Рынок труда: занятость и безработица - особенности развития в различных странах

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая экономика
  • 34 34 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 06.10.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы рынка труда: занятость и безработица - особенности развития в различных странах 5
1.1.Понятие и характеристика современного рынка труда в Российской Федерации, теоретические подходы к изучению 5
1.2.Безработица населения, анализ факторов, влияющих на ее уровень. Социально-экономические последствия безработицы 11
2. Особенности рынка труда в России и зарубежных странах 16
2.1. Оценка состояния безработицы в России 16
2.2. Модели рынка труда за рубежом 21
Заключение 30
Список использованных источников 33


Фрагмент для ознакомления

Европейская модель рынка труда широко используется и наиболее полно проявляется при его регулировании в Великобритании, Франции, Италии и др. Данная модель регулирования рынка труда предполагает достижение высокого уровня защищенности наемных работников, приоритет сохранения рабочих мест, а не сокращение занятых, сильные позиции профсоюзного движения, неформально отстаивающего интересы работников, в том числе по повышению минимальной заработной платы и по предотвращению ее чрезмерной дифференциации. В результате использование данной модели приводит к высокому уровню социальной защищенности работников. Негативной стороной европейской модели регулирования рынка труда является ограниченные возможности входа в состав рабочей силы лиц с низкой конкурентоспособностью (молодежи, женщин, возвращающихся в состав экономически активного населения после рождения ребенка). Ее применение приводит к высокому уровню безработицы, прежде всего из-за лиц с низкими профессионально-квалификационными характеристиками. Высокая защита прав наемных работников ослабляет стимулирующую роль оплаты труда, а в конечном итоге при прочих равных условиях снижает темпы экономического роста. В результате для государственных органов европейских стран основным приоритетом экономической политики стало ускорение экономического роста путем проведения соответствующей денежно-кредитной политики, увеличения государственных инвестиций и проведение мер, способствующих возобновлению кредитования. Все выше названные меры по ускорению экономического роста будут способствовать сокращению безработицы. Важным отличием европейского от российского рынка труда является проводимая макроэкономическая политика. В российской модели жесткая макроэкономическая политика, особенно упорно проводимая Центральным банком России, сопровождается стабилизацией численности занятости при некоторой гибкости в регулировании заработной платы. В европейских же странах проводимая макроэкономическая политика не столь жесткая, и она сопровождается высокой безработицей при сохранении гибкости занятости, которая является серьезным преимуществом европейского рынка труда. Изменение экономической конъюнктуры сопровождается расширением набора инструментов, с помощью которых за короткое время проводится изменение структуры производства и занятости. Гибкость структуры занятости и рынка труда расширяет возможности регулирования заработной платы. Подобная модель регулирования рынка труда с невысокими издержками найма и увольнения и высокой мобильностью работников представляет интерес для бизнес-структур. Гибкость европейского рынка труда и занятости позволяет в достаточно короткие сроки оптимизировать численность работников фирмы без повышенных затрат при реструктуризации производства, а также способствует оптимальному распределению имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов. Также значительно более спокойно происходит перераспределение трудовых ресурсов в более высокопроизводительные производства. Все выше названные меры по регулированию рынка труда, составляющие европейскую модель рынка труда, существенно увеличивают эффективность труда в целом. Несмотря на опыт бывших стран социалистического лагеря, где политика занятости строилась на достижении полной занятости, приведшей, как принято считать, к снижению эффективности производства, австрийские экономисты аргументировали необходимость достижения полной занятости тем, что это важнее рентабельности. Главным достижением австрийские экономисты считали создание в экономике «атмосферы социального мира». Стоит отметить, что приоритетом проводимой в Швеции политики занятости и рынка труда является активные меры по содействию занятости, к которым можно отнести разнообразные программы по содействию трудоустройству, подготовке и переподготовке кадров, созданию рабочих мест, в том числе временных и различных видов социальных работ. Все эти меры направлены на предотвращение высокого уровня безработицы. В Швеции имеется разветвленная государственная служба занятости, насчитывающая около 70 региональных отделений. В службу занятости входят Отдел промышленности и целевых групп, работающий с клиентами и задачами, требующими особого внимания, и Отдел поддержки и обслуживания занятости, обеспечивающий внутреннюю деятельность службы занятости. Деятельность государственной службы занятости по решению различных задач в сфере занятости непосредственно контролируется Правительством и Парламентом в Швеции. В этой связи интересен опыт Германии, где регулирование рынка труда основывается на нетривиальном подходе, а именно считается, что субсидировать деятельность гораздо разумнее, чем бездеятельность. Поэтому социальная помощь предоставляется по нетрудоспособности по медицинским показаниям и при сложных случаях, требующих социальной поддержки. Социальная помощь предоставляется тем, кто работает, они получают от государства дополнительные выплаты, а те, кто может работать, но не работает по каким-либо причинам, существенно недополучают социальную помощь и льготы. Таким образом, регулирование рынка труда включает систему мотивации и стимулов для вовлечения на рынок труда всех трудоспособных граждан, желающих трудиться. В Германии основной целью регулирования рынка труда является обеспечение постоянной трудовой занятости трудоспособного населения страны. С этой целью государство проводит следующие мероприятия: -заключает договоры с объединениями предпринимателей или профсоюзов; -оказывает консультационную помощь населению по поиску работы; -организует повышение квалификации кадров, обучение; -проводит политику предотвращения дискриминации в отношении полового различия; -осуществляет страхование и оказывает помощь безработным. Опыт Германии интересен еще и тем, что в этой стране наиболее полно проявляется принципы социального государства. Исторически сложилось, что в Германии впервые были приняты социальные законы по борьбе с бедностью, введены пенсии по старости, страхование по болезни и т.п. В современных условиях концепция социального государства называется «шведской моделью», которая в той или иной степени помимо Швеции функционирует в Канаде, Нидерландах, Финляндии, Новой Зеландии. Современная концепция социального государства базируется на правовом обществе. Главнрй целью социального государства является сохранение политической и социальной стабильности. Таким образом, следуя этой концепции, государство принимает на себя обязательство обеспечить каждому гражданину экономическую и политическую жизни на достаточно высоком уровне. Основные меры социального государства включают в себя охрану труда и здоровья населения, установления гарантированного минимального размера заработной платы, предоставление государственной помощи семьи, материнства, детства, инвалидов и пожилых граждан, установление государственных пенсий, социальных пособий и других гарантий социальной помощи и защиты. При этом отмечается, что современное социальное государство не должно всецело контролировать рынок и общественную жизнь, но оно должно иметь возможность влиять на них в случае необходимости. Это также означает, что социальное государство должно обладать финансовыми средствами для выполнения социальных обязательств, к которым относятся бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование для всех граждан, социальная помощь уязвимым слоям населения.