Принципы и механизмы реализации государственной экологической политики РФ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Политология
  • 77 77 страниц
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 29.04.2011
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ПЛАН
Введение
1. Теоретические основы государственной экологической политики Российской Федерации
1.1. Характеристика взаимодействия общество-природа на современном этапе
1.2. Сущность, виды, функции и принципы экологической политики
1.3. Приоритеты экологической политики в мире и регионах РФ: сравнительный анализ
1.4. Экологическая доктрина РФ
2. Анализ современного состояния экологической политики Российской Федерации, принципов и механизмов её реализации
2.1. Направления государственной экологической политики в Российской Федерации
2.2. Основные механизмы реализации государственной экологической политики в Российской Федерации
2.3. Основные проблемы государственной экологической политики в Российской Федерации
2.4. Перспективы государственной экологической политики Российской Федерации
Заключение
Список источников и литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

И хотя власть пытается объяснить свои действия необходимостью реагировать в условиях углубляющегося глобального экологического кризиса на агрессивную внешнюю среду, сложившиеся внутренние механизмы противодействия эффективной экологической политике оказываются гораздо сильнее внешних природных препятствий. Однако сам кризис может стать и той очищающей силой, которая при условии принятия важных решений в сфере экологической политике позволит устранить часть внутренних препятствий, смыть коррупционную пену и сбалансировать взаимодействие государства, бизнеса и общества.
Реализация этих антикризисных экологических мер, санкционированных центральной и региональной властью, поможет не только преодолеть дестабилизацию с помощью научно обоснованных мероприятий, но и наметить шаги по выработке эффективной экологической политики, преобразовать разрозненные политические структуры, её проводящие, в единую и национальную систему.
При реализации государственной экологической политики для повышения эффективности взаимодействия федеральных органов государственной власти и их управлений в субъектах, самих органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, бизнеса, научного сообщества и негосударственных некоммерческих экологических организаций, развития партнерских отношений целесообразно использовать как проверенные отечественным и международным опытом, так и новые формы работы. Среди них: поддержка деятельности экологических организаций, а также профсоюзных, молодежных, студенческих, женских, профессиональных, поднимающих и решающих экологические проблемы, оказание содействия в осуществлении взаимного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и их управлений в субъектах, органов местного самоуправления и некоммерческого сектора, а также совместного общественно-государственного экологического контроля.
Сотрудничество органов власти, бизнеса, органов местного самоуправления и экоНПО может осуществляться посредством таких механизмов, как: заключение соглашений, договоров о сотрудничестве; работа совместных общественно-государственных советов и комиссий; совместная выработка плана мероприятий в рамках экологической политики; проведение постоянно действующих «круглых столов» по экологической проблематике, создание и развитие инфраструктуры взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и экоНПО, в которую входят областные и муниципальные институты экологической политики.
Также в целях реализации задач политического партнерства необходимо взаимодействие со средствами массовой информации, которое должно осуществляться по следующим позициям: информационная поддержка экологически значимых программ, проектов, акций и других инициатив экоНПО; информирование населения о совместной экологической деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, бизнеса и экоНПО; участие представителей экоНПО в разъяснении принципов, мер и приоритетов государственной экологической политики, направленной на создание экологически безопасной среды обитания нынешнего и будущих поколений людей.
В более узком смысле экологическое движение представляет собой самосохранительную реакцию местного населения на утилитаристскую (потребительскую) тенденцию современной модернизации. Когда принцип «коллективной безответственности» (по выражению У. Бека) господствует, это население вынуждено само быть адвокатом среды своего жизнеобеспечения и её экологической безопасности. Но чтобы голос населения был услышан властью, оно вынуждено либо объединяться в гражданские инициативы или экологические общественные движения, либо вступать во взаимодействие с уже действующими экологическими и другими общественными организациями. Значит, экологические инициативы и движения - важнейший механизм производства экологической политики.
Итак, к важным перспективам государственной экологической политики в нашей стране должно принадлежать участие всех акторов политического процесса в выработке и реализации принципов экологической политики. Характеристика состава действующих политических акторов экологической политики (политических партий, экологических организаций, региональных экологических организаций, движений, объединений, центров, инициативных групп и др.) показывает их асимметричный характер при выработке основных направлений экологической политики.
В этих условиях активность экологического движения должна быть позитивной, а не разрушительной, направленной на поиск путей комплексного решения экологических проблем России. Повышение роли экологических НПО в экологической политике невозможно без объединения их усилий и создания сети.
Поиск оптимальных решений модернизационного развития России во многом зависит от сбалансированности роли государства в обществе и экономике. Пространство экологической политики находится на стыке этих сфер. Главное различие между этими решениями проявляется вновь и вновь на весах «либерализм - антилиберализм», «государственное управление – стихия рынка». Оптимальная мера того и другого продолжает определять поиск эффективной модели экологической политики в условиях модернизации общества, её дееспособности, стабильного функционирования.
Стабильная и эффективная экологическая политика – это не просто реализация концепции устойчивого развития, но и укрепление зыбкого для общественного сознания гражданского общества, поскольку реальное государственное сотрудничество с экоНПО несёт в себе и первоочередную политическую задачу. Это станет и решением вопроса о формировании широкой социально-политической базы российской демократии. Вслед за самоидентификацией «зелёных» последует их политическая организация, а если они будут конструктивно сотрудничать с властью, можно быть уверенными в политической стабильности вообще и последовавшим за ним общественном прогрессе. Сущность экологической политики в России необходимо рассматривать с учетом региональной специфики, связанной с национальной стратегией воспроизводства природных ресурсов. Система мероприятий экологической политики способна придать национальной экономике необходимые динамизм и гибкость.
Итак, национальные приоритеты экологической политики в современном политическом процессе опосредованы самим характером российской власти, типом административно-территориального устройства, сложившимися традициями и опытом в системе политико-экономических отношений в России, а также спецификой сформировавшегося регионального политического режима.
Состояние экологической политики во многом определяется механизмом государственного управления и государственной поддержки, а её отраслевая и региональная специфика обусловлены объективными хозяйственными процессами и местом региона в экосистеме, а также в системе федеративных отношений. Взаимоотношения центральной и региональной властей в сфере экологической политики носят клиентарный недиалоговый характер. Вместе с тем, предпринимаемые в последнее время попытки региональных властей по выстраиванию партнёрских отношений с Центром наталкиваются на административные и социально-политические барьеры.


