Основы конструирования и расчета автомобилей
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 4 + 4 источника
- Добавлена 23.10.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1ТЯГОВЫЙ РАСЧЕТ АТС 4
1.1 Расчет потребной мощности двигателя 4
1.2 Определение передаточных чисел элементов трансмиссии 8
1.3 Построение тяговой и динамической характеристик АТС 11
1.4 Построение характеристики ускорений 13
2. РАСЧЁТ КОРОБКИ ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЯ 17
2.1 Выбор кинематической схемы и материала деталей КПП 17
2.2 Выбор основных параметров КПП 18
2.3 Определение минимального числа зубьев шестерни первой передачи 20
2.4 Определение числа зубьев зубчатых колес КПП 21
2.5 Корректировка межосевого расстояния и передаточных чисел КПП 23
2.6 Определение геометрических размеров зубчатых колес КПП 24
2.7 Определение числа зубьев зубчатых колёс передачи заднего хода 27
2.8 Определение сил, действующих в зацеплении зубчатых колес 29
2.9 Проверочный расчет зубьев зубчатых колес КПП на усталость от изгиба 31
2.10 Расчет зубчатых колес КПП на контактную выносливость 38
3. ПОСТРОЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ АТС 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 45
Эквивалентное число зубьев определяется по формуле 2.14 (2.14)Для эквивалентного числа зубьев не приведенного в таблице 2.2 коэффициент формы зуба необходимо определять методом интерполирования.Y –коэффициент, учитывающий изменение плеча действия силы по линии контакта зубьев косозубого зубчатого колеса; определяется по формуле (2.15):, м/с (2.16)где – делительный диаметр зубчатого колеса, м. – расчетная частота вращения зубчатого колеса, об/мин; - для ведущей шестерни пары постоянного зацепления трёхвальных КПП;об/мин- для ведущих шестерен всех передач трехвальных КПП ;об/миноб/миноб/миноб/миноб/мин- для ведомых зубчатых колес трехвальных КПП ;об/миноб/миноб/миноб/мин- для первой шестерни блока шестерен заднего хода;об/мин., м/с, м/с, м/с, м/с, м/с, м/с, м/с, м/с, м/с, м/с, м/с, м/с, м/с, м/сТаблица 2.2 – Значения коэффициента формы зуба Yi. ZэквКоэффициент смещения исходного контура Х-0,5-0,6-0,25-0,1600,160,250,40,51234567891012-------3,683,4616----4,284,023,783,543,4020---4.404.073,833,643,53,3925--4,34,133,903,723,623,473,40324,54,274,053,943,783,653,593,463,40404,144,023,883,813,703,613,573,483,42503,963,883,783,733,683,583,543,493,44603,823,783,713,683,623,573,543,53,47703,793,743,683,663,613,563,553,503,48803,733,73,663,633,601,553,553,513,50903,703,683,643,623,603,553,553,533,511003,683,663.623,613,603,563,563,553,521803,643,623,623,623,623,593,583,563,56>1803,633,633,633,633,633,633,633,633,63Таблица 2.3 – Значения коэффициентадля косозубых зубчатых колес.Степеньточности6789KF0,720,810,911,00Рекомендуемые степени точности зубчатых колёс в зависимости от окружной скорости их вращения приведены в таблице 2.4 Таблица 2.4 – Рекомендуемые степени точности изготовления зубчатых колесЗубчатаяпередачаОкружная скорость< 55 ÷ 88 ÷ 12,5>12,5Цилиндрическаякосозубая9987 – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба; значения коэффициента принимаются по таблице 2.5 в зависимости от расположения зубчатого колеса относительно опор в КПП, в зависимости от отношения b / d , в зависимости от твёрдости зубьев зубчатых колес ( в КПП зубья всех зубчатых колес имеют твердость > HRC 40 ). Типы зубчатых колес в зависимости от местоположения в КПП приведены на рисунке 2.4.