ЗаключениеВ условиях экономической ситуации, при которой функционирует рынок Российской Федерации, правительство не может оказать автоматического влияния на процесс саморегулирования трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем и трудоустройства населения. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в настоящее время исследование проблем экономики труда в настоящее время основана на новых подходах к созданию и управлению трудовым потенциалом, производительностью труда и трудом; анализ экономических и социальных процессов, связанных с работой.Для российского рынка труда территориальная мобильность имеет особое значение. Усиление территориальной мобильности населения Российской Федерации сможет перенаправить потоки миграции в сторону регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока.Полученные результаты сравнения моделей европейской, американской и российской моделей рынка труда могут быть использованы в процессе разработки рекомендаций по оптимизации национального рынка труда, совершенствования государственной политики занятости населения в России. Позитивные тенденции развития рынка труда в экономиках Европейского союза и США позволяют использовать богатый международный опыт в нашей стране. Зарубежная практика стимулирует к улучшению системы профессиональной подготовки и переподготовки, совершенствованию системы найма и увольнения работников путем формирования адекватной российским условиям системы трудовых контрактов и т.д. Однако жесткая макроэкономическая политика, затрудняющая проведение активной экономической политики, осложняет использование многих инструментов регулирования европейского и американского рынков труда. Рассмотренные в работе особенности функционирования американского, европейского и российского рынка труда позволяют сформулировать следующие выводы: – российский рынок труда окончательно не сформировался, поэтому изучение и использование международного опыта особенно важно для оптимизации российского рынка труда; – американский, европейский и российский рынки труда существенно отличаются по своей структуре: американский наиболее динамичен, европейский – в большей степени социально-ориентирован, российский – пока формируется и имеет большие потенциальные возможности, используя лучший мировой опыт регулирования трудовых отношений; – несмотря не специфичность российского рынка труда, целесообразно изучение и избирательное внедрение в России лучших мировых практик регулирования рынка труда.Меры по снижению асимметрии в развитии региональных рынков труда в России должны носить комплексный характер и реализовываться в рамках следующих мер государственной политики: -развитие и государственная поддержка самозанятости населения в регионах, в которых наличествует наибольшее напряжение на рынке труда; -нормализация пространственного развития страны, в части выбора территорий реализации новых крупных инвестиционных проектов, в том числе инфраструктурных и в обрабатывающей промышленности, с учетом наличия резервов трудовых ресурсов; -стимулирование внутренней трудовой миграции, а также селективное привлечение работников в трудодефицитные регионы из-за рубежа.Кроме того, для решения проблем иных проблем, мы предлагаем следующие мероприятия:-снижению уровня безработицы будут способствовать мероприятия, направленные на увеличение количества рабочих мест, либо на действующих предприятиях, либо за счет открытия новых. Разработка программы для поощрения работодателей в создании новых рабочих мест;-повышение пособия по безработице до прожиточного минимума;-повышение качества профессионального образования. Разработка системы для трудоустройства молодых специалистов;-рост оплаты труда в соответствии с ростом производительности труда. Современный рынок труда наполнен проблема, главными из которых является безработица, значительное число неквалифицированных специалистов и рост теневой занятости. Снижение покупательской способности населения, рост численности населения с низким уровнем дохода влияет на ВВП, что, к примеру, приводит к снижению спроса на услуги транспортных компаний и соответственно к сокращению рабочих мест. Для формирования эффективного рынка труда необходима здоровая конкуренция, при которой соревноваться на рынке труда должны компетенции и квалификация. Необходима взвешенная социально-экономическая политика государства, решительные действия по усовершенствованию государственного управления на рынке труда, способствующие продуктивной занятости работников независимо от возраста, состояния здоровью, гендерной принадлежности, и сферы приложения трудовых усилий.Все вывшее перечисленные меры, помогут снизить уровень безработицы, а вследствие этого повысить уровень развития экономики в целом. Список использованных источниковЗакон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" //http://www.consultant.ru/БурмистроваИ.К.,КублинИ.М.,НасыбулинаВ.П.,СоловьеваН.А.Интегральнаяоценкавлияниясоциально-экономическихфакторовнауровеньипродолжительностьмолодежнойбезработицы//Экономикаустойчивогоразвития.2019.№1.С.26‒31.Гага В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Томск: Издво Томского гос. ун-та, 2008. – 340 сДавыденко Т.А., Кондаков М.В. Последствия безработицы и факторы, влияющие на них // Научный результат. Экономические последствия. – 2019. – том 5. - №3. – с. 35-43Лукьянова В. В. Многоплановость понятия рынка труда как составляющая его регулирования / Лукьянова В. В. //Основы экономики, управления и права. - 2013. - №5. - с.82-85МихалькевичД.А.Определениебезработицыипричиныееобразования//Вопросынаукииобразования. 2018. № 3 (15). С. 87‒90.Назарзода Н.Н., Азизов С.А. Теоретические основы рынка труда и его роль в развитии национальной экономики // Государственное управление. – 2021. - №1 (50). – с. 79-87Плакся,В.И.Безработица:теорияисовременнаяроссийскаяпрактика(социально-экономическийаспект)/В.И.Плакся,Рос.акад.гос.службыприПрезидентеРФ.–2-еизд.,стер.–М.:Изд-воРАГС,2005.–381с.Рофе А. И. Экономика труда: учебник / А.И. Рофе. — 3-е изд., доп. и перераб. — Москва : КНОРУС, 2017.— 374 с.Рынок труда : учебник и практикум для вузов / Е. Б. Яковлева [и др.] ; под редакцией Е. Б. Яковлевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 253 с.Саенко Я.А. Теоретические основы регулирования рынка труда и занятости // Ученые заметки ТОГУ. – 2018. – том 9. - №1. – с. 100-104Синдюков Д.Ф. Сравнительный анализ рынков труда европейского союза и Российской Федерации. – Саратов: Изд-во Саратовского университета. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 4Сухопарова Т.А. Формирование и развитие моделей рынков труда зарубежных стран //Симбирский научный вестник, 2012, № 4, С. 127– 133Утинова С.С. Современные модели регулирования рынка труда: зарубежный и российский опыт // Финансовые рынки и банки. – 2021. - №6. – с. 26-33Федеральнаяслужбагосударственнойстатистики[Электронныйресурс].Режимдоступа:URL:https://rosstat.gov.ru/Finexpertiza,Аналитикиоценилиреальнуюбезработицувдваразавышеофициальной,[Электронныйресурс].–2020.-URL:https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2020/real-bezrabotitsa

1. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // http://www.consultant.ru/
2. Бурмистрова И. К., Кублин И. М., Насыбулина В. П., Соловьева Н. А. Интегральная оценка влияния социально-экономических факторов на уровень и продолжительность молодежной безработицы // Экономика устойчивого развития. 2019. № 1. С. 26‒31.
3. Гага В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Томск: Издво Томского гос. ун-та, 2008. – 340 с
4. Давыденко Т.А., Кондаков М.В. Последствия безработицы и факторы, влияющие на них // Научный результат. Экономические последствия. – 2019. – том 5. - №3. – с. 35-43
5. Лукьянова В. В. Многоплановость понятия рынка труда как составляющая его регулирования / Лукьянова В. В. //Основы экономики, управления и права. - 2013. - №5. - с.82-85
6. Михалькевич Д. А. Определение безработицы и причины ее образования // Вопросы науки и образования. 2018. № 3 (15). С. 87‒90.
7. Назарзода Н.Н., Азизов С.А. Теоретические основы рынка труда и его роль в развитии национальной экономики // Государственное управление. – 2021. - №1 (50). – с. 79-87
8. Плакся, В. И.Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект) / В. И. Плакся, Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – 2-е изд., стер. – М. : Изд-во РАГС, 2005. – 381 с.
9. Рофе А. И. Экономика труда: учебник / А.И. Рофе. — 3-е изд., доп. и перераб. — Москва : КНОРУС, 2017.— 374 с.
10. Рынок труда : учебник и практикум для вузов / Е. Б. Яковлева [и др.] ; под редакцией Е. Б. Яковлевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 253 с.
11. Саенко Я.А. Теоретические основы регулирования рынка труда и занятости // Ученые заметки ТОГУ. – 2018. – том 9. - №1. – с. 100-104
12. Синдюков Д.Ф. Сравнительный анализ рынков труда европейского союза и Российской Федерации. – Саратов: Изд-во Саратовского университета. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 4
13. Сухопарова Т.А. Формирование и развитие моделей рынков труда зарубежных стран //Симбирский научный вестник, 2012, № 4, С. 127– 133
14. Утинова С.С. Современные модели регулирования рынка труда: зарубежный и российский опыт // Финансовые рынки и банки. – 2021. - №6. – с. 26-33
15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rosstat.gov.ru/
16. Finexpertiza, Аналитики оценили реальную безработицу в два раза выше официальной, [Электронный ресурс]. – 2020. - URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2020/real-bezrabotitsa

