Система автоматического управления 10-01
Заказать уникальный реферат- 41 41 страница
- 15 + 15 источников
- Добавлена 13.08.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ
ПРОЦЕССОМ ……………………………………………………………………4
1.1. Обоснование важности изучения вопросов автоматизации …………4
1.2. Основные понятия и определения ……………………………………7
1.3. Структурная схема системы автоматического управления …… 11
1.4. Принципы управления …………………………………………… 15
1.5. Классификация систем автоматического управления …………. 17
1.6. Исследование систем автоматического управления …………… 18
1.7. Статические и астатические системы …………………………… 20
2 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ …………….25
2.1Технические средства сбора и регистрации информации ……..................25
2.2Усилительно-преобразовательные устройства ……………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..41
5.5), на некотором расстоя- нии друг от друга на валу 1 закрепляют пластины, к одной из которых прикреп- лен длинный стержень с ферромагнит- ным наконечником 2. На другой пла- стине смонтирован высокочастотный генератор с автономным питанием отнебольшой батареи на транзисторе с контуром, индуктивность которого изменяется за счет изменения зазорамежду сердечником катушки 3 и наконечником 2.Частота генерируемых колебаний:f=1/2,где L – коэффициент самоиндукции контурной катушки; С – емкость.Изменение L за счет изменения зазора между сердечником и якорем приводит к изменению частоты f. Излучаемые при этом электромагнитные колебания частотно-модулированные, и по значению частоты можно судить о крутящем моменте. Такой вид модуляции является наиболее поме- хозащищенным, и использование радиоканала позволяет передавать инфор- мацию на несколько десятков метров, практически не засоряя эфир.Для измерения крутящего момента используют также тензометриче- ские датчики. Под действием крутящего момента (Mкр) под углом 45° к образующей вала действуют в одном направлении растягивающие силы, а в другом – сжимающие (рис. 5.6). Если по этим направлениям наклеить проволочные тензометрические датчики, то их сопротивления будут изме- няться: у одного датчика сопротивление возрастает, а у другого – уменьшается.Тензометрический проволочный датчик представляет собой бумажную основу, на которой петлеобразно уло- жена тонкая проволока из константана диаметром 0,015…0,050 мм. Такой пре- образователь наклеивают на деформируемый объект. При деформировании исследуемого объекта изменяется длина проволоки датчика (происходит и неко- торое изменение ее поперечного сечения и удельного сопротивления), а значит, изменяется и его сопротивле- ние, поскольку сопротивление (R), длина (l), поперечное сечение (Sп) и удельное сопротивление при неизменной температуре связаны соотно- шением:R=l/Sп.При использовании проволочных датчиков допустимое относитель- ное удлинение не должно превышать 0,01. Концы проволоки армируют фольгой, что облегчает подключение тензо- метрического датчика к электрической схеме.Для исключения влияния температуры датчик изготавливают из кон- стантана, имеющего сравнительно малый температурный коэффициент со- противления, кроме того, датчики рекомендуется включать по мостовой схеме, что в значительной мере снижает действие помех. Серьезным недо- статком при использовании таких датчиков на вращающихся валах являет- ся то, что необходимо использовать токосъемные устройства в виде колец, изолированных от вала и щетки. Такой трущийся контакт усложняет кон- струкцию и не надежен.Для решения задачи по бесконтактному контролю крутящего момен- та на вращающихся валах может быть использован обратный магнито- стрикционный эффект. Его суть заключается в том, что во многих кон- струкционных сталях наблюдается изменение магнитной проницаемости под действием внутренних напряжений. Магнитная проницаемость мате- риала возрастает в направлении действия растягивающих сил и уменьша- ется при сжатии материала.