa&dl=167b578a6ba58ac260.
2) Кайуа, Р. Миф и человек. – В кн.: Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / пер. с фр. С. Н. Зенкина. – М.: ОГИ, 2003. – С. 35–140.
3) Мосс, М. Техники тела. – В кн.: Мосс М. Общества. Обмен. Личность: труды по социальной антропологии. – М.: Восточная литература, 1996. – C. 242–250.
4) Тэрнер, В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура. – В кн.: Тэрнер В. Символ и ритуал. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. – С. 104–269.

КЕЙС № 3
КРАСНЫЕ ПОХОРОНЫ


До 15 баллов
В дневнике К. И. Чуковского третьим января 1921 г. датирована запись, дискурсив-ная поверхность которой сама по себе представляет интересный исследовательский сю-жет:
В печи отверстие, затянутое слюдой, – там видно беловатое пламя – вернее, па-ры – напускаемого в печь газа. Мы смеемся, никакого пиетета. Торжественности ни малейшей. Все голо и откровенно. Ни религия, ни поэзия, ни даже простая учтивость не скрашивает места сожжения. Революция отняла прежние обряды и декорумы и не дала своих. Все в шапках, курят, говорят о трупах как о псах. <...> Наконец, молодой строитель печи крикнул: «Накладывай», – похоронщики в белых балахонах схватились за огромные железные щипцы, висящие с потолка па цепи, и, неуклюже ворочая ими и чуть не съездив по физиономиям всех присут-ствующих, возложили на них вихляющийся гроб и сунули в печь, разобрав предва-рительно кирпичи у заслонки. Смеющийся Грачев очутился в огне. Сквозь отвер-стие было видно, как горит его гроб – медленно (печь совсем холодная), как весело и гостеприимно встретило его пламя. Пустили газу – и дело пошло еще веселее. Комиссар был вполне доволен: особенно понравилось всем, что из гроба вдруг высунулась рука мертвеца и поднялась вверх – "Рука! рука! смотрите, рука!" – <...> Мы по очереди заглядывали в щелочку и с аппетитом говорили друг другу: "раскололся череп", "загорелись легкие", вежливо уступая дамам первое место.
Как вы поняли – что подразумевается под дискурсивной поверхностью? Почему оказалась возможной такая – очевидно новая – повседневная практика в первые годы со-ветской власти? Как вы можете определить её новизну? Какую интонацию(-и) вы рас-слышали в тексте? В какой драматургии решён эпизод? Пересечение каких культурных форм в этом фрагменте обеспечивает соответствующий эффект? Есть ли отличия в мо-дальности записи К. Чуковского от 3 января и контекстуальных записей в его дневнике? Имеются ли сопоставимые свидетельства в других дневниках эпохи?
Что вы можете усмотреть общего и различного в подаче темы кремации в дневнике К. Чуковского и в фильме «Ангелы революции» (реж. А. Федорченко, 2014)?

ИСТОЧНИК И ЛИТЕРАТУРА
1) Ангелы революции / реж. А. Федорченко; кинокомпании «29 февраля», «Красная стрела», 2014 (113 мин.).
2) Егоров, А. Крематории России. Первый московский крематорий. Как это было // «Похоронный дом». –
Режим доступа: http://www.funeralportal.ru/magazine/1020/5422.html.
3) Мохов, С. Рождение и смерть похоронной индустрии: от средневековых погостов до цифрового бессмертия. – Режим доступа: https://snob.ru/entry/155064/.
4) Орлов, И. Марсово поле и траур в политике. – Режим доступа: http://openleft.ru/?p=5683.
5) Соколова, А. «Нельзя, нельзя новых людей хоронить по-старому!». – Режим досту-па: http://www.strana-oz.ru/2013/5/nelzya-nelzya-novyh-lyudey-horonit-po-staromu.
6) Филатов, Н. Хоронить нельзя кремировать: из истории кремации в России. – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/81316.html.


