Психодиагностика развития обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психодиагностика
  • 29 29 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 19.07.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Научно - методическое основание подборки диагностического инструментария 6
2. Подборка диагностических материалов 18
3. Результаты исследования 22
Заключение 27
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Предлагалась следующая шкала ответов: 1. – практически всегда,2. – часто,3. – иногда,4. – случайно,5. – очень редко.Подсчет результатов проводился по таблице 1.Таблица 1Ключ для подсчета ответов (методика «Диагностика принятия других» В. Фейя)Вариант ответаБаллПрямые суждения (не отмечены *)Обратные суждения (отмечены *)1 – практически всегда152 – часто243 – иногда334 – случайно425 – очень редко51Интерпретация результатов: 60 баллов и больше – высокий показатель принятия других;45–60 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к высокому;30–45 баллов – средний показатель принятия других с тенденцией к низкому;30 баллов и меньше – низкий показатель принятия других.3. Результаты исследованияИсследование проводилось на базе МОУ СОШ № … г. …. (учреждение, город). Всего в исследовании приняли участие 20 учащихся начальной школы (2 и 3 класс) с особыми образовательными потребностями.По результатам исследования адаптации цветовым тестом Люшера, были получены следующие данные (см. рис. 6).Рис. 6. Уровни адаптации учеников с ОВЗТак, как видно на рис. 3, 10% учащихся показали высокий уровень адаптации (2 учащихся), общее эмоциональное отношение к школе данных детей можно охарактеризовать как положительное.65% первоклассников показали средний уровень адаптации (13 учащихся). У детей со средним уровнем адаптации возможны такие проявления негативного отношения к школе, как отрицание походов в школу, капризы, непослушание на уроках, также могут наблюдаться негативные проявления к отдельным сторонам учебного процесса.Для четверти учащихся, 25% (5 учащихся) характерен низкий уровень адаптации, у них может преобладать негативное отношение к школе.Результаты методики «Работа над ошибками» представлены в таблице 2.Таблица 2Результаты методики «Работа над ошибками»УровеньКол-во ответовКол-во ответов, %Низкий630Средний1050Высокий420Данные результаты представлены на рис. 7.Рис. 7. Результаты методики «Работа над ошибками»По данной методике нами было получено, что у 30% младших школьников наблюдался низкий уровень социальной компетентности (6 учеников), у 50% (10 человек)– средний и у 20% (4 ребенка) – высокий.Так, найти все 5 ошибок в ситуации смогли 4 младших школьника с особыми образовательными потребностями, несмотря на то что они обучаются уже 2-й, либо 3-й год и должны четко знать правила воспитанности при опоздании на урок. Ведь посещая школу, часто случаются опоздания детей, и им приходится быть как в роли опаздывающего, так и роли зрителя или даже судьи. Многократно повторяющаяся ситуация должна была выработать у учеников «навык» разрешения подобного конфликта.Как мы видим, теоретические знания нравственных проблем у младших школьников 2-3 класса в целом находятся на среднем уровне. Результаты метода диагностики «Диагностическая ситуация» представлены в таблице 3.Таблица 3Результаты методики «Диагностическая ситуация»Предлагаемый ответКол-во ответовБаллы%Не отдам деньги, а заберу себе, потому что я нашел их, а другой пусть их не теряет. 000Поделю поровну. Одну монетку себе, а другую хозяину. 2210Отдам деньги, но попрошу всем сказать, что это я нашел их. 3615Отдам их тому, кто потерял. 154575Полученные данные представим на рис. 8.Рис. 8. Результаты методики «Диагностическая ситуация»Для наибольшего понимания младшими школьниками с особыми образовательными потребностями рассматриваемой ситуации, проводилось разыгрывание данной сценки в классе. Так, высокий уровень сформированности сопереживания другому человеку показали 15 детей (75%). В то время как низкий уровень не был отмечен в ходе проведения данной методики.Анализ результатов «Диагностика принятия других» (В. Фейя) Результаты по данной методике представлены в таблице 4.Таблица 4Средние значения показателя принятия других по методике В. ФейяПоказатель принятия другихГруппа младших школьников (ср. знач.)