Таким образом, если к валу приложен момент, то вал становится магнитоанизотропным: в направлении растягивающих напряжений маг- нитная проницаемость возрастает, а в направлении сжимающих, наоборот, падает.Если около такого вала разместить индуктивные бесконтактные пре- образователи, ориентированные вдоль главных векторов растягивающих и сжимающих сил, то их самоиндукция будет изменяться в разных направ- лениях тем больше, чем больший момент приложен к валу. Для исключе- ния влияния продольного изгиба такие преобразователи можно разместить с двух противоположных сторон вала. Использование описанного способа ограничивается влиянием таких побочных факторов, как биение вала, не- однородность материала, продольный изгиб и пр.Контроль температуры в зоне обработки. Иногда, например, при решении задач оптимизации процесса обработки по критерию себестоимо- сти, необходимо поддерживать постоянную температуру в зоне резания. Стойкость инструмента зависит от скорости резания (V), которая определя- ет температуру в зоне резания. Например, установлено, что при использо- вании твердосплавных резцов оптимальная скорость износа инструмента наблюдается при таком значении V, когда температура в зоне резания со- ставляет примерно 800 °С.При использовании однолезвийного инструмента контролировать температуру в зоне контакта инструмента с объектом обработки можно путем измерения термо-ЭДС, возникающей в термопаре «инструмент – объект обработки». Обрабатываемый объект и инструмент выполняют из различных токопроводящих материалов. Место их контакта является горя- чим спаем образовавшейся термопары; место, откуда снимается термо- ЭДС, является холодным спаем и имеет температуру окружающей среды.Установлено, что для пары «конструкционная сталь – твердосплав- ный резец» при температуре горячего спая 800 °С термо-ЭДС равна при- мерно 13 мВ. Это значит, что при исполнении САУ, где управляемой ве- личиной является скорость резания, удается поддерживать заданный тем- пературный режим в зоне обработки с точностью до 2 – 3 %, что вполне приемлемо при решении задачи по оптимизации процесса.При создании САУ ходом технологического процесса обработки на металлорежущих станках можно использовать и первичные преобразова- тели, работающие на многих других известных принципах.2.2Усилительно-преобразовательные устройстваУсилителем принято называть устройство, повышающее энергетиче- ский уровень (мощность, напряжение, силу тока, силу и т.п.) некоторой информационной посылки за счет, как правило, энергии постороннего ис- точника, которая модулируется в соответствии с сигналом, поступающим на вход устройства. Поскольку такие устройства используют и для преоб- разования информации, то их, в отличие от датчиков, называют вторич- ными преобразователями.Необходимость применения усилительно-преобразовательных устройств обусловлена тем, что информация о состоянии объекта имеет малый энергетический уровень, так как в противном случае первичный преобразователь заметно влиял бы на состояние контролируемого объекта, а для управления объектом с целью обеспечения необходимого режима требуется, как правило, значительная мощность. Например, мощность приводных двигателей в металлорежущих станках в среднем равна при- мерно 1,5 кВт, а мощность на выходе моста, составленного из тензометри- ческих проволочных датчиков, примерно 0,1 мВт. Очевидно, что в этом случае необходимо устройство с коэффициентом усиления по мощности kр = 15106. Даже в схемах сравнения, которые являются необходимым элементом САУ, для большей эффективности имеет смысл сравнивать на больших уровнях опорный сигнал и сигнал, пришедший по измерительно- му тракту. Необходимость в использовании усилителей после сравниваю- щего устройства диктуется и тем, что сигнал рассогласования, определяе- мый как разность между опорным сигналом и сигналом о состоянии объекта управления, мал.