Издания по воспитанию детей: обзор репертуара, сравнительный анализ серий и каналы распространения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 28 28 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 29.07.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ТРУДЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Издания периода зарождения дошкольной педагогики 5
1.2. Издания по воспитанию дошкольников в период становления и развития советской дошкольной педагогики 7
ГЛАВА 2. ИЗДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ В АСПЕКТЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА 12
2.1. Издания для детей в России с ХIХ века до наших дней 12
2.2. Оформление изданий для дошкольников воспитательного характера в ХХ веке 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28



Фрагмент для ознакомления

Это Сказка о царе Салтане А.С. Пушкина, изданная в 1981 году– рис. 6. Издание оформлено в переплет, покрышка которого бумажная, но покрыта глянцем. Формат А4, что не совсем привычно для детских книг. Иллюстрации в книге яркие, привлекательные, их много. Шрифт крупный, детям можно его легко просматривать. То есть в целом книга оформлена привлекательно. Но в ней есть один нюанс: на последней странице указано «Для младшего школьного возраста», в то время как на задней стороне обложки – «Для дошкольного возраста». Такое упущение со стороны издательства является достаточно серьезным нарушением. Рис. 6. Обложка и иллюстрации из книги А.С. ПушкинаСледующее издание – это книга, изданная в 90-е годы. Стихотворения Е. Лаврентьевой «Щенок играет в мяч» 1996 года – рис. 7. Эта книга, в отличие от всех рассмотренных ранее, напечатана на картоне, что сразу дает понять о ее предназначении для совсем маленьких детей. То есть, исходя из нашей возрастной классификации, даже в пределах 3-6 лет можно выделить более детальное возрастное деление. Данная книга ориентирована, на наш взгляд, на детей 3 лет. Также на это указывают яркие иллюстрации. Фактически не иллюстрации сопровождают текст, а текст напечатан прямо на картинках. Следовательно, книга рассчитана не только на чтение взрослыми ребенку, но и на активное рассматривание ее самим ребенком. А печать на картоне предусматривает поведение ребенка с книгой – он может пытаться порвать ее, взять в рот. В случае с бумагой это приведет к порче книги, в то время как картон хотя бы частично ее защитит. Стихотворений в книге немного, соответственно, немного в ней и страниц. Обращает на себя внимание нестандартный размер книги: 290Х150 мм. Такой формат не характерен для детских книг.Рис. 7. Обложка и иллюстрации из книги на стихи Е. ЛаврентьевойНаконец, обратим внимание на издание 2000-х годов. Рассмотрим книгу для девочек «Хорошие манеры»– рис. 8. Издание объемное, в первую очередь не за счет количества страниц, а за счет того, что она напечатана на картоне. Преимущества такого типа книги (напечатанной на картоне) отмечены выше. Что же касается данного издания, в нем необходимо отметить также яркую обложку, множество иллюстраций, крупный шрифт текста. Прослеживаются аналогии с рассмотренным ранее изданием, что неудивительно, поскольку оба напечатаны в РОСМЭН, но есть и разница. Прежде всего, в формате. Данная книга имеет более привычный формат: 165Х200 мм.Рис. 8. Обложка и иллюстрации из книги «Хорошие манеры для девочек»Таким образом, рассмотренные издания 1970, 1980 1990 и 2000-х годов дают возможность прийти к следующим выводам: в 70-е годы издание еще сложно характеризовать как ориентированное на дошкольников, поскольку в нем мало иллюстраций, неяркая обложка. Издание 1981 года уже более яркое и привлекательное для маленьких детей, но в нем закралась ошибка: одновременно указано, что оно ориентировано и на дошкольников, и на младших школьников. Судя по его содержанию (сказка А.