Идейное своеобразие и характерные богословские темы Евангелия от Марка (строго в контексте Православной Церкви)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 36 36 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 20.11.2021
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.Евангелист Марк 4
1.1Рождение и юность апостола 4
1.2. Апостольское служение 5
1.3 Мученическая кончина апостола 7
2. Идейное своеобразие у евангелиста Марка 8
2.1. Идейное своеобразие у других евангелистов 15
3. Характерные богословские темы у евангелиста Марка 21
3.1. Характерные богословские темы у других евангелистов 28
Заключение 34
Список источников и литературы 36

Фрагмент для ознакомления

“ои”, а не “те”). В этой невероятной, противоречащей всякой очевидности уверенности в Боге, в том, что Божья воля, воля Отца - это благая воля, Иисус в час своего бессилия в наибольшей степени являет то, что Он есть Сын. Выразить эту неразрывную связь с Отцом - главная цель гефсиманскойперикопы у Марка. Слабость учеников составляет лишь фон этого чарующего рассказа.На кресте (Мк 15:33-39) Иисус теряет все - и свою жизнь, и свои надежды. Его упование на Бога ограничивается элементарным отношением, в котором Он, цитируя Пс 21:2, доносит до Него свое отчаяние: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». Только в этом парадоксальном смысле, что Он даже впоследней, глубочайшей оставленности все еще обращается к Богу с вопросом «для чего?» и тем самым в форме жалобы держится еще за «своего» Бога, остается Он Сыном Божьим. Этим описанием Марк подчеркивает человечество Иисуса: сцены в Гефсимании и при распятии не должны быть ослаблены слишком быстрым провозглашением божества Иисуса. Своюбогооставленностъ Иисус перенес как Заместитель людей. После Пасхи Его ученики узнают, что на самом деле Он не был оставлен. Как Сын Божий Он умер «за многих» (ср. Мк 10:45). Это истолкование богооставленности есть смелая интерпретация заместительности, заложенная в ранней традиции о трапезе Господней (Мк 14:24). Как и в гефсиманскойперикопе, в сцене распятия богословский радикализм Марка смягчается: Матфей (27:46) - единственный из евангелистов, кто сохраняет вопль Иисуса о богооставленности (Мк 15:34 = Пс 21:2), но уже подчеркивает суверенную добровольность Его отказа от власти (Мф 26:52 сл.).Весь рассказ Евангелия от Марка увенчивается сценой распятия и свидетельством о воскресении (Мк 16:6): «Он воскрес». Воскресение Христово есть величайшее мировое событие, потому христиане и заменили им празднование ветхозаветной субботы. Праздник Воскресения Христова есть «Праздников Праздник и Торжество из торжеств, Един суббот Царь и Господь». Воскресение — торжество, смысл и основание нашей христианской веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1 Кор. 15, 14), говорит Апостол Христов. Многие исследователи отмечают, что целью евангелиста Марка являлась апология Креста. Для многих новообращённых христиан, факт унизительной смерти Спасителя, как политического преступника, как пишет ап. Павел, был «камнем преткновения» для иудеев, и «безумство» для греков (1 Кор. 1:23). Получив Благодать Крещения и дар Духа Святого во имя Христа, их сердце и опыт благодати свидетельствовали о Боге. Но когда они слышали о жизни Христа, их разум по-прежнему недоумевал: почему их опыт основывается на имени Того Человека, который погиб смертью политического преступника . В менталитете греко-римских читателей, всякое проявление слабости считалось позорным, ибо они были воспитаны в традициях культа силы - как моральной, так и физической . Распятие считалось самой позорной смертью. Автор Послания к Евреям определяет смерть Христа как «позорище креста» (αἰσχύνη Евр. 12:2). Такая смерть считалась «позорным наказанием даже для убогих людей», и «являлась участью лишь преступников». Сами христиане недоумевали и нуждались в объяснениях, как опровергнуть нападки врагов христианства из-за позора с которым Бог умер на Кресте. Так Цельс говорил: «Как же могли мы считать Богом этого (Иисуса), который, как слышно было, ничего не исполнил из того, что Он обещал показать, который, лишь только мы изобличили Его и признали заслуживающим наказания, скрылся тайно, убежал и затем самым позорным образом был схвачен». Христианам нелегко было сломать стереотипы того времени. И вот Марк первым решился написать повествование, где крестные страдания Иисуса находятся на переднем плане. В Евангелии всё развёрнуто на этот решающий момент: сами три предсказания Иисуса задуманы как остов повествования, чтобы подготовить читателя к рассказу о распятии. Это кульминационный момент Евангелия, цель всего крестопоклонного богословия Марка: Крест Христа был проявлением вовсе не Его слабости, беззащитности перед врагами, а наоборот, проявлением Его силы. Христос у Марка поэтому изначально представлен как могущественный чудотворец, наделённый всеми возможными сверхъестественными силами и властью, и со властью Он управляет ходом Своей жизни: Его смерть — не рок судьбы, как это могло бы показаться, если рассмотреть события «с человеческой точки зрения» («Да не будет тебе этого» Мк. 8). Крест есть не участь, а преднамеренный акт воли Всемогущего Христа. Потому Марк настойчиво повторяет три раза предсказания Христа о Его грядущей смерти в Иерусалиме, куда Он, к ужасу своих учеников, шёл по Своей воле. Его чудеса, пророческий дар, силы и власть даже над стихиями природы, о которых говорится в первой «славной» части Евангелия исключают возможность толкования того, что следует — Крестных страданий — как проявления слабости или немощи.То есть, крест в Евангелии от Марка выступает и как символ высшего смирения и принятия Божественной воли, и как символ величия Иисуса, прообраз величайшего чуда Воскресения Христа и грядущей победы над смертью – победы духовной и физической. Крест символизирует Спасительную жертву Христа, благодаря которой стало возможно спасение для христиан. 3.1. Характерные богословские темы у других евангелистовЕвангелие от Луки явно испытало влияние Св. Апостола Павла. Здесь все направлено на то, чтобы раскрыть истину – пришествие Мессии – Христа предназначено не только для иудеев, но и для язычников. Иисус является Спасителем всего мира и всех людей. Данная мысль является основной в повествовании. Такие места, как посольство пророка Илии к вдове в СарептуСидонскую, исцеление от проказы пророком Елисеем Неемана-Сирианина (4:26-27), притчи о блудном сыне (15:11-32), о мытаре и фарисее (18:10-14) находятся в тесной внутренней связи с обстоятельно развиваемым учением св. Апостола Павла о спасении не одних иудеев, но и язычников, и об оправдании человека пред Богом не делами закона, а благодатью Божиею, даруемою туне, единственно по беспредельному милосердию и человеколюбию Божию. Никто так ярко не изобразил любви Божией к кающимся грешникам, как это сделал св. Лука, приведший в своем Евангелии целый ряд притч и действительных событий на эту тему. В Евангелии от Иоанна основной становится тема наиболее полного изображения образа Спасителя. Соответственно, тут представлены различные именования Бога. Итак, помимо Логоса, Иоанном употребляются следующие именования: Свет (ст. 5, 7); 3) Агнец Божий (ст. 29, 36); 4) Божий Сын (ст. 34, 49); 5) Христос (Мессия) (ст. 41); 6) Царь Израилев (ст. 49); 7) Сын Человеческий (ст. 51). Основными именами являются: Сын Божий и Спаситель Мира. Эти имена центральные для понимания Евангелия от Иоанна. В Евангелии от Иоанна тема имени Иисуса является лейтмотивом. Апостол Иоанн очень хорошо чувствует, что Иисус начал новую эпоху, порождающую ту реальность, которая предвосхищалась в ветхозаветном миропорядке. Иисус – это исполнение ветхозаветной мессианской надежды, и этот факт подтверждается тем, что Иоанн используют те же термины, что и синоптики (Мессия, Царь Израилев, Сын Человеческий, Сын Божий), даже если несколько иначе. Немаловажно, что Сам о Себе Иисус никогда не говорит как о Слове (Логосе) Божием. Так о Нем говорит лишь Апостол Иоанн.О Христе в Евангелии неоднократно говорится, что Он послан Отцом (Ин. 3. 34; 5. 36 и др.). Об этом свидетельствует и Сам Христос: «Отец любит Сына и все дал в руку Его» (Ин. 3. 35). Евангельские слова о единстве Отца и Сына указывают прежде всего на Их единство в деле откровения и спасения человечества (8. 16; 10. 25-30; 14. 10-11; 17. 10). Ключ к ответу лежит в антиномии Отеческого-и-Сыновнего отношения: Отец, как Отец, всегда больше Сына, но Сын, как Сын, всегда равен Отцу. Когда Христос использовал имя «Сын человеческий» по отношению к Себе, Он придавал ему новый смысл. В то время как арамейское «barnasha» могло обозначать человеческое существо в обычном смысле, некоторая двусмысленность, свойственная этому выражению, позволяла Иисусу придать ему более широкое и глубокое значение; таким образом оно одновременно вызывало представление как о Его Божественном происхождении, так и о Его последующих страданиях (Ин 1:51; Мк 9:12).