Не исключена и такая ситуация, при которой информация о состоя- нии объекта имеет такую природу, когда сравнение сигналов, да и управ- ление исполнительным устройством лучше выполнять, используя энергию другой природы. Если измерения лучше производить, скажем, на перемен- ном токе, то сравнение сигналов лучше производить на постоянном токе.Принципы действия усилителей различны. Наряду с электрическими усилителями, используют усилители, работающие на неэлектрических принципах. Усилители, работающие на электрических принципах, в целом ряде случаев предпочтительнее, чем неэлектрические. Достоинствами элек- трических усилителей являются: возможность получения больших коэффи- циентов усиления; малая инерционность; возможность в ряде случаев скла- дывать и вычитать сигналы; способность преобразовывать сигналы и др.Неэлектрические усилители работают на гидравлических и пневма- тических принципах, сюда же можно отнести условно и такие механиче- ские конструкции, как рычаг, редуктор или мультипликатор, благодаря ко- торым можно увеличить либо силу, либо перемещение.Неэлектрические усилители позволяют плавно изменять выходную величину (например, скорость перемещения какого-либо элемента) в очень широком диапазоне. Так, система генератор-электродвигатель позволяет изменять скорость примерно в 20 раз, а гидропривод – в 200 раз. Наиболее часто в САУ используют различные электрические усилители.Полупроводниковые усилители. К ним относят различные усили- тельные устройства, построенные на полупроводниковых приборах. Суще- ственным недостатком полупроводниковых усилителей является сравни- тельно малый диапазон температур, при которых они сохраняют свою ра- ботоспособность. Температурные влияния оказываются настолько силь- ными, что при изменении температуры от +20 до +40 °С их основные па- раметры изменяются почти в два раза. Полупроводниковые усилители яв- ляются практически безынерционными устройствами и способны усили- вать сигналы на частотах, превышающих 10 МГц.Задачи, решаемые полупроводниковыми усилителями, не ограничи- ваются лишь функциями усиления напряжения, силы тока или мощности. Класс усилителей, называемых операционными, позволяет успешно моде- лировать и математические операции (сложение, вычитание, дифференци- рование, интегрирование и др.).Тиристорные преобразователи. В системах, где необходимо управ- ление различными электрическими приводами, работающими как на по- стоянном, так и на переменном токе, широко используют тиристорные преобразователи (рис. 5.7). Сам тиристор представляет собой полупровод- никовый прибор, являющийся, по сути, управляемым диодом. При отсутствии тока (iу) в цепи управления вольт-амперная характеристика имеет некоторый порог, и при подаче на тиристор пере- менного напряжения, амплитудное значение кото- рого меньше порогового значения, тиристор прак- тически не обладает вентильными свойствами и одинаково плохо проводит ток как в прямом, так и в обратном направлениях. Но если амплитудное значение напряжения превышает пороговое, то при достижении порогового значения тиристор отжимается, и наблюдается резкий скачок силытока. Если затем приложенное к тиристору напряжение уменьшается, то изменяется сила тока, проходящего через тиристор. Иными словами, его характеристика в это время практически не отличается от характеристики обычного диода.Пороговым напряжением можно управлять путем подачи тока на управляющий электрод и при некотором значении силы этого тока порог исчезает, а характеристика становится аналогичной характеристике обычного диода. Способы управления могут быть различными. Можно, напри- мер, для управления использовать переменное напряжение, фаза которого сдвигается относительно фазы основного переменного напряжения, при- ложенного к тиристору, последовательно соединенному с потребителем, токовый режим которого необходимо менять. В качестве управляющих сигналов можно использовать гамму импульсов, сдвигаемую во времени. В этом случае тиристор открывается лишь в моменты прихода импульса управления, который, так сказать, «убирает» порог характеристики.