Заключение

В данной работе всесторонне исследованы принципы и механизмы реализации государственной экологической политики России, раскрыты теоретические аспекты устойчивого развития и экологической политики России, дана характеристика взаимодействия общество-природа на современном этапе, показаны сущность, виды, функции и принципы экологической политики.
В работе делается вывод, что современная экологическая политика есть система взаимодействий, включающая в себя не только политических акторов, носителей определенных ценностей, ролей, функций, но и экономических субъектов, действующих на разных политико-экономических уровнях. Установлена зависимость экологической политики от внешних, глобальных воздействий и от самой самоорганизующейся политической системы; живых, опредмеченных экологических и экономических практик; социально-экономических представлений, индвидуальных и коллективных действий.
В работе проведен анализ политических аспектов государственной экологической политики, выделены политических акторы (власть, экоНПО, научное сообщество) и институционально-правовые основы экологической политики, показаны приоритеты экологической политики в мире и регионах РФ.
Для достижения заявленной цели исследования был осуществлен анализ институциональных изменений экологической политики со времени её возникновения в начале 1990-х гг. по современность; прослежена их корреляция с экономическими, и социально-политическими трансформациями (развитием российского бизнеса, экономической стагнацией и последующим ростом, политическими реформами, децентрализацией/централизацией политической власти). Также были изучены изменения организационной структуры экологической политики, позиций и ролей политических субъектов, формирующих (или влияющих на формирование) её институтов, включая экоНПО.
В работе делается вывод, что результативность экологической политики обусловлена не только политико-правовыми аспектами, но и системно-управленческими и зависит от того, насколько консолидированы усилия всех акторов экологической политики, насколько эффективно работают природоохранные секторы предприятий, а также федеральные органы, ответственные за проведение экологической политики.
В работе анализируется специфика принципов и механизмов экологической политики России, установлено, что её важнейшим политическим ресурсом является экономическая база. На этой основе разработана авторская модель экологической политики с учётом выделенных приоритетов и индикаторов устойчивости (см. Приложение 2, 3). Отсутствие необходимых пропорций в развитии отдельных элементов национального хозяйства, отставание в решении назревших социальных проблем, нарастание экологической напряженности и неэффективное использование природных ресурсов обусловили необходимость коренного изменения экологической политики в России.
В итоге в работе с учётом вышеизложенного определены перспективы государственной экологической политики Российской Федерации.
В работе удалось установить, что расстановка приоритетов в экологической политике в мире, в России и в её отдельных регионах носит не только хозяйственный и природный, но и политический характер. Механизмы её регулирования, относящиеся к природной, правовой, социальной и экономической сферам, опосредованы политикой. Наиболее знаковый признак этих приоритетов состоит в следующем – будучи опосредованной политической властью, экологическая политика является результатом проводимой в стране экономической политики и сложившейся властной конъюнктуры.
Тем не менее, основные границы экологии и экономики сохраняются. Так, экономику продолжает отличать материальное производство и отношения собственности. Политика, реализующая интересы общества в целом, стремится коррелировать наряду с экономикой и экологию, устанавливая между ними соответствующие взаимосвязи и отношения. Так, она устанавливает «правила игры» в экономике, далеко не всегда отвечающие экологическим интересам, расставляет приоритеты по поддержке разных отраслей промышленности, содействует или препятствует природоохранной деятельности в стране.
Сложившееся в целом реальное отчуждение политики от человека порождает и неучастие граждан в реализации и отправлении наиболее важных решений в сфере экологической. Это объясняется и тем, что данный субъект – неравный игрок в политико-правовом поле.
Таким образом, принципы и механизмы реализации экологической политики России должны рассматриваться и действовать во взаимосвязи с доктринальной, нормотворческой, политико-правовой (легитимной), экономической, информационной, общественной, научно-образовательной составляющей. Такой подход соответствует системному анализу экологической политики, в состав которой при её рассмотрении в политической науке включается большой круг различных политических явлений и акторов.
Поиск оптимальных решений модернизационного развития России на фоне кризиса во многом зависит от сбалансированности роли государства в обществе и экономике. Пространство экологической политики находится на стыке этих сфер. Сущность экологической политики в России необходимо рассматривать с учетом политической сферы, связанной с национальной стратегией воспроизводства природных ресурсов. Система мероприятий экологической политики придаст национальной экономике Российской Федерации необходимую ей инновационную основу.
Итак, национальные приоритеты экологической политики в современном политическом процессе опосредованы самим характером власти, типом административно-территориального устройства, сложившимися традициями и опытом в системе политико-экономических отношений в России, а также спецификой сформировавшегося политического режима.
Состояние экологической политики во многом определяется механизмом государственного управления и государственной поддержки, а её отраслевая и региональная специфика обусловлены объективными хозяйственными процессами и местом региона в экосистеме, а также в системе федеративных отношений. Экологическая политика России обусловлена глобальными процессами. Россию необходимо рассматривать как регион в рамках модели глобального социально-экологического пространства. В этом случае рассматриваемая зона являются экосистемой, которая является естественным подразделениям, состоящим из всех растений, животных и микроорганизмов (биотические факторы), функционирующих вместе с другими неживыми физическими (абиотическими) факторами окружающей среды.
В качестве практических рекомендаций заявлено, что важным методологическим принципом разработки региональной экологической политики является принцип непрерывности мониторинга и точное определение (количественное и качественное) ожидаемого экологического эффекта. В России необходимо принятие нестандартных управленческих решений, подкрепленных эффективным природоохранным и природоресурсным законодательством при его достаточном экологическом обеспечении. Необходимо осуществить переход на программно-целевое управление, которое напрямую увязывает деятельность с полученными результатами посредством использования матриц планирования. Все правительственные структуры должны разработать матрицы планирования и индикаторы эффективности, сосредоточенные на результатах, по их основным направлениям деятельности.
Министерству природных ресурсов и экологии Российской федерации и другим органам, ответственных за выработку и осуществление экологической политики необходимо разработать матрицы программно-целевого планирования, управления и отчетности по большинству своих направлений деятельности, в том числе обеспечению чистой окружающей среды. Для разработки таких матриц по охране окружающей среды необходимо иметь возможность увязать решения о распределении ресурсов (вводимых ресурсов) с содействием соблюдению законодательства, правоприменением, выпуском, изменениями в поведении предприятия-загрязнителя (промежуточные результаты) и, в конечном итоге, изменениями в окружающей среде (конечные результаты).

