Информационная культура личности библиотекаря
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 15.09.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Понятие информационной культуры личности в контексте информатизации общества 6
1.1.Информационная культура личности и ее связь с информатизацией общества 6
1.2.Специфика информационной культуры личности библиотекаря 11
Глава 2.Структура информационной культуры библиотекаря и цели ее формирования 19
2.1.Необходимые компоненты информационной культуры библиотечного специалиста 19
2.2.Этический компонент информационной культуры библиотекаря 24
2.3.Актуальные проблемы формирования информационной культуры личности библиотечного специалиста в процессе обучения в вузе 28
Заключение 32
Список литературы 33
В практике современных библиотек библиотекари также все более сталкиваются с проблемами, регулируемыми принципами информационной этики. В частности, речь идет о проблеме цензуры. Благодаря современным техническим средствам есть возможность фильтрации информации, предоставляемой из электронных сетей по бесконечному количеству признаков. Однако сам факт фильтрации информации в электронных сетях также связан с проблемой этического самоопределения. Если таковое отсутствует, если нет формальных инструкций, то решение вопроса об ограничении доступа осуществляется субъективно. Другой актуализированной проблемой является конфиденциальность потребителя информации. Cовременные коммуникационные средства делают потребителя информации практически «прозрачным», а каждый его шаг по киберпространству фиксируемым и записываемым. Причем делать это возможно опять-таки анонимно. Более незащищенным в этом смысле стал и читатель традиционной библиотеки. Современные формы записи, регистрации читателей, фиксации его требований на компьютере также предоставляют в распоряжение библиотекаря все больше информации, которая по своей сути является конфиденциальной. Также важно затронуть вопрос о библиотекаре и читателя в ситуации библиотечного обслуживания. В библиотечном обслуживании как в процессе личностно-двустороннем есть много такого, что выходит за рамки официальной библиотечной политики, поскольку определяется подготовленностью библиотекаря и читателя к сотрудничеству, взаимодействию. В последние годы всё чаще отмечается, что принципиальное изменение отношений читателя и библиотекаря на основах полного равноправия, истинного партнёрства – это одно из основных условий для создания качественно иной библиотеки, библиотеки для читателя. Для улучшения обслуживания библиотекарь нуждается не только в новых знаниях и умениях, но и способности к самооценке, к тому, чтобы понимать и критически анализировать особенности собственного профессионального поведения. Согласно исследованиям, библиотекари обладают достаточно высокой самооценкой, также наблюдается у них преобладание творческой неудовлетворенности над удовлетворенностью. Что же касается качественного обслуживания читателей, то это является достаточно емким понятием. Здесь речь идет о всем комплексе услуг, которые оказывает библиотека, о фонде, крепкой материально-технической базе, комфортных условиях работы в библиотеке, культуре обслуживания, качественном уровне представления информации и др. Чтобы иметь моральное право обслуживать читателей, библиотекарь должен иметь высокие профессиональные качества. Также нужно сказать о важности личных качеств библиотекаря. С одной стороны, у людей, занятых в библиотечном деле, проявляются общие черты характера, которые влияют на трудовые процессы: некоторый консерватизм, любовь к порядку, склонность к систематизации знаний, уважение к авторитетам, профессиональное достоинство, соблюдение этикета. С другой стороны, от индивидуальности библиотекаря, внутренней свободы, смелости в принятии решений во многом зависит климат в коллективе и соблюдение нравственных норм обслуживания пользователей библиотеки. Когда читатель приходит в библиотеку, то ему неизбежно приходится вступать в контакт с библиотекарем. Будет ли этот контакт плодотворным, возникнет ли в процессе общения беседа в её библиотечном понимании – во многом зависит от библиотекаря. Важно также коснуться вопроса о библиотечном этикете, который играет важную роль в работе.Соблюдение библиотекарем профессионального этикета предполагает, что он благожелательно и уважительно относится ко всем посетителям библиотеки независимо от их социального статуса, занимаемой должности, возраста, внешнего вида и т.д.