Для управления частотой вращения асинхронных двигателей необ- ходимо изменять частоту переменного тока, обтекающего его обмотки. В этом случае используют тиристоры, с помощью которых формируются прямоугольные биполярные импульсы различной длительности. Достоин- ства тиристоров: отсутствие инерционности, малое внутреннее сопротив- ление в открытом состоянии. Последнее означает, что действующее на них падение напряжения мало, оно на порядок меньше, чем для таких газовых приборов, как тиратроны.Магнитные усилители. Маг- нитные усилители представляют со- бой, главным образом, выходные кас- кады усилителей, имеющих выходную мощность от единиц до сотен ватт. Магнитные усилители хорошо сопря- гаются с нагрузкой в виде двигателей переменного тока. Каскады предвари- тельного усиления выполняют обычно на полупроводниковых элементах. Магнитный усилитель – устройство,действие которого основано на использовании нелинейности кривой намагничивания ферромагнитного материала. На сердечнике магнитного усилителя (рис. 5.8) размещены: обмотка управления (wу), обтекаемая по- стоянным током; две одинаковые обмотки, включаемые последовательно с нагрузкой Rн (w1 и w2); обмотка внешней обратной связи (wо.с).При прохождении тока по обмотке управления wу создаются ампер- витки намагничивания, что приводит к изменению эффективной магнит- ной проницаемости сердечника, а, следовательно, и к изменению индук- тивного сопротивления обмоток w1 и w2. Эти обмотки включены таким об- разом, что наличие каких-либо гармонических составляющих в обмотке управления не приводит к появлению трансформаторного эффекта. Изме- нение индуктивности сопротивления обмоток w1 и w2 за счет изменения приводит к изменению тока нагрузки.Преимущества магнитных усилителей: надежность, высокий коэф- фициент усиления по мощности, возможность складывать сигналы управ ления, а значит их сравнивать, сравнительно высокий КПД. Недостатки:большая инерционность (постоянная времени равна нескольким секундам),зависимостькоэффициентаотрабочей частоты.Магнитные усилители обычно используют для управления мощно-стями от нескольких (до десяти) ватт до нескольких киловатт. Рабочая ча-стота обычно не превышает 400 Гц, особенно часто их используют при ра-боте на промышленной частоте. Магнитные усилители используют реже,чемполупроводниковыеитиристорныепреобразователи.ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременное машиностроение развивается в условиях жесткой конкуренции, и его развитие идет в направлении значительного повышения качества выпускаемой продукции. Сокращение времени обработки на новых машинах за счет технологических усовершенствований. Увеличить интеллектуальную оснащенность машиностроительной отрасли.Каждое десятилетие научно-технического развития характеризуется парой усложнений технических объектов. Учитывая, что период освоения новых технологических процессов в отрасли значительный (более 5 лет) и эффективность технологического процесса тоже медленно растет, основная подготовка к повышению экономических показателей машиностроительного производства. Остается повысить степень непрерывности рабочего процесса, в основном за счет сокращения вспомогательного времени, а также времени подготовки и заключительного времени. Эта проблема в машиностроении в основном решается за счет автоматизации производственного процесса и улучшения управления производственным процессом.Современные стратегии развития машиностроительного производства в мире позволяют обеспечить создание принципиально новых материалов, значительное повышение уровня автоматизации производственного процесса и выпуск продукции требуемого качества. Сроки, предоставленные по минимальной цене.В каждой сфере требуется комплекс мер для достижения целей социально-экономического развития производственных систем.совершенствование принципов организации и методов планирова-нияпроизводства;внедрение новых и совершенствование существующих технологи-ческихпроцессов;повышение уровня автоматизации проектирования и изготовления.