Церковные и монастырские школы Московской Руси XV – XVI вв. (Школа Симеона Полоцкого, Типографская школа при Печатном дворе, Славяно-греко-латинская академия.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История государства и права
  • 15 15 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 15.07.2021
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1.Общие тенденции развития образования в Московской Руси. Греко-латинские школы 4
2.Славяно-греко-латинская академия 8
Заключение 15
Список литературы 17

Фрагмент для ознакомления

Как уже отмечалось ранее, учебники братья Лихуды составляли сами, ориентируясь на лучшие европейские образцы. Однако нельзя сказать, что братья стремились к копированию западной системы обучения. Весь учебный материал был ими критически переосмыслен, исходя из основных позиций православного учения. Это отличало Славяно-греко-латинскую академию от западных университетов. Академия по существу представляла собой православную школу, соответственно, главным авторитетом было учение святых отцов Церкви, а не западно-христианская схоластика. Кстати, тот факт, что браться Лихуды ориентировались на создание системы широкого гуманитарного образования, вызывал недовольство у грекофилов и некоторых восточных патриархов. В частности иерусалимский патриарх Досифей писал в начале XVIII, что братья Лихуды в созданной ими Академии «забавляются около физики и философии, вместо того, чтобы учити иные учения...».Но несомненно то, что братьям Лихудам удалось не только создать уникальное учебное заведение, но также и подготовить себе смену и создать систему, которая работала на преемственность. Вне всякого сомнения, браться думали о будущем Академии. Как результат, Академия и далее, уже под руководством других деятелей, продолжала успешно работать и выполнять свои основные задачи. Дальнейшие этапы работы Академии только подтверждают все вышесказанное. В начале своего существования Академией ведала Церковь, таким образом, Академия ей же и подчинялась. Однако даже на раннем этапе развития Академии её нельзя было назвать исключительно духовным заведением. Здесь, как мы отмечали ранее, занимались преимущественно подготовкой переводчиков (Федор Поликарпов, Николай Семенов, Иван Ильинский и др.), работников типографий – «справщиков» (от слова «справить», т.е. отредактировать), учителем. И только начиная со второй четверти XVIII в. в Академии начали делать акцент на изучении богословия. В 1755 году был открыт Московский университет, за счет чего Академия стала полностью богословским учебным заведением. В последнюю четверть XVIII в. в Академии состоялось формирование базиса русской церковно-исторической науки, особое внимание следует обратить на то, что западноевропейская схоластика и латынь утратили главенство, но до 1814 года философию и богословие преподавали именно на латыни. В этот период придавали особое значение тщательному изучению Церковного Устава, появились новые предметы: церковная и гражданская история, история философии, медицина, за счет чего академический курс приобрел максимальную полноту и многоаспектность. Реформа церковного образования начала XIX в. стала импульсом для открытия новых горизонтов. В 1814 году Академия была преобразована в Московскую духовную академию, сменив место его расположения.Решением Святейшего Синода Академию перевели из Москвы (где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812 года), в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.Тот факт, что Академия представляла собой поистине уникальное и самобытное учебное заведение, подлинное сокровище русской культуры, подтверждается успехами её выпускников. Именно из В Славяно-греко-латинской академии такие великие признанные деятели науки и культуры XVII–XVIII вв., как великий ученый Михаил Ломоносов, переводчик, автор учебников по грамматике, русской истории и другим предметам Федор Поликарпов, поэт и дипломат Антиох Кантемир, первый русский доктор медицины Петр Постников, математик Леонтий Магницкий, этнограф и географ Степан Крашенинников, архитектор Василий Баженов и многие другие.ЗаключениеВ становлении образования Московской Руси сыграла свою роль религия. Вплоть до конца XVI в. осуществлялось действие системы, при которой регулярная школа рассматривалась как необязательная, и обучение происходило по преимуществу в семье, будучи сословным по целям и содержанию. Грамотность рассматривалась в качестве некоего элемента профессиональной подготовки наряду, например, с различными рукоделиями и промыслами. Начальные знания, позволявшие включаться в общественную жизнь, приобретали также у приходских священников и мастеров грамоты (мирские люди различных профессий, владевшие грамотой: книжные писцы, иконописцы, государственные и площадные подьячие и пр.). Тем не менее, в 16 столетии начался процесс развития первых школ. Особое внимание в данной работе было уделено Славяно-греко-латинской академии. В частности, мы отметили, что на этапе возникновения и становления Славяно-греко-латинской академии состоялось заложение базиса для дальнейшего процветания этого учебного заведения. Следует сказать о связи этапа возникновения Академии с именами выдающихся деятелей культуры братьев Лихудов. Они создали систему обучения, заложили высокие традиции образования, которые затем стали распространяться за пределы Академии, благотворно повлияв на развитие русской и московской культуры в целом. Конечно же, создание Академии обусловлено многочисленными объективными причинами, в частности, существовала острая потребность в образованных ученых людях, которые смогли бы успешно работать в разных сферах общественной, политической и религиозной жизни Руси. Несомненно, начальный этап развития Славяно-греко-латинской академии в системе обучения был наделен как достоинствами, так и недостатками. В частности, несмотря на все усилия братьев Лихудовпридать программе максимальную полноту, она обладала преимущественно схоластическим характером. Однако заложенные ими зерна дали свои всходы, как результат, в последующие эпохи программа обучения постоянно пополнялась новыми предметами.Список литературыБогданов А.П. Борьба за организацию славяно-греко-латинской академии // Советская педагогика. № 4, 1989. С. 128-129. Кирилл и Мефодий (Зинковские), иером. Монастырские школы: история и современность. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefodij_Zinkovskie/monastyrskie-shkoly-istorija-i-sovremennost/Смирнов С.К. История Славяно-греко-латинской академии. - М., 1855. [Ресурс локального доступа]Фонкич Б.Л. К вопросу о соотношении академии Симеона Полоцкого – Сильвестра Медведева и академии братьев Лихудов. // Новгород, Лихудовские чтения, 2001. С. 29.Храмешин С. История Славяно-греко-латинской академии. – М., 2006.// http://www.proza.ru/2011/09/19/729/Яламас Д.А. Столкновение представителей греческой и латинской культур в Москве во второй половине XVII столетия (некоторые эпизоды из жизни братьев Лихудов) // Москва, научные доклады филологического факультета МГУ, 1990. Вып. 2. С. 121.


