Социальная ответственность в бизнеса в ЕС
Заказать уникальную курсовую работу- 92 92 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 13.08.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА: ПОЧЕМУ БИЗНЕС ДОЛЖЕН БЫТЬ СОЦТАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫМ 12
ГЛАВА 2. ПРОДВИЖЕНИЕ КСО В ЕВРОПЕ И ЗА РУБЕЖОМ 45
ГЛАВА 3. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КСО В ЕС НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ DANONE 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 92
При расчете сроков поступления финансирования деятельности коммерческого предприятия при взаимодействии с публично-правовыми образованиями также необходимо на этапе календарно-сетевого планирования закладывать запас времени, связанный с проведением банковских трансакций по переводу денежных средств со счета инвестора проекта на счет компании, занимающейся реализацией деятельности коммерческого предприятия при взаимодействии с публично-правовыми образованиями. Причем, при планировании сроков поступления финансирования необходимо обращать внимание на задержку сроков финансовых трансакций кредитными организациями по причине нерабочих дней. В условиях же невозможности своевременного поступления финансирования, необходимо рассматривать возможности кредитования со стороны поставщиков материалов, техники и комплектующих к ней с последующим гарантированием оплаты обязательств в заранее оговоренные сроки.В целом, организация календарно-сетевого планирования в деятельности коммерческого предприятия при взаимодействии с публично-правовыми образованиями подразумевает формирование календарного плана на основании проработанной карты рисков проекта, подразумевающей хеджирование всех выявленных рисковых факторов и определение возможного резерва времени на преодоление негативных последствий, не прогнозируемых в настоящий момент. Таким образом, риск-менеджмент при разработке календарно-сетевого планирования оперативного контроля в деятельности коммерческого предприятия при взаимодействии с публично-правовыми образованиями подразумевает, прежде всего, достижение цели завершение проекта в установленные сроки с соблюдением финансовых ограничений (бюджет доходов и расходов) и договорных ограничений (сроки контрактов с поставщиками, подрядчиками).Глава 3. Систематизация и совершенствование механизмов КСО в ЕСна примере компании DanoneDanone – одна из крупнейших компаний в ЕС по производству молочной продукции, а также один из лидеров рынка в своей категории. В портфель брендов европейского подразделения Danone входит 16 брендов (из молочной продукции): согласно классификации Д. Аакера, архитектуру бренда Danone составляет материнский бренд (Danone) и его 5 суб-брендов (Actimel, Даниссимо, Активиа, Растишка), а также дом брендов (house of brands), в который входят 11 брендов (Биобаланс, Актуаль, Летний день, Для всей семьи, Петмол, Простоквашино, Alpro, Versa, Nutricia, Тема, Смешарики). По результатам исследования GfK компания Danone вошла в топ-10 лучших корпоративных брендов в ЕС. В исследовании оценивали силу брендов не только по объективным рыночным показателям, но и с точки зрения психологической привлекательности торговой марки для потребителей. Компания Danone заняла 10 место в номинации “Лучший иностранный бренд в ЕС”. Согласно исследованиям Центра Изучения Молочного Рынка (Dairy Intelligence Agency, DIA), В период с июля 2018 по июль 2019 года продажи молочной продукции Danone сократились в натуральном выражении на 8,4%, отрицательная динамика наблюдалась и в денежном эквиваленте, в то время как Ehrmann, один из главных конкурентов компании Danone, увеличил продажи на 13,2%. Тем временем, по данным DIA потребление молока на душу населения в ЕС в 2018 году выросло на 1,1% до 153,4 кг в год. [13]Такое положение дел, с одной стороны, свидетельствует об успехе Danone на европейском рынке, но в то же время констатирует рост конкурентов и изменениях в потреблении категории людьми. Осуществление деятельности в сфере КСО, которая четко ориентирована на инсайт потребителя и соответствует миссии бренда, дает большие возможности для дифференциации бренда на рынке молочной продукции, где этого добиться в принципе не просто – большое количество брендов в одной категории, которые коммуницируют одни и те же преимущества продукта: “вкусно”, “полезно”, “качественно”. Анализ приведенных определений концепции КСО позволяет прийти к выводу, что общество возлагает на бизнес экономические, правовые, социальные и этические обязательства. У Danone, как одной из крупнейших компаний на рынке, есть большие возможности для этого, и от крупного бизнеса в ЕС потребители ожидают проявлений КСО в различных направлениях. Релевантно ли данное утверждение относительно Danone будет также проверено в рамках качественного исследования. [14]Компанию Danone можно признать социально ответственным бизнесом, поскольку компания уже давно успешно осуществляет несколько программ КСО в различных странах своего присутствия и в том числе в Европейской Федерации. Франк Рибу, председатель правления Danone заявляет: «Для нас важно не только, сколько мы зарабатываем, но и как мы зарабатываем». Всего в ЕС Danone проводит семь программ КСО по трем направлениям: здоровый образ жизни, развитие поставщиков, экология и безопасность. В направлении “здоровый образ жизни” осуществляется три программы: “Три молочных продукта в день” и “Здоровое питание от А до Я”. Данные программы носят образовательный характер. Слоган первого проекта звучит как “3 молочных продукта в день – норма здоровых людей!” В рамках данного федерального образовательного проекта были сняты вирусные ролики с участием селебрити, создан сайт с информацией о том, какое количество молочных продуктов необходимо употреблять в пищу ежедневно, каких именно и как их выбрать из разнообразия на полке магазина. По всей стране были проведены “умные” завтраки и экскурсии на молочное производство. Проект поддержали и другие бренды молочной продукции на рынке, а также Министерство сельского хозяйства Европейской Федерации. Актуальность программы состоит в том, что за последние несколько десятков лет потребление молочной продукции снизилось на более чем 100 кг, и на данный момент норма потребления молока на человека в год снижена на 80 кг. Из-за этого может возникать дефицит кальция в организме, а также люди ограничивают себя в получении других 240 полезных