Средний с тенденцией к высокой (45-60б.)49,3Средний с тенденцией к низкому(30-45б.)33,5Таким образом, у младших школьников с особыми образовательными потребностями уровень принятия других детей в целом высокий. Также по результатам проведенной диагностики выделено 6 детей (4 ученика 2 класса и 2 ученика 3 класса), для которых выявлена необходимость в проведении коррекционных занятий по формированию и повышению социальных навыков со сверстниками, а также по повышению уровня адаптации к школе.ЗаключениеЦелью научно-исследовательскойработы было изучение особенностей психодиагностики развития обучающихся с особыми образовательными потребностями. В процессе достижения цели решены задачи работы:В рамках научно-исследовательской работы обоснованы с теоретической и методологической стороны особенности подбора инструментария для психодиагностики развития обучающихся с особыми образовательными потребностями. Описаны особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями, определено понятие психолого-педагогической диагностики, рассмотрены особенности проведения диагностики особых образовательных потребностей. На основе теоретико-методологического анализа осуществлен выбор диагностических методов и методик для изучения развития учащихся с особыми образовательными потребностями:1. Цветовой тест Люшера (в адаптации Л.Н. Собчик).2. Метод диагностики уровня социальной компетентности ребенка «Работа над ошибками».3. Метод диагностики сформированности сопереживания другому человеку «Диагностическая ситуация».4. Методика «Диагностика принятия других» (В. Фейя).Определена база для проведения исследования:МОУ СОШ № … г. … (учреждение, город).По указанным методикам проанализированы полученные результаты и сделан вывод о проведенном исследовании: об уровне адаптации детей с особыми образовательными потребностями к школе, уровне социальной компетентности, сформированности сопереживания другому человеку, принятии других.Можно сделать вывод о том, что важнейшей задачей психолого-педагогической диагностики является помощь специалисту в определении оптимального пути педагогического воздействия, создания условий для психолого-педагогической коррекции ребенка. При этом психодиагностика развития учащегося с особыми образовательными потребностями предполагает достижение таких задач, как: 1) определить готовность ребенка к предстоящей учебной деятельности; 2) регистрировать моменты изменения состояния; 3) находить переход в стадию динамического рассогласования; 4) определять способности учащегося с особыми образовательными потребностями выполнять учебные задания при заданном уровне эффективности деятельности; 5) определять переход ребенка в определенное заранее состояние; 6) сравнивать состояние учащегося с особыми образовательными потребностями до и после выполнения определенной учебной деятельности или действия. Список литературыАбдуллина Л.Б. Адаптация первоклассников к школе // Мир науки, культуры, образования, 2018.Аванесов В.С. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. 2002. №1. С. 41–43.Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Мышление и речь; Говорящая книга - Москва, 2012. – 527 c.Выготский Л.С. Проблема обучения и развития в школьном возрасте. - М., Педагогика. - 1991.Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. - 1969 №1. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М., 2011. - 212 с.Макарьев И.С. Основы диагностики особых образовательных потребностей обучающихся при реализации инклюзивного образования : монография. – СПб. : СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2017. – 156 с.Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина, СПб., 1997.Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: учеб. пособ.; [под ред. А.О. Прохорова]. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. 624 с.Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология; Юрайт - Москва, 2013. - 576 c.Шипицына Л.М. Специальная психология. Учебник для академического бакалавриата. –М.: Юрайт, 2016. – 287 с.Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка. - Великий Новгород:НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 88 с.Зайцев Д. В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// информационно-аналитический портал [электронный ресурс] – URL: SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml.