1. Богданов А.П. Борьба за организацию славяно-греко-латинской академии // Советская педагогика. № 4, 1989. С. 128-129.
2. Кирилл и Мефодий (Зинковские), иером. Монастырские школы: история и современность. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefodij_Zinkovskie/monastyrskie-shkoly-istorija-i-sovremennost/
3. Смирнов С.К. История Славяно-греко-латинской академии. - М., 1855. [Ресурс локального доступа]
4. Фонкич Б.Л. К вопросу о соотношении академии Симеона Полоцкого – Сильвестра Медведева и академии братьев Лихудов. // Новгород, Лихудовские чтения, 2001. С. 29.
5. Храмешин С. История Славяно-греко-латинской академии. – М., 2006.// http://www.proza.ru/2011/09/19/729/
6. Яламас Д.А. Столкновение представителей греческой и латинской культур в Москве во второй половине XVII столетия (некоторые эпизоды из жизни братьев Лихудов) // Москва, научные доклады филологического факультета МГУ, 1990. Вып. 2. С. 121.

Вопрос-ответ:

Какие образовательные учреждения существовали в Московской Руси XV-XVI веков?

В Московской Руси XV-XVI веков существовали церковные и монастырские школы, школа Симеона Полоцкого, типографская школа при Печатном дворе, а также Славяно-греко-латинская академия.

Кого преподавали в церковных и монастырских школах Московской Руси XV-XVI веков?

В церковных и монастырских школах Московской Руси XV-XVI веков преподавали священные тексты, церковную музыку, грамоте, арифметику, геометрию и древнюю историю.

Кто основал Славяно-греко-латинскую академию?

Славяно-греко-латинскую академию основал Максим Грек в конце XV века. Это учебное заведение имело высокий уровень образования и приглашало преподавателей из разных стран.

Какие предметы изучали в Славяно-греко-латинской академии?

В Славяно-греко-латинской академии изучались латынь, греческий, риторика, логика, философия, математика, музыка и священные тексты. Также студенты изучали историю, географию и право.

Какие учебники использовали братья Лихуды?

Братья Лихуды, преподаватели Славяно-греко-латинской академии, использовали учебники, которые они сами составляли, ориентируясь на лучшие европейские образцы. Однако они не стремились к копированию западной системы образования.

Какие школы существовали в Московской Руси в XV-XVI веках?

В Московской Руси в XV-XVI веках существовали церковные и монастырские школы, в том числе школа Симеона Полоцкого, типографская школа при Печатном дворе, а также славяно-греко-латинская академия.

Какие общие тенденции развития образования были в Московской Руси?

Общие тенденции развития образования в Московской Руси включали создание греко-латинских школ, использующих учебники братьев Лихудов, а также развитие славяно-греко-латинской академии в Москве.

Какими учебниками пользовались в церковных и монастырских школах Московской Руси?

В церковных и монастырских школах Московской Руси учебники составляли сами братья Лихуды, ориентируясь на лучшие европейские образцы, однако они не стремились к полному копированию западной системы образования.

Существовала ли типографская школа при Печатном дворе в Московской Руси?

Да, в Московской Руси существовала типографская школа при Печатном дворе, где обучались монахи и монашествующие образованные люди для работы в типографии и издательской сфере.

Как развивалась славяно-греко-латинская академия в Москве?

Славяно-греко-латинская академия в Москве развивалась и расширялась в XV-XVI веках, становясь центром образования и культуры. Академия привлекала ведущих ученых и преподавателей своего времени и играла важную роль в развитии образования в Московской Руси.