Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованно - игровую деятельность
Заказать уникальную курсовую работу- 57 57 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 19.08.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СЛОВАРЬ Основных понятий 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие коммуникативных навыков у дошкольников 8
1.2. Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Анализ образовательных программ, направленных на развитие коммуникативных навыков 16
1.4. Обзор методов и методик формирования коммуникативных навыков старших дошкольников 21
Выводы по Главе 1 26
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 27
2.1. Диагностика уровня формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Разработка мероприятий по формированию работы воспитателя для улучшения коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе организации театрализованной деятельности 33
2.3. Контрольный эксперимент по формированию коммуникативных навыков старших дошкольников 38
Заключение 43
Список использованных источников 46
Приложение 1 49
Приложение 2 51
Приложение 3 57
Примечательно, что контрольная группа проходила повторные тесты вместе с экспериментальной, однако по результатам статистической обработки данных различий между предварительными и итоговыми тестовыми показателями в этой группе не обнаружено.Следующим этапом нашей работы является контрольный этап эксперимента, цель которого — выявление эффективности проведенной театрализованной деятельности. Нами проводился сравнительный анализ средних показателей по коммуникативным умениям дошкольников в экспериментальной и контрольной группах.Рис. 1. Средние показатели по методике «Диагностика развитияобщения со сверстниками»По средним показателям (рис. 1) видно, что имеются различия по всем коммуникативным характеристикам, диагностируемым методикой. Чтобы определить, существуют ли статистически значимые различия, воспользуемся U критерием Манна-Уитни.Таблица 3Статистическая достоверность различий показателей между экспериментальной и контрольной группой по шкалам методики «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И. А.,Холмогорова В.М)ПараметрыМ ±m Группа 1п=15М ±mГруппа 2 п=15U-эмпУитниМанна- Р (уровень стат.знач)Интерес к сверстнику0,5±0,330,6±0,4390p≥0,05Инициативность1,2±0,411,7±0,4652,5р≤0,01Чувствительность(активность)1,3±0,371,4±0,5190p≥0,05Просоциальные действия0,4±0,280,8±0,2567,5р≤0,05Экспрессивно-мимические средства0,5±0,330,8±0,2560р≤0,05Активная речь2,4±0,632,3±0,41102p≥0,05Uкр= 72 для Р<0,05; (Uкр= 56, для Р < 0,01)Результаты данного этапа исследования показывают, что у детей явно проявляется инициативность, данный параметр развивался легко, они стремились привлечь внимание сверстника к своим действиям, вовлекая при этом их в совместные действия. Чувствительность и интерес проявляются в незначительной мере, так как эти параметры формируются дольше. Активная речь также не показа та различий, но положительная динамика проявляется за счет проведения занятий по развитию речи со всеми детьми. Внеситуативный стиль общения характерный для детей старшего дошкольного возраста, появляется в процессе овладения ими активной речью.Обратимся к результатам по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С. Немова (рис 2).Рис. 2. Средние показатели по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»По средним показателям (рис. 2) видно, что имеются различия по всем коммуникативным характеристикам, диагностируемым данной методикой. Обратимся к статистическим результатам (таблица 4).Таблица 4Статистическая достоверность различий показателей между экспериментальными и контрольными группами по шкалам методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»(Р.С. Немов)ПараметрыМ ±m Группа 1п=15М ±mГруппа 2 п=15U-эмпУитниМанна- Р (уровень стат. знач)Доброта0,7±0,370,9±0,2167,5р≤0,05Внимательность к людям0,6±0,390,9±0,2152,5р≤0,01Правдивость, честность0,5±0,420,5±0,3897,5p≥0,05Вежливость0,7±0,320,8±0,2597,5p≥0,05Общительность0,7±0,370,8±0,2594,5p≥0,05Щедрость0,7±0,320,7±0,2581р≤0,05Отзывчивость0,6±0,340,7±0,3275р≤0,05Справедливость0,5±0,380,5±0,27104,5p≥0,05Жизнерадостность 0,7±0,320,8±0,2567,5р≤0,05Ответственность 0,4±0,340,5±0,33106p≥0,05Uкр= 72 для Р <0,05; Uкр= 56 для Р <0,01Анализ, результатов по методике «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми», показал, что прослеживается положительная динамика в плане развития коммуникативных умений. В показателях доброты, внимательности и отзывчивости, щедрости, жизнерадостности наблюдаются различия, так как данные параметры в этом возрасте развиваются легче, ребенок стремится к общению с взрослым. Важнейшее значение внеситуативно-личностного стиля общения детей старшего дошкольного возраста состоит в том, что благодаря этому стилю ребенок старается узнать о взрослом как об учителе и усваивает представление о себе как об ученике. Поэтому наиболее успешно приобретает новые знания.