С. Пушкина), все же стоит говорить о его ориентации на младших школьников. Издания же 1990-х и 2000-х годов, принадлежащие РОСМЭН, кардинально отличаются от тех, которые изданы в СССР. В первую очередь обращает на себя внимание обилие ярких картинок, а также то, что книги напечатаны на картоне, что может предохранить их от внешнего воздействия со стороны малыша. ЗАКЛЮЧЕНИЕНаучные и методические издания по воспитанию дошкольников начали появляться в ХIХ веке, когда дошкольная педагогика выделилась в отдельную отрасль педагогической науки. Наибольшее развитие эти издания получили в советские времена, в нынешнее же время больше выходит не научных изданий, а научно-популярных, рассчитанных не на специалистов, а на родителей. Научные и методические издания отличаются большим консерватизмом, чем издания популярные, рассчитанные на родителей, а не на специалистов. Однако нельзя не отметить, что современные научные и методические издания менее консервативны в оформлении, чем советские. Каналы распространениятаких изданий менялись в зависимости от времени издания. Если в советские времена это был прямой канал распространения – от издательства в магазины и библиотеки, то в наше время добавились посредники, то есть канал распространения стал косвенным. Также в современной системе распространения книжных изданий, имеющих воспитательную направленность (впрочем, и не только их), добавляется еще и интернет. Издания предлагаются к покупке и на сайтах самих издательств, и на сайтах посредников. Воспитательное значение имеют также и художественные издания для детей. В данной курсовой работе рассматривались художественные произведения, изданные в Советском Союзе и в России после его развала. Литература ХVIII – XIXвв. в работе не рассматривалась, поскольку издания для дошкольников стали выходить отдельно только в первой половине ХХ века. Данные, приведенные исследователями, говорят о том, что по сравнению с советским периодом в современной России тиражи изданий для детей падают. Это обусловлено тем, что чтение в современном мире теряет свою ведущую роль, меняется на электронные источники информации. Рассмотренные отдельные издания 1970, 1980 1990 и 2000-х годов дают возможность прийти к следующим выводам: в 70-е годы издание еще сложно характеризовать как ориентированное на дошкольников возрастом от 3 до 6 лет, поскольку в нем мало иллюстраций, неяркая обложка. Издание 1981 года уже более яркое и привлекательное для маленьких детей, но в нем закралась ошибка: одновременно указано, что оно ориентировано и на дошкольников, и на младших школьников. Судя по его содержанию (сказка А.С. Пушкина), все же стоит говорить о его ориентации на младших школьников. Издания же 1990-х и 2000-х годов, принадлежащие РОСМЭН, кардинально отличаются от тех, которые изданы в СССР. В первую очередь обращает на себя внимание обилие ярких картинок, а также то, что книги напечатаны на картоне, что может предохранить их от внешнего воздействия со стороны ребенка. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова Г. А., Хлопунова О. В. Типология издательской продукции / Абрамова Галина Алексеевна, Хлопунова Оксана Викторовна. Краснодар : КубГУ, 2018.Александрова, А. А. Издания для детей и юношества/ А. А. Александрова // Типология изданий: монография: в 2 ч. Ч. 2. / В. С. Агриколянский [и др.]. М.: Всесоюзная книжная палата, 1996. С. 161–172. Баруздин С. А. Заметки о детской литературе / С. А. Баруздин. М.: Детская литература, 1975. 366 с.Беловицкая А. А. Общие принципы типологии книжных изданий / Беловицкая Алиса Александровна // Центр дистанционного образования МГУП. Москва, 2016. URL: http://hi-edu.ru/e-books/xbook991/01/part-008.htm.Ганкина, Э. З. Художник в современной детской книге / Э. З. Ганкина. М.: Советский художник, 1977. 215 с.Зылевич Д. П. Редакторский анализ концепции книжной серии для детей / Д. П. Зылевич// Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2016. №9 (191). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/redaktorskiy-analiz-kontseptsii-knizhnoy-serii-dlya-detey (дата обращения: 14.06.2021).Зылевич Д. П. Редакторская подготовка изданий для детей : учеб.пособие для студентов специальности «Издательское дело» / Д. П. Зылевич. Минск : БГТУ, 2012. 210 с.Камкин О. А. Об иллюстрациях в детской книге / О. А. Камкин // Книга. Исследования и материалы: сб. ст. Сб. 4. 1961. С. 196–208. Композиция изданий: особенности проектирования различных типов изданий: учеб.пособие / под ред. С. М. Болховитиновой. М.: Изд-во МГУП, 2000. 166 с. Книговедение: литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 520700 "Кн. дело" и специальности 021600 "Книгораспространение" / С.А. Карайченцева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Моск. гос. ун-т печати. - М. :Моск. гос. ун-т печати, 2004 (ИПК МГУП). 