КЕЙС № 4
«ПИЛ ЗА ПОБЕДУ И ПИЛ ЗА ГОРЕ»


До 15 баллов
В 1934 г. были опубликованы собранные на Кузнецкстрое воспоминания тех, кто принимал непосредственное участие в строительстве «гиганта». Как объяснить эту скоро-постижную историзацию совсем недавних событий – ведь сегодня нам сложно предста-вить, что о том, что произошло два–три года назад, мы могли бы собирать «воспомина-ния»?
Среди прочих текстов примечательна запись рассказа бригадира-огнеупорщика В. Шидека, которую вам предлагается рассмотреть в ракурсе истории эмоций. Какие аф-фективные регистры различимы в этом тексте? Каким образом их можно распознать, как идентифицировать соответствующие «словари», на пересечении которых сделан этот текст? Как в нём переплетаются идеологические и «человеческие» интонации? Что оказывается важным «слепым пятном» этого пропагандистского текста?

ИСТОЧНИК И ЛИТЕРАТУРА
1) Шидек, В. Я. [бригадир-огнеупорщик]. Начать «соревнование нужно». – В кн.: Кузнецкстрой в воспоминаниях / сост. Л. Тоом. – Новосибирск: Западно-Сибирское краевое издательство, 1934. – С. 93–97. – Режим доступа: http://nvkz.me/cards/events/799/.
2) Зорин, А. История эмоций: лекция в клубе Bilingua // Полит.ру. – Режим доступа: https://polit.ru/article/2004/06/18/zorin/.
3) Макарова, Н. Н. Эмоциональный режим эпохи форсированной индустриализации (по материалам Магнитогорска). – Режим доступа:
https://roii.ru/publications/dialogue/article/60_14/makarova_n.n./emotional-mode-of-the-age-of-the-forced-industrialization-on-the-materials-of-magnitogorsk.
4) Паперный, В. Культура Два. – М.: НЛО, 2016. – Глава 1. Растекание – затвердева-ние. С. 40–125.
5) Плампер, Я. История эмоций / пер. с англ. К. Левинсона. – М.: Новое литературное обозрение, 2018. – 568 с. – Режим доступа: https://vk.com/wall-76284785_10351.
6) Симонова, О. Изучение эмоций как область междисциплинарной интеграции: ис-тория и социология в поисках объяснения «эмоционального поворота» (к выходу книги Я. Плампера «История эмоций»). – Режим доступа: https://sociologica.hse.ru/data/2018/09/29/1156661103/SocOboz_17_3_358-378_Simonova.pdf.