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития рынка труда существуют в разных странах?

В разных странах существуют различные особенности развития рынка труда. Например, в развитых странах высокая занятость и низкий уровень безработицы, благодаря развитой экономике и социальной защите трудовых прав. В развивающихся странах, напротив, наблюдается высокий уровень безработицы, низкая заработная плата и недостаточный уровень социальной защиты. Кроме того, в некоторых странах существуют особые системы занятости, такие как государственные программы по созданию рабочих мест, обязательное участие государственных предприятий в трудоустройстве и т.д.

Какие теоретические подходы используются при изучении рынка труда в Российской Федерации?

При изучении рынка труда в России используются различные теоретические подходы. Например, теория предложения и спроса на труд, которая рассматривает взаимосвязь между количеством предложения и спроса на труд и его ценой. Также применяются институциональные подходы, которые учитывают роль законодательства и правительственной политики в регулировании рынка труда. Кроме того, используются теории регионального развития и теории гендерной дискриминации на рынке труда.

Какие факторы влияют на уровень безработицы населения?

Уровень безработицы населения зависит от нескольких факторов. Во-первых, экономический рост и уровень инвестиций могут повлиять на спрос на рабочую силу и, соответственно, на уровень безработицы. Во-вторых, образование, квалификация и опыт работы также могут оказывать влияние на возможности трудоустройства. Кроме того, демографические изменения, такие как изменение соотношения трудоспособного и неактивного населения, также могут влиять на уровень безработицы.

Какие теоретические основы лежат в основе изучения рынка труда?

Изучение рынка труда основывается на таких теоретических подходах, как классическая экономическая теория, неоклассическая теория, структурная теория, институциональная теория. Эти подходы позволяют анализировать особенности функционирования рынка труда и влияние различных факторов на уровень занятости и безработицы.

Каковы основные характеристики современного рынка труда в Российской Федерации?

Современный рынок труда в России имеет следующие характеристики: высокий уровень неформальной занятости, неравенство между регионами, сезонная безработица, высокий уровень миграции рабочей силы, низкое качество рабочей силы и низкая производительность труда.

Какие факторы оказывают влияние на уровень безработицы населения?

На уровень безработицы влияют различные факторы, такие как экономический рост, инфляция, структура экономики, демографические характеристики населения, рынок труда, социальная политика государства и другие. Все эти факторы могут влиять на спрос и предложение рабочей силы, что оказывает влияние на уровень безработицы.

Какие особенности имеются на рынке труда в России по сравнению с зарубежными странами?

В России основными особенностями рынка труда являются высокая доля неформальной занятости, низкое качество рабочей силы, низкая производительность труда, неравенство между регионами. В зарубежных странах, в свою очередь, более развиты социальные гарантии для работников, более высокая производительность труда, более сбалансированное развитие регионов.