Итак, у дошкольников экспериментальной группы достоверно выше значения по коммуникативному показателю «внимательность к людям» в отличие от дошкольников контрольной группы (Р <0,01); у дошкольников экспериментальной группы достоверно выше значения по коммуникативным показателям «доброта», «щедрость», «отзывчивость», «жизнерадостность» в отличие от дошкольников контрольной группы (Р <0,05).По остальным показателям значимых различий не получено.Обратимся к результатам по методике «Карта наблюдения за проявлениями коммуникативных умений дошкольников» А. М. Щетининой иМ. А. Никифоровой (рис 3).Рис. 3. Процентные показатели по методике «Карта наблюдения за проявлениями коммуникативных умений дошкольников»В результате эмпирического исследования в экспериментальной группе, в которой были дети с низким уровнем развития коммуникативных умений (13 %), после проведения коммуникативного тренинга низкий уровень у дошкольников отсутствует. Преобладают дети с высоким уровнем 34% и средним уровнем развития 66%. Таким образом, наблюдается положительная динамика развития коммуникативных умений.В целом проведенная экспериментальная работа прошла успешно. Цель работы была достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза проверена и подтверждена экспериментально.ЗаключениеВ ходе проведения изучения литературы по теме и исследования проектировочных мероприятий сделаем выводы.В ход психологической науке было показано, что коммуникативная работа рождается в самом активном старшем возрасте дошкольников. Старшие дошкольники – это субъекты коммуникативной деятельности и активные ее носители. Появление производительности управления в своем поведении и в общении предполагает способность сформировать коммуникативные навыки.Определение коммуникации, как смыслового стержня процесса общения, дает воспитателям возможность прийти к осознанию необходимости в формировании и организации у старших дошкольников опыта общения, то есть простых частиц сложного процесса.Процесс коммуникации является передачей информации при помощи языка и иных средств в процессе общения.Говоря о работах педагогов, психологов и воспитателей в процессе обучения умению общаться, можно говорить о том, что важное средство общения формируется при помощи проведения театрализованных игр. Объединение старших дошкольников группы по организации творческих занятий в театральных играх способствует усвояемости навыков коммуникабельности и межличностного общения.Формируя театрализованную деятельность детей, воспитатель дошкольного учреждения может сформировывать коммуникативные навыки, которые проявляются в умении общаться. Дети могут слушать, спрашивать, умеют ориентироваться в ходе диалога, понимают эмоциональное состояние товарища, используют речевой этикет.В первой главе изучались теоретические основы развития коммуникативных навыков и влияния театрализованной деятельности на старших дошкольников.Во второй главе был проведен эксперимент по формированию коммуникативных навыков при работе с детьми в театрализованной деятельности.В ходе констатирующего этапа исследования была выбрана методика диагностики уровня формирования коммуникативных навыков. Изучены особенности коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. У детей наблюдаются трудности в коммуникативной сфере, в отношении которых необходимо осуществлять психокоррекционную работу, ведь именно в социуме происходит развитие, приобщение к нормам и правилам поведения, при взаимодействии с другими людьми приобретаются новые навыки и умения, которые необходимы для дальнейшей жизни. У детей дошкольного возраста возникают трудности в социальном и личностном развитии, формировании навыков самообслуживания, общении со сверстниками и взрослыми, приобретении социального опыта. Одной из причин может быть неправильный тип семейного воспитания, а также желание родителей ускорить развитие умственных и интеллектуальных процессов ребенка.