КЕЙС № 5
ЭКЗОТИЗАЦИЯ ЧУЖОГО


До 12 баллов
В одной из серий современного мультсериала про Лунтика герои попадают на не-обитаемый остров, который всё же оказывается обитаемым, и в какой-то момент в панике покидают его с помощью Русалки (водоплавающее существо чёрного цвета, напоминаю-щее головастика), крича: «Это туземцы, здесь живут страшные дикие туземцы!». Эпизод не может рассматриваться как нейтральный в идеологическом (и педагогическом, здесь это одно и то же) отношении. Какая идеология встроена в мультфильм? Раскройте её во всей полноте месседжа, фиксируя внимание на сюжете, персонажном ряде, речи героев (обращая внимание на сети аллюзий и скрытых цитат), на образах и т. д. Докажите, что одной из идеологических стратегий мультфильма является экзотизация, фрагмент текста о техниках которой приведён ниже:
Фильм «Затерянный континент» проливает яркий свет на современную мифологию экзотизма. Это большая документальная лента о «Востоке», где сюжетом служит некая этнографическая экспедиция (впрочем, совершенно условная) на полуостров Индостан, предпринятая тремя или четырьмя борода-тыми итальянцами. Фильм приводит в состояние эйфории, его героям всё даётся легко, без видимых усилий. Наши путешественники – славные парни, предаю-щиеся на досуге невинным развлечениям: то они возятся с маленьким медвежон-ком, который служит им талисманом (без талисмана, заметим, не обходится ни одна экспедиция: не найдёшь такого фильма о Заполярье, где не фигурировал бы ручной тюлень, ни одного репортажа из тропиков – без какой-нибудь обезьянки), то смешно опрокидывают на палубу тарелку спагетти. Наши бравые этнологи не затрудняются историческими или социальными проблемами. Для них путешествие на Восток – всего лишь прогулка по лазурному морю под вечно сия-ющим солнцем. Этот Восток (кстати сказать, превратившийся ныне в полити-ческий центр мира) предстает в фильме совершенно банальным, прилизанным и раскрашенным, словно на старых почтовых открытках.
Приём, оправдывающий такую безответственность, вполне понятен: рас-красить мир всегда значит так или иначе заявить о его неприятии <…> Закра-шенный, выхолощенный, задавленный пышными «образами», Восток тем самым оказывается подготовлен к полному уничтожению, на которое его обрекает фильм. Поигрывая с медвежонком-талисманом и комически вываливая спагетти на палубу, наши киноэтнографы без труда сумеют изобразить такой Восток, который по видимости экзотичен, а по существу глубочайшим образом похож на Запад, по крайней мере в его спиритуалистической ипостаси. На Востоке особые религии? Ничего страшного, различия мало что значат перед лицом ко-ренного единства идеализма. Любой обряд, таким образом, обретает специфич-ность и в то же время приобщается к вечности, возводится в ранг пикантного зрелища и вместе с тем – в ранг парахристианского символа. Если всё же будди-сты не являются христианами в собственном смысле слова, то это неважно, коль скоро и у них есть монахини, бреющие головы (патетический мотив всякого пострижения), а также монахи, преклоняющие колени и исповедующиеся своим пастырям, коль скоро, наконец, и у них, словно в Севилье, верующие стекаются, дабы украсить золотом изваяние своего бога <…>
По сути, глубинной мотивировкой всей этой экзотики служит стремление отвергнуть Историю в любой её форме. Принарядив восточную действитель-ность десятком-другим красочных туземных примет, ей тем самым делают надежную прививку против любой разновидности социальной ответственности. <…> Перед лицом всего чужого наш Строй знает лишь два типа поведения, при-чем оба выполняют калечащую функцию: либо признать это чужое в качестве своеобразного гиньоля, либо обезвредить его, объявив простым отражением За-пада.
Что именно названо нашим Строем в этом фрагменте? В каком смысле здесь упо-минается История, чему она противоположна – в теоретической системе Р. Барта? Рас-кройте, опираясь на текст Р. Барта «Миф сегодня».

ИСТОЧНИК И ЛИТЕРАТУРА
1) Лунтик и его друзья. Сезон 8. Серия 484 «Туземцы» (длительность 4.37).
2) Барт, Р. Затерянный континент. – В кн.: Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика: пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с. – С. 69–71. – Режим доступа: https://vk.com/wall-68638203_2276.
3) Барт, Р. Миф сегодня. – В кн.: Барт Р. Избранные работы: семиотика, поэтика: пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. – М.: Прогресс, 1989. – 616 с. – С. 72–129. – Режим доступа: https://vk.com/wall-68638203_2276.
4) Дятлов, В. И. Экзотизация и «образ врага»: синдром «жёлтой опасности» в дорево-люционной России // Идеи и идеалы. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzotizatsiya-i-obraz-vraga-sindrom-zheltoy-opasnosti-v-dorevolyutsionnoy-rossii.