элементов. Данная программа КСО Национального союза производителей молока, активное участие в которой принимает Danone, реализуется с 2013 года. [15]В целом, организация календарно-сетевого планирования в деятельности коммерческого предприятия при взаимодействии с публично-правовыми образованиями подразумевает формирование календарного плана на основании проработанной карты рисков проекта, подразумевающей хеджирование всех выявленных рисковых факторов и определение возможного резерва времени на преодоление негативных последствий, не прогнозируемых в настоящий момент. Таким образом, риск-менеджмент при разработке календарно-сетевого планирования оперативного контроля в деятельности коммерческого предприятия при взаимодействии с публично-правовыми образованиями подразумевает, прежде всего, достижение цели завершение проекта в установленные сроки с соблюдением финансовых ограничений (бюджет доходов и расходов) и договорных ограничений (сроки контрактов с поставщиками, подрядчиками).В рамках программы “Здоровое питание от А до Я” проходили интерактивные уроки в школах и детских садах, на которых детям и младшим школьников знакомили с правилами здорового питания. Актуальность данной КСО программы обусловлена тем, что по данным Научного центра здоровья детей РАМН, даже среди дошкольников здоровыми являются всего 20%. Программа осуществляется с 2011 года по всей ЕС, всего было проведено более 6000 уроков в детских садах и школах по всем городам ЕС. На интерактивных уроках дети познакомились с основами ЗОЖ и получили рабочие тетради для самостоятельных занятий, а родителям были выданы информационные материалы по детскому сбалансированному питанию. С 2018 года проект был модернизирован: компания Danone начала сотрудничество с АНО “Национальная открытая школа”, в рамках которого был разработан целый онлайн курса для школ, состоящего из 10 уроков о здоровом питании. Целевую аудиторию курса составляют школьники от 6 до 11 лет. Курс доступен общеобразовательным школам на бесплатной основе и также находится в открытом доступе в интернете;В направлении “развитие поставщиков” осуществляется две программы: “Молочная Бизнес Академия” и “Принципы работы с поставщиками”. Проект “Молочная Бизнес Академия” (МБА) является уникальным в ЕС проектом, который также носит образовательную функцию, но направлен он на специалистов молочной промышленности. Цель обучения: повысить эффективность молочных хозяйств и обучить поставщиков новым практикам и методикам в данной сфере. Глобальная задача МБА заключается в повышении объема качественного молока на рынке, а также в том, чтобы сделать его более доступным потребителю. Организаторами помимо групп компаний Danone выступают Фонд Экосистемы Danone, Национальный союз производителей молока, Орловский и Воронежский Государственные Аграрные Университеты, Институт животноводства Франции.Главными принципами работы с поставщиками являются отбор лучших поставщиков европейского коровьего молока путем проведения аудита, который включает в себя проверку качества, безопасности, а также влияния на окружающую среду. Каждый из поставщиков может стать участником программы по развитию, в которые входят такие направления как повышение квалификации сотрудников в хозяйствах, увеличение числа молочных коров, работа по стабилизации и улучшению качества и безопасности. Также проводятся инвестиционные проекты, основной целью которых является увеличение поголовья и построение мега-ферм. Danone оказывает либо прямую финансовую поддержку своим поставщикам, либо помогает в поиске банков-инвесторов.По направлению КСО Danone “Экология и безопасность” проводится две программы, одна из которых является программой внешней корпоративной социальной ответственностью, а другая внутренней корпоративной социальной ответственностью – направлена на сотрудников компании. [16]“WISE безопасность труда” – программа, коммуникационная кампания для сотрудников, нацеленная на минимизацию травм и несчастных случаев на производстве. Как известно, существует большой риск получения травмы на заводе, если не соблюдать технические параметры и меры безопасности. Проведя аналитику случаев травмирования на производстве, руководители Danone пришли к выводу, что необходимо составить ряд информационных материалов о безопасности на производстве и донести до сотрудников связь между конкретным происшествием и базовым стандартом безопасности. Таким образом были сформированы 13 базовых стандартов, и на протяжении 20 месяцев проходил образовательный проект для сотрудников, на весь период которого были составлены письменные и видеоматериалы, которые были доступны на корпоративных порталах во всех подразделениях Danone по всему миру. Продолжительность проекта обусловлена тем, что последовательное изложение материала сотрудникам приносило наилучшие результаты, данный подход был признан наиболее эффективным. Существующие соглашения по охране труда были также доработаны в рамках более глубокого изучения стандартов безопасности, к которым были также подключены подрядчики. Благодаря программе WISE сотрудники Danone по всему миру научились правильному взаимодействию с опасными энергиями, производственным оборудованием, научились правилам проведения про пожарной эвакуации, и, что важно, данные знания пригодны не только для работы, но и для повседневной жизни. По окончании проекта количество происшествий с потерей трудоспособности сократилось за 20 месяцев на более чем 50%, что было признано отличным результатом. [17]КСО программа под названием “Экологическая ответственность” является самой масштабной и глобальной программой Danone в область социальной ответственности. “Наша компания непрерывно стремится к снижению негативного воздействия на окружающую среду, поскольку мы в Danone убеждены, что только здоровая экология дает полезные продукты питания, что потребление ресурсов и сырья изменяет облик планеты. Мы верим, что совместная деятельность с сообществами позволит найти новые эффективные решения”, – так заявляет исполнительный директор Danone Эммануэль Фабер. Руководствуясь одним из главных принципов компании “Нести здоровье людям без ущерба для здоровья нашей планеты”, Danone осуществляет деятельность по защите природы по четырем направлениям, таким как сельское хозяйство, вода, упаковка и климат. Так как производственная деятельность связана с использованием воды, что отражается на водных источниках в регионе присутствия, а, значит, и на экологии в целом, Danone поставили себе амбициозные цели по сокращению использования воды и по повышению эффективности водоочистительный предприятий. К 2020 году было запланировано снижение используемой воды на 4 300 000 м, и уже к 2018 году было сокращено потребление на 2 680 000 м3, что составило 60% от заявленной цели.