423 с. То же: URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook738/01/part-004.htm#i363(дата обращения: 14.06.2021)Кудрявцева, Л. С. Художники детской книги: пособие для сред.ивысш. пед. учеб. заведений / Л. С. Кудрявцева. М.: Академия, 1998. 204 с. Лавров, Н. П. Издания художественной, детской литературы, по искусству, филологии / Н. П. Лавров. М.: Книга, 1979. 264 с.Редакторская подготовка изданий / С. Г. Антонова [и др.]; под общ.ред. С. Г. Антоновой. М.: МГУП, 2002. 467 с.Редакторская подготовка изданий для детей с учетом возрастных особенностей читателей. Учет в работе редактора педагогических, воспитательных аспектов изданий, специфики интереса и воспитания детей. // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. URL: https://myfilology.ru//164/redaktorskaya-podgotovka-izdanij-dlya-detej-s-uchetom-vozrastnyx-osobennostej-chitatelej-uchet-v-rabote-redaktora-pedagogicheskix-vospitatelnyx-aspektov-izdanij-speczifiki-interesa-i-vospitaniya-detej/ (дата обращения: 14.06.2021)Художники детской книги о себе и своем искусстве: статьи, рассказы, заметки, выступления / сост. В. Глоцер. М.: Книга, 1987. 305 с. Чуковская Л. В лаборатории редактора / Л. Чуковская. М.: Искусство, 1963. 352 с.ИсточникиАркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы [Текст] / под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. [Москва] : [Просвещение], [1968]. 445 с.Аркин Е.А. Дошкольный возраст [Текст] / действ.чл. Акад. пед. наук РСФСР проф. Е. А. Аркин. 5-е изд., доп. и перераб. Москва :Учпедгиз, 1948. 336 с. Барто А. Я расту. / Барто А. М.: Изд-во детской литературы, 1970. 112 с. Бирюков В., Черницкий А. Как воспитывать ребенка до детского сада. / В. Бирбков, А. Черницкий. М.: Эксмо, 2013. 224 с. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста : Кн. для воспитателей / [Соч.] Е.Н. Водовозовой. 4-е изд., соверш. перераб. Санкт-Петербург :скл. книг у автора, 1891. XVI, 392 с.Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / О. М. Газина, В. Г. Фокина. Москва : Прометей, 2013. 253 с. Живое слово в дошкольном учреждении [Текст] : [Метод.пособие для воспитателей] / Е. Флерина и Е. Шабад. – Москва :Учпедгиз, 1933. 56 с.Крупская Н.К. Дети - наше будущее [Текст] : [Сборник статей и речей о дошкольном воспитании] / Н. К. Крупская. 3-е изд. Москва : Просвещение, 1975. 302 с.Крупская Н.К. О дошкольном воспитании [Текст] : Сборник статей и речей. 2-е изд., доп. / Н. К. Крупская. Москва : Просвещение, 1973. 288 с.Мотивированные учебный план и примерные программы детского училища Е.П. Залесской, состоящего из детского сада и элементарной школы. Москва : тип. "Печ. дело", 1907. 45 с.Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане. / Пушкин А.С. М.: Малыш, 1981. 79 с. Симонович А.С. Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей : Статьи из "Дет.сада" за 1866, 1867 и 1868 г., пересмотр. и доп. / Сост. Аделаида и Яков Симонович. Т. 1-2. Санкт-Петербург : ред. "Дет.сада", 1874. 2 т.Усова А.П. Обучение в детском саду / А. П. Усова; Под ред. А. В. Запорожца. 3-е изд., испр. М. : Просвещение, 1981. 176 с.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Под ред. действ.чл. АПН РСФСР В. Н. Шацкой ; Акад. пед. наук РСФСР. Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 334 сЩенок играет в мяч. – М.: РОСМЭН, 1996.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г. А., Хлопунова О. В. Типология издательской продукции / Абрамова Галина Алексеевна, Хлопунова Оксана Викторовна. Краснодар : КубГУ, 2018.
2. Александрова, А. А. Издания для детей и юношества/ А. А. Александрова // Типология изданий: монография: в 2 ч. Ч. 2. / В. С. Агриколянский [и др.]. М.: Всесоюзная книжная палата, 1996. С. 161–172.
3. Баруздин С. А. Заметки о детской литературе / С. А. Баруздин. М.: Детская литература, 1975. 366 с.
4. Беловицкая А. А. Общие принципы типологии книжных изданий / Беловицкая Алиса Александровна // Центр дистанционного образования МГУП. Москва, 2016. URL: http://hi-edu.ru/e-books/xbook991/01/part-008.htm.
5. Ганкина, Э. З. Художник в современной детской книге / Э. З. Ганкина. М.: Советский художник, 1977. 215 с.
6. Зылевич Д. П. Редакторский анализ концепции книжной серии для детей / Д. П. Зылевич // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. 2016. №9 (191). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/redaktorskiy-analiz-kontseptsii-knizhnoy-serii-dlya-detey (дата обращения: 14.06.2021).