КЕЙС № 6
СОВЕТСКОЕ В СОВРЕМЕННОМ ВИДЕОАРТЕ


До 15 баллов
Не только постсоветский кинематограф, но и вообще широкий круг аудиовизуаль-ной продукции 2000-х гг. (реклама, видеоролики музыкальных композиций и т. д.) актив-но эксплуатируют советские мотивы, образы, артефакты – в разных целях. В этой стили-стике сняты некоторые ролики российской группы Ice3Peak. Создайте полноценное вы-сказывание о том, какие техники работы с «советским материалом» предприняты в двух из них и какие смыслы эта работа вносит в видеоарт.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1) Смерти больше нет / Ice3Peak. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=MBG3Gdt5OGs&feature=emb_logo
2) Марш / Ice3Peak. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=xqohApD6Ng8.
3) Ельшевская, Г. Русское искусство XX века // Арзамас. – Режим доступа: https://arzamas.academy/likbez/russian-art-xx. Лекции №№ 5–8.
4) Концептуализм. Искусство художественного жеста. – Режим доступа: https://artchive.ru/encyclopedia/4312~Conceptualism.
5) Фокин, А. А. СССР, созданный пользователями: интернет-рецепция советского прошлого. – В кн.: Фокин А. А. «Коммунизм не за горами». Образы будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950–1960-х годов. М.: Политическая энцик-лопедия, 2017. – (История сталинизма). – С. 207–222. – Режим доступа: https://www.academia.edu/41731803.



КЕЙС № 7
ПОДСУДИМЫЕ АДАМ И ЕВА


До 15 баллов
Мифический сюжет грехопадения и изгнания из Эдема первых людей с точки зре-ния иудео-христианской традиции представляет собой первое «преступление». Одновре-менно это рассматривается и как ситуация первого «суда» в человеческой истории (кото-рая завершится судом последним – Страшным). Вам предлагается «прочесть» рассказ о грехопадении и изгнании из рая с современной уголовно-процессуальной точки зрения (используя УК РФ и УПК РФ) и ответить на любые 6 из вопросов.
1. Имелся ли повод для назначения уголовного судопроизводства? Не было ли основа-ний для отказа в возбуждении уголовного дела?
2. Был ли соблюден принцип презумпции невиновности?
3. Как в «первом уголовном процессе» обстояло дело с обеспечением требования состя-зательности сторон? Функции каких участников уголовного судопроизводства выполняет Бог?
4. Было ли надлежащим образом обеспечено доказывание? Какие именно доказательства использовались в процессе и как они оценивались? Не являются ли они недопустимыми?
5. Какие права «подозреваемых/обвиняемых/осужденных» были нарушены в ходе уго-ловного судопроизводства по первой инстанции? Возможно ли было производство в суде второй инстанции?
6. Как бы Вы квалифицировали действия Адама, «жены» и Змия как участников уголовного судопроизводства? Кто является потерпевшим по этому делу? В качестве кого проходил по делу Змий?
7. Оцените, насколько корректно были приобщены к делу показания «подозревае-мых/обвиняемых». На кого они указывают как на виновника свершившегося? Почему в ходе предварительного расследования не были взяты показания у Змия?
8. В чем заключалась вина «подозреваемых/обвиняемых/осужденных»? Имел ли место факт уголовно наказуемого деяния? Каковы мотивы преступления? Знали ли сами «подозреваемые/обвиняемые», в чем они подозреваются/обвиняются?
9. Имели ли осужденные право на реабилитацию? На каком основании?
10. Установите христианские корреляты для следующих юридических понятий (результа-ты представьте в виде таблицы из двух колонок): преступление, виновность, уголов-ный кодекс, явка с повинной, высшая мера наказания, уголовно-исполнительная си-стема, условно-досрочное освобождение, реабилитация.
11. Дайте развёрнутый комментарий к предложенному в этом задании ходу рассмотрения библейского текста. Обоснуйте, что, во-первых, формальное соответствие религиоз-ных (христианских) категорий юридическим не снимает их содержательного разли-чия, но, во-вторых, такой ход размышлений может быть интересен для историко-культурного исследования оснований европейской цивилизации.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Ветхий Завет. Книга Бытия. Глава 3.
2. Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996 № 63-ФЗ [с изменениями]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ [с изменениями]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.
4. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ [с изменениями]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683.
5. Комментарий к Трудовому кодексу РФ / под. ред. С. А. Панина. – М.: МЦФЭР, 2002. – 1056 с. – Режим доступа: https://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=31.
6. Мифы народов мира: энциклопедия в 2-х томах / под ред. С. А. Токарева. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – Т. 1: Статьи: «Адам» (с. 39–43), «Грехопадение» (с. 318–321), «Голгофа» (с. 308), «Древо жизни» (с. 396–398), «Древо мировое» (с. 398–406), «Древо познания» (с. 406–407). Т. 2: «Сошествие во ад» (с. 465–466), «Рай» (с. 363–366).
7. Скляревская, Г. Н. Словарь православной церковной культуры. – СПб.: Наука, 2000. – 280 с. – (Мегапроект «Пушкинская библиотека». Институт «Открытое общество»). – Статьи: «Грех» (с. 72), «Первородный грех» (с. 180), «Искупление» (с. 111).
8. Новая философская энциклопедия: в 4-х томах / ИФ РАН; под ред. В. С. Степина, А. П. Огурцова. – М.: Мысль, 2000. – Т. 1: статья «Грех» (с. 554–556); т. 3: статья «Спасение» (с. 615–616).
9. Фрэзер, Дж. Грехопадение. В кн.: Фрэзер, Дж. Фольклор в Ветхом Завете / пер. с англ. Д. Вольпина; предисл. и коммент. С. А. Токарева. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – С. 30–51. – Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/folklore.txt.