1. Абдуллина Л.Б. Адаптация первоклассников к школе // Мир науки, культуры, образования, 2018.
2. Аванесов В.С. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. 2002. №1. С. 41–43.
3. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Мышление и речь; Говорящая книга - Москва, 2012. – 527 c.
5. Выготский Л.С. Проблема обучения и развития в школьном возрасте. - М., Педагогика. - 1991.
6. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. - 1969 №1.
7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - М., 2011. - 212 с.
8. Макарьев И.С. Основы диагностики особых образовательных потребностей обучающихся при реализации инклюзивного образования : монография. – СПб. : СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», 2017. – 156 с.
9. Обучение детей с проблемами развития в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицина, СПб., 1997.
10. Прохоров А.О., Валиуллина М.Е., Габдреева Г.Ш., Гарифуллина М.М., Менделевич В.Д. Психология состояний: учеб. пособ.; [под ред. А.О. Прохорова]. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. 624 с.
11. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология; Юрайт - Москва, 2013. - 576 c.
12. Шипицына Л. М. Специальная психология. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2016. – 287 с.
13. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 88 с.
14. Зайцев Д. В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями// информационно-аналитический портал [электронный ресурс] – URL: SocPolitika.ru/ режим доступа http://www.socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4052.shtml.

Вопрос-ответ:

Как можно оценить развитие обучающихся с особыми образовательными потребностями?

Оценка развития обучающихся с ООП может проводиться с помощью психодиагностических методик. В данной статье рассматривается подборка диагностического инструментария, который позволяет оценить уровень развития таких обучающихся.

Какие диагностические материалы были включены в подборку?

В подборку были включены различные диагностические материалы, которые позволяют оценить развитие обучающихся с особыми образовательными потребностями. К ним могут относиться тесты, опросники, задания на выполнение конкретных задач и т.д.

Какие результаты были получены в результате исследования?

В результате исследования были получены данные, позволяющие оценить развитие обучающихся с особыми образовательными потребностями. Эти результаты могут быть использованы для адаптации образовательного процесса и подбора подходящих методик для обучения таких обучающихся.

Какие шкалы ответов использовались в диагностическом инструментарии?

В диагностическом инструментарии использовалась следующая шкала ответов: 1 - практически всегда, 2 - часто, 3 - иногда, 4 - случайно, 5 - очень редко. Ответы обучающихся оценивались по этой шкале для определения уровня развития.

Как производился подсчет результатов?

Подсчет результатов проводился с помощью таблицы, в которой были указаны ключи для подсчета ответов. Каждый тип ответа (практически всегда, часто, иногда, случайно, очень редко) имел свой определенный балл. Суммируя баллы по каждому вопросу, можно было определить общий уровень развития обучающегося.

Какое научно-методическое основание используется для подборки диагностического инструментария в психодиагностике развития обучающихся с особыми образовательными потребностями?

Для подборки диагностического инструментария в психодиагностике развития обучающихся с особыми образовательными потребностями используется научно-методическое основание, основанное на результатх исследований в данной области. Это позволяет учитывать особенности развития таких обучающихся и использовать соответствующие методы и инструменты для диагностики их потребностей.

Что включает в себя подборка диагностического инструментария в данной статье?

Подборка диагностического инструментария в данной статье включает в себя разнообразные методики и материалы, которые помогают определить развитие обучающихся с особыми образовательными потребностями. Это может быть наблюдение, анкетирование, тестирование и другие методы, предназначенные для выявления конкретных аспектов развития таких обучающихся.

Какие результаты получены в исследовании психодиагностики развития обучающихся с особыми образовательными потребностями?

В исследовании психодиагностики развития обучающихся с особыми образовательными потребностями были получены следующие результаты: [здесь следует описать результаты исследования, например, какие особенности развития были обнаружены, какие методики оказались наиболее эффективными и т.д.]

Как проводится подсчет результатов в данной психодиагностике?

Подсчет результатов в данной психодиагностике проводится с помощью шкалы ответов, где каждый ответ оценивается определенным числом баллов. Затем, суммируя баллы по каждому измерению или аспекту, можно получить итоговый результат и сделать выводы о развитии обучающихся с особыми образовательными потребностями. На основе этого подсчета можно принимать решения о дальнейшей коррекционно-развивающей работе с такими обучающимися.