Приэтомнеобходимопродвижениеповсемуказаннымстратегиче-ским направлениям, так как ни одно из них само по себе не является доста-точным.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОККузьмин, А. В. Теория систем автоматического управления : учеб.для вузов по направлению "Конструкторско-технологическое обеспечениемашиностроительных производств" / А. В. Кузьмин, А. Г. Схиртладзе. –СтарыйОскол: ТНТ,2019.–224 с.Мирошник,И.В.Теориясистемавтоматическогоуправления:учеб.для вузов/И.В.Мирошник.–М.:Питер,2019.–336c.Петраков, Ю. В.Теория автоматического управления : учеб. посо-бие/Ю.В.Петраков,О.И.Драчев.–М.:Машиностроение;2018.–336c.Головенков, М. Ю. Основы автоматики и автоматического регули-рования станков с программным управлением : учеб. для машинострои-тельных техникумов / М. Ю. Головенков, С. В. Сироткин. – М. : Машино-строение,1988.–288с.Думлер,С.А.Управлениепроизводствомикибернетика/С.А.Дум-лер.–М.: Машиностроение,1969.–323с.Егоров,К.В.Основытеорииавтоматическогорегулирования:учеб. пособие для вузов / К. В. Егоров. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. :Энергия,1967.–648с.Иващенко, Н. Н. Автоматическое регулирование. Теория и элемен-ты систем / Н. Н. Иващенко. – 4 изд. перераб. и доп. – М. : Машинострое-ние,2017.–737c.Кудинов, В. А. Динамика станков / В. А. Кудинов – М. : Машино-строение,1985.–256с.Основыавтоматизацииуправленияпроизводством:учеб.пособие./подобщ.ред.И. М.Макарова.–М.: Высш.шк.,1983.–504с.Палк, К. И. Системы управления механической обработкой настанках/К.И.Палк.–Л.:Машиностроение.Ленингр.отд-ние,2018.–215с.Пронин, А. И. Теория автоматического управления : учеб. посо-бие/А.И.Пронин,Е.Б.Щелкунов.–Комсомольск-на-Амуре:ГОУВПО«КнАГТУ»,2016.–95 с.Солодовников, В. В. Основы теории и элементы систем автома-тического регулирования / В. В. Солодовников, В. Н. Плотников, А. В.Яковлев. – М.:Машиностроение,1985.–536с.Сборник задач по теории автоматического управления и регули-рования/ подред.В.А.Бессекерского.–М. :Наука,1979.–587с.Теорияавтоматическогоуправления:учеб.пособие./подред.Ю.М. Соломенцева.– М.:Высш. шк.,2017.–268c.Теория автоматического управления: в 2 ч. /под ред. А. А. Воро-нова.–М. : Высш.шк.,2018.– Ч.1-2.
2. Мирошник, И. В. Теория систем автоматического управления :
учеб. для вузов / И. В. Мирошник. – М. : Питер, 2019. – 336 c.
3. Петраков, Ю. В. Теория автоматического управления : учеб. посо- бие / Ю. В. Петраков, О. И. Драчев. – М. : Машиностроение; 2018. – 336 c.
4. Головенков, М. Ю. Основы автоматики и автоматического регули- рования станков с программным управлением : учеб. для машинострои- тельных техникумов / М. Ю. Головенков, С. В. Сироткин. – М. : Машино- строение, 1988. – 288 с.
5. Думлер, С. А. Управление производством и кибернетика / С. А. Дум- лер. – М. : Машиностроение, 1969. – 323 с.
6. Егоров, К. В. Основы теории автоматического регулирования : учеб. пособие для вузов / К. В. Егоров. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Энергия, 1967. – 648 с.
7. Иващенко, Н. Н. Автоматическое регулирование. Теория и элемен- ты систем / Н. Н. Иващенко. – 4 изд. перераб. и доп. – М. : Машинострое- ние, 2017. – 737 c.
8. Кудинов, В. А. Динамика станков / В. А. Кудинов – М. : Машино- строение, 1985. – 256 с.
9. Основы автоматизации управления производством : учеб. пособие.
/ под общ. ред. И. М. Макарова. – М. : Высш. шк., 1983. – 504 с.
10. Палк, К. И. Системы управления механической обработкой на станках / К. И. Палк. – Л. : Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 2018. – 215 с.
11. Пронин, А. И. Теория автоматического управления : учеб. посо- бие / А. И. Пронин, Е. Б. Щелкунов. – Комсомольск-на-Амуре : ГОУВПО
«КнАГТУ», 2016. – 95 с.
12. Солодовников, В. В. Основы теории и элементы систем автома- тического регулирования / В. В. Солодовников, В. Н. Плотников, А. В. Яковлев. – М. : Машиностроение, 1985. – 536 с.