КЕЙС № 8
ВРАГ И ПАРТБИЛЕТ


До 15 баллов
На переходе к «большому сталинскому стилю» был снят важный для советского мира фильм – «Партийный билет» (реж. И. Пырьев, 1936). Раскройте социально-исторический контекст производства фильма (конкретные события, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к проблематике и сюжету фильма, а также общие социально-исторические процессы, определяющие «лицо» советских 1930-х годов). Тема документа в фильме – главная в этом кейсе. Рассмотрите партбилет как фетиш/сакральный предмет: религиозные обертоны сюжета, сюжетного конфликта и его разрешения. Сформулируйте идеологическое «послание» фильма зрителю второй половины 1930-х годов.

ЛИТЕРАТУРА
1) Багдасарян, В. Э. Образ врага в советских исторических фильмах 1930–1940-х го-дов // Отечественная история. – 2003. – № 6. – С. 31–46. – Режим доступа: https://propagandahistory.ru/2312/Obraz-vraga-v-sovetskikh-istoricheskikh-filmakh-1930-1940-kh-godov/.
2) Визуальная антропология: режимы видимости при социализме / под ред. Е. Р. Яр-ской-Смирновой, П. Романова. – М., 2009. – С. 17–125 (три статьи).
1) Добренко, Е. Политэкономия соцреализма. – М.: Новое литературное обозрение, 2007. – 592 с. – Режим доступа:
https://vk.com/doc5787984_437407057?hash=9346a2b9263b53b7bb&dl=6dd41d9c9ce72c7e10
3) Орлова, Г. Рождение вредителя: отрицательная политическая сакрализация в стране советов (1920-е). – Режим доступа: https://urokiistorii.ru/article/1146
4) Статус документа: окончательная бумажка или отчужденное свидетельство?: сб. – М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 408 с.
5) Усманова, А. Научение видению. – http://uverenniy.ru/alemira-usmanova-nauchenie-videniyu-k-voprosu-o-metodologii-an.html.