Рисунок 2.4 – Схема расположения зубчатых колес в КППТаблица 2.5 –Значения коэффициента при твердости зубьев ≥ HRC 40Тип передачиb / d2340,21,161,121,080,41,341,231,130,61,531,381,230,81,741,531,321,01,951,671,421,2-1,811,531,4--1,67 – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении зубчатых колес.Значения коэффициента принимаются по таблице 2.6 в зависимости от окружной скорости шестерен V, степени точности изготовления зубчатых колес и твердости рабочих поверхностей зубьев.Таблица 2.6 –Значения коэффициента при твердости зубьев ≥ HRC 40Окружная скорость зубчатого колеса, V, м/сCтепеньточности124681061,011,021,031,041,061,0771,011,021,031,051,071,0881,011,021,031,051,071,0891,011,021,041,061,081,09 – предел выносливости для материала зубчатого колеса на изгиб; МПа; пределы выносливости для материалов зубчатых колес приведены в таблице 2.11. Расчет зубьев шестерен КПП на изгибную выносливость удобнее выполнять в табличном виде и представить расчеты в виде таблиц 2.7 и 2.8Таблица 2.7 – Определение параметров, влияющих на изгибную выносливость зубьев зубчатых колёс КПП.Noзуб.колесаШиринавенца,b, ммДелит.диам.,d, ммОкружн.скорость,V, м/сСтепеньточностиb/dТипколесаKFKFKFVKF1'2976,54,290,4311,231,151,411"291714,290,2311,121,151,292'47884,990,5311,161,171,362"47159,54,990,3311,071,171,253'471106,190,4311,231,211,493"47137,56,190,3311,071,211,294'471327,390,4211,341,251,684"47115,57,390,4211,341,251,69пз'4793,58,690,5211,251,291,61пз"471548,590,3211,071,291,38ЗХ'2976,54,290,4311,231,151,41ЗХ″291714,290,2311,121,151,29пар.12976,54,290,4411,131,151,30пар.22976,54,290,4311,231,151,41Таблица 2.8 –Расчет зубьев зубчатых колес КПП на выносливость от изгиба.12345678910111'17174,2301298854,51,4127710001"38383,7201299534,51,2979710002'16293,8335,10,75259804,51,362883002"29533,6635,10,75259444,51,252243003'20373,7335,10,75207844,51,491603003"25463,6935,10,75207854,51,291643004'24443,6935,10,75173204,51,681403004"21383,7235,10,75174204,51,69143300пз'17313,8035,10,75148194,51,61200300пз"28513,6735,10,75148454,51,38118300ЗХ'17174,2301298854,51,412771000ЗХ″38383,7201299534,51,297971000пар.117174,2301298854,51,30244300пар.217174,2301298854,51,412773002.10 Расчет зубчатых колес КПП на контактную выносливостьРасчет зубьев зубчатых колес КПП на контактную выносливость сводится к определению контактных напряжений на зубьях ведомых зубчатых колес передач и сравнении их с допустимыми значениями напряжений. При расчете используется формула:(3.17) где - коэффициент передачи; = 270 – для косозубых передач.- передаточное число пары шестерен i - ой передачи КПП; (см. п.2.5); A – межосевое расстояние КПП; мм–вращающий момент на ведомом зубчатом колесе i–ой передачи, Нм; (см. п.2.8) –коэффициент нагрузки; где– коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями шестерни, для косозубых зубчатых колес значения коэффициента принимаются по графику на рисунке 3.9 в зависимости от степени точности изготовления колеса и окружной скорости точек колеса, лежащих на его делительном диаметре. –коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине зуба; значения коэффициента приведены в таблице 2.9 в зависимости от отношения b/d, схемы расположения зубчатых колес передачи в КПП (см. рисунок 2.2), для зубьев с твердостью рабочей поверхности ≥ HRC 40.Таблица 2.9 –Значения коэффициента b /dТип передачи (см. рис.2.8)2340,21,21,151,090,41,451,31,180,61,71,51,30,821,71,431,02,31,91,561,2-2,11,721,4--1,9 KHV – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку на зубья шестерни. Значения коэффициента принимаются по таблице 2.10 в зависимости от окружной скорости вращения зубчатого колеса и степени точности его изготовления при твердости рабочей поверхности зубьев ≥ HRC 40.