Культура библиотекаря заключается в умении управлять выражением своего лица, стараться, чтобы на нем отражались лишь положительные эмоции, содействующие радостному, благожелательному общению в библиотеке.Для библиотекаря важно соблюдать этикет во внешнем облике, в одежде. Можно с полным правом говорить о соответствии одежды библиотекаря его внутренней культуре, одежда, конечно же, зависит от конкретной ситуации, положения в обществе, возраста и т.д. Профессионализм и нравственные качества библиотекаря в общении проявляются в его стремлении к раскрытию и познанию индивидуальности читателей, их запросов, степени тонкости выбора способов поведения по отношению к этим читателям. Устойчивость такого стремления у библиотекаря представляет собой одно из ярких проявлений его профессионализма и представляет собой важнейшее условие общего успеха деятельности библиотек.2.3.Актуальные проблемы формирования информационной культуры личности библиотечного специалиста в процессе обучения в вузеИтак, согласно ФГОС, профессиональная деятельность выпускников должна быть представлена практической деятельностью, связанной с формированием и использованием библиотечно-информационных ресурсов, сохранением документного наследия, формированием информационной культуры общества и развитием социокультурных коммуникаций. Однако главная проблема заключается в том, что сформировать такие компетенции невозможно, если не обеспечить инновационность информационно-образовательного процесса в высшей школе, то есть, на современном этапе перед высшим библиотечно-информационным образованием стоит проблема повышения профессионализма преподавательского корпуса (научно-педагогических кадров), кроме того, в современных вузах подчас не выстраиваются индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут каждого обучающегося. Это можно считать значимой проблемой в современных условиях, когда парадигма высшего образования становится личностно ориентированной.Чтобы у выпускника библиотечно-информационного факультета были все профессиональные компетенции, отраженные в ФГОС, следует применять не только традиционные образовательные технологии, как это делается сейчас (лекции, семинары, коллоквиумы), но и использовать инновационные технологии, к примеру, проектные, игровые (деловые игры с элементами тренинга, собственно тренинги), тестирования, ситуационные задачи и др. Внедрение инновационных технологий позволит успешно решить следующие проблемы теории и методики, практической подготовки в сфере библиотечно-информационного образования: - развивать у студентов критическое мышление, способности анализировать, творчески осмысливать проблемы, проводить самоанализ – именно эти качества обеспечивают личностное становление специалиста, - на современном этапе недостаточное внимание уделяется развитию мотивации к поиску собственных уникальных путей решения поставленной задачи, таким образом, данная проблема также должна быть решена;- инновационные технологии будут способствовать углублению знаний, которые были получены во время лекций и занятий, - для современного специалиста очень важна коммуникативная культура, соответственно, ее развитию следует уделить особое повышенное внимание, - от современного специалиста требуются гибкость и умение экспериментировать в зависимости от ситуации, соответственно, современный образовательный процесс должен учитывать данное требование.В век цифры и эпоху Интернета мы акцентируем внимание на конгломерате информационных потребностей современного человека и современного общества; внедрении в библиотечно-информационную практику инновационных технологий с целью достижения компенсируемых библиотечно-информационных результатов. Однако в эпоху перемен обязанностью библиотекарей становится как обучение, консультации пользователей, так и посредничество, поскольку огромный объем информации требует большего, чем прежде, количества специалистов, владеющих навыками поиска информации и умеющих анализировать и оценивать ресурсы и потребности пользователей. Это ставит перед библиотечно-информационным образованием новые вызовы. Многие специалисты обоснованно заявляют о том, что современное информационно-библиотечное образование должно двигаться в сторону многоуровневости, преемственности, реализации компетентностного подхода, сопряжённости с потребностями практики и соответствия профессиональным стандартам, интерактивности обучения, изменения системы контроля и оценки знаний выпускников. В частности, следует повсеместно включать такую систему контроля, как портфолио, поскольку данная технология повышает мотивацию и инициативность студентов. Другая актуальная