Эмоциональное развитие личности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 52 52 страницы
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 29.11.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические подходы к изучению эмоционального развития личности 5
1.1. Значение эмоций в жизни человека 5
1.2. Подходы к изучению эмоций в психологии 9
1.3. Эмоциональное развитие в онтогенезе 14
1.4. Особенности развития личности в подростковом возрасте 17
2. Эмпирическое исследование развития личности в подростковом возрасте 21
2.1. Обзор методов исследования личности в подростковом возрасте 21
2.2. Описание методов исследования развития личности в подростковом возрасте 27
2.3. Анализ результатов исследования развития личности в подростковом возрасте 37
Заключение 42
Список литературы 44

Фрагмент для ознакомления

Результаты исследования и их обсуждение:Результаты проведенных исследований были обработаны и занесены в таблицы, а графические изображения представлены на диаграммах.Таблица 2.1Диагностика состояния агрессии у подростков по методике Басса-ДаркиШкала агрессииКол-во подростковДевушки (8 человек)Юноши(7человек)№п/п15 человекНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньфизическая353,3%343,3%13,4%112,5%230,0%457,5%косвенная236,6%110,0%353,4%230,0%457,5%112,5%раздражение236,6%353,4%110,0%112,5%230,0%457,5%негативизм236,6%110,0%353,4%112,5%112,5%575,0%оскорбление353,4%236,6%110,0%227,5%227,5%345,0%подозрительность110,0%236,6%353,4%227,5%227,5%345,0%вербальная агрессия110,0%226,6%563,4%345,0%227,5%227,5%чувствовины226,6%110,0%563,4%227,5%227,5%345,0%Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалу 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 + 4, а враждебности 6,5-7 +3. При этом, обращается внимание на возможность достижения определенной величины, указывает на степень проявления агрессивности.У респондентов – 15 человек (8 девочек и 7 мальчиков) оказались следующие результаты. Как мы видим из диаграммы №1, отмечается более высокий уровень агрессивности у мальчиков, чем у девочек по таким показателям, как: физическая агрессия (4 респондента, составляет 57,5%), раздражение (4 мальчика или 57,5%), негативизм (7 человек, что соответствует 75%).Диаграмма 1. Уровень агрессии у мальчиковВ группе девочек высокий показатель косвенной агрессии (4 девочек и соответственно 53,4%), вербальная агрессия (5 респондентов, что составляет 63,4%) и угрызения совести (5 девочек или 63,4%), это видно из диаграммы №2 .Диаграмма 2. Уровень агрессии у девочекИсследование подтвердило исходную гипотезу о том, что в течение младшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личное образование. Во всех опрошенных мальчиков примерно половина выборки имеет выраженность агрессивности, как личного образования.Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать, что моральные качества являются точными характеристиками нравственного поведения личности. Так, например, отзывчивый человек, скорее всего будет проявлять аутоагрессию, анализировать свои поступки, обвинять в чем-то себя, а чем демонстрировать агрессию по отношению к окружающим. Справедливость понимается как равенство и беспристрастность – ее наличие или отсутствие особенно чувствуется в любой системе отношений. Представление о справедливости в значительной степени определяет наше поведение. Нами выявлено, что высокий уровень справедливости снижает физическую, вербальную и косвенную агрессию. Реакция на несправедливое отношение к другому человеку или к себе будет взвешенной, терпимой и раздительной. Когда подросток справедливый и откровенный, ведет себя естественно в отношениях со взрослыми и сверстниками, то он не испытывает угрызений совести и негативизма, его ценят и уважают сверстники.Данные по опросникуР.Кеттелла,представленывтабл. 2.2Таблица2.2ABCDEFGHIJOQ2Q3Q4мальчики5,36,24,95,26,25,464,76,65,366,15,46,2девочки4,86,45,35,46,45,26,34,96,95,55,85,95,56,1В таблице 2.2 мы видим, что все значения находятся в пределах среднего, так как выборка достаточно большая, а распределение соответствует нормальному типу.Данные, полученные по всем тестам, показали нормальное распределение, поэтому для их анализа мы использовали параметрические критерии статистики.На диаграмме 3 можно увидеть процентное соотношение различийпо полу при выполнении теста на интеллект. Девочки в среднем получаютболее высокий балл в 1 и 3 субтесте в тесте на интеллект Кеттелла (приp=0,032).Данныесубтестынаправленынамыслительнуюоперациюдополнение. Это объясняется тем, что девочки более усидчивые и меньшеотвлекаются, следовательно у них больше времени на выполнение данныхзаданий.Диаграмма 3. Различия между девочками и мальчиками по 1 и3 субтесту, теста на интеллект, %На диаграмме4 графически изображены различия по полу по тесту 14- факторный личностный опросник Р. Кеттелла.