Выявлены уровень и содержательные характеристики коммуникативных навыков дошкольников: доброжелательное отношение к матери, братьям и сестрам, семье; планы на будущее; равнодушие к окружающим; негативное отношение к отцу; наблюдаются трудности при выборе стратегий поведения для выхода из конфликтных ситуаций; эмоциональное напряжение при межличностном взаимодействии; трудности в установлении контакта с окружающими. Дети предпочитают быть с родственниками, а не общаться со сверстниками.В ходе проведения исследования был сформирован комплекс мероприятий, который направлен на деятельность педагогов дошкольного образования для улучшения умения общаться в старшей гр. Детского сада в ходе занятий театрализованной деятельностью. Значение театрализованной деятельности подчеркивалось и изучалось в исследованиях А.П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, Л.В. Артемовой, Т.Н. Караманенко, М.Д. Маханевой и др.Игровая деятельность – это с одной стороны игра, доступная, интересная и эмоционально приятная ребенку деятельность, а с другой – мощное средство коррекции и всестороннего развития ребенка. На третьем этапе, в ходе контрольного эксперимента, было определено, что на низком уровне не осталось ни одного ребенка, то есть уровень коммуникационных навыков повысился абсолютно у всех детей из группы. Также возросло количество детей с высокими и средними показателями. Можно говорить о том, что каждый ребенок повысил свои показатели, которые были определены в начале эксперимента на констатирующем этапе.Поэтому можно сказать, что задачи, поставленные во введении, были выполнены, цель достигнута.Можно считать, что проведенный анализ может быть развит в полноценное исследование. В ходе работы была проведена апробация выбранного комплекса на детях, что в контрольном эксперименте показало, что выбранные мероприятия улучшают коммуникативные навыки у детей в старшей гр. детского сада и доказывают свою эффективность.Список использованных источниковАндреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / М. Г. Андреева. – Москва: Речь, 2006. – 384 с.Анфисова, С.Е. Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Тольятти, 2004. - С. 12.Бганко, О. Д. Становление профессионально значимых качеств будущего педагога средствами Театрализованных технологий [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук / О. Д. Бганко. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2000. – 188 с.Быков В. С., Рычкова Л. С. Индивидуализация как главный дидактический принцип художественно-эстетического воспитания младших школьников //Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №. 6. – С. 332-332Генкин, Д. М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы [Текст] / Д. М. Генкин. – Санкт-Петербург: ЛГИК 1982. – 141 с. Голышева И. А., Сбитнева Е. С. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников [Текст] / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева // Молодой ученый. – 2016. – №27. – С. 659-662. Груздова, И.В. Творческое развитие младшего школьника: электронное уче.-метод. Пособие / И.В. Груздова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Текст] / Н. Н. Двуличанская // Машиностроение и компьютерные технологии. - 2011. – №4. – С. 145-155.Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: пособие для воспитателей и учителей начальных классов. М., 2009. - С. 42.Заболтина, В. В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / В. В. Заболтина. – Нижний Новгород: ВГИПУ, 2011. - 137 с.Зайцева К. П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников //Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2011. – №. 3. – С. 1552-1552Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с. Кузина, А.Ю., Дыбина, О.В. Дошкольная педагогика: Методические указания к выполнению контрольных работ [Текст] / А.Ю. Кузина, О.В. Дыбина. - Тольятти: ТГУ, 2009 (март). - 1/0,5 п.л.Максимова, А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх [Текст] / А. А. Максимова // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – №. 1. – С. 3-7. Науменко, Т. В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания [Текст] / Т. В. Науменко // Социологические исследования. – 2003. – №. 10. – С. 39–46. Никитина, А. Б. Школьная Театрализованная педагогика в контексте современного российского образования [Текст] / А. Б. Никитина // Материалы II Всерос. конф. школьной Театрализованной педагогики памяти ЛА Сулержицкого, Москва. – 2015. – С. 20-28. Никонова Н.