проблема заключается в том, что вузы строго следует рекомендуемой программе обучения, однако уделяют недостаточное внимание вариативности. Безусловно, следование государственному стандарту является обязательным, но все же, нельзя не отметить, что Учебно-методический совет (УМС) вузов России по образованию в области библиотечно-информационной деятельности настоятельно рекомендует не только отражать в учебных планах подготовки отраслевых бакалавров цикл из 12 базовых дисциплин, но и призывает вузы экспериментировать – к примеру, осуществлять разработку собственных профилей согласно наработанному опыту и запросам работодателей. Это заметно обогатит теорию и практику библиотечно-информационного образования. Наконец, выделим основные проблемы методологии библиотечно-информационного образования: 1.Недостаточное внимание к максимально прикладной ориентации учебного процесса;2.Отсутствие во многих вузах модельности и модульности обучения (профстандарт специалиста в области библиотечно-информационной деятельности + компетентностная модель специалиста каждого отдельного профиля при сохранении универсального перечня базовых профессионально значимых дисциплин);3.Отсутствие организационной открытости образовательного процесса (при том, что, конечно же, должна соблюдаться преемственность уровней и формируемых компетенций);4.Недостаточная доступность профильного образования (в частности, следует более активно применять дистанционные технологии обучения);5. Многие вузы не уделяют достаточное внимание тому, чтобы развивать академическую мобильность и сетевое взаимодействие вузов и библиотек;6. отсутствие индивидуализации образования посредством разработки и реализации персонифицированных траекторий обучения.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Информационная культура как одна из таких отраслей культуры, воздействует непосредственно на предметы внешней природы, на жизненно важные знания, умения и навыки самого человека, которые развиваются в течение всей жизни под влиянием деятельности, обучения, условий жизни. Можно сказать, что информационная составляющая пронизывает всё сооружение культуры, она является одной из его «несущих конструкций», которые придают логическую целостность всего необходимого здания. Информационная культура является исторически изменяющейся особой формой, структурной единицей человеческой жизнедеятельности. Некоторые исследователи пытаются доказать, что тип информационной культуры в том виде, в котором она существует теперь, обусловлен развитием информационных технологий, не имеющих аналогов в прошлом. Нет сомнения, что информационная культура сегодня тесно связана с современными средствами массовой коммуникации.Информационная культура библиотекаря включает в себя способность синтезировать традиционные библиотечно-библиографические и новые информационные технологии для осуществления библиографической деятельности, адаптировать, усовершенствовать и применять традиционные библиографические средства создания и распространения библиографической информации с помощью новых информационных технологий в соответствии с профессиограммой и профессиональной этикой.Современный библиотечно-информационный специалист участвует в формировании информационной культуры личности и общества. Информационная культура многогранна. Каждая ее грань определяет профессиограмму специалиста, от каждой грани зависит уровень профессиональной деятельности.Список литературыФГОС ВОпо направлению подготовки 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность. – Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/1/1923Алтухова Г.А. Почему не работает кодекс этики? / Г.А. Алтухова // Библиотека. – 2003. - № 8. – С. 71Алтухова Г.А. Профессиональная этика библиотекаря. – М., 2000. Боброва Е.И. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности библиотеки вуза: автореф. дисс. канд педагог. наук. – Кемерово, 2007.Бражникова С.А. Инновации в библиотеках: теоретические и методологические аспекты./Электронный ресурс// http://www.bgunb.ru/Бочан С.А. Роль информационной культуры в развитии личности. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-informatsionnoy-kultury-v-razvitii-lichnostiГендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-formirovaniya-informatsionnoy-kultury-lichnosti-opyt-razrabotki-i-realizatsiiИванова Л.П. Этика и психология современного библиотечного обслуживания, взаимоотношения библиотекаря и читателя. [Ресурс локального доступа]Калиновская Н.