13. Сборник задач по теории автоматического управления и регули- рования / под ред. В. А. Бессекерского. – М. : Наука, 1979. – 587 с.
14. Теория автоматического управления : учеб. пособие. / под ред. Ю. М. Соломенцева. – М. : Высш. шк., 2017. – 268 c.
15. Теория автоматического управления: в 2 ч. /под ред. А. А. Воро- нова. – М. : Высш. шк., 2018. – Ч. 1-2.
Вопрос-ответ:
Что обуславливает важность изучения вопросов автоматизации?
Изучение вопросов автоматизации является важным, поскольку позволяет повысить эффективность производственных процессов, снизить затраты на рабочую силу и сырье, улучшить качество выпускаемой продукции, а также увеличить безопасность труда и снизить количество ошибок, допускаемых человеком при управлении производством.
Какие основные понятия и определения используются в системе автоматического управления?
В системе автоматического управления используются следующие основные понятия и определения: управление, обратная связь, управляющее воздействие, объект управления, разомкнутая и замкнутая система, режим работы системы, стабильность и устойчивость системы, ошибки управления, управляемые величины, регулируемые величины и другие.
Какова структурная схема системы автоматического управления?
Структурная схема системы автоматического управления состоит из следующих основных элементов: источник управляющего воздействия, исполнительное устройство, объект управления, измерительные устройства, сравнительный блок, регулятор, устройство управления и обратная связь.
Каковы принципы управления в системе автоматического управления?
В системе автоматического управления применяются следующие принципы управления: принцип обратной связи, принцип оптимальности, принцип непрерывности, принцип экономичности и принцип устойчивости.
Как классифицируются системы автоматического управления?
Системы автоматического управления классифицируются по различным признакам, таким как структура, тип управляемого объекта, способ управления, характер изменения параметров объекта и другие.
Зачем нужно изучать вопросы автоматизации производственного процесса?
Изучение вопросов автоматизации производственного процесса позволяет улучшить эффективность работы предприятий, повысить качество продукции, оптимизировать затраты и сократить время производства.
Что понимается под понятием "система автоматического управления"?
Система автоматического управления - это комплекс взаимосвязанных элементов, который обеспечивает автоматическое управление производственным процессом на основе заданных параметров и целей.
Какова структурная схема системы автоматического управления?
Структурная схема системы автоматического управления состоит из следующих основных компонентов: объект управления, исполнительный механизм, измерительный прибор, управляющее устройство и средство отображения информации.
Какие принципы управления применяются в системах автоматического управления?
В системах автоматического управления применяются следующие принципы: принцип обратной связи, принцип сигнализации, принцип программного управления и принцип иерархии.
Какие классификации систем автоматического управления существуют?
Системы автоматического управления могут быть классифицированы по различным признакам, например, по степени автоматизации, по способу передачи управляющего сигнала, по типу объекта управления и т.д.
Зачем изучать вопросы автоматизации?
Изучение вопросов автоматизации важно для обеспечения эффективности и оптимизации производственных процессов. Автоматическое управление позволяет снизить затраты ресурсов, повысить качество продукции и увеличить производительность. Также автоматизация позволяет снизить вероятность ошибок и аварий, что обеспечивает безопасность производства.
Какие основные понятия и определения используются в системах автоматического управления?
В системах автоматического управления используются такие основные понятия, как объект управления, регулятор, исполнительный механизм, воздействие, отклонение, уставка, контур управления, обратная связь и пропорционально-интегрально-дифференциальный (ПИД) регулятор. Объект управления – это система или процесс, который мы хотим контролировать и управлять. Регулятор – это устройство, которое определяет величину воздействия на объект управления в зависимости от отклонения от заданной уставки. Исполнительный механизм – это устройство, которое осуществляет регулирующее воздействие на объект управления.