7. Зылевич Д. П. Редакторская подготовка изданий для детей : учеб. пособие для студентов специальности «Издательское дело» / Д. П. Зылевич. Минск : БГТУ, 2012. 210 с.
8. Камкин О. А. Об иллюстрациях в детской книге / О. А. Камкин // Книга. Исследования и материалы: сб. ст. Сб. 4. 1961. С. 196–208.
9. Композиция изданий: особенности проектирования различных типов изданий: учеб. пособие / под ред. С. М. Болховитиновой. М.: Изд-во МГУП, 2000. 166 с.
10. Книговедение: литературно-художественная и детская книга. Издания по филологии и искусству : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению 520700 "Кн. дело" и специальности 021600 "Книгораспространение" / С.А. Карайченцева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Моск. гос. ун-т печати. - М. : Моск. гос. ун-т печати, 2004 (ИПК МГУП). 423 с. То же: URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook738/01/part-004.htm#i363 (дата обращения: 14.06.2021)
11. Кудрявцева, Л. С. Художники детской книги: пособие для сред. и высш. пед. учеб. заведений / Л. С. Кудрявцева. М.: Академия, 1998. 204 с.
12. Лавров, Н. П. Издания художественной, детской литературы, по искусству, филологии / Н. П. Лавров. М.: Книга, 1979. 264 с.
13. Редакторская подготовка изданий / С. Г. Антонова [и др.]; под общ. ред. С. Г. Антоновой. М.: МГУП, 2002. 467 с.
14. Редакторская подготовка изданий для детей с учетом возрастных особенностей читателей. Учет в работе редактора педагогических, воспитательных аспектов изданий, специфики интереса и воспитания детей. // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. URL: https://myfilology.ru//164/redaktorskaya-podgotovka-izdanij-dlya-detej-s-uchetom-vozrastnyx-osobennostej-chitatelej-uchet-v-rabote-redaktora-pedagogicheskix-vospitatelnyx-aspektov-izdanij-speczifiki-interesa-i-vospitaniya-detej/ (дата обращения: 14.06.2021)
15. Художники детской книги о себе и своем искусстве: статьи, рассказы, заметки, выступления / сост. В. Глоцер. М.: Книга, 1987. 305 с.
16. Чуковская Л. В лаборатории редактора / Л. Чуковская. М.: Искусство, 1963. 352 с.
Источники
17. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы [Текст] / под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. [Москва] : [Просвещение], [1968]. 445 с.
18. Аркин Е.А. Дошкольный возраст [Текст] / действ. чл. Акад. пед. наук РСФСР проф. Е. А. Аркин. 5-е изд., доп. и перераб. Москва : Учпедгиз, 1948. 336 с.
19. Барто А. Я расту. / Барто А. М.: Изд-во детской литературы, 1970. 112 с.
20. Бирюков В., Черницкий А. Как воспитывать ребенка до детского сада. / В. Бирбков, А. Черницкий. М.: Эксмо, 2013. 224 с.
21. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста : Кн. для воспитателей / [Соч.] Е.Н. Водовозовой. 4-е изд., соверш. перераб. Санкт-Петербург : скл. книг у автора, 1891. XVI, 392 с.
22. Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / О. М. Газина, В. Г. Фокина. Москва : Прометей, 2013. 253 с.
23. Живое слово в дошкольном учреждении [Текст] : [Метод. пособие для воспитателей] / Е. Флерина и Е. Шабад. – Москва : Учпедгиз, 1933. 56 с.
24. Крупская Н.К. Дети - наше будущее [Текст] : [Сборник статей и речей о дошкольном воспитании] / Н. К. Крупская. 3-е изд. Москва : Просвещение, 1975. 302 с.
25. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании [Текст] : Сборник статей и речей. 2-е изд., доп. / Н. К. Крупская. Москва : Просвещение, 1973. 288 с.
26. Мотивированные учебный план и примерные программы детского училища Е.П. Залесской, состоящего из детского сада и элементарной школы. Москва : тип. "Печ. дело", 1907. 45 с.
27. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане. / Пушкин А.С. М.: Малыш, 1981. 79 с.
28. Симонович А.С. Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей : Статьи из "Дет. сада" за 1866, 1867 и 1868 г., пересмотр. и доп. / Сост. Аделаида и Яков Симонович. Т. 1-2. Санкт-Петербург : ред. "Дет. сада", 1874. 2 т.
29. Усова А.П. Обучение в детском саду / А. П. Усова; Под ред. А. В. Запорожца. 3-е изд., испр. М. : Просвещение, 1981. 176 с.
30. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Под ред. действ. чл. АПН РСФСР В. Н. Шацкой ; Акад. пед. наук РСФСР. Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 334 с
31. Щенок играет в мяч. – М.: РОСМЭН, 1996.