Диаграмма 4. Различия между девочками и мальчиками по тесту 14- факторный личностный опросник Р. Кеттелла.Мальчики в среднем имеют более высокий балл по фактору F в тесте «14-факторный личностный опросник Р. Кеттелла» (при p=0,048). Фактор F отвечает за импульсивность. То есть мальчики в возрасте от 12-13 лет более активны, невнимательны, подвижны, импульсивны, чем девочки.Девочки в среднем имеют более высокий показатель по фактору «I» в тесте «14-факторный личностный опросник Р. Кеттелла». То есть у девочек более выражено развиты такие черты характера как чувствительность, мягкость, мечтательность, утонченность. Они склонны к художественному восприятию мира и фантазированию.Обратив внимание на вышеперечисленные данные, можно предположить, что в основе различий между девочками и мальчиками по критерию «абстрактность названий» лежит фактор I. Девочки получали более высокий балл по данному фактору, что означает их склонность к фантазированию и художественное видение мира, в результате чего, возможно, их названия картинок имели более абстрактный характер.Рис.2.1–Связьмеждуличностнойчертойикритерием«абстрактностьназваний»А на рисунке 15 изображено, что причиной различия между ними по 1 и 3 субтесту в методике, направленной на диагностику невербального интеллекта, является фактор «F». Мальчики имели более высокие показатели по данному фактору, который означает их невнимательность и импульсивность, по причине которой, как мы предполагаем, они хуже выполняли некоторые субтесты теста на интеллект.Рис.2.2 – Связьмежду фактором F и «культурно-свободным тестомнаинтеллект»Р.КеттеллаИнтересные показатели наблюдаются по фактам отбора воспитанников на конкурсы, и обозначения их по экспертному опросу одаренности, как«способных».Анализ корреляционных связей по экспертному опросу педагогов продемонстрировал, что учитель склонен выделять детей, имеющих с ним сходные личностных характеристики. Значимые связи на уровне 0,01 были выявлены:Фактор G. Испытуемые, получающие высокий балл по данному фактору, отмечаются как добросовестные, настойчивые, собранные и с высоким чувством ответственности и долга.Фактор I говорит о присутствии таких личностных характеристик, как чувствительность, мягкость, мечтательность, утонченность и художественного восприятия мира.Фактор Q1. Лица с высокими оценками по этому фактору имеют разнообразные интеллектуальные интересы, любят экспериментировать, но никакую информацию они не принимают на веру. Радикальны. Ко всему относятся скептически, не доверяют авторитетам. Легко меняют свою точку зрения, спокойно воспринимают новые идеи и перемены.Значимые связи на уровне 0,05:Фактор А. Для высоких значений данного фактора характерны такие качества, как доброта, открытость, богатство и яркость эмоциональных проявлений, отзывчивость. Такие люди легко идут на контакт и любят работать в группе.Фактор N говорит о «дипломатичности» человека, такие люди умеют вести себя в обществе, сдержаны, хитры и принципиальны.Видимо, преподаватели, имеющие данные черты характера, считают, что они важны для достижения определенных незаурядных успехов. Скорее всего, их выводы основываются на жизненном опыте.На рисунке 2.3 можно видеть, что около половины детей участвуют в конкурсах, и примерно половина из них получает награды и грамоты за участие. И только 2 детей занимали призовые места за последний год.Рис.2.3 – Показатели успешности выступлений воспитанников наконкурсахПри анализе психологических особенностей успешных (отмечаются организаторами) и неуспешных (не отмечаются организаторами) детей, были выявлены следующие значимые различия по личностным факторам (на уровне значимости 0,05):Фактор С. Дети, относящиеся к категории успешных, более уверены в себе, стабильнее в своих интересах, эмоционально устойчивее, несклонны расстраиваться из-за небольших неудач, чем дети, дети из категории«неуспешных».Фактор М. Дети, отмечающиеся организаторами на конкурсах, склонны к фантазированию, у них хорошо развито воображение, ориентированы на собственные желания, что зачастую приводит их к отвержению группой.Фактор Q2. Дети, отмечающиеся как успешные, получают по данному фактору более высокие оценки, что говорит об их самостоятельности, независимости и самодостаточности.Из14факторов,диагностируемыхудетейпотестуКеттелла,только два из нихстатистически связаны с критериями по методикеБасса-Дарки,врезультатечего,можнопредположить,чтодетислюбымнаборомличностных характеристикмогутбытькреативны.Дети,участвовавшиевконкурсахиполучавшиенаградыиграмоты,отличаютсяопределеннымиличностнымихарактеристикамиотдетей, не получавших грамоты и награды. Дети, относящиеся к категорииуспешных,болееуверенывсебе,стабильнеевсвоихинтересах,эмоционально устойчивее, самостоятельнее и самодостаточнее, у них хорошоразвитовоображение.