Культурно-образовательный потенциал изобразительного искусства в деятельности учреждений культуры
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 21.11.2021
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Культурно-образовательный потенциал в деятельности учреждений культуры 5
1.1 Понятие потенциала 5
1.2 Понятие культурно-образовательного потенциала 8
Глава 2. Характеристика культурно-образовательного потенциала изобразительного искусства в деятельности учреждений культуры 17
2.1 Характеристика деятельности учреждений культуры 17
2.2 Способы реализации культурно-образовательного потенциала изобразительного искусства в деятельности учреждений культуры 21
Заключение 29
Список литературы 30
Одной из базовых национальных ценностей является искусство, воплощенное в форме красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, эстетического развития, этического развития, развития творческих способностей. Приобщение к искусству школьник получает как раз на занятиях изобразительного искусства. При включении в такие занятия, обучающиеся, не только формируют, развивают и совершенствуют свои изобразительные и творческие навыки, но также и получают духовно-нравственное развитие, что важно при условии новых образовательных стандартов.В качестве наиболее яркого примера по созданию рабочих программ для обучения изобразительному искусству, необходимо отметить работы такого автора, как Б.М. Неменский .В частности, рассмотрим рабочую программу «изобразительному искусству» для 7класс из образовательной области «Искусство».Данная программа применяется с целью создания условий для планирования, управления и организации образовательным процессом по изобразительному искусству для обучающихся 7 класса. Программа представляет собой более углубленное и расширенное изучение некоторых тем, которые указаны в календарно-тематическом планировании.Важно отметить, что реализация данной программы предполагает практическое осуществление различных компонентов федерального государственного стандарта образования по предмету «Изобразительное искусство».В рамках тематического плана определены следующие виды и приёмы художественной деятельности обучающихся на уроках изобразительного искусства с применением разнообразных форм выражения :- изображение предмета на плоскости, а также в объёме (как с натуры, так и по памяти, представлению);- работа конструктивная и декоративная;- восприятие обучающимися явлений действительности, а также различных произведений искусства;- обсуждение работ участников занятия, результатов их коллективного творчества, в ходе которого происходит формирование навыков учебного сотрудничества, а именно: умения договариваться, умения распределять работу, умения оценивать собственный вклад в коллективную деятельность, а также её общий результат;- умение подбирать иллюстративный материал к изучаемым темам;- прослушивание литературных и музыкальных произведений (классических, народных, современных).Важно отметить, что в целях планируемого практического исследования, на художественных курсах, нами будут применяться лишь элементы обучающих программ, направленные, главным образом, на обучение школьников таким техникам, как карандашный набросок, доведение наброска до линейного рисунка, а именно рисунок без тона и штриха, состоящий из определенных линий.В области технического обеспечения методика обучения компьютерной графике в школе имеет целью обосновать выбор технических средств для сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе, определить параметры оборудования типовых школьных кабинетов ИЗО; изучить пути эффективного использования серийных средств и оригинальных разработок, ориентированных на среднюю школу .Учебно-методическое обеспечение школьного курса компьютерной графики включает учебные программы, методические пособия, учебники, программные средства для поддержки учебно-познавательной деятельности при обучении компьютерной графике, а также других школьных предметов, на которых можно испытать методологический влияние компьютерной графики и для курсов, при преподавании которых планируется использование средств компьютерной графики.Современные цели обучения компьютерной графике определяются необходимостью формирования основ информационной культуры учащихся, предпосылкой которой является компьютерная грамотность. Культура компьютерной графики может рассматриваться как составная часть общей культуры, ориентированная на дополнительное творческое обеспечение человеческой деятельности. Культура компьютерной графики отражает достигнутые уровни организации творческих процессов и эффективности создания, сбора, хранения, обработки, представления и использования графических работ, обеспечивающих целостное видение мира, его моделирования, предсказания результатов принимаемых решений человеком. Основные компоненты культуры компьютерной графики:-понимание сущности творчества и графических процессов, их роли в познании окружающей действительности и творческой деятельности человека, в управлении техническими и социальными процессами, в обеспечении связи живого с внешним окружением;-понимание проблем представления, оценки и измерения творчества, ее восприятие и понимание сущности формализации суждений, связи между содержанием и формой, роли компьютерной графики в современной информационной технологии.