И. К проблеме содержания понятия «Театрализация» в школьном образовательном процессе // Природные ресурсы Арктики и Субарктики . 2010. №1Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст]: Учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: МГППУ, 2006. – 374 с.Парыгин, Б. Д. Анатомия общения [Текст]: учебное пособие / Б. Д. Парыгин. Санкт-Петербург: изд-во Михайлова В. А., 1999. - 300 с.Рачева Вера Семёновна Развитие творческого мышления младших школьников // Концепт. 2013. №1. Рыбакова А. В., Филиппова Л. В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – №. 11-5Садыкова, Е. Н. Театрализованная деятельность – это игра, в которой ребенок познает мир и развивает речевые навыки [Текст] / Е. Н. Садыкова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – №. 1. – С. 283-284. Семенюк, Н. М. Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника [Текст] / Н. М. Семенюк // Науч.-издат. центр «Sociosfera–CZ». – 2015. – №. 30-С. – С. 89-93. Соколов А.В. Теория социальной коммуникации. СПб., 2001. С. 17–18Степанов Е. Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов //Завуч начальной школы. – 2011. – №. 6. – С. 36-48. Тамбиева С. О. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников //Алиевские чтения: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов университета. -Карачаевск. – 2004. – С. 102-105.Тищенко, В. А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации [Текст] / В. А. Тищенко // Казанский педагогический журнал. – 2008. – №. 2. – С. 154-168.Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко. — Москва: Гардарики, 2005. – 349 с.Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации [Текст] / Ф. И. Шарко. – Москва: Перспектива, 2020. – 256 с. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М.: Академия, 2007. 384 сЭриксон Э. Детство и общество. СПб.,1996Приложение 1Таблица 1Обработка результатовпо шкалам методики «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И. А., Холмогорова В.М)(контрольной группы)№ п/пФ.И. ребёнкаИнтерес к сверстникуИнициативностьЧувствительность (активность)Просоциальные действияЭкспрессивно- мимические средстваАктивная речь1Антон М.0120032Валентина С.1220123Юлия М.0,5110,50,514Павел Л.11110,545Влад А.0,5110,50,526Александр М.1221137Людмила К.1121128Вадим К.0110029Олег В.01100210Андрей К.02100,5211Ирина Т.01200412Владимир Н.0,510,50,50,5313Фёдор Ш.1110,51214Михаил Ш.0,5110,50,5215Артём К.0,5110,50,52Таблица 2Обработка результатовпо шкалам методики «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И. А., Холмогорова В.М)(экспериментальной группы)№ п/пФ.И. ребёнкаИнтерес к сверстникуИнициативностьЧувствительность (активность)Просоциальные действияЭкспрессивно- мимические средстваАктивная речь1Игорь Г.0110032Елена А.0010023Александр З.0,5110,50,524Михаил М.1220,5125Владимир В.0,510,50,50,526Светлана П.1220,5137Алёна Ю.1110,50,528Алексей С.01100,529Виктория П.01100210Максим Б.02100211Юлия Б.01200212Никита П.0,5210,50,5313Наталья К.0,5110,50,5214Евгений Х.0,5120,50,5215Людмила К.0,5120,50,52Таблица 3Обработка результатовпо шкалам методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р.С. Немов) (контрольной группы)№ п/пФ.И. ребёнкаДобротаВнимательность к людямПравдивость, честностьВежливостьОбщительностьЩедростьОтзывчивостьСправедливостьЖизнерадостностьОтветственность1Антон М.100001000,502Валентина С.1111111110,53Юлия М.0,50,50,50,50,50,50,50,50,50,54Павел Л.1111110,510,50,55Влад А.0,50,50,50,50,50,50,50,50,50,56Александр М.11111111117Людмила К.1111110,50,5118Вадим К.00,500,51100009Олег В.1000,510,5101010Андрей К.10,50100,50,501011Ирина Т.00011010,51012Владимир Н.0,510,50,50,50,50,50,50,50,513Фёдор Ш.1111111110,514Михаил Ш.0,50,50,50,50,50,50,50,50,50,515Артём К.0,50,50,50,50,50,50,50,50,50,5Таблица 4Обработка результатовпо шкалам методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р.С. Немов) (экспериментальной группы)№ п/пФ.И. ребёнкаДобротаВнимательность к людямПравдивость, честностьВежливостьОбщительностьЩедростьОтзывчивостьСправедливостьЖизнерадостностьОтветственность1Игорь Г.10000000002Елена А.11111111113Александр З.0,50,50,50,50,50,50,50,50,514Михаил М.1111111110,55Владимир В.0,50,50,50,50,50,50,50,50,50,56Светлана П.11111110,510,57Алёна Ю.110,51110,50,5118Алексей С.00000,501010,59Виктория П.00010,50,5001010Максим Б.00100,50,5000011Юлия Б.0,5000,50,51001012Никита П.0,50,50,50,50,50,50,50,50,50,513Наталья К.110,510,50,50,50,51114Евгений Х.0,50,50,50,50,50,50,50,50,50,515Людмила К.0,50,50,50,50,50,50,50,50,50,5Приложение 2Конспект ООД «Идем в театр»Цель – формирование навыка разговорной речи.