КЕЙС № 9
ХРОНОТОП ДОРОГИ


До 10 баллов
Хронотоп дороги/пути – один из важнейших, архетипических в мировой культуре. Помимо прочего, путь связан с особым переживанием времени и пространства и тем са-мым оказывается лиминальным состоянием для путника. Это касается не только «аб-страктных» литературных и иных сюжетов, но и того, как переживается реальная дорога реальными людьми. Кейс предполагает, что вы рассмотрите путь как хронотоп на матери-але любого художественного или документального фильма – на ваш выбор.

ЛИТЕРАТУРА
1) Бахтин, М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэти-ке. – Режим доступа:
http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/bakhtin_hronotop/hronotop10.html.
2) Мифы народов мира: в 2 т. – Т. 1 / под ред. Е. М. Мелетинского. – Режим доступа: Мифы народов мира - Энциклопедия в двух томах (gumer.info). – Статья (ищите по оглавлению) Путь.
3) Симонова, В. Транссиб: путь в жизни, жизнь в пути // СоцИс. – 2007. – № 5. – С. 103–113. – Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/414/634/1219/Simonova_14.pdf.
4) Щепанская, Т. Г. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–ХХ вв. – М., 2003. – Режим доступа: https://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/03/03_05/5-85759-176-7.



КЕЙС № 10
РАЙСКИЕ ДЕРЕВЬЯ


До 10 баллов
В 3 главе книги Бытия Ветхого Завета описывается грехопадение первых людей. В этой истории важную роль играет запрет Бога, наложенный на одно из деревьев. Но текст не вполне чётко фиксирует детали нарушения запрета людьми – до такой степени, что не вполне ясно, что именно произошло в Эдеме. Найдите эту неясность и попробуйте реконструировать историю грехопадения, работая с параллельными библейскому мифологическими сюжетами, в которых фигурируют «важные» деревья.

ЛИТЕРАТУРА
1) Мифы народов мира: энциклопедия в 2-х томах / под ред. С. А. Токарева. – М.: Сов. энциклопедия, 1991. – Т. 1: Статьи «Грехопадение» (с. 318–321), «Древо жиз-ни» (с. 396–398), «Древо мировое» (с. 398–406), «Древо познания» (с. 406–407). – Режим доступа: Мифы народов мира - Энциклопедия в двух томах (gumer.info). – Статьи ищите по оглавлению.
2) Фрэзер, Дж. Грехопадение. В кн.: Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете / пер. с англ. Д. Вольпина; предисл. и коммент. С. А. Токарева. – М.: Издательство поли-тической литературы, 1990. – С. 30–51. – Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/folklore.txt.


КЕЙС № 11
«КАРТИНА МИРА»: ОТ ПЛОСКОСТИ К ОБЪЁМУ


До 15 баллов
Способ видеть пространство и создавать в буквальном смысле слова картину мира – культурно обусловлены и воспитываются культурой. Наше видение мира, кажущееся нам естественным и единственно возможным, задано европейским классическим живописным каноном: старыми мастерами были разработаны художественные и теоретические «правила» изображения реальности на плоскости (предвосхитившие позднейшие принципы фотографии). Это произошло в эпоху Возрождения, когда усилиями математиков и геометров была обоснована так называемая прямая (=линейная=ренессансная) перспектива в качестве единственно правильного способа изображения пространства. Ваша задача – доказать, что этот способ и не «единственный», и не «правильный».
Ход доказывания предполагает рассмотрение ряда вопросов: почему прямая пер-спектива была признана единственно правильной именно в эпоху Возрождения? Почему сами же авторы ренессансных трактатов о «божественной» прямой перспективе, «обяза-тельной» для художника, регулярно нарушали эти правила? Приведите конкретные при-меры, прокомментируйте конкретные репродукции. Какими аргументами – искусствоведческими и математическими – обосновывается «неестественность» прямой перспективы для человеческого зрения у П. Флоренского? В чём изъян логики П. Флоренского?

