Юриспруденция

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Юриспруденция
  • 28 28 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 21.07.2021
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И КОНЦЕПЦИИ 4
1.1. Понятие и сущность правосознания и правовой культуры 4
1.2. Концепции правовой культуры и правосознания 12
ГЛАВА 2. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ДЕЙСТВИЕ В ОБЩЕСТВЕ 19
2.1. Функционирование правосознания и правовой культуры в обществе 19
2.2. Уровень правосознания и правовой культуры посредством анализа проведенного опроса 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

В данном контексте термин «диспозиционная установка» употребляется произвольно, поскольку диспозиция подразумевает либо склонность, либо готовность. Любая установка, как основа деятельности, предполагает готовность к осуществлению деятельности, которая является этапом, предшествующим деятельности, где деятельность существует в форме возможности, а не реальности. При таком понимании, если мы обозначим только один из типов установки как диспозициональный, другие типы установки будут лишены своей необходимой характеристики. Другими словами, ситуационная установка — это тоже склонность к определенному поведению и отличается от других форм установки краткостью периода времени, предшествующего ее актуализации. Что касается ситуативного набора, который актуализируется с некоторыми задержками, продление названного периода времени вовсе не означает, что в данном случае мы имеем дело с фиксированным набором, потому что фиксированность или способность многократно актуализировать себя и воспроизводить соответствующее поведение не представляют его атрибутивную характеристику.2.2.Уровень правосознания и правовой культуры посредством анализа проведенного опросаКонцепция правовой культуры усугубляет путаницу, которая уже мешает общему использованию концепции культуры. Пользователи пытаются сфокусировать исследования на широком спектре действий, опыта и интерпретаций, связанных с законом. Некоторые виды использования ограничивают исследование неофициальными и неправовыми формами поведения, которые, тем не менее, важны для формирования того, что более традиционно понимается как формальные юридические явления, по сути, социальных сил, работающих над законом. Более поздние применения включают как узкие относительно попытки описать конкретную правовую систему различных национальных культур, так и более широкие исследования, в которых культура понимается как аналитическая концепция, описывающая систему циркулирующих знаков и практик, которые ссылаются на право, формально или неформально. В исследованиях по правовой культуре появляются три актуальных направления: изучение правовой идеологии, изучение силы, действующей в праве и через право; правовое сознание, участие в построении законности, что относится к значениям, источникам власти и практике, которые связаны с законом или основаны на нем; и работать над законностью и противодействием закону, который бросает вызов фетишизации верховенства закона как политического инструмента. Глава завершается анализом правовой культуры как диалектики общих неисторических устремлений и прагматических местных практик.Для теоретического обоснования взаимосвязи между культурным капиталом и правовым сознанием и, в свою очередь, для рассмотрения того, как вариативность правового сознания способствует созданию и поддержанию правовой гегемонии был проведен опрос, в котором исследовалось, как культурный капитал влияет на то, как люди справляются с ситуациями, которые заставляют их выступать посредником между предоставленными государством правами, с одной стороны, и запросами со стороны государственной власти, с другой. В данном опросе приняло участие 1000 человек. Его основной целью, как уже указывалось, было рассмотрение вариативности правового сознания и исследование того, каким образом культурный капитал общества влияет на уровень сознания и правовой культуры. Для достижения указанной цели опрос был проведен между двух групп. Первая группа лиц состояла из зажиточного класса россиян, средний годовой доход которых составляет 7 млн. рублей и выше. Вторая группа лиц состояла из людей низкого материального положения, средний годовой доход которых составляет не более 300 тыс. рублей. В частности, в опросе были проанализированы открытые ответы на серию вопросов о конституционных правах в уголовно-процессуальном контексте. Было обнаружено, что высокий культурный капитал, который во многом связан с материальным положением граждан, способствует большему чувству самоэффективности при взаимодействии государства и граждан в правовых вопросах. Так, при открытом ответе на вопрос, «Что для вас правовая культура?» больше половины опрошенных первой группы (65%) дали развернутый ответ, во-многом схожий с концепцией Фридмана, в то время как лишь 14% респондентов из второй группы дали схожий ответ. Кроме того, на вопрос «Относите ли Вы себя к группе лиц, которые отличаются высоким уровнем правосознания?», респонденты из первой группы в подавляющем количестве (100%) ответили «Да», в то время как лишь чуть больше половины (52%) ответили схожим образом, а второй по популярности ответ был «Затрудняюсь ответить» (33%).