Вопрос-ответ:

Какие издания были популярны в период зарождения дошкольной педагогики?

В период зарождения дошкольной педагогики популярными были различные издания, направленные на воспитание детей. Одним из таких изданий была книга "Детицы" В.А. Жуковского, которая содержала стихотворения и рассказы для детей. Также популярными были издания, содержащие подвижные игры и задания для развития мелкой моторики и координации движений.

Какие издания были популярны в период становления и развития советской дошкольной педагогики?

В период становления и развития советской дошкольной педагогики популярными были издания, направленные на формирование коммунистических убеждений и идеалов у детей. Одним из таких изданий была газета "Мурзилка", которая содержала стихи, рассказы и игровые задания с политическим подтекстом. Также популярными были книги, содержащие истории о подвигах советских детей и их вкладе в развитие страны.

Какие издания для детей были популярны в России с ХIХ века до наших дней?

В России с ХIХ века до наших дней популярными были различные издания для детей. Одним из таких изданий была журнальная серия "Азбука сказок", которая содержала сказки отечественных и зарубежных писателей. Также популярными были журналы для детей, такие как "Мурзилка" и "Чиж", содержащие стихи, рассказы и игровые задания.

Как оформлялись издания для дошкольников?

Издания для дошкольников оформлялись с учетом психологических особенностей этого возраста. Они были яркими и красочными, с использованием больших картинок и простых текстов. Также в изданиях применялись различные интерактивные элементы, такие как вырубка, наклейки и движущиеся детали, чтобы привлечь внимание и развить моторику ребенка.

Какие теоретические работы были опубликованы по воспитанию дошкольников?

В период зарождения дошкольной педагогики были опубликованы различные теоретические работы, направленные на изучение и анализ воспитания дошкольников.

Какие издания по воспитанию дошкольников существовали в период становления и развития советской дошкольной педагогики?

В период становления и развития советской дошкольной педагогики существовали различные издания по воспитанию дошкольников, включая учебники, методические пособия, журналы и прочие издания.

Какие издания для детей существовали в России с XIX века до наших дней?

В России с XIX века до наших дней существовало множество изданий для детей, включая детские журналы, книги, сказки и прочие литературные произведения.

Каким образом оформляются издания для дошкольников?

Издания для дошкольников оформляются с учетом их психологических особенностей и воспитательного потенциала. Оформление включает использование ярких цветов, привлекательного дизайна, крупного шрифта, иллюстраций и прочих элементов, способствующих вовлечению детей в чтение и развитию.