Именно на теологии Евангелия от Иоанна зиждется православная доктрина о взаимоотношениях Отца и Сына. Отличительное свойство Первой Ипостаси – нерожденность – состоит в том, что Отец: «ни от кого не получил бытия, ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит», «имеет жизнь в самом себе» (Ин. 5, 26),«сам от себя имеет бытие и из того, что имеет ничего не имеет от другого; напротив, Он Сам есть для всех начало». Рождение от безначального Отца является личным свойством Сына и это рождение: «безвременно и безначально, ибо не из чего сущего приведен в бытие Сын Божий, но Он был присно со Отцом из Которого родился вечно и безначально. Ибо Отец никогда не существовал, когда не было Сына», Он всегда пребывает «в недре Отчим» (Ин. 1, 18). Личное свойство Святого Духа состоит в том, что Он не рождается, а исходит от Отца: «так же непостижимо и недоведомо, как и рождение Сына». Также, по Гал. 4:4, Иисус Христос – единственный Сын Бога Отца. Называя Его Единородным Сыном, апостол Павел перекликается с подобным выражением евангелиста Иоанна (Ин. 1:18). Это слово обозначает то, что Иисус Христос есть единственный Сын, причем в собственном смысле этого слова, рожденный Отцом по Божеству. Сын Божий – точнейшее и совершеннейшее отображение сущности Отца. Это выражение очень точно указывает на подлинное Богосыновство Христа.Также Иисус называется Спасителем мира. Служение, посредством которого Иисусом было совершено Искупление или Спасение людей, как Мессия или Христос (что означает помазанный, то есть по человечеству преисполненный всеми дарами Духа Святаго), является по характеру своему трояким – пророческим, первосвященническим и царским. Открытие пророческого достоинства осуществляется в учении Христа, его пророчествах и чудесах, первосвященническое – в том, что Он принес Себя в жертву ради того, чтобы принести искупление роду человеческому, царское – во владычестве или самодержавии Христа над Божиим Царством. В узком смысле  оправдание или искупление приурочено к первосвященническому служению Христа, то есть  здесь подразумевается, что Иисус принес Себя в жертву для искупления всего человечества.  В Библии преимущественно под Искупление подразумевают именно первосвященническое служение Иисуса Христа. Это следует и из изречений Святых Отцов Церкви.Если мы рассмотрим значение славянского слова «искупление», то увидим, что оно означает избавление, освобождение из рабства путём выкупа, и предполагает наличие состояния несвободы, рабства. От того, какой характер носит это рабство, зависит и то, каким будет освобождение. Искупление является необходимостью для спасения человечества. Чтобы обрести спасение, недостаточно только иметь учение Иисуса и пример Его земного пути. Для исцеления человечества возникла нужда в особой Божественной помощи, искупительной жертве Спасителя, посредством которой обновилось само естество человечества. Апостол Матфей обратил свое Евангелие к иерусалимской общине. Второй, не менее важный, момент – это цель. Он писал для иерусалимлян с целью показать, что Иисус из Назарета есть обетованный Мессия – Тот от века ожидаемый Священный Царь, Который пришел для того, чтобы спасти – но не только иудеев, а весь мир – от греха, смерти и проклятья. Имея в виду два этих важных аспекта, мы можем сказать, что отличает Евангелие от Матфея от других. Особенность номер один – это обилие ветхозаветных цитат в первом Евангелии. Здесь мы находим более двадцати прямых заимствований, а если говорить о косвенных, так называемых парафразах, аллюзиях, то их исследователи насчитывают не менее шестидесяти. Скрытые цитирования ветхозаветных пророчеств мессианских мест, например, когда Господь находится на Кресте и произносит: «Боже, Боже Мой, вскуюМя оставил еси?» Это, по сути дела, тоже есть одна из цитат. Конечно, нельзя не заметить здесь и то, что евангелист Матфей приводит не простые тексты. Он не находит их в Библии Ветхого Завета и, можно сказать, притягивает к свидетельству того, что Иисус есть обетованный Миссия. Нет, все, что он цитирует, – это действительно мессианские места, которые являлись таковыми у ветхозаветных иудеев эпохи Христа Спасителя.Особенностью является и то, что в Евангелии от Матфея не объясняются иудейские обычаи и постановления, так как его читатель не нуждается в том, чтобы ему объясняли, по каким правилам, законам и заповедям живут иудеи.