Список источников и литературы
Источники
Программа антикризисных мер Правительства РФ // Российская газета. – 2009. – 20 марта.
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. Утверждена Указом Президента № 537 от 12 мая 2009 г. // http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html.
Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
Министерство природных ресурсов и экологии РФ - http://www.mnr.gov.ru/
Министерство природных ресурсов РФ. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 годы. - М., 2007. Электронный документ.
Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. От 18.12.2006).
Федеральный закон от 14.02.1995. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. От 18.12.2006). Ст.2.
Экологическая доктрина РФ, принята 31 августа 2002 г. // http://tired-towns2004.narod.ru/acodoc.htm.
Исследовательская литература
Акишин А.С. Экологическая политика зарубежных стран и России: Учеб. пособие / А. С. Акишин ; М-во образоания Рос. Федерации, Волгогр. гос. ун-т, Волж. гуманитар. ин-т. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2003. – 224 с.
Аксенова О.В. Социально-экологические последствия политического реформирования: от централизации к локализации экологической политики России // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2005 / Отв.ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 296-317.
Бабаджанян П.Г. Социальная и экологическая политика, их взаимосвязь (общесоциологический анализ). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. – М., 1989. – 24 с.
Бабина Е. Н. Формирование регионального организационно-экономического механизма экологически устойчивого развития территории: теория, методология, практика. Автореф. дис… д.э.н. Ставрополь, 2011. – 54 с.
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. – 342 с.
Буйлов О. П. Экополитология и экологическая политика. – М.: ИНЭК, 2006. - 263 с.
Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М.: Наука, 1990. – 139 с.
Вараксин В.В. Некоторые вопросы регулирования предметов ведения субъектов Российской Федерации и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды // Экологическое право. – 2004. - № 5. – С.19-21.
Вебер А. Человечество и экологический императив // Свободная мысль. – 2009. - № 1. – С.77 -90.
Вулф М. Почему Китай развивается так медленно? // Pro et contra.-2005. - № 3. – С.40-43.
Гайкович Е. К. Экологическая политика Российской Федерации: структурно-функциональный анализ. Автореф. дис. .. к.полит.н. – Н.Новгород, 2003. – 24 с.
Глобальные экологические проблемы России =Global ecological problems of Russia / [отв. ред.действ. чл. РЭА д.филос.н. Ф.Т. Яншина]. – М.: Наука, 2008. - 198 с.
Евдокимов В.И. Как систематизировать современную экологию // Экология. Человек. Общество. – 2010. - № 11. – С.11-17.
Ефимова Е.И. Развитие эколого-правовой терминологии в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. – 2004. - № 1. – С.3-5.
Здравомыслова Е., Тысячнюк М. Экологическое движение в России // http://www.indepsocres.spb.ru/ sbornik6/6_redact.htm.
Иванцов И.И. Экологическая политика Российского государства: социально-экономические основы. Автореф. дис. … д.филос.н. – М., 1995. – 55 с.
Ижко Ю.А. Современное состояние биосферы и экологическая политика / Ю.А. Ижко, Ю.А. Колесник. - СПб: Питер, 2007. - 188 с.
Карякин Ю. Природные и техногенные катастрофы. Новые вызовы и угрозы устойчивому развитию // Свободная мысль. – 2010. - № 9. – С.77-90.
Косов Г.В. Экологическая составляющая политического процесса: Автореф. дис.. ... д-ра полит. наук . - Ставрополь, 2005. - 53 с.
Кочеткова Е.В. Политические проблемы глобальной экологической безопасности. - Автореф. дис. …канд.пол.наук. – М., 2010. – 26 с.
Кочеткова Е.В. Экологическая политика как необходимый элемент устойчивого развития человечества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2007. - № 4. - С. 113 – 114.
Мазуркин П.М. Биологический способ оценки территориального экологического равновесия: аналитический обзор. – Новосибирск: СО РАН, 2010. – 379 с.
Меньшиков В.В., Тасмагамбетова А.И. Влияние загрязнения воздуха на здоровье населения // Энергия: экономика, техника, экология. – 2010. - № 11. – С.51-58.
Москвин Д. В., Экологическая политика государства в процессе перехода к рыночной экономике. – М., 2005.
Мудрецов А. Ф., Экологическая политика постиндустриального развития. – М., 2009.
Николаев С.М. Чрезвычайные ситуации и экологические проблемы/ С.М. Николаев; отв. ред. д.г.-м.н., проф. Л.П.Рихванов; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т геологии и минералогии. - Новосибирск: Гео, 2007.- 377 с.
Пискулова Н. А., Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств. Автореф.дис. …к.э.н. – М., 1999.
Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы, гипотезы). – М., 1994. – 398 с. Ромасевич Д. И., Глобальные проблемы современности и экологическая политика России. Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2006.
Славин Б. Как понимать природу политики // Свободная мысль. – 2008. - № 10. – С.119-127.
Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. – М., 2005. – 1056 с.
Шишкина Е.А. Социальное конструирование экологической культуры на глобальном уровне глобализации. Автореф. дис… докт.соц.наук. – Саратов, 2009. – 55 с.
Экологическая политика и гражданское общество: (региональный опыт) / Центр экологической политики и культуры, Центр здоровья среды; сост.: С. Г. Дмитриев и др. / Отв. ред. В. М. Захаров.- М.: Центр экологической политики и культуры: Центр здоровья среды, 2008. - 363 с.
Якунин В.И. Формирование государственной политики в современной России: проблемы теории и практики. - М., 2006. – 346 с.
Яницкий О.Н. Экологическая политика как сетевой процесс // Полис. 2002. - № 2. - С.43-55.
Яницкий О. Поток и «место»: К проблеме локального социально-экономического знания // Неприкосновенный запас. – 2006. - № 2 // http://magazines.russ.ru/nz/2006/2/ia4.html.