Таблица 2.10 – Значения коэффициента KHVСтепеньточностиОкружная скорость зубчатого колеса V, м/с1246810 6-я1,001,001,021,021,031.04 7-я1,001,011,021,031,031,04 8-я1,011,011,021,031,041,05 9-я1,011,011,021,031,041,05предел выносливости материала зубчатых колес по контактным напряжениям.Значения пределов выносливости по контактным напряжениям и напряжениям изгиба для наиболее часто применяемых материалов зубчатых колес, обеспечивающих твердость рабочих поверхностей зубьев ≥ HRC 40, приведены в таблице 2.11Значения пределов выносливости по контактным напряжениям и напряжениям изгиба для наиболее часто применяемых материалов зубчатых колес, обеспечивающих твердость рабочих поверхностей зубьев ≥ HRC 40, приведены в таблице 2.11Таблица 2.11 – Пределы выносливости материалов зубчатых колес по контактным напряжениям и напряжениям изгиба.СтупениКППТип автомобилейлегковые и грузовые малойи средней грузоподъёмностиГрузовые большойгрузоподъемности,МПа,МПа, МПа,МПаПервая передача ипередача заднего хода600…9001500…2000500…10003000…4000Высшие передачи КПП300…8001000…1400200…3002000…2800 Расчет зубьев зубчатых колес КПП на контактную выносливость следует представить в табличном виде в форме таблицы 2.12Таблица 2.12- Расчет зубьев зубчатых колес КПП на контактную выносливость.Noзуб.колесаuМ″,НмОкружн.скорость,V, м/сСтепеньточностиb/dТипКолесаKHKHVKНМПаМПа1"2,2425614,290,2311,151,141,31225340002"1,8120694,990,331,141,231,0251,44143128003"1,2514296,190,331,651,231,0312,09148628004"0,8810067,390,421,161,31,0371,5611682800пз"1,651143,18,590,321,171,231,0431,5010882800ЗХ″2,2425614,290,2311,151,141,3122534000По результатам расчета необходимо сравниваем величины расчетных напряжений с предельно допустимыми и делаем вывод о том, что зубчатые колеса разработанной КПП работают в нормальных условиях при данных нагрузках.3. Построение кинематической схемы АТСАвтомобиль является заднеприводным с продольным расположением двигателя и коробки передач и колёсной формулой 4х2. Сцепление сухое однодисковое с периферийными пружинами. Для конструирования узлов и построения кинематической схемы использовались следующие источники:коробка передач – [5];межосевой дифференциал – [5];главная передача– [5] ;подшипниковые узлы – [5].ЗАКЛЮЧЕНИЕСписок используемой литературы1. Лялин В.П. Теория автомобиля : учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / Лялин В.П., Лялин К.В. – ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. – 405с.2. Баженов Е.Е. Теория автомобиля. Методические указания к курсовой работе для студентов специальности 15.01.00 «Автомобиле- и тракторостроение». – Екатеринбург: кафедра «Автомобили и тракторы», 1997. – 66 с.3. Чмиль В.П. Автотранспортные средства : учебное пособие [Гриф Минобрнауки РФ] / В. П. Чмиль, Ю. В. Чмиль [и др.]. – СПб. : Лань, 2011. – 336 с. 4. Автомобили ЗИЛ-5301, -3250 и их модификации. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту/ А.С. Кузнецов. – М.: Издательский дом Третий Рим, 2006. – 216 с.Приложение
1. Лялин В.П. Теория автомобиля : учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / Лялин В.П., Лялин К.В. – ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. – 405с.
2. Баженов Е.Е. Теория автомобиля. Методические указания к курсовой работе для студентов специальности 15.01.00 «Автомобиле- и тракторостроение». – Екатеринбург: кафедра «Автомобили и тракторы», 1997. – 66 с.
3. Чмиль В.П. Автотранспортные средства : учебное пособие [Гриф Минобрнауки РФ] / В. П. Чмиль, Ю. В. Чмиль [и др.]. – СПб. : Лань, 2011. – 336 с.