Таблица 2.3Сравнительныйанализсреднихзначенийпеременныхпеременных в возрастных группах мальчиков и девочек 12-13 лет:U-критерийМанна УитниШкалаМальчикиN=8ДевочкиN=7U – критерий Манна- УитниУровень статистической значимости (p)Фактор А /шизотемия-аффектомия/  28,3441,1469,48Фактор C / степеньэмоциональнойустойчивости / 29,1639,1168,27,047*Фактор D / возбудимостьмокроты / 29,1739,0868,25,049*Фактор E / пассивность-доминирование / 29,1239,1968,31,046*Фактор F / осторожный / 28,5140,7269,23,015*Фактор G / степеньпринятияморальных норм: 27,9742,0870,05,005**H-фактор / застенчивость, застенчивость - смелость, авантюризм /28,8439,8968,73,030*Фактор I / Реализм - Чувствительность / 28,5140,7269,23,016*Фактор J / неврастения, фактор Гамлета / 27,5243,1970,71,002**Фактор О / уверенность в себе – склонность к чувствувины / 27,6242,9470,46,003**Фактор Q2 / степеньгрупповойзависимости /28,8440,7271,67,002**Фактор Q3 / степень самоконтроля / 28,5142,0868,74,000***Фактор Q4 / степеньвнутреннегостресса / 27,5239,8966,09,000***Примечание:* уровень значимостиразличийP≤ 0,05(95%); ** P≤ 0,01(99%); ***P≤0,001(99,9%).В таблице мы видим, что указанные группы девочек и мальчиков младшего возраста достоверно различаются между собой по 24 показателям (53,3%). При этом по 16 показателям (35,5 %) группа девочек показала статистически значимо более высокие результаты, и только по 8 переменным (17,7%) более высокие показатели в группе мальчиков.Полученные результаты,возможно, свидетельствуют о том, что подростки мальчики 12-13 лет в целом более дезадаптированы в сравнении с девочками. У них наблюдаются негативные личностные изменения как в эмоциональной, так и в коммуникативнойсфере.Мальчикихарактеризуютсявыраженнойэмоциональной не устойчивостью,пониженнымэмоциональнымфоном,тревожно-мнительным отношением к окружающим, погруженностью в свой внутренниймир, импульсивностью, раздражительностью, быстрой сменой эмоциональных реакций.Девочки 12-13 лет напротив характеризуются стремлениемпривлечь к себе внимания и показать свою значимость. Они склонны демонстрировать в своем поведениисамостоятельность,независимость,чтовдействительностисвидетельствует об их личностной незрелости. В то же время данные особенности могут быть отражением формирования идентичности и чувства взрослости в данныйвозрастной период, что подталкивает девочек к стремлению выделиться,показать свою индивидуальность.Вместе с тем эмоциональная сфера девочек характеризуется слабым самоконтролем, импульсивностью, впечатлительностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к аффективному реагированию, чувствительностью и ранимостью, склонностью к сильным переживаниям, беспокойству и частными сменами настроения). Кроме того, мы наблюдаем повышение уровня невротизации личности, накопление негативного эмоционального фона, выражающееся в негативной оценке себя и окружающих. В целом можно сказать, что зафиксированные различия между группами в значительной степени затрагивают эмоциональную сферу подростков и сферу их взаимодействия с окружающими.Заключение.1. Итак, агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за недовольства своего положения в обществе, проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем, на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности. Дети склонны к агрессивным реакциям, могут проявлять аутоагрессию, проявлениями чего, могут парасуицидальном попытки и, в конце концов - суицид.2. Исследования подтвердили следующую гипотезу о том, что в подростковом возрасте агрессивность выступает как относительно устойчивое личное образование, и мальчики отличаются большей агрессивностью, чем девочки. Во всех возрастных группах примерно в половине выборки имела место выраженность агрессивности как личного образования.3. Необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умению находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Наибольшую значимость также имеют навыки совместной работы, поэтому и следует обратить внимание на это, в частности в рамках школы. Ведущую роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков играет семья, родители. Важное значение приобретает роль воспитателей, и, разумеется, психологов.4. Детям с высоким уровнем агрессии чаше всего присуща поведение, включая физическую агрессию. Они используют в своем поведении запрещены и карательные меры в отношении своих сверстников. Для них характерна активная невербальная прямая агрессия, активные вербальные и невербальные действия, суицидальные попытки. Следует отметить также, что для этих детей не характерна готовность к сотрудничеству и компромиссу.5. Основной акцент при профилактике агрессивного поведения следует делать на индивидуальную работу с подростком. Абсолютно неэффективными оказываются беседы о необходимости «хорошо себя вести». Особое место в коррекционной работе следует выделять формированию круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка - «время праздного существования и безделья» за счет привлечения к занятиям, формирующие положительную личность: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом и т.