Особенности вокальной музыки композиторов романтиков
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 21.07.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
В первом параграфе«Аналитический обзор литературы» рассматривается история изучения сущности и форм представления вокальной музыки западноевропейских композиторов-романтиков в отечественных и зарубежных трудах. Выявлено, что в белорусском искусствоведении специальных исследований по изучению особенностей вокальной музыки композиторов-романтиков не опубликовано.Во втором параграфе «Общая характеристика музыкального искусства Западной Европы эпохи Романтизма» рассмотрена эволюция романтизма в европейской культуре. Установлено, что музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Поздний музыкальный романтизм приходится на конец ХIХ – начало ХХ вв. В этот период направление всё ещё давало «богатые всходы», и у его крупнейших продолжателей романтическая традиция всё ещё выражала идеи прогрессивного, гуманистического искусства. В начале ХХ в. эволюция романтизма обнаруживает гипертрофию субъективного начала, постепенное перерождение утончённости в аморфность и неподвижность.Третий параграф «Общие закономерности и эстетические характеристики камерно-вокальной музыки композиторов-романтиков» посвящен рассмотрению общих принципов и характеристик эстетической системы камерно-вокальной музыки композиторов-романтиков. Сделан вывод, что новый круг образов и, соответственно, новые выразительные приёмы и принципы формообразования характеризуют музыкальное искусство эпохи романтизма. С этим последовательным новаторством связан тот расцвет программной музыки, возникновение новых крупных инструментальных форм романтического стиля.Вторая глава диссертационного исследования «Творчество композиторов-романтиков в сфере вокальной музыки» состоит из трех параграфов и посвящена анализу особенностей творчества европейских композиторов, работающих в рамках направления романтизм.В первом параграфе «Своеобразие вокальной лирики Ф. Шуберта» рассмотрены особенности вокальной лирики Ф. Шуберта. Определено, что именно Ф. Шуберт сделал песню-романс равноправной в ряду других важнейших жанров музыкального искусства.Во втором параграфе «Стилевые особенности песенных циклов Р. Шумана» рассматривается спектр характерных черт песенных циклов Р. Шумана. Выявлено, что субъективность шумановской лирики, её эмоциональная хрупкость, изысканность, разнообразная гамма психологических оттенков, вплоть до иронии и мрачного юмора определили небывалое литературно-музыкальное единство песенного творчества Р. Шумана.В третьем параграфе «Специфика вокальной музыки Р. Вагнера и Ф. Листа» рассмотрены эстетические концепции вокальной музыки Р. Вагнера и Ф. Листа. Сделан вывод, что эстетической концепции Р. Вагнера присуща двойственность лирических образов, соединяющих возвышенную созерцательность с чувственностью, «земными» страстями. В творчестве Ф. Листа отразились творческие связи с самыми различными национальными культурами. Кроме родной венгерской, творчество композитора впитало достижения французской, немецкой и итальянской культур. Все это переплавлялось композитором в цельный, единый «листовский» стиль.В заключении обобщены результаты диссертационного исследования и сделан ряд выводов.1. Для искусства романтиков характерны поиски картинности, красочной изобразительности в передаче пейзажей и фантастических образов, решение новых задач в области психологической выразительности и воплощения многообразных оттенков эмоциональных состояний. С этим в значительной мере связано обогащение гармоничного языка (более широкое использование тональных сопоставлений, аккордов побочных ступеней, альтерированных гармоний), инструментовки (колористическая трактовка оркестра и отдельных инструментов, увеличение самостоятельной роли оркестровых групп, в частности духовых инструментов), музыкальной формы (более свободное применение сонатно-симфонической и вариационной форм, создание новых крупных одночастных форм – сонаты, концерта, симфонической поэмы, использование особых приёмов развития – лейтмотивов, монотематизма), вокальной декламации. Насыщение элементами красочности, колористичности, ослабление конструктивных связей нередко приводило, однако, к снижению интенсивности развития, особенно в крупных инструментальных формах.2. Песня стала ведущим жанром романтической музыки, наряду с оперой и симфонией. Для песенно-романсного творчества романтиков, в силу языковой окрашенности интонаций, особое значение имела национальная традиция. В австро-немецкой музыке XIX века первенствовала культура романтической Lied, созданная Ф. Шубертом, Р. Шуманом, И. Брамсом, Х. Вольфом. Во французской музыке сходное положение занимала культура mélodie (романса), переросшей к концу века в роètе («стихотворение с музыкой»). Эти жанровые разновидности сложились в творчестве Ш. Гуно, Г. Форе, Э. Шабрие, А. Дюпарка, Э. Шоссона. Специфика вокальной миниатюры отвечала основным стремлениям романтического течения в музыке. Человеческий голос стал инструментом, который наиболее органично может передать все тончайшие движения души. Опора на литературные стихотворные образы осуществлялась здесь непосредственным образом. Так же, как и инструментальные миниатюры, песни могли объединяться в циклы. В качестве сюжета могла использоваться объединяющая смысловая идея.3. Песня была основной сферой деятельности Франца Шуберта (более 600). Эволюция песня в творчестве композитора связана со стремлением к драматизации и углубленной передаче психологического состояния, усложнению формы (от простой куплетной до сквозной, песни-монолога, песни-сцены). Ведущее место в шубертовских песнях принадлежит вокальной мелодии. (Его слово «поёт», а мелодия «говорит».) Фортепианную партию Ф. Шуберт трактует как могучий фактор художественной характеристики. 