В направление “устойчивое сельское и лесное хозяйство” входит: [18]охрана здоровья коров и осуществление их благополучия на фермах;максимально эффективное использование ресурсного потенциала сельскохозяйственных земель;возобновление плодородности почв; поддержка и развитие поставщиков, а также тщательный отбор таковых В целях сохранения лесов используется только FSC-сертифицированная картонно-бумажная упаковка, произведенная из древесного сырья от экологически ответственных поставщиков.Компания Danone также стремится из года в год сокращать свой углеродный след, чтобы внести свой вклад в мировую борьбу с глобальным потеплением. Целью на 2020 год было сократить выбросы углерода на 760 000 тонн, и на текущий момент достигнуто уже 87% данной цели. Другие цели Danone:Формирование замкнутого цикла в сфере упаковки и увеличение процента вторсырья в создании упаковки;Уменьшение объема отходов на производстве и повышение количества производственных отходов, используемых в переработке;Экологичный дизайн: исключение препятствий к перерабатываемости упаковки, появляющихся из-за своеобразия технологических и дизайнерских решений;Процент упаковки из ПЭТ (полиэтилентерефталат, вид пластика) является наиболее превалирующей в числе упаковочных материалов Danone на европейском рынке, по этой причине, исходя из идеи циклической экономики, компания уже применяет переработанный ПЭТ в упаковке товаров таких брендов, как "Простоквашино", "БиоБаланс", "Актуаль" и "Активиа". Для этих задачей задействуется вторичное сырьё высочайшего качества, которое полностью соответствует характеристикам первичного сырья.К настоящему времени Danone максимизирует содержание вторичного сырья в своей ПЭТ-преформе, к 2020 году этот показатель достигает 30%. Этому способствует устойчивый замкнутый цикл создания упаковки, над формированием которого компания активно работает при помощи взаимодействия с поставщиками сырья. Данные меры позволяют компании Danone снизить углеродный след на 5600 тонн в год, а также препятствовать попаданию пластиковых отходов в окружающую среду, и тем самым содействовать активному развитию перерабатывающей отрасли в ЕС.Исходя из анализа реализуемых программ КСО Danone мы видим, что ни одна из программ не направлена на помощь людям, то есть ни одна программа не затрагивает категорию “Филантропическая ответственность”. Не смотря на то, что на сегодняшний день Danone не осуществляет ни одной продолжительной КСО программы по помощи и поддержке нуждающихся слоев населения, в прошлом у компании уже был успешный опыт в данной категории КСО. В феврале 2016 года продукты Danone были использованы для приготовления обедов для малоимущих европейцев, инвалидов и людей пенсионного возраста. Также молочные продукты Danone были направлены 36 семьям с маленькими детьми. Валерия Трифонова, директор по коммуникациям группы компаний Danone, прокомментировала, что география данной КСО программы со временем будет расширена, но пока этого сделано не было.20 ноября 2017 года в соответствии с распоряжением Министерства Здравоохранения был расширен Перечень специализированных продуктов лечебного питания для обеспечения этими продуктами детей-инвалидов с редкими (орфанными) заболеваниями. К таким заболеваниям относится муковисцидоз (тяжелое наследственное заболевание), а в перечень продуктов лечебного питания тогда вошли несколько продуктов компании Nutricia (подразделение компании Danone) - Цистилак, Ликвиджен+ и Нутризон эдванст Нутридринк, позднее этот перечень был дополнен жидкими готовыми формами Ликвиджен+ и Нутринидринк с пищевыми волокнами. Это стало большим достижением для компании, ведь для пациентов с данным редким наследственным заболеванием лечебная диета способна увеличить продолжительность жизни и снизить случаи обострения муковисцидоза. Тем не менее, по мере взросления пациента, потребность в дорогостоящей диетотерапии остается прежней, но не каждый заболевший может самостоятельно ее себе обеспечивать на протяжении всей своей жизни. В связи с этим представители государственных, научных и коммерческих организаций выдвинули ряд предложений к TC, таких как: [19]включение в Перечень специализированных продуктов лечебного питания не только детей-инвалидов, но и взрослых, что необходимо для снижения уровня смертности в обеих возрастных группах, и обеспечения бесплатного доступа к специализированному питанию, в том числе, производимым в готовой форме : «Нутризон Энергия c ПВ», для перорального (в том числе зондового) питания, а также для пациентов с муковисцидоз-ассоциированным сахарным диабетом или нарушенной толерантностью к глюкозе: «Нутризон Эдванст Диазон». Обеспечение доступности парентерального и энтерального питания и оборудования для его введения для пациентов с муковисцидозом (амбулаторно и в стационаре) с критически малым весом. Социально ответственный бизнес — это возможность совместить интересное путешествие с реальным вкладом в устойчивое развитие посещаемой территории. Лозунг ответственного бизнеса: Улучшая среду обитания местного населения, создавай привлекательные туристические достопримечательности.Современный бизнес имеет длительную историю развития, путешественники и путешествия известны человечеству с древнейших времен, но массовым бизнес стал только после Второй мировой войны. Слово бизнес (экскурсию с социально-ответственным направлением, от tour) в переводе с французского означает прогулка, поездка, путешествие. Понятие бизнес нашло отражение в документах Всемирной туристской организации, созданной из преобразованного неправительственного Международного союза официальных туристских организаций, а также в принципах международного бизнеса в Кодексе туриста, Хартии бизнеса, Туристской декларации, Глобальном этическом кодексе бизнеса, которые признаются важнейшими базовыми и программными документами для развития мирового бизнеса. ООН в 1954 году определила бизнес как вид активного отдыха, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства. В соответствии с Манильской декларацией по мировому бизнесу (1980 г.) под бизнесом понимается деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения. Бизнес – это путешествие, совершаемое человеком в свободное от основной работы время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях.Согласно данным UNWTO в 2018 году число международных туристских прибытий увеличилось на 6 п.п. и достигло 1,4 миллиарда. С учетом значительного роста, наблюдавшегося в последние годы, показатель, соответствующий 1,4 миллиарда, был достигнут на два года раньше, чем ожидалось согласно долгосрочному прогнозу, опубликованному ЮНВТО в 2010 году. В 2018 году, который занимает второе место по показателям за период с 2010 года, были закреплены исключительно высокие результаты, достигнутые в 2017 году (+7 п.п.). Лидировали по темпам роста Ближний Восток (+10 п.п.) и Африка (+7 п.п.), в то время как рост числа прибытий в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Европе (+6 п.п. в обоих регионах) соответствовал среднемировыми показателями. В Американском регионе рост составил 3 п.п.. Эти результаты были обусловлены благоприятной экономической ситуацией и высоким спросом на выездной бизнес на основных рынках выездного бизнеса. В 2019 году во всех регионах наблюдался рост международного бизнеса. Тем не менее неопределенность вокруг Brexit, крах туроператора Thomas Cook, геополитическая и социальная напряженность и спад мировой экономики совместно способствовали замедлению роста в 2019 году по сравнению с исключительными темпами в 2017 и 2018 годах. Несмотря на глобальные вызовы последних лет - финансовую нестабильность и возможность террористических угроз, показатели международного бизнеса постоянно улучшаются, причем Всемирная туристская организация UNWTO прогнозирует, что рост в отрасли будет продолжаться, в ближайшие годы темпы его будут превышать цифры, заявленные в долгосрочном прогнозе. В связи с этим экономика бизнеса - одна из самых прибыльных и вклад туристической отрасли в мировую экономику превышает 10 п.п. мирового ВВП.В 2020 году прогнозировался рост от 3 п.п. до 4 п.п., что отражено в последнем индексе доверия ЮНВТО (UNWTO Confidence Index), который демонстрировал осторожный оптимизм: 47 п.п. участников считало, что показатели бизнеса улучшатся, а 43 п.п. – что он останется на том же уровне, что и в 2019 году. Таким образом, бизнес для многих стран мира сегодня - перспективная отрасль экономики, в развитии которой заинтересован крупный корпоративный бизнес, представители частных фирм и государственных ведомств, имеющие отношение к туристическому бизнесу и оказывающие услуги туроператорам, а также местные жители, занятые в туристической отрасли. В тоже время необходимо обратить внимание, что пандемия коронавируса внесла свои коррективы в туристический бизнес всего мира. На сегодняшний день большинство стран закрыты для бизнеса, что просит значительные убытки в отрасль. Социально-ответственный (культурно-познавательный) бизнес представляет собой туристическую поездку либо путешествие с познавательными целями в целях знакомства туриста с культурными ценностями, когда во время туров и экскурсий человек расширяет свой культурный кругозор, получая знания в соответствии с собственными культурными запросами и собственным выбором. Такой вид бизнеса формирует гармонично развитую личность. Человек, который интересуется культурой разных народов, событиями в культурной жизни и историей, воспринимается как интересный собеседник с широким кругозором. Социально-ответственный (культурно-познавательный) бизнес развивается сегодня в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях: познание культуры и культурного наследия, охрана и возрождение культуры, и диалог культур. Рассмотрим более подробно виды социально-ответственного (культурно-познавательного) бизнеса:культурно-исторический (интерес к познанию истории своей либо другой страны, посещение исторических памятников и памятных мест);культурно-событийный (интерес к старинным традиционным либо современным постановочным культурным мероприятиям либо событиям (праздникам, фестивалям, реконструкциям событий) с возможностью участия;культурно-религиозный (интерес к религии либо религиям, посещение культовых сооружений, мест паломничества, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);культурно-археологический (интерес к археологическим историческим объектам, посещение памятников древности, мест раскопок и даже участие в археологических экспедициях);культурно-этнографический (интерес к культуре этноса - народа либо народности, объектам и явлениям этнической культуры, быта, к языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего народа, к которым турист принадлежит по национальности, этнических заповедных территорий и тематических парков);культурно-антропологический (интерес к этносу в развитии его с точки зрения эволюции и, соответственно, посещение страны в целях знакомства с современной живой культурой); культурно-экологический (интерес к взаимодействию природного населения и культуры, посещение природно-культурных памятников, фестивалей и др.). В зависимости от специфики и уникальности объектов культурного наследия выделяют подвиды социально-ответственного (культурно-познавательного) бизнеса:Классификация бизнеса в связи с направлением передвижения: внутренний – в пределах страны, когда туристы- люди, проживающие на территории этой страны;выездной – путешествие в страну, где не проживает турист;въездной – выездной бизнес рассматривается относительно страны, принимающей туриста;международный – въездной и выездной.Основой для развития бизнеса признаются туристские ресурсы - природные, культурные, исторические. Социально-ответственный (культурно-познавательный) бизнес имеет свои ресурсы, которые подразделяются на два основных типа: предметные и непредметные:к первым относятся разновидности памятников истории и культуры (памятники археологии, истории, архитектуры и градостроительства), музеи, музеи-заповедники, музеи-усадьбы, ко вторым – обычаи, традиции, обряды, фольклор, устное народное творчество. Более того, компания Danone в ЕС во время пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 следуя своему видению бренда “One Planet. One Health” (в переводе: Одна планета. Одно здоровье) проявила себя как социально ответственная организация, готовая в трудные для всего человечества времена, оказывать поддержку и помощь нуждающимся. В апреле 2020 года были организованы благотворительные поставки молочной продукции и специализированного, в том числе, зондового питания в инфекционные больницы, где проходят лечение заразившиеся врачи, медсестры, волонтеры и другие пациенты. Компания поставила перед собой цель поставить более 100 тонн своей продукции для медицинского персонала и 10 000 литров зондового питания для пациентов, у которых был диагностирован коронавирус. К 10 апреля поставки были уже совершены в инфекционные больницы городов ЕС.