д.Список литературы.Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. Вопросы психологии. 2017. №5. С. 57 - 65.Анохин П. К. Эмоции / Пётр Кузьмич Анохин // Психология эмоций : Тексты. — М., 1984. — 288Аристотель О душе / Аристотель // Сочинения в 4-х т. ; [пер. с дгр. П. С. Попова, испр. и доп. М. И. Иткиным с примеч. А. В. Сагадеева]. — М. : Мысль, 1976. — С. 371— 448Белобрыкина О. А. Развитие самосознания в детском возрасте / О. А. Белобрыкина. – Новосибирск :Новосиб. пед. ун-т., 2003. – 215 с.Вилюнас В.К. Основные проблемы психологии эмоций // Вилюнас В.К. Психология эмоций.- Санкт-Петербург, 2008.- С.8-40.Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. М .: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009. 478с.Джемс У. Что такое эмоция? // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. университета, 1984. - 288 с.Изард К. Э. Психология эмоций / Кэррол Э. Изард /Пер. с англ. А. Татлыбаевой– СПб: Питер, 2008. - 460 с.Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. / К. Э. Изард. — СПб. : Питер, 2000. — 464 с.Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13. М "2015. 26 с.Левитов Н.Д. О психических состояниях человека./ Николай Дмитриевич Левитов. - М.: Просвещение, 1964.- 344 с.Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / Алексей Николаевич Леонтьев. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://flogiston.ru/library/leontevОпанасюк И.В. Психологические особенности развития эмоционального интеллекта старшеклассников средствами арт-терапии: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2017. 20 с.Первичко, Е. И. (2014). Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход. Национальный психологический журнал, (4 (16)), 13-22.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Моральное суждение у ребенка / Жан Пиаже ; [пер. с франц. В. П. Большаков]. – М. : Академический Проект, 2006. – 479 с. – (Сер. «Психологические технологии»).Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий /К. К. Платонов М.: Высш. Шк., 1984. – 174 сПоскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития. Национальный психологический журнал, 2014, 4(16), 34–41Рубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. университета, 1984. - 288 с.Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности подростка: субкультурный аспект // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. - 2012. - №4 (44)Симонов П. В.Потребностно-информационная теория эмоций / Павел Васильевич Симонов // Вопросы психологии, 1982. № 6. — С. 44 — 56.Спиноза Б. Этика / Бенедикт Спиноза [Електронний ресурс] —Режим доступу :http://vzms.org/spinoza.htm23. Аликина Н. В. Принципы диагностики агрессивного поведения. - М .: 2002. - 140 с.23. Алфимова М.В.Психогенетика агрессивности / Алфимова М.В., В.И. Трубников // Вопросы психологии. -М: 2000, № 6.- С. 43-46.24. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., Брянцевойи .Красовского. - М .: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.25. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М .: 2001. - 512 с.26. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб .: Питер. - 2001. - 352 с.27. Вельдер Г. К вопросу о ФЕНОМЕНЕ подсознательное агрессивности // Общественные науки и современность.- М .: 2002, № 3.- С. 13-18.28. Дубинки H.A. К проблеме условий и Движущей факторов агрессии // Социально-педагогическая работа/H.A. Дубинкой. - М .: 2000, № 4.- С.56-59.29. Ениколопов С. Н. Агрессивность как специфическая форма активности. - М: 2002. - 127 с.30. Иванченко В. Н. Агрессивное поведение у детей / В. Н. Иванченко, А. Г. Асмолов, С. Н. Ениколопов //Вопр. психол.-М: 2000, № 2.- С. 67-71.31. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности.- М.: 2004.- 368 с.32. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб .: 2004. - 358 с.33. Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. - СПб,«Питер», 2000.- 321 с.34. Крысько В.Г. Социальная психология. - М: 2001. -208 с.35. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М .: 2003. - 269 с.36. Словно P.C. Общая психология. - СПб .: Питер. - 2005. - 304 с.37. Психологический словарь // Под ред. А. Н. Зинченко.- М .: 2002. - 325 с.38. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста // Мастера психологии. СПб., 2000. С. 23-34.39. Реан A.A. Агрессия и агрессивность личности. - М .: 2003. - № 5. - С.12.