Задачи ООД:1.Давать определение понятию «театр»2.Развить умение общаться, выразительно говорить, обращать внимание друг на друга, развивать умение строить диалог.3.Учить детей работать в парах4.Повысить словарный запас детей5.Порадовать детей6.Развить желание работать в группе.Предварительная работа: поговорить с детьми о том, что такое театр, познакомить с профессиями людей, работающих в театре, посмотреть альбом с фотографиями из театра.Ход занятия В группу входит воспитатель, одетый Петрушкой и держит в руке конверт.Петрушка «Как весело, как весело…»В: «Привет, Петушка. Ты такой веселый, значит ты точно что-то забыл»П: «Не забыл. Вот, принес конверт от моих друзей, Бим и Бом».В: «Дети, скажите Петрушке, что говорят, приходят в гости?»Дети «Здравствуйте»П: «А я вас не знаю и не хочу с вами здороваться»Игра «Давайте знакомиться»В: «Дети, давайте покажем Петрушке как правильно поздороваться. Как это можно сделать?»Дети предлагают варианты.П: «Я понял. Здравствуйте, Добрый день, Привет! Это просто! А вы знаете, что Тили-Милли-Трямдии здороваются совсем не так?»Петрушка показывает смешные действия, затылок к затылку, щека к щеке и т.п.П: «Вам понравилась игра?»Д: «Да!»П: «Спасибо вам, что научили разным словам. А мне пора»В: «Подожди, ведь конверт мы так и не прочитали»П: «Забыл!»Вручает приглашение.В: «Приходите в театр. Ваши друзья Бим и Бом. Ребята, пойдем в театр?»Д: «Да»Вспоминают правила поведения в театреП: «По пути в театр споем песню «Вместе весело шагать»П «Бейте, ребята, не стесняйтесь и успокойтесь! Это видно всем? все слушают? Подготовьте свои уши, глаза, и мы сейчас покажем сказку...»Взрослые, используя персонажей театра "би-ба-бо", разыгрывают мини-сцену "Таня и мяч". Другая пара показывает сцены «Ежик-Чистый» и «Хозяйка» (хозяин) и кошка».В. «Ежик пыхтит и морщится: ежик. Что я твоя уборщица! Я ни в коем случае не буду убирать лес, содержите его в чистоте!В конце мини-сцены дети благодарят артиста аплодисментами. Петрушка приглашает детей стать художниками, называя ряды и места приглашенных детей. Приглашенный вызывает следующего "художника", чтобы помочь ему. Дети за ширмой обсудят, какие сцены они будут исполнять, какие роли они выберут, какие наряды и атрибуты им понадобятся. "Петрушка объявляет перерыв в "театре" и приглашает всех желающих принять участие в хороводной игре "Золотые ворота". Петрушка предлагает команде перетягивание каната. После этого Петрушка приглашает детей поучаствовать в игре "Поможем ежику собрать яблоки".Хит Вы можете увидеть "яблоки", разбросанные по полу. Каждый из троих, взявшись за руки, свободными руками должен собрать на фартуке как можно больше яблок. Собрав все яблоки, игра остановится. Не забывайте, что первые две тройки не могут отпустить свои руки, вступающие в игру. (Воспроизведение музыки) Раз, Два, Три, Начинай!После окончания игры дети анализируют работу тройки.Дети. Мне очень понравилось это трио, потому что дети не тащили друг друга в разные стороны, они не расходились. Петрушка объявляет об окончании перерыва и приглашает детей сесть на стул и образовать круг.Хит мы сидим в колонне и разговариваем в колонне. Давайте обменяемся новостями между нами.Состоится игра "Обмен новостями". Дети, объединенные парами, шепчутся друг с другом, чтобы узнать, что всем нравится в театре. После этого каждый ребенок расскажет своему соседу, что ему нравится.2.Театрализованная игра «Давайте знакомиться», «Назови имя ласково»Цель – формирование навыка ведения театрализованной игры.Задачи:- воспитывать навыки общения.- формировать навыки речевого развития. Дети встают в круг, берут мяч и перекидывают друг другу. Кому попадает мяч, тот называет свое имя. Воспитатель говорит о том, что имена у детей очень красивые, спрашивает зачем нужно имя, вспоминают слова, которые говорят при знакомстве. В продолжении разговора воспитатель читает сказки по знакомство героев: «Малыш иКарлсон», «Страшила и Тотошка»3.Игры-инсценировки: шутки на полминутки. «Яблоко», «Таня и мёд»Цель игры – развитие навыка речи.