ЛИТЕРАТУРА
1. Флоренский, П. А. Обратная перспектива. – В кн.: Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. – М.: Изобразительное искусство, 1996. – С. 9–72.
2. Раушенбах, Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. – М., 1975.
3. Петерсон, В. Е. Перспектива. – М.: Искусство, 1970. – 183 с.
4. Хайдеггер, М. Искусство и пространство. – В кн.: Самосознание европейской культу-ры ХХ в. – М.: Политиздат, 1991. – С. 95–102.
5. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.
6. Макарова, М. Н. Перспектива: учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2005. – 512 с.: ил.





Вопрос-ответ:

Какой полезный материал можно найти в финальной части практического курса по Истории культуры?

В финальной части курса предлагается выполнить некоторые задания, которые сконструированы по принципу задач. Это необязательные, но факультативные элементы самостоятельной работы. Вы можете найти здесь интересные и захватывающие кейсы, которые позволят вам размышлять над вопросами и усложнить себе жизнь немного.

Что означает понятие "необязательный кейс"?

Понятие "необязательный кейс" означает задание, выполнение которого не является обязательным, но может быть выполнено добровольно. Это задание для тех студентов, кто готов усложнить себе жизнь и задуматься над интересными вопросами.

Какие задачи предлагаются в финальной части практического курса по Истории культуры?

В финальной части курса предлагается выполнить некоторые задания, сконструированные по принципу задач. Это могут быть различные кейсы, которые позволят вам применить полученные знания и размышлять над интересными вопросами. Например, вы можете исследовать историю определенной культуры, проанализировать ее влияние на современность или сравнить две культуры.

Какие преимущества выполнения необязательных кейсов в финальной части практического курса?

Выполнение необязательных кейсов в финальной части курса позволяет вам развить навыки анализа, критического мышления и самостоятельного исследования. Это также позволяет вам углубить свои знания в определенной области и разработать собственную точку зрения на историю культуры.

Какие можно найти темы для необязательных кейсов в финальной части практического курса по Истории культуры?

Для необязательных кейсов в финальной части курса можно выбрать самые разные темы. Например, вы можете исследовать историю развития оперного искусства, архитектурных стилей, литературных направлений или художественных движений. Важно выбрать тему, которая вас действительно интересует и позволит вам проявить свои навыки и знания.

Какова роль истории культуры в формировании современного общества?

История культуры играет важную роль в формировании современного общества. Она помогает нам понять, откуда мы пришли, какие ценности мы наследовали и как они повлияли на нашу жизнь сегодня. Изучение истории культуры позволяет нам лучше понять различные культурные традиции и идеи, а также улучшить межкультурное понимание и толерантность. Кроме того, история культуры помогает нам изучить различные формы искусства и выразительные средства, которые отражают дух времени. Все это помогает нам лучше понять себя и мир вокруг нас.

Каковы основные направления развития культуры в истории?

В истории культуры можно выделить несколько основных направлений развития. Первое направление - это развитие культуры в рамках различных эпох и цивилизаций. Каждая эпоха имела свои характерные черты и особенности, которые отражались в культуре того времени. Второе направление - это развитие различных форм искусства, таких как литература, живопись, музыка и другие. Каждая форма искусства имела свои специфические особенности и развивалась в соответствии социальными и идеологическими изменениями. Третье направление - это взаимодействие различных культур и цивилизаций. Изучение истории культуры позволяет нам лучше понять, как разные культуры взаимодействовали, взаимно влияли и обогащали друг друга.

Какое значение имеют исторические кейсы в изучении культуры?

Исторические кейсы играют важную роль в изучении культуры. Они помогают нам применить теоретические знания, полученные в процессе обучения, к конкретным реальным ситуациям и проблемам. Кейсы позволяют нам лучше понять и проанализировать различные аспекты культуры, такие как обычаи, традиции, искусство и идеология. Они также помогают нам развить критическое мышление и умение аргументировать свои точки зрения. Исторические кейсы предоставляют нам возможность углубиться в историю и культуру различных эпох и цивилизаций, что помогает нам лучше понять себя и мир вокруг нас.