Главным вопросом на сегодняшний день в системе нового образования считается овладение обучающимися умениями и навыками саморазвития личности, что в большой степени достигается посредством внедрения инновационных технологий и организации процесса обучения. Новые формы развития при этом требуют и новых правил, и новых путей достижения положительных результатов. Подобная позиция требует от современного образования реформирования, обновления его содержания и применения новых педагогических подходов, а также внедрения информационных и коммуникационных технологий, которые модернизируют весь учебный процесс.Дидактическая роль цифровых-графических средств, к которым, в частности относятся мультимедийные, в процессе очень разнообразна и зависит от того, насколько она уже известна ученикам, впервые ли они знакомятся с этим средством обучения и творчества. От качества, глубины и объема знаний, которыми овладевает подрастающее поколение, во многом зависит дальнейшее развитие нашего государства. И поэтому сегодня, в условиях ускорения научно-технического прогресса, реализации реформы школы актуальной становится проблема научить учеников мыслить, вырабатывать устойчивый интерес к знаниям и стремление самостоятельно овладеть ими, сознательно применять полученные знания .Развивать способности означает все лучше выполнять какое-то дело, учиться наблюдать, мыслить, самостоятельно работать, находить правильные пути решения поставленных проблем.По нашему мнению, при применении интерактивных методов обучения, обучающийся может учиться делать сознательный выбор в множестве альтернатив творчества, а также брать на себя ответственность за принятие самостоятельных решений относительно решения различных задач и упражнений. Важно отметить, что каждый обучающийся может это делать сознательно и грамотно. При применении интерактивных технологий при обучении создаются благоприятные возможности также и для духовного развития личности школьников, процесс социализации проходит более эффективно.Процесс обучения компьютерной графике не является автоматическим вложением учебного материала в сознание ученика. Данный процесс требует напряженной умственной работы школьника, а также его собственной активности и участия в данном процессе. Отдельное использование объяснения и демонстрации, не дадут настоящих и устойчивых знаний. Этого необходимо достичь только при помощи активного и интерактивного обучения, какое происходит на уроках компьютерной графики. Мастерство педагога помогает обучающимся достичь лучших результатов теми средствами и методами, которые, по его мнению, являются наиболее оптимальными в каждой отдельной учебной ситуации. Организованная совместная деятельность в проведении коллективных обсуждений и работе способствует не только объединению коллектива, но также и формированию единой цели. Игровые методы и технологии при интерактивном обучении (например, ситуативное моделирование), которые интересны, наполнены эмоциональностью, способствуют благоприятному социальному развитию школьника. Интенсивный метод, который объединяет учебную ситуацию и реальную коммуникацию, основывается на высокой мотивации. Эта мотивация достигается, в частности, использованием игровых стимулов, которые включены во все виды учебных материалов.Рассмотрим программы, применяемые как в рамках основного, так и дополнительного образования по предмету компьютерная графика.Необходимо указать на растровый редактор Photoshop. Данная программа предоставляет такие возможности, как работа со слоями, компоновка изображений, коррекция цвета и тона, ретуширование фотографий, техника работы со слоями, а также рисование и редактирование с применением спецэффектов, различных фильтров, контуров. Отметим, что в рамках элективного курса изучаются методы и принципы по цифровой обработке изображений при помощи графического редактора AdobePhotoshop CS6.Однако, элективный курс имеет такую особенность, как выраженная практическая направленность, которая во многом определяет логику построения всего материала на учебных занятиях. За место того, чтобы начать обучение с подробного изучения всех инструментов Photoshop, школьникам предлагается уже на первых занятиях изучить одни из самых распространенных способов получения графических изображений, а именно: съемку цифровыми фотоаппаратами и сканирование. Следующим этапом предлагается освоить кадрирование и обработку изображений в целом. Только после этого изучаются инструменты Photoshop в тесной зависимости с задачами, возникающими в реальных ситуациях. Можно говорить о том, что на настоящий момент общепризнанные лидеры в множестве графических программ - это «AdobePhotoshop» и «CorelDraw».Программа «AdobePhotoshop» применима при работе с растровой (или пиксельной) графикой. С её помощью подготавливают растровые изображения к печати, ретушируют фотографии, монтируют коллажи и рисуют. «CorelDraw» — программа для работы с векторной графикой, она как нельзя лучше подходит для составления чертежей, подготовки макетов изображений, и рисования технических объектов. Особенностью векторной графики является её возможность изменения размеров без потери качества изображения. Поэтому в нашей работе было решено применение обоих графических редакторов. Сама программа «Photoshop» используется и для редактирования растровых изображений, для оформления дизайнерских макетов и служит хорошим инструментом для художников, дизайнеров и фотографов. Кроме того, в пакет «Adobe» входят также различные программы для работы не только с растровой, но и векторной графикой, а также для создания анимации и работы с Flash.Ещё одним важным инструментом любого дизайнера является программа «CorelDraw», разработанная в 1989 году компанией «Corel». С тех пор каждая версия программы дополнялась набором полезных функций и сегодня «CorelDraw» представляет собой целый пакет различных программ для работы, как с векторной, так и с растровой графикой, которые могут работать, интегрируясь друг с другом. На сегодняшний день самыми популярными являются версии «CorelDraw X5». Одной из новых возможностей «CorelDraw X5» является возможность сохранения рисунков в формат «PDF» добавлены новые панели инструментов, шаблонов и клипартов. Кроме того в пакет «CorelDraw» входят программы для работы со всеми видами графики, а также приложение для создания анимации и Flash-анимации.В принципе «CorelDraw и «AdobePhotoshop» равноценные программы, но с разными принципами работы. Какую из них выбрать, зависит от технических возможностей оснащения компьютерного класса, а также от личных предпочтений педагога, поскольку у «AdobePhotoshop» тоже имеет достаточно много положительных отзывов и возможностей. Таким образом, рассмотренные методы, технологии, программы, которые применяются в ходе обучения школьников на уроке компьютерной графики и во внеурочной деятельности, составили нам достаточную теоретическую базу для реализации практических задач исследования. ЗаключениеСоциально-культурная деятельность — это деятельность рассматривается в качестве процесса, направленного на образования условий, чтобы можно было более полно реализовывать самореализацию и развитие группам и личностям в области досуга. Причем решается все разнообразие проблем, которые связаны с организацией досугового времени: с общением, созданием и усвоением культурных ценностей и пр.К наиболее эффективным видам информации относится информация графическая. Несколько лет назад изучение графических редакторов, как одного из материалов ИЗО, не было включено в общую программу, соответственно, не могло позволить более глубоко раскрыть имеющийся творческий потенциал обучающихся. Использование таких при помощи компьютера графических пакетов, как CorelDraw и AdobePhotoshop с целью развития творческих способностей можно назвать актуальной проблемой современного урока компьютерной графики, информационно коммуникативных технологий и ИЗО, а также специальных кружков и дополнительного образования по данным предметам. Современные программы, принятых Министерством образования РФ, уделяют изучению раздела «Компьютерная графика» мало учебного времени. Именно поэтому обязательный минимум содержания образования, который принят на сегодняшний день, предусматривает освоение графических пакетов, средств и технологий работы с графикой, создание, а также редактирование графических объектов различными средствами графических редакторов и систем анимационной и презентационной графики.Помимо сказанного, творческие способности обучающихся эффективно развивать на занятиях изобразительного искусства, поэтому нами было решено интегрирование, комбинирование данных учебных областей для того, чтобы организовать занятия, сочетающие изобразительные техники как карандашного наброска и дальнейшего графического редактирования эскиза посредством компьютерных программ.Список литературы
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. - М.: Аспект Пресс, 2006. — 236 с.
2. Воробьева И.В. Социально-культурная деятельность. - ГИУСТ БГУ, 2009. - 106 с.
3. Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю. Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 64 с.
4. Генисаретский О.И., Носов Н.А., Юдин Б.Г. Концепция человеческого потенциала: основные положения // Человеческий потенциал России: опыт комплексного подхода. – М., 1999. – 176 с.
5. Гилязиева Э.М. К вопросу о формировании социально-здоровой личности в процессе культурно-досуговой деятельности. // Журнал. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - №, 2011. – С. 1-7.
6. Головина Г.В. Культура досуга как условие адекватного развития личности. // Журнал. Аналитика культурологи. - №, 2011. – С. 1-4.
7. Данилов В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда. - Минск: УИЦ БГПУ, 2004. – 300 с.
8. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. — 480 с.
9. Жаркова А.А. Проблемы развития личности в условиях социально-культурной деятельности. // Журнал. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - № 2(40), 2022. – С. 98-105.
10. Зайцева Т.А. «Культурный потенциал» в ряду категорий обществознания. // Вестник Челябинского государственного университета. - №, 2008. – С. 114-119.
11. Зезека Е.М. Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры: дисс. на соиск. уч. степни канд. пед. наук. - Тамбов, 2011. - 269 с.
12. Изобразительное искусство в начальных классах // Под. ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. - Минск: Народная асвета, 1992. – 400 с.
13. Кирик, Е. Е. Реализация культурно-образовательного потенциала естественно-научных музеев / Е. Е. Кирик, В. Н. Алиясова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 1-3.
14. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
15. Кургузов В.Л. Триптих: Культура и культурный потенциал в проблемном поле процессов глобализации // Монологи о культуре. – Избр., в 2х томах. – УланУдэ: ВСГУТУ, 2012. – Т.1. – Теория и история культуры. – С. 405495.
16. Набиев В.Ш. Образовательный потенциал: дефиниции понятия, структура и значение в компетентностном подходе. // Крымский научный вестник. - №, 2015. – С. 1-15.
17. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2007. – 347 с.
18. Порозов Р.Ю. Культурно-образовательный потенциал городского пространства: теоретико-культурологический анализ : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Порозов Роман Юрьевич; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства].- Челябинск, 2009.- 160 с.
19. Реанович Е.А. Смысловые значение понятия «Потенциал». // Международный научно-исследовательский журнал. - №, 2012. – С. 14-15.
20. Смеянов С.Н. значение социально - культурной деятельности в формировании личности человека. // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики. : сборник статей Международной научно - практической конференции (13 апреля 2017 г., г. Оренбург). В 3 ч. Ч. 2/- Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - №, 2017. – С. 24-26.
21. Современные технологии социально-культурной деятельности. // под ред. Е.М. Григорьевой. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. - 284 с. Аванесова Г.А.
22. социального центра / М. С. Якушкина // Научный диалог. — 2015. — № 10 (46). — С. 120—133.
23. Стрельцов Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности. // Журнал. Вестник культуры и искусств. - № 2 (12), 2007. – С. 152-161.
24. Якушкина М. С. Педагогический потенциал культуры как ресурс развития современного
25. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности. - М.: МГУКИ, 2007. — 360 с.
Вопрос-ответ:
Что такое культурно образовательный потенциал?
Культурно образовательный потенциал - это совокупность знаний, навыков, умений и практических навыков, которые могут быть использованы для развития культурной сферы и образования.
Какие преимущества имеет изобразительное искусство в деятельности учреждений культуры?
Изобразительное искусство имеет большой культурно образовательный потенциал, так как оно способствует развитию творческого мышления, эстетического восприятия и культурной осведомленности.
Какой вклад в развитие культурного образования могут внести учреждения культуры?
Учреждения культуры могут предоставлять образовательные программы, выставки, мастер-классы и другие активности, которые позволяют людям расширить свой кругозор и развить интерес к изобразительному искусству.
Какие способы реализации культурно образовательного потенциала изобразительного искусства существуют?
Реализация культурно образовательного потенциала изобразительного искусства может осуществляться через организацию выставок, работу с творческими группами, проведение мастер-классов и участие в конкурсах и фестивалях искусства.
Какая роль изобразительного искусства в образовательном процессе?
Изобразительное искусство играет значительную роль в образовательном процессе, так как оно способствует формированию эстетических ценностей, развитию творческих способностей и способности анализировать и интерпретировать произведения искусства.
Какие понятия связаны с культурно-образовательным потенциалом в деятельности учреждений культуры?
Понятия "потенциал" и "культурно-образовательный потенциал" связаны с деятельностью учреждений культуры.
Какова характеристика деятельности учреждений культуры в контексте изобразительного искусства?
Деятельность учреждений культуры в контексте изобразительного искусства характеризуется способностью предлагать разнообразные культурно-образовательные программы, организовывать выставки, мастер-классы, экскурсии и другие мероприятия, которые позволяют людям познакомиться с историей искусства, развивать свое творческое потенциал и обогащать свой культурный опыт.
Как реализуется культурно-образовательный потенциал изобразительного искусства в деятельности учреждений культуры?
Культурно-образовательный потенциал изобразительного искусства в деятельности учреждений культуры реализуется через проведение выставок, организацию мастер-классов и творческих встреч, разработку образовательных программ, создание арт-пространств и галерей, а также через участие в культурных исследованиях и проектах.