Задачи игры- воспитывать умение отвечать на вопросы- обучать умению логически мыслить«Яблоко» Девочка спрашивает, где яблоко. Андрюша его съел. Девочка говорит, что ох, не мыл ты его. Мальчик говорит, что он шкуру счистил. А очистки съел.«Таня и мёд»Таня съела весь мед. Шуточное стихотворение.4.Игра-драматизация «Три поросенка»Цель игры – формирование навыка общения.Задачи игры:- научиться слушать друг друга.- воспитывать отзывчивость.В этойигре детям предоставляется возможность сыграть сценку. Зачитывается стихотворение. Дети должны выучить его заранее.5.Новое продолжение знакомой сказки: К. И. Чуковского «Телефон»Цель – обучение логическому мышлению.Задачи:- воспитывать умение общаться- обучать вести диалогВ данном задании дети должны закончить сказку сами, придумать собственное окончание сказки.Воспитатель говорит: «У меня зазвонил телефон. Кто говорит?» А дальше дети придумывают сами.6.Спектакль «Вежливые слова»Цель – проектирование спектакля.Задачи:- обучение умению общаться- воспитать творческую личность.Разыгрывается сценарий, в котором дети играют разные роли в театре.7.Коллективное сочинение сказки «Путешествие Колобка»Цель – сочинение сказки.Задачи:- обучение умению играть в настольный театр.- воспитать умение общаться.- обучение умению понимать эмоции других людей.Это возможность поиграть с детьми в настольный театр. Воспитатель начинает читать сказку, а дети, беря в руки фигурки, продолжают сказку.8.Театрализованная игра «Придумай диалог»Цель – обыгрывание сценки.Задачи:- обучение умению вести диалог- воспитание творческой мотивации.Дети должны рассказать диалог между котом и мышью. Начинает воспитатель, а дальше придумывают дети.9.Сказка «Курочка Ряба»Цель – рассказывание сказку.Задачи:- обучение выражению свои мысли- воспитание ответственностиНеобходимо рассказать сказку, используя только мимику и жесты. 10.«Давайте говорить друг другу комплименты»Цель – обучение навыку говорить комплименты.Задачи:- обучение умению уважать друг друга- воспитание отзывчивости.Дети должны по кругу говорить друг другу комплименты, отмечая черты характера, внешность, стараясь не повторяться11.Театрализованная игра «Сказки наизнанку»Цель – разыгрывание сказки наоборот.Задачи:- воспитание творчество и логику.- обучение думать самостоятельно.Дети должны научиться общаться по-разному, определять состояние собеседника, говорить о собственных чувствах. Здесь в ход идет кукольный театр или настольный театр. Воспитатель предлагает переиначить характеры героев. Например, колобок злой, а лиса добрая.Упражнение «Приветствия с действиями»Цель – обучение пониманию действия без слов.Задачи:- воспитание отзывчивость.- обучение умению работать в паре.Для этой игры дети говорят: «С добрым утром», стоя лицом друг к другу. Так они сопровождают каждое свое действие.Приложение 3Таблица 5Обработка результатовпо шкалам методики «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И. А., Холмогорова В.М)(контрольной группы)№ п/пФ.И. ребёнкаИнтерес к сверстникуИнициативностьЧувствительность (активность)Просоциальные действияЭкспрессивно- мимические средстваАктивная речь1Антон М.01200,532Валентина С.121,500,523Юлия М.0,511,50,50,524Павел Л.1110,50,545Влад А.0,511,50,50,526Александр М.12110,537Людмила К.0,5120,50,528Вадим К.0,5110,5029Олег В.0,51100210Андрей К.01100,5211Ирина Т.0110,50312Владимир Н.0,511,50,51313Фёдор Ш.0,5210,50,5214Михаил Ш.0,511,50,51215Артём К.0,5110,512Таблица 6Обработка результатовпо шкалам методики «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И. А., Холмогорова В.М)(экспериментальной группы)№ п/пФ.И. ребёнкаИнтерес к сверстникуИнициативностьЧувствительность (активность)Просоциальные действияЭкспрессивно- мимические средстваАктивная речь1Игорь Г.0,5110,5132Елена А.0,5211123Александр З.11110,52,54Михаил М.11,521125Владимир В.1210,50,526Светлана П.1220,5127Алёна Ю.12110,528Алексей С.01110,529Виктория П.0110,512,510Максим Б.02111211Юлия Б.0220,512,512Никита П.12210,5313Наталья К.0,52111314Евгений Х.1220,51215Людмила К.0,52210,52Таблица 7Обработка результатовпо шкалам методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р.С. Немов) (контрольной группы)№ п/пФ.И. ребёнкаДобротаВнимательность к людямПравдивость, честностьВежливостьОбщительностьЩедростьОтзывчивостьСправедливостьЖизнерадостностьОтветственность1Антон М.100001000,502Валентина С.1111111110,53Юлия М.0,50,50,50,50,50,50,50,50,50,54Павел Л.1111110,510,50,55Влад А.0,50,50,50,50,50,50,50,50,50,56Александр М.11111111117Людмила К.1111110,50,5118Вадим К.00,500,51100009Олег В.1000,510,5101010Андрей К.10,50100,50,501011Ирина Т.00011010,51012Владимир Н.0,510,50,50,50,50,50,50,50,513Фёдор Ш.1111111110,514Михаил Ш.0,50,50,50,50,50,50,50,50,50,515Артём К.0,50,50,50,50,50,50,50,50,50,5Таблица 8Обработка результатовпо шкалам методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Р.