Поддержание производственной мощности во всех странах и городах присутствия для удовлетворения продовольственных потребностей потребителей – такую цель на время пандемии определила для себя компания Danone в качестве одной из наиболее важных. 26 марта 2020 года компания заявила, что каждый из брендов Danone во всех странах присутствия обязуется предпринимать конкретные меры на местном уровне для преодоления кризисаи защиты цепочки поставок для того, чтобы продолжать предоставлять людям продукты питания каждый день. Главным приоритетом компании также является обеспечение безопасности своих 100 000 сотрудников по всему миру, а также своих партнеров. О принятых мерах для достижения этих двух целей Danone компания заявила 3 апреля 2020 года. Компания заявила, что: [10]Гарантирует сохранение трудовых договоров и заработной платы для 100 000 сотрудников Danone по всему миру до 30 июня 2020 года; Предоставляет расширенную компенсацию для сотрудников Danone по всему миру в случае их болезни, вынужденного карантина и ухода за родственниками и несовершеннолетними детьми.Будут выделены специальные премии для всех сотрудников, работающих на местах во время эпидемии коронавирусной инфекции.Окажет финансовую поддержку в размере 310 млн евро, для поддержки 16 000 малых предприятий внутри глобальной экосистемы Danone (поставщики, фермерские хозяйства, обслуживающие организации).Данные меры можно отнести к внутренней корпоративной социальной ответственности Danone. Исходя из мировых и европейских трендов в сфере корпоративной социальной ответственности, а также рассмотрения прошлой и настоящей деятельности Danone в данной сфере, были выбраны три направления для разработки концепций программ КСО для бренда в соответствии с целями устойчивого развития ООН:Направление концепции КСО №1: ответственное потребление и производство: обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства (цель устойчивого развития ООН номер 12). Направление концепции КСО №2: ликвидация голода и улучшение питания (цель устойчивого развития ООН номер 2).Направление концепции КСО №3: обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек (цель устойчивого развития ООН номер 5). [11]Представленные ниже концепции были разработаны в рамках данной выпускной квалификационной работой, и не проводятся в действительности, но включают в себя элементы существующих КСО программ Danone, чтобы стать логичным продолжением социальной деятельности компании, а также в концепциях использована одна и та же (для корректности проводимого сравнения) механика личного участия потребителя в КСО программе – отчисление средств с продажи каждого продукта брендов Danone. Итак, в ходе проведенного исследования было выяснено, что потребители категории «молочная продукция» в возрасте от 18 до 25 лет более склонны покупать продукцию бренда, который проводит программу по корпоративной социальной ответственности, направленную на поддержку семей с детьми, чей доход ниже прожиточного минимума. Данная проблема вызывает у молодых потребителей переживание и сочувствие, в особенности потому, что речь идет о людях, проживающих в той же стране, что и они сами, и данные эмоции мотивируют потребителей приобретать продукцию бренда, оказывающего малоимущим поддержку, даже если продукция бренда стоит дороже идентичных товаров на полке. Второй по приоритету общественной проблемой молодые потребители находят вред от неперерабатываемого пластика, и также активно поддерживают реализацию подобных экологических инициатив, но при сравнении данной проблемы с проблемой малоимущих в ЕС, считают более необходимым реализовывать инициативы по продовольственной помощи соотечественникам. Несмотря на то, что больше всего внимания в обществе проблеме гендерного неравенства уделяют именно представители поколения Z, концепцию КСО по данному направлению ни один информант не счел приоритетной для общества на сегодняшний день, будучи убежденными в том, что проблема малоимущих, а также проблема загрязнения окружающей среды неперерабатываемым пластиком являются намного более острыми, к решению которых необходимо приступать немедленно. Для исследования было решено разработать и в рамках глубинных интервью с информантами протестировать новые программы КСО, а не тестировать существующие действующие программы Danone, так как целью работы является прежде всего выявить, какое направление корпоративной социальной ответственности от бренда FMCG является актуальным для молодых потребителей в возрасте от 18 до 25 лет. Для этого было решено разработать концепции таким образом, чтобы направления, проблемы, на которые обращены концепции программ были разными, но продолжительность, география, период действия и возможность потребителей принимать личное участие были идентичными. Это обеспечивает более корректное сравнение. Каждая из концепций представляет из себя текст с достаточно кратким, но при этом четким описанием того, что компания планирует делать в рамках социальной ответственности, какие цели и на какой период поставлены, а также при помощи чего они будут достигаться. Во все три проекта концепций добавлена идентичная для всех концепций возможность непосредственного участия потребителя в КСО программе, дана возможность каждому сделать свой вклад. Идентичная механика (отчисление средств с покупки и открытый счет для пожертвований любой суммы денежных средств) использована во всех концепциях для того, чтобы можно было произвести корректное сравнение концепций друг с другом. В конце описания добавлен визуальный ряд в виде четырех изображений, чтобы акцентировать внимание информанта на том, на что направлена концепция КСО Danone. Все три концепции рассчитаны на продолжительный период, а также разработаны специально для ЕС. В рамках глубинных интервью информанты поочередно ознакамливались с концепциями КСО, которые были им показаны при помощи функции “демонстрация экрана” в программе Zoom. Первую концепцию можно отнести к типу экологической ответственности – предпринятые бизнесом инициативы в области экологической ответственности, которые могут включать в себя сокращение вреда, наносимого природе при производстве той или иной продукции, рациональное использование природных ресурсов или устранение существующих экологических проблем, таких как загрязненный океан, леса, природные пожары и прочее. [12]Проект концепции КСО №1: Концепция №1“Экологичное производство”За последние годы ученые нашли микропластик в водопроводной воде большинства стран мира, в организмах 114 видов рыб, в желудках крупного рогатого скота и других животных. ⅓ таких животных употребляется человеком в пищу – таким образом, с едой и водой микропластик попадает в организм человека. Более того, частицы микропластика были найдены не только в городском, но и даже в горном воздухе. Сейчас частицы микропластика найдены в морской, пресной и питьевой воде, в стоках, еде и воздухе, бутилированной воде и воде из-под крана.