1. Андреева И. Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. Вопросы психологии. 2017. №5. С. 57 - 65.
2. Анохин П. К. Эмоции / Пётр Кузьмич Анохин // Психология эмоций : Тексты. — М., 1984. — 288
3. Аристотель О душе / Аристотель // Сочинения в 4-х т. ; [пер. с дгр. П. С. Попова, испр. и доп. М. И. Иткиным с примеч. А. В. Сагадеева]. — М. : Мысль, 1976. — С. 371— 448
4. Белобрыкина О. А. Развитие самосознания в детском возрасте / О. А. Белобрыкина. – Новосибирск : Новосиб. пед. ун-т., 2003. – 215 с.
5. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологии эмоций // Вилюнас В.К. Психология эмоций.- Санкт-Петербург, 2008.- С.8-40.
6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. М .: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009. 478с.
7. Джемс У. Что такое эмоция? // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. университета, 1984. - 288 с.
8. Изард К. Э. Психология эмоций / Кэррол Э. Изард /Пер. с англ. А. Татлыбаевой – СПб: Питер, 2008. - 460 с.
9. Изард К. Э. Психология эмоций / Перев. с англ. / К. Э. Изард. — СПб. : Питер, 2000. — 464 с.
10. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.13. М "2015. 26 с.
11. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека./ Николай Дмитриевич Левитов. - М.: Просвещение, 1964.- 344 с.
12. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / Алексей Николаевич Леонтьев. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://flogiston.ru/library/leontev
13. Опанасюк И.В. Психологические особенности развития эмоционального интеллекта старшеклассников средствами арт-терапии: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2017. 20 с.
14. Первичко, Е. И. (2014). Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход. Национальный психологический журнал, (4 (16)), 13-22.
15. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Моральное суждение у ребенка / Жан Пиаже ; [пер. с франц. В. П. Большаков]. – М. : Академический Проект, 2006. – 479 с. – (Сер. «Психологические технологии»).
16. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий /К. К. Платонов М.: Высш. Шк., 1984. – 174 с
17. Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития. Национальный психологический журнал, 2014, 4(16), 34–41
18. Рубинштейн С.Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во Моск. университета, 1984. - 288 с.
19. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности подростка: субкультурный аспект // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. - 2012. - №4 (44)
20. Симонов П. В. Потребностно-информационная теория эмоций / Павел Васильевич Симонов // Вопросы психологии, 1982. № 6. — С. 44 — 56.
21. Спиноза Б. Этика / Бенедикт Спиноза [Електронний ресурс] —Режим доступу : http://vzms.org/spinoza.htm
23. Аликина Н. В. Принципы диагностики агрессивного поведения. - М .: 2002. - 140 с.
23. Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности / Алфимова М.В., В.И. Трубников // Вопросы психологии. -
М: 2000, № 6.- С. 43-46.
24. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., Брянцевой и .Красовского. - М .: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
25. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М .: 2001. - 512 с.
26. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб .: Питер. - 2001. - 352 с.
27. Вельдер Г. К вопросу о ФЕНОМЕНЕ подсознательное агрессивности // Общественные науки и современность.
- М .: 2002, № 3.- С. 13-18.
28. Дубинки H.A. К проблеме условий и Движущей факторов агрессии // Социально-педагогическая работа
/H.A. Дубинкой. - М .: 2000, № 4.- С.56-59.
29. Ениколопов С. Н. Агрессивность как специфическая форма активности. - М: 2002. - 127 с.
30. Иванченко В. Н. Агрессивное поведение у детей / В. Н. Иванченко, А. Г. Асмолов, С. Н. Ениколопов //
Вопр. психол.-М: 2000, № 2.- С. 67-71.
31. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности.- М.: 2004.- 368 с.
32. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб .: 2004. - 358 с.
33. Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. - СПб,
«Питер», 2000.- 321 с.
34. Крысько В.Г. Социальная психология. - М: 2001. -208 с.
35. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М .: 2003. - 269 с.
36. Словно P.C. Общая психология. - СПб .: Питер. - 2005. - 304 с.
37. Психологический словарь // Под ред. А. Н. Зинченко.- М .: 2002. - 325 с.
38. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста // Мастера психологии. СПб., 2000. С. 23-34.
39. Реан A.A. Агрессия и агрессивность личности. - М .: 2003. - № 5. - С.12.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические подходы существуют к изучению эмоционального развития личности?