С. Немов) (экспериментальной группы)№ п/пФ.И. ребёнкаДобротаВнимательность к людямПравдивость, честностьВежливостьОбщительностьЩедростьОтзывчивостьСправедливостьЖизнерадостностьОтветственность1Игорь Г.11011100102Елена А.11111111113Александр З.0,50,50,50,50,50,50,50,50,514Михаил М.1111111110,55Владимир В.10,50,50,50,50,50,50,50,50,56Светлана П.11111110,510,57Алёна Ю.110,51110,50,5118Алексей С.110110,510,510,59Виктория П.11010,50,5101010Максим Б.111110,510,51011Юлия Б.0,5100,50,5110,510,512Никита П.0,510,50,50,50,50,50,50,50,513Наталья К.110,50,50,50,50,50,50,50,514Евгений Х.10,50,50,510,50,50,50,50,515Людмила К.110,5110,50,50,50,50,5
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / М. Г. Андреева. – Москва: Речь, 2006. – 384 с.
2. Анфисова, С.Е. Компетентностно-ориентированный подход к образованию. Тольятти, 2004. - С. 12.
3. Бганко, О. Д. Становление профессионально значимых качеств будущего педагога средствами Театрализованных технологий [Текст]: Дис. ... канд. пед. наук / О. Д. Бганко. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2000. – 188 с.
4. Быков В. С., Рычкова Л. С. Индивидуализация как главный дидактический принцип художественно-эстетического воспитания младших школьников //Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №. 6. – С. 332-332
5. Генкин, Д. М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы [Текст] / Д. М. Генкин. – Санкт-Петербург: ЛГИК 1982. – 141 с.
6. Голышева И. А., Сбитнева Е. С. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников [Текст] / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева // Молодой ученый. – 2016. – №27. – С. 659-662.
7. Груздова, И.В. Творческое развитие младшего школьника: электронное уче.-метод. Пособие / И.В. Груздова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019.
8. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Текст] / Н. Н. Двуличанская // Машиностроение и компьютерные технологии. - 2011. – №4. – С. 145-155.
9. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников: пособие для воспитателей и учителей начальных классов. М., 2009. - С. 42.
10. Заболтина, В. В. Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] / В. В. Заболтина. – Нижний Новгород: ВГИПУ, 2011. - 137 с.
11. Зайцева К. П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников //Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. – 2011. – №. 3. – С. 1552-1552
12. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
13. Кузина, А.Ю., Дыбина, О.В. Дошкольная педагогика: Методические указания к выполнению контрольных работ [Текст] / А.Ю. Кузина, О.В. Дыбина. - Тольятти: ТГУ, 2009 (март). - 1/0,5 п.л.
14. Максимова, А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх [Текст] / А. А. Максимова // Начальная школа плюс До и После. – 2005. – №. 1. – С. 3-7.
15. Науменко, Т. В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания [Текст] / Т. В. Науменко // Социологические исследования. – 2003. – №. 10. – С. 39–46.
16. Никитина, А. Б. Школьная Театрализованная педагогика в контексте современного российского образования [Текст] / А. Б. Никитина // Материалы II Всерос. конф. школьной Театрализованной педагогики памяти ЛА Сулержицкого, Москва. – 2015. – С. 20-28.
17. Никонова Н.И. К проблеме содержания понятия «Театрализация» в школьном образовательном процессе // Природные ресурсы Арктики и Субарктики . 2010. №1
18. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст]: Учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва: МГППУ, 2006. – 374 с.
19. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения [Текст]: учебное пособие / Б. Д. Парыгин. Санкт-Петербург: изд-во Михайлова В. А., 1999. - 300 с.
20. Рачева Вера Семёновна Развитие творческого мышления младших школьников // Концепт. 2013. №1.
21. Рыбакова А. В., Филиппова Л. В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – №. 11-5
22. Садыкова, Е. Н. Театрализованная деятельность – это игра, в которой ребенок познает мир и развивает речевые навыки [Текст] / Е. Н. Садыкова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016. – №. 1. – С. 283-284.