А. Организационно-педагогическая система формирования информационной культуры личности библиотечно-информационного специалиста :Дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 Казань, 2006 265 с. РГБ ОД, 61:06-13/2693Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. N2. С. 41 - 55.Квитко А.Ю. Информационная культура личности. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-lichnostiКлюев В.К. Современное библиотечное образование: реформы продолжаются. – Режим доступа: https://ntb.gpntb.ru/jour/article/viewFile/184/185.pdfКодекс этики российского библиотекаря. – Режим доступа: http://www.rba.ru/content/about/doc/codex.php Матвеева И. Ю. Проблемы и перспективы развития высшего библиотечного образования в России // Вестник культуры и искусств. 2014. № 2(38). С. 14 - 21.Машурян И. С. Информатизация как основополагающий фактор развития общества // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 270-273. Пилко И. С. Технологический подход к формированию основ информационной культуры // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: сб. ст. / науч. ред. Н. И. Гендина. Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 1999. С. 122-129.Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры личности: инновационная модель подготовки и повышение квалификации библиотечных кадров в регионе. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kultury-lichnosti-innovatsionnaya-model-podgotovki-i-povyshenie-kvalifikatsii-bibliotechnyh-kadrov-vСтародубова Г. А., Уленко Ю. В. Кемеровская школа формирования информационной культуры: традиции и инновации // Наследие С. А. Сбитнева: ученого, педагога, новатора: сб. матер. науч.-практич. конф., посвященной 90-летию со дня рождения С. А. Сбитнева (Кемерово, Новокузнецк, 14-19 марта 2008 г.) / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. Кемерово: КемГУКИ, 2008. С. 151-162.Стародубова Г. А., Усачева Т. Б. Повышение квалификации школьных библиотекарей как фактор совершенствования деятельности по формированию информационной культуры личности // Актуальные проблемы повышения квалификации библиотечных работников общеобразовательных учреждений: материалы из опыта работы / Рос.акад. образования: ГНПБ им. К. Д. Ушинского; сост. Е. М. Зуева. М., 2006. С. 16-21.Чурашева О.Л. Третьяков А.Л. Современное высшее библиотечное образование: проблемы и перспективы.// Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-vysshee-bibliotechno-informatsionnoe-obrazovanie-problemy-i-perspektivy
2. Алтухова Г.А. Почему не работает кодекс этики? / Г.А. Алтухова // Библиотека. – 2003. - № 8. – С. 71
3. Алтухова Г.А. Профессиональная этика библиотекаря. – М., 2000.
4. Боброва Е.И. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности библиотеки вуза: автореф. дисс. канд педагог. наук. – Кемерово, 2007.
5. Бражникова С.А. Инновации в библиотеках: теоретические и методологические аспекты./Электронный ресурс// http://www.bgunb.ru/
6. Бочан С.А. Роль информационной культуры в развитии личности. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-informatsionnoy-kultury-v-razvitii-lichnosti
7. Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-formirovaniya-informatsionnoy-kultury-lichnosti-opyt-razrabotki-i-realizatsii
8. Иванова Л.П. Этика и психология современного библиотечного обслуживания, взаимоотношения библиотекаря и читателя. [Ресурс локального доступа]
9. Калиновская Н.А. Организационно-педагогическая система формирования информационной культуры личности библиотечно-информационного специалиста :Дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03 Казань, 2006 265 с. РГБ ОД, 61:06-13/2693
10. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. N2. С. 41 - 55.
11. Квитко А.Ю. Информационная культура личности. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kultura-lichnosti
12. Клюев В.К. Современное библиотечное образование: реформы продолжаются. – Режим доступа: https://ntb.gpntb.ru/jour/article/viewFile/184/185.pdf
13. Кодекс этики российского библиотекаря. – Режим доступа: http://www.rba.ru/content/about/doc/codex.php
14. Матвеева И. Ю. Проблемы и перспективы развития высшего библиотечного образования в России // Вестник культуры и искусств. 2014. № 2(38). С. 14 - 21.
15. Машурян И. С. Информатизация как основополагающий фактор развития общества // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 270-273.
16. Пилко И. С. Технологический подход к формированию основ информационной культуры // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: сб. ст. / науч. ред. Н. И. Гендина. Кемерово: Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 1999. С. 122-129.