Существуют различные теоретические подходы к изучению эмоционального развития личности. Некоторые из них включают психоаналитический подход, когнитивно-эволюционный подход, социокультурный подход и теории биологического развития.

Какое значение имеют эмоции в жизни человека?

Эмоции имеют большое значение в жизни человека. Они являются естественными реакциями на определенные ситуации и играют важную роль в коммуникации, принятии решений, формировании отношений и саморегуляции.

Какие подходы используются в психологии при изучении эмоций?

В психологии используются различные подходы при изучении эмоций. Некоторые из них включают когнитивный подход, биологический подход, эволюционный подход и социально-культурный подход.

Как происходит эмоциональное развитие в онтогенезе?

Эмоциональное развитие в онтогенезе происходит постепенно. Начиная с детства, ребенок начинает осознавать и выражать свои эмоции, а с возрастом у него формируются более сложные эмоциональные реакции и способы их регуляции.

Какие особенности развития личности можно выделить в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте наблюдаются различные особенности развития личности. Это переход от зависимости от родителей к самостоятельности, появление новых эмоций и психологических проблем, формирование самоидентификации и поиска своего места в обществе.

Зачем изучать эмоциональное развитие личности?

Изучение эмоционального развития личности позволяет понять, как эмоции влияют на наше поведение, наши отношения с другими людьми и наше общее благополучие. Также это помогает нам лучше понять самих себя, осознать свои эмоции, управлять ими и адаптироваться к изменчивым условиям окружающей среды.

Какие подходы к изучению эмоций существуют в психологии?

В психологии существует несколько подходов к изучению эмоций. Один из них - это когнитивный подход, который сосредоточен на исследовании мыслей и оценок, которые сопровождают эмоциональные реакции. Еще один подход - это феноменологический подход, который придает большое значение самому переживанию эмоций и их осознанию. Еще одним подходом является биологический подход, который изучает физиологические проявления эмоций в организме и их связь с определенными областями мозга.

Как происходит эмоциональное развитие в детстве и раннем подростковом возрасте?

В детстве и раннем подростковом возрасте основные эмоциональные реакции формируются. Дети начинают осознавать свои эмоции и устанавливать связь между эмоциональными состояниями и событиями в окружающей среде. Они также начинают развивать навыки регуляции эмоций и выражения их социально приемлемым образом.

Какие особенности развития личности наблюдаются в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте происходят значительные изменения в личности. Подростки переживают сильные эмоциональные колебания и могут иметь проблемы с самооценкой. Они ищут свое место в обществе, формируют свою идентичность, а также начинают развивать более сложные эмоциональные навыки, такие как эмпатия и управление эмоциями.