Касаясь символа Евангелия от Матфея, можем сказать, что символом является человек, или, если быть более точным, Сын Человеческий – это мессианский титул, который был введен ветхозаветным пророком Иезекиилем, но более прочно утвержден пророком Даниилом, который, как мы знаем, видел подобного Сына Человеческого. В Книге Даниила мы читаем об этом. Христос неоднократно, особенно в этом Евангелии, называет Себя «Сын Человеческий», а поскольку это мессианский титул, то усвоив этому Евангелию именно этот символ, мы говорим, что это действительно мессианское Евангелие, которое показывает нам Иисуса из Назарета как истинного Мессию.ЗаключениеНа основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.Евангелие от Марка отличается тем, что оно преимущественно раскрывает не только учение Спасителя, но и Его Личность. Величие Спасителя – это самый значимый аспект, через который апостол Марк раскрывает особенности того учения, которое принес в наш мир Христос. Апостол Марк потому столь подробно описывает чудеса Спасителя, чтобы показать подлинную силу и могущество Спасителя как Сына Божьего. И Божественное царство для евангелиста Марка – это Царство не слова, но Божественной спасительной силы, которая и была заключена в Сыне Божьем. Эта сила последовательно проявляется в Богочеловеке. Разнообразные болезни, потребность в пище, страдания вследствие природных катаклизмов, бедствия, вызванные грехом (Мк. 2:5) и смертью (Мк. 5:42), – все преодолевается Христом. Злые духи обращаются в бегство перед Ним, имеющим власть, – Святым Божьим (Мк. 1:24), Сыном Божьим (Мк. 5:7). Люди прибегают к Его помощи, и Его силы достаточно, чтобы избавить людей от любых бедствий, сколь бы ни возрастало число нуждающихся (Мк. 3:10). Другая значимая для апостола Марка тема – это вера. Евангелист Марк пишет о том, как неверующие пытались противостоять Мессии (Мк. 6:5.6), отвергали веру. Тем не менее, Евангелие от Марка – это подлинный гимн славы Божественного Царства, Божественной силы Спасителя. И Спаситель идет на те Страдания, Которые уже заранее были Ему предначертаны. Кроме того, для евангелиста значим аспект учительства Спасителя. Именно через учеников закладывается основа Церкви и последующего распространения веры. Соответственно, неслучайно во второй части Евангелия акцент смещается именно на воспитание учеников. Также было выявлено, чтоЕвангелие от Марка часто определяется как Евангелие и богословие креста, поскольку именно здесь богословие креста раскрывается наиболее подробно. Евангелист Марк обращает особое внимание на последние дни Христа, на Страдания Спасителя на кресте, на распятие и значимость данных событий.Крест в Евангелии от Марка – это символ высшего смирения, полного доверия Божественной воле. Как Христос принимает Свои страдания на кресте, так и христианам надлежит в полной мере отдать свою жизнь вере и нравственному совершенству. Кроме того, крест в Евангелии от Марка – это и прообраз Спасения, Искупления Христом грехов, благодаря спасительной жертве Иисуса на кресте произошло восстановление связи между Богом и человечеством. Список источников и литературыСвященное Писание. http://libholy.narod.ru/bible/index.htmАверкий (Таушев), архиепископ. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. ПСТБИ, М., 2002 Александр (Милеант), еп. К познанию Библии.// http://vsemolitva.ru/b4/biblia6.html3.Александр (Милеант), еп. Основы православной веры.// http://vsemolitva.ru/b4/symvol.htmlАпостол и евангелист Марк. – Режим доступа: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1123101Верховской С. Об имени Божием. — Православная мысль. Вып. VI. Париж, 1948.Давыденков О. Догматическое богословие: Курс лекций. В 3-х ч. – М., 1997./Электронный ресурс: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»// http://www.sedmitza.ru/text/431685.htmlИлларион (Алфеев), митр. Православие. Крест Христов. – Режим доступа: http://pravoslavie.by/page_book/krest-hristovИоанн Недзельницкий, прот. О почитании Святого Креста. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-pochitanii-svjatogo-kresta/Каравидопулос И. Введение в Новый завет. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedenie-v-novyj-zavet-karavidopulus/7_2 Малков П.Ю. Под Главою – Христом. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pod-glavoyu-hristom/Покорны П., Геккель У. Введение в Новый Завет. Обзор литературы и богословия Нового Завета / Пер.с нем. (Серия «Современная библеистика»). - М.: Издательство ББИ, 2012. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3. С. 375.