Вывод о том, что материальное и культурное положение граждан напрямую влияет на их правосознание и парвовую культуру аналогичен литературным данным о влиянии культурного капитала в контексте образования и может указывать на более общую модель правосознания в юридической сфере. Люди с высоким материальным и культурным капиталом также проявляют более явное чувство своей правоты, понимая свои собственные потребности и желания как первостепенные. Так, на вопрос «Сможете ли Вы защитить свои права самостоятельно?» респонденты из первой группы в большинстве (88%) ответили «Да», в то время как лишь 14% респондентов из второй группы ответили схожим образом. Между тем, следующим по популярности ответом как в первой (10%), так и во второй (66%) группах был «Смогу с помощью квалифицированной юридической помощи».Проведенный опрос позволяет сделать вывод о том, что социальные процессы могут сделать людей с ограниченным культурным капиталом более уязвимыми для государственного аппарата в лице следственных органов и, следовательно, более уязвимыми для ареста и судебного преследования. Даже если знание о праве и возможность отстаивать это право распределяются поровну, реальный доступ к этому праву остается несправедливым из-за разного уровня материального, социального и культурного положений.ЗАКЛЮЧЕНИЕДанная курсовая работа посвящена теоретическому осмыслению элементов правосознания и правовой культуры при изучении механизма воздействия закона на поведение людей под влиянием различных социальных норм, особенно если содержание всех или некоторых из них совпадает по своим требованиям. Были проанализированы современные правовые и концептуальные аспекты сущности правового сознания во взаимосвязи с правовой культурой, представленной в виде традиций, обычаев, правовых обычаев, морали, ценностей, идей справедливости, коллективизма, уважения, взаимопомощи, приоритета социальные интересы, уважение к закону и государству, которые должны быть присущи каждому народу. Кроме того, были выявлены определенные проблемы, недостатки и противоречия в развитии современной правовой теории и доктрины в области совершенствования правового воздействия и механизма регулирования; констатируется, что с начала своего создания правовая норма имела не только регулирующее действие, но и воспитательное, профилактическое, упреждающее, защитное и т. д., которое необходимо использовать на практике. Считается, что одних идей или законов недостаточно для эффективного правового регулирования, поскольку требуются одновременные изменения правового сознания и культуры. Особо отмечается информативная функция права, основанная на продвижении правовых норм и правовом просвещении. Новизна науки заключается в определении основных проблем, места и значения каждого элемента механизма правового воздействия в социальной среде с учетом восприятия правосознания и правовой культуры как многовекового богатства народа, что позволяет обществу устойчиво развиваться в сложных ситуациях и даже выживать без потрясений в определенные непростые периоды. В целом, в исследовании отмечается, что большинство исследователей изучают правовую культуру общества, несколько забывая о правовой культуре каждого отдельного человека. В связи с чем считаем необходимым внести предложение о создании специальных консультативно-информационных государственных органов, ассоциаций, общественных организаций и институтов для практических занятий, решений государственных задач в области культуры и права в целом, по информированию и консультированию населения, рассматривая правовую культуру как в узком, так и в широком концептуальном смысле, уделяя внимание изучению функций правовой культуры.В данной курсовой работе посредством выполнения задач была достигнута цель научного исследовании.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. — М.: Юридическая литература, 1981. — Т. 1. — 361 с.Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. — М.: Юридическая литература, 1982. — Т. 2. — 360 с.Бура Н.А. Функции общественного правосознания. — К.: Наукова думка, 1986.Высоких Ю.В. Генетические истоки правосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». — 2006. — № 13(68).Высоких Ю.В. К вопросу о первоисточниках правосознания // Социум и власть. — 2007. — № 1(13). — С. 58–60.Гуляихин В.Н. Архетипы правосознания в системе правовой культуры личности // Юридические исследования. — 2014. - № 1. - С.54-74.Гуляихин В.Н. Структурно-функциональные особенности различных состояний правосознания человека // Юридические исследования. — 2012. — № 2. — С. 90-116.Гуляихин В. Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // Юридические исследования. 2013. № 4. С. 135—158.Ефремова, Г. Х. Правосознания психология / Г. Х. Ефремова, А. Р. Ратинов // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – С. 64–65.Ильин И.А. О сущности правосознания / подгот. текста и вступит, ст. И.Н. Смирнова. — М.: Рарогъ, 1993. — 235 с. — ISBN 5-87372-005-6. Архивная копия от 21 февраля 2013 на WaybackMachineМолчанов А. А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии //Правоведение. 1991. № 1. С.63-73.Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности / Отв. ред.: Фарберов Н.П. — М.: Наука, 1969. — 175 с.Общая теория права / Под ред. Пиголкина А.С. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. — 384 с.Пастушеня, А. Н. Психологическая характеристика индивидуального и общественного правосознания: структурно-содержательный аспект / А.