культурология
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 21.09.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Понятие и происхождение искусства 4
2.Определение и функции искусства 7
3.Отражение реальности в искусстве 11
Заключение 15
Список литературы 17
И здесь следует особое внимание обратить на концепцию Тарда, который полагал, что искусство появляется для того, чтобы помогать обществу реализовать определенные социальные функции, то есть, появление искусства прямо связано с потребностями социально-культурного прогресса. Таким образом, изучая искусство той или иной эпохи, мы можем многое сказать о том, какие социальные условия были для того времени актуальны, каким был менталитет, традиции и т.п. Таким образом, без изучения искусства нельзя в полной мере глубоко постигать ту или иную историческую эпоху. Также благодаря искусству мы способны больше узнать о вкусах эпохи, о культуре повседневности, об эстетике того времени. Это объясняется тем, что искусство – это важнейшее средство эстетического освоения действительности. Как отмечает Тард, если мы бросим сравнительный взгляд на искусство различных прежних эпох вместо того, чтобы ограничиватьсяизучением одной только нашей, в которой потребность, удовлетворяемая искусством,так обща и так глубока, что никто уже неимеет о ней ясного сознания,—то мы заметим без особых усилий, что произведение искусства имело исторические цели, лежащие вне его самого, при этом, эти цели менялись от эпохи к эпохе [6]. Изучая эти цели, мы постигаем правду об этой эпохе. Проиллюстрируем данный тезис примерами.Если мы рассмотрим искусство Древнего Египта, то увидим, что в нем отражается огромное внимание к ритуалам, религии, культу загробного мира. Это способно много сказать нам о менталитете древних египтян, их эстетике, мировоззрении и мировосприятии.В частности, в пластике Древнего Египта можем видеть следующие образы животных: длинноногие поджарые охотничьи собаки, перегрызающие горло антилопам - символ и магическое обеспечение успеха в реальной охоте. Гуси или казарки, имеющие тяжелые тела, многоцветное оперение, они едят нежно-зеленую траву. А потом эти гуси лежат на пиршественном столе. Козы и козлы занимаются объедением листьев с кустов. Коровы и телята переходят вброд реку. Разнообразные птицы взлетают в воздухе над камышовыми зарослями, в которых прячутся пушистые зверьки. В воде мы можем видеть крокодилов, черепах, рыб. В воде плавают гиппопотамы, но на них уже обратили свое внимание охотники. Животный мир Древнего Египта является очень динамичным, ярким, он именно таким предстает в искусстве - на стенах гробниц знати из Мемфисского некрополя, таких как усыпальницы Мерерука, Птахотепа, Нефермаата, Итет. Эти образы возникали вследствие религиозных, магических представлений. Древние египтяне верили, что каждое рельефное изображение будет пристанищем душам. То есть, есть возможность сохранения навеки окружающего прекрасного и радостного реального мира. Искусство Греции и искусство Востока средних веков, к примеру, являет собой пример реализации принципа общественного согласования: «подумайте о греках, собиравшихся для того, чтобы послушать трагедию Софокла и песню Гомера, или о французах XII в ., сходившихся в готический собор, который мгновенно успокаивал их и настраивал своим церковным пением, своими расписными стеклами, своим волшебством и райскими обителями, спетыми, изваянными, эмалированными или нарисованными» [7].Афинские скульпторы, лирические поэты исполняли по сути патриотическое дело, которое способствовало укреплению национального духа и эстетического чувства, эти чувства были очень важны для культуры античного мира.Например, революционные эпохи порождают особое искусство. Как отмечает М.Г. Балонова, звуки «Марсельезы» или «Интернационала» не раз пробуждали могучую революционную энергию. Президент Линкольн, когда ему незадолго до победы Севера над рабовладельческим югом представили БичерСтоу, автора «Хижины дяди Тома», воскликнул: «Так это вы та маленькая женщина, которая вызвала эту большую войну?»[1]. Музыка отразила сам дух эпохи и ее атмосферу, которую спустя века можем почувствовать и мы. Кроме того, искусство отражает такое свойство реальности, как цикличность. То есть, в искусстве постоянно возрождаются художественные практики, формы и образы прошлых эпох. В частности, данный аспект прекрасно раскрывается на примере театрального искусства современного перформанса.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Зарождение искусства произошло в древности, постепенно искусство обретает статус значительной части культурной жизни, оно начинает формировать эстетическое сознание. Искусство выступает в качестве средства неутилитарного выражения человеческих эмоций и переживаний. Искусство всегда связано с прочтением художественного образа.Искусством в системе культуры выполняются определенные базовые функции, а именно, речь идет о: эстетической функции, благодаря которой искусство участвует в воспроизведении действительности по законам красоты, формирует эстетический вкус;социальной функции, которая заключается в идейном воздействии на общество, благодаря чему преобразуется социальная реальность; компенсаторной функции, выраженной в способности искусства к восстановлению душевного равновесия человека, решению психологических проблем;гедонистической функции – искусство способно приносить человеку удовольствие; познавательной функции, которая позволяет осуществлять познание действительности и анализ ее посредством художественных образов;прогностической функции, отражающей способность искусства к предсказанию будущего;воспитательной функции – здесь подразумевается тот факт, что искусство направлено на формирование человеческой личности, способствует её социализации, помогает выработать правильные модели поведения в обществе. Искусство направлено на развитие и укрепление нравственности и духовности (конечно же, это относится в большей мере к произведениям элитарного искусства). Искусство оказывает ценную помощь человеку в поиске смысла бытия, жизненного пути, оно направлено на просветление разума и души. Искусство выступает как источник высшего смысла, высших идей и непреходящих ценностей творчества, кроме того, в искусстве находят отражение образы реальной действительности. Список литературыБалонова М.Г. Искусство и его роль в жизни общества. Нижний Новгород, 2007. Введение в теорию художественной культуры: Учебное пособие / Науч. ред. Л.М. Мосолова. СПб., 1993.Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. 2010. №5. Т.2. С. 156-159.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М., 2003. Предеина М.Ю. Виды моделей бытия: онто-гносеологический аспект.// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. С. 175-176.Тард Г. Сущность искусства. М., 2007. Эстетическое сознание и философия искусства.// URL: http://www.studfiles.ru/preview/5634273/page:57/ Яргин С. В. О механизмах эстетического восприятия // Молодой ученый. 2014. №1. С. 727-730.
2. Введение в теорию художественной культуры: Учебное пособие / Науч. ред. Л.М. Мосолова. СПб., 1993.
3. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. 2010. №5. Т.2. С. 156-159.
4. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М., 2003.
5. Предеина М.Ю. Виды моделей бытия: онто-гносеологический аспект.// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2013. С. 175-176.
6. Тард Г. Сущность искусства. М., 2007.
7. Эстетическое сознание и философия искусства.// URL: http://www.studfiles.ru/preview/5634273/page:57/
8. Яргин С. В. О механизмах эстетического восприятия // Молодой ученый. 2014. №1. С. 727-730.