Список источников и литературы

1. Священное Писание. http://libholy.narod.ru/bible/index.htm
2. Аверкий (Таушев), архиепископ. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. ПСТБИ, М., 2002
3. Александр (Милеант), еп. К познанию Библии.// http://vsemolitva.ru/b4/biblia6.html
4. 3. Александр (Милеант), еп. Основы православной веры.// http://vsemolitva.ru/b4/symvol.html
5. Апостол и евангелист Марк. – Режим доступа: http://hram-troicy.prihod.ru/zhitie_svjatykh_razdel/view/id/1123101
6. Верховской С. Об имени Божием. — Православная мысль. Вып. VI. Париж, 1948.
7. Давыденков О. Догматическое богословие: Курс лекций. В 3-х ч. – М., 1997./Электронный ресурс: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»// http://www.sedmitza.ru/text/431685.html
8. Илларион (Алфеев), митр. Православие. Крест Христов. – Режим доступа: http://pravoslavie.by/page_book/krest-hristov
9. Иоанн Недзельницкий, прот. О почитании Святого Креста. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-pochitanii-svjatogo-kresta/
10. Каравидопулос И. Введение в Новый завет. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedenie-v-novyj-zavet-karavidopulus/7_2
11. Малков П.Ю. Под Главою – Христом. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pod-glavoyu-hristom/
12. Покорны П., Геккель У. Введение в Новый Завет. Обзор литературы и богословия Нового Завета / Пер.с нем. (Серия «Современная библеистика»). - М.: Издательство ББИ, 2012.
13. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 3. С. 375.

Вопрос-ответ:

Кто был автором Евангелия от Марка?

Автором Евангелия от Марка считается евангелист Марк, который был сподвижником святого апостола Петра.

Какие особенности идейного своеобразия присутствуют в Евангелии от Марка?

В Евангелии от Марка можно выделить такие особенности идейного своеобразия, как акцент на действии и служении, подчеркивание страдания и мученичества Христа, а также внимание к простым людям и их вере.

Какие богословские темы характерны для Евангелия от Марка?

В Евангелии от Марка присутствуют такие характерные богословские темы, как служение и послужение, понимание Христа как Слова и Бога, Его страдание и смерть, а также Его воскресение и победа над смертью.

Какое значение имеет Евангелие от Марка в Православной Церкви?

Евангелие от Марка имеет важное значение в Православной Церкви, так как оно является одним из канонических текстов и является источником богословской и духовной науки. Оно также служит основой для многих богослужений и представляет собой важный источник для изучения жизни и учения Иисуса Христа.

Какое место занимает Евангелие от Марка среди других евангелий?

Евангелие от Марка является одним из четырех евангелий Нового Завета и занимает свое особое место среди других евангелий. Хотя оно самое короткое из четырех, оно содержит множество ценных идей и проповедных материалов. Оно также является исходным источником для более поздних евангелистов, и его текст используется в составлении синоптической проблемы.

Кто был автором Евангелия от Марка?

Евангелистом Марком был апостол Петр.

Какие богословские темы присутствуют в Евангелии от Марка?

В Евангелии от Марка присутствуют такие богословские темы, как служение, мученичество, идейное своеобразие и другие.

Сколько глав в Евангелии от Марка?

В Евангелии от Марка 16 глав.