Н. Пастушеня // Психология и право. - 2012. – № 1. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyandlaw.Покровский, И. Ф. Формирование правосознания личности (вопросы теории и практики) / И. Ф. Покровский. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. - 152 с.Ратинов, А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования / А. Р. Ратинов // Методология и методы социальной психологии. – М.: Наука, 1977. – С. 201–214.Стуканов, В. Г. Информационно-педагогическая система формирования правосознания личности: монография / В. Г. Стуканов. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. - 279 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=28087013Стуканов, В. Г. Теоретико-методологические вопросы изучения правосознания / В. Г. Стуканов // Инновационные образовательные технологии. – 2013. – №1 (33). – С. 30-34. – Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/items/iot/33/iot_33_2013_6.pdfУледов А.К. Структура общественного сознания. — М.: Мысль, 1968. — 330 с.Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. — М.: Юридическая литература, 1963. — 205 с.Феррарезе М. Р. 1997 Предпринимательская концепция закона? Американская модель глазами итальянца. В: Nelken D (ed.) Сравнение правовых культур. Дартмут, Брукфилд, Вирджиния, стр. 157–82.Фридман Л. М. Правовая система: перспектива социальных наук. Фонд Рассела Сейджа, Нью-Йорк, 1975. – 377 с.Фридман Л. М. Понятие правовой культуры: Ответ. В: Nelken D (ed.) Сравнение правовых культур. Дартмут, Брукфилд, Вирджиния, 1997. - С. 33–40.Хайек Ф.А. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики = Law, LegislationandLiberty. — М.: ИРИСЭН, 2006. — 644 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. — М.: Юридическая литература, 1981. — Т. 1. — 361 с.
2. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. — М.: Юридическая литература, 1982. — Т. 2. — 360 с.
3. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. — К.: Наукова думка, 1986.
4. Высоких Ю.В. Генетические истоки правосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». — 2006. — № 13(68).
5. Высоких Ю.В. К вопросу о первоисточниках правосознания // Социум и власть. — 2007. — № 1(13). — С. 58–60.
6. Гуляихин В.Н. Архетипы правосознания в системе правовой культуры личности // Юридические исследования. — 2014. - № 1. - С.54-74.
7. Гуляихин В.Н. Структурно-функциональные особенности различных состояний правосознания человека // Юридические исследования. — 2012. — № 2. — С. 90-116.
8. Гуляихин В. Н. Правовая культура как объект научного исследования: методологические подходы, структура и критерии оценки // Юридические исследования. 2013. № 4. С. 135—158.
9. Ефремова, Г. Х. Правосознания психология / Г. Х. Ефремова, А. Р. Ратинов // Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А. М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – С. 64–65.
10. Ильин И.А. О сущности правосознания / подгот. текста и вступит, ст. И.Н. Смирнова. — М.: Рарогъ, 1993. — 235 с. — ISBN 5-87372-005-6. Архивная копия от 21 февраля 2013 на Wayback Machine
11. Молчанов А. А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии //Правоведение. 1991. № 1. С.63-73.
12. Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности / Отв. ред.: Фарберов Н.П. — М.: Наука, 1969. — 175 с.
13. Общая теория права / Под ред. Пиголкина А.С. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. — 384 с.
14. Пастушеня, А. Н. Психологическая характеристика индивидуального и общественного правосознания: структурно-содержательный аспект / А.Н. Пастушеня // Психология и право. - 2012. – № 1. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyandlaw.
15. Покровский, И. Ф. Формирование правосознания личности (вопросы теории и практики) / И. Ф. Покровский. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1972. - 152 с.
16. Ратинов, А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования / А. Р. Ратинов // Методология и методы социальной психологии. – М.: Наука, 1977. – С. 201–214.
17. Стуканов, В. Г. Информационно-педагогическая система формирования правосознания личности: монография / В. Г. Стуканов. - Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2016. - 279 с. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=28087013
18. Стуканов, В. Г. Теоретико-методологические вопросы изучения правосознания / В. Г. Стуканов // Инновационные образовательные технологии. – 2013. – №1 (33). – С. 30-34. – Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/items/iot/33/iot_33_2013_6.pdf
19. Уледов А.К. Структура общественного сознания. — М.: Мысль, 1968. — 330 с.
20. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. — М.: Юридическая литература, 1963. — 205 с.
21. Феррарезе М. Р. 1997 Предпринимательская концепция закона? Американская модель глазами итальянца. В: Nelken D (ed.) Сравнение правовых культур. Дартмут, Брукфилд, Вирджиния, стр. 157–82.
22. Фридман Л. М. Правовая система: перспектива социальных наук. Фонд Рассела Сейджа, Нью-Йорк, 1975. – 377 с.
23. Фридман Л. М. Понятие правовой культуры: Ответ. В: Nelken D (ed.) Сравнение правовых культур. Дартмут, Брукфилд, Вирджиния, 1997. - С. 33–40.
24. Хайек Ф.А. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики = Law, Legislation and Liberty. — М.: ИРИСЭН, 2006. — 644 с.