4. Вокальная лирика Роберта Шумана идеально отражает его творческую натуру, раскрывает музыкальное и поэтическое дарование. В своей вокальной музыке Шуман был шубертианцем, продолжая традиции своего музыкального кумира. Вместе с тем, его творчество отмечено целым рядом новых черт, по сравнению с песнями Ф. Шуберта: доминирование поэзии в соотношении слова и музыки, что вело к модификации жанра (Номера шумановских «именных» циклов «Стихитворения королевы Марии Стюарт» и «Семь песен (Елисавета Кульман)» тяготеют к сценам-монологам оперного типа при сохранении внешнего деления на части-номера (путь к моноопере); формирование новых приоритетов в сфере вокально-речевой интонации (путь от речитативно-декламационного стиля к мелодекламации Sprechstimme).5. Песни Рихарда Вагнера и Ференца Листа отражают в камерном жанре общие принципы их творчества, в то же время открывают новые перспективы для развития самого жанра. В малом, камерном жанре находят своё, особое преломление важнейшие эстетические принципы, декларировавшиеся обоими композиторами, и прежде всего принцип синтеза искусств. Задача, которую Ф. Лист определял, как «обновление музыки путём слияния её с поэзией», решалась в песнях путём тончайших звуковых аналогий поэтическому образу, путём чуткого «перевода» интонаций поэтической речи на язык «речи в точных интервалах» – вокальной мелодии.В диссертационном исследовании отмечаются следующие перспективные направления последующих исследований:исследование соотношения музыкального и литературного начал в творчестве композиторов-романтиков;изучение влияния вокальной музыки композиторов-романтиков на последующую музыкальную традицию.
Вопрос-ответ:
Какие особенности вокальной музыки композиторов романтиков были исследованы в отечественных и зарубежных трудах?
В отечественных и зарубежных трудах изучались сущность и формы представления вокальной музыки западноевропейских композиторов романтиков.
Какие специальные исследования по изучению особенностей вокальной музыки композиторов романтиков были проведены в белорусском искусствоведении?
В белорусском искусствоведении не было опубликовано специальных исследований по изучению особенностей вокальной музыки композиторов романтиков.
Какие общие характеристики музыкального искусства Западной Европы были представлены в статье?
Статья содержит общую характеристику музыкального искусства Западной Европы, которая может быть релевантной для изучения вокальной музыки композиторов романтиков.
Какие особенности вокальной музыки композиторов романтиков были выявлены в исследованиях?
В исследованиях были выявлены особенности вокальной музыки композиторов романтиков: виртуозное использование голоса, эмоциональная выразительность, использование различных текстов и жанров, комплексный подход к композиции.
Какие основные характеристики вокальной музыки композиторов романтиков можно выделить?
Основные характеристики вокальной музыки композиторов романтиков - наличие красивой мелодической линии, высокий уровень технического мастерства исполнителя, использование богатого оркестрового аппарата, эмоциональная глубина и психологическая интенсивность исполнения.
Какие жанры вокальной музыки были широко использованы композиторами романтиков?
Композиторы романтиков широко использовали различные жанры вокальной музыки, такие как ария, романс, песня, оперная сцена. Они экспериментировали с формой и содержанием текста, создавая новые и оригинальные композиции.
Какие инструментальные сопровождения чаще всего использовали композиторы романтиков в вокальной музыке?
Композиторы романтиков часто использовали различные инструментальные сопровождения в вокальной музыке. Это могли быть оркестровые ансамбли, фортепиано, а также различные инструментальные соло.
Какие особенности вокальной музыки композиторов романтиков были отмечены исследователями белорусского искусствоведения?
Исследователи белорусского искусствоведения не проводили специальных исследований по изучению особенностей вокальной музыки композиторов романтиков. Однако, можно предположить, что особенности, выявленные зарубежными исследователями, также могут быть применимы к композиторам романтиков и в белорусском контексте.
Какая история изучения стиля вокальной музыки композиторов романтиков представлена в работе?
История изучения сущности и форм представления вокальной музыки западноевропейских композиторов романтиков представлена в работе.
Какие особенности вокальной музыки композиторов романтиков рассмотрены в работе?
В работе рассмотрены особенности вокальной музыки композиторов романтиков в отечественных и зарубежных исследованиях.