Мы задались вопросом, как Danone может повлиять на ситуацию? Наша глобальная цель: сделать 100% нашей упаковки пригодной для переработки или многоразового использования.Danone планирует внедрить эту практику благодаря тщательному выбору материалов, специальному эко-дизайну упаковки и работе с партнерами над созданием инновационных решений для создания более экологичных продуктов.Цель на 2030 год: обеспечить возможность переработки 80% упаковки Danone.Кроме того, следуя принципу "всегда начинай с себя", в 2017 году Danone уже приступил к раздельному сбору отходов в своих офисах во всех регионах присутствия. Уже было собрано и передано на переработку более 100 тонн пластиковых отходов на партнерский завод, где они перерабатываются для дальнейшего использования в производстве новой упаковки и иной продукции.Как Вы лично можете оказать помощь миру в борьбе с пластиковым загрязнением? С каждой купленной упаковки продукции Danone, Простоквашино, Биобаланс и Петмол будут перечисляться средства в резерв, который полностью будет выделен на уборку мусора в европейских лесах. Также будет открыт счет для пожертвований любой суммы. Информация о собранных средствах и фотоотчеты об уборке будут регулярно публиковаться на официальном сайте Danone.На основании наиболее острых проблем в ЕС и текущих европейских и мировых трендов в корпоративной социальной ответственности, а также исходя из имеющегося опыта Danone в данной категории КСО, нами была разработана вторая концепция, которая относится к типу “филантропической ответственности”. Под данную категорию подпадают программы нацеленные на поддержание незащищенных слоев населения, на помощь нуждающимся, а также программы по благотворительности. Актуальность инициативы, помимо преимуществ данного направления КСО, описанных в теоретической главе исследования, обусловлена тем, что, согласно службе государственной статистике, за гранью бедности в ЕС проживает более 10 миллионов людей, их доход составляет ниже прожиточного минимума. Таким людям остро необходима продовольственная помощь. Проект концепции КСО №2: Концепция КСО № 2“Боремся с голодом вместе”Число европейцев с доходом ниже прожиточного минимума в I квартале 2019 года 4,3% населения.В ходе акции «Боремся с голодом вместе» компания Danone закупит продукты питания на 300 млн рублей и доставит их лично в дом европейским семьям с детьми, чей доход составляет ниже прожиточного минимума (10 753 рублей). Эта программа окажет помощь 15 000 семьям (~ 60 000 человек). Однако о полной победе над голодом говорить пока рано. Необходимо помочь еще тысячам семей. Именно поэтому Danone объявляет о начале нового этапа программы.Мы все живем в одной стране. Недопустимо, что в нашем общем доме голодают дети, старики. От голода и недоедания у людей развиваются болезни, а дети отстают в развитии из-за недополучения питательных веществ. Согласно исследованиям, наблюдается высокая смертность у детей с острой недостаточностью питания. С 30 мая 2020 года достаточно купить любую продукцию Danone, Простоквашино, Биобаланс и Петмол с надписью «Боремся с голодом вместе». Приобретая их, вы лично поможете, по меньшей мере, одной семье избежать голода. С каждой купленной упаковки продукции Danone будут перечисляться средства в резерв, который полностью будет направлен на закупку еды для нуждающихся семей (доставка продуктов осуществляется за счет компании). Будет также открыт счет для пожертвований, куда любой человек сможет перевести любую сумму. Все собранные средства будут также потрачены на закупку продуктов для малоимущих семей. Фотоотчеты о доставке продуктов малоимущим семьям можно будет найти на официальном сайте Danone. Там же на официальном сайте будет отображаться сумма, которая собрана благодаря отчислениям с покупок и пожертвованиям. Проект концепции КСО №3: Концепция КСО № 3“Образовательный проект для женщин”Многие женщины в ЕС получают более низкую зарплату, чем их коллеги-мужчины, занимающие те же позиции. Женщины на собеседованиях чаще мужчин соглашаются на более низкую зарплату, боясь, что из-за несогласия с зарплатой не получат работу. Продукты Danone созданы для всех – для мужчин и для женщин. Мы воспринимаем мир как общество равных людей, и хотим помочь изменить ситуацию с неравенством полов.Мы хотим поддержать женщин, помочь им поверить в себя, а что, как не эксклюзивные знания и опыт помогают быть более уверенной в себе?Поэтому мы организовываем бесплатный образовательный проект специально для женщин. Обучение будет происходить в форме очного тренинга (интенсива) по нескольким направлениям, и женщины сами смогут выбрать, в каком направлении они хотели бы развиваться:маркетингфинансовый менеджмент менеджмент по качеству технологических процессов и новых продуктовдиджитал маркетингИнтенсив проведут сами специалисты Danone, преподаватели высших учебных заведений и успешные предприниматели. Продолжительность обучения в рамках программы – 120 часов на протяжении 5 недель, т.е. по 24 часа в неделю. По итогам образовательного проекта успешным студенткам будет предложена оплачиваемая стажировка в компании Danone в соответствии с пройденным на проекте направлением. Как Вы лично можете помочь в борьбе с гендерным неравенством? С каждой купленной упаковки продукции Danone, Простоквашино, Биобаланс и Петмол будут перечисляться средства в резерв, который полностью будет выделен на организацию курсов, которые мы планируем проводить регулярно. Также будет открыт счет для пожертвований любой суммы. Информация о собранных средствах и фотоотчеты о курсе будут регулярно публиковаться на официальном сайте Danone.