4. Автомобили ЗИЛ-5301, -3250 и их модификации. Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту/ А.С. Кузнецов. – М.: Издательский дом Третий Рим, 2006. – 216 с.
Вопрос-ответ:
Как рассчитать потребную мощность двигателя для автомобиля?
Для расчета потребной мощности двигателя необходимо учитывать такие факторы, как масса автомобиля, требуемая скорость движения, необходимое ускорение, коэффициент сопротивления воздуха и коэффициент трения. Подробный расчет проводится на основе формул, учитывающих все эти параметры.
Как определить передаточные числа элементов трансмиссии автомобиля?
Определение передаточных чисел элементов трансмиссии зависит от требуемой скорости движения и максимального крутящего момента двигателя. Для этого необходимо провести расчет, учитывая передаточные отношения различных элементов трансмиссии, таких как коробка передач, дифференциал и трансмиссионный мост.
Как построить тяговую и динамическую характеристики автомобиля?
Построение тяговой и динамической характеристик автомобиля заключается в определении зависимости крутящего момента двигателя и мощности от скорости движения. Для этого проводится тяговый расчет, учитывающий параметры автомобиля и особенности дорожного покрытия. Полученные данные затем отображаются на графиках для наглядности.
Как выбрать кинематическую схему и материал деталей коробки передач автомобиля?
Выбор кинематической схемы и материала деталей коробки передач автомобиля зависит от таких параметров, как максимальный крутящий момент двигателя, требуемая нагрузочная способность коробки передач, скорости переключения передач и других факторов. При выборе материала деталей следует учитывать их прочностные характеристики и износостойкость.
Как определить минимальное число зубьев шестерни первой передачи в коробке передач автомобиля?
Определение минимального числа зубьев шестерни первой передачи в коробке передач зависит от требуемого передаточного отношения, максимального крутящего момента двигателя и максимального допустимого напряжения в зубчатых передачах. Для этого необходимо провести расчет, учитывая все эти параметры и выбрать такое число зубьев, при котором условия прочности будут соблюдены.
Какие основы конструирования и расчета автомобилей описаны в статье?
Описаны основы конструирования и расчета автомобилей, включая тяговый расчет АТС, расчет потребной мощности двигателя, определение передаточных чисел элементов трансмиссии, построение тяговой и динамической характеристик АТС, построение характеристики ускорений, а также расчет коробки передач автомобиля.
Как рассчитать потребную мощность двигателя автомобиля?
Потребную мощность двигателя автомобиля можно рассчитать на основе данных о массе автомобиля, коэффициенте сопротивления движению, скорости движения и угле подъема. Формула для расчета потребной мощности двигателя: P = (m * v^2 * i) / (2 * t * k), где P - потребная мощность двигателя, m - масса автомобиля, v - скорость движения, i - коэффициент сопротивления движению, t - время разгона до заданной скорости, k - коэффициент углового подъема.
Как определить передаточные числа элементов трансмиссии автомобиля?
Для определения передаточных чисел элементов трансмиссии автомобиля необходимо рассчитать tren = (M * r * 2π * n) / (v * K), где tren - передаточное число элементов трансмиссии, M - крутящий момент на колесах автомобиля, r - радиус колеса, n - число оборотов колеса, v - скорость автомобиля, K - коэффициент перевода единиц измерения.
Как построить тяговую и динамическую характеристики автомобиля?
Для построения тяговой и динамической характеристик автомобиля необходимо провести ряд расчетов и построить графики. Тяговая характеристика показывает зависимость крутящего момента двигателя от скорости автомобиля. Динамическая характеристика отражает изменение ускорения автомобиля при изменении скорости. Для построения этих характеристик необходимо знать данные о массе автомобиля, мощности двигателя, передаточных числах и других параметрах.
Какие основы конструирования и расчета автомобилей рассматривает статья?
Статья рассматривает основы конструирования и расчета автомобилей, включая расчет потребной мощности двигателя, определение передаточных чисел элементов трансмиссии, построение тяговой и динамической характеристик АТС, построение характеристики ускорений, расчет коробки передач и выбор основных параметров.