17. Стародубова Г.А., Уленко Ю.В. Формирование информационной культуры личности: инновационная модель подготовки и повышение квалификации библиотечных кадров в регионе. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kultury-lichnosti-innovatsionnaya-model-podgotovki-i-povyshenie-kvalifikatsii-bibliotechnyh-kadrov-v
18. Стародубова Г. А., Уленко Ю. В. Кемеровская школа формирования информационной культуры: традиции и инновации // Наследие С. А. Сбитнева: ученого, педагога, новатора: сб. матер. науч.-практич. конф., посвященной 90-летию со дня рождения С. А. Сбитнева (Кемерово, Новокузнецк, 14-19 марта 2008 г.) / Кемеровский государственный университет культуры и искусств. Кемерово: КемГУКИ, 2008. С. 151-162.
19. Стародубова Г. А., Усачева Т. Б. Повышение квалификации школьных библиотекарей как фактор совершенствования деятельности по формированию информационной культуры личности // Актуальные проблемы повышения квалификации библиотечных работников общеобразовательных учреждений: материалы из опыта работы / Рос.акад. образования: ГНПБ им. К. Д. Ушинского; сост. Е. М. Зуева. М., 2006. С. 16-21.
20. Чурашева О.Л. Третьяков А.Л. Современное высшее библиотечное образование: проблемы и перспективы.// Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-vysshee-bibliotechno-informatsionnoe-obrazovanie-problemy-i-perspektivy
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет информационная культура личности в контексте информатизации общества?
Информационная культура личности играет важную роль в информатизации общества. Она помогает человеку эффективно использовать информацию, развивать критическое мышление и способствует формированию информационной грамотности.
В чем особенности информационной культуры личности библиотекаря?
Информационная культура библиотекаря имеет свои специфические компоненты, такие как знание библиотечных ресурсов и принципов их использования, навыки работы с читателями и организация библиотечного процесса.
Какие компоненты информационной культуры библиотечного специалиста являются необходимыми?
Необходимыми компонентами информационной культуры библиотечного специалиста являются: знание и понимание информационных технологий, умение работать с информацией, навыки поиска и оценки информации, а также этические принципы использования информации.
Чему должен уделять внимание библиотекарь при формировании информационной культуры?
При формировании информационной культуры библиотекарь должен обратить внимание на развитие информационных навыков у читателей, организацию доступа к информационным ресурсам, а также на развитие этических принципов использования информации.
Почему этический компонент информационной культуры библиотекаря так важен?
Этический компонент информационной культуры библиотекаря важен, так как он позволяет библиотекарю соблюдать принципы конфиденциальности, справедливого доступа к информации, а также этические принципы использования информации, что способствует доверию и уважению со стороны читателей.
Что такое информационная культура личности и как она связана с информатизацией общества?
Информационная культура личности - это совокупность знаний, навыков и умений, необходимых для эффективного использования информационных технологий и ресурсов. Она связана с информатизацией общества, так как в условиях информационного общества все больше информации становится доступной и требует адекватной обработки и использования.
Какие компоненты входят в информационную культуру библиотекаря?
Компоненты информационной культуры библиотекаря включают знания о библиотечно-информационных ресурсах, умения работать с информацией, навыки использования информационных технологий, а также этические принципы и нормы, регулирующие профессиональную деятельность библиотекаря.
Как влияет информационная культура на профессиональную деятельность библиотекаря?
Информационная культура имеет прямое влияние на профессиональную деятельность библиотекаря. Она позволяет эффективно искать, анализировать и организовывать информацию, обеспечивает качественное обслуживание пользователей, повышает профессиональный уровень и конкурентоспособность библиотекаря.
Какие навыки и умения должен иметь библиотекарь для формирования информационной культуры?
Для формирования информационной культуры библиотекарь должен владеть навыками поиска и анализа информации, уметь работать с базами данных и электронными ресурсами, обладать знаниями о современных технологиях библиотечно-информационной работы.
Почему этический компонент важен для информационной культуры библиотекаря?
Этический компонент информационной культуры библиотекаря важен, так как он определяет принципы профессиональной этики и нормы поведения, которые должен соблюдать библиотекарь при работе с информацией и обслуживании пользователей. Он обеспечивает сохранение доверия пользователей к библиотекарю и поддерживает этические стандарты профессиональной деятельности.