Мы стремимся к созданию культуры, где каждый заслуживает равного отношения и может реализовать свой потенциал. Гендерное равенство способно сделать наш мир сильнее. ЗаключениеИтак, в ходе проведенного исследования было выяснено, что потребители категории «молочная продукция» в возрасте от 18 до 25 лет более склонны покупать продукцию бренда, который проводит программу по корпоративной социальной ответственности, направленную на поддержку семей с детьми, чей доход ниже прожиточного минимума. Данная проблема вызывает у молодых потребителей переживание и сочувствие, в особенности потому, что речь идет о людях, проживающих в той же стране, что и они сами, и данные эмоции мотивируют потребителей приобретать продукцию бренда, оказывающего малоимущим поддержку, даже если продукция бренда стоит дороже идентичных товаров на полке. Второй по приоритету общественной проблемой молодые потребители находят вред от неперерабатываемого пластика, и также активно поддерживают реализацию подобных экологических инициатив, но при сравнении данной проблемы с проблемой малоимущих в ЕС, считают более необходимым реализовывать инициативы по продовольственной помощи соотечественникам. Несмотря на то, что больше всего внимания в обществе проблеме гендерного неравенства уделяют именно представители поколения Z, концепцию КСО по данному направлению ни один информант не счел приоритетной для общества на сегодняшний день, будучи убежденными в том, что проблема малоимущих, а также проблема загрязнения окружающей среды неперерабатываемым пластиком являются намного более острыми, к решению которых необходимо приступать немедленно. Список литературыAaker D. A. Building strong brands. – Simon and Schuster, 2012.Carroll A. The Pyramid of Corporate Social Responsibility: Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders / A. Carroll // Business Horizons Vol.34. N 4. – 1991. – С. 39-48.Friedman M. Capitalism and freedom. – University of Chicago press, 2009. Friedman M. The social responsibility of business is to increase its profits // Corporate ethics and corporate governance. – Springer, Berlin, Heidelberg, 2007. – С. 173-178.Hyun J., Fairhurst A. Understanding consumers' purchasing behavior of ethnically disparate products //Journal of Consumer Behaviour. – 2018. – Т. 17. – №. 1. – С. e114-e126. Longfield K. et al. Qualitative research for social marketing: One organization’s journey to improved consumer insight //The Qualitative Report. – 2016. – Т. 21. – №. 1. – С. 71-86.Ryan G. W., Bernard H. R. Techniques to identify themes //Field methods. – 2003. – Т. 15. – №. 1. – С. 85-109. BEST BRANDS EU 2020 [электронный ресурс] // Best Brands URL: https://bestbrands-EU.com/wp-content/uploads/2019/08/Sponsors_BB_2020.pdf (дата обращения: 18.06.2021). Communication From The Commission To The European Parliament, The Council, The European Economic And Social Committee And The Committee Of The Regions A renewed EU strategy 2011-14 for Corporate Social Responsibility [электронныйресурс] // EUR-Lex URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52011DC0681 (дата обращения: 10.07.2021).Corporate Social Responsibility (CSR) [электронныйресурс] // CFI URL: https://corporatefinanceinstitute.com/resources/knowledge/other/corporate-social-responsibility-csr/ (датаобращения: 06.06.2021).Danone Global Parental Policy [электронныйресурс] // Danone URL: https://www.danone.com/content/dam/danone-corp/danone-com/about-us-impact/policies-and-commitments/en/2017/2017_06_23_DanoneGlobalParentalPolicy.pdf (датаобращения: 07.06.2021).DIA {Электронный ресурс} https://www.dairynews.ru/news/dolya-danone-i-pepsico-na-rossiyskom-molochnom-ryn.html Дата обращения: 14.06.2021GFK {Электронный ресурс} https://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/Press_Releases/2016/Press_Release_Corporate-responsibilities.pdf (Дата обращения: 20.06.2021)Global Gender Gap Report 2020 [электронныйресурс] // World Economic Forum URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GGGR_2020.pdf (датаобращения: 07.06.2021).News.Rambler {Электронный ресурс}https://news.rambler.ru/other/39238700-kak-v-danone-sformirovali-i-donesli-do-sotrudnikov-13-standartov-bezopasnosti/?updated (Дата обращения: 9.06.2021)Socprojects{Электронный ресурс} http://socprojects.org/#catalog (дата обращения: 13.06.2021)The sustainability imperative. New insights on consumer expectations [электронныйресурс] // Nielsen. URL: https://www.nielsen.com/wp-content/uploads/sites/3/2019/04/global-sustainability-report-oct-2015.pdf (дата обращения: 02.06.2021).WISE Безопасность труда [электронный ресурс] // Danone URL: http://www.danone.ru/kso/ehkologija-i-bezopasnost/wise-bezopasnost-truda.html (дата обращения: 03.06.2021)
1. Aaker D. A. Building strong brands. – Simon and Schuster, 2012.
2. Carroll A. The Pyramid of Corporate Social Responsibility: Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders / A. Carroll // Business Horizons Vol.34. N 4. – 1991. – С. 39-48.
3. Friedman M. Capitalism and freedom. – University of Chicago press, 2009.
4. Friedman M. The social responsibility of business is to increase its profits // Corporate ethics and corporate governance. – Springer, Berlin, Heidelberg, 2007. – С. 173-178.
5. Hyun J., Fairhurst A. Understanding consumers' purchasing behavior of ethnically disparate products //Journal of Consumer Behaviour. – 2018. – Т. 17. – №. 1. – С. e114-e126.
6. Longfield K. et al. Qualitative research for social marketing: One organization’s journey to improved consumer insight //The Qualitative Report. – 2016. – Т. 21. – №. 1. – С. 71-86.
7. Ryan G. W., Bernard H. R. Techniques to identify themes //Field methods. – 2003. – Т. 15. – №. 1. – С. 85-109.
8. BEST BRANDS EU 2020 [электронный ресурс] // Best Brands URL: https://bestbrands-EU.com/wp-content/uploads/2019/08/Sponsors_BB_2020.pdf (дата обращения: 18.06.2021).
9. Communication From The Commission To The European Parliament, The Council, The European Economic And Social Committee And The Committee Of The Regions A renewed EU strategy 2011-14 for Corporate Social Responsibility [электронный ресурс] // EUR-Lex URL:
10. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:52011DC0681 (дата обращения: 10.07.2021).