23. Семенюк, Н. М. Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника [Текст] / Н. М. Семенюк // Науч.-издат. центр «Sociosfera–CZ». – 2015. – №. 30-С. – С. 89-93.
24. Соколов А.В. Теория социальной коммуникации. СПб., 2001. С. 17–18
25. Степанов Е. Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов //Завуч начальной школы. – 2011. – №. 6. – С. 36-48.
26. Тамбиева С. О. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников //Алиевские чтения: Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов университета. -Карачаевск. – 2004. – С. 102-105.
27. Тищенко, В. А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации [Текст] / В. А. Тищенко // Казанский педагогический журнал. – 2008. – №. 2. – С. 154-168.
28. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко. — Москва: Гардарики, 2005. – 349 с.
29. Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации [Текст] / Ф. И. Шарко. – Москва: Перспектива, 2020. – 256 с.
30. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М.: Академия, 2007. 384 с
31. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.,1996
Вопрос-ответ:
Какие коммуникативные навыки формируются у детей старшего дошкольного возраста через театрализованно-игровую деятельность?
Через театрализованно-игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста формируются такие коммуникативные навыки, как умение выразить свои мысли, слушать и понимать собеседника, контролировать свое поведение, сотрудничать с другими, развивать воображение и творческие способности.
Почему коммуникативные навыки важны для детей старшего дошкольного возраста?
Коммуникативные навыки являются основой для успешного общения ребенка с окружающим миром. Они помогают ребенку осознать свои чувства и мысли, установить контакт с другими людьми, решать конфликты и находить компромиссы. Кроме того, развитие коммуникативных навыков способствует развитию логического мышления и эмоциональной интеллектуальности.
Какие особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста?
В старшем дошкольном возрасте дети активно развивают коммуникативные навыки. Они начинают использовать более сложные грамматические конструкции, расширяют свой словарный запас, учатся выражать свои мысли более точно и последовательно. Также дети в этом возрасте активно начинают работать над развитием навыков слушания и понимания собеседника.
Какие образовательные программы направлены на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста?
Существует множество образовательных программ, которые направлены на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Некоторые из них основаны на использовании театрализованно-игровой деятельности, другие - на использовании различных игр и упражнений. Важно выбрать программу, которая наиболее полно учитывает потребности и особенности развития конкретного ребенка.
Какие навыки развиваются у детей старшего дошкольного возраста через театрализованно игровую деятельность?
У детей старшего дошкольного возраста через театрализованно игровую деятельность развиваются коммуникативные навыки. Они учатся выражать свои мысли и чувства, слушать других, устанавливать контакт с окружающими, осваивать правила общения, развивать свою речь и языковую культуру.
В чем заключаются особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста?
Особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста связаны с углублением понимания языка и более сложными формами общения. Дети начинают осознавать свою речь, учитывать потребности собеседника, устанавливать взаимодействие в группе, а также используют различные способы коммуникации.
Какую роль играет театрализованно-игровая деятельность в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста?
Театрализованно-игровая деятельность играет важную роль в развитии коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Через игру дети могут выразить свои мысли и чувства, научиться слушать других, развивать свою речь и логическое мышление. Театральные постановки и ролевые игры помогают им освоить навыки взаимодействия в группе и учат общаться с окружающим миром.
Какие образовательные программы направлены на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста?
Существует множество образовательных программ, направленных на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Некоторые из них включают в себя различные игры и упражнения, направленные на развитие детской речи, умение слушать и выражать свои мысли. Кроме того, в этих программах дети учатся взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, учатся правилам общения и решению конфликтных ситуаций.
Какие коммуникативные навыки развиваются у детей старшего дошкольного возраста через театрализованно-игровую деятельность?
Через театрализованно-игровую деятельность дети старшего дошкольного возраста развивают такие коммуникативные навыки, как умение выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других, сотрудничать с другими детьми, учиться эмпатии и сопереживанию, использовать жесты, мимику и интонацию для передачи информации, а также развивать свою речь и словарный запас.
Какие особенности развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста наблюдается значительное развитие коммуникативных навыков. Они начинают использовать более сложные предложения и обогащают свой словарный запас. Также они становятся более осознанными коммуникаторами и умеют адаптировать свою речь к ситуации и аудитории. У них появляется интерес к рассказам, высказываниям и обсуждениям, и они проявляют большую активность в использовании языка для общения и самовыражения.