Вопрос-ответ:

Чем является правосознание и правовая культура?

Правосознание - это система ценностей, знаний, убеждений и представлений, которые формируются в индивиде и обществе относительно права и его значения. Правовая культура - это сложный социальный феномен, который охватывает знания, нормы и ценности, связанные с правом и его применением в обществе.

Какие концепции правосознания и правовой культуры существуют?

Существует несколько концепций правосознания и правовой культуры, включая легализационную, субъективно-правовую, субкультурную и нравственно-этическую концепции. Каждая из них представляет разные подходы к пониманию роли права и формирования правовой культуры в обществе.

Как правосознание и правовая культура функционируют в обществе?

Правосознание и правовая культура функционируют в обществе через формирование правовых норм и ценностей, их осознание и соблюдение. Они также влияют на поведение людей, их отношение к праву и уровень соблюдения правовых норм.

Как можно определить уровень правосознания и правовой культуры в обществе?

Уровень правосознания и правовой культуры в обществе можно определить посредством анализа проведенного опроса, где люди отвечают на вопросы, связанные с их знаниями, отношением к праву и соблюдением правовых норм. Это позволяет сделать выводы о степени осведомленности и готовности общества к правовому развитию.

Что означает термин "диспозиционная установка"?

Термин "диспозиционная установка" относится к психологическому понятию, которое описывает индивидуальное отношение человека к определенной ситуации или предмету. В контексте правосознания и правовой культуры, диспозиционная установка может означать отношение человека к праву, его восприятие и ожидания от правовых норм.

Что такое правосознание и правовая культура?

Правосознание - это совокупность знаний, убеждений, представлений и ценностей, которые присущи индивидуальной или коллективной субъектности в сфере права. Правовая культура - это система правовых знаний, норм, ценностей, традиций и нормативных актов, которые формируются в обществе и детерминируют поведение его членов в сфере права.

Какие концепции правовой культуры и правосознания существуют?

Существует несколько концепций правовой культуры и правосознания, включая концепцию легализма, концепцию правового позитивизма, концепцию правосубъектности, концепцию правопонимания и другие. Каждая из этих концепций предлагает свое видение правовой культуры и правосознания и уделяет внимание разным аспектам права и общества.

Как правосознание и правовая культура функционируют в обществе?

Правосознание и правовая культура функционируют в обществе через формирование правовых норм, ценностей и поведенческих установок, которые влияют на действия индивидов и коллективов. Они способствуют соблюдению законов, укреплению правопорядка и развитию гражданского общества.

Какими уровнями правосознания и правовой культуры можно выделить?

Правосознание и правовая культура могут быть выделены на индивидуальном, групповом и общественном уровнях. На индивидуальном уровне это связано с уровнем правового образования и знаний, на групповом - с традициями и нормами социальных групп, а на общественном - с законами, конституцией и правовыми институтами государства.

Что такое диспозиционная установка в контексте правосознания и правовой культуры?

Диспозиционная установка - это характерное отношение индивида или коллектива к праву, которое определяется их ценностями, представлениями и убеждениями. Она влияет на восприятие и исполнение правовых норм и может быть положительной или отрицательной по отношению к праву и юстиции.

Что такое правосознание и правовая культура?

Правосознание представляет собой совокупность представлений, взглядов, мнений и оценок людей о праве и юридических явлениях. Правовая культура включает в себя знание, умение и навыки соблюдения правовых норм и установок, а также сознательное и ответственное поведение человека по отношению к праву.

Какие концепции существуют в области правосознания и правовой культуры?

Существует несколько концепций в области правосознания и правовой культуры, в том числе правовая культура как совокупность правовых ценностей и норм, правовая культура как система образования и воспитания, правосознание как совокупность правовых знаний и представлений. Также выделяются концепции правосознания и правовой культуры как средства социального контроля и конфликтологические концепции.