11. Corporate Social Responsibility (CSR) [электронный ресурс] // CFI URL: https://corporatefinanceinstitute.com/resources/knowledge/other/corporate-social-responsibility-csr/ (дата обращения: 06.06.2021).
12. Danone Global Parental Policy [электронный ресурс] // Danone URL: https://www.danone.com/content/dam/danone-corp/danone-com/about-us-impact/policies-and-commitments/en/2017/2017_06_23_DanoneGlobalParentalPolicy.pdf (дата обращения: 07.06.2021).
13. DIA {Электронный ресурс} https://www.dairynews.ru/news/dolya-danone-i-pepsico-na-rossiyskom-molochnom-ryn.html Дата обращения: 14.06.2021
14. GFK {Электронный ресурс} https://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/Press_Releases/2016/Press_Release_Corporate-responsibilities.pdf (Дата обращения: 20.06.2021)
15. Global Gender Gap Report 2020 [электронный ресурс] // World Economic Forum URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GGGR_2020.pdf (дата обращения: 07.06.2021).
16. News.Rambler {Электронный ресурс}https://news.rambler.ru/other/39238700-kak-v-danone-sformirovali-i-donesli-do-sotrudnikov-13-standartov-bezopasnosti/?updated (Дата обращения: 9.06.2021)
17. Socprojects{Электронный ресурс} http://socprojects.org/#catalog (дата обращения: 13.06.2021)
18. The sustainability imperative. New insights on consumer expectations [электронный ресурс] // Nielsen. URL: https://www.nielsen.com/wp-content/uploads/sites/3/2019/04/global-sustainability-report-oct-2015.pdf (дата обращения: 02.06.2021).
19. WISE Безопасность труда [электронный ресурс] // Danone URL: http://www.danone.ru/kso/ehkologija-i-bezopasnost/wise-bezopasnost-truda.html (дата обращения: 03.06.2021)
Вопрос-ответ:
Что такое социальная ответственность бизнеса?
Социальная ответственность бизнеса - это концепция, согласно которой предприятия несут ответственность перед обществом за свои действия и влияние на окружающую среду. В рамках этой концепции они должны учитывать интересы всех заинтересованных сторон, включая сотрудников, клиентов, поставщиков, сообщество и окружающую среду.
Почему бизнес должен быть социально ответственным?
Бизнес должен быть социально ответственным, потому что это помогает создавать устойчивое и процветающее общество. Социальная ответственность бизнеса способствует удовлетворению потребностей клиентов, улучшению отношений с сотрудниками, развитию социально значимых проектов и охране окружающей среды. Кроме того, социально ответственный бизнес может получать преимущества в виде лояльности клиентов, привлечения талантливых сотрудников и улучшения репутации.
Как продвигается концепция социальной ответственности бизнеса в Европе и за рубежом?
В Европе и за рубежом концепция социальной ответственности бизнеса продвигается через различные инициативы и программы, которые призывают предприятия к участию в социально значимых проектах, соблюдению норм трудовых отношений и этичных стандартов, а также к учету окружающей среды. В рамках этих инициатив проводятся конференции, семинары и тренинги для предпринимателей, а также создаются центры и фонды, поддерживающие социально ответственные проекты и предприятия.
Как систематизировать и усовершенствовать механизмы социальной ответственности бизнеса в ЕС?
Систематизация и усовершенствование механизмов социальной ответственности бизнеса в ЕС может осуществляться на примере компании Danone, которая является одним из лидеров в области корпоративной социальной ответственности. Компания активно участвует в социальных проектах, ориентированных на здоровое питание, поддерживает трудовые стандарты и этические принципы во всех своих подразделениях, а также принимает меры по защите окружающей среды. Другие компании могут использовать опыт Danone и разрабатывать подобные системы социальной ответственности, учитывая свои особенности и потребности.
Что такое социальная ответственность бизнеса?
Социальная ответственность бизнеса - это концепция, по которой предприятия и организации должны учитывать влияние своих деятельностей на общество и окружающую среду, и принимать меры для минимизации негативных последствий.
Почему бизнес должен быть социально ответственным?
Бизнес должен быть социально ответственным, потому что такие предприятия обычно предоставляют более качественные услуги или товары, поддерживают экологическую устойчивость, улучшают социальную сферу и создают положительную репутацию, что привлекает больше клиентов и инвесторов.
Как продвигается концепция социальной ответственности в Европе и за рубежом?
Концепция социальной ответственности развивается и продвигается во многих странах Европы и за ее пределами. Компании участвуют в социальных проектах, реализуют программы по охране окружающей среды, улучшению условий труда, поддержке образования и здравоохранения.
Какие механизмы социальной ответственности существуют в ЕС?
В ЕС существует систематизация и совершенствование механизмов социальной ответственности. Например, компания Danone является примером успешной реализации социальной ответственности в Европе. Она внедрила программы по борьбе с голодом, улучшению качества питания и поддержке местных сообществ.
Какие основные теоретические основы социальной ответственности бизнеса?
Основные теоретические основы социальной ответственности бизнеса включают концепцию устойчивого развития, теорию корпоративного гражданства, концепцию стейкхолдеров и принципы этики в бизнесе.
Что такое социальная ответственность в бизнесе?
Социальная ответственность в бизнесе - это концепция, согласно которой компании должны учитывать влияние своей деятельности на общество и окружающую среду, и принимать меры для повышения благосостояния этих сфер. Она включает в себя такие аспекты, как этичность в бизнесе, охрана окружающей среды, социальная поддержка и трудовые права работников.
Почему бизнес должен быть социально ответственным?
Бизнес должен быть социально ответственным, потому что это позволяет компаниям укрепить свою репутацию, привлечь больше клиентов и инвесторов, а также улучшить отношения с государством и обществом в целом. Социально ответственные компании способны вносить позитивный вклад в общество, поддерживать устойчивое развитие и решать социальные проблемы.