Приложение 1
Таблица 2
Приоритеты экологической политики (сравнительный анализ)
Страна
_______
Ранг США Канада Китай Россия 1 Защита природных ресурсов страны
Обеспечение наличия информации, которая позволит природо-пользователям принимать сбалансированные решения в области природных ресурсов Борьба с загрязнения атмосферы
Обеспечение воспроизводства (восстановления) природных ресурсов; обеспечение сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира 2 Управление ресурсами, способствующее ответственному использованию ресурсного потенциала и поддерживающее рост экономики
Обеспечение экономически, социально и экологически эффективное использование природных ресурсов в интересах
сегодняшних и будущих поколений Борьба с загрязнения поверхностных и подземных вод Создание условий для повышения эффективности использования природных ресурсов; информационное обеспечение государственного управления в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и окружающей среды
. 3 Обеспечение наличия качественных рекреационных ресурсов
Обеспечение разработки и реализации стратегии, которая позволит снизить вредное воздействие на окружающую среду со стороны сектора природопользования
Борьба с загрязнения окружающей среды промышленными и бытовыми отходами Повышение защищенности природной среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия; обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и объектов экономики от наводнений и другого вредного воздействия вод природного и техногенного характера; обеспечение сохранности природных систем за счет развития и совершенствования системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) 4 Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека
Обеспечение безопасности природопользования для человека
Решение вопросов химического загрязнения почв Создание условий для эффективного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
5 Ответственность и ориентированность на результат Повышение эффективности и результативности Решение проблем шумового загрязнения

6 Сохранение биоразнообразия
Приложение 2
Схема 1
Структурная схема концепции экологической политики в России




























Приложение 3
Рис.3
Институциональное обеспечение экологической политики в Российской Федерации и субъектах

Функции

См.: Карякин Ю. Природные и техногенные катастрофы // Свободная мысль. – 2010. - № 9. – С. 77-90; Шишкина Е.А. Социальное конструирование экологической культуры на глобальном уровне глобализации. Автореф.докт.соц.наук. – Саратов, 2009; Экосистемы Валаама и их охрана / А.А. Кучко, Н.А. Белоусова, А.В. Кравченко и др. - Петрозаводск, 1989; Экосистемы ландшафтов запада северной тайги (структура, динамика) / А.Д. Волков, А.Н. Громцев, Г.В. Еруков и др. - Петрозаводск, 1995; Экосистемы ландшафтов запада средней тайги (структура, динамика) / А.Д. Волков, А.Н. Громцев, Г.В. Еруков и др. - Петрозаводск, 1990.
См.: Вебер А. Человечество и экологический императив // Свободная мысль. – 2009. - № 1. – С.77 -90; Гершанок А.А. Эффективность нормативно-правового регулирования антикризисного управления в современной российской экономике // Российское предпринимательство. – 2008. - № 2. – С.129-134; Губин В.А., Губин Г.В. О концептуальных подходах к антикризисному управлению современным субъектом предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2008. - № 4. – С.74-77; Балацкий Е.В. Наука, кризис и война // Свободная мысль. – 2009. - № 3. – С.87.
Якунин В.И. Формирование государственной политики в современной России: проблемы теории и практики. - М., 2006. – 346 с.
См.: Рой О. М., Система государственного и муниципального управления. – СПб., 2006. – 433 с.
См.: Яницкий О.Н. Экологическая политика как сетевой процесс // Полис. 2002. - № 2. - С.43 - 55; Яницкий О.Н. Поток и «место»: К проблеме локального социально-экономического знания // Неприкосновенный запас. – 2006. - № 2 и др.
Славин Б. Как понимать природу политики // Свободная мысль. – 2008. - № 4. – С.111
См.: Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. – М., 2005. – 1056 с. - С.309.
См.: Ефимова Е.И. Развитие эколого-правовой терминологии в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. – 2004. - № 1. – С.3-5.
См.: Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. – С.25-34.
См.: Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006. – С.117-123.
Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Хрестоматия по истории социологии. – СПб., 2004. - С.33.
Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М.: Наука, 1990. – С.39.
Карякин Ю. Природные и техногенные катастрофы. Новые вызовы и угрозы устойчивому развитию // Свободная мысль. – 2010. - № 9. – С.77.
См.: Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы, гипотезы). – М., 1994. – 398 с.; Буйлов О. П. Экополитология и экологическая политика. – М.: ИНЭК, 2006. - 263 с.; Ижко Ю.А. Современное состояние биосферы и экологическая политика / Ю.А. Ижко, Ю.А. Колесник. - СПб: Питер, 2007. - 188 с.; Карякин Ю. Природные и техногенные катастрофы. Новые вызовы и угрозы устойчивому развитию // Свободная мысль. – 2010. - № 9. – С.77-90 и др.
См.: Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. – М., 2005. – 1056 с. - С.309.
См.: Вебер А. Человечество и экологический императив // Свободная мысль. – 2009. - № 9. – С.79.
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. – С. 21.
Концепция экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года // Постановление Правительства Свердловской области от 28 июля 2009 г. № 865-ПП..
См.: Евдокимов В.И. Как систематизировать современную экологию // Экология. Человек. Общество. – 2010. - № 11. – С.11-17; Меньшиков В.В., Тасмагамбетова А.И. Влияние загрязнения воздуха на здоровье населения // Энергия: экономика, техника, экология. – 2010. - № 11. – С.51-58; Мазуркин П.М. Биологический способ оценки территориального экологического равновесия: аналитический обзор. – Новосибирск: СО РАН, 2010. – 379 с. и др.
Меньшиков В.В., Тасмагамбетова А.И. Влияние загрязнения воздуха на здоровье населения // Энергия: экономика, техника, экология. – 2010. - № 11. – С.51-58.
См.: Кравченко С.А., Красиков С.А. Социология риска: полипарадигмальный подход. – М., 2004. – С.56-66.
Королева Е.В. Социология политических процессов Ульриха Бека // Социс. – 2007. - № 5. – С.121.
Латур Б. Политика природы // Неприкосновенный запас. – 2006. - № 2. // http://magazines.russ.ru/nz/2006/2/la3.html.
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – С. 213.
Латур Б. Политика природы. – С.3.
См.: Яницкий О.Н. Экологическая политика как сетевой процесс // Полис. – 2002. – № 2. – С.44.
Там же.
Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. – С.253.
См.: Федоткин Ю.Б. Стратегическое планирование и бюджетирование // Российское предпринимательство. – 2008. – Вып.1. - № 10. - С.145.
Дупак В.Я., Высторобец Е.А. Государственная и региональная экологическая политика: Информационно-методические материалы – М.: Одна восьмая, 2005. – 60 с. – С.45.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства природных ресурсов на 2008-2010 годы // Официальный сайт МПР.
Дупак В.Я., Высторобец Е.А. Государственная и региональная экологическая политика: Информационно-методические материалы – М.: Одна восьмая, 2005. – 60 с. – С.45.
Там же.
Там же.
См.: Боголюбов С.А. Развитие законодательства об охране окружающей среды // Экологическое право. – 2004. - № 1. – С.6-9.
Приоритеты экологической политики Кыргызской Республики // Меры по улучшению экологической политики: прогресс в регионе Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии. – М., 2006. - С.130.
Концепция экологической политики Кемеровской области. Кемерово, 2002 (электронный документ).
Концепция экологической политики Архангельской области на 2002–2010 гг. // http://waste.samgtu.ru/node/51.
См.: Черемисина Т.П. Способна ли современная Россия к инновационному развитию? // Эко. – 2009. - № 1. – С.83-84; Хорошавин А.А. Методика борьбы с неопределенностью. Анализ и оценка эффективности корпоративных предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2008. - № 10. – Вып.2. - С.101-103; Петухов В.В. Демократия участия и политическая трансформация России. М.: Академия, 2007. – 309 с.; Иноземцев В. Глобальная экономика-2008: ощущение неопределенности // Свободная мысль. – 2008. - № 1. - С.72-82 и др.
См.: Белоцерковский В. Россия посткапиталистическая // Свободная мысль. – 2007. - № 12. – С.45.
Черемисина Т.П. Способна ли современная Россия к инновационному развитию? // Эко. – 2009. - № 1. – С.91.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства природных ресурсов на 2008-2010 годы // Официальный сайт МПР.
См.: Зотов В. Китай: истоки политического кризиса // Иностранная литература. – 1989. - № 11. - С.221.
Там же. – С.222.
Арент К.П. Экономические аспекты экологизации народного хозяйства. Московский государственный университет природообустройства. - М.: 2001. – С.34.
Гостева С.С., Гостева С.Р., Лопатина С.А. Государственная политика в области экологии и охраны окружающей среды. – М.: Еврошкола, 2004. – 255 с. – С.132.
Концепция экологической безопасности Свердловской области на период до 2020 года // Постановление Правительства Свердловской области от 28 июля 2009 г. № 865-ПП.
См.: Выпханова Г.В. Правовые проблемы обеспечения устойчивого развития России и её регионов // Экологическое право. – 2005. - № 5. – С.7.
См.: Нурмухаметова Э.Ф. Способы воздействия на государства с целью вовлечения их в договоры в области охраны окружающей среды // Государство и право. – 2005. - № 2. – С.50-58.
Орган Генеральной Ассамблеи ООН (Конференция ООН по международной торговле и развитию - United Nations Conference for Trading and Development).
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – С.121.
См.: Лопатин В.Н. Экологическая безопасность: проблемы конституционной законности // Государство и право. – 2004. - № 2. – С.21-31.
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. Утверждена Указом Президента № 537 от 12 мая 2009 г. // http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html.
Экологическая доктрина РФ, принята 31 августа 2002 г. // http://tired-towns2004.narod.ru/acodoc.htm.
Федеральный закон от 14.02.1995. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции от 18.12.2006). Ст.2.; Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в редакции от 18.12.2006); Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.; Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» и др.
Ойзерман Т.Н. Проблемы экологии: генезис идей и современность / Т. Н. Ойзерман // Социологические исследования. – 2002. - №3. – С. 5.
Якунин В.И. Формирование государственной политики в современной России: проблемы теории и практики. - М., 2006. – 346 с. – С.112.
Научная мысль Франции о проблемах глобализации. Обзор // Вестник Европы. – 2004. - № 12 // http://magazines.russ.ru/vestnik/2004/12/my5.html
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства природных ресурсов на 2008-2010 годы // Официальный сайт МПР.
Парк Р. Экология человека // Теория общества: фундаментальные проблемы / Под ред. А. Ф. Филиппова. - М.: Канон-пресс-Ц, 1999. - С. 384-400.
Цит. по: там же.
Там же.
Там же.
См.: Чарльз Ф. Эндрейн. Сравнительный анализ политических систем. Эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования. Пер. с анг. - М.: Издат дом «ИНФРА-М», 2000. - С.247-248.
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. – М.: РОССПЭН, 2006. – 419 с. – С.119.
Опыт российских модернизаций. XVIII – XX века /Отв. ред. В.В. Алексеев. - М.: Наука, 2000. - С. 124.
См.: Вебер А. Человечество и экологический императив. – С.78.
См.: Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. – М., 1995. – С.13-18.
См.: Василенко В.А. Экологическое обоснование хозяйственных решений. – Новосибирск, 2001. – 138 с.; Яницкий О.Н. Россия: Экологический вызов (общественное движение, наука, политика). – Новосибирск, 2002. – М.80-82 и др.
См.: Вебер А. Человечество и экологический императив. – С.80.
См.: Кручина Е.Б., Дашков Н.Б. Применение комплексных показателей для оценки устойчивого развития мегаполисов, на примере показателя «экологический след» // Материалы Международной научно-практической конференции «Биотехнология: экология крупных городов», 15-17 марта 2010 г., г. Москва. – М., 2010. – С.45.
См.: Мизес Л. Фон. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность. – М., 1993. – С.40.
Бурханов Р.А., Коган Л.Н., Руденкин В.Н. Очерки политической теории. – Нижневартовск, 1994. –С.90.
См.: Абалкин Л.И. Возвращение в политическую экономию // ЭКО. – 2009. - № 1. - С.147.
Бирюков С.В. Региональная политическая власть: институты, структуры, механизмы. – Автореф… докт.пол.наук. – М., 2009. – С.23.
См.: Асадуллин А.Р., Хазиев В.С., Шарипов Р.А. Истинность социума: Монография. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. - 130с. – С.89.

См.: Вараксин В.В. Некоторые вопросы регулирования предметов ведения субъектов Российской Федерации и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды // Экологическое право. – 2004. - № 5. – С.19-21.
См.: Тхабисимова Л.А. Формирование институтов законодательной власти в субъектах Федерации постсоветской России: проблемы и перспективы // Юристъ-Правоведъ. 2007. - № 2. – С. 14.
См.: Боголюбов С.А. Федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ – единое законодательство в регулировании экологических, аграрных, земельных отношениях // Теоретические основы формирования экологического, аграрного, земельного, предпринимательского законодательства в субъектах РФ. – Сб.науч.трудов. – Оренбург, 1997. - С.34-35.
Там же.
Аксенова О.В. Социально-экологические последствия политического реформирования: от централизации к локализации экологической политики России. – С.76.
См.: Хлопин А. Гражданское общество в России: идеология, утопия, реальность (размышления над отечественными публикациями последних лет) // Pro et contra. 2002. Зима. С.121, 139.
Левашов В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России // Социс. 2006. № 1. С.12.
Рашковский Е.Б. На оси времен: Очерки по философии истории. М., 1999. С.54-55
Здравомыслова Е., Тысячнюк М. Экологическое движение в России // http://www.indepsocres.spb.ru/ sbornik6/6_redact.htm
Здравомыслова Е., Тысячнюк М. Экологическое движение в России // http://www.indepsocres.spb.ru/sbornik6/6_redact.htm
Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну (Глава II. Раздел 2. Заблуждения, обманы, ошибки и истины: о конкуренции рациональностей). – М., 2000. - С.98.
Экологическая политика и гражданское общество: (региональный опыт) / Центр экологической политики и культуры, Центр здоровья среды; сост.: С. Г. Дмитриев и др. / Отв. ред. В. М. Захаров.- М.: Центр экологической политики и культуры: Центр здоровья среды, 2008. - 363 с. – С.23.

См.: Гусев А. А. Региональная экологическая политика России / Гусев А. А.; Рос. акад. наук, Ин-т сравнит.политологии. - М.: Ин-т сравнит. политологии РАН, 2003. - 184 с.; Аксенова О.В. Социально-экологические последствия политического реформирования: от централизации к локализации экологической политики России // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2005 / Отв.ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2006. - С. 296-317; Бабина Е.Н. Формирование регионального организационно-экономического механизма экологически устойчивого развития территории: теория, методология, практика. Автореф. дис… д.э.н. Ставрополь, 2011. – 54 с. и др.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства природных ресурсов на 2008-2010 гг.
Тхабисимова Л.А. Целостность российской государственности как направление современной правовой политики // Философия права. - 2007. - № 1. – С.45.
См.: Тхабисимова Л.А. Институционально-правовые формы организации российской региональной государственной власти: Монография. Ростов н/Д, 2007. – 217 с. - С.56.
См.: Яницкий О. Поток и «место»: К проблеме локального социально-экономического знания // Неприкосновенный запас. – 2006. - № 2 // http://magazines.russ.ru/nz/2006/2/ia4.html
См.: Славин Б. Как понимать природу политики // Свободная мысль. – 2008. - № 10. – С.119.












9




Система экологической политики

Регулирование в государственном масштабе

В обычном режиме

В кризисном режиме

Регулирование в субъектах

цели задачи приоритеты

Косвенные меры регулирования


Чрезвычайные меры воздействия

«Прямые» меры регулирования



Представители





Центр экологической политики и культуры ккультуры

Экосистема

Общественный совет по экологической безопасности при Президенте

Промышленность



Органы законодательн. власти

Экологический менеджмент предприятий

Взаимодействие

Взаимод-ействие

Информация



Информационный поток

Информа-
ционный
"фильтр"

экологическая культура населения

Биологическое разнообразие экорегиона (РФ)

эффективные управленческие решения



Научные разработки в области экологической безопасности


Производственно-экономические показатели деятельности компании


Информационные ресурсы




Общественные советы по экологической безопасности
при субъектах РФ


Производственно-экономические потребности государства





ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Государственные органы исполнительной власти

Инструменты экологического управления

Суд

Представители институтов гражданского общества



СМИ



Общественные организации



Неформа-льные лидеры и группы

Экологические традиции, обычаи, ценности, нормы

3

2

Охрана природной среды и условий жизнедеятельности человека

Переработка
природных
ресурсов

Пользование
природными
ресурсами

Изучение и подготовка природных ресурсов к пользованию

4

1

Создание условий для повышения эффективности использования природных ресурсов

Обеспечение воспроизводства
(восстановления) природных ресурсов

3

2

1

Повышение защищенности природной среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия

Создание условий для эффективного осуществления органами государственной власти и субъектов Российской Федерации полномочий в сфере
природопользования и охраны окружающей среды

4


Децентрализация управления

Функции


Предоставление ресурсов в пользование
Обеспечение охраны, защиты и воспроизводства ресурсов
Меры по предупреждению негативного воздействия
Региональный контроль и надзор



Субъекты
Российской Федерации

Выработка гос..политики в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов
Нормативно правовое регулирования в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов
Координация и контроль деятельности федеральных агентств и служб



Федеральное агентство
водных ресурсов
(Оказание гос. услуг и управление федеральным имуществом в сфере водного хозяйства)



Федеральное агентство лесного хозяйства
(Оказаниие гос. услуг и управление государственным имуществом в сфере лесного хозяйства)



Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
(Контроль и надзор в сфере природопользования)



Федеральное агентство по недропользованию
(Оказаниие гос услуг и управление государственным имуществом в сфере недропользования)


Министерство природных ресурсов и экологии РФ

Список источников и литературы
Источники
1.Программа антикризисных мер Правительства РФ // Российская газета. – 2009. – 20 марта.
2.Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. Утверждена Указом Президента № 537 от 12 мая 2009 г. // http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html.
3.Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».
4.Министерство природных ресурсов и экологии РФ - http://www.mnr.gov.ru/
5.Министерство природных ресурсов РФ. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 годы. - М., 2007. Электронный документ.
6.Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (ред. От 18.12.2006).
7.Федеральный закон от 14.02.1995. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. От 18.12.2006). Ст.2.
8.Экологическая доктрина РФ, принята 31 августа 2002 г. // http://tired-towns2004.narod.ru/acodoc.htm.
Исследовательская литература
9.Акишин А.С. Экологическая политика зарубежных стран и России: Учеб. пособие / А. С. Акишин ; М-во образоания Рос. Федерации, Волгогр. гос. ун-т, Волж. гуманитар. ин-т. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2003. – 224 с.
10.Аксенова О.В. Социально-экологические последствия политического реформирования: от централизации к локализации экологической политики России // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2005 / Отв.ред. Л.М. Дробижева. - М.: Институт социологии РАН, 2006. С. 296-317.
11.Бабаджанян П.Г. Социальная и экологическая политика, их взаимосвязь (общесоциологический анализ). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. – М., 1989. – 24 с.
12.Бабина Е. Н. Формирование регионального организационно-экономического механизма экологически устойчивого развития территории: теория, методология, практика. Автореф. дис… д.э.н. Ставрополь, 2011. – 54 с.
13.Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. – 342 с.
14.Буйлов О. П. Экополитология и экологическая политика. – М.: ИНЭК, 2006. - 263 с.
15.Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М.: Наука, 1990. – 139 с.
16.Вараксин В.В. Некоторые вопросы регулирования предметов ведения субъектов Российской Федерации и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды // Экологическое право. – 2004. - № 5. – С.19-21.
17.Вебер А. Человечество и экологический императив // Свободная мысль. – 2009. - № 1. – С.77 -90.
18.Вулф М. Почему Китай развивается так медленно? // Pro et contra.-2005. - № 3. – С.40-43.
19.Гайкович Е. К. Экологическая политика Российской Федерации: структурно-функциональный анализ. Автореф. дис. .. к.полит.н. – Н.Новгород, 2003. – 24 с.
20.Глобальные экологические проблемы России =Global ecological problems of Russia / [отв. ред.действ. чл. РЭА д.филос.н. Ф.Т. Яншина]. – М.: Наука, 2008. - 198 с.
21.Евдокимов В.И. Как систематизировать современную экологию // Экология. Человек. Общество. – 2010. - № 11. – С.11-17.
22.Ефимова Е.И. Развитие эколого-правовой терминологии в эколого-правовых исследованиях // Экологическое право. – 2004. - № 1. – С.3-5.
23.Здравомыслова Е., Тысячнюк М. Экологическое движение в России // http://www.indepsocres.spb.ru/ sbornik6/6_redact.htm.
24.Иванцов И.И. Экологическая политика Российского государства: социально-экономические основы. Автореф. дис. … д.филос.н. – М., 1995. – 55 с.
25.Ижко Ю.А. Современное состояние биосферы и экологическая политика / Ю.А. Ижко, Ю.А. Колесник. - СПб: Питер, 2007. - 188 с.
26.Карякин Ю. Природные и техногенные катастрофы. Новые вызовы и угрозы устойчивому развитию // Свободная мысль. – 2010. - № 9. – С.77-90.
27.Косов Г.В. Экологическая составляющая политического процесса: Автореф. дис.. ... д-ра полит. наук . - Ставрополь, 2005. - 53 с.
28.Кочеткова Е.В. Политические проблемы глобальной экологической безопасности. - Автореф. дис. …канд.пол.наук. – М., 2010. – 26 с.
29.Кочеткова Е.В. Экологическая политика как необходимый элемент устойчивого развития человечества // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2007. - № 4. - С. 113 – 114.
30.Мазуркин П.М. Биологический способ оценки территориального экологического равновесия: аналитический обзор. – Новосибирск: СО РАН, 2010. – 379 с.
31.Меньшиков В.В., Тасмагамбетова А.И. Влияние загрязнения воздуха на здоровье населения // Энергия: экономика, техника, экология. – 2010. - № 11. – С.51-58.
32.Москвин Д. В., Экологическая политика государства в процессе перехода к рыночной экономике. – М., 2005.
33.Мудрецов А. Ф., Экологическая политика постиндустриального развития. – М., 2009.
34.Николаев С.М. Чрезвычайные ситуации и экологические проблемы/ С.М. Николаев; отв. ред. д.г.-м.н., проф. Л.П.Рихванов; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т геологии и минералогии. - Новосибирск: Гео, 2007.- 377 с.
35.Пискулова Н. А., Экологическая политика как фактор международной конкурентоспособности государств. Автореф.дис. …к.э.н. – М., 1999.
36.Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы, гипотезы). – М., 1994. – 398 с. Ромасевич Д. И., Глобальные проблемы современности и экологическая политика России. Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2006.
37.Славин Б. Как понимать природу политики // Свободная мысль. – 2008. - № 10. – С.119-127.
38.Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. – М., 2005. – 1056 с.
39.Шишкина Е.А. Социальное конструирование экологической культуры на глобальном уровне глобализации. Автореф. дис… докт.соц.наук. – Саратов, 2009. – 55 с.
40.Экологическая политика и гражданское общество: (региональный опыт) / Центр экологической политики и культуры, Центр здоровья среды; сост.: С. Г. Дмитриев и др. / Отв. ред. В. М. Захаров.- М.: Центр экологической политики и культуры: Центр здоровья среды, 2008. - 363 с.
41.Якунин В.И. Формирование государственной политики в современной России: проблемы теории и практики. - М., 2006. – 346 с.
42.Яницкий О.Н. Экологическая политика как сетевой процесс // Полис. 2002. - № 2. - С.43-55.
43.Яницкий О. Поток и «место»: К проблеме локального социально-экономического знания // Неприкосновенный запас. – 2006. - № 2 // http://magazines.russ.ru/nz/2006/2/ia4.html.

Вопрос-ответ:

Какие принципы реализации государственной экологической политики действуют в РФ?

В Российской Федерации действуют следующие принципы реализации государственной экологической политики: сбалансированность, превентивность, комплексность, перспективность и долгосрочность, обязательность, общедоступность и информационная прозрачность, общественное участие, правовая гарантия, экономическая эффективность, социальная справедливость.

Каковы основные функции экологической политики в России?

Основными функциями экологической политики в России являются: регулирование природопользования, охрана окружающей среды, предотвращение экологических катастроф и минимизация их последствий, развитие экологической инфраструктуры, формирование экологической культуры и осознанного отношения к окружающей среде.

Какие являются приоритеты экологической политики в мире и регионах РФ?

Приоритеты экологической политики в мире и регионах РФ включают следующие аспекты: защита климата и снижение выбросов парниковых газов, охрана биоразнообразия и сохранение природных ресурсов, водоохранные мероприятия, обеспечение экологической безопасности и снижение воздействия вредных производственных факторов на население и окружающую среду.

В чем заключается экологическая доктрина Российской Федерации?

Экологическая доктрина Российской Федерации определяет основные принципы и цели экологической политики страны. Она направлена на сохранение и улучшение состояния окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития России.

Каким образом гарантируется информационная прозрачность в государственной экологической политике РФ?

В государственной экологической политике РФ гарантируется информационная прозрачность путем обеспечения доступа к экологической информации, публикации открытых отчетов о состоянии окружающей среды, проведения общественных слушаний и консультаций по экологическим вопросам, а также публичного обсуждения экологических проектов и решений.

Какие принципы реализации государственной экологической политики в России?

Принципы реализации государственной экологической политики в России включают следующие: сохранение природных ресурсов; предупреждение и снижение негативного воздействия на окружающую среду; экологическая безопасность; социальная ответственность; учет международных стандартов и договоренностей.

Каковы основные функции экологической политики в России?

Основные функции экологической политики в России включают: регулирование и контроль за состоянием окружающей среды; разработка и реализация мер по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов; содействие экологическому воспитанию и образованию; участие в международном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей среды.

Какие приоритеты имеет экологическая политика в мире и в регионах России?

В мире приоритеты экологической политики включают: снижение выбросов парниковых газов; охрана биоразнообразия; энергоэффективность и использование возобновляемых источников энергии; обеспечение экологической безопасности. В регионах России приоритетами могут быть: охрана и восстановление экосистем; предотвращение загрязнения рек и озер; рациональное использование природных ресурсов; развитие экотуризма.

Какая экологическая доктрина существует в РФ?

В России существует Экологическая доктрина РФ, которая была утверждена в 2002 году. Основной принцип доктрины - сохранение и улучшение экологической обстановки. Доктрина также определяет приоритетные направления и принципы экологической политики, включая охрану и восстановление природных комплексов, регулирование природопользования, экологическое образование и информационную поддержку.

Какие принципы лежат в основе государственной экологической политики России?

Основными принципами государственной экологической политики России являются: принцип ответственности перед грядущими поколениями, принцип сохранения природы и бережного отношения к окружающей среде, принцип комплексности и системности, принцип учета экономических и социальных аспектов при принятии экологических решений, принцип международного сотрудничества и согласования интересов России с интересами других стран.

Каковы приоритеты экологической политики в мире и регионах России?

Приоритетами экологической политики в мире и регионах России являются: обеспечение экологической безопасности, сохранение биоразнообразия и охрана природных ресурсов, устойчивое использование природных ресурсов, рациональное использование энергоресурсов, мониторинг и контроль за состоянием окружающей среды, разработка и внедрение эффективных технологий